Помимо сокращений, в той или иной степени затронувших содержание, редакторская правка имела целью кратко изложить некоторые фрагменты текста: вше/папа въ црквь нача глдати по/всмъ члкмъ мжа бше провилъ стыи ни/колае, да бы поналъ так р по рвъ того стоща посре/д человкъ въ цркви, при/вавъ к себ реч ем папа (Николино житие. 1640. Л. н); же пона/вш и скоро приглас гла (Николино житие. 1641. Л. ро об.). Другие части текста изложены в том же витиеватом и многословном стиле, что и в первом издании: и поимъ/симеонъ никол къ мж, тшаю/ще ибавлюще ъ, и/ бды то. и реч симеонъ,/мжаис брате. воспрн же/онъ и теръ очи, и р/стаго симеона (Николино житие. 1640. Л. и с паки вис стыи/николае, с нимъ же и и сице гласта. мжаис пе/тре, и в скорбхъ гда приываи, тои/ибавитъ т сти ловщыхъ/петръ же мнгаго и слеъ/веръ чи сво, и вид со сты мъ / ник олою стаго симеона (Николино житие. 1641. Л. ри–ри об.). Расширение текста происходило также за счёт добавления многочисленных эпитетов святого: 1151 ви/с теплыи николае, и реч (Николино житие. 1640. Л. нд); стыи же никола ди/венъ сы тшитель въ печал/хъ, и скоръ на бдны,/и в же и во вски тсно/тах страждщы, преста и петр/в темниц и реч (Николино житие. 1641. Л. р). Лишь немногие фрагменты текста, которые были близки к рукописной традиции в первом издании, справщики сохранили почти без изменений в последующих публикациях: и гла пе/тръ. да кто стыи/влко. паче тебе молщас къ влц. коже и ми//ръ т на по/мощь. и ты весь/миръ (Унд. 258, л. 72 об.–73); и гла/гола петръ, да кто есть/стыи влко паче теб мол/щас ко влц, коже и миръ/приываетъ т на помощъ/и ты спасаеши весь миръ (Николино житие. 1640. Л. не); И гла петръ, да кто стыи/влко паче теб молщас бг, ко/и миръ весь призываетъ т на помо/щь, и ты спасаеши вс х (Николино житие. 1641. Л. р об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ряд особых чтений, имеющихся в чуде об Агрике, позволяет утверждать, что при подготовке новой редакции справщики обратились к другим рукописным текстам или тексту, близкому (но не идентичному) вошедшему в ЯА 447. 4) Чудо о попе Христофоре (л. рна–рна об.). Во втором и третьем изданиях изменено название: Чюдо о христофор поп, како стыи/николае избави меча (л. рна) вместо прежнего чюдо, стаго николы, о имнемъ христоор в издании 1640 (л. об.). В новом названии справщики устранили слово заменив его традиционным для чуда существительным попъ. Однако в самом тексте обе лексемы чередуются: бысть града (л. рна); попа же христоора на лчиш; преже/реченнаго доиде (л. рна об.); не боис брате хртовъ (л. рнв); рарш/ ъ христоора попа (л. рнг). Чтение иереи в этом чуде было уже в издании 1640 г. в названии и в двух местах в тексте. Во втором и третьем изданиях сокращения текста, за счёт изъятия эпизодов, проведено не было, возможно потому, что он и так небольшой по объёму. Правка была такой же, как в чудесах о Дмитрии и о Петре, то есть иногда встречается более краткое изложение отдельных фрагментов на фоне переработки основной части в том же многословном, витиеватом стиле: и разгнвас ме/чникъ на попа рекъ, волхвъ ли ес,/гд мечь. и реч попъ, никола/в. онъ паки в (Николино житие. 1640. Л. Разгнвав же с ме/чни и реч, кто ты ес иже сотвори. вща/в же реч христооръ, н никоегоже вмъ, но/никола стыи тои итъ рк/твоею мечь. н же орвс реч,/с лжеши, нсть бо таковаго члка/д ты глеши. рарив же с/мечникъ третицею с мечемъ (Николино житие. 1641. Л. рнв об.); на помощь/призываше стаго никол глагол,/ибави м меча сего стче помоз ми теплыи застпниче/в часъ нжны и напрасны се/смерти (Николино житие. 1640. Л. но не преста великаго ца/никол на смерти/призыва. теплыи застпниче реч/стлю хртовъ николае, нн конечно/стражщем в велици бд помо/зи ми остре меча избави м,/и напрасны смерти свобод м (Николино житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

си съ дхы правьдьны. сти въведъ насади . Ты си бе съшьдыи въ адъ. сти. гь пасеть м и ни. тре въ покоищи тво. сла. и ны. дина чта и диако рекъ гоу помо. по. въ ко стъ си ны. тъгда начинаю т . дроу. тре. гла. Мъногомоучьно море жити пртекъ въ твою тишиноу прите. врою прставлии. нъ въ тво пристанище и въ вчьноую пищю. 265 съ стыми наставлн. покои ги дшю раба свого сти. Гн сть емл. ты съьда м ги. сти. невъниди въ соу. прславьныи гла бжтвьнаго двда. днь испълнть гла. члвкъ гл ко трава... симъ пвамомъ. оустроныи на то иже погрба т . 266 ножьмь оуравъ кра мантиины. же на обою стороноу. нъ и краи же к ногама. посе (укрои) на дв радливъ. и прокроивъ мантию по краини сторон. и лвоую стороноу и правоую. акы ременьми тоу сьпрмн и съвива 267 сътварть крты. г динъ надъ главою. а дроу на нърсь. а г на кол. и оставъшюю частью обою оугоу. съвжеть но. посн. по въьмъ въ съсоуд масло вълть вьрхоу телесе. твор г. крты. а. на лици. б. на персь а. г на кол. и тако въьмъше мощи погребоу т поюще. прстоще тре. гла. г. ищеохъ ближикъ 268 моихъ и оставихъ проче живота мого, къ теб прибгохъ ги спм Помни ги двда. и па. тъ. тре. сти. сь покои мон в вкъ в. пакы тъ. тре сла. и ны. тъ. гла. Яко неции предают качеству снедей а не воздержанию, о том бо не возмогохом ничтоже написано (обрести) в типицех студитском же и ерусалимском, но обретохом от рассудительных отец от рассуждения написаша (написана?) учинивше, зде положиша. Обаче всюду всяко от веры очищающеся, в той единый день усекновения достоит поститися, ни масла подобает ясти нам, ни вина пити, но занеже бывшия ради радости величайшаго в пророцех свету светильника, трубу покаяния, творит сие (творится?) разрешение в славу за истину пострадавшаго пророка и проповедавшаго в аде Господа, ямы масло и прочая от различных овощнаго плода, испиваем вина по единой чашице труда ради бденнаго, в славу божию и в честь святаго предтечи, а не во опивание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Слуба стго оана Злаоустаго. Попъ ид въ црквь. глть. та радус двери би. раис прчта дво ста та непроходима двери таина знаменану та. и прише. к дверчамъ. поклонитс г. жь тре. до земли. гл. црю оуте. та прчтому ти бразу покло та плмъ. ги кто обитать в жилищи твомь та плмъ в гь пасетм ничто же мене лиши. та бе. прта трце та тре помилу на. ги Млди источникъ. верзи намъ прости и сподоби насъ бце призри на лю съгршьша ти. ви ко присно силу твою. на т уповающи. и вопимъ ко иногда гаврилъ. архистратиже та тре настощии то цркви. иде рукъ гл. в руц мои. пино. оу перенос. иде. къ пртлу. възм на руку. и поклонитс г. жь. предъ пртломъ. гл. црю и цлуть. пртлъ. и въ кртъ же шитъ за воромъ оу стихар. облачас. пои. помилуи м бе и болкъс. по. мо. за с а. влко ги вседер. пина. напере. та. мо. в. за с. влко ги бе на.. та. мо г. за. с молют ги, пино наза. та. по. вземь проскуру прекртить ножемъ. гл. въ споминани творимъ га нашего ха иже на таини его вечер. и прн вв . дь. гу помолимс. ги ∼ и положи проскуру на блюд дорнмь и начнеть рзати а_ю страну гл. ко овца. на заколени веденъ дь ами гу помолимс ги. в. ю. страну ржа ко агнець прмо стрегущему безъглнъ. дь. ами. гу помо. г. юю страну ржа тако неверзаёть оустъ своихъ въ смиреньи своемь ами. гу помолимс. д_ю страну ржа глть. судъ го взтс а родъ го кто исповсть. ами. гу помолимс. из агнець глть. ко вземлетс земл животъ его и при в вк ∼ закала агнець глть. жретс закалаетс агньць бии вземли всего мира. и приглашаетъ. ами. и полага агнець. на дискос глть. се полагаетс. агнець и вземлй всего мира и емл вино въ правую руку. а воду в лвую руку. обоё гор. глть. дь. гу пом ∼ по ре. съ динепи стго дха. динь воинъ копимь ребра му прободе зиде абие кровь и вода видвъ и свдительствовавъ ко истиньно есть свдительство го. льетъ вино и потирь. и воду и ами. и показа перстомъ на потирь и на предлежащии агнець дь гу помолимс.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Читай авву Дорофея, Лествицу, Алфавит духовный, св. Димитрия Ростовского, Маргарит, «Путь по спасению» и др. аскетические творения. Приложение к тексту из отеческих книг Ст. I. Не огорчайся на ближних Не огорчайся на ближних, встречая вместо любви холодность с их стороны, иначе огорчится на нас Дух Божий, а это великая беда. Чтобы не было огорчений: 1. Не ищи друзей на земле, а имей и стяжи другом Господа и святых во главе с Матерью Божией. 2. Если случится друг, благодари Господа, давшего его, но сам утешайся не им, а Господом, чтобы чувство одиночества у тебя не пропадало, и ты не будешь одиноким, а с тобою будет Господь. 3. Господа ни на кого не меняй и сердце не разделяй, а отдай его целиком Господу, и ближнего люби не самостоятельно, ради его хорошести, и не эгоистично, ради своего утешения, а ради Господа как Его чадо, люби во свете любви Божией, как любишь Пасху чисто и светло. 4. Старайся всем служить опять во имя Божие, а не по уважению и симпатии друг к другу, по возможности люби всех одинаково, по-братски, но ответной любви не жди и не утешайся ею, если она будет, чтобы сердце не потеряло любви к Богу и не променяло небесной радости с Господом на ревнивую муку и досаду с человеком. 5. Обращаясь с людьми, помни, что все люди немощные и могут несправедливо обидеть тебя, не смущайся этим и не соблазняйся: зло отнеси к диаволу, а обиду считай наказанием Божиим тебе за какие-либо грехи, особенно за гордость и самоцен, и нисколько не считай себя лучше обидчика: он ни при чем, простой передатчик воли Божией. 6. Если ты на кого огорчился, то знай, что ты горд, любишь себя, а не Бога и ближних, и забыл о своих грехах и о том, что бы смириться и терпеть. Кайся во всем этом и укоряй себя. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 7. Скажешь: все это трудно исполнить. Но с Божией помо щью возможно, а главное - стяжешь другом Господа и, утешаясь этим, станешь и сам тяготиться даже чистой дружбой, так как все Божие неизреченно сладостно, а человеческое тягостно и смрадно. Итак, не унывай, всех люби и от всех беги, дружбы не ищи, бойся ее, как огня поядающего. Всем служи, но награды жди не от них, а от Господа. Ты Ему дашь полушку, а Он в ответ тебе золотой. Путь к любви Божией - чистая молитва (удобна краткая Иисусова), молчание, воздержание во всем, духовное чтение и частое говение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

4:14). « Всяким ветром учения »: это «всяким ветром» сказано вместо слов: «всяким учением». Кто себя предает последнему, тот обуревается волнами, подвергается действию бурь, претерпевает кораблекрушение. Одно плавание, один путь, одна гавань: вера. Она путеводит, она замыкает, она доставляет убежище. Кто отпал от веры, тот претерпевает кораблекрушение, как об этом говорит Тимофею Павел, который пишет: « Преподаю тебе, сын мой Тимофей… такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере » (1 Тим. 1:18, 19). Следовательно, тот, кто отступает от веры, претерпевает кораблекрушение. Следующий же вере вводит свой корабль в спокойную гавань. Поэтому не станем увлекаться « всяким ветром ». После Господа нет места другому учению. После Моисея ожидался Христос; а после Христа не ожидается никто другой. Поэтому Моисей, желая научить народ тому, что не следует удовольствоваться одними своими только законами, но надлежит ожидать некоторого в данном случае совершенства, говорил: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш, — Его слушайте» (Второз. 18:15). Если бы Моисей сознавал совершенство своего учения, то он не отсылал бы к другому учителю, говоря: «пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш от братии вашей, как меня». Потому пророка, что он из вашей среды. Бог — не из вашей среды, а пророк — из вашей. Бог — от Бога; а пророк, по своей плоти, из вашей среды. Поэтому и говорит Моисей: «как меня, законодателя». Так как один древний законодатель — Моисей, а второй законодатель — Спаситель, не одного народа, но вселенной, то и сказал Моисей: «как меня», соответственно характерным чертам обоих и их законодательству. Кто засвидетельствует это слово? Давид, который жил, спустя немного поколений после Моисея, восклицал: « Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим. Наведи, Господи, страх на них » ( воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Для того, чтобы показать истинное исполнение Закона Божьего в практической жизни, Иисус Христос в последующей части Нагорной проповеди сказал: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» ( Матф.6:1 ). Как нужно понимать эти слова? Этими словами Иисус Христос говорит не о том, чтобы человек творил милостыню, спрятавшись от людей. Нельзя в этих словах усматривать и запрет давать милостыню в окружении посторонних. Если бы Иисус Христос призывал к творению милостыни скрытно от людей, то Спаситель в той же Нагорной проповеди не изрекал бы таких слов: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Матф.5:16 ). Как видим из вышеприведенных слов, Иисус Христос наоборот призывает к тому, чтобы Его последователи, истинные христиане, не таясь от людей, творили свои добрые дела и чтобы все остальные люди, видя эти добрые дела, прославляли Отца их Небесного. В другом месте Нагорной проповеди Иисус Христос провозглашает: «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» ( Матф.5:42 ). Естественно когда человек, творящий милостыню, будет давать деньги просящему у него и хотящему у него занять, то не будет прятать от них своего лица. А будет совершать свою милостыню не тайно, а открыто перед просящими и хотящими у него занять денег людьми. Как же в таком случае увязать слова Иисуса Христа «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» с вышеприведенными словами Спасителя об открытом совершении милостыни? Может сложиться впечатление, что слова Спасителя о совершении добра перед людьми «чтобы они видели ваши добрые дела» и слова «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» противоречат друг другу. Ведь в одной фразе призывается творить добро открыто перед людьми, а во второй фразе наоборот говорится о том, что нельзя творить добро в виде милостыни открыто перед людьми. Естественно, никакого противоречия между приведенными словами Спасителя нет. Просто нужно правильно понимать слова Иисуса Христа о том, что «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас». В этих словах Иисус Христос говорит не о запрете прилюдно давать милостыню, не об обстановке, в которой она дается, а о цели и намерении, с которой совершается подача милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Как любители красивых тел, куда бы не пошли, везде носят с собою любимый образ, так и мы, возлюбив красоту вашей души, всегда носим с собою прекрасный образ вашего духа. И как живописцы, смешивая различные краски, делают изображения тел, так и мы, вашу ревность к собраниям, усердие к слушанию, благосклонность к проповеднику, и все другие добрые дела смешав, как бы различные краски добродетели, начертали образ вашей души, и, поставив его пред очами ума, от созерцания его получали немалое утешение в разлуке с вами. И этим мы занимались постоянно — и когда сидели дома и вставали, и когда ходили и отдыхали, и когда входили и выходили, всегда представляли себе вашу любовь. И этим созерцанием услаждались мы не только днем, но и ночью; с нами тогда было тоже, о чем сказал Соломон: « Я сплю, а сердце мое бодрствует » (Песн. 5:2); потребность сна смыкала наши вежды, но сила любви вашей пробуждала от сна очи души моей; и часто казалось мне, будто я во сне беседую с вами. И в самом деле, душа обыкновенно, ночью представляет то, о чем размышляет днем; это же было тогда и с нами: и не видя нас плотскими глазами, я видел вас очами любви, и не бывши с вами телом, был с вами душою, а уши мои постоянно оглашались вашим воплем. Поэтому, хотя болезнь телесная и побуждала меня оставаться там (в селе) долее и пользоваться целительным для плотского здоровья воздухом, но сила любви вашей не позволяла этого, напротив, вопияла и не переставала докучать дотоле, пока не заставила меня встать еще раньше надлежащего времена и ваше сообщество поставить наравне и с здоровьем, и с наслаждением, и со всем, что только есть доброго. И мы, склонившись на ее убеждения, лучше захотели возвратиться с остатками болезни, чем, стараясь о совершенном исцелении от немощи телесной, опечаливать долее любовь вашу. Живя и там, я слышал ваши упреки, — частые письма доносили их до нас; и упрекающим я внимал не менее, чем хвалящим, потому что упреки те были выражением души, умеющей любить. Вот почему я встал и поспешно пришел; вот почему я никогда не мог выкинуть вас из своего ума! И что удивительного в том, что я, живя в селе и наслаждаясь свободою, помнил о вашей любви, когда Павел, обложенный узами, живя в темнице, и видя бесчисленное множество грозивших ему опасностей, — и в темнице, как бы среди луга, помнил о братиях, и писал им так: « Как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования » (Флп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

с. Беспорядочное поведение, которое не может не действовать разрушительно на совесть людей, нас окружающих. Пример завлекает. 2. Какое наказание ожидает нас за такое преступление? а) Того покарает Бог! Это значит: “кто растлевает душу ближнего своего, того долготерпеливый, но правосудный Бог, наконец, самого разрушит праведным судом Своим и попустит ему оставаться вечною развалиною жизни, попираемою темными сялами.” (Ср. Рим. 1:25–26; 2 Петр. 2:12 ). а) но горе тому человеку, через которого соблазн приходит , сказал Иисус Христос (Мф.18:6–7 ). “Вовлекая других во грех, вы будете вдвойне наказаны” (1 Кор. 10:12 ). Ничем так люди не пренебрегают, как своей душой “ Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ” (ст.16)? Какое высокое достоинство приписывается нашей душе? Душа названа храмом Божиим! Не должно ли это возбуждать в нас особенной заботливости о чистоте, благолепии и украшении души? И однако — ничем так люди не пренебрегают, как своей душой. 1. Неудивительно, если вы пренебрегаете души других, ибо вы нерадеете в первую очередь о своей собственной душе. “Что касается до меня, говорит блаженный Августин, то я желал бы быть лучше лошадью и всякой другой вещью большей части христиан, чем их душей; ибо они оказывают более заботливости, любви и привязанности ко всякой другой вещи, чем к своей душе.” Нельзя ли сказать этого и о вас? Сколько раз в неделю вы даете корм вашей лошади? — В неделю? Спрашиваете вы; я был бы очень плохим хозяином, если бы не давал корму два раза в день. A сколько раз вы даете пищи вашей душе, не говорю в день, в неделю, в месяц, но в целый год?… Я лучше желал бы быть вашей лошадью, чем вашей душой и т. д. 2. Взгляните на всю вашу жизнь, посмотрите на то, что вы делаете с утра до вечера, от начала до конца года, — и вы увидите, что ни о чем так мало вы не заботитесь, как о вашей душе и служении Богу, для Которого она создана. Утром вы молитесь небрежно, иногда даже одеваясь или прохаживаясь. Вечером вы читаете молитвы, полуспя и полусидя, с таким же почтением, как если бы вы разговаривали со своим слугой. Остальное время дня вы не думаете более о Боге и не говорите о Нем. В воскресные и праздничные дни вы приходите в церковь, но душу оставляете дома, — и так проходит год за годом, до смерти.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

15 ст. Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире. При условии соделывания своего спасения в страхе Божием и послушания воле Божией, вы явитесь неукоризненными, т. е. людьми, которых не в чем будет упрекнуть, чистыми в нравственном смысле, вы явитесь чадами Божиими непорочными, т. е. свободными от греха. И эти ваши свойства и качества еще больше будут выделять вас среди окружающих вас строптивых, т. е. не покоряющихся воле Божией людей, и развращенных, так что вы по своей жизни и нравственным качествам будете сиять среди них как светила в мире. 16 ст. Содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Ваша жизнь, согласная Евангельскому учению, будет для меня похвалой, когда я предстану пред Господа: она будет свидетельствовать о том, что я не напрасно подвизался у вас с Евангельской проповедью и не напрасно воспитывал вас в духе Евангельского учения. 17 ст. Но если я и соделываюсь жертвой за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. Я радуюсь, что призвал к вере во Христа и поставил вас на путь правый и спасительный. Вы, обращенные мной ко Христу, как бы в некотором роде моя жертва Богу, и я сам готов быть принесен в жертву, т. е. перенести всевозможного рода мучения, пролить кровь мою за жертву, т. е. за вас, Филиппийцев, уверовавших во Христа; за служение веры вашей, т. е. за то, что составляет предмет вашей веры, вашего служения, ваших жертв (Уч. руков. Иванова, 393 стр.). Все это меня преисполняет радости и за себя, и за вас. А потому прошу вас: 18 ст. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. 19 ст. Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Надеюсь с Божией помощью Господа Иисуса по скорости послать к вам Тимофея, дабы, когда он придет от вас обратно и сообщит о всем, что у вас происходит в вашей христианской общине, и я, узнавши все подробно, успокоился духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010