В XXI гомилии Афраата «О гонениях» содержатся свидетельства гонений на христиан в И. при Шапуре II . Они начались в 339 г. и продолжались с нек-рыми перерывами до смерти шаха в 379 г. Преследования Шапура II были первыми масштабными гонениями на христиан в Сасанидской империи (см. ст. Гонения на христиан в доисламском Иране ). Основным фактором, спровоцировавшим гонения при Шапуре II, было принятие христианства в качестве гос. религии равноап. Константином I Великим , имп. Римской империи; с этого момента все христиане стали подозреваемыми в поддержке извечного врага Персии. Более того, незадолго до смерти в 337 г. Константин в письме Шапуру II (приведено в соч. еп. Евсевия Кесарийского «О жизни блаженного василевса Константина») призывал его покровительствовать христ. подданным и благодаря этому испытать на себе благоволение Бога. В 339 г. Шапур II обложил христианское население двойной податью взамен освобождения от военной службы. Еп. Селевкийский Симеон (Шиммун бар Саббаэ; см. ст. Симеон , сщмч., еп. Персидский) выступил против этого и был арестован по обвинению в гос. измене и казнен вместе с 5 епископами, со 100 священниками и с родной сестрой Тарбо. Массовым гонениям на христиан положил конец римско-иран. договор 390 г. Внук Шапура II Йездигерд I (399-420) позволил отстроить разрушенные церкви и освободил узников, а также позволил учредить епископскую кафедру Антиохийского Патриархата. Позднее, однако, он начал преследование христиан в связи с возобновившимися войнами с Римской империей. При Варахране V (420-438; см. ст. Вахрам V ) под влиянием главного министра Михр-Нарсе, ревностного зороастрийца, преследования христиан продолжились. Подозрительность большинства сасанидских правителей продолжала играть роль и в дальнейших, уже более кратких преследованиях христиан. Ослабление гонений на христиан было связано в первую очередь с богословским и каноническим самоопределением Церкви Востока, которая развивалась «своим путем», преодолевая зависимость от Церкви Римской империи ( Селезнев. 2001. С. 19-20). Жертвами гонений Йездигерда II (438-457) почти всегда оказывались представители знати, обращенные из зороастризма. К этому периоду относится мученичество принявших христианство от мон. Мар Маттая Веенама и Сары (Мар Бехнама и Сары), брата и сестры из знатной семьи. На месте их казни был построен мон-рь Мар Бехнам, на месте келлии их учителя на горе Маклуб был заложен мон-рь Мар-Маттай (обе обители сохр. в пров. Мосул).

http://pravenc.ru/text/673821.html

верблюдов среди проч. имущества (местное предание о перенесении церкви И. из Каллина в Эль-Баяху). Похожую иконографию имеет икона И. XVIII в. в ц. Пресв. Богородицы в квартале Харат-Зувайла в Каире ( Atalla N. S. Coptic Icons. Cairo, 1986. P. 52-53, 58-59). На ней мученик представлен на белом коне с копьем (без змея); дополнительно включено изображение церкви с людьми внутри. Вмч. Исхирион. Икона. Иконописец И. ан-Насих. 1767 г. (ц. вмч. Меркурия в Ст. Каире) В ц. вмч. Меркурия в Ст. Каире находится икона И., написанная в 1767 г. копт. иконописцем Ибрагимом ан-Насихом. На ней И. представлен в виде всадника, поражающего копьем змея. Вместе с И. на коне сидит мальчик в тур. одежде, с шапочкой на голове, в руке у него богато украшенный кофейник и салфетка. Образ мальчика, восседающего на коне рядом со святым, возник под влиянием иконографии вмч. Георгия Победоносца (существует версия о связи с иконографией вмч. Феодора Стратилата - Meinardus. 2000. P. 85). Одна из легенд о «мальчике, подносящем кофе» (см.: Rice D. T. The Accompanied St. George//CIEB, 6. 1951. Vol. 2. P. 383-386) называет его христ. юношей Панкратием, схваченным сарацинами в Пафлагонии или на о-ве Лесбос и чудесным образом освобожденным вмч. Георгием. Эта легенда повлияла на иконографию вмч. Георгия у народов Ближ. Востока в период османского владычества ( Aufhauser J. В. Das Drachenwunder des hl. Georg in der griechischen und lateinischen Überlieferung. Lpz., 1911. S. 3-4; Meinardus. 2000. P. 87). Затем этот образ перешел в иконографию др. мучеников (вмч. Димитрия Солунского, который спасает из мусульм. плена еп. Киприана; сир. мч. Веенама (Бехнама); эфиоп. мон. Габра Манфас Кеддуса, восседающего с мальчиком на петухе, возносящемся на небеса). По мнению О. Майнардуса, распространение образа всадника в вост. иконографии имеет социальную подоплеку. Оно было реакцией на запрет представителям неислам. населения (см. Зиммии ) ездить верхом на лошадях. Кроме того, с кон. XIV в. мусульмане часто отнимали у коптов сыновей и принудительно обращали их в ислам, готовя из них янычар. Поэтому христиане старались женить сыновей сразу по достижении канонического возраста (12 лет), т. к. мальчик, к-рый состоял в браке, уже не мог быть взят на военную службу. Т. о., тема спасения христ. мальчика от змея, олицетворявшего власть мусульман, получила отражение в копт. иконографии XVIII в. ( Meinardus. 2000. P. 93-94).

http://pravenc.ru/text/1237701.html

И вот только в этой ситуации, когда Авраам исчерпал все человеческие возможности сохранить и свою жизнь, и честь Сары, этот великий муж предает себя и свою жену в руки Бога. Свт. Филарет замечает: «Аврам и в сем случае невинен, если предположим, что Сара взята была во двор только еще для почести и для приготовления ко браку, которое могло продолжаться несколько месяцев, подобно как впоследствии было в обычае при дворе персидском (Есф. 2:12); что Аврам, поручив своей супруге или решась сам открыть свою тайну в случае крайней опасности, ожидал между тем воли Божией о своем спасении, которая вскоре и открылась действительно чрез казни над фараоном» . К приведенному святителем пояснению можно еще раз вспомнить, что Саре на момент взятия ее в дом фараона было минимум семьдесят лет. Поэтому она могла и не стать наложницей фараона, а быть лишь неким украшением царского двора. В любом случае, у Авраама было достаточно времени для того, чтобы в случае крайней безысходности открыть фараону правду. Теперь необходимо сказать несколько слов о том, каким образом фараону стало известно о замужестве Сары. Выше мы уже говорили о том, что ни Авраам, ни Сара не могли сказать об этом фараону без негативных для себя последствий. А так как фараон не только не сделал зла Аврааму, но еще и взял его под свою защиту, то, следовательно, фараон, как впоследствии это случилось с царем Авимелехом, узнал правду от самого Бога. Только Его мог убоятся и устыдится безграничный в своем самовластии правитель. В том, что Господь позволил зайти этой истории так далеко и что Он Сам открыл истину фараону, есть еще одно положительное обстоятельство. Ведь если Господь своим промыслом ограждал бы Авраама и Сару сразу по их приходе в Египет и грозил бы карой всякому встречному на пути Авраама, то проблема пропитания семейства Авраама (а это несколько сотен человек — см. напр. Быт. 14:14) осталась бы нерешенной. А ведь ради решения этой проблемы Авраам и пришел в Египет. По промыслу же Божьему поклонники Сары, добиваясь расположения не только «невесты», но и Авраама, (так как несомненно требовалось его согласие на брак с его «сестрой») приносили в стан Авраама богатые дары, то есть овец, волов, дорогие украшения. Можно предположить, что среди прочих подарки фараона были самыми щедрыми. Но как только Авраам и все его многочисленное семейство, с рабами и наемниками, благодаря красоте Сары получили достойное благосостояние и пропитание, Господь, Своим явлением открыв истину фараону, промыслительно оградил Авраама от возможных поползновений со стороны обиженных вельмож Египта не только на его жену, но и на его приумноженное имущество. Теперь не Господь, а приказ фараона останавливал всякого встречного от противозаконных действий в отношении семейства Авраама.

http://bogoslov.ru/article/6171749

Данное при втором богоявлении Авраму обетование о даровании земли Ханаанской его потомству исторически исполнилось в завоевании Святой Земли во времена Иисуса Навина, а прообразовательно – в распространении Нового Израиля, Церкви Христовой, по всей земле. Аврам в Египте (Быт. 12:10 – 20) Очень трудный в моральном плане для экзегетов эпизод об отдании Сары в гарем фараона преподобный Ефрем Сирин истолковывает так: «Сара отведена в дом царев, чтобы обнаружилась любовь к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример, а именно, что, как Сара не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом фараонов подвергнут казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет. Домочадцы фараоновы наказаны были за то, что выхваляли красоту Сары и возбуждали в царе желание взять ее; сам же фараон наказан за то, что увел ее насильно и против воли заставлял быть его женою. Ибо если бы не боялась Сара, что умертвят и ее, и мужа ее, то не отдалась бы фараону» 79 . Отделение Лота и третье богоявление Авраму (Быт. 13:1 – 18) Относительно личности Лота и его веры у святых отцов существуют различные, иногда даже прямо противоположные мнения. Преобладающим является понимание того, что Лот сам был праведен, но веры Аврама вполне не разделял. Описываемое в книге Бытия отделение Лота от Аврама было и отпадением от ветхозаветной церкви, сосредоточенной в семействе патриарха. Общность с нею Лот меняет на нечестивое общество содомлян, прельстившись плодородием здешней земли. Таким образом, Лот являет образец неустойчивого в вере человека, изменяющего Церкви ради материальных благ. Последовавшее за отделением Лота третье богоявление Авраму было призвано, согласно святоотеческому истолкованию, поддержать патриарха, потерявшего значительную часть общины, и что важнее всего – Господь обещает Авраму, что, несмотря на все произошедшее, число его потомков будет как песок земной ( Быт. 13:16 ). Святой апостол Павел изъясняет смысл этого пророчества (см.: Гал. 3:7 ; Рим. 9:6–7 ), указывая, что верующие во Христа являются истинными наследниками веры Авраама и, соответственно, данных ему обетовании. Они-то, подлинные чада Авраама, кроткие сердцем, наследуют землю (ср.: Мф. 5:5 ), которой не будет конца (см.: Откр. 21: 22 – 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Надобно полагать, что их-то особенно и имел в виду славский собор, когда „ради многих немощных и Писания не ведущих“ постановил – принять Амвросия вторым чином, а не третьим, как желательно было иноку Павлу и чего настоятельно требовал на самом соборе Аркадий Лаврентьевский. Противники ушли с собора недовольные. О происшедшем здесь, т. е. о том, что в некрасовских селениях, и особенно в Сары-кое „завелся великий раздор и распря“, Аркадий известил Геронтия и Павла. Последний, весьма огорченный неожиданной переменой в расположении некрасовцев к новоучреждаемой иерархии, написал к ним послание, в котором изложил все известные ему свидетельства о трехпогружательном в греках крещении и в частности о том, что именно Амвросий крещен чрез погружение, а не обливанием. Приглашая их верить этим свидетельствам, Павел не остерегся прибавить, очевидно, под влиянием досады на легкомысленную изменчивость некрасовцев, что, если они и после этого не оставят свое упорство, то будут подобне иудеям, которые, видевше Господа, не веровали, и одинаковое с ними понесут осуждение. Письмо адресовано было в Сары-кой и здесь, по казацкому обычаю, было прочитано в кругу, публично. Слушали внимательно, ибо Павел умел писать разумно и убедительно; но как только услышали, что Павел приравнивает их жидам, не принявшим Христа, пришли в негодование, – все, по выражению очевидца свидетеля, „яко зверие рассвирепели зельною яростию“. Число недовольных после этого не только не уменьшилось между сарыкойцами, но и сделалось еще значительнее. Руководители недовольства приобрели новую силу и вели свою проповедь против белокриницкой иерархии еще с большим усердием и успехом уже не только в Сары-кое, а и в других некрасовских селениях. Между тем старцы Славского скита, получив известие, что Амвросий принят, согласно их постановлению, вторым чином и что он уже поставил себе и наместника, считали своим долгом позаботиться и для себя заимствованием священства из Белой-Криницы, избрать и послать туда кандидатов для поставления в священные степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И мы переходим к 16-й главе, в которой мы видим решение проблемы потомства, но уже с другой, с женской стороны. Мы читаем: « Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары » ( Быт. 16:1–2 ). Дело в том, что они десять лет прожили на святой земле вместе, но у них не было потомства. Евреи до сих пор считают, что если семья проживает на святой земле десять лет и не рождаются дети – это повод для развода. Если где-то в другом месте, не на святой земле – тогда можно жить в браке и далее. А вот святая земля – это особая земля, она плодоносит, дети должны рождаться, это естественно. И Сара дает Авраму Агарь. Кто такая Агарь? Это египетская принцесса. Когда фараон провожал Аврама из своей земли, он опасался, что Бог прогневается за то, что он чуть не взял себе в жены Сару, и он отдал свою дочь Агарь в служанки Саре. Он решил, что ей лучше быть служанкой у жены праведника, чем принцессой в Египте. «Аврам послушался слов Сары». Святые отцы по этому вопросу говорят, что Аврам не нарушил Божественных принципов, потому что это делается с согласия Сары, потому что это не акт, рожденный сладострастием, а необходимость иметь потомство. «Некоторых может смутить то, что Авраам в то время, когда он уже разговаривал с Богом, входил к служанке… Но давайте сперва рассмотрим, что Авраам жил до Закона Моисея и до Евангелия, и увидим, что прелюбодеяние еще не было запрещено. Наказание за это преступление налагается только со времен Закона, который вменил это в преступление: прежде Закона прелюбодеяние не осуждалось, но лишь начиная с Закона. Поэтому Авраам не преступил, а предварил Закон. Бог в раю, хоть и восхвалил брак, тем не менее не осудил прелюбодеяние… Он предпочитает побуждать мягкими мерами, а не устрашать жестокими. И ты согрешил, когда был язычником, но имеешь оправдание. Ты пришел в Церковь , услышал закон: Не прелюбодействуй, у тебя уже нет оправдания за проступок. Однако поскольку я беседую с записавшимися получить дар крещения (то есть с оглашенными, – О. С.): если кто-то из вас совершил столь тяжелое преступление, пусть знает, что ему будет дано прощение, но подобно тому, кто совершил преступление; пусть знает, что в будущем следует себя сдерживать… Ты совершил прелюбодеяние как язычник, ты совершил его как оглашаемый: тебе прощается грех , отпускается через крещение – иди и впредь, смотри, не греши! У тебя есть только одно оправдание – Авраама» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В 1364 г. сын Д. К. кн. Василий Кирдяпа привез от правившего в вост. части Орды хана Азиза ярлык на великое княжение на имя отца. Однако Д. К. уступил ярлык Димитрию Иоанновичу в обмен на военную помощь из Москвы в конфликте Д. К. с младшим братом городецким кн. Борисом, к-рый не позднее осени 1363 г. захватил нижегородский стол, принадлежавший кн. Андрею Константиновичу. Полки вел. кн. Димитрия и Д. К. двинулись на Н. Новгород, что заставило кн. Бориса просить мира. Д. К. занял нижегородский стол, сохранив одновременно и суздальский, Борис вернулся в Городец-Радилов на Волге. Союз между нижегородско-суздальским и московским князьями вскоре был скреплен браком вел. кн. Димитрия со 2-й дочерью Д. К. св. кнж. Евдокией Димитриевной (в монашестве Евфросиния), 18 янв. 1367 г. в Коломне состоялась свадьба. В том же году нижегородские войска под командованием Д. К. и его братьев князей Бориса Городецкого и Дмитрия Ногтя на р. Пьяне разбили напавшие на нижегородские земли отряды Булак-Темира, правителя ордынского улуса Булгар. В 1370 г., действуя по повелению Мамая и хана Мухаммед-Бюлека, Д. К. послал войско во главе с Борисом Городецким и Василием Кирдяпой «на болгарского князя Асана», принудив его к капитуляции. Рост политической силы Д. К. символизировало строительство им в 1371 г. в Н. Новгороде каменной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1372 г. закладка в городе каменной крепости. В нояб. 1374 г. Д. К. принял участие в княжеском съезде в Переяславле Залесском, где, по мнению ряда исследователей, было принято решение о совместных действиях рус. князей против Орды. Летом 1375 г. Д. К. вместе с Борисом Городецким и сыном Семеном принял участие в большом походе вел. кн. Димитрия Московского, союзных ему князей и новгородского войска против Тверского кн. св. Михаила Александровича , к-рому Мамай прислал ярлык на великое княжение. Осажденный в Твери, Михаил капитулировал, признал верховенство московского князя и отказался от претензий на великокняжеский стол. С сер. 70-х гг. Д. К. выступал в союзе с вел. кн. Димитрием Московским в его противостоянии Орде. В 1374 г. на подходах к Н. Новгороду было разгромлено ордынское посольство в тысячу чел., глава посольства - Сары-ака (Сарайка) - вместе с дружиной был захвачен в плен. 31 марта 1375 г. в отсутствие Д. К. Сары-ака и его дружина были убиты в Н. Новгороде; стрела, пущенная Сары-акой, чудом миновала присутствовавшего при этом событии Суздальского еп. св. Дионисия . В ответ на избиение посольства татары из Мамаевой Орды разорили юго-вост. нижегородские волости Кишь и Запьянье. В нач. 1377 г. Д. К. вместе с вел. кн. Димитрием организовал поход в средневолжские владения Орды. Нижегородскую часть войска возглавляли сыновья Д. К. князья Василий и Иван, а московскую - кн. Д. М. Боброк-Волынский. Местные правители Асан и Махмат-Салтан после неудачного сражения капитулировали и выплатили 5 тыс. р. (сумма, равная годичной дани в Орду с Владимирского великого княжества в 80-х гг. XIV в.).

http://pravenc.ru/text/178237.html

Помириться с несправедливостью всегда весьма трудно, и когда эта несправедливость сопровождается ожиданием жестоких укоров и жестокого обращения, то задача делается еще более трудною. Если Агарь победила в себе все подобные чувства, то это весьма много говорит о ее великодушии. Но благословения Божии всегда приобретаются самоотречением и послушанием. Ей предстояла великая будущность в качестве матери сына Аврамова. Чтобы сделаться праматерью могущественного рода, она с удовольствием могла вынести временные неприятности; настоящее легкое огорчение можно было терпеливо снести в надежде на имевшую выпасть на ее долю славу. Ап. Павел поучает нас ( Гал. 4 ) видеть в потомках Агари прообраз иудеев, Израиля по плоти, а в потомства Сары – образ христиан, духовных израильтян. Различие это еще яснее выступает в том обстоятельстве, которое впоследствии повело к окончательному изгнанию рабыни. Теперь мы видим только долгое ожидание церковью будущего спасения и введение того, что могло служить лишь временной заменой самой вещи. То и другое должно было совершиться по воле Божией; но это великое обетование было славнее закона и не могло потерпеть ущерба от него; и последний, как объясняет апостол, дан был лишь временно и случайно, «по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование» ( Гал. 3:19 ). Авраму было уже 86 лет от роду, когда родился Измаил. О его жизни в течение тринадцати лет после этого у нас не имеется никаких подробностей. Он, по-видимому, все еще жил у дубравы Мамрийской, высылая отсюда свои стада под надзором пастухов на пастбища и ведя мирную, счастливую жизнь среди своего народа. Между тем сын его подрос и сразу же заявил себя своевольным; смелым, властолюбивым, признававшим себя наследником великих владений своего отца, заявлявшим склонность к странствующей жизни и, насколько можно судить, не встречавшим особенной любви со стороны Сары. Но вот приближалось исполнение великого события. Авраму было повое откровение и возобновлен был с ним завет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Занимаются земледелием. Живут бедно. 25. Петровка – на месте бывшего ногайского аула Мустапой. По выходе ногайцев в Турцию, их место заняли в 1860 г. великороссы из курской и орловской губерний и малороссы из черниговской, полтавской и харьковской. Селение названо Петровкой в память управлявшего таврической палатою государственных имуществ Петра Даниловича Шотта. Молитвенный дом, деревянный, построен прихожанами и освящен в 1862 г. во славу Пресвятой Троицы. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 180 р. и от прихожан 900 р. и 120 д. земли. Священник помещается в церковном доме, а псаломщик – в общественном. Приход – одна Петровка. Прихожан 1413+1375=2788. Дух. 5+2. Петровские жители приговором своим от 24 апреля 1883 г. постановили: разделить Петровку на два самостоятельные сельские общества; восточную часть селения назвать по-прежнему Петровкой, а западную – Павловкой; из общего надела земли Петровке назначить 13705 дес., а Павловке – 8938. – Приговор этот утвержден присутствием по крестьянским делам 30 ноября 1883 г., а таврической казенною палатою – 31 марта 1884 г. – Предположено павловцами построить особую церковь на своей половине села, и для этой цели уже собран капитал. 26. Нижние Серогозы – растянуты на 10 верст по сторонам балки, начинающейся на севере с долины Каиш-Капчак. В 3 верстах от селения есть большой насыпной курган с татарским названием: Сары-гуз, что значит в русском переводе: желтый вол (сары – желтый, огуз – вол). Отсюда, вероятно, получило название как селение, так и балка. Нижними же Серогозы называются в отличие от Верхних, расположенных на той же балке, к северу. Воду в Н. Серогозах добывают из колодцев подле балки. Есть колодцы и вне балки, глубиною до 23 сажень; но вода в них большею частью горько-соленая. Местность эту начали населять с 1812 г., и первоначально жители разных селений таврической губернии: Збурьевки, Кардашинки и пр., а потом и выходцы из других губерний. Церковь , каменная, с такою же колокольнею, построена прихожанами в 1867 г. и освящена во имя Святителя Николая вместо прежнего также каменного храма, освященного в 1821 г. и сгоревшего 26 мая 1862 г. При церкви есть приходское попечительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Стих 17. Ревнуют по вас недобре. Есть ревность истинная и похвальная; не такой ревностью отличались лжеучители, когда склоняли галатов к принятию Закона Моисеева с целью сделать их своими приверженцами. Так фарисеи обходили сушу и море, чтобы обратить хоть одного язычника в иудейство и сделать его через то сыном геенны ( Мф.23:15 ). То же теперь делают иудействующие. Не добра ревность сия. Стих 19. Чадца моя, ими же паки болезную. В русском: дети мои – (точнее «деточки мои» – τεκνα μου) – Я снова в муках рождения ( δνω). И рождение духовных чад сопровождалось теми же муками, как и рождение детей естественных. Апостол страдал этими муками теперь вторично потому, что галаты своим увлечением лжеучителями как бы потеряли свой прежний образ, данный им при рождении Павлом: они теперь уподобились лжеучителям. Дондеже вообразится Христос в вас. Носимое во чреве дитя первоначально не имеет образа человеческого, и только по истечении некоторого периода времени оно принимает этот вид. Так и в зачатых духовно галатах должен вообразиться Христос, во имя Которого они рождаются верой в Крещении. Стих 20. Измениши глас мой. Галатам мог показаться строгим голос апостола, который прежде так ласково обращался с ними. Апостол говорит, что к такой суровости он вынужден их поведением, и сам хотел бы изменить этот голос на голос матери, ласкающей своих детей. Стих 21. Закона ли не слушаете. Обращая внимание читателей на Закон, апостол располагает их к принятию своего иносказания обязанностью всех исполнять всё сказанное в Законе. Он раскрывает перед ними истинное значение сынов Авраама, Измаила и Исаака, находя в них истинное изображение двух Заветов – Ветхого и Нового. Стих 23. Иже от рабы по плоти родися. Измаил родился от рабыни Агари на 86-м году жизни Авраама, когда ещё естественные силы патриарха были способны к деторождению, и так же способна была к этому Агарь. Но Исаак родился от Сары, когда уже оба супруга были в преклонных летах и потеряли естественную способность к деторождению. Почему и говорится, что сын Сары был сын обетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010