на награды лучшим ученицам и материальную поддержку учителей. За деятельность в качестве старосты и попечителя школы Железнов получил архипастырское благословение с выдачей свидетельства, его последователь Я. Е. Семёнов в 1913 г. пожалован серебряной медалью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на шее. Особенностью школы было обучение девочек церковному пению по нотным книгам. Они могли переписать ноты и петь по ним на 3 голоса всенощное бдение и Божественную литургию. Регенты монастырского хора А. Егорова и А. Курочкина обучались нотной грамоте именно в школе, поступив в богадельню в 7-летнем возрасте. Хор мон-ря являлся лучшим в Нижнетагильском Заводе и принимал участие в торжественных событиях, в т. ч. и в архиерейских богослужениях. 10 нояб. 1900 г. на имя еп. Екатеринбургского и Ирбитского Иринея (Орды) поступило прошение от старших сестер богадельни Феозвы Крузе, Татьяны Деевой, Анны Евстафьевой о преобразовании богадельни в жен. общину. Согласно собранным духовной консисторией сведениям и документам (крепостным актам, приговорам и др.), к 1901 г. в богадельне проживало 65 насельниц, к-рыми управлял совет старших сестер под руководством местного благочинного и приходских священников Введенского храма. Сестры занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством, рукоделием, переплетом книг, а также читали Псалтирь по усопшим. На территории богадельни, расположенной в ограде Скорбященской ц., имелись 4 дома, в т. ч. каменный, деревянные баня, погреб, амбар, конюшня, коровник, каретник, кладовая, кирпичный сарай. Все недвижимое имущество оценивалось в 16550 р. Помещения богадельни, по отзывам благочинного, для 60-65 сестер «весьма достаточны». 30 окт. 1901 г. еп. Ириней представил в Синод прошение о преобразовании богадельни в жен. общину. Указ Синода от 14/31 марта 1902 г. определил: «Существующую в Нижнетагильском заводе Верхотурского уезда, при Скорбященской кладбищенской церкви, богадельню преобразовать в женскую общину с наименованием ее Скорбященскою, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства».

http://pravenc.ru/text/2565228.html

Думать, что Св. Гурий, - писал историк, - пристал к городу в том месте, где теперь находятся пароходные пристани, было бы ошибочно. Волга в то время держалась левого берега; а против Чебоксар, где долина Волги суживается до 2-3 верст, такое положение удержалось даже в памяти старожилов. Для того, чтобы пристать к селению, именуемому Чебоксарами, нужно войти в устье Чебоксарки и подняться по реке, чтобы из судов высадиться на удобном месте. Таким удобным местом оказался небольшой холм, где впоследствии основался Сретенский монастырь и на его развалинах Владимирская пустынь. Отсюда Св. Гурий и отправился со своими спутниками на гору, где и заложил соборный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы. А на месте высадки и встречи Св. Гурия вскоре появившиеся русские насельники и основали монастырь, назвав его Сретенским, в благодарное воспоминание встречи св. иконы Владимирской Божией Матери. Длительное время в память об этом событии в Чебоксарах ежегодно 6 июля (н.ст.) проводился крестный ход из Введенского собора во Владимирскую церковь. Отметим, что эта икона пережила все советское лихолетье и до настоящего времени хранится с левой стороны от царских врат, в иконостасе Введенского собора г. Чебоксары. В 2015 году 3 июня, также в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, по решению игумении Сергии и по благословению митрополита Чебоксарского Варнавы, было положено начало того святого обычая. Духовенство монастыря, Игумения Сергия с сестрами и прихожане крестным ходом прошли до Введенского собора, где был отслужен молебен перед стариной чудотворной иконой святителя Гурия - Владимирской иконой Божией Матери. А 6 июля крестный ход пришел с Введенского собора. Перед этим событием в обители была отслужена литургия, молебен, крестный ход вокруг храма с чтением Евангелия, была встреча митрополита Варнавы и самого крестного хода. По благословению игумении Сергии, были приглашены к праздничной трапезе все желающие богомольцы. Таким образом, предположение, что именно с этого холма ведет свое начало история русского города-крепости Чебоксары, не лишено основания. Действительно, возвышенное место, обнесенное деревянным частоколом, окруженное густым лесом и естественными водными преградами - тогда еще полноводными и достаточно широкими реками Чебоксаркой и Сугуткой, реально могли обеспечить вполне надежную защиту для военного лагеря, который, в свою очередь, сам прикрывал город со стороны важного стратегического направления - Курмышской дороги.

http://sobory.ru/article/?object=05007

Из приложенной от Слопцова табели видно, что в состав Иркутской Епархии вошли: В городе Иркутске 9 церквей, именно: Соборные Спасская и Богоявленская, обе камонные; и 5 приходских деревянных: Одигитриевская (ныне Тихвинско-Воскресенская), Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев, Троицкая Духовская, Богородская Владимирская и Троицкая Сергиева (ныне Крестовоздвиженская), да два монастыря мужеский Вознесенский и женский Знаменский. В Иркутском дистрикте церкви: Идинская Троицкая, Балаганская Спасская, Бельская Сретенская, Кудинская Троицкая, Оецкая Афонасия и Кирилла, Бадайская Николаевская, Олонская Благовещенская, Усольская и Уриковская обе во имя Нерукотворенного Образа, Китойская Христорождественская, Вверх-Иркутская Введенская, Верхоленская Воскресенская, Бирюльская Покровская, Манзурская Введенская и Ангинская Ильинская. За Байкалом: Монастырь Посольский Преображенский; Церкви: Баргузинская Преображенская, Селенгинская Покровская, Селенгинская Спасская, Удинская Спасская, Удинская Владимирская, Ильинская Богоявленская, Кабанская Рождественская, Итанцинская Спасская, Хилокская Владимирская, Колесниковская Казанская, Тресковская Михаила Архангела, Кударинская Богородская и Чикойская Петропавловская. В Нерчинском заказе: в городе: Троицко-Воскресенская. В уезде: Городищенская Введенская, Ундинская Николаевская, Урульгинская Николаевская, Читинская Архангельская, в Аргунском Остроге Вознесенская, и в Нижнем Остроге Сретенская. Следовательно в управление Первосвятителя Иркутского отошло от Тобольской митрополии 43 церкви, из них Иркутские Спасская да Богоявленская, и в Нерчинске Троицко-Воскресенская именовались Соборными, – и 3 монастыря: Вознесенский, Знаменский и Посольский Преображенский. Однакож, как надзиратель Слопцов с представлением своим к Преосвященному Иннокентию об отчислении церквей и монастырей отнесся от 8 Сентября того 1727 года, а Преосвященный ранее 12 днями, именно от 27 Августа, на основании Высочайшего, полученного Им указа, Сделал уже распоряжение о причислении в среде прочих и Селенгинского Троицкого монастыря в свою зависимость, то, и после получения списка от Слопцова, Святитель не признал нужным изменить своего первого распоряжения, то есть, изъять от своей зависимости Селенгинский монастырь, и имел на это важные причины, которые увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из материала книги: " Свято-Введенская островная пустынь. К 300-летию со дня основания " . Владимир, 2008 г. Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход. На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей.

http://sobory.ru/article/?object=04008

Скромное торжество открытия школы состоялось 25 сентября 1892 г.  . Заслуги игуменьи Клавдии неоднократно отмечались Святейшим Синодом, с уважением относились к деятельной настоятельнице и юрьевцы. В скорбный день 19 декабря 1904 г. весь город пришёл проститься с игуменьей. Погребена она была у алтаря холодной церкви. Спустя три года в Петропавловском монастыре на 71-м году жизни скончалась Прасковья Сергеевна Карзова. Известная «ревнительница по благоустройству храмов», Карзова имела серебряную и золотую медали от Святейшего Синода. Как писали «Владимирские епархиальные ведомости», «благотворительность покойной выразилась во многих тысячах рублей». С 1905 г. настоятельницей монастыря стала игуменья Евлампия. В её правление в 1913 г. в монастырском корпусе устроена общая трапеза. В монастыре были три старинные иконы с частицами святых мощей, привлекавшие богомольцев, и список с образа Козельщанской иконы Божией Матери. В 1898 г. при Петропавловском женском монастыре была основана богадельня, в которой получили приют 7 женщин. В советское время монастырь был закрыт. Петропавловский собор и Успенский храм разорены, разрушены их главы и своды, частично стены. " Из книги протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». - Владимир. 2005 стр. 30-35 Ред. декабрь 2010: Колокольня передана в бессрочное безвозмездное пользование Владимирской Епархии РПЦ рспоряжением ДИЗО 3190 от 15.10.2010г. Юрьевский Петропавловский монастырь, 3 класса, общежительный, близ города Юрьева. Существовал еще в XVI веке и был мужским; разграбленный в XVII веке литовцами, он затем не возобновлялся. Настоящий женский монастырь был учрежден здесь в 1874 году. При нем школа и богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В мае 1898 г. состоялась закладка колокольни в Петропавловском девичьем монастыре. С разрешения епархиального начальства в 1898-1902 гг. на благотворительные средства, при неустанных заботах игумении Клавдии, устроена в монастыре новая отдельная колокольня, прекрасной архитектуры, пятиярусная, около 30 саж. высоты. Постройка колокольни обошлась 82500 руб. Настоятельная нужда в устройстве при монастыре отдельной колокольни чувствовалась давно, еще со времени основания монастыря в 1874 году при бесприходной загородной ружной Петропавловской церкви, после бывшего летом 1871 г. пожара, во время которого сгорела лучшая часть города, сгорел и женский монастырь, находившийся в то время внутри города при приходской Введенской церкви. С тех пор в Петропавловском монастыре не было особой колокольни, и небольшие колокола, в силу необходимости, находились в куполе главы холодной церкви, при всем неудобстве совершения церковного звона.

http://sobory.ru/article/?object=03159

Западные районы от Новгорода и Пскова до Смоленска образуют четвертую область. К востоку от Суры и к юго-востоку от Мокши расположено Среднее Поволжье – в прошлом татарское Казанское ханство, – где с середины XVI в. развернулась бурная колонизация; Русская Церковь соприкасалась здесь с пестрым нехристианским населением, и именно здесь имелись широкие возможности для христианской миссии. Это пятая область – Понизовье. Наконец, шестую область образуют Урал и Сибирь, где русская колонизация шла медленно, но непрерывно, при этом русификация и христианизация сливались в единую государственно-и церковно-политическую задачу. 3. Монастырская колонизация в Московском центре Что касается московского центра, то здесь в XVI-XVII вв. было основано 54 новых монастыря, из них 32 в городах и 22 в сельской местности, но вблизи городов. 16 городских монастырей было основано в XVI в. и столько же в XVII в., а из загородных монастырей лишь 9 приходятся на XVI в., 13 – на XVII в. Столица, Москва, разумеется, стоит на первом месте. Из основанных здесь новых монастырей заслуживают упоминания следующие: столь знаменитый в позднейшее время, сохранившийся и доныне Донской монастырь (1592), Знаменский (1613), Страстной женский монастырь (1614), Заиконоспасский (1660), а также Воскресенский Новоиерусалимский монастырь – любимое детище патриарха Никона 352 . Из монастырей, появившихся во Владимирской земле, следует упомянуть Успенскую пустынь, в 35 км от города Суздаля, основанную по собственному почину монахом Ионой (1624), Успенскую Флорищеву пустынь (1654) и Введенскую Островскую пустынь (около 1695 г.); две последние позже, в конце XVIII и начале XIX в., стали очагами русского старчества. Монах по имени Лукиан в 1594 г. основал Богородицкую пустынь, примерно в 25 км от города Переславля-Залесского. В Костромской земле основано было 6 монастырей, которые ничем особенным не знамениты 353 . В Ярославской земле суровым подвижником прп. Геннадием († 1565) в 1529 г. был основан Спасский монастырь, а в 1543 г. прп. Адрианом († 1550) – Успенский монастырь, в 6 км от города Пошехонье.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

В 1987 году какими-то путями Владимир оказался в Ростове-на-Дону. Он не остановился где-нибудь в центре России, в Калуге или Туле, а поехал на юг. Есть смутный слух, что там, «на юге», находился некий старец, к которому он и стремился, что у него Владимир исповедался, а тот будто бы направил его в Ростов. Там Владимир поначалу ходил на службу, молился, а потом попросил благословить его убирать двор. В то время в крестильной храма несла послушание рясофорная инокиня Н. «Однажды, – вспоминает она, – я увидела, как на молебне появился высокий худощавый молодой человек… После я увидала, как он взял метлу и начал мести территорию собора. Часто видела, как он носил дрова, воду книги со склада. После мне сказали, что он все делал ради Христа, во славу Божию». Как-то между матушкой Н. и Владимиром произошел разговор. Он сказал, что вот ему уже за тридцать… Вероятно, сказал что-то о неопределенности будущего. Матушка отвечала: – Володечка, вступать в брак – нужно жить так, чтобы угодить Богу… Но в наше время это очень тяжело. Езжай ты к старцам – о. Науму и о. Кириллу в Лавру, возьми благословение и иди в монастырь. – Матушка, – тихо проговорил Владимир. – Вы прочитали мои мысли. Я именно и хочу в монастырь. «Необыкновенный был постник, – писала м. Н. об о. Ферапонте. – На Великий пост набирал в сумочку просфор, сухариков и бутыль святой воды и после службы уединялся в храме – за колонной вкушал святую пишу… А я так переживала о том, что он такой худой, и приглашала его в трапезную покушать постного борща. Первую неделю поста он проводил вообще без пищи… За Великий пост от него оставались кожа да кости. И на Пасху очень скромно разговлялся». Другая монахиня, матушка Л., также трудившаяся в ростовском храме, вспоминает: «Володю все очень любили. Он работал дворником в нашем кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, а в отпуск ездил по монастырям… Был в Дивееве, Псково-Печерском монастыре у старцев, а еще побывал в Троице-Сергиевой Лавре у архимандрита Кирилла. А уж как съездил в Оптину то был ею покорен. Пошел он тогда к нашему владыке Владимиру (ныне митрополиту Киевскому и всея Украины) и говорит: “Владыко, я готов хоть туалеты мыть, лишь бы дали мне рекомендацию в монастырь”. А владыка говорит, что вот как раз у нас в соборе туалеты некому мыть. А выбор Оптиной одобрил: “Хорошее, – говорит, – место”. И вот ради возлюбленной Оптиной Володя моет туалеты – и мужской, и женский… Придет на рассвете, когда там ни души, и все чистенько перемоет».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Главной святыней Троицкого монастыря является Виленский Крест 11). Ему посвящено известное произведение древнерусской литературы " Повесть о Виленском Кресте " , публикуемая ниже. Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова - героя повести. Как и где окончилась земная жизнь Богдана нам неизвестно. Предположительно, ее он закончил в Муромском Благовещенском монастыре, что рядом с его Троицким, схимником Тихоном. Ни в одном известном муромском Синодике в роду Цветновых нет имени Тарасий, зато упоминается имя схимонаха Тихона 12). Это же подтверждает и вкладная надпись на замечательном серебряном паникадиле 1667 года: " лета 7175 году приложил в дом благовъщнию прстыя бдцы и муромским чудотворцем благоверному князю контятину и чад ево михаилу и феодору старец тихон " 13). Над именем еле заметно нацарапано " Цветнов " . В обычае у русских людей было под конец жизни уйти в монастырь и полностью посвятить себя Богу, возносить Господу молитвы об оставшихся в миру и о спасении души своей. Уже в XVII веке новый монастырь начинает расширять свои владения. Имена жертвователей кроме Цветного нам неизвестны. О них можно лишь догадываться, просматривая монастырский Синодик. В 1663 году Троицкому монастырю дана была грамота царем Алексеем Михайловичем " по челобитию из Муромского Троицкого монастыря игумении Акилине с сестрами... " о передаче во владение бобыльских дворов у монастыря и освобождении игумении от всяких податей за эти дворовые места 14). Прошло около ста лет. Обращаемся к монастырской летописи. Записи в ней начинаются с 1750-х годов. В это время обитель наша, как и многие российские монастыри находилась в запустении и бедности. В 1755 году по ходатайству Игумении Неонилы из Коллегии Экономии отпущено было 495 рублей 75 копеек " на поправку монастырских ветхостей " . В 1764 году по предписанию Владимирской Духовной Консистории составляется ведомость о состоянии Муромских монастырей. В монастыре к тому времени проживали 15 монахинь с Игуменией. В этом же году в монастырь были переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: - из Вязниковского Введенского девичьего монастыря: игумения и казначея с четырнадцатью монахинями; - из Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда: настоятельница Александра и три схимонахини; - из Воскресенского Муромского девичьего монастыря: игумения Мария, две монахини и две схимонахини.

http://sobory.ru/article/?object=00630

16 мая 1843 г. Святейшим Синодом издан указ, разрешавший строительство каменной церкви. С 1843 по 1853 г. при Преосвященном Парфение был выстроен «отличной архитектуры холодный пятиглавый трехпрестольный храм Апостолов Петра и Павла». В середине XIX в. была построена и теплая Успенская церковь монастыря. Клировые ведомости за 1874, 1877-1879 гг. сообщают о теплой каменной Успенской церкви, построенной в 1861 г. В 1875 г. церковь была распространена на благотворительные средства. 25 января 1895 г. в южной стороне трапезы Успенской церкви был освящен придел в честь Рождества Христова. Упрочить положение не имевшей прихода Петропавловской церкви помог, как ни прискорбно, пожар 1871 г. Прошло около трех лет, и настойчивые граждане Юрьева вдохнули новую жизнь и в погибший в пламени Введенский монастырь, и в сиротливо стоявшую Петропавловскую церковь. В ее судьбе принял участие еще один юрьевский купец по фамилии Курбатов, на этот раз Алексей Михайлович. В 1872 г. он выкупил «пустопорожнюю пахатную, сенокосную и огородную землю с садом, находящуюся в смежности с городским кладбищем, под названием «отхожа пустошь Петропавловская» у наследницы умершего владельца и пожертвовал с Высочайшего соизволения женскому монастырю. 1 октября 1873 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний сообщил Святейшему правительствующему Синоду о том, что: «1. Местность, назначаемая под монастырь, вполне соответствует своему назначению: так как находится вне города на возвышенности, окруженной садами и огородами; жилые же строения монастырские должны быть и будут возведены не на южной, а на северной стороне обители за храмами, этого желают игуменья и сестры монастыря и через это кельи будут отстоять от городского кладбища более чем на сто сажень, окна их будут обращены на юг к храмам и к городу; здесь представляется для жилых келий и еще существенное удобство, именно: близость сада и колодца. 2. Существование причта из двух членов, настоятеля и псаломщика, представляется достаточно обеспеченным».

http://sobory.ru/article/?object=17349

Первый век существования обители и его собора почти не освещён в документах. Последовательные сведения о нём начинают поступать с середины XVIII столетия, когда он обзавелся собственной летописью. Из неё мы узнаём, что в 1750-е годы здесь проживало пятнадцать насельниц, а сама обитель настоящим образом нищенствовала. В 1764 году монастырь разросся за счёт инокинь, переведённых сюда из упразднённых монастырей - Вязниковского Введенского, Воскресенского Муромского и Входоиерусалимской пустыни в селе Арефине. К 1786 году относятся первые известия о переменах в облике Троицкого собора: игуменья Мария испросила благословения у епископа Владимирского и Суздальского Виктора на расширение паперти и галереи соборного храма, так как " имеющаяся в монастыре настоящая Троицкая церковь усматривается к помещению народа несколько тесновата " . В 1792 году плоды трудов игумении скорректировал пожар, уничтоживший деревянные кровельные связи (иконостас, к счастью, остался неповреждённым). Это уже не говоря о том, что сгорели все деревянные кельи. Деньги на восстановление собора и иных построек собирали с доброхотных дателей. Работы продолжались шесть лет. В 1803 году новая игумения Евгения тоже решила остаться в истории монастыря как переустроительница Троицкого собора: она испросила разрешение на переделку тёплого Трёхсвятительского придела с возведением при нём нового придела в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Храмозданную грамоту она получила почти сразу, но пожары 1804 и 1805 годов поставили перед матушкой более насущные задачи, и работы в соборе начались только в 1810 году. Одновременно с сооружением придела шла переделка кровли. Обветшавшую черепицу заменили железом. Спустя несколько десятилетий, в 1855 году, усердием муромского почётного гражданина А.В. Ермакова были вызолочены главы Троицкого собора. На этом, казалось бы, благоустроительные работы могли бы и завершиться, но в первой половине 1880-х годов в монастырь прибыла с Афона икона целителя Пантелеймона, и тогдашняя игуменья Персида сочла это достойным поводом к постройке нового придела - Пантелеймоновского. Однако вширь распространяться уже было некуда, и матушка придумала надстроить вторым этажом Трёхсвятительский придел. Реконструкция завершилась к осени 1886 года, и 30 ноября 1886 года Пантелеймоновский придел был освящён. Освящение Пантелеймоновского придела явилось последним крупным событием в дореволюционной истории монастыря, хотя и в последующие годы игумения Персида неутомимо занималась его благоустройством. В частности, Троицкий собор её стараниями (и под наблюдением Московского археологического общества) был реставрирован, а его Скорбященский придел получил новый иконостас " с иконами греческого письма, вызолоченный сплошь червонным золотом " .

http://sobory.ru/article/?object=04952

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010