Затем следует пять будничных дней или дней седмичных, которым посвящена 9 глава Типикона. Из них два дня (среда и пятница) являются особыми, потому что тема этих дней Господская, как и в день воскресный. Конечно, среда и пяток с неделей не сравнимы, но с точки зрения седмичной службы являются как бы более важными, чем понедельник, вторник и четверг. Наконец, совершенно особое место занимает суббота. В субботу не такое праздничное богослужение, как в воскресенье, но и не такое будничное, как в седмичные дни. В церковном году есть две важнейшие субботы, в которых и коренится все богослужебное учение о субботе и которые являются источником устроения субботнего богослужения для всего года — Это Суббота Великая (Суббота Страстной седмицы) и Лазарева суббота. Все субботы года связаны с ними. Об этом и о смысле субботнего дня мы подробно говорили в Великую Субботу, хотя этому нам несколько мешала тема «освящения» куличей. Теперь надо сказать, что в зависимости от праздничного знака структура богослужения так же видоизменяется. Например, богослужебные тексты могут менять свое место. Это касается ектений. На будничной вечерне сначала идет просительная ектенья, а в конце — сугубая, а вот на великой вечерне ектеньи идут в другом порядке: сначала сугубая, полная, а потом просительная, то есть набор ектений остался тот же, но изменен порядок. Может читаться или петься другой вариант текста. Например, в схеме много раз встречается указание: “И ныне. Богородичен”. На будничной службе употребляются будничные Богородичны, а на праздничной службе употребляются праздничные (или воскресные), т.е. те, которые взяты из воскресной службы. Они находятся в приложениях Минеи. Там четыре приложения: два — будничных и два — праздничных. На праздничной службе будет тоже взят Богородичен, но другой вариант текста — праздничный. Могут добавляться новые тексты, которых не было на будничной службе. Например, паримии. Как правило, это ветхозаветные чтения о событиях, явившихся прообразом событий новозаветных. Но бывают и новозаветные паримии: на праздники апп. Петра и Павла и Иоанна Богослова на месте паримии читаются отрывки из Посланий апостольских.

http://azbyka.ru/video/45-principy-sosta...

В календаре рисуем притчу о десяти девах – и тут часто встречается очень интересное  и необычное выражение детьми своего понимания этой притчи. На разных рисунках можно увидеть и прекрасный брачный пир, где парят Ангелы  и растет древо жизни; и Херувима с огненным мечом, отступающего от врат рая; и сияющие внутренним светом души пяти мудрых дев; и дорогу к  Царству Небесному через Крест − детское восприятие  очень образное. Великая среда – день, когда Иуда предает Учителя, а жена-грешница, приносящая миро, получает отпущение грехов. Тоже повод поговорить о святости, о спасительности покаяния, о том, как резко может измениться человек. Великий четверг – безусловно, Тайная вечеря, омовение ног, установление Таинства Причастия. Дети до определенного возраста воспринимают причастие очень естественно, как неотъемлемую часть своей жизни, и, на мой взгляд, не стоит заострять внимание на чисто богословских вопросах пресуществления хлеба и вина в Кровь и Тело Христовы, если дети об этом не спрашивают. В великую пятницу мы говорим о Распятии: рассматриваем символику нательного креста, говорим о страшных событиях этого дня, о предательстве и смерти. Мало кто из детей, кстати, знает точно, что за фигуры изображены стоящими у подножия большого храмового Распятия. Смотрим фильм о Плащанице. Великая суббота – сошествие во ад и освобождение людей. И, наконец, кульминация мировой истории – Воскресение Христа, праздник Пасхи. Отверзлись врата рая для людей, смерть побеждена – и  здесь бывает интересно выслушать мнение самих детей, как они понимают это событие, какие у них возникают вопросы. С детьми постарше (четвертый и пятый классы – это дети одиннадцати-двенадцати лет) мы уже погружаемся в более серьезный разбор богослужения и текстов Страстной седмицы. Нет ничего печальнее, когда для человека является привычной нормой прийти в храм постоять на службе и в лучшем случае помолиться своими словами, не вникая в то, что поется и читается. С детства хочется заложить другой подход: максимально готовиться к богослужению, понимать, о чем и зачем нам будет говорить Святая Церковь в этот день.

http://azbyka.ru/deti/deti-i-strastnaja-...

Совершение Литургии святителя Григория Двоеслова в некоторых местах практикуется и утром, если в этом есть необходимость или же это предусмотрено местной традицией, как, например, в соборе в честь Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых в Санкт-Петербурге. «В нашем храме Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в вечернее время во все дни, когда она предусмотрена Уставом. Есть лишь два исключения, когда мы переносим это богослужение на утро. Первое — наш престольный праздник, день празднования Феодоровской иконы Божией Матери (27 марта), если он выпадает на будние дни, по причине участия в нем гостей (клириков и прихожан других храмов), которым неудобно приехать в храм вечером, ведь многие живут или служат далеко, — объясняет настоятель собора протоиерей Александр Сорокин. — Второе исключение — Великая Среда. В этот день вечером совершается утреня Великого Четверга». Для обоснования упомянутой практики совершения Литургии Преждеосвященных Даров священник приводит несколько аргументов, в частности богословско-литургический, согласно которому данное богослужение начинается вечером, потому что сопряжено с уставной вечерней (которая, в свою очередь, в древности совершалась исключительно вечером). Соображения аскетического толка в данном случае связаны с продолжительной подготовкой христианина к принятию Святых Даров. Однако важно помнить, что меру строгости евхаристического поста каждый определяет по силам, согласовывая данный вопрос с духовником. «Молящихся и причастников на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров бывает значительно больше. Прихожанам полюбились эти вечерние службы. Мне лично, как человеку, работающему все седмичные дни в синодальном учреждении, вечерние Преждеосвященные подарили возможность не выпадать из великопостного духовного настроя в течение всей Четыредесятницы, как бывало прежде, когда участие в собственно великопостных службах большей частью ограничивалось у меня первой седмицей, а потом уже Страстной, — поясняет настоятель столичного храма в честь Воскресения Словущего на Успенском Вражке заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрофорный протоиерей Николай Балашов . — И по свидетельствам прихожан, рабочий день, прошедший в бодрственном ожидании предстоящей встречи со Христом в Святом Приобщении, — это очень важный духовный опыт. Все-таки евхаристический пост, проведенный главным образом ночью в постели, — это не то же самое, что пост, сочетаемый с исполнением ежедневных обязанностей».

http://e-vestnik.ru/analytics/v_suete_bu...

По сложившейся традиции сразу после Литургии совершается великая вечерня с великим прокимном «Кто Бог велий, яко Бог наш…» и чтением коленнопреклонных молитв. С этого дня верующие вновь могут в церковной и домашней молитве вставать на колени. Три коленнопреклонных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших читаются не вместе, а в разные периоды богослужения, предваряемые особым возгласом диакона «Паки и паки, преклонше колена , Господу помолимся». Духовенство и все молящиеся в храме встают на колени. По окончании молитвы диакон возглашает «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», после чего все верующие встают. На следующий день после праздника Пятидесятницы совершается память Дня Святого Духа. Вся седмица сплошная, то есть среда и пятница не являются на этой неделе постными днями. Иконография праздника Изображения праздника Пятидесятницы существовали еще в ранней Церкви в виде настенных росписей. Но самое раннее изображение этого события, которое сохранилось до нашего времени, — миниатюра VI века в Евангелии Раввулы. На миниатюре иконографическая схема праздника до конца еще не сформирована. Например, апостолы стоят и находятся не в горнице. Но в будущей иконографии закрепилась одна из особенностей изображения Пятидесятницы, присутствующая на миниатюре, — языки пламени, сходящие на 12 апостолов. Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра из Евангелия Раввулы. VI в. Начиная с IX века композиция становится более устойчивой, и апостолы уже всегда изображаются сидящими с активной жестикуляцией. Миниатюра Хлудовской Псалтири, IX в. Для византийской и древнерусской иконографии характерным элементом становится изображение старца с короной на голове — царя-космоса, который может изображаться или в полный рост, сидящим со скрещенными ногами, либо на небольшом седалище, или по пояс. Благовещенский собор Московского Кремля. XV в. Интерпретаций этой фигуры немало: одни исследователи соотносят старца с пророком Иоилем, на пророчество которого ссылается автор Книги Деяний (см.: Иоиль 2:28), другие — с царем Давидом, пророчествовавшим о Вознесении, которое имеет отношение к событию Сошествия Святого Духа. Третьи предполагают, что этот образ заменил собой «народы», которые изображались в более ранней иконографии и обозначали людей, к которым была обращена проповедь апостолов. Рукопись Слов свт. Григория Богослова, IX в.

http://blog.predanie.ru/article/pyatides...

Потому-то и наше обращение к ним рождает в нас юность нашей души, детский благодарный взгляд на смысл нашей веры, дает новую молодость чистого и незамутненного восхищенного сердца, благодарного Богу за даруемую Им надежду непреходящей жизни в Нем. С.А.: – В одной из своих книг вы тщательно исследовали церковные праздники. Открываются ли сегодняшнему исследователю церковной традиции некие тайны, не могущие быть постигнутыми беглым взглядом? Что стало очевидным вам при соприкосновении с этими, казалось бы, обычными и всем известными датами церковного календаря? П.М.: – Все эти праздники свидетельствуют нам об одной и той же единой Тайне. Той Тайне, о которой писал еще апостол Павел: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16). Все праздники как раз об этом – о Тайне Спасения, которое совершил пришедший мир и за этот мир умерший Христос. Что касается самой моей книги «Православные церковные праздники», то она скорее миссионерская, чем исследовательская. Здесь я ставил перед собой очень простую, но в то же время на самом деле очень не простую для меня задачу: как можно проще, яснее и доступнее рассказать неподготовленному читателю, только еще начинающему интересоваться вопросами православной веры, о духовном значении и некоторых особенностях богослужения наших церковных праздников. Просто говорить о сложном – это очень трудно. Но я попытался... Насколько мне это удалось, судить читателям этой книги. Кстати говоря, ту же самую задачу я ставлю перед собой, когда пишу вводные статьи к томам для серии святоотеческих проповедей на церковные праздники в издательстве «Никея»: как можно проще, понятней и доступней рассказать о самом сложном, трудном для понимания современного читателя. Ну, а сами праздники – это та естественная среда, в которой существует всякий православный христианин. Они – реальность нашей церковной жизни, нашей молитвы. Мы посещаем эти богослужения, причащаемся за ними. Я бы очень хотел, чтобы люди, прочитавшие ту или иную мою книгу о церковных праздниках, не просто поставили ее затем на полку, а пошли в день этого праздника в храм.

http://bogoslov.ru/article/5579404

Православие.Ru Поместные Церкви 14 апр Православный Календарь English Српска Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Встреча с Православием Православие.Ru Встреча с Православием Авторы сайта А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Последние поступления [Встреча с Православием/Проповеди] Христианский Новый Год Иеромонах Игнатий (Шестаков) Что такое для христианина Новый год? О чем Господь призывает нас задуматься? [Встреча с Православием/Богослужение] Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 1/14 января 2016 г. Четверг 33-й седмицы по Пятидесятнице. Обрезание Господне. Сретенский монастырь. Божественная литургия Василия Великого. Хор Сретенского монастыря. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Православие.Ru " 2015: лучшее Мы подготовили подборку лучших материалов портала Православие.Ru за минувший 2015 год. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Гордость и гордыня: смысловая ловушка (+ВИДЕО) Игумен Нектарий (Морозов) О том, почему греховно гордиться даже своей страной, как связаны заниженная самооценка и гордыня и чему не учат психологи. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] О жизни протоиерея Думитру Станилоаэ Дмитрий Трибушный «Патриарх богословия» и исповедник, в застенках сохранивший Любовь… Его труды – о святителе Григории Паламе, перевод 12 томов «Добротолюбия» на румынский – способствовали возрождению духовной жизни в стране. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Сибирские воины О тех, кто воевал с верой в Бога и молитвой Ольга Иженякова Они прошли горнило Великой Отечественной – и выжили. Разные люди, разный военный опыт – но в их судьбе чувствуется охранительная десница Божия. [Встреча с Православием/Богослужение] Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 31 декабря 2015 г./13 января 2016 г. Среда 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/put/page336_1078.h...

11. Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Сщмч. Мокия. Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского. Свт. Никодима, архиеп. Сербского. Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приводим порядок совершения бденной службы равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских , в соединении со службой Триоди . Примечание. При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в среду пред Вознесением, во отдание Пасхи». Начало великой вечерни – как в 1-й день Пасхи. Облачившись в епитрахиль и фелонь, иерей при открытых царских вратах с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Слава Святей...», поет: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...». Затем поется 103-й псалом: «Благослови, душе моя, Господа...». («Приидите, поклонимся» не поется.) Совершается каждение всего храма. По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и святых, глас 2-й 4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаголет силы Твоя...». Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На литии стихира храма. «Слава» святых, глас 8-й: «Яко учителие неложнии...», «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...». На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа...», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Радуйся, двоице священная...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» – единожды, как окончание стихиры).

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-24/

Страстная седмица Календарь Страстной седмицы Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа (29 апреля - 4 мая 2024 года)  — Великий Понедельник (29 апреля).   — Великий Вторник (30 апреля)   — Великая Среда (1 мая)   — Великий Четверг (2 мая) Чин омовения ног Чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира.   — Великая Пятница (3 мая) Богослужение Царских Часов. Чин выноса Плащаницы.   — Великая Суббота (4 мая) СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 5 мая Иннокентий Херсонский «Страстная седмица» Крестом и смертью Богочеловека окончено и совершено все, что было необходимо для нашего спасения: рукописание грехов человеческих изглаждено; правда и закон удовлетворены: слава Божия восстановлена; благодать и царство для рода человеческого заслужены. Вместе с сим должно было кончиться и уничиженное состояние нашего Искупителя и уступить место состоянию славы и величия, которое и началось теперь у самого Его гроба: и будет покой Его честь! Читать полностью Иннокентий Херсонский «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» «Блестяще написанная, эта книга была первым в России опытом историко-художественного изложения евангельских событий», — отозвался о книге свт. Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» отец Александр Мень. Иннокентий Херсонский в этой своей книге дал образец применения метода, впоследствии получившего широкое распространение в трудах Ф. У. Фаррара, А.-М. Дидона, Д. К. Гейки, А. Эдерштейма: иллюстрации подробностей евангельской истории данными из всеобщей истории, археологии и др. наук. Интересно мнение святителя об издании этого труда (шире: о книгах по библеистике, богословию и вызываемой реакции на них): «Хотя в них [в рукописях «Последних дней»] и нет ничего еретического, но обстоятельства нынешние таковы, что охотники до ересей легко могут найти в них к чему привязаться, а мне уже давно наскучило иметь дело с инквизицией». Читать книгу Слова Феофана Затворника Что особенно поразительно в Иуде — это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь–в-точь то же, что и все Апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия и, может быть, творил чудеса именем Господа; ни Апостолы, ни другие никакой от себя особенности в нем не видели. А между тем под конец видите, что вышло? Откуда же этот плод? Конечно, извнутри, из души. И вот, видите, внутри души зрело то, чему во время не было никаких признаков снаружи.

http://predanie.ru/tema/strastnaja-sedmi...

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (светилен Великие Понедельник, Вторник, Среда, Четверток). «Сень небесная явися горница, идеже Пасху Христос соверши: вечеря безкровная, и словесная служба, трапеза же тамо совершенных тайн, мысленный жертвенник» (тропарь девятой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). Юница – образ Девы Марии, некогда принесённой родителями как жертвоприношение в храм подобно тёлке, которую приводили в иудейский храм как жертву за грехи народа ( Числ.19:2–10 ). «Юница тельца на древе повешена взываше зрящи» (тропарь третьей статии, утреня, Великая Суббота). 587 Отсылки к источнику даны только в том случае, когда тексты приведены по рукописным книгам. В остальных случаях цитаты взяты из печатных комплектов Минеи, Октоиха и Триоди: Минея служебная. М.: Моск. Патриархия, 1978–1989. Т. 1–12; Октоих, сиречь Осмогласник. Репр. воспр. изд. 1981 г. (Москва). М.: Свято-Успен. Псково-Печер. Монастырь. Т. 1–2 (ц.-слав. шрифт); Триодь Постная. М.: Моск. Патриархия, 1992. Ч. 1–2 (ц.-слав. шрифт); Триодь Цветная. М.: Моск. Патриархия, 1992 (ц.-слав. шрифт). 589 К древнему и уже в Византии исчезнувшему гимнографическому жанру относились «праздничные блаженны» (греч. μακαρισμοι») – тропари, припеваемые к стихам заповедей блаженств ( Мф.5:3–12 ) на праздничной (не воскресной) литургии. Пентковский А., Иовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в византийском и славянском богослужении VIII-XIII вв.//Paleobulgarica. Т. XXV В. 3. София, 2001. С. 31–60, 49; Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. М., 2001. С. 251–418; Никифорова А. Праздничные блаженны из греческих Миней IX-XII веков библиотеки монастыря великомученицы Екатерины на Синае//Богословский сборник. Т. 10. М., 2002. С. 155–171). 591 Скабалланович М. Рождество Христово. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 (репринт); Он же. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 (репринт); Он же. Пятидесятница. Воздвижение Честного креста. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 (репринт).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

403 На воскресном богослужении от Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых евангельская стихира утрени поется (или читается) пред первым часом (пред нею поется или читается «Слава, и ныне»). 404 Иоанн Златоуст. Беседа 30-я на книгу Бытия, 1. 405 В Неделю Ваий вечера 1-я стихира на стиховне. 406 Срав.: Сретение 2 февраля, великая вечерня, 2-я, 3-я и 4-я стихиры на «Господи, воззвах» и 1-я и 2-я стихиры на литии. 407 Предпразднство Рождества Христова 24 декабря, повечерие, канон, п. 8, 3. 408 Неделя Ваий, утреня, седален по 2 кафизме, первый тропарь праздника. 409 Неделя Ваий, повечерие, трипеснец, п. 1, 5. 410 Неделя Ваий, утреня, канон, п. 7, 3 и 1-я стихира на хвалитех. 411 Неделя Ваий, утреня, 3-я стихира на хвалитех. 412 Неделя Ваий, утреня, канон, п. 9, 1. 413 Великая Среда, утреня, трипеснец, п. 3, 2; срав.: Великая Среда, тропарь пророчества на 6-м часе. 414 Неделя Ваий, утреня, канон, п. 3, ипакои. 415 Великий Понедельник, утреня, седален 2-й кафизмы. 416 Великий Понедельник, утреня, 1-я и 3-я стихиры на хвалитех. 417 Великий Вторник, повечерие, трипеснец, п. 3, 7. 418 Великий Четверг, утреня, 3-я стихира на стиховне. 419 «Нрав сребролюбия, и образ твой безумия исполнь несмысленный Иудо: вверен бо быв един токмо ковчежцу, всяко не преклонился еси к милосердию: но заключил еси жестокаго сердца твоего утробу, предав Единаго Благоутробнаго». Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 4, 3. 420 Великая Среда, утреня, седален по 2 кафизме, — русск. перевод Е. Ловягина. Срав.: Великий Пяток, утреня, антифон 5,1; антифон 6, 1 и антифон 9, седален. 421 Великая Среда, утреня, трипеснец, п. 9, 1. 422 Великая Среда, утреня, трипеснец, п. 9, 2 — русск. перевод 423 Великий Четверг утреня, 2 стихира на стиховне. Ср.: Великий Пяток, утреня, антифон 4, тропарь 1 и 2. 424 Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 4, 1. 425 Великий Четверг, утреня, канон, п. 3, седален: п. 5, 1 и 2, Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8,4. 426 Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8, 5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010