Как тебе, говорит Бог Аврааму, чрез приложение буквы, Я назнаменовал, что ты будешь отцом многих народов, так подобным образом и к имени Сары прилагаю букву, дабы ты знал, что теперь наступает время исполниться прежним многим обетованиям. “ Будет, - говорит, - имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее ” (ст. 16). Для этого-то Я делаю прибавление буквы, дабы ты познал, что все, сказанное Мною, непременно сбудется, и не отчаивайся, смотря на немощь естества (твоего), но, взирая на величие силы Моей, твердо уповай на слово Мое. “ Благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее ”. Выше естества человеческого было такое обетование, и подобно тому, как если бы кто обещал из камней сотворить людей. Действительно, в рассуждении чадорождения нисколько не отличались от камней - ни праотец, по старости уже бессильный и к деторождению неспособный, ни Сарра, кроме неплодства, бывшая также в преклонных летах и старости. Впрочем, праведник думал, что данное прежде Богом обетование должно исполниться на Измаиле, так как сказано было только: “ Дам тебе и потомкам твоим после тебя землю ”, а не показано, что эти это слова относятся к сыну, имеющему родиться от Сарры, и потому-то праотец сам почитал обетование уже исполненным. Теперь же, слыша такие слова от Господа Бога: “ Благословлю ее (Сарру) и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы ”; и опять: “ И цари народов произойдут от нее ”, - праотец не знал, что сказать (на это), (а как муж благочестивый, он не мог не веровать словам Божиим), и, смотря на свои преклонные лета и на неплодство Сарры, продолжавшееся до такой глубокой старости, впал в недоумение и изумленный таким обетованием, “ пал Авраам , - сказано, - на лице свое, и рассмеялся ” (ст. 17).   2. Понимая все величие обетования, и помышляя о всемогуществе Обещавшего, “ пал Авраам на лице свое, и рассмеялся ”, т.е., возрадовался; но по соображениям ума он мыслил и то, каким образом сделается это (изменение) в порядке человеческого естества, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как тебе, говорит Бог Аврааму, чрез приложение буквы, Я назнаменовал, что ты будешь отцом многих народов, так подобным образом и к имени Сары прилагаю букву, дабы ты знал, что теперь наступает время исполниться прежним многим обетованиям. « Будет , — говорит, — имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее » (ст. 16). Для этого–то Я делаю прибавление буквы, дабы ты познал, что все, сказанное Мною, непременно сбудется, и не отчаивайся, смотря на немощь естества (твоего), но, взирая на величие силы Моей, твердо уповай на слово Мое. « Благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее ». Выше естества человеческого было такое обетование, и подобно тому, как если бы кто обещал из камней сотворить людей. Действительно, в рассуждении чадорождения нисколько не отличались от камней — ни праотец, по старости уже бессильный и к деторождению неспособный, ни Сарра, кроме неплодства, бывшая также в преклонных летах и старости. Впрочем, праведник думал, что данное прежде Богом обетование должно исполниться на Измаиле, так как сказано было только: « Дам тебе и потомкам твоим после тебя землю », а не показано, что эти это слова относятся к сыну, имеющему родиться от Сарры, и потому–то праотец сам почитал обетование уже исполненным. Теперь же, слыша такие слова от Господа Бога: « Благословлю ее (Сарру) и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы »; и опять: « И цари народов произойдут от нее », — праотец не знал, что сказать (на это), (а как муж благочестивый, он не мог не веровать словам Божиим), и, смотря на свои преклонные лета и на неплодство Сарры, продолжавшееся до такой глубокой старости, впал в недоумение и изумленный таким обетованием, « пал Авраам , — сказано, — на лице свое, и рассмеялся » (ст. 17). 2. Понимая все величие обетования, и помышляя о всемогуществе Обещавшего, « пал Авраам на лице свое, и рассмеялся », т. е., возрадовался; но по соображениям ума он мыслил и то, каким образом сделается это (изменение) в порядке человеческого естества, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Когда все знатные люди собрались на «радостный свадебный праздник», Сарра воззвала к Аврааму и преклонилась перед ногами его. «Видишь, – сказала она ему. – Что ты собираешься делать? Ибо они сразу берут меня, Чем заняты твои мысли? Ибо пока мы едим и пьем, Я очень хорошо знаю, что они меня отберут. Помоги мне и дай мне увидеть твой разум». Когда Сара произнесла эти слова, Авраам онемел (строки 114-118; пер. Brock and Hopkins 1992, 122). Египтяне встают, чтобы забрать ее, при этом: праведная пара села, чтобы заплакать, их умы совершенно ослепились. Она положила голову между коленями и обратилась к нему со стоном: «О сердце, которое я любила с детства, послушай меня, и я скажу тебе, что делать. Взывай к Богу и не отступай; пади пред Ним и взывай к Нему, ибо если Он не спасет мою жизнь, то Он заберет меня от тебя. Увы, господин мой, сколько бы ты не испытывал меня, я так сильно любила тебя, Когда я узнала, что Бог с тобой, я ушла от родителей моих, и куда бы тебе ни было угодно, я пошла с тобой по своей воле. Но теперь ты поставил для меня ловушку, зная, что это будет для меня камнем преткновения, ибо здесь я стою, собираюсь уйти сегодня в качестве жены язычника. Возможно, из-за того, что у меня не было детей, ты отделил меня сегодня от себя. Но я знаю, клянусь Богом, что я печальнее тебя. Увы, эта весть о тебе пойдет по земле, как ты продал меня за хлеб уст твоих! Мужчины очень желали моей юности, но я смотрела на них как на навоз; да воздаст Господь за это в руку мою, если бы я когда-нибудь помышляла о ком-то кроме тебя. О мой венец бракосочетания! Прощай! Воистину, неверные насмехаются надо мной» (строки 120-136; пер. Brock and Hopkins 1992, 122-124). Сара обнимает Авраама, люди фараона выхватывают ее и уводят. Когда фараон увидел ее, «сердце его радовалось, как цветущие розы апреля» (строка 142; пер. Brock and Hopkins 1992, 126). Он сидит рядом с ней, «улыбается ей, и она улыбается ему; он обнимает ее, когда она плачет в сердце» (строка 145; пер. Brock and Hopkins 1992, 126). Она молится Богу теми же словами, что и прежде, и ее молитвы вместе с мужем «достигли престола Божия» (строка 151; пер. Brock and Hopkins 1992, 126), и божественное вмешательство происходит, как только фараон входит в свадебную комнату с Сарой. После того как он был поражен ангелом, который велел не прикасаться к ней, а отпустить ее к мужу. Заявляя о своем неведении относительно их отношений, он слышит слова: «У Сары есть Бог, и Господь ее послал меня к тебе, чтобы поразить тебя этим ударом» (строки 161-162; пер. Brock and Hopkins 1992, 128). Узнав, что его лекарство «лежит у Авраама», фараон вызывает его и возвращает Сару.

http://bogoslov.ru/article/6168532

Лот Лот (покров, покрывало) ( Быm. XI:27 ; IINem. II, 7, 8 ; Лk. XVII, 28, 29 ) – сын Арана, племянник Авраама. За исключением Сары, Лот был единственным родственником, сопутствовавшим патриарху Аврааму при его переселении в землю Ханаанскую. В течение некоторого времени он жил вместе со своим дядей, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада. Чувствуя необходимость разделиться со своим племянником, Авраам с благородным бескорыстием первый предложил ему право выбора себе местности для жительства: Не вся ли земля пред тобой, сказал он, отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево ( Быm.XIII, 9 ). Лот принял это предложение и выбрал всю окрестность иорданскую, которая вся до Сигора орошалась водой, как сад Господень, как земля Египетская (ст. 10). И разделились они друг от друга, говорит свящ. бытописатель, и Лот раскинул свои шатры до Содома (ст. 11, 12). Из дальнейшей истории Лота видно, что Лот неоднократно и тесно сближался с жителями Содома, которые были злы и весьма грешны пред Господом (ст. 13), посему когда шесть союзных царей, в том числе содомский и гоморрский, выступившие войной против Кедорлаомера, царя еламского, были разбиты им и их страна разграблена, то Лот со всеми домочадцами и имуществом был взят в плен и только благодаря мужеству и решимости своего дяди освободился из оного ( Быm. XIV, 12–16 ). Впрочем, Лот не обратил должного внимания на нравственное значение этого события. Он возвратился в Содом и оставался в этом грешном городе, доколе не излиялся на него грозный суд Божественного гнева. Живя между людьми (неистово развратными) замечает о нем св. ап. Петр, сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконного ( II Nem. II, 8 ). Перед разрушением небесным огнем нечестивых городов от общей гибели спасся один только Лот с семейством, которых вывели из города по повелению Божию ангелы. На пути жена его, вопреки воле Божией оглянувшись назад, обратилась в соляной столп, а сам Лот с дочерьми спасся в близлежащий город Цоар, или Сигор, а потом удалился в гору и стал жить с дочерьми в пещере, где от старшей дочери родился ему сын Моав (родоначальник моавитян), а от младшей Аммон, родоначальник аммонитян. Затем о Лоте в Свящ. Писании больше ничего не говорится. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

«Может быть, я буду иметь детей от нея» 23 . С этими словами она сама передала служанку своему супругу. Но натуры подвижные способны более следовать внезапному порыву благородства, чем склоняться пред долгим и терпеливым самопожертвованием. Они умеют минутно пожертвовать собою высокой цели, но он не в состоянии посвятить себя ей навсегда. Им недостает постоянства в героизме. И Сара не замедлила раскаяться в своем самопожертвовании. Агарь почувствовала себя матерью; она возгордилась своим счастьем: раба, может быть, возмечтала, что придет день, когда луч славы ее сына, отражаясь на ее челе, укажет в ней настоящую царицу патриаршего шатра. Сара поняла все. Единственная спутница Еврейского князя, она разделяла его миссию, а другая женщина хотела собрать плоды! В гневе и скорби она приходит к своему супругу и, укоряя его в принятии ее самопожертвования, осмелилась сказать ему: «В обиде моей ты виновен…; Господь будет судить меня с тобою» 24 . Аврам, уважая требование своей оскорбленной жены, отвечал ей: «Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно» 25 . Ревность сделала Сару жестокой. Без жалости к слабой и оставленной женщине, которую она сама захотела сделать матерью, она заставила эту молодую и гордую голову нести тяжелое иго рабства. Униженная притеснениями своей госпожи, молчанием отца своего дитяти, Агарь бежала. Инстинктивно она направилась к своему отечеству. Она находилась уже близ источника на дороге к Суру, между Кадесом и Баредом 26 , как вдруг слышит нечеловеческий голос: «Агарь, раба Сарина! откуда ты пришла? и куда идешь»? «Я бегу от лица Сары, госпожи моей» 27 . Таинственный голос приказал рабе возвратиться к госпоже. Испытания преодолевают, не уклоняясь от них, а подчиняясь им. «Возвратись к госпоже своей, и покорись ей» 28 . Мысль о долге подняла упадший дух Агари; надежда поддержит ее. Дитя, которое жило в ней, есть сын; он будет отцом многочисленного народа. «Вот, ты беременна, говорил ей Божественный вестник, и родишь сына, и наречешь ему имя: Измаил 29 ; ибо услышал Господь страдание твое. Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

навсегда. Видишь, как щедр Господь в благодеяниях? Так как знал (Господь), что этого особенно и желал патриарх, и ничто так не укрепит его усердия [как обетование о том, что и потомки его будут владеть землею, которая дана ему], то и говорит: Я и это сделаю для тебя, что, т.е., и потомки твои будут пользоваться этою землею и владеть ею всегда. Потом, чтобы (Авраам), смотря только на свою природу и старость, также на неплодство Сары, не усомнился в обетовании, но положился бы на силу Обетовавшего, (Бог) говорит: “ И сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет ” (Быт.13:16). Поистине, обетование было превыше естества человеческого! Господь обещал не только сделать патриарха отцом, тогда как столько было препятствий к этому, но и дать (ему семя) столь многочисленное, что оно сравняется с (количеством) песка земного и даже будет неисчислимо, – этим сравнением Он хотел показать необычайную великость (обетования). Смотри, как человеколюбивый Господь мало-помалу упражняет добродетель праведника. Сказав уже прежде: “ Землю … дам Я и потомству твоему ”, – Он теперь опять говорит: “ И потомству твоему навеки ”, “ И сделаю потомство твое, как песок земной ”. Между тем обетование пока ограничивается только словами, и много проходит времени между обетованием и его исполнением, чтобы мы узнали и боголюбивую душу патриарха, и беспредельную силу Божию, (Бог) намеренно медлит и отлагает (исполнение обетований), чтобы получившие обетование, дошедши до глубокой старости, и, так сказать, отчаявшись (в исполнении), по порядку дел человеческих, тогда-то и дознали опытом и собственную немощь, и несказанно великую силу Божию.   4. Посуди же, по продолжительности времени протекшего между обетованием и его исполнением, о твердости души патриарха, как он, минуя все человеческое, обратил мысль свою к силе Обетовавшего, и не смущался, не колебался. Вы знаете, что если кто раз и два, обещавшись, не привел в исполнение своего обещания, мы как-то уже не легко верим потом его обещаниям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не смог Лот наследовать Аврааму, не хватало ему необходимых качеств духовного и морального характера. Если будем живы и Господь позволит, в следующей беседе мы рассмотрим вопрос о том, как Лот делал выбор между миром патриарха Авраама и древним Содомом и Гоморрой, – выбор, очень напоминающий метания современного российского общества между идеалами Евросоюза и Святой Русью! Рейтинг: 9.8 Голосов: 896 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Господь Бог покарал еврейский народ, наслав на них египетское рабство и власть фараона? Это было связано вот с чем: во время голода Аврам, которому Господь сказал, что позаботится о нем, весьма и весьма распространит его, благословит его, без всякого особого Божьего благословения отправляется в Египет, подвергая, таким образом, опасности свою жизнь и жизнь своей жены Сары. Тем не менее он чудесным образом выходит из Египта, да еще и с богатством. Как я уже вам сказал, все, что происходило с отцами (патриархами), отражалось потом на жизни их потомков. И мы знаем, что впоследствии еврейский народ, как и Аврам, из-за голода уйдет в Египет. И там будут подвергнуты опасности уже все их женщины: фараон издаст указ уничтожать младенцев (Исх.1,22), чтобы оставшихся девочек насильно подвергнуть ассимиляции, отчасти и вынужденной. Но евреи оттуда выйдут, и выйдут с великим богатством, когда после десятой казни египтяне сами будут их прогонять.  И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут сюда с большим имуществом  (Быт. 15, 13-14). И ниже, 16й стих:  в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась  (Быт. 15, 16). Что обозначают эти последние слова:  мера беззаконий аморреев еще не наполнилась ? Да, Бог отдал эту землю Аврааму и его потомству, но на этой земле живут аморреи! И Господь не может изгнать их с этих земель, потому что действует принцип «мера за меру»! И вот мера преступлений аморреев не была настолько велика, чтобы взять и прогнать их и оставить Авраама с его семейством – должно пройти какое-то время.

http://pravoslavie.ru/99662.html

Не столько ради ее самой должно любить ее, сколько ради Христа. Имея это в виду, (апостол) и сказал: «Как и Господь». Итак, делай все из повиновения Господу, и как бы ты все делал ради Него. Этого достаточно для побуждения и убеждения, и для того, чтобы не допустить никакого соблазна или беспорядка. Ни один верный не должен клеветать жене на мужа; но и муж не должен верить наветам на свою жену, точно так, как и жена не должна по-пустому следить за входами и выходами (своего мужа). Впрочем, и муж отнюдь не должен подавать повод к какому-либо подозрению на себя. Для чего, скажи мне, весь день ты проводишь с друзьями, а с женой только вечер, и через это ни ее не можешь удовлетворить, ни отдалить подозрение? Если жена укоряет тебя, не печалься: это – по дружбе, а не по дерзости. Упреки – плод горячей любви, страстного расположения и опасения. Она боится, чтобы кто не похитил у нее ее ложе, чтобы кто не повредил ей в важнейшем благе, чтобы кто не отнял у нее главы, чтобы кто не разорил (брачного) ложа. Есть и еще повод к несогласию. Никто сверх меры не должен привязываться к слугам, ни муж к служанке, ни жена к служителю, так как этого достаточно, чтобы родились подозрения. Припомним еще о тех праведниках. Сама Сарра повелела патриарху взять Агарь; сама приказала, никто не принуждал; не настаивал и муж. Но хотя и много времени прожил он бездетным, однако лучше согласился вовсе не быть отцом, чем опечалить жену. И после всего этого, что говорит Сарра? «Господь пусть будет судьею между мною и между тобою» ( Быт. 16:5 ). Если бы кто был другой (на месте Авраама), разве не пришел бы в гнев? Разве не поднял бы он рук и не сказал бы, например, так: что ты говоришь? Я не хотел иметь связи с этой женщиной, все произошло от тебя самой, – и ты еще упрекаешь меня? Но Авраам не сказал ничего подобного, – а что? «Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно» ( Быт. 16:6 ). Выдал общницу ложа, чтобы не опечалить Сары. А ничто не может быть столь сильной причиной расположенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Немедленно ведь по пришествии в землю ханаанскую он услышал: " потомству твоему дам землю сию " ; и вот, в продолжение стольких лет и сам он оставался бездетным, и бесплодие Сары увеличивалось. " И дала " (Сарра), сказано, " Агарь Аврааму, мужу своему, в жену " (Быт.16:3).   4. Смотри, какое еще в древние времена было любомудрие, как и мужи были воздержны и имели великое попечение о целомудрии, и жены далеки были от ревности. Писание с намерением постоянно говорит: " и взяла Сара, служанку свою, Агарь " ; и опять: " дала ее в жену " , – чтобы ты видел, как бесстрастно у них происходило это дело, и какое у них было любомудрие. " Он вошел " , сказано, " к Агари, и она зачала " (Быт.16:4). Смотри, как Сара узнает, что не в праведнике (Аврааме) была причина их бесплодия, а в ее собственном бесплодии: вот тотчас же за сожитием последовало зачатие. Но посмотри теперь на неблагородство рабыни и на слабость женского пола, чтобы и отсюда видеть великую кротость праотца. " И увидев " , сказано, " что зачала, она стала презирать госпожу свою " . Таков обычай рабов: получив малое счастье, они не удерживаются в своих пределах, но тотчас забывают о своем звании и увлекаются в безрассудство; так случилось и с этой рабой. Заметив свою беременность и не размышляя ни о дивной мудрости своей госпожи, ни о своем низком состоянии, но, возгордившись и возмечтав много о себе, она стала презирать госпожу, которая оказала ей такое покровительство, что возвела ее даже на ложе своего мужа. Что же Сарра? " И сказала " , сказано, " Аврааму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьей между мной и между тобой (Быт.16:5). Заметь здесь неизреченное терпение праведника и чувство чести, какое он показал в отношении к Сарре, когда стал просить у нее прощения при столь неразумном ее обвинении. В самом деле, та, которая своими руками передала мужу рабыню и сказала: " войди к рабе моей " , та, которая сама добровольно побуждала его к этому житью, теперь, переменив мысли, говорит: " в обиде моей ты виновен " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Необычно повели себя и гости. Один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя через год в это же время, и у Сары, жены твоей, будет сын». Сарра, как и положено порядочной бедуинке, находилась на женской половине шатра и внимательно слушала этот разговор. В этот момент она молча усмехнулась: наверное, гость хочет польстить хозяину! Какой же новорожденный может быть у пары стариков, которые давно уже утратили способность к деторождению? Но таинственный гость настаивал: «отчего это рассмеялась Сарра? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын». Теперь супруги поняли, Кто стоял перед ними. Сарра, правда, так и не призналась, что восприняла Его слова с усмешкой. Легко ли спорить с Господом? Авраам торгуется с Господом Тем временем, двое спутников удалились в Содом – город, который Господь пожелал наказать за грехи. Но прежде, чем сделать это, Он решил дать им последний шанс: два ангела должны были войти в город, чтобы проверить, как отнесутся к ним местные жители. Авраам, впрочем, уже предвидел, чем кончится этот визит, и очень беспокоился за своего племянника Лота, жившего в Содоме. И тогда он позволил себе поторговаться с Богом, как и теперь делают бедуины на базаре: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Не может быть, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» Господь ответил: «Если Я найду в Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу город». Но Авраам не унимался: «Вот, я решился говорить Владыке – я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?» Так Аврааму удалось «сбить цену» до десяти. Праведник пытался защитить от Божьего гнева грешников, но в Содоме ангелы не нашли и десятка. Когда два ангела пришли в этот город, его жители увидели в них двух хорошеньких юношей, с которыми им не терпелось переспать. И только Лот пригласил их к себе в дом и защитил от толпы насильников, исполнив закон гостеприимства. После этого Господь вывел из Содома всю семью Лота и уничтожил этот город с его окрестностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010