Зато после этого случая в храме, в закутке за киотом, появился однажды облезлый стул из пономарского подвала. Между службами Никанорыч перестал ходить домой. Управится, бывало, в алтаре, усядется в своей норке и до вечерней службы дремлет. Настоятель поначалу его не понял, но Вовка всё настоятелю объяснил: рассказал про уголь, про больные пономарские ноги, в лицах изобразил, как Старый ежедневно шкандыбает по маршруту дом-храм-дом, заступился. Я ведь уже говорил, что он за всех заступался… Солнце над кладбищем совсем тёплое, всё кругом просыпается. Вот и первая мошка влетела в глаз. …На своём памятнике Малый высечен совсем взрослым. Я его таким не застал: в том приходе прослужил я недостаточно долго, чтобы наблюдать, как взрослеют отроки и как устают взрослые. У подножия – свежий букетик пролесков. Отрадно, что Вовку здесь помнят и любят. Полагаю, что его природная склонность всех мирить и за всех заступаться с возрастом тоже подросла. Припомнился вот один случай: на Пасхальной седмице, когда в храме всё красно – и облачения, и пение, и настроение, – Вовка вдруг явился с необычайно красными пасхальными ушами. Разумеется, я спросил, что стряслось с его органами слуха, и он рассказал: – Меня, – говорит, – Никанорыч учил земному поклону на «кончины живота», а Игорёк сказал, что на Светлой земные поклоны не делают. Я ответил, что лучше перебдеть, а он обозвал меня святым. Настоятель хотел Игорька выгнать, а я попросил не выгонять. Он хоть и дурак, только у него мамка плакать будет – Ну и прекрасно, – говорю, – поздравляю! А уши-то от чего красные? – А это, когда служба закончилась, Игорёк взял меня за уши и… и… – Вовка захлюпал, – и в царские врата меня показал! Ты, говорит, святой, вот пусть на тебя и помо-олятся. Как на икону! Настоятель хотел Игорька выгнать, а я попросил не выгонять. Он хоть и дурак, только у него мамка плакать будет. – Заступился? – Ага. … Из леса тянет радостной прелью. Оглядываюсь: кругом почти совсем весна! В храме мне сегодня рассказали, как Вовка погиб. В первую весну нового века полсотни срочников попали в горах в засаду и сутки дрались в ущелье с тремя тысячами матёрых-бородатых, которых все боятся. И победили. Только вот из того ущелья мало кто вышел живым. Вовка не вышел. «За други своя». Привезли сюда, отсалютовали, отпели, батюшка сам кадило шишками разжигал, Никанорыч к тому времени уже там дожидался. Вот, вкратце, и всё.

http://pravoslavie.ru/119641.html

(Писано после 374 г.)) . Весьма прискорбно для меня удостовериться, что вы и не ока зали негодования на поступок запрещенный, и не в состоянии бы ли рассудить, что это похищение есть нарушение законов общежития, насилие человеческой жизни и оскорбление людям свобод ным. Ибо знаю, что если бы все держались таких мыслей, то не было бы никакого препятствия давно уже изгнать из нашего отечества навык к этому злу. Итак, воодушевись в настоящем деле христианскою ревностию; вооружись против преступления как должно; и девицу, где ни отыщешь, употребив все усилие, отними и возврати родителям; а самого похитителя лиши общения в мо литвах и провозгласи отлученным, также и тех, которые помо гали ему, по сделанному мною еще прежде постановлению, каж дого со всем домом его лиши на три года общения в молитвах. И то селение, которое приняло к себе похищенную, скрывало ее и даже удерживало силою, не исключая никого из жителей оного, отлучи также от общения в молитвах, чтобы все научились, похи тителя, как змею или другого какого зверя, почитая общим вра гом, гнать от себя, а обиженным оказывать покровительство. 281 (289). Без надписи, об одной притесненной женщине (Объясняет, почему не может от гражданского суда избавить человека, который в выставленной напоказ народу надписи обесславил деву, дав шую обет девства, и, наказанный за сие по законам, возобновил свои кле веты. (Писано во время епископства)) Признавая равным грехом и согрешивших оставлять без на казания, и в наказании преступить меру, подверг я по обязан ности своей этого человека наказанию, отлучив его от церков ного общения, а обиженным сделал увещание, чтобы не отмщали сами за себя, но предоставили воздаяние Господу. Посему если бы была какая–нибудь польза от моих увещаний, то застав бы выслушать себя в то время, подействовать живым словом внушающим гораздо более доверия, нежели сколько могут убедить письма. Но поелику услышал я очень тяжелые отзывы, то и тогда смолчал, и теперь не почитаю для себя приличным рассуждать об этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

285 Tit. Liv. Ab urbe condita, l.I, cap.1, по изд. Weissenborn I., 2-е изд., Berlin, 1856, с.54–55. Ρед. 286 Servius ad Aeneid. I, 242. П. – у G.Thilo et H.Hagen, Servii grammatici, qui feruntur in Vergilii carmina commentarii, vol.I., Lipsiae, 1881, с.90. Ред. 289 Silv. Italicus, VIII, 602–603 (П.), по изд. Ваиег, vol.I., Lipsiae, Teubner, 1890, с.193. Ред. 295 Juvenalis. Satirarum libri quinque. Ex recognit. C.Fr.Hermanni, Lipsiae, Teubner, 1883, сатира VIII, ст.9–15, с.53. Ред. 297 De civit. Dei, Migne. Patr. l., t.XLI, col.796; Confes. l. IX, cap.7, Migne. Patr. l., t.ΧΧΧII, col.779. Ред. 299 Guida per osservare con metodo i monumenti antichi e moderni della basilica Ambrogiana. Milano, 1837, pag.19–22. 301 Русск. перев.: Вильгельм де Помо, предстоятель (предстательствующий за господина архиепископа) этой церкви, это дело и многие другие приказал сделать. Ред. 302 Deferat lector ad aquilam, librum explicat super aquilam. Martene. De antiqu. eccl. ritibus (libri... (какой том?). Antv. (Mediol.), 1736–1738). Русск. перев.: Пусть чтец понесет (книгу) к орлу, пусть читает книгу над орлом. Ред. 306 Русск. перев.: в одной церкви лютеранской, которую принял за католическую, приобщается ангелом. Ред. 315 Об управлении испанцев пословица говорит: i ministri del re di Spagna in Sicilia rosicciavano, a Napoli mangiavano, a Milano divoravano, – Министры испанского царя в Сицилии заедали, в Неаполе жрали, а в Милане пожирали. 316 По мнению абиссинов, Он писал грехи евреев, приведших к нему блудницу, писал так чудесно, что каждый еврей в письменах Его узнавал свой собственный грех. 317 Об этой пристани сложилась поговорка: Unus Petrus est in Roma, una turris in Cremona, unus portus in Ancona, – т.е. Один Петр в Риме, единственна башня в Кремоне, единственна пристань в Анконе. 318 Ювенал (ΙV, 40) назвал это капище домом Венеры, господствующей над дорической Анконой. А Катулл (XXXVI, 14) взывал к этой богине: о ты, рожденная из пены морской, ты царствуешь в Анконе. П. – Место из Катулла передано неточно; в подлиннике это место читается так:  

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Кроме этого змия, в средине базилики замечательна по древности проповедническая кафедра, поставленная на мраморных колоннах в 1201 году Вильгельмом де Помо, наблюдавшим тогда за ходом работ внутри поновляемой базилики. На парапете сей кафедры уцелела и надпись, гласящая о трудах его наблюдателя: †Gullielmus de Pomo superstes (superstans pro domino archiepiscopo) huius ecclesiae hoc opus multaque alia fieri fecit 301 . Как на афонских кафедрах, с которых читаются поучения в братских трапезах, так и на Амвросианской кафедре водружен металлический орел с приподнятыми крыльями, для положения на них читаемой книги 302 . Под сей кафедрой стоит весьма древний надгробный памятник с многими мраморными барельефами. Его усвояют военачальнику императора Феодосия Великого Стиликону, воспитателю царевича Онория, и жене его Серене. Действительно, на самой средине сего памятника с лица видны в круге мужчина и женщина, оба в рост: она держит свою руку на плече его как жена ему, а у него в руке – знак начинания ристалища на ипподроме: стало быть он был сановник императорский. На той стороне памятника, которая обращена к алтарю, кто-то едет на четырех конях, окруженный многими людьми. Спереди изваяны апостолы и среди их Спаситель со свитком. Видел я тут Христа в яслях, Адама и Еву у дерева, вокруг которого обвился змий, жертвоприношение Авраама, трех юношей в Вавилонской печи, трех волхвов со звездой, пришедших на поклонение Божественному Младенцу, и проч. Замечательный памятник! В боковых приделах базилики очень хороши стенные изображения. Описываю их, начиная с правой стороны по входе в это святилище. У второго бокового алтаря занимательно изображение св.Варфоломея, несущего на плече содранную с него кожу. Лицо его на этой коже точь-в-точь походит на лик его. Подле Варфоломея на стене написан епископ – старец с посохом католическим, а в рясе нашей. Лицо его, опушенное жемчужной бородой, весьма благообразно. Супротив его изображен подобный ему епископ. Эти три фрески весьма хороши. На правой стороне сего же алтаря написано Положение Спасителя во гроб Гавденцием Феррари. Лик Усопшего хорош. Пресвятая Мария склонилась к Нему и рыдает. В лице Иосифа Аримафейского, с седой бородой, выражено трогательное умиление.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2648 Далее, по мнению Вигилянция, во время богослужения во дни памяти мучеников нельзя петь аллилуия, потому что эта песнь, равно как и всенощное бдение, прилична только Пасхе. 2649 Не трудно заметить, что весь смысл этого протеста против форм почитания мучеников состоит в том, что эти формы не должны говорить о поклонении мученикам и святым вообще, не должны выражать мысли об обожествлении их природы, что такое поклонение есть многобожие, а такое богослужение есть идолослужение. Менее подробно мы знаем о протесте Вигилянция против других проявлений внешнего благочестия. Он вооружался против распространенного тогда обычая посылать милостыню в пользу бедных иерусалимской церкви, 2650 говоря, что бедных много и в своем отечестве 2651 и что помо- —61— гать им можно и здесь. Надо думать, что это запрещение стояло у Вигилянция в связи с нерасположением к почитанию св. мест и к путешествиям по ним с одной стороны, а с другой – в связи с общим нерасположением его к востоку. – Вот всё, что мы знаем о заблуждениях третьего и последнего из разбираемых нами лиц. 2652 Рассмотрение заблуждений Гельвидия, Иовиниана и Вигилянция показало, что они выполнены, или, по крайней мере, задуманы по обширной программе. В них можно найти и положения из разных отделов догматики, и более всего нравственно-богословские истины и богослужебные вопросы и протест против канонических постановлений церкви. 2653 Теперь спрашивается, где связующий нерв между этими надерганными из разных областей богословского ведения вопросами? Таким нервом, конечно, надо считать то, что есть общего между заблуждениями трех разбираемых лиц, – а это протест против современной религиозно-нравственной жизни христианского общества. А так как в жизни всегда есть противоречия, то были они и на западе 4 и 5 вв. в виде, с одной стороны, крайнего аскетизма, т. е. высшего напряжения человеческой воли, с другой – крайнего индифферентизма, т. е. полного ослабления её. Таким образом и в протесте против нравственной жизни надо искать действия на два фронта, в его программе два отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Теперь смотри и запоминай, где что лежит. Мы с трудом пробирались по талому, покрытому копотью снегу. Вдруг Петька остановился около больших бугорков. Он носком ботинка расколупал ледяную корочку на одном из них, и я увидел целую кучу ржавых болтов, резцов, каких-то странных шайб, толстых полос стали и разных колесиков. Мы присели на корточки и смотрели па все это, как геологи на первые якутские алмазы. — Тут килограммов сто… и это еще не все, — сказал Петька сдавленным голосом. Снег на следующем бугорке мы разгребали руками. В нем было видимо-невидимо частей старых рубильников и всяких железных штуковин. В общем, мы по колено в снегу бродили по широкому проходу между цехом и забором и зорко, как грибы в лесу, искали притаившиеся сокровища. У самого забора я нащупал ломиком, а потом раскопал с пяток электромоторов. Петька изредка вскрикивал: «Ой! Залежи проволоки! Арматурной!», «Ой! Шкивы и валики!», •Смотри что делается!», «Жалко же!», «Повыбрасывали, когда цех переделывали!» Вдруг Петька вскрикнул: «Аах!» Я обернулся и увидел около забора только Петькину голову. Мне даже страшно стало, до того она была одна на снегу, как в «Руслане и Людмиле». Голова Петьки испуганно хлопала глазами и пыталась что-то сказать. Я рванулся на помощь к Петькиной голове и тоже провалился по шейку. Петька сказал, скривив губы от боли: — В траншею… попали… Здесь станок валяется, а может, два… я ногу поломал… Я сразу стал подминать снег под себя, чтобы нам обоим выбраться, и правда увидел макушку токарного станка. Петька стоял рядом с ним. Наверно, он об него ударил ногу. Пока я откидывал снег в сторону, Петька стонал и с жадностью очищал станок. Потом я попытался вытащить Петьку, но он не мог шевельнуть ногой и никак не вытаскивался. Тогда я сказал: — Ты подожди, а я сбегаю за «скорой помощью». Петька удержал меня. — Нет… не уходи… давай лучше кричать вдвоем. И мы начали кричать: — На помо-ощь! Аа-а! Сюда-аа! Ээ-эй! Наверно, мы долго кричали. Вдруг из-за угла показались двое рабочих в телогрейках. Они подбежали к нам и тоже закричали:

http://azbyka.ru/fiction/dva-bileta-na-e...

     Когда скажется в сердце: виновата, то надо приложить к сему страх осуждения Божия. Если совесть Ваша Вас осуждает, то и Бог не обезвинит. И Бог видит Вас виноватою. Если такою видит, то и осуждает. Если осуждает, то присуждает и решение или определение достойного наказания. Ныне или завтра падает на Вас сие наказание, и оно уже висит над Вами, когда Вы осуждены Богом.      Как же быть? И не знать бы было, как быть, если б не милость Божия. Милостивый Бог дает нам надежду прощения вины, если сокрушенно раскаемся и положим твердое намерение избегать прежних грехов и не прогневлять ими Бога. В этом существо покаяния.      Итак, не будьте холодною знательницею своих неисправностей, но сокрушайтесь о них и искренно жалейте, что они допущены. Сокрушение родит смиренную решимость избегать неисправностей, а знание одно хоть и будет сопровождаться намерением остерегаться, но поведет к гордости, от коей избави Вас, Господи!      Положивши избегать неисправностей, надо теперь же сообразить и постановить, как в этом успеть, чтобы с сей же минуты начать и действительное себя исправление. Рассерживались, например, от чего-либо - положите не серчать более и определите, как удобнее наладить себя, чтобы не рассер-живаться. Так и относительно всего другого теперь же наперед надо определить, как в каком случае поступить, чтобы не оказаться опять неисправною. Чтобы удобнее это сделать, записывайте свои неисправности, как только будете узнавать их, и тут же приписывайте, как исправиться полагаете. Это будет Ваша первая генеральная и вполне исправная исповедь. Потрудитесь, Господа ради, так сделать. Увидите, какую власть потом Вы возымеете над собою и как мощно начнете держать себя в руках, с сознанием пригодности такого, а не другого образа действования.      Сокрушаясь о грехах и полагая намерение не грешить, надо присоединить к сему и молитву к Господу усердную, чтобы подал помощь Свою на противостояние греху, и веровать, что Господь не оставит такою помо-щию. У христиан глубоко на сердце должно лежать то убеждение, что как грехи их, о коих они сокрушаются и кои исповедуют с обещанием избегать их, прощаются им милосердым Господом ради крестной смерти Его, так в то же время и благодать Божия подается, в силу той же крестной смерти, во избежание грехов. Благодать сия нисходит на крепкую решимость не грешить и непоколебимую, светлую веру во Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

— Вася! Соколик родимый! Кормилец мой ненаглядный! Столько горя было в этом старческом задыхающемся голосе, столько беспомощного отчаяния в ее попытках догнать сына, что сердце, как говорится, кровью обливалось. — Шире шаг! Не оглядываться! — рявкнули конвоиры. А старуха размахивала клюкой и, не выпуская кулек с передачей, спотыкаясь и увязая в глубоком снегу, падая и вновь вскакивая — маленькая сгорбленная фигура — пыталась догнать конвой, спрямляя по целику путь. Вот она выбралась на дорогу, но напрасны были ее усилия — расстояние все увеличивалось и увеличивалось. Она уже не кричала — видно, воздуха не хватало — и все еще рвалась вперед. А дорога шла в гору. Где там выдержать ее старому сердцу? Вот она упала. Встала, закружилась на месте и снова упала. Вновь встала и, не подбирая торбы с передачей, еще брела несколько шагов вслед удаляющемуся конвою. Затем упала и больше уже не подымалась… Пока мы не завернули за два домика, стоящие на отшибе, и не стали спускаться вниз, на лед, по которому проходил зимний тракт, могли видеть темное, неподвижное пятно на дороге. Что с ней, умерла? Не выдержало старое сердце? Или просто рыдает и рвет на себе волосы? Встанет она? Или замерзнет? А что, собственно говоря, для нее лучше? Какое иногда счастье — быть одиноким… Эх, Сибирь, матушка Сибирь, много караванов с невольниками гнали по твоим просторам! Звенели прежде кандалы… Теперь их нет, они стали не нужны: в кандалы закованы не руки и не ноги, а души человеческие, и эти кандалы делают людей более покорными и беспомощными. Нет! Отсутствие кандалов не указывает на смягчение нравов, не вызвано оно и экономией металла. Человека заковывали, чтобы лишить его свободы движения. Этого же результата — при значительно меньшей затрате средств и материалов — достигают с помощью голода. Теперешние невольники должные напрягать все свои силы, чтобы не упасть обессиленными. Кандалы облегчали работу надсмотрщикам. Никуда не убежит и не закованный кандальник нынешних дней. Никто не даст ему прибежища — побоятся! Никто его не накормит: все отмеряют хлеб на аптекарских весах, все бряцают цепями унизительного голода. Голодный или ставший от голода жадным охотно выдаст беглеца, лицемерно прикрывая лояльностью свою жадность и трусость. Потомки тех, кто оставлял на полочке за дверью хлеб для беглого каторжника, теперь сами помогут изловить беглеца. Все скованы одной цепью — круговой порукой, и тот, кто не помо-гает изловить беглеца, автоматически несет ответственность как соучастник.

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

  - Добрый вечер! Батюшка, это раба Божья Алла, благословите. Вопрос такой. Даже два. Первое, если человек умер в Рождество Христово, несколько лет назад. Отца Олега убили в своем храме, и ограбили этот храм. Одновременно у меня умерла подру-га в Рождество Христово. Первый вопрос: как поминать их, вроде бы отпевать нель-зя в Рождество. И второй, хорошо ли это? Потому что я вспоминаю слова иеромо-наха Василия Оптинского убиенного во время Пасхи, он как раз говорил: « Хорошо бы умереть на Пасху». Наверно, в такие праздники, когда человек умирает, какая-то бла-годать сходит к нему?  - Если умирает боголюбивый человек, то нельзя не видеть в этом, невзирая на самый об-раз кончины, хотя бы насильственной, Божественного избрания, Покрова, ибо ко Христу Богомладенцу Его рабы пришли поклониться в таинственную Вифлеемскую ночь. А мы с вами дорогие друзья, еще и помолимся о тех, кто сейчас объят ночью. Ведь во многих подмосковных городах до сих пор нет света, в том числе и славном городе авиаторов Жу-ковском, старики и дети мерзнут в домах, особенно там, где должны работать электриче-ские подстанции. И помолимся о сплочении всех, и особенно компетентных тружеников, которые сегодня уже обещают восстановить линии электропередач, поврежденные обле-деневшими деревьями, под тяжестью льда упавшими на эти провода. Просят помолиться о полковнике Квачкове, суд завтра выносит решение о мере пресечения в 10 часов на Бого-родицком валу, в доме 8, в здании суда, кто желает поддержать его, или хотя бы помо-литься о том, чтобы восторжествовала справедливость. -Батюшка, в начале передачи Вы высказались по поводу пенсионеров, которые сидят целыми днями у компьютера. Откуда у вас такие сведения? Я с кем из пенсионеров ни поговорю - с компьютерами общаться они практически не умеют. - Слава Богу, что есть такие Божьи одуванчики. И сам я скоро буду пенсионером, и хотел бы больше на свежем воздухе пребывать, да книги умные читать, впрочем, с помощью компьютера или персонального какого-то устройства. Теперь можно даже службы цер-ковные, богослужебные минеи найти. Кнопочку нажал, залез в «Типикон», узнал, каким чином править службу. Во всем прогресс. Можно приобщаться церковной премудрости с помощью собственного персонального компьютера. Но мы говорили немножко о другом, что все человечество, все возрасты нынче покорны этим новым технологиям, и мало - по-малу уходят туда, за плазменный экран. Но в России еще не повсеместно. А зайдите, по-общайтесь по скайпу с западногерманскими пенсионерами - Где вы, Фридрихи, где вы, Карлы, где вы, Клары? Представьте себе, они играют в компьютерные шашки! Я и скорб-лю, что вместо того, что представляло нам - седая старина! - середину ХХ века, когда был хоть какой-то активный отдых, походы, лыжные прогулки - удельный вес компьютерного радения все увеличивается, и спорить с этим трудно.

http://radonezh.ru/text/batyushka-est-li...

12. Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу. 13. Истинно любящий всегда воображает лицо любимого и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такой любовью, сказал о самом себе то (чему я удивляюсь): Аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит по великой любви моей (Песн. 5, 2). 14. Заметь, о премудрый брат, что когда олень душевный истребит ядовитых змей, тогда душа желает и скончавается (см. Пс. 83, 3) от любви ко Господу, будучи жегома огнем ее, как неким ядом (э). 15. Действие голода бывает как-то неопределенно и неясно, а действие жажды ясно и ощутительно, ее узнают по внутреннему жару. Посему любящий Бога и говорит: возжада душа моя к Богу крепкому, живому (см. Пс. 41, 3). 16. Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет и делает веселыми, радостными и беспечальными, то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего. 17. Страх Божий, когда он бывает в чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту ее. Пригвозди, – говорит пророк, – страху Твоему плоти моя (Пс. 118, 120). Святая же любовь в действии своем иных снедает, по оным словам Песни песней: Сердце наше привлекла еси… сердце наше привлекла еси (Песн. 4, 9). А некоторых она просвещает и радует действием своим, по сказанному: на Него упова сердце мое, и помо-же ми, и процвете плоть моя (Пс. 27, 7); и Сердцу веселящуся, лице цветет (Притч. 15, 13). И, когда человек весь бывает внутренне соединен и срастворен с любовью Божией, тогда и по наружному своему виду, на теле своем, как в зеркале, изъявляет светлость души своей. Так прославился Моисей Боговидец. 18. Достигшие сей равноапостольной степени часто забывают телесную пищу; думаю же, что они очень часто и не желают оной. И это неудивительно, потому что нередко и противным сему желанием томимые отвергают пищу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010