Глава 1. От рождения до священства 1 Место, где родился, и среда, в которой появился на свет отец Иоанн Кронштадтский , сразу привлекают внимание духовного взора. Место это расположено за много сотен верст от главных очагов русской жизни, а среда эта была вовсе бедной и скромной. Невольно думаешь: почему он родился в захолустье? Но дальний север места рождения отца Иоанна понуждает некоторых его почитателей вспоминать о Ломоносове, а скудость обстановки – возводит их мысль к Пещере, в которой родился Тот, чьим верным служителем ему надлежало стать. Нет ничего случайного в судьбе человека, но Промысл Божий о нас обычно только в малой мере прозревается в том, что кажется случайностью. Иван Ильич Сергиев, впоследствии прославившийся во всем православном мире протоиерей Иоанн Кронштадтский , родился в селе Суре Пинежского уезда, Архангельской губернии. Село расположено при слиянии рек Суры и Пинеги, правого притока Северной Двины, в пятистах примерно верстах от Белого моря. Невдалеке от села большие холмы, белые алебастровые скалы с пещерами, леса, луга… В лесу много зверей и птиц… Во всем этом мощь, сила. Зато самое село и все вообще созданное там руками человека скудно, бедно: скромные деревянные домики, две древние деревянные, давно покосившиеся церкви – Введенская и Никольская, в которых даже сосуды были оловянные и, наконец, самый дом, где родился отец Иоанн, – не избушка, а скорее всего – ветхая лачуга. «Итак, с одной стороны – красота, суровое, нетронутое величие, – пишет жизнеописатель отца Иоанна Кронштадтского иеромонах Михаил, – с другой – нужда; вот «фон» первых впечатлений Вани Сергиева» 3 . Трудно не видеть в этом контрасте проявления Божественного Промысла, подготовлявшего христианскую настроенность будущего пастыря, настроенность, в основе которой всегда имеется, с одной стороны, сознание слабости человеческих сил, с другой – величие Творца Вселенной. Отец Ивана – Илья Михайлович Сергиев был псаломщиком местной сельской церкви и не очень грамотным человеком, а мать Феодора Власьевна – еще менее сильная в грамоте женщина. Об отце сведений дошло мало, но известно, что дед отца Иоанна был священником, так же как и большинство предков в роду отца, и это в течение, по крайней мере, 350-ти лет. 4 Мать отца Иоанна прожила сравнительно долго (скончалась в 1871 году) и увидела занимавшуюся славу своего сына. 5 До нас дошли ее фотографические портреты. Лицо ее очень русское, широкое, благообразное и, пожалуй, в особенности в нижней части своей выражает особую свойственную русским северянам твердость. Однажды, когда молодой еще отец Иоанн сильно заболел и врачи настойчиво уговаривали его нарушить пост, он отвечал, что решится на это лишь с разрешения матери. Мать разрешения этого не дала.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

День Александры В пятницу меня внезапно осеняет: суббота — 31 мая. День рождения бабушки! 23 июня, 2014 В пятницу меня внезапно осеняет: суббота — 31 мая. День рождения бабушки! Хочу рассказать о чуде, случившемся в моей жизни совсем недавно. Но начать придется издалека, издавна. Моя бабушка Александра Ивановна родилась в 1903 году в Петербурге, в семье банковского служащего, происходившего, по ее рассказам, из крестьян. Прадед мой, Иван Иванович Васильев, был человеком глубоко религиозным, благочестивым; детей своих сызмала водил на все церковные службы, объяснял, что и почему совершается в храме, учил молиться дома. Моя будущая бабушка была очень привязана к своему отцу, любила ходить с ним в церковь, а еще — по книжным магазинам. Две великие радости было: с папой в храм и с ним же — за книгами. А еще бабушка вспоминала, как примчалась однажды из гимназии домой и с порога радостно крикнула: «Папа! Царь арестован!». А папа обернулся от окна к ней и тихо спросил: «И чему же ты радуешься?». После революции Иван Иванович был старостой прихода Введенской церкви на Васильевском острове, впоследствии снесенной. А когда начался «штурм небес», когда пошли первые процессы над духовенством, когда большевистские газеты, выполняя указание Ленина, «взяли бешеный тон» в отношении Церкви — мой прадед, будучи уже 40летним (примерно — точно год его рождения мне неизвестен) вдовцом с тремя детьми, поступил в семинарию, чтобы стать священником. Но семинарию закрыли, и вскоре после этого Иван Иванович умер от какой-то болезни. К сожалению, мои сведения о нем обрывочны и скудны: в свое время мне ума недостало расспросить бабушку подробнее, а теперь уже все, кто мог мне что-то о прадеде сообщить, ушли. Но я берегу его фотографии и полагаю, что к Православию пришла и его молитвами тоже. Однако дочь его, моя бабушка, веру пронести через годы советской власти не смогла. И детям своим ее не передала, соответственно. Отчего — не знаю. Не всякий человек в силах противостоять такому напору, защищая свой мир; к тому же, рядом с бабушкой никогда не было никого, кто мог бы поддержать в ней веру, помочь ей сохранить духовное наследство. Во всяком случае, мне она в детстве моем говорила, что религию придумали богатые, чтоб угнетать бедных и т.д. Хотя, рассказывая об отце, о церкви, в которую ходила с ним, о праздниках — заметно теплела. А может быть, она просто за меня боялась? Мне известны случаи, когда в семьях священников в советские годы вырастали неверующие дети — только потому, что их отцы, зачастую просто затравленные, поддавались малодушию и ограждали от веры и церковной жизни собственных детей…

http://pravmir.ru/den-aleksandryi/

Екатеринбург. Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь. Собор Александра Невского. На территории Карта и ближайшие объекты Ново-Тихвинский монастырь ведет свою историю с конца 18 века. Благодаря мудрому управлению настоятельниц и трудолюбию сестер к началу ХХ века он стал одним из крупнейших в России. Величественный архитектурный ансамбль достойно считался украшением Екатеринбурга. Для людей всех сословий монастырь был островком духовности среди суетного житейского моря. В дни праздников сотни богомольцев приходили поклониться главной святыне монастыря - Тихвинской иконе Богородицы. Перед революцией в обители проживало около 1000 насельниц. На его территории было возведено шесть храмов, корпуса для проживания сестер и помещения, где размещались многочисленные мастерские: золотошвейная, иконописная, фотографическая, белошвейная и др. При монастыре действовали больница и детский приют, епархиальное училище и библиотека, хлебопекарня. После революции, в 1920 году обитель была закрыта, последовали годы запустения. Только в 1994 году монастырь был возрожден. Сегодня в обители уже более 130 сестер. Создан монастырский хор, работают иконописная и швейная мастерские. Большинство сестер живет в Свято-Игнатьевском скиту, который расположен в черте города в лесопарковой зоне. Здесь находятся все мастерские и два сестринских корпуса. Главным храмом обители является собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Зеленой Роще. В 1997 году в селе Меркушино, на месте жизни, молитвенных подвигов и обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского, было основано подворье монастыря. История монашества Свердловской области неразрывно связана с Екатеринбургским Ново-Тихвинским женским монастырем. На пересечении Александровского проспекта (ныне ул. Декабристов) с Уктусской улицей (ныне ул. 8 Марта) расположен комплекс строений екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Пройдя по осевой линии Александровского проспекта, можно подойти прямо к Святым воротам. Когда-то здесь была Надвратная Введенская церковь, акцентирующая главный вход, и по обе стороны от Надвратной симметрично расположенные Федосьевская церковь и церковь Пресвятой Богородицы.При входе за воротами были еще две церкви - Успенская, очень старая, построенная в конце XVIII века, и храм Всех Святых более позднего времени постройки. Во дворе располагались кельи и мастерские. И чуть в стороне - северней от этой группы построек - собор Александра Невского. Большая часть этих строений, хотя и в перестроенном виде, сохранилась. Сохранился и храм Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=03496

Закрыть itemscope itemtype="" > Увидеть невидимых детей 23.01.2020 590 Время на чтение 19 минут Источник: Православие и современность Камилю Фазлинарову семь лет, его сверстники в этом году отправились в школу, а он остался дома — самостоятельно мальчик не может даже подняться с кровати. Таких детей называют невидимыми. Мы не видим их в детском саду, не видим в школе, на детской площадке, в парке, в бассейне, на пляже… Мы очень редко замечаем их на улице или в общественном транспорте. Но наш долг — увидеть этих особенных детей и не отвернуться. Ведь сегодня они нуждаются буквально во всем — от современных стационаров до простого человеческого общения. Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Мы расскажем вам о том, как на приходах Саратовской епархии помогают детям-инвалидам. Нам дан этот ребенок Камиль лежит в своей кроватке. На столике рядом небольшая иконка его небесного покровителя — святителя Николая Чудотворца, семейные фотографии. В руках мальчика — его любимая игрушка «Зайка-сказочник». Нажмешь на одну кнопку — Зайка расскажет сказку, на другую — споет песенку или развеселит потешкой. Эту игрушку Камилю, как и другим детям с ограниченными возможностями, подарили на Пасху волонтеры Введенского храма Саратова. — Мы без Зайки теперь никуда, — улыбается его мама Людмила. — И дома с ним не расстается, и в больницу берет. Слушает внимательно, улыбается. Волонтеры часто привозят нам памперсы, средства гигиены. Для нас это очень большая помощь, у нас ведь много денег уходит на анализы, которые не делают в государственных учреждениях, лекарства, которые мы не можем ждать по три месяца в поликлинике. О том, что произошло с ее сыном, Людмила говорит спокойно. Слезы на ее глазах появляются, только когда она вновь переживает самые тяжелые, опустошающие душу минуты. Людмила в подробностях помнит каждый день, проведенный в больнице, каждый поставленный диагноз, каждое назначение врачей. И только взгляд на Камиля, на его добрую улыбку приводит ее в равновесие, возвращает к жизни.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/23/uvidet...

Лев (Черепанов), еп. Ставропольский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Черепанов Леонид Всеволодович; 5.08.1888, пос. Полевский Завод Екатеринбургского у. Пермской губ. (ныне г. Полевской Свердловской обл.) - 8(?).12.1937, Ленинград), еп. Ставропольский. Из семьи священника. В 1896-1898 гг. учился в церковноприходской школе в пос. Нижнетагильский Завод Верхотурского у. Пермской губ. (с 1917 город Н. Тагил), затем поступил в Екатеринбургское ДУ. В 1901 г. был переведен в Пермское ДУ, по окончании к-рого поступил в 1903 г. в Пермскую ДС. Во время учебы в семинарии принимал участие во внебогослужебных собеседованиях для народа, устраивавшихся Братством свт. Стефана Пермского. В 1909 г. окончил ДС и поступил столоначальником в Пермскую духовную консисторию. 12 янв. 1910 г. определен псаломщиком в Рождество-Богородицкую ц. в пос. Мотовилихинский Завод Пермского у. и губ. 11 июня того же года вступил в брак и 2 июля получил назначение на священническое место в Успенский собор в г. Оханске той же губернии. 10 июля рукоположен во диакона, 15 июля - во иерея. Помимо пастырского служения свящ. Леонид преподавал Закон Божий в Оханском жен. уч-ще, был членом уездного отд-ния училищного совета церковных школ. 19 апр. 1914 г. назначен 2-м священником в Николаевскую ц. в Перми. В сент. того же года по собственному ходатайству переведен в Екатеринбургскую епархию в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Скорбященского жен. мон-ря в пос. Нижнетагильский Завод на место своего отца прот. В. М. Черепанова, перешедшего настоятелем в нижнетагильский Введенский храм. Стал законоучителем в монастырской школе. В 1918 г. овдовел, его дети умерли в младенчестве. В 1920 г. Скорбященский мон-рь был закрыт, на части его территории разместился концентрационный лагерь, однако монастырские Скорбященский и Вознесенский храмы продолжали действовать как приходские. 16 янв. 1921 г. на общем приходском собрании свящ. Леонид избран настоятелем Вознесенской ц. Был благочинным 4-го благочиннического округа Н. Тагила.

http://pravenc.ru/text/2463249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Евгений (Мерцалов), еп. Юрьевский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Мерцалов Евгений Александрович; 6.03.1857, Тульская губ.- 7.05.1920, Петрозаводск), еп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель. Из семьи диакона. По окончании Тульской ДС определен 30 окт. 1878 г. надзирателем Ефремовского ДУ, с 5 сент. 1880 г. учитель чистописания. 1 окт. 1883 г. рукоположен во иерея к Введенской ц. с. Берёзовец Новосильского у. Тульской губ. 17 дек. 1883 г. утвержден законоучителем местной сельской школы. Овдовев, в 1889 г. поступил в МДА. В 1892-1894 гг. по болезни находился вне академии. В 1895 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. Указом от 22 янв.- 3 февр. 1896 г. определен в Олонецкую ДС преподавателем основного, догматического и нравственного богословия; с 1 марта 1897 г. одновременно преподавал евр. язык. Летом 1899 г. совершил паломничество в Св. землю, под впечатлением которого впосл. написал ряд очерков. 19 сент. 1901 г. определен инспектором семинарии. 22 дек. того же года пострижен в монашество. 20-21 февр. 1902 г. определен ректором Олонецкой ДС. 3 марта возведен Олонецким и Петрозаводским еп. Анастасием (Опоцким) в сан архимандрита. Председатель Олонецкого епархиального училищного совета; редактор «Олонецких ЕВ». 8 янв. 1903 г. назначен ректором Тверской ДС. Цензор «Тверских ЕВ» (с февр. 1903), член Совета Тверского епархиального историко-археологического комитета, член епархиальной Комиссии по составлению и изданию историко-статистического описания Тверской епархии (с дек. 1906). 16 дек. 1907 г. хиротонисан во епископа Муромского, стал 2-м викарием Владимирской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) . Е. пребывал в муромском Спасском мон-ре, управляя им на правах настоятеля. С 14 июня 1912 г. епископ Юрьевский, 1-й викарий той же епархии, настоятель Боголюбского в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастыря .

http://pravenc.ru/text/186985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свящ. Владимир Мошин. Фотография. 1942 г. Владимир Алексеевич (26.09.1894, С.-Петербург - 3.02. 1987, Скопье), прот., филогог-славист, византинист, археограф, палеограф. М. род. в семье писателя и проф. А. Н. Мошина. По окончании С.-Петербургской гимназии в 1913 г. поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. После начала первой мировой войны со 2-го курса ушел 18 окт. 1914 г. добровольцем на фронт, за участие в боях был награжден орденом равноап. кн. Владимира 4-й степени, Георгиевской медалью и представлен к награждению орденом вмч. Георгия Победоносца. С 1917 г. продолжил обучение на историко-филологическом фак-те в Тифлисе (Тбилиси), в 1918-1919 гг.- на историко-филологическом фак-те Киевского ун-та и параллельно в Киевском археологическом ин-те. В разных ун-тах слушал лекции по византологии (у профессоров А. А. Васильева, Ю. А. Кулаковского, Д. В. Айналова), истории Церкви (И. Д. Андреева, С. Т. Голубева), истории России (С. Ф. Платонова, М. В. Довнар-Запольского), истории славян (Т. Д. Флоринского), славянской филологии (И. А. Бодуэн де Куртенэ), философии (А. И. Введенского, Н. О. Лосского), по классической филологии, общей истории и истории искусств, палеографии, археографии, нумизматике и археологии. Осенью 1919 г. М. сдал дипломную работу по теме «О первой русской епископии», но из-за начала военных действий ее защита не состоялась. В авг. 1920 г. вошел в состав Добровольческой армии на Юге России. В 1920 г., после взятия Перекопа, эвакуировался с семьей из Крыма. В 1921-1932 гг. жил в г. Копривница (Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 Югославия, ныне в Республике Хорватия), где преподавал историю в гимназии, в местной правосл. общине организовал церковный хор, которым руководил долгое время. Как окончивший полный курс студент Киевского ун-та 15 июля 1922 г. сдал выпускной экзамен перед комиссией, составленной из рус. профессоров ун-тов, оказавшихся на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев. 30 июня 1928 г. защитил докт. дис. «О Тмутараканской Руси» на философском фак-те Загребского ун-та. В 1930 г. избран доцентом византологии философского фак-та в ун-те г. Скопье. В 1932 г. был переведен в гимназию г. Панчево и одновременно избран приват-доцентом по византологии в Белградском ун-те (работал до 1939). В Панчеве был председателем рус. церковной общины. С 1939 г. по решению Мин-ва просвещения переведен доцентом кафедры византологии на философский фак-т ун-та в Скопье.

http://pravenc.ru/text/2564256.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вознесенский собор (1889) и Введенская ц. (1885) в г. Елец. Фотография. 2016 г. На территории Л. о. свыше 2 тыс. археологических памятников, древнейший из к-рых - Гагаринская стоянка (22-20 тыс. лет до Р. Х.), расположенная на левом берегу р. Дон, на сев. окраине с. Гагарина Задонского р-на. Обнаруженная в 1924 г., стоянка стала 1-м памятником, где впервые в СССР были исследованы остатки жилища открытого типа эпохи верхнего палеолита (костенковско-виллендорфская культура). Известны многослойные памятники на территории Липецка: Липецкое озеро (5-3 тыс. лет до Р. Х.) и Л. о.- Рыбное озеро-1 и Рыбное озеро-2 (слои эпох неолита, бронзы и раннего железного века), Савицкое (слои тех же эпох), а также Тюнинские могильники (памятники бронзового века). В первые века по Р. Х. на территории региона обитали потомки скифов, финно-угорские племена, поздние сарматы. У с. Перехваль Данковского р-на и с. Гудово Добровского р-на находятся самые северные сарматские городища (I-III вв.). Со 2-й пол. III в. получают распространение памятники группы Каширки-Седелки, оставленные населением, близким к носителям черняховской и киевской культур. Кон. IV - V в. датируются памятники группы Замятино-Чертовицкое. У дер. Мухино Задонского р-на обнаружено одно из немногочисленных в Европе гуннских захоронений. В VIII-X вв. край осваивали восточные славяне боршевской культуры: они расположили свои поселения по берегам рек, возведя систему городищ. К кон. XI в. были освоены берега верхнего Дона, рек Быстрая Сосна, Красивая Меча и правобережье р. Воронеж. В XII - 1-й пол. XIV в. верховья Дона являлись владениями Черниговского и Рязанского княжеств. В 1237 г. на р. Воронеж рязанцы дали 1-й бой хану Батыю, в 1316 г. край разорили войска хана Узбека. К сев. окраине Л. о. примыкает Куликово поле, где в 1380 г. была одержана победа над войсками Мамая, окончательно разбитыми при преследовании их до берегов р. Красивая Меча (см. Куликовская битва ). Вскоре после этого Елец стал центром новообразованного Елецкого княжества. В 1395 г. край был разорен Тамерланом, ок. 1414 г., после нового набега, Елец и Елецкое княжество прекратили существование, слав. население покинуло территорию верхнего Дона, ставшую частью Дикого поля.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Игнатий (Садковский). Фотография. 20-30-е гг. XX в. (Садковский Сергей Сергеевич; 21.10.1887, Москва - 9.02.1938, Кулойский ИТЛ, Архангельская обл.), сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Скопинский. Из семьи протоиерея. Брат еп. Георгия (Садковского) . По окончании Заиконоспасского ДУ (1901) и Московской ДС (1907) поступил в МДА. 11 дек. 1910 г., во время учебы в академии, принял монашеский постриг с именем Игнатий. 23 янв. 1911 г. рукоположен во диакона. В том же году окончил МДА со званием кандидата богословия за соч. «В поисках Живого Бога: (Преосв. Игнатий (Брянчанинов) и его аскетическое мировоззрение)». По отзыву ректора МДА Волоколамского еп. Феодора (Поздеевского) , И. описал не только жизнь святителя, но и показал духовную эволюцию его личности. 31 июля 1911 г. рукоположен во иерея. 7 авг. назначен преподавателем Томской ДС, однако из-за болезни не успел отбыть к месту назначения и был по прошению назначен помощником библиотекаря МДА. В 1917 г. оставил работу в академии. Стал насельником Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни во Владимирской губ., где его духовным наставником был старец иеросхим. Алексий (Соловьёв). По приглашению бывш. ректора МДА еп. Феодора в янв. 1918 г. перешел в Данилов московский мужской монастырь. Стал духовником братии и гробовым иеромонахом у мощей св. кн. Даниила Московского. Позднее возведен в сан игумена. 5 апр. 1920 г. хиротонисан Патриархом Московским и всея России св. Тихоном во епископа Белёвского. Возглавив Белёвское викариатство Тульской епархии, И. принял меры к преодолению нестроений в общине белёвского Крестовоздвиженского жен. мон-ря. В 1921 г. по решению властей мон-ри в Белёве были закрыты, однако белёвский в честь Преображения Господня мужской монастырь продолжал существовать как Спасо-Преображенская община. Весной 1922 г. в связи с арестом Тульского и Одоевского еп. сщмч. Иувеналия (Масловского) И. стал управляющим Тульской епархией. Был организован епархиальный совет во главе с викарным Епифанским еп. Виталием (Введенским). 18 июня в Тулу прибыл член обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) свящ. В. Красницкий, который убедил собрание городского духовенства Тулы принять решение о признании ВЦУ. Управление Тульской епархией перешло к еп. Виталию, ставшему позднее одним из лидеров обновленцев. И. был вынужден вернуться в Белёв, где организовал церковный совет.

http://pravenc.ru/text/293427.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Неофит (Любимов). Фотография. Нач. XX в. Порфирьевич Любимов (12.01.1846, с. Мордовские Липяги (Таборы) Самарского у. и губ.- 30.10.1918, Москва), сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье диакона. Окончил Самарское ДУ и Самарскую ДС. В 1870 г. поступил в КДА, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия. 27 июля 1874 г. Н. был назначен в Симбирскую ДС на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. После сдачи пробных уроков Н. был определен на кафедру словесности, истории лит-ры и логики при семинарии. Также в 1874-1878 гг. он преподавал русский язык и гражданскую историю в Симбирской военной гимназии. В 1876-1878 гг. состоял преподавателем рус. языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном жен. уч-ще. Преподавал гражданскую историю, словесность и педагогику в Мариинской жен. гимназии г. Симбирска в 1874, 1875, 1880, 1885 гг. 17 янв. 1879 г. утвержден в чине коллежского асессора, 2 дек. 1881 г. произведен в чин надворного советника. 2 июня 1882 г. утвержден в должности члена педагогического собрания семинарии. 24 окт. 1884 г. назначен членом педагогического распорядительного собрания правления семинарии. 17 авг. 1885 г. Н. был определен законоучителем и инспектором классов Симбирского епархиального жен. уч-ща и настоятелем училищной домашней Богородице-Введенской ц. 8 сент. 1885 г. рукоположен во иерея. В епархиальном уч-ще наряду с Законом Божиим Н. преподавал дидактику и педагогику. Состоял членом строительного комитета при епархиальном уч-ще с 18 сент. 1886 по 15 дек. 1889 г., руководил постройкой здания для классов, общежития для воспитанниц, бани, больницы и др. 29 авг. 1889 г., согласно прошению, уволен с должности преподавателя семинарии и приступил к работе в епархиальном жен. уч-ще в должности законоучителя и инспектора классов. С 20 июля по 20 окт. 1898 г. состоял председателем Комиссии по выработке правил для письменных упражнений.

http://pravenc.ru/text/2564960.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010