Твое семя получит в наследие города врагов своих, и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего и показал всем, что ты верен Мне во всем, что Я возложил на тебя. Иди в мире!» И Авраам пошел к своим рабам, и встали, и пошли они вместе в Вирсавию, и Авраам жил при клятвенном колодезе. И он соблюдал сей праздник ежегодно в течение семи дней с радостию, и назвал его праздником Господним соответственно семи дням, в продолжение которых он ходил и возвратился в мире. И так утверждено сие и записано на небесных скрижалях относительно Израиля и его семени, чтобы они праздновали этот праздник в течение семи дней с радостию. XIX. И в первый год первой седмины сорок второго юбилея возвратился Авраам и жил против Хеврона, т. е. Карьяфарбока 52 . Во вторую седмину в третий год этого юбилея окончились дни жизни Сары, и она умерла в Хевроне. И пришел Авраам оплакать и погребсти ее. И мы испытывали его, покорен ли дух его и не произнесет ли он устами своими мятежного слова, но он и здесь оказался покорным и не возмущался, а с спокойным духом говорил с детьми Киту 53 (т. е. Хета), чтобы они дали ему место, на котором он похоронил бы свою умершую. И Господь наградил его благоволением пред всеми, которые видели его, и он просил, полный смирения, детей Хета, и они дали ему землю двойной пещеры против Мамре, т.е. Хеврона, за сорок серебреников. Но они просили его, говоря: «Мы отдадим вам это даром». Но он не взял у них даром, а отдал им цену за место – хорошее серебро, и поклонился им дважды. И после сего он похоронил свою умершую в двойной пещере. И всех дней жизни Сары было сто двадцать семь лет, т.е. два юбилея четыре седмины и один год. Это годы жизни Сары. И это было десятое 54 испытание, которым был искушаем Авраам; и он обнаружил верный и покорный дух. И он не сказал никакого слова о том, что Бог обещал ему дать страну ему и его семени после него, но он просил там только о местах, чтобы похоронить свою умершую. Так оказался он верным и покорным, и записан был, как друг Господа, на небесных скрижалях.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

16 Время шло, а Сара, жена Аврама, всё никак не могла родить ему наследника . Подумала она как–то о рабыне, что была у нее, о египтянке по имени Агарь. 2 И сказала тогда Сара Авраму: «Ты видишь, не дал мне Господь благословения такого – рожать детей. Возьми же рабыню мою. Может быть, через нее у меня будут дети». Внял Аврам словам Сары. 3Взяла Сара, жена Аврама, рабыню свою, египтянку Агарь, и привела ее к Авраму, мужу своему, как жену. (К тому времени прошло уже десять лет, как Аврам поселился в Ханаане.) 4Он стал жить с Агарью, и та зачала от него. И как только Агарь поняла, что у нее будет ребенок, стала она презирать госпожу свою. 5«Ты в ответе за обиду, которую я терплю ! – заявила Сара Авраму. – Не я ли сама отдала в наложницы тебе рабыню мою? А она с тех пор, как зачала, ни во что уже не ставит меня. Господь пусть нас рассудит!» 6«Она твоя рабыня; ты и делай с ней, что хочешь!» – ответил Аврам. Стала Сара притеснять Агарь, и та убежала от нее. 7Ангел Господень нашел Агарь у источника в пустыне, у источника при дороге, что вела в Шур. 8«Агарь, рабыня Сарина, – спросил он ее, – откуда идешь ты и куда?» «Я бегу от Сары, госпожи моей», – ответила та. 9«Возвратись к госпоже своей и покорись ей», – повелел ангел Господень. 10И добавил от имени Господа: «Я сделаю потомство твое столь многочисленным, что невозможно будет его сосчитать». 11 И еще сказал ангел Господень: «Знай, ты зачала и родишь сына ибо в страдании твоем услышал тебя Господь. 12Но диким человеком пустыни будет твой сын – как осел неукрощенный; он против всех – все против него; 15И родила Агарь Авраму сына, которого Аврам назвал Измаилом. 16(Восемьдесят шесть лет было Авраму, когда она родила Измаила.) Обрезание как знак Завета 17 Когда Авраму было девяносто девять лет, Господь явился ему и сказал: «Я – Бог Всесильный а. Помни, что твоя жизнь перед лицом Моим проходит б, и будь непорочен, 2а Я силу придам Завету, Союзу, что заключен между Мною и тобой, и дарую тебе потомство многочисленное». 3Аврам пал ниц, а Бог, продолжая говорить с ним, сказал: 4«Что до Меня, то по Моему Завету с тобой ты непременно будешь отцом многих народов. 5И имя твое отныне будет не Аврам, но Авраам, ведь Я сделаю тебя отцом не одного, но множества народов . 6Тьмы тем потомков Я дам тебе: произойдут от тебя народы и царями будут потомки твои. 7Я упрочу Завет Мой – Союз между Мною и тобою. Распространится он и на потомков твоих после тебя из поколения в поколение как Союз навеки, дабы быть Мне Богом твоим и потомков твоих. 8В вечное владение тебе и всем потомкам твоим после тебя отдам эту землю, по которой странствуешь ты ныне, – всю землю ханаанскую отдам потомкам твоим и буду их Богом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ангел Господень – Малеах Иегова, посланный Иеговы. Существуют различные мнения, как разуметь это выражение. Многие, основываясь на выражении первомученика Стефана ( Деян. 7:53 ) и на словах апостола Павла ( Гал. 3:19 ; Евр. 2:2 ) думали видеть в Ангелах, о которых говорится в Ветхом Завете, высших, но созданных существ, посланных Богом. Но во многих случаях с этим нельзя согласиться, и большая часть св. Отцов видела в Ангелах Того, Который есть Слово, т. е. вторую Ипостась св. Троицы. Что мы имеем право в некоторых случаях так принимать это выражение, ясно из сравнения Исх. 32:34 с Исх. 33:2–3 , из сопоставления которых видно, что Господь, гневаясь на Израиль за идолопоклонство, говорит, что отныне Он пошлёт Ангела Своего, но Сам более не пойдёт с народом, дабы не уничтожить его. Мы в своё время ближе рассмотрим это таинственное выражение, теперь же заметим, что по Исх. 14присутствие самого Господа обозначалось словами «и двинулся Ангел Божий, шедший пред станом». (Сравни также второй комментарий к Быт. 12:7 ). Здесь при первом явлении Ангела Агари мы не можем сказать достоверно о том, сам ли Господь или Ангел говорил ей; хотя Агарь в Быт. 16называет его Иеговой, но м. Филарет колеблется признать в нём самого Иегову; между тем во втором явлении Ангела Агари в пустыне ( Быт. 21:17 ) Ангел Божий называется прямо в Быт. 21Богом и есть явление Иеговы. Сур, куда бежала Агарь, по Флавию Иосифу, есть Пелузиум при устье Нила, т. е. Агарь шла в Египет. Быт. 16:8 И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Служанка Сарина! Этим Ангел напоминает ей, что она поступает неправильно, оставляя дом госпожи своей. Агарь в ответе своём не отрицает своих обязанностей в отношении к Саре. Быт. 16:9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, говорит м. Филарет, он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорее недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой, Сара же опасалась, чтобы её служанка не сделалась её госпожою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт.16:3 . И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Название жены приложено здесь к Агари не в собственном и строгом смысле, а в смысле временной наложницы, как она и называется более точно в другом месте ( Быт. 25:6 ); но в то же время она была, так сказать, легальной наложницей, взятой с согласия, одобрения и даже по просьбе жены, так что в этом случае она для Аврама была женою второго ранга. Заносчивость Агари и жалоба на нее Сары Быт.16:4 . Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. На всем древнем Востоке, а у евреев в особенности, многочадие считалось особым признаком божественного благословения и фамильной гордости ( Быт. 24:60 ; Исх. 23:26 ; Втор. 7:14 ); тогда как бесплодие, наоборот, рассматривалось как несчастье и бесчестье ( Быт. 30:1, 23 ; Лк. 1:48 и др.). Неудивительно, что молодая служанка Агарь, проникнутая подобными взглядами, могла забыться перед своей обездоленной госпожой. Быт.16:5 . И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; «Сара наказана за свое нетерпение; она сама предложила мужу свою служанку, чтобы скорей исполнилось обетование, а теперь чувствует, что в доме восстает новая хозяйка. Но, не рассчитав последствий своего действия, она во всем обвиняет теперь Аврама» (Властов). Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. «Слова души огорченной! – говорит Иоанн Златоуст : и если б в праотце не было столько любомудрия и он не имел бы великого уважения к Саре, то вознегодовал бы и оскорбился такими жестокими словами. Но этот, достойный уважения муж все ей простил, зная слабость пола». Впрочем, нетрудно понять и тяжелое душевное состояние Сары, в которой одновременно заговорили и ревность обездоленной супруги, и достоинство оскорбленной госпожи. Бегство Агари в пустыню и явление ей там Ангела Иеговы

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.16:4 И вошел к Агари, и зачала, и (когда) увидела, что имеет во чреве, то презренна стала госпожа пред нею, Быт.16:5 Сказала же Сара Авраму: обижена я тобою. Я отдала служанку мою на лоно твое, а как увидела (она), что имеет во чреве, я презренна стала пред нею. Суди Бог между мною и тобою. Быт.16:6 И сказал Аврам Саре: вот служанка твоя пред тобою. Поступи с нею, как тебе угодно. И озлобила ее Сара, и убежала она от лица ея. Быт.16:7 Нашел же ее ангел Господа Бога у источника воды в пустыне, у источника на пути сурском. Быт.16:8 И сказал ей ангел Господень: Агарь, служанка Сары, откуда идешь, и куда пойдешь? И сказала: от лица Сары госпожи моей я бегу. Быт.16:9 Сказал же ей ангел Господень: возвратись к госпоже твоей, и приклонись под руки ея. Быт.16:10 И сказал ангел Господень: умножая умножу семя твое, и не сочтется от многочисленности. Быт.16:11 И сказал ей ангел Господень: вот ты во чреве имеешь, и родишь сына, и наречешь имя ему Исмаил, ибо внял Господь смирению твоему. Быт.16:12 Он будет полевый человек: руки его на всех, и руки всех на него, и пред лицем всех братий своих поселится. Быт.16:13 И нарекла Агарь имя Господа, говорившого с нею: Ты Бог видевший меня! ибо сказала: пред собою я видела Явившагося мне. Быт.16:14 Посему назвала колодезь тот колодезем, пред которым видела [[Бир – лахай – рои.]]. Он вот между Кадисом и между Варадом. Быт.16:15 И родила Агарь Авраму сына, и нарек Аврам имя сыну своему, которого родила ему Агарь, Исмаил. Быт.16:16 Авраму же было восемьдесят шесть лет, когда родила Агарь Исмаила Авраму. Глава 17 Быт.17:1 Был же Аврам лет девяноста девяти, и явился Господь Авраму, и сказал ему: Я есмь Бог твой, угождай предо Мною, и будь непорочен. Быт.17:2 И поставлю завет мой между Мною и между тобою, и вельми размножу тебя. Быт.17:3 И пал Аврам на лице свое; и глаголал ему Бог, говоря: это Я! Вот завет мой с тобою: ты будешь отец множества народов. Быт.17:5 И уже не будет зваться имя твое Аврам, но Авраам будет имя твое, ибо отцом многих народов поставил Я тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Быт. 16:1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. Вообще думают, что Агарь вывезена из Египта Аврамом в числе рабов и имущества ( Быт. 12:16 ) и, по всей вероятности, вывезена ещё ребёнком. Имя Агарь означает «бегство»; может быть, оно, по обычаю тогдашнего времени, дано ей после события, после бегства её, в воспоминание этого происшествия. Быт. 16:2 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. Саре – нетерпеливой и не столько верующей, как Аврам, – хочется скорее видеть исполнение Божия обещания. При этом она знает, что потомство обещано Авраму, но о ней ничего не сказано, и у неё рождается сомнение: не в ней ли заключается препятствие к исполнению обетования. Но она не хочет быть совершенно отстранена от радости дома своего и вымышляет средство: предложить Авраму рабыню свою (её собственность, её вещь, по понятию древних), детей от которой она признает своими. Заметим ещё, что в следующем стихе указано, что Сара дала Агарь Авраму через десять лет после исхода из Египта, стало быть, после довольно продолжительного ожидания собственных детей и уже тогда, когда, как говорит Сара, «Господь заключил чрево её». Быт. 16:3 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Не Аврам взял её, а жена дала сама ему свою служанку. Во всех чертах семейной жизни Аврама проглядывает необычайная кротость его и добродушие, доходящее до слабости (сравни Быт. 16:6 ). По законам востока и не имея прямого указания от Господа, что именно от Сары он будет иметь сына, он мог взять вторую жену, даже не прибегая к разводу с первой, хотя развод не только был допущен обычаем, но даже вошёл в закон Моисеев ( Втор. 24:1 ). Быт. 16:4 Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 16 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Быт. 16:16 Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила. Глава XVII. Вступление Через тринадцать лет после исполнения части данного Авраму обещания, т. е. после рождения Измаила, наступает новый отдел жизни Аврама. Иегова является Авраму и называет себя Ель-Шаддай (Всемогущий Бог) 144 , обещая Авраму наследника именно от Сары, причём изменяет им обоим имена и установляет закон обрезания. До сих пор продолжалось ещё испытание Аврама: чтобы стать отцом верующих, он должен был сам непоколебимо верить и с терпением ожидать исполнения обетований. Как Ной, строивший ковчег и потом ожидавший приказаний Божиих в ковчеге (сравни первый комментарий к Быт. 8:1 ), так и Аврам, ожидавший наследника, поддерживались верою и в спокойном, полном доверия ожидании стяжали милость Божию и увидели исполнение своих ожиданий. Но перед исполнением ожидания Аврама он вступил в новые отношения к Богу завета. Делаясь отцом многочисленного народа, он не только за себя, но и за будущих своих потомков воспринял на теле особый знак отчуждения от всех прочих племён; в знаке этом лежит вся будущность народа израильского – народа жрецов посреди других народов. Хранители обетований общечеловеческих, они дотоле, пока обетования сии не исполнились, не имели права смешиваться ни с какими другими народами, дабы не утратить своего значения и своей цели. Как Аврам, получив сына от рабыни, тринадцать лет ждал наследника от Сары, так Израиль, получив закон Моисеев и владение Палестиною, ждал 1300 лет, пока родился Сын Человеческий, принёсший с собою закон свободы и расширивший значение духовного Израиля на всё человечество. Глава XVII. Возобновление Богом завета; изменение имён Аврама и Сары; установление обрезания; обещание рождения Исаака; обрезание Аврама и Измаила Быт. 17:1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Возвращаясь с сей победы, он близ Салима (вероятно, Иерусалима) встречен был таинственным в истории лицем, Мельхиседеком, царем Салимским и священником Бога Всевышнего. Он поднес Аврааму хлеб, вино и благословил его именем Бога Всевышнего, Владыки неба и земли. Авраам поклонился и пожертвовал ему десятую часть из всей добычи. Так как Св. Писание ничего не упоминает ни об отце и матери, ни о времени рождения и смерти Мельхиседека, то он является прообразом Иисуса Христа, истинного царя правды и мира и небесного архиерея, родившегося во времени без отца, а в вечности – без матери. § 10. Завет Божий с Авраамом. Сарра, Агарь и Измаил (2015 л. до Рожд. Христ.) По переселении Авраама в землю ханаанскую Бог неоднократно давал ему обетование произвести от него многочисленное потомство. Но прошло десять лет, a детей у Авраама не являлось. Тогда Сара предположила, что Бог обещает ее мужу детей не от нее, а от какой-либо другой жены, и предложила ему взять в виде жены служанку ее Агарь, с тем, чтобы родившееся от нее дитя считалось ее детищем. Авраам исполнил желание Сары, и Агарь родила ему сына Измаила. Аврааму было в это время 86 лет. Но когда ему исполнилось 99 лет, Бог открыл Аврааму, что обещанный ему сын должен родиться от Сары, а не от другой какой-либо жены. Явившись ему, Господь сказал: «благоугождай предо Мною и будь непорочен. Я поставлю с тобою и потомством твоим завет в том, что тебя Я сделаю отцем множества народов, почему отныне будешь называться не Аврамом – (отцем высоким, с вер.), но Авраамом (отцем множества народов), а жена твоя не Сарою (госпожею моею), но Саррою (госпожею множества), и дам тебе и семени твоему всю землю ханаанскую; ты же и потомство твое должны, с своей стороны, всегда признавать и почитать Меня за Бога своего. В знак же этого завета со Мною да обрежешься ты и все потомки твои мужескаго пола. Над младенцами обрезание пусть совершается в осьмой день от рождения их. Если же над кем не будет совершено обрезание в осьмой день, тот не будет принадлежать к Моему народу». Авраам, услышав, что от него и Сарры должно произойти многочисленное потомство, рассмеялся и подумал: неужели от столетнего будут дети? и неужели Сарра девяностолетняя родит? Господь, подтвердил это ему и предсказал, что имя сыну его будет Исаак. Сообразно с волею Божиею, Авраам обрезал себя, Измаила и всех слуг своих мужескаго пола. § 11. Явление Аврааму Бога у дуба Мамврийского

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Глава 16 Сара, будучи бесплодной, отдает свою служанку Агарь Авраму Быт.16:1 . Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. Необходимое вводное замечание, подготовляющее к последующему повествованию. Прошло уже целых десять лет ( Быт. 16:3 ) с того времени, как Аврам и Сара получили божественное обетование о многочисленном потомстве, а у последней не родилось еще ни одного сына. Быт.16:2 . И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: Смиренно считая себя главной виновницей неисполнения божественного обетования о потомстве и желая оказать Авраму содействие в получении его, Сара великодушно отказывается от своих прав на мужа и добровольно предлагает ему в жены свою собственную служанку Агарь, вывезенную ими еще из Египта, вероятно, в числе прочих даров, которыми снабдили их египтяне ( Быт. 12:16, 13:1 ). Самое имя этой служанки «Агарь» значит бегство и дано ей было или по пророчественному предсказанию, или, вернее, по последующему воспоминанию ее двукратного бегства из дома госпожи своей ( Быт. 16:6, 21:14 ). может быть, я буду иметь детей от нее. В еврейском тексте сказано по другому: «чтобы мне создать дом (banch) мой от нее, опереться на нее», «усилиться чрез нее»; славянское (с LXX-u): «да чада сотворю от нея». Через это и сам поступок Сары становится гораздо понятнее: очевидно, она здесь основывает свои надежды на том обычном праве той эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, т.е. как мужу, так и жене ( Быт. 30:3 ). Аврам послушался слов Сары. Хотя в поступке Аврама и было допущено нарушение чистоты брачного союза ( Быт. 2:24 ), но извинением для него служило, во-первых, то, что он сделал это не по собственной страсти, а из послушания жене, и во-вторых, то, что при совершении сего поступка преследовал не личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели ( Мал. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И Аврам, опасаясь за целомудрие своей супруги, обращается к ней со словами предостережения: …ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых (Быт. 12, 11–12). Вот здесь опять промах Аврама – за это придется отвечать! Наступит момент, когда государственная политика Египта провозгласит: «Мальчиков бросать в Нил, и только девочек оставлять, чтобы они становились египтянками!» – Аврам и есть первый верующий человек, который подвергнул собственную жену подобному испытанию. «Здесь Авраам оказался человеком, подлежащим немощам и как бы сомневающимся в Божией защите. Но сие сомнение и боязнь проявились в нем по Божьему попущению для большего обнаружения попечения Бога о Его рабах и скорого и сильного их защищения» . Бог не попускает зла, не имея в виду обратить его во благо Вы видите, как ошибка праотца реально потом оскоминой оказывается на зубах его потомков! Не случайно у древних иудеев была пословица: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иер. 31, 29). Пророки из уважения к отцам осуждали эту пословицу. Но Бог не попускает зла, не имея в виду обратить его во благо (Блаженный Августин). Так и в этом случае! Аврам инструктирует Сару: «И когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых». Он боится! Где же упование на Бога?! Он вышел с той территории, которая была территорией Бога и где он мог чувствовать себя совершенно безопасным. Есть опасность, когда семейных людей тянет отдыхать в религиозно чуждом для нас окружении (и они сходят с территории Святой Руси). Блаженный Иероним настаивает на том, что Сара таким переселением была поставлена в очень опасное положение из-за такой кризисной семейной политики Аврама: «Оказавшаяся в незнакомых ей чертогах, при попустительстве мужа она не могла сопротивляться…» ; «Сара была отведена в дом царя (т. е. фараона – О.С.), чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла она его на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример: как она не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку; как весь дом фараонов подвергнут был казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет» .

http://pravoslavie.ru/99493.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010