И в эту бездну греха Господь посылает Своего праведника, чтобы он свидетельствовал о силе Того, Кого забыли потомки Мицраима и предания о Котором составляли самую великую тайну жрецов. Когда же он приближался к Египту, то сказал Сарре, жене своей: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя». «Авраам сказал сие как человек, – пишет прп. Ефрем, – а Сара отведена в дом царев, чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный пример, а именно, что, как Сара не прельстилась царством египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом фараонов подвергнут казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет». И, как добавляет Златоуст, Авраам сказал это, будучи одержим страхом смерти, которая в то время была еще в полной силе. «Да, лицо смерти было еще страшно: еще не были сокрушены медные врата, еще не было притуплено ее жало». К слову сказать, опасения Авраама за свою жизнь не были пустыми. Найдено описание одной истории Древнего Царства, когда к фараону приводят красивую женщину, и он приказывает казнить ее мужа. Думаю, что Авраам знал это повествование и справедливо боялся похотливости египтян. «И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды». Фараоном, к которому приходил Авраам, был Пиопи (6 династия). Это был последний правитель эпохи Древнего царства, умерший во время гибели Содома. При раскопках Библоса, погибшего вместе с проклятыми городами от страшного землетрясения и пожара, в слоях пепла содержатся предметы с именем Пиопи. Независимым подтверждением этого является предание, сообщающее имя этого правителя. Иосиф Флавий называет его в одном месте Нехао, а в другом Фараотом. Другие иудейские писатели называют его Рикайоном или Ракайоном, добавляя, что он вышел из Сеннаара и достиг царского достоинства силой и обманом. Малала называет его по имени Нарахо.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И вообще невозможно найти спокойной души в тех, которые занимаются такими вещами. Как волны моря никогда не прекращаются и не могут быть исчислены, так как непрестанно следуют одна за другой, так невозможно перечислить и все рождающиеся отсюда беспокойства. Будем же, умоляю вас, избегать во всем излишества и не переступать пределов ваших нужд. Истинное богатство и неоскудеваемое имение состоит в том, чтобы желать только нужного и надлежащим образом употреблять излишнее. Такой (человек) никогда не может опасаться бедности, не будет терпеть скорбей и испытывать беспокойств; он будет безопасен и от клеветы, свободен от злоумышленников и, вообще сказать, будет жить в невозмутимом мире, наслаждаясь спокойствием и тишиной; и что всего важнее и выше всех благ, такой (человек) получит много милостей Божиих, как верный распорядитель имения своего Господа. « Блажен », сказано, « раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так » (Лк. 12:43), т. е. разделяющего имение между со–рабами, не запирающего его за дверями и замками, не оставляющего в пищу червям, но облегчающего нужды бедных, управляющего дарованным от Господа так, как свойственно доброму и верному приставнику. За такое доброе распоряжение мы получим великую награду и удостоимся обетованных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 38 « Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У нее была служанка Египтянка, именем Агарь » (Быт. 16:1).   Твердость веры Аврама при продолжающемся неплодстве Сары. — Разумная и благородная забота последней о том, чтобы не умереть бездетными. — Для чего указано число лет сожития Сары с Аврамом в то время, когда она дала ему в жену Агарь? — Почему Господь медлит иногда исполнением наших прошений? — Пример истинного супружеского союза. — Явление Ангела Агари в пустыне. — Увещание слушателей к терпеливому и кроткому перенесению скорбей и единодушию в семейной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И вообще невозможно найти спокойной души в тех, которые занимаются такими вещами. Как волны моря никогда не прекращаются и не могут быть исчислены, так как непрестанно следуют одна за другой, так невозможно перечислить и все рождающиеся отсюда беспокойства. Будем же, умоляю вас, избегать во всем излишества и не переступать пределов ваших нужд. Истинное богатство и неоскудеваемое имение состоит в том, чтобы желать только нужного и надлежащим образом употреблять излишнее. Такой (человек) никогда не может опасаться бедности, не будет терпеть скорбей и испытывать беспокойств; он будет безопасен и от клеветы, свободен от злоумышленников и, вообще сказать, будет жить в невозмутимом мире, наслаждаясь спокойствием и тишиной; и что всего важнее и выше всех благ, такой (человек) получит много милостей Божьих, как верный распорядитель имения своего Господа. " Блажен " , сказано, " раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так " (Лк.12:43), т.е. разделяющего имение между со-рабами, не запирающего его за дверями и замками, не оставляющего в пищу червям, но облегчающего нужды бедных, управляющего дарованным от Господа так, как свойственно доброму и верному приставнику. За такое доброе распоряжение мы получим великую награду и удостоимся обетованных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Беседа 38.   " Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У нее была служанка Египтянка, именем Агарь " (Быт. 16:1).   Твердость веры Аврама при продолжающемся неплодстве Сары. Разумная и благородная забота последней о том, чтобы не умереть бездетными. Для чего указано число лет сожития Сары с Аврамом в то время, когда она дала ему в жену Агарь? Почему Господь медлит иногда исполнением наших прошений? Пример истинного супружеского союза. Явление Ангела Агари в пустыне. Увещание слушателей к терпеливому и кроткому перенесению скорбей и единодушию в семейной жизни.   1. Нынешнее чтение опять призывает нас к беседе о том же праотце (Аврааме).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Итак, говорит, поелику " Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее " . Знаю, что я причиной бесплодия (твоего); поэтому не хочу тебя лишать утешения (иметь детей). А может быть, Сара подозревала, что не в ней одной, но и в муже была причина бесплодия, почему, желая на самом деле в том удостовериться, и узнать, себе ли одной она должна приписывать бесплодие, она уступает свое место рабыне и приводит ее на свое ложе. " Послушался " , сказано, " Авраам слов Сары " . Велика мудрость праведного! Как прежде я говорил это, так и теперь скажу: не он первый захотел этого, хотя был уже в глубокой старости, но, приняв совет от Сары, он охотно послушался ее, показывая тем, что решился на это не просто по страсти, и не по влечению похоти, но чтобы оставить по себе потомство. " И взяла Сара, жена Авраама, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет " сожития с Авраамом мужем своим " в земле " Ханаанской, " и дала ее Аврааму, мужу своему, в жену " (Быт.16:3). Заметь точность Писания. Чтобы показать нам, что он не тотчас же после слов, которые сказала ему Сара, приступил к исполнению (ее совета), оно говорит: " И взяла Сара, жена Авраама, служанку свою, Египтянку " . Писание как бы то показывает нам, что он решился на это дело только потому, что желал утешить свою жену и исполнить ее совет. А чтобы ты ясно познал целомудрие и чрезвычайное воздержание праотца, говорит (Писание): после того как она прожила десять лет с Авраамом мужем своим в земле ханаанской. Не без причины Писание обозначило время, а для того, чтобы мы могли видеть, сколько лет праведный терпел и благодушно переносил бесплодие, и, будучи выше всякой страсти, показывал великое целомудрие. Мало того, эти слова – " по истечении десяти лет " сожития с Авраамом мужем своим " в земле Ханаанской " – Писание присовокупляет для того, чтобы мы узнали отсюда и нечто другое. Не все время их сожития (Писание) теперь обозначает нам, а только время, проведенное ими в земле ханаанской.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как исправить грехи родителей? Зачем останавливаться в одних и тех же гостиницах? Для чего намордники для скота? И, кто может стать нашим наследником? Сарра передает Агарь Аврааму. Италия. Венеция. Собор Святого Марка. Уроки, которые нам оставили праведники, имеют огромную жизненную ценность Эти беседы – не построчное истолкование Книги Бытия: цикл, который мы будем с вами здесь проходить, будет посвящен семейным парам. Мы будем говорить про Авраама и Сарру , мы будем говорить про Исаака и Ревекку, мы будем говорить и о сложных «треугольниках»: Авраам–Сарра–Агарь, Иаков–Лия–Рахиль, мы будем говорить о взаимоотношениях патриархов с их детьми, любимыми и не очень. Этот цикл лекций прежде всего адресован людям семейным. Потому что те великие уроки, которые нам оставили эти праведники, имеют огромную жизненную ценность! В прошлой беседе мы рассматривали вопрос о влиянии грехов родителей на их потомство. Но на самом деле это не проклятие, а благословение: возможность исправить в детях то, что не успели исправить их родители до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5). Таким образом, в потомках и их предки обретали некое совершенство ( нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства – Евр. 11, 40) . Впрочем, как мы установили в прошлой беседе, «Бог не взыскивает вину отцов с сыновей, ибо, когда мы чрез крещение освобождаемся от первородного греха, мы уже отвечаем не за грехи родителей, а за те, которые сами совершаем» . Теперь мы продолжаем с вами изучение 13й главы. До этого мы изучали главу 12ю (и только преступили к 13-й главе), где говорится о призвании Аврама и его жены Сары, и мы с вами рассуждали, почему Бог избрал именно его. Но что мы знаем о его жене? В Новом Завете мы находим такую характеристику богобоязненной Сары: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1Пет. 3, 3-6).

http://pravoslavie.ru/99662.html

Остается сказать, что то, что предшествовало в другом в виде образа (τυπικς), относится ко Христу, как к истине и ее исполнению. Это, как мы знаем, сделал и апостол по отношению к двум горам: Синаю и Сиону и относительно Сары и Агари. Ибо, что нет горы Синая и нет Сиона, что не было Сары и не было Агари, — это вовсе не следует из того, что апостол Павел отнес их к двум ЗВаветам (Гал. гл. 4). Таким же образом и слова: отрок Израиль, и Я возлюбил его и из Египта вызвал сына Моего, хотя сказаны о народе израильском, который был вызван из Египта, который был любим и который тогда, после блуждания в идолослужения, был призван, как младенец и дитя, но вполне относятся ко Христу. Ибо и Исаак был прообразом Христа, когда сам нес дрова для своей будущей смерти (Быт. гл. 22), и Иаков, женившийся на Лии, больной глазами, и на прекрасной Рахили (Быт. гл. 29). Под Лиею, которая была старшею, мы понимаем слепоту синагоги, а под Рахилью красоту Церкви. Однако не следует думать, что все то, о чем говорится, как о сделанном теми, которые отчасти были образами Господа Спасителя, делалось ими во образ Его. Ибо образ указывает только на часть; если бы образ был полным, то он уже не был бы образом, а должен бы был называться историческою истиною. Об этом мы сказали вкратце, насколько следовало в толкованиях; теперь продолжим речь об остальном.    От. 3—4. И Я, как бы кормилец Ефрема, носил их на руках Своих, а они не знали, что Я врачевал их. Узами (funiculis) Адама привлеку Я их, узами любви. И буду Я для них, как бы поднимающий иго с челюстей их, и Я склонился к ним, чтобы питать их. LXX: И Я связал Ефрема, взял его на мышцу Мою, а они не знали, что Я врачевал их среди развращения людей; Я удерживал их в узах любви Моей. И буду Я для них подобным человеку, наносящему удары по челюстям его, и призрю на него и превозмогу у него.    Во многом разнятся между собою еврейский текст и издание LXX толковников. Попытаемся изъяснить исторический смысл по еврейскому тексту и иносказательный смысл по LXX.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 3-я Протоиерей Олег Стеняев Авраам идет в землю Ханаанскую И мы читаем далее: И поднялся Аврам и продолжал идти к югу (Быт. 12, 9). Словосочетание: «поднялся… и продолжал идти к югу» указывает, что двинулся в путь с северной части Святой Земли , приближаясь к тому месту, где позже возникнет Иерусалим. Иначе, при любом удалении от Иерусалима, значилось бы: «спустился». То есть это место, где позже и будет распят Сын Божий, представляется как Гора в окружении гор (духовная вершина мира). Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя (Пс.120,1). – То есть в пророческом озарении Аврама и Сару неудержимо влекло восходить к этому месту. В некотором смысле, они и были первыми семейными участниками Крестных ходов (прекрасная практика). Но далее мы уже читаем о нисхождении, схождении: И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет… (Быт. 12, 10). Здесь «сошел» означает: миновал святое место и начал спускаться к Египту (этому древнему символу преисподней); «сошел» – означает, что и уклонился от правильного пути, допустил некие помыслы, расстроившие духовное равновесие их душ (Аврама и Сары). Но помыслы не привели к неправильному действию, и искушение усилилось. …потому что усилился голод в земле той (Быт. 12, 10). Если вначале мы прочитали: «был голод в той земле», то далее мы видим и развитие этого события: «усилился голод в земле той». То есть как бы каскад искушений обрушился на семью Аврама и Сары , как накатывающие волны. Последующая сильнее предыдущей. В чем суть проблемы? Какую ошибку-отклонение допустило семейство Аврама? Вот в чем ошибка Аврама! – И потом его потомки во дни патриарха Иакова из-за голода тоже сойдут в Египет. Все, что с ними происходило, дано нам в неких прообразах. Когда Господь призывал Аврама, Он сказал ему: и благословлю тебя (Быт. 12, 1), то есть позабочусь о тебе. Аврам забыл об этом или счел себя недостойным Божественной помощи! «Благословлю» – буквально означает: «дам тебе все необходимые блага», или: «дам тебе счастливое потомство». – Если бы Аврам последовал этому благословению и не сошел в Египет, то не было бы Египетского пленения для его потомков ( " ибо мыслящие о земном часто испытывают голод, не слыша слово Господне " ). Не подверглась бы суровому испытанию и его жена!

http://pravoslavie.ru/99493.html

По отшествии Лота от Аврама, Бог снова уверяет Своего служителя, что его потомство будет многочисленно и завладеет страною Ханаанскою, но Он не напоминает самого благословения, потому что обстоятельства требовали только повторения временных обетований, после благородного предоставления Аврамом своему племяннику Лоту самой богатой части Палестины. Скоро, однако, Бог открывает и развивает Свое слово. Он дает Авраму знать, прежде всего, что его потомство, которое ему обещано, произойдет от него, а не от его племянника, или служителя его Элиезера ( Быт.15:4 ). Он требует от него здесь великого подвига веры, гораздо большего, чем во время первого откровения, ибо оп был уже в преклонном возрасте и Сара была неплодна ( Быт.15:2:3 ), но Аврам поверил Господу, и это вменилось ему в праведность ( Быт.15:6 ). В вознаграждение за его веру Бог явился ему после одного жертвоприношения, возвестил ему о пребывании его племени в Египте и о возвращении отсюда после того, как Аморреяне преисполнят меру беззаконий своих. Он заключил завет с Своим служителем, требуя от него только веры в Свои обетования. Последствием этого откровения был брак Аврама с Агарью, египетскою рабынею Сары, и рождение Измаила. § III. – От рождения Измаила до его изгнания Новые раскрытия божественного обетования; обрезание. Быm. XVII В течение 14 лет, следовавших за рождением Измаила, священный писатель ничего не сообщает об Авраме. В конце этого времени, когда патриарху было 99 лет, откровение достигло в отношении к нему своего полного развития в обетовании, которое ему дал Бог, именно, что у него будет сын от Сары („моя госпожа“), получившей с этого времени название Сарры (госпожа). Бог дал затем Авраму видимый знак завета, который Он заключил с ним; это было – обрезание. Он раскрыл и упростил тогда обетование, данное ему уже прежде. Я произведу от тебя великий народ, говорил Он ему ранее ( Быт.12:2 ). Теперь Он говорит: Ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Поэтому-то, после всего, прежде сказанного (об обетованиях Божьих Аврааму), говорит Писание: " но Сара, жена Аврамова, не рождала ему " , дабы ты узнал, что после столь великих обетований ничего особенного с ним не случилось, а между тем бесплодие Сары и мертвенность ее утробы были таковы, что могли возбуждать в праведнике великое сомнение. Но праотец уже не взирал на препятствия со стороны природы, и, зная премудрость Господа, Который, как Творец природы, может открыть пути и в непроходимых местах, Авраам, как благородный домочадец, не исследовал, как это будет, но предоставил неисследимому Его промыслу и веровал Его слову. Потому-то сказано, что " Сара " , и после таких обетований, " не рождала ему. У нее была служанка Египтянка, именем Агарь " . И здесь не без причины божественное Писание упоминает нам о рабыне, но, чтобы мы знали, откуда она (взята), прибавляет: " египтянка " . Этим Писание возвращает нас к прежней истории, и дает видеть, что рабыня была из числа тех, которых отдал Саре фараон, когда подвергся за нее отмщению от Бога всяческих, и что Сара взяла с собой эту рабыню, возвращаясь (в землю ханаанскую). С такой целью божественное Писание сделало нам известным и имя, и род ее (рабыни). Примечай же теперь рассудительный ум Сары, необыкновенную ее скромность, невыразимую кротость и послушание (праотцу). " И сказала Сара Аврааму " в земле Ханаанской: " вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее " (Быт.16:2). Смотри, какое благодушие в этой жене: она ничего не сказала подобного тому, что после Рахиль говорила Иакову: " дай мне детей, а если не так, я умираю " (Быт.30:1). Но что говорит (Сарра)? " Вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать " . Так как, говорит, Создатель естества сотворил меня бесплодной и лишил способности рождать детей, то чтобы ты, дожив уже до глубокой старости, по причине моего бесплодия, не остался совсем бесчадным, " войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Стих 21: Желающие быть под игом закона, скажите мне, разве вы не подчиняетесь Закону? ( Гал.4:21 ). – Необходимо заметить, что под названным здесь Законом разумеются повествования Книги Бытия, и не то, – как полагают обыкновенно, – что нужно делать, или чего должно избегать; а названо Законом всё то, что говорится об Аврааме и его жёнах и детях ( Быт.15 ). И в другом месте мы читаем, что Законом также называются и пророки. Итак, слушает Закон тот, кто, по слову Апостола, взирает не на поверхность его, а на его внутреннейшее содержание (medullam); а не слушает Закона тот, кто, – подобно Галатам, – следует только его поверхностному значению (exteriorem corticem). Стихи 22, 23: Ибо написано, что Авраам имел двух сыновей, одного от рабыни, а другого от свободной. Но тот, который от служанки, был рождён по плоти, а тот, который от свободной – по обетованию ( Гал.4:22–23 ). – Объяснение [этого места] представляет большие трудности. Только Исаак, рождённый от Сары, был рождён по обетованию, но это не Исмаил, рождённый от Египтянки Агари. Действительно, Писание сообщает, что когда из-за преследований Сары Агарь бежала беременною, и явился ей Ангел в пустыне, и повелел ей подчиниться госпоже своей, то тот же самый Ангел при этом сказал следующее: Я весьма умножу семя твоё, и оно вследствие множества будет бесчисленно ( Быт.16:10 ). А после того об Исмаиле (конечно, никто не станет сомневаться в том, что это слова обетования) говорится: Он будет диким человеком, и руки его на всех, и руки всех на него, и будет он жить против лица всех братий своих. Но [на это] можно ответить, что обетование Ангела имеет меньшее значение, чем обетование Божие, ибо, как звезда по восходе солнца не даёт лучей, так и слова Ангела темнеют при сравнении с обетованием Божиим, и исчезают и считаются за ничто. Впрочем, такой ответ только по видимому имеет некоторое значение, потому что уничтожается вслед затем обязательными для нас словами Писания; ибо написано: Авраам же сказал Богу: Сей Исмаил да будет жив пред лицем Твоим ( Быт.17:18 ); и Бог отвечал Ему так: Вот Сара, жена твоя родит тебе Сына, и дашь ему имя Исаак, и установлю завет Мой с ним, и завет вечный и с семенем его после него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010