После сего Бог явился Авраму в видении, и сказал: (1) мзда твоя многа будет зело за преспеяние твое в праведности и за избавление тобою пленных. (2) Глагола же Аврам: что ми даси? аз же отпущаюся безчаден. (3) Домочадец же мой, наследник мой будет. (5) Изведе же его вон, и рече ему: воззри на небо, и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое. (6) И верова Аврам, и вменися ему в правду, и притом в правду великую. Поелику поверил он неудобоисполнимому, чему не всякий человек мог поверить; то вменилось ему сие в правду. Восхвалив Аврама за веру, Бог (7) рече к нему: Аз Бог изведый тя из Ура халдейскаго, яко дати тебе землю сию наследствовати. (8) И рече: по чесому уразумею, яко наследити ю имам? Некоторые говорят, что, за Аврамово сомнение в обетовании, сказано потом: (13) ведый увеси, яко пресельно будет семя твое в земли не своей. Но утверждающее это пусть знают, с какою верою Аврам в то же время принял обетование, что семя его будет многочисленно, как песок морской. Если Аврам поверил тому, что было гораздо важнее, именно, что от него одного и от одной неплодной и устаревшей Сары произойдет семя многочисленное, как песок; то, конечно, неусомнившийся в большем не усомнился и в меньшем, то есть что семя его наследует землю. Если бы усомнился он; то для чего сказал бы ему Бог: (9) возми юницу трилетну, и козу трилетну, и овна трилетна, и горлицу, и голубя? Сие было сказано Авраму ночью, а днем исполнил он это, и от утра до вечера стоял, отгоняя от жертвы своей слетавшихся птиц. И вот уже после того, как на благоугодную жертву его снисшел вечером огонь, явился ему Бог и сказал о преселении семени его. Если бы Бог изрек ему сие в наказание; то не была бы принята жертва его, и Бог не заключил бы с ним в этот день завета, не обещал бы ему в день сей, что семени его порабощены будут десять народов, не сказал бы, что и сам он в старости доброй отойдет к отцам своим. Все это изрек Бог Авраму в сей самый день, потому что верова Аврам и вменися ему в правду. Как же после сего говорят, что в день сей за недостаток веры изречено наказание семени того, кто за веру, обнаруженную в тот же день, сподобился великих наград?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1080...

Поступок Аврама – для нас в предостережение и в назидание. Ведь если и муж такой высоты веры иногда поступал не лучшим образом, то как ты смеешь себе в погибель думать о своей персоне высоко? И еще здесь хороший ответ критикам Библии. Если бы при переписке Библии церковниками тексты искажались, как говорят они, то наверняка это место было бы подчищено. Критику одного из таких «сомнительных» мест в Библии мы разбирали в беседе, посвященной творению мира . Бог творит сначала растения, а потом солнце, и ботаники-атеисты возмущаются: как растения могли существовать без солнца? а как же фотосинтез?! – и дают совет: в Библии много искажений, вот бы и здесь подправили, чтобы сначала о творении солнца говорилось, а потом о растениях. Нет! В Библии всё достоверно, и Откровение Божие воспринимается верующими людьми таким, какое оно есть. И Бог творит растения, а потом солнце, чтобы мы понимали: начало жизни и саму жизнь дает Бог, а не солнце. Августин: «Не остерегайся Авраам… он бы в большей степени испытывал Бога, нежели на Него надеялся» Вот и эта «египетская история» устраивается Промыслом Божиим . Блаженный Августин пишет о ней: «Он (Авраам) замолчал ее супружество, однако не отрицал его. Смотреть за целомудренностью супруги он доверил Богу, человеческих же козней по-человечески остерегался. Не остерегайся он, насколько мог остерегаться, он скорее бы в большей степени испытывал Бога, нежели на Него надеялся». В этих событиях виден прообраз искушения Христа в пустыне. И нам вспоминаются слова Спасителя: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 7). Но читаем далее: «И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов» (Быт. 12: 14–15). Отцы Церкви, разбирая этот эпизод, обращают внимание на смирение Сары. Ни слова упрека из ее уст. Она верит и любит мужа и готова пожертвовать своей честью, только бы он остался жив. А египтяне, действительно, были настолько похотливы, что убивали мужей красивых женщин, а их забирали в гаремы. Сара проявляет жертвенную любовь и снисходительность к немощи мужа, ибо знает и о его мудрости, ведь ей известно, Кому он служит. Хотя будут и у нее «падения», и она, как человек немощный, проявит самонадеянность. Но тут являет любовь, о которой будет сказано в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Ин. 15: 13); и еще: «Носите тяготы друг друга и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2).

http://pravoslavie.ru/102821.html

Потом, так как обетование было выше естества и превышало человеческий разум (потому что много возмущало дух его препятствие от самого естества, и собственная старость его, и заматеревшее уже бесплодие Сары), то Господь еще далее простирает силу Своих обетований, чтобы праведник, видя щедрость обещающего, имел тем более надежды. " И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность " (Быт.15:5-6). Для чего замечено: " вывел его вон " ? Так как выше было сказано, что Бог явился ему ночью в видении и беседовал с ним, а теперь он хочет указать ему на бесчисленное множество звезд на небе, то и сказано: " и вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков " . Откровение возвышенное, обетование великое! Но если помыслим о силе Обещающего, то оно нам ни мало не покажется чрезвычайным. Тот, Кто образовал тело из земли, Кто из несущего произвел все видимое, Тот мог даровать (Аврааму) обетование, превышающее природу.   5. Видишь милосердие Господа? Когда праведник сказал: " остаюсь бездетным " , и уже находясь как бы при самых дверях смерти и не видя никакой возможности иметь детей, произнес в таком расположении духа слова: и вот, домочадец мой наследник мой , – тогда Господь, желая воскресить его дух и укрепить сердце, освобождает его от подавляющего его страха, возвышает его мысль и обетованием и самым величием дара; указывая на множество звезд и возвещая, что столько же произойдет от него потомства, возвращает ему утешительные надежды. Услышав такое обетование Господа, праведник оставил всякое человеческое рассуждение, и, уже не обращая внимания ни на себя самого, ни на Сару, представлявшую много препятствий к исполнению обетования, но став выше всего человеческого и зная, что силен Бог даровать и сверхъестественное, поверил сказанным (от Господа) словам, не допустил в себе никакого сомнения и нисколько не поколебался в вере относительно того, что было ему сказано.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Похожим образом звучало и тронное имя Пиопи (Неферкарэ). Этот царь вступил на престол в шестилетнем возрасте и правил более 90 лет в Мемфисе. Он был самым долговечным правителем Египта. С самого детства фараон вел завоевательную политику в направлении Судана и Палестины. Слово «вельможи», упоминаемое в священном тексте («сарей»), буквально означает «принцы», что, видимо, означает правителей номов (древних областей Египта), добившихся при 6 династии большого влияния. Заметим, что язычество неразрывно связанно с блудом, и фараон, несмотря на свой преклонный возраст, был «ценителем» этого греха, за что и был наказан. Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сарру, жену Авраамову. Согласно Иосифу, болезнью фараона была проказа и расстройство в делах (импотенция). А Филон утверждает, что фараон, желая познать Сарру, впал в бесчувственное состояние, а затем стал страдать меланхолией и лишь после долгих стараний врачей перестал чувствовать мучительную боль во всем теле. Для египетского монарха это было страшным ударом. Он, считавший себя богом и воплощением верховного Ра, оказался лишенным всего и тем самым прочувствовал, что и он человек, находящийся под властью Вседержителя. Прп. Ефрем пишет: «Домочадцы фараоновы были наказаны за то, что выхваляли красоту Сары и возбуждали в царе желание взять ее; сам же Фараон наказан за то, что увел ее насильно и против воли заставлял быть его женою. Ибо, если бы не боялась Сара, что умертвят ее и мужа ее, то не отдалась бы Фараону». Когда же фараон принес очистительную жертву для отвращения гнева Божия, то жрецы заявили ему, что это несчастье постигло его вследствие его желания изнасиловать жену чужестранца. Как пишет об этом событии свт. Дмитрий Ростовский , благодать Божия заставила демонов невольно сказать правду. «И призвал фараон Аврама и сказал: “что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди”. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним]. И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг (в Негеб). И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом». ( Быт. 12, 10 – 13,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Почему и для чего? Так как тотчас после пришествия Авраама в землю ханаанскую человеколюбивый Господь возвестил ему: " потомству твоему дам землю сию " , и после того Господь неоднократно повторял ему Свои обетования, дабы ты знал, возлюбленный, сколько лет Господь медлил и ничего обещанного не приводил в исполнение, а праведник не колебался духом, но почитал слова Божьи выше собственных рассуждений, то и сказано: после того, как они десять лет прожили вместе в земле ханаанской. Видишь ли мужество души? Видишь ли подвиг мудрости? (Видишь ли), как Господь, желая более и более его прославить, медлит и отлагает [т.е. исполнение своих обетований]? Так, когда Он печется о Своих рабах, то не просто хочет оказывать им Свои благодеяния, но вместе хочет и прославить их, и сделать веру их для всех очевидной. Если бы Он, обещав семени его дать землю ту, тотчас разверз ложесна Сары и даровал ему поколение детей, то этим Он не показал бы ни чуда столь великого, ни веры праведника не сделал бы столь явной для всех. Сила Божья, конечно, и тогда была бы очевидна: уже омертвевшие силы естества и сделавшиеся совершенно неспособными к чадорождению Он Своим повелением снова оживотворил бы; но тогда праотец не получил бы себе такого венца, как теперь, когда в продолжение столь многого времени его добродетель была испытываема и с каждым днем делалась славнее.   3. И дабы ты знал, что Бог не только желает благодетельствовать и подавать Свои дары, но и всегда хочет и прославить принимающих эти дары, смотри, как Он сделал это и с хананеянкой, как бы медля и уклоняясь внять ее прошению, но это для того именно, чтобы и ее саму сделать известной во всей вселенной. Когда она пришла, умоляя и говоря: " помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется " (Мф.15:22), то благоутробный и человеколюбивый и всегда предваряющий наши прошения (Господь) не удостаивает ее даже ответа. И ученики Его, не зная того, что будет и как Господь сам печется о жене, не отвечает же ей только потому, что не хочет оставить в неизвестности ее достоинства, ученики, говорю, как бы более имея сострадания, " отпусти ее, потому что кричит за нами " , как бы выражая тем, что для них уже несносна стала ее докучливость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сара горько жаловалась на нее Авраму и сказала, что за обиду, какую делает ей Агарь, будет судить ее с ним Бог . Аврам сказал Саре, что эта служанка в ее руках, и что она может делать с нею, что угодно. После этого Сара стала обходиться с нею строго; тогда Агарь бежала. На дороге в Египет нашел ее странник, который, впрочем, из последующего разговора дал ясно понять, что он посланник свыше, Ангел Божий. Он встретил ее вопросом: «Агарь, раба Сарина! откуда ты пришла и дуда идешь?» Пораженная его проницательностью, она отвечала откровенно: «я бегу от Сары, госпожи моей». Но Ангел Господень сказал ей: «возвратись к госпоже своей и покорись ей». Потом прибавил: «от тебя произойдет потомство, которое Я размножу до того, что и не счесть его от множества. Теперь ты готовишься быть материю, родишь сына и назовешь его Измаил (что значит – услышит Бог), потому что Бог услышал твое страдание. Сын твой между людьми будет, точно дикий осел: он будет поднимать руки на всех, и все на него; а жить будет вблизи единоплеменных народов». Тогда Агарь с благоговением воскликнула: «Ты – Бог, видящий меня!... и неужели я смотрю еще на свет после видения?..». С ужасом останавливается на мысли, что видела Бога и осталась жива. Она возвратилась в дом Аврама и родила ему сына, которому отец дал имя Измаил. Быт. 17 Прошло еще тринадцать лет по рождении Измаила; Авраму было уже 99 лет. Господь явился ему и сказал: «Я – Бог Всемогущий; ходи пред лицем Моим и будь непорочен: и Я поставлю завет Мой с тобою и дам тебе многочисленнейшее потомство». Аврам в чувстве благоговения и преданности пал на лице свое. Бог продолжал: «с этих пор ты не будешь называться Аврамом (отцем высоким, знаменитым); но да будет тебе имя Авраам, потому что Я предопределил тебе быть отцом множества народов. И народы, и цари произойдут от тебя. И Я поставлю Мой завет и с тобою, и с потомками твоими на век в том, что Я буду вам Богом и дам вам всю землю Ханаанскую в вечное наследство. Видимым же знаком завета между Мною и вами должно быть то, чтобы у вас весь мужской пол был обрезан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Сара притесняет свою служанку – что делать Агари? Она убегает. Она убегает прежде всего от Сары, она убегает в пустыню, и, смотрите, что происходит! В пустыне с Агарь приключаются какие-то удивительные события, которые трудно объяснить и даже трудно понять! « И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру » ( Быт. 16, 7 ). Ангел Господень находит Агарь, потому что есть какое-то намерение Божие относительно ее потомства, Бог как-то хочет использовать ее и ее детей! Святые отцы периода арабо-византийских войн учили, что агаряне (мусульмане) – это наказание для православных за нерадение к собственной вере! Читаем: «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши (как здесь не вспомнить жестокостей выходцев с Кавказа по отношению к русской молодежи! – О. С.); и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя (и это тоже наша реальность: инородцы перехватывают все, что производится на нашей земле, и продают нам же с выгодою для себя на захваченных ими наших рынках, – О. С.); и будет теснить тебя во всех жилищах твоих (и это наша реальность: мы уже боимся страха агарянского ради входить в собственные подъезды! – О. С.))…и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь Бог твой дал тебе» ( Втор. 28:49–52 ). Нечто подобное мы действительно и наблюдаем и в современной России! Вернемся к тексту: кроме того, Господь заступается за беременную женщину, которая подвергается несправедливому давлению со стороны своей госпожи! Хотя Сара и права, когда она требует от Аврама установить порядок, но в законе Божием говорится, что гнев никогда не должен быть жестоким! Помните, как говорил умирающий патриарх Иаков, имея в виду двух своих сыновей, которые мстили за изнасилованную Дину, их сестру? Он сказал: «проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа…» ( Быт. 49:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Смотри, как еще в древности любомудрствовал праведник, называя исход из здешней жизни " отпущением " . Подлинно те, кто со тщанием подвизается в добродетели, когда переселяются из здешней жизни, то, поистине, как бы отпускаются на свободу от злостраданий и от уз: для живущих добродетельно смерть именно есть переход от худшего к лучшему, от жизни временной к не перестающей, бессмертной и нескончаемой. " Я " , говорит, " остаюсь бездетным " . И чтобы преклонить Господа к милосердию, он не остановился на этом, но и что еще сказал? Вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой (Быт.15:3). Великую скорбь души показывают такие слова; он как бы так говорит Богу: я не удостоился и того, чего удостоен мой раб; я умру бездетным, и безродным, и вот этот раб мой будет наследником и того, что уже мне дано от Тебя, и того, что Ты мне несколько раз обещал, говоря: " потомству твоему дам землю сию " . Примечай и здесь добродетель праведного. Имея такие помыслы в душе, он никогда не досадовал, никогда не роптал; нет, и теперь, ободренный словами Божьими, он с упованием приступает к Господу, объявляет ему смущение своих помыслов и показывает рану своей души, – почему и получил скорое врачевание: " и было " , сказано, " слово Господа к нему " (Быт. 15:4). Заметь точность Писания: сказано: было , т.е. Господь не попустил праведнику и малое время скорбеть, но подает скорое утешение и облегчает беседой с ним тяжесть печали: " и было " , сказано, " было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником " (Быт.15:4). Этого ли, говорит, ты убоялся? Это ли умножает твою скорбь? Итак, знай же, что не этот будет наследник твой, " но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником " . Не смотри на природу человеческую, не думай ни о своей старости, ни о бесплодности Сары, но веруя в силу Того, Кто обещает тебе, перестань унывать, утешься и будь уверен, что будешь иметь наследника, который родится от тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Соответственно принципу верховного владычества над всем Господа, мы находим в ветхозаветном законодательстве целый ряд законов, с одной стороны, определяющих и ограждающих право частной собственности, а с другой – ограничивающих это право, согласно с волей Божией и теми отношениями, которые, по этой воле, должны существовать между людьми» 33 . Древним израильтянам, как впоследствии и христианам, приходилось жить в окружении язычников и иноверцев, неизбежно, при этом, вступая с ними в имущественные отношения, заключая сделки купли-продажи. В силу этого, как в Древнем Израиле, так и в новозаветное время существовал дифференцированный подход к собственности и передаче имущественных прав. У древних евреев по Закону и на практике имущественные отношения с представителями других народов отличались от таковых внутри израильского общества. Во втором случае предъявлялись более высокие нравственные требования, так как они осуществлялись между представителями народа, знавшего Единого Бога и призванного «ходить в правде Его». Подобное разграничение существовало и у христиан, хотя их внутренние имущественные отношения, в отличие от ветхозаветного Израиля, складывались по-иному, на новозаветных основах. В сношениях с иноплеменниками в мирное время древние израильтяне, по всей видимости, руководствовались правилом: основываясь на уважении к частной собственности, придерживаться исторически сложившейся в окружающем мире практики заключения сделок и фиксации прав собственности. Первое и достаточно подробное описание заключения сделки купли-продажи земли из XXIII главы Книги Бытия подтверждает это предположение. Праведный Авраам значительную часть своей жизни прожил в земле Филистимской в качестве гостя или странника 34 , не имея в собственности земли, но твердо веря в обетование Божье, данное ему и его потомкам в награду за «послушание и благодарность» 35 : («…и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное…») 36 . Лишь после смерти своей жены Сарры он смиренно, уважая обычаи народа, среди которого он жил, в том числе сложившиеся имущественные отношения, обратился с просьбой к «сынам Хетовым»: «Я у вас пришелец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить…“ 37 . Из дальнейших описаний переговоров видно, что уже в эти древние времена у народов, населявших Палестину, существовал институт частной собственности на землю, в частности, были выделены границы частных владений и достаточно быстро определялась цена участка. Примечательно, что хеттеи, испытывавшие глубокое уважение к Аврааму и даже называвшие его «князем Божиим» 38 , предложили ему бесплатно устроить гробницу для Сары «в лучшем из погребальных мест» 39 .

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

То есть открылось, во-первых, что собственно Церковь , в своей святости, видима только Богу («познал Господь своих» ( 2Тим. 2:19 )). А во-вторых, что она имеет и ограду, подобно Ноеву ковчегу, и что в этой ограде обретается не только чистое и совершенное. На эту тему впоследствии будет рассказана такая притча: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» ( Мф. 13:44 ). Человек продает все, но не ради собственно поля. Оно ему само по себе не нужно. Ему нужно сокровище, которое – он знает – здесь сокрыто. Так, повторяем, есть внешняя видимая церковная ограда, и все, что находится в ней. И много тут можно увидеть неприглядного. Но сокровище Царствия Небесного невидимо сокрыто только на этом поле. И другого пути обрести это сокровище, чем пребыть в этой видимой ограде, просто–напросто не существует. Как вне Ноева ковчега никто не спасся от потопа. Но и тот, кто оказался внутри ковчега, не может спокойно пребывать в уверенности, что он уже в полной безопасности. Хам, спасенный от потопа, все же заслужил проклятие за свое «хамство». «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ). После Ноя преемство Церковного предания продолжается опять же тоненькой цепочкой, через одного из трех его сыновей, Сима. И вот, одиннадцатый от Сима – Авраам. В Аврааме Церковь уже станет многолюдной, в видимой ограде которой будут находиться все его потомки по плоти, через сына Исаака. Потому что еще прежде Исаака у Авраама родился другой сын. Долгое время «Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Авраам послушался слов Сары» ( Быт. 16:1–2 ). И Агарь родила Измаила. О нем предречено, что «он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него» ( Быт. 16:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010