Настоятель храма на Бутовском полигоне предложил также представителям СОММ в рамках предстоящих Рождественских чтений на секции, посвященной увековечению памяти новомучеников, выступить с сообщением о проведенных монашествующими круглых столах на эту тему. Игумен Николай (Золотов), заместитель благочинного по монастырям Смоленской епархии, рассказал о круглом столе «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях», прошедшем 14 ноября с.г. в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре с участием архиереев, игуменов, игумений и монашествующих 23 монастырей и архиерейского подворья, расположенных на территории Смоленской, Брянской, Калужской и Тверской митрополий. Докладчики этого форума рассмотрели особенности изучения житий и духовного наследия новомучеников и исповедников, различные аспекты сохранения традиций и современная монастырская практика почитания местных подвижников благочестия, а также основные вопросы, возникающие при работе с источниковой базой при изучении биографий священнослужителей и мирян, пострадавших за веру в XX веке, и опыт монастырей по популяризации их подвига. Игумения Анатолия (Баршай), настоятельница Никольского женского монастыря г. Приволжска Иваново-Вознесенской епархии, выступила с сообщением о круглом столе на ту же тему, прошедшем 23 ноября с.г. в Иваново. Участие в нем приняли монашествующие Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской митрополий. Было представлено семь докладов, в фойе развернута выставка, посвященная ивановским новомученикам. В резолюции по завершении круглого стола было отмечено значение изучения истории подвига новомучеников и исповедников Российских и сбора материалов о местных подвижниках благочестия, особенно связанных с монашеской жизнью на территории Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской митрополий. Монастырям рекомендовано было присоединиться к миссионерской программе «Земля новомучеников» Иваново-Вознесенской епархии, направленной на совершение богослужений в полевом храме в отдаленных населенных пунктах, имеющих связь с подвигом новомучеников. Игуменов и игумений монастырей также призвали способствовать распространению практики чтения житий и наставлений новомучеников и исповедников Церкви Русской за монастырскими трапезами как в дни их памяти, так и в другие дни богослужебного года. Участники круглого стола посетили Введенский женский монастырь, где помолились перед мощами новомучеников.

http://radonezh.ru/2023/11/30/v-sretensk...

В 1914 г., после кончины игум. Валентины, сестры единогласно избрали настоятельницей игум. Смарагду (Онищенко; 1858-1945). В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, игум. Смарагда была арестована, обвинена в «противодействии изъятию церковных ценностей» и 17 мая того же года Ревтрибуналом приговорена к 3 годам лишения свободы. В 1925 г. игумения вернулась в обитель. Но в 1927 г. Н. В. м. был закрыт, 80 сестер во главе с игум. Смарагдой поселились в Георгия Победоносца великомученика монастыре с. Даневка (ныне Козелецкий р-н Черниговской обл. (Украина)), храмы и др. постройки переданы под артиллерийский склад. В 1930 г. игумения была вторично арестована «за антисоветскую агитацию», отбывала заключение в тюрьме г. Нежина, после освобождения вместе с 4 сестрами поселилась в г. Козельце на частной квартире. В 1941 г. игум. Смарагда с сестрами вернулась в обитель. Осенью того же года в отремонтированном Введенском соборе возобновились богослужения, к-рые совершал прот. Василий Бугаевский. В Н. В. м. собрались 18 насельниц. В сент. 1943 г. мон-рь снова был закрыт, игум. Смарагда переехала в Чернигов, поселилась рядом с Болдинским во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии монастырем ; похоронена на монастырском кладбище. После 40-х гг. XX в. собор, колокольня, бывшая трапезная, гостиница и мастерские Н. В. м. пребывали в запустении; разрушены храм св. прор. Илии, келейные корпуса, упразднено кладбище. 12 марта 1998 г. решением Синода УПЦ мон-рь был возобновлен, настоятельницей назначена игум. Антония (Терещенко). 21 июля 1998 г. в обители была отслужена 1-я Божественная литургия. Отреставрированы Введенский собор и колокольня, построены игуменский и 2-этажный сестринский корпуса. При Н. В. м. есть швейная мастерская, обители принадлежит небольшой земельный участок за городом. В 2000 г. из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря в Н. В. м. был передан список с Толгской иконы Божией Матери в память о почитавшемся в обители и утраченном в XX в. одноименном образе. Другой святыней Н. В. м. является икона Божией Матери «Достойно есть», написанная в 1885 г. на Афоне. 16 нояб. 2011 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) состоялось перенесение останков игум. Смарагды в Н. В. м. 8 мая 2012 г. Синод УПЦ принял решение о канонизации игум. Смарагды (Онищенко) в лике местночтимых святых Нежинской епархии. 3 мая 2014 г. в Н. В. м. состоялось прославление в лике святых преподобноисп. Смарагды. 19 июня 2014 г. ее имя внесено в месяцеслов УПЦ.

http://pravenc.ru/text/2564836.html

В традиционную программу росписи были внесены изменения: вместо фигур святых и мучеников на столпах собора изобразили сюжеты из Деяний Апостолов. Искусствоведы связывают это " новаторство " с посещением Долги Патриархом Никоном, который в 1681 году возвращался по Волге в Москву из Кирилло-Белоезерского монастыря, где провел в заточении пять лет. К толгской пристани его струг подошел 16 августа: чувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. Игумен Гордиан получил благословение Патриарха и стал свидетелем его трогательного примирения с архимандритом Сергием, одним из его раскаявшихся гонителей, сосланным на Волгу на покаяние. Возможно, именно эта встреча, случившаяся за несколько часов до смерти Патриарха Никона, вызвала у Гордиана желание поддержать в росписях собора его главное утверждение, что " ... власть духовная преболе светской есть " . В 1690 году был расписан основной объем храма, а в 1691-м - алтарь, галереи, придел и крыльцо. Настенная надпись свидетельствует, что роспись придела чудотворцев Федора, Давида и Константина была выполнена на пожертвования Василия Федоровича Жирового-Засекина, потомка святых князей. Семь ярусов росписей поделены так: три верхних иллюстрируют жизнь Христа и притчи; четвертый посвящен заповедям блаженства и молитвам " Отче наш " и " Символ веры " ; пятый описывает " Страсти Христовы " , шестой и седьмой рассказывают историю монастырях в картинах на сюжеты из " Сказания... " . В 1839-1840 годах по воле архиепископа Авраама, находившегося на покое в монастыре, стенопись собора поновили. Деньги на это дал рыбинский купец М. Н. Вязьмин, а иконописец Семен Завязошников исполнил работы - " по тем же чертам возобновлено и сделано в лучшем виде " . Живопись Семена Завязошникова до сих пор сохранилась в верхних росписях. В 1870 году при архимандрите Владимире фрески вновь прописываются " по тем же чертам " . Придел Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина поновляется в 1914 году перед празднованием 600-летия монастыря. Работы велись под наблюдением Императорской Археологической комиссии. Историк искусства И. Э. Грабарь уже тогда обратил внимание на то, что в росписях собора воспроизведены иллюстрации из лицевой Библии голландского гравера и издателя Николаса Иоанниса Пискатора (ок. 1586-1652 гг.). По своей сути, это была народная Библия: она содержала иллюстрации Ветхого и Нового Завета с краткими подписями. Русские художники использовали иностранные гравюры религиозного содержания в качестве образцов для своей работы, но при этом вносили в картины национальный дух, созидая местные традиции письма. " Знаменательно, что иконописцы, переносившие гравюры Пискатора на церковные стены, часто создавали произведения неизмеримо более ценные и значительные, чем эти заурядные академические композиции " , - к таким выводам пришел И. Э. Грабарь, изучая стенопись ярославских храмов.

http://sobory.ru/article/?object=05720

на награды лучшим ученицам и материальную поддержку учителей. За деятельность в качестве старосты и попечителя школы Железнов получил архипастырское благословение с выдачей свидетельства, его последователь Я. Е. Семёнов в 1913 г. пожалован серебряной медалью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на шее. Особенностью школы было обучение девочек церковному пению по нотным книгам. Они могли переписать ноты и петь по ним на 3 голоса всенощное бдение и Божественную литургию. Регенты монастырского хора А. Егорова и А. Курочкина обучались нотной грамоте именно в школе, поступив в богадельню в 7-летнем возрасте. Хор мон-ря являлся лучшим в Нижнетагильском Заводе и принимал участие в торжественных событиях, в т. ч. и в архиерейских богослужениях. 10 нояб. 1900 г. на имя еп. Екатеринбургского и Ирбитского Иринея (Орды) поступило прошение от старших сестер богадельни Феозвы Крузе, Татьяны Деевой, Анны Евстафьевой о преобразовании богадельни в жен. общину. Согласно собранным духовной консисторией сведениям и документам (крепостным актам, приговорам и др.), к 1901 г. в богадельне проживало 65 насельниц, к-рыми управлял совет старших сестер под руководством местного благочинного и приходских священников Введенского храма. Сестры занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством, рукоделием, переплетом книг, а также читали Псалтирь по усопшим. На территории богадельни, расположенной в ограде Скорбященской ц., имелись 4 дома, в т. ч. каменный, деревянные баня, погреб, амбар, конюшня, коровник, каретник, кладовая, кирпичный сарай. Все недвижимое имущество оценивалось в 16550 р. Помещения богадельни, по отзывам благочинного, для 60-65 сестер «весьма достаточны». 30 окт. 1901 г. еп. Ириней представил в Синод прошение о преобразовании богадельни в жен. общину. Указ Синода от 14/31 марта 1902 г. определил: «Существующую в Нижнетагильском заводе Верхотурского уезда, при Скорбященской кладбищенской церкви, богадельню преобразовать в женскую общину с наименованием ее Скорбященскою, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства».

http://pravenc.ru/text/2565228.html

Положили святителя в кафедральном соборе. Но не забыли. К 1820 г. число обращавшихся к святителю с молитвой стало таким значительным, что тогдашний епископ Воронежский приказал записывать показания об исцелениях. В 1831 г. при ремонте обветшавшего собора разобрали пол и через отверстие в склепе увидели нетленное тело святителя. Изучив мощи, обстоятельства жизни Митрофана и десятки свидетельств об исцелениях, Синод узаконил то, о чём давно уже говорили в народе. Празднование святого было установлено 23 ноября (6 декабря). В день прославления святого произошли новые чудеса. В том числе был исцелён глухонемой от рождения Пётр. Мощи святителя покоятся в Покровском соборе Воронежа, являющимся кафедральным. В пятнадцати минутах ходьбы от Покровского собора находится источник свт. Митрофана, известный более двух веков. (От улицы Софьи Перовской пройти около ста метров в гору.) Летом в источнике купаются в основном отдыхающие. Возле источника строится церковь свт. Митрофана. Напротив – баптистский центр. Монастыри [ править править код ] Свято-Алексиев Акатов женский монастырь [ править править код ] Свято-Алексиев Акатов женский монастырь В обители более 60 сестёр. Главная действующая церковь монастыря – двухэтажная; верхний храм – свт. Алексия , нижний – Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь, которую обычно называют Алексиевской, была построена в 1804-1819 гг. (в стиле классицизма). Восстановленная Крестовая церковь используется как гостиница для паломников. Частично сохранилась ограда, возведённая в 1772-1776 гг. Почитаемые иконы: мироточащие образы афонского письма – Божией Матери «Живоносный источник» и мученика Пантелеимона, Касперовская икона Божией Матери, Божией Матери «В скорбях и печалях утешение». Недалеко от монастыря (ул. Освобождения труда, 20) стоит Введенская церковь (1770-1780), также принадлежащая монастырю. В ней находится икона свт. Питирима Тамбовского, которая недавно обновилась и замироточила. Трудниц принимают по согласованию. Богослужения. Утреннее – в 7.30, в Вс. и праздники – в 6.30 и 9.00. Вечернее – в 17.00.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 195-200. Клировая ведомость Введенской церкви г. Вязники за 1879 год.ГАВО, ф. 556, оп. 109, д. 375 Ведомость о Приходской Введенской церкви, города Вязников. За 1879 год. Первоначально при сей Церкви был женский монастырь, а потом по упразднении онаго, в 1764 году, обращена она в приходскую. 1. Когда и кем порвоначально строена неизвестно, а перестроена была, как видно из храмозданной грамоты, на жертвованную сумму от доброхотнодателей в 1764 году. 2. Зданием каменная с таковою же колокольнею. Теплая церковь и колокольня подкреплены в 1847 году контрофорсами. 3. Престолов в ней четыре: в настоящей холодной – во имя Введения во храм Богоматери, в приделе же оной во имя Св. Пророка Илии; в теплой настоящей во имя усекновения Главы Иоанна Предтечи, в приделе же оной во имя Владимирской Богородицы. 4. Ризницею, утварью и Св. Иконами церковь снабжена достаточно. Из Икон замечательны своею древностию: За Престольный Крест в теплом храме и две Иконы Введения во храм Богородицы, в серебряных ризах. Богослужебныя книги имеются в полном составе, из них замечательны: два на Престольные Евангелия, изданные при Царе Михаиле Феодоровиче – 1-е в 7136 г., а 2-е в 7144 г. В церковной библиотеке из книг к назидательному чтению имеется достаточное количество. 5. Причта при сей церкви по реформе положено: Настоятель и Псаломщик, на лицо же имеется еще сверхштатный причетник. 6. Земли при сей церкви: усадебной одна десятина с половиной; сенокосной одна десятина семьдесят четыре квадратных сажен, на которую планы и межевыя книги имеются, пахотной нет. 7. Дома у Настоятеля и Псаломщика церковные. В 17 веке на Мининой горе появился женский Введенский монастырь, в котором в середине 17 века строится деревянная Введенская двухэтажная церковь и в начале 18 века монастырь, наконец-то, обрёл каменную одноимённую церковь. Чуть позже Введенский женский монастырь был упразднён указом Екатерины II и реорганизован в приходской храм. В конце 19 века к храму была пристроена колокольня, а начале 20 века храм был полностью перестроен.

http://sobory.ru/article/?object=03741

Нижегородской Епархии заштатный мужской. Находится в Нижегородском уезде на низменном месте среди самого селения. Построен при Государе Царе Михаиле Феодоровиче дворянином Петром Глядковым по случаю явления образа Пресвятой Богоматери Владимирской в 1629 году на месте, где монастырь устроен, именовавшемся Славенская гора, а по устроению обители – Оранополе; потому что для монастыря расчищен лес в окружности и земля была распахана; от чего и монастырь наименован Оранским. Здания в нём ныне примечательнейшие каменные следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Владимирской Божьей Матери явленного образа Её, который во всём подобен Иверскому, находящемуся в Москве; 2) тёплая ЦЕРКОВЬ ; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) в ОГРАДЕ купеческие ЛАВКИ. Настоятельство в этой обители было Строительское, Игуменское и Архимандричье по рассмотрению Преосвященных. Крестьян имелось 104 души. По Штатам 1764 года оставлен на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. Орбозомский Благовещенский монастырь См. Ворбозомский Благовещенский. Орденская или Рденская пустынь Упразднённая. См. Рденская. Ордынская Порецкая пустынь См. Ардынская. Оредежская Успенская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Олонецком уезде на реке Оредеже, и построена была Пр. Макарием, учеником Пр. Александра Свирского . Орловский Введенский монастырь См. Введенский-Орловский. Орловский Троицкий монастырь Женский, давно уже упразднённый. Находился в городе Орле или Орлеце, построенном Новгородцами в XIV столетии в Великоустюжском уезде, на реке Юге в 40 вёрстах от Великого Устюга. В этом монастыре постриглась и была Игуменьей около 1480 года Наталия, мать блаженного Иоанна Юродивого, устюжского Чудотворца. Город Орлов, а следовательно, и монастырь в нём, упразднён уже в XVII столетии; ибо о нём упоминается и в Большом Чертеже, или древней карте Российского Государства, писанной в начале XVII века (напечатанной в СПб., в 1794 году, стр. 307). Ныне на месте сего городка стоит Орловская волость при речке Моленге. Из остатков города виден ещё городовой ров, глубиной от 6 до 8 саженей. Но текшая в древние времена там река Юг далеко уже отклонилась, и на месте бывшего течения её приметны только многие озерки, которые также время от времени пересыхают. Орловский Спасский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В июле 1874 г. Введенский женский монастырь был официально переведен к Петропавловской церкви и переименован в Петропавловский. Игуменье Введенского монастыря Пульхерии, ещё в 1869 г. просившей епархиальное начальство о переведении монастыря «к загородной Петропавловской церкви на состоящую при ней землю», было отказано на том основании, что не нашлось «документов на принадлежность церкви Петропавловской 6-ти десятин показанной земли». Игуменье было поручено отыскать необходимые документы, но вскоре огонь уничтожил Введенский монастырь. И если бы не A.M. Курбатов, монастырь, возможно, вообще никогда не был бы возобновлен. Алексей Михайлович устранил главное препятствие – передал землю в собственность Петропавловской церкви. Последовавшее очередное прошение игуменьи, жертвовавшей на устройство на новом месте вверенной ей обители 5000 рублей серебром из собственных средств и указавшей на то, что все сестры обители согласны на перенесение монастыря и на этот предмет имеется капитал до 7000 руб., не могло не встретить поддержки в епархии и в Святейшем Синоде. 20 июля 1874 г. «устроявшаяся обитель торжественно была освящена Высокопреосвященнейшим Антонием». Владыка приехал в Юрьев 18 июля, 19-го обозревал градские церкви и Петропавловскую. Он сам «изволил усмотреть – где лучше и удобнее идти и где останавливаться крестному ходу вокруг устроявшагося монастыря». Сестры Введенского монастыря с примерной энергией и поспешностью приступили к устройству обители на новом месте. Через два года обитель была обнесена каменной оградой, была распространена теплая церковь, построено десять новых келий. Игуменья Пульхерия управляла Введенским монастырём с 1847 г. и умерла 14 октября 1881 г. На вакантное место епископ Владимирский и Суздальский Феогност «в видах пользы для этой обители» предложил переместить игуменью Муромского Троицкого третьеклассного женского монастыря Евгению, что и было исполнено. Из формулярного списка о службе игуменьи Евгении известно, что было ей тогда 56 лет, происходила она из дворян, пострижена в монашество была 27 октября 1866 г. в Николаевском монастыре г. Арзамаса.

http://sobory.ru/article/?object=17349

Пупки послужило образованию второго посадского центра с небольшой площадью и двумя приходскими церквами: Вознесенской с приделом Параскевы Пятницы (1806) и Иоанна Богослова (1843). Комплекс этих храмов , расположенных к северо-западу от торговой площади, в начале ул. Северная, значительно обогатил панораму села. К 1851 г. известность этого разросшегося промышленного села отразилась в именовании его Большими Пупками. Планировка правобережной части подчинена первоначальному руслу реки, вдоль которой, по дороге на Кохму, формировалась уличная застройка. Второй направляющей явилась дорога на Шую, подводившая к центральной части села, где прежде находился Введенский женский монастырь, приписанный к Николо-Шартомскому, но уже в 1764 г. упраздненный. На его месте в нач. 19 в. построили комплекс Введенской (1807) и Владимирской (1845) церквей . Характерно, что для застройки обоих сел основным элементом является не река, а дороги; при этом дороги через селения функционировали только летом, зимой же транзитный проезд находился в трех верстах к востоку. Расцвет промышленного производства отразился в увеличении каменной жилой застройки обоих сел. Наиболее интересны купеческие особняки, выстроенные в формах позднего классицизма, в северо-восточной части торговой площади с. Введенье. Однако уже в 1886 г. в связи с прокладкой железной дороги Шуя-Иваново Никольские ярмарки становятся менее популярными. В Пупках остается всего 41 двор с 216 жителями, одна ситценабивная фабрика, несколько лавок и один трактир. В дальнейшем застройка развивалась в районе текстильной фабрики, расположенной к северо-западу, в правобережной части. В 20 в. здесь были построены клуб, детский комбинат, школа, а также двухэтажные типовые дома. Современный генплан села, разработанный " Росгипрониисельстроем " в 1982 г., предполагает развитие жилой застройки в южном направлении, не затрагивая историческую часть. Николо-Шартомский мужской монастырь, сер. 17 - 1-я пол. 19 в. Заложен в кон. 14 в. при впадении р. Шартома, от которой он и получил название, в р.

http://sobory.ru/article/?object=00144

Во времена большевистского переворота, в 1920 г., монастырь закрыли. Из Никольского собора сделали мастерские по ремонту тракторов и сельхозтехники, растворочный цех. Храм Живоначальной Троицы был полностью разрушен. Наступила эпоха разорения, поругания и забвения. Современный этап возрождения обители начался в 1995 г. По Указу Священного Синода за подписью Святейшего Патриарха Алексия II монастырю вернули прежнее название – Свято-Введенский. И в нем вновь возобновилась монашеская жизнь. 28 августа 1995 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы в подвальном помещении холодного склада, приспособленном под церковь, было совершено первое богослужение. У истоков возрождения монастыря стояли схиигумен Серафим (Стрельников) и схиигумения Серафима (Альховская), и еще три сестры. На их плечи легло восстановление из руин обители: труд и молитвы, молитвы и труд изо дня в день. В стенах разрушенного игуменского корпуса был построен храм в честь прп. Серафима Саровского (в последствии переименован в Свято-Троицкий). С 27 декабря 2016 г. настоятельницей монастыря является игумения Михаила (Шульцева). 4 августа 2018 г. Высокопреосвященнейшим Иосифом, митрополитом Курганским и Белозерским, и Преосвященнейшим Владимиром, епископом Шадринским и Далматовским, освящен переименованный Свято-Троицкий храм, который был построен по максимально приближенной к первоначальной архитектуре храма Живоначальной Троицы 1848 г., схемы которого были найдены в архивах. На историческом месте восстановлены северная и южная стены, главные ворота, 2-этажный полукаменный келейный корпус, а также большой 2-этажный каменный корпус с трапезною. Построена просторная просфорная, где выпекаются просфоры для богослужений и хлеб. Благоустроено монастырское кладбище, находящееся на территории обители. У монастыря есть свое подсобное хозяйство: скотный двор, огород, сад. Сестры трудятся на различных послушаниях, исполняют свое молитвенное правило. Действующие церкви: 1. Никольская (является памятником архитектуры культурного наследия); 2. Свято-Троицкая; 3. В честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, домовая.

http://sobory.ru/article/?object=06063

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010