Но вот вопрос: «Куда ты летишь?» Летишь обычно вниз.  Но  чувство полета каково!  Каков завораживающий восторг! До земли еще так далеко… Второе искушение, которое дается человечеству – это искушение безграничной свободой.  Попробуй это, попробуй то.  Ничего страшного не случится, все будет хорошо, ведь человеку все позволено. Свобода – это и есть идеал.  Нет никакой нравственности, есть свобода. Нет никаких  границ, есть свобода. Есть свобода, за которой на самом деле нет ничего, кроме смерти. Третье искушение:  Все это дам Тебе, если пав, поклонишься мне, –  говорит сатана,  показывая Христу все царства мира и славу их (Мф. 4,9). Такое простое и банальное: «Поклонись мне, и все тебе будет. Сделай вид, что Бога нет, что нет никакой духовной жизни. Сделай вид, что есть только законы мирского бытия, что тебе нужно в этом мире достичь  всего, но без Бога». Не будем долго об этом говорить, современным людям это и  так хорошо понятно. К каждому из нас  рано или поздно эти три искушения приходят.  Как мы их встречаем, и как мы с ними боремся?  Пусть будет нам в этом примером наш Спаситель, который на каждое искушение  ответил от лица людей,  искушаемый, как Сын Человеческий. Еще один смысл слова «искушение» –  испытание. Именно так его можно перевести с  церковнославянского языка,  так как оно происходит от слова «искус». Искусный – тот, кто прошел испытания, кто по-настоящему владеет ремеслом. Процесс,  когда переплавляют серебро из нечистой породы в чистую, тоже по церковнославянски называют искушением. Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро (Пс.65,10) В этом смысле  слова нас искушает, или испытывает, Сам Господь. То есть, с одной стороны нас искушает лукавый, а с другой  –  испытывает  Господь. Как Бог искушает, мы знаем из  Священного Писания. В книге Бытия  написано,  как Бог искушал Авраама.  У Авраама от Сары родился долгожданный сын Исаак. Он дорос он до зрелого возраста (кто-то  из толкователей считает, что он был отроком, кто-то –  что он был в возрасте Христа), и тогда Господь стал искушать Авраама. Он сказал: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе (Быт. 22,2).  Авраам  взвалил на Исаака вязанку хвороста, и они пошли  на гору недалеко от Голгофы. И начал Исаак говорить аврааму: … вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?  Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт. 22, 7-8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1420...

Но натуры подвижные способны более следовать внезапному порыву благородства, чем склоняться пред долгим и терпеливым самопожертвованием. Они умеют минутно пожертвовать собою ради высокой цели, но не в состоянии посвятить себя ей навсегда. Им недостает постоянства в героизме. И Сара не замедлила раскаяться в своем самопожертвовании. Агарь почувствовала себя матерью; она возгордилась своим счастием; раба, может быть, возмечтала, что придет день, когда луч славы ее сына, отражаясь на ее челе, укажет в ней настоящую царицу патриаршего шатра. Сара поняла все. Единственная спутница еврейского князя, она разделяла его миссию, а другая женщина хотела собрать плоды! В гневе и скорби она пришла к своему супругу и, укоряя его в принятии ее самопожертвования, осмелилась сказать ему: “В обиде моей ты виновен Господь пусть будет судьею между мною и между тобою” ( Быт 16:5 ). Аврам, уважая требование своей оскорбленной жены, отвечал ей: “Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно” ( Быт 16:6 ). Ревность сделала Сару жестокою к слабой и оставленной женщине, которую она сама захотела сделать матерью; она заставила эту молодую и гордую голову нести тяжелое иго рабства. Униженная притеснениями своей госпожи, молчанием отца своего дитяти, Агарь бежала. Инстинктивно она направилась к своему отечеству. Она находилась уже близ источника на дороге к Суру, между Кадесом и Баредом ( Быт 16:14 ), как вдруг слышит не человеческий голос: “Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?” – “Я бегу от лица Сары, госпожи моей” ( Быт 16:8 ). Таинственный голос приказал рабе возвратиться к госпоже. Испытания преодолевают, не уклоняясь от них, а подчиняясь им ( Быт 16:9 ). Мысль о долге подняла упадший дух Агари; надежда поддержит ее. Дитя, которое жило в ней, есть сын; он будет отцом многочисленного народа. “Вот, ты беременна”, говорил ей Божественный вестник, “и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил 6 , ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих” ( Быт 16:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenshi...

Но натуры подвижные способны более следовать внезапному порыву благородства, чем склоняться пред долгим и терпеливым самопожертвованием. Они умеют минутно пожертвовать собою ради высокой цели, но не в состоянии посвятить себя ей навсегда. Им недостает постоянства в героизме. И Сара не замедлила раскаяться в своем самопожертвовании. Агарь почувствовала себя матерью; она возгордилась своим счастием; раба, может быть, возмечтала, что придет день, когда луч славы ее сына, отражаясь на ее челе, укажет в ней настоящую царицу патриаршего шатра. Сара поняла все. Единственная спутница еврейского князя, она разделяла его миссию, а другая женщина хотела собрать плоды! В гневе и скорби она пришла к своему супругу и, укоряя его в принятии ее самопожертвования, осмелилась сказать ему: “В обиде моей ты виновен Господь пусть будет судьею между мною и между тобою” ( Быт.16:5 ). Аврам, уважая требование своей оскорбленной жены, отвечал ей: “Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно” ( Быт.16:6 ). Ревность сделала Сару жестокою к слабой и оставленной женщине, которую она сама захотела сделать матерью; она заставила эту молодую и гордую голову нести тяжелое иго рабства. Униженная притеснениями своей госпожи, молчанием отца своего дитяти, Агарь бежала. Инстинктивно она направилась к своему отечеству. Она находилась уже близ источника на дороге к Суру, между Кадесом и Баредом ( Быт.16:14 ), как вдруг слышит не человеческий голос: “Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?” — “Я бегу от лица Сары, госпожи моей” ( Быт.16:8 ). Таинственный голос приказал рабе возвратиться к госпоже. Испытания преодолевают, не уклоняясь от них, а подчиняясь им ( Быт.16:9 ). Мысль о долге подняла упадший дух Агари; надежда поддержит ее. Дитя, которое жило в ней, есть сын; он будет отцом многочисленного народа. “Вот, ты беременна”, говорил ей Божественный вестник, “и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил 7 , ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих” ( Быт.16:11–12 ).

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

Но не звучали ли новые имена как насмешка? Как может быть «отцом множества» старик, у которого есть только один сын от наложницы? Казалось бы, давно пора было потребовать от Бога какого-то исполнения всех этих бесконечных обещаний. Авраам ведь уже стольким пожертвовал – так где же награда? У него уже был Измаил, сын от наложницы (в те времена это считалось вполне обычным), но от любимой жены детей у него не было. И вот однажды, во время дневного зноя Авраам недвижно сидел у входа в свой шатер, как и положено старому бедуину. Внезапно на дороге появилось трое путников – Авраам и не знал, кто они такие. Безусловно, по законам бедуинского гостеприимства ему следовало пригласить их к себе, но Авраам пошел гораздо дальше, чем требовала вежливость: велел слугам омыть гостям ноги, распорядился испечь свежего хлеба и даже заколол упитанного теленка. Именно эта трапеза и запечатлена на знаменитой рублевской иконе «Троица» (конечно, иконописец воспользовался этим ветхозаветным сюжетом, чтобы изобразить свое видение новозаветной Троицы – Отца, Сына и Святого Духа). Необычно повели себя и гости. Один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя через год в это же время, и у Сары, жены твоей, будет сын». Сара, как и положено порядочной бедуинке, находилась на женской половине шатра и внимательно слушала этот разговор. В этот момент она молча усмехнулась: наверное, гость хочет польстить хозяину! Какой же новорожденный может быть у пары стариков, которые давно уже утратили способность к деторождению?            Но таинственный гость настаивал: «отчего это рассмеялась Сарра? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын». Теперь супруги поняли, Кто стоял перед ними. Сара, правда, так и не призналась, что восприняла Его слова с усмешкой. Легко ли спорить с Господом? Тем временем, двое спутников удалились в Содом – город, который Господь пожелал наказать за грехи. Но прежде, чем сделать это, Он решил дать им последний шанс: два ангела должны были войти в город, чтобы проверить, как отнесутся к ним местные жители. Авраам, впрочем, уже предвидел, чем кончится этот визит, и очень беспокоился за своего племянника Лота, жившего в Содоме. И тогда он позволил себе поторговаться с Богом, как и теперь делают бедуины на базаре: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Не может быть, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым! Судия всей земли поступит ли неправосудно?»

http://foma.ru/prizvanie-avraama.html

Объяснение ап. Павлом отношения Агари к Авраму и Саре показывает, как Бог направляет к добру и всякое зло. Здесь был прообраз синагоги и церкви, иудейского и христианского заветов. Обрядовый закон дан был только на то время, пока не пришло обетованное семя; когда церковь была еще бесплодна, синагога занимала ее место; но наконец Сара сделалась матерью многих народов и Агарь должна была удалиться ( Гал. 4 ). Когда Агарь зачала, то, считая себя как бы матерью обетованного наследника, стала с презрением относиться к своей бесплодной госпоже; она видела, как любит и уважает ее господин ее и захотела быть соперницей Сары в ее благороднейших чувствах. Это повело к своим естественным последствиям: неудовольствиям и раздорам. Как впоследствии Феннана огорчала Анну, «побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее» ( 1Цар. 1:6 ), так и Агарь, возгордившись вследствие своего положения, начала уязвлять высокомерную госпожу в ее нежнейших чувствах. Будучи достаточно великодушной для того, чтобы принести столь великую жертву для великого дела, Сара не могла выносить теперь постоянного превосходства своей служанки над собою. Ее оскорбленные чувства сделали ее не только жестокою к наложнице, но и несправедливою к своему мужу. Хотя она сама убедила Аврама войти в эти отношения к Агари, однако же его именно она стала обвинять в последствиях своей собственной нетерпеливости; так как он не тотчас же становился на ее сторону и не хотел отмстить за пренебрежение, с которым относилась к ней рабыня, то она роптала на него и всю вину в этом возлагала на Аврама. «В обиде моей ты виновен», запальчиво восклицала она: «Господь пусть будет судиею между мною и тобою». Авраму, конечно, тяжело было поступить жестоко с будущею матерью его ребенка, но он не мог наконец противиться настойчивым жалобам своей жены. Ее естественных прав нельзя было умалять и таким образом необходимо было удалить источник раздора. Он поступил так, как поступил бы и всякий человек в его положении, заботящийся о мире и благосостоянии своего дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Оказывается, гнев тоже должен знать какую-то меру, он не может быть жестоким! И Сара превысила, допустимую меру. Сказано: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф. 4:26 ). Что значит «солнце да не зайдет во гневе вашем»? «Хорошо не гневиться; но если кто впадет в эту страсть, то по крайней мере не на долгое время: «солнце, – говорит он, – да не зайдет во гневе вашем ( Еф. 4:26 )» 132 . «Слово «гнев» понимается двояко. Первое – когда мы, возмущенные обидою, бываем движимы естественными стимулами; второе – когда по прекращении нападений на нас и утешении гнева ум может рассуждать, но тем не менее желает мщения тому, кто признается оскорбителем. Поэтому я думаю, что здесь идет речь о первом виде гнева, и нам, как людям, сделана уступка – [позволено] возмущаться при виде какого-нибудь недостойного действия, но так, чтобы спокойствие ума возмущало только как бы некоторое легкое движение ветра; то есть чтобы мы не поддавались легко бурным волнам ярости» 133 . И вот Ангел нашел Агарь в пустыне у источника воды. Очень часто в Священном Писании мы видим, что именно у источников вод происходят какие-то откровения от Бога. Вода – это символ слова Божьего. Как сказано: «Из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:38 ), то есть проповедь будет распространяться, как стремительные потоки вод. « И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! (то есть Ангел Господень тоже подтверждает статус Агари: да, она служанка, – О. С.) откуда ты пришла и куда идешь? » ( Быт. 16:8 ). О чем спрашивает Ангел Божий? Он спрашивает: «Ты из Египта языческого была выведена! Ты оказалась в доме такого святого человека – Авраама! Ты приняла единобожие! (Конечно, если бы она была язычница, Авраам не вступил бы с ней ни в какие отношения, и она не могла быть приближенной к Саре!) И ты сейчас возвращаешься – что? – в Египет?!» « Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей » ( Быт. 16:8 ). И она подтверждает свой статус, называя Сару госпожой своею. И вот дальше происходит что-то трудно понимаемое! 9-й стих начинается: « Ангел Господень сказал ей… », 10-й стих: « И сказал ей Ангел Господень… », 11-й стих: « И еще сказал ей Ангел Господень… » ( Быт. 16:9–11 )

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Он не считал необходимым вмешиваться в споры между его женой и ее служанкой, но предоставил ей принять все такие меры, какие только она считала необходимыми для наказания рабыни за дерзость и для поддержания своей власти. «Вот», сказал он, «служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно». Но Сара, под влиянием пережитых испытаний, настолько была несправедлива, что стала всячески угнетать Агарь и сделала жизнь ее настолько тяжкою, что последняя вынуждена была оставить дом Аврамов и совершенно одиноко бежала в пустыню, быть может имея в виду возвратиться на свою родину. Она отправилась по дороге к Суру, той части пустыни Тих, по близости к Египту, которая получила свое название от окружающих ее со всех сторон скал. Истомленная тяжелым путешествием, она с радостью увидела небольшой оазис в безжизненной пустыне и села там отдохнуть у источника, дававшего плодородие этому самому оазису. Это было место, часто посещавшееся путешественниками, и Моисей говорит о нем, как о хорошо известной стоянке между Кадесом и Баредом – где-нибудь на древней дороге в Египет, по юго-западной границе Негеба. Здесь явился ей «ангел Господень». Название это часто встречается в Пятокнижии и в других местах и повсюду имеет весьма таинственное значение. Здесь под видом ангела было как бы действительное богоявление, явление слова Божия, так как ангел Господень говорит здесь как Бог, и Агарь говорит о нем в том же смысле; он не только приносит ей весть от Иеговы, но сам отождествляет себя с Иеговою. Явившись Агари, ангел Господень воскликнул: «Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?» И когда она рассказала ему, в чем дело, что она именно убежала от госпожи своей Сары, то он велел ей возвратиться к своей госпоже и покориться ей, обещав ей в то же время многочисленное потомство от имеющего родиться у нее сына Измаила: «умножая, умножу потомство твое», сказал ей ангел, «так что нельзя будет и счесть его от множества. Вот ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя: Измаил, ибо услышал Господь страдание твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Они стараются как бы обморочить уловленный и поскользнувшийся ум, чтобы он не отказался, обращая много внимания на свободу, от служения им; иногда доставляют ему наслаждения земными предметами и, так сказать, обогащают ничтожными утехами, подобно, как и князи египетские, как бы ласкаясь к блаженному Аврааму, хотели его, потерявшего супругу, отвлечь почестями и принесением даров от чрезмерной печали; ибо написано: «И Авраму хорошо было ради ее, очевидно, Сары: и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды» (Быт. 12:16). Сатана, привлекая бы к самым кратковременным вещам, лишая свободного как бы рождения и плодородия, и по своей ненасытности подвергая благородный ум поруганиям и бесчинствам своим, связывает нас услаждением земными предметами. Он дошел некогда до такого безумия, что приступил с искушением к Самому Христу: «И, возведя Его , — сказано, — показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лк. 4:5-7).     П. Это-то правильно; но скажи, прошу тебя, какое может быть подкрепление или помощь потерпевшим?     К. Эта помощь, почтеннейший, — Бог и его благодать, которая не навсегда попускает изнемогшему уму быть под ногами диавольскими, но защищает и избавляет его, нисколько не могущего помочь себе самому. Если хочешь, то увидишь, что то же самое было и с праотцем Авраамом. Когда праведник отчаялся и не мог ничего предпринять, вступился за него Бог и освободил жену его от распутства египтян: «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт. 12:17). Тогда уже фараон отпустил сожительницу праведника, едва избегшую поругания. Итак, Бог, и только Он один, может изъять от руки диавола попавший в нее ум и возвратить его к первоначальному благонравию.     П. Поэтому мы, побуждаемые недостатком вышних благ, нисходим иногда к постыдному и гнусному.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Помысли здесь, возлюбленный, и о неизреченном долготерпении Божьем, как Он доселе не приходит на помощь праведнику и не утешает его, но выжидает, пока бедствия увеличатся и умножатся до самой крайней степени, и тогда-то Он явит Свое попечение (о праведнике). " Скажи же " , говорит, " что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя через тебя " . Это говорит праведник не потому, что будто бы душа его могла умереть ( " не бойтесь " , сказано, " убивающих тело, души же не могущих убить " (Мф.10:28); нет, он сказал это жене просто по обычаю. " Дабы мне хорошо " , говорит, " было ради тебя, и дабы жива была душа моя через тебя " , как бы так он говорил к ней: скажи, что я сестра ему, для того, чтобы мне, убежав от голода в Ханаане, не умереть от рук египтян. Будь же для меня виновницей спасения – " дабы мне хорошо было ради тебя " . Жалостные слова! В великом был он страхе и от невоздержности египтян, и оттого, что еще не было разрушено владычество смерти. Вот, почему праведник соглашается на прелюбодеяние жены и как бы содействует прелюбодею обесчестить, чтобы избежать смерти. Да, лицо смерти было еще страшно: еще не были сокрушены медные врата, еще не было притуплено ее жало. Видишь союз любви между мужем и женой? Видишь, что осмелился муж предложить жене, и какой совет принимает жена? Она не противоречит, и не ропщет, но делает все по мысли мужа. Да слышат это мужья и жены, и да подражают единомыслию, крепкой любви и великому благочестию этих супругов. Да поревнуем целомудрию Сары, которая, и в старости цветя такой красотой, продолжала состязаться в добродетелях с праведником, за что и сподобилась такого попечения Божьего и небесной награды. Итак, никто не обвиняй красоту лица и не говори этих неосновательных слов: такую-то погубила красота, и для такой-то красота была причиной гибели. Не красота виновна в этом, – нет, потому что и она дело Божье, – но развращенная воля: вот причина всех зол! Видишь, как эта чудная жена сияла и красотой души и красотой лица, и, однако же, шла по следам праведника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Порицание жажды наслаждений не то же самое, что осуждение супружества. Отчего возник стыд в отношении человеческого тела. Адам и Ева не были сотворены слепыми. Что такое открытие глаз в первых родителях Поскольку это так, действительно заблуждаются те, которые полагают, что коль скоро осуждается плотское влечение, то следует порицать и супружество, как будто это болезненное влечение плоти происходит от брака, а не от греха. Не правда ли, те первые супруги, бракосочетание которых прославил Бог , сказав: «плодитесь и размножайтесь» ( Быт. 1, 28 ), были нагими, и не стыдились этого? Итак, на вопрос: почему после грехопадения люди стали стыдиться своих нагих тел, следует ответить: потому, что возникло то непристойное движение, коего не было бы в супружестве, если бы прародители не согрешили. Или быть может, как некоторые считают (так как они недостаточно обращают внимание на то, что читают), сначала люди были созданы слепыми, как собаки, и, что еще более нелепо, обрели зрение не как собаки в результате роста, но вследствие совершения греха? Не дай Бог этому верить! Но что побуждает тех, которые так думают? Вероятно, те известные слова Писания: «и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и они ели. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» ( Быт. 3, 6–7 ). Исходя из этого, малопонимающие люди считали, что сначала глаза первых людей были закрыты и что они открылись после, о чем, по их мнению, свидетельствует божественное Писание. Но неужели же Агарь, служанка Сары, которая, когда сын испытывал жажду и горько плакал, открыла глаза свои и увидела колодец ( Быт. 21, 19 ), прежде имела закрытые глаза? Или те два ученика, которые после воскресения Господа шли по дороге и о которых Евангелие повествует, что « открылись глаза их, и в преломлении хлеба они узнали его» ( Лк. 24, 31, 35 ), – разве глаза их до того были закрыты? Итак, то, что написано о первых людях: «открылись глаза... обоих», ( Быт. 3, 7 ) – мы должны понимать так, что их глаза сосредоточились на наблюдении и познании того нового, что стало происходить в их теле: в особенности потому, что открытое их глазам обнаженное тело возбуждало их похоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010