Властолюбие Властолюбие есть великое зло в человеке и начало всякого зла... Мы знаем, что беззаконному Ироду не страшно было убить столько тысяч неповинных младенцев, чтобы только не лишиться царской власти. О, великое зло - властолюбие! Человек хочет другими владеть, но сам собою владеть не может. Беги от этого зла, чтобы не погубить себя и других. Надо прежде научиться собою владеть, и тогда принимать власть над другими (104, 327). Когда почувствуешь гнев в сердце на подначального, берегись в гневе и словом и делом наказывать, но подожди, пока гнев укротится. Поскольку в гневе не сможешь похристиански наказывать, но много сделаешь непристойного и неприличного, христианин, о чем хотя и будешь после жалеть, но уже не возвратишь того, что сделано или сказано. Святитель Тихон Задонский (104, 1201). После кончины игумена-настоятеля братия обители желали избрать одного старца игуменом, как великого и богоугодного мужа. Старец умолял их отказаться от этого. " Оставьте меня, отцы, оплакивать мои грехи. Я совсем не такой, чтобы заботиться о душах других. Это дело великих отцов, подобных авве Антонию, Пахомию, святому Феодору и другим " . Однако не проходило дня, чтобы братия не убеждали его принять игуменство. Старец продолжал отказываться. Наконец, видя, что братия неотступно просят его, сказал: " Оставьте меня помо-литься три дня. И что будет угодно Богу, то и совершу " . Тогда была пятница, а в день воскресный рано утром старец скончался. Луг духовный (75, 13). Авва Орсисий говорил: " Сырой кирпич, положенный в основание дома, недалеко от реки, не продержится там и одного дня, а пережженный лежит, как камень. Так и человек, питающий плотские помыслы и не проникнутый, подобно Иосифу, огнем страха Божия, бывает сокрушен властью, как только ее получит. Ибо много искушений для таких людей, если они живут в обществе. И потому, зная скудость сил своих, хорошо бежать от ига начальства. Впрочем твердые в вере бывают непоколебимы. Если бы кто стал говорить о святейшем Иосифе (Быт. 39), тот сказал бы, что он был неземной человек. Каким он подвергался искушениям!... Но Бог отцов всегда был с ним и избавлял его от всякой напасти, и ныне он в Царстве Небесном с отцами своими. И так начнем подвиг, познав наперед меру сил своих: ибо и при этом едва можем избежать суда Божия " . Достопамятные сказания... (79, 182). 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Главная особенность тотемского барокко состоит в обилии картушей — характерных для стиля барокко украшений в виде щита или полуразвернутого свитка. Такие элементы, только рисованные, по-видимому, присутствовали на старинных географических картах, которыми и пользовались многие купцы-путешественники. Тотемские картуши отличаются от обычных (лепных, резных или рисованных), являясь не внутренним, а внешним элементом убранства храмов и представляя собой часть кладки стены, как правило, выступающую на треть кирпича. На внутренних полях картушей в изобилии присутствуют морские звезды и цветы, трилистники, кресты и раковины — в общем, буйство фантазии неизвестных архитекторов поражает воображение! Американская мечта русского человека В залах Входоиерусалимского храма почетное место занимает герб города — черная лиса на золотом поле. Герб дарован самой императрицей Екатериной Второй — «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Русский город с американской лисой на гербе и сейчас не теряет связи с далекими берегами. Объединяет Россию и США, Тотьму и Калифорнию личность последнего тотемского морехода, мещанина Ивана Кускова, который воплотил своей жизнью «американскую мечту» — впрочем, сделал это совсем по-русски. Иван Кусков отправился к берегам Русской Америки, в общем-то, вынужденно, спасаясь от нажитых им в Тотьме крупных долгов — и проявил себя незаурядным организатором, выдающимся дипломатом, одним из самых ярких деятелей государственной Русско-Американской компании, став «правой рукой» и незаменимым помощником правителя русских колоний в Америке Александра Баранова. Иван Кусков вошел в историю как основатель самого южного русского поселения на Американском континенте — крепости Росс. Русский флаг над побережьем северной Калифорнии был поднят в 1812 году. День Америки. http://gorodtotma.ru Крепость, созданная для снабжения провиантом более северных русских колоний, жила трудно, но интересно: вела дипломатические войны с претендовавшими на эти земли испанцами, укрывала в своих стенах дружественно настроенных индейцев племени кашайя-помо, постепенно росла и застраивалась новыми зданиями. Иван Кусков был комендантом Росса в течение почти десятилетия и оставил свое детище лишь в 1821 году, будучи уже возведенным в чин коммерции советника. Ивану Александровичу удалось вернуться в Тотьму, но в 1823 году, прожив в родном городе лишь несколько месяцев, выдающийся тотьмич, путешественник и дипломат скончался.

http://foma.ru/totma.html

Женой Ивана Александровича была, по свидетельствам современников, «природная американка», представительница индейского племени, взявшая в православии имя Екатерина Прохоровна. В Тотьму семья прибыла еще и с приемной воспитанницей-креолкой. После смерти Кускова следы и его жены, и воспитанницы затерялись; и прибывшие в Тотьму в 2012 году представители сохранившего свою культуру и идентичность племени кашайя-помо очень хотели найти в тотьмичах заметные только им этнические черты. Увы, потомки «тети Кати американки» так и не были найдены — но диалог культур спустя века получился совершенно потрясающий. Индейцы, исполнившие ритуальный танец почнта на могиле Кускова в Тотьме, вручили руководству района и сотрудникам музея «Декларацию о дружбе и сотрудничестве», где еще раз подчеркнули высокую роль Ивана Кускова в спасении их племени от истребления. Дом-музей Ивана Кускова. Фото Ивана Попова В Тотьму приезжают не только индейцы. Жители США, работники и волонтеры национального музея-заповедника штата Калифорния «Форт Росс» — всегда желанные гости города. С 1991 года Тотьму и Форт Росс объединяют ежегодные колокольные перезвоны. Несколько лет назад появилась традиция вести видеотрансляцию через Skype, либо обмениватсья записанными заранее видеороликами. «Дни Русской Америки», которые проводятся в Тотьме в последние выходные июля, неизменно собирают у дома-музея Ивана Кускова широкую аудиторию. Сухопутная Тотьма и сейчас живет и дышит морской историей. Кафе «Калифорния» и «Форт Росс», кемпинг «Аляска», памятник мореходам и землепроходцам на центральной площади в виде ладьи, расправившей парус с очертаниями местных храмов, — все здесь напоминает о славных страницах прошлого. Но прошлое не ушло в стены музеев — слава «города мореходов» вполне может продолжиться и на современном этапе. Именно здесь, в Тотьме, в живописном месте на берегу Сухоны открыта «Школа путешественников Федора Конюхова». Известный мореплаватель, яхтсмен, альпинист, а с недавних пор еще и священник лично выбрал для размещения школы своего имени Тотьму ввиду славной истории путешественников и сопутствующих традиций. Конюхов лично курирует проект и в течение года неоднократно бывает в Тотьме. Северный оазис

http://foma.ru/totma.html

Подмосковный бюджет выделяет также 66 млн рублей на омолаживание скверов, высадку цветов в клумбы, восстановление пришедшей в негодность сети ливневой канализации. Исторический центр во время праздника, конечно, тоже преобразится. Да еще как! Здесь появятся две большие пешеходные зоны, которые продолжат служить горожанам и после праздников. Один прогулочный бульвар огромной подковой «обнимет» лавру с юго-восточной стороны, пройдя от Келарских прудов до Зеленого переулка. Последнее время здесь было организовано одностороннее автомобильное движение. А с 1 июля въезд и выезд будет разрешен только легковым автомобилям местных жителей и грузовикам, обслуживающим здешние магазины и рестораны. Освободившееся пространство отдадут пешеходам, которые, между прочим, смогут наслаждаться двумя новыми фонтанами. Вторая пешеходная зона обустраивается по Сергиевской улице. Она должна настраивать на праздничный лад тех, кто прибывает в Посад по железной дороге. Если вы слабо ориентируетесь в местной географии или не узнаете похорошевший город — помо-жет новая система нави-гационных указателей на русском и английском языках. Незаконную и диссонирующую с городским пейзажем наружную рекламу, напротив, сейчас спешно демонтируют. Уже удалено около полутора сотен подобных конструкций. Под горячую руку попал и… салон игровых автоматов с полулегальным питейным заведением на железнодорожном вокзале. Пока его строения затянуты маскировочной пленкой. Главный предъюбилейный подарок городу от областных властей — новый парк «Скитские пруды». Банальная опушка с кучами мусора превратилась в живописный пейзажный парк, сквозь листву кустарников и деревьев которого поблескивает водная гладь. Во время массовых празднеств Скитские пруды станут центром молодежной программы: здесь зрителей и участников соберет интерактивная площадка «Фестиваль живых эмоций». План-перехват: дороги, транспорт, парковки Впрочем, что касается эмоций, посещение парка уже сейчас заметно разнообразит впечатления путника. Особенно если возвращаться не через парадный вход (где располагается авто-мобильная парковка с выездом на Вифанскую улицу), а через «черный», по тропинке, ведущей на 1-ю Каляевскую улицу. Эта, как и расположенная неподалеку 2-я Каляевская улица, по-прежнему носят имя террориста-эсера, убийцы великого князя Сергея Александровича. Похоже, как раз со времен Ивана Каляева здешняя проезжая часть вымощена даже не булыжником, а его предшественницей — булыгой. Поэтому пешеходам под ноги лучше смотреть внимательнее.

http://e-vestnik.ru/church/podarki_prepo...

956 ...с помо щью Динамия, правителя Прованса... — Динамий был необычной для того времени личностью. По свидетельству Венанция Фортуната (VI, 9 — 10), он писал стихи. Свои занятия литературой Динамий разделял со своей женой Евхерией, также писавшей стихи. Сохранилось одно стихотворение Динамия и его два письма, написанные в стиле Эннодия (нач. VI в.). Венанций Фортунат называет Динамия, а также Теодора, Альбина и Иовина своими друзьями. (О Теодоре и Иовине см. кн. VI, гл. 11). Можно предположить, что они составляли «литературный австразийский кружок» в Провансе, самой значительной фигурой которого был Динамий. (См.: Buchner R. Die Provence. Stuttgart, 1933. S. 77: Riche P. Education et culture dans l " Occident baibare. P., 1962. P. 227 et sq.). Правитель Прованса (rector или praefectus Provinciae) — служебный титул правителя Прованса. См. прим. 150 к кн. IV. 957 ...послал своего монаха к судье... — Т. е. к графу, как видно из дальнейшего рассказа. Григорий нередко употребляет слово «судья» (index) в значении «граф» (comes), ибо граф и судья были главными помощниками короля в судебной деятельности. См. прим.142 к кн. IV. 958 ...чтобы ег о необразованность явилась причиной насмешки для сенаторов-софистов и судей-философов. — Это место говорит о том, что в Провансе еще сильно было влияние латинской образованности и что уровень этой образованности в среде галло-римской знати, по-видимому, все еще был довольно высоким. 959 Уже став епископом, Домнол так себя проявил... — Заимствовано Григорием у Сульпиция Севера из «Жития св. Мартина» (Гл. 10. § 1/CSEL. Т. 1— Р. 119): «...получив сан епископа, Мартин так проявил себя...». 960 ...выбор пал на... майордома королевского дворца. — Это первое упоминание о майордоме (domus regiae niaior) — главе дворцового управления. 961 ...пройдя все ступени, которые проходят клирики...- — См. кн. IV. гл. 6. 962 ...воры взломали базилику свитого Мартина... — В г. Type. 963 ...отправиться к. королю... — Т. е. к Хильдеберту. 964 ...бывшего префекта Иовина. — Здесь слово «префект» дано в значении «правитель» Прованса (см. прим. 44 к кн. VI). Венанций Фортунат, который был в дружественных отношениях с Иовином, посвятил ему два стихотворения (VII, 11 — 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Преподобный Серафим, или Непридуманная история «Преподобному отцу нашему Серафиму помо-оолимся!» Грозный бас дьякона зазвучал под сводами храма. Девушка, почти девчонка, лет 16-ти стояла неподалеку от входа и прислушивалась к малопонятным словам пожилого священника… 15 января, 2011 «Преподобному отцу нашему Серафиму помо-оолимся!» Грозный бас дьякона зазвучал под сводами храма. Девушка, почти девчонка, лет 16-ти стояла неподалеку от входа и прислушивалась к малопонятным словам пожилого священника… «Преподобному отцу нашему Серафиму помо-оолимся!» Грозный бас дьякона зазвучал под сводами храма. Служили молебен. В летние дни храм обычно стоял полупустой. Но в тот вечер народ было на удивление много. Девушка, почти девчонка, лет 16-ти стояла неподалеку от входа и прислушивалась к малопонятным словам пожилого священника: «…о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к нему молитвенниче..» «Кто это – преподобный Серафим ?» Всего год прошел с того дня, когда мама привела ее, упрямого подростка, в храм – креститься. «Креститься? А ты «Отче наш» хотя бы знаешь? А Евангелие читала?» Вопрос священника поставил в затруднение. И, крестившись, она с трудом старательно запоминала непривычные старославянские фразы: «Отче наш, иже еси на небесех». Зато простые и понятные слова Евангелия с каждым днем становились все ближе. И вот, спустя год, она все чаще стала заходить в небольшой храм, неподалеку от дома. Летом в храме всегда было полутемно и прохладно. Редкие старушки ставили свечи, что-то шептали перед ликами икон.. Но вот сегодня людей было больше. И все они стояли справа, в глубине храма, перед какой-то большой иконой. Подойти ближе из-за тесноты было невозможно. Достоять до конца молебна с непривычки тоже не получилось, ноги гудели от усталости. И она твердо решила вернуться сюда еще раз, чтобы увидеть того, кому так торжественно сейчас пели: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По дороге домой девочка поправила выбившийся крестик. С этим крестиком было связано ее первое «знакомство» с православием.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-serafim-il...

В действительности пасторология, помо-гая практике пастырей, должна оставаться наукой, чуждой одного голого эмпиризма и бесприн-ципности. Источником ее должна быть в первую очередь педагогика Писания. Экзегетика пастырских библейских мест – лучшие руководительные начала христианским пастырям Церкви – помо-гает в системах нашей науки охватить точное понятие о содержании пастырской работы. Вечная сущность в пастырском служении Христовом определяет собою всякую последующую пастыр-скую деятельность. Искупление человечества, осуществляемое Сыном Человеческим (см.: Мф. 8, 20), как называл Себя Господь, является именно как пастырское учительство людей истинным понятиям и целям их деятельности. Сообщение истинных понятий – одна из сторон вечной сущности Христова пастырства. Господь прежде всего возвестил ученикам о Царстве Божием, его законах. Проповедь о Царстве Божием пастырей Церкви должна, по примеру Спасителя, обнимать собою слово и дело и совпадать с целью жизни христианина. Недостатки теории С.А. Соллертинского в том, что отвлеченное понимание им пастырства заводит его в абстрактные сферы и заставляет откидывать деятельное перевоспитание человеческой личности под пастырским руководством. Отодвигая в тень пастырское душепопечение, С.А. Соллертинский из Христова пастырства делает абстракцию. Между тем в Пастырском богословии важна личность каждого верующего и важны меры для его укрепления на высоте христианского призвания. Пастырская педагогика выводится из живой действительности, окружающей совершение пастырского дела. Если для построения пасторологической системы необходимо изучать историю пастырства, то эта необходимость может касаться лишь моментов, разнообразящих ее выражение. Сначала они излагают основания пастырского служения в человеческом духе и всеобщность в человеческом роде. Затем в них следует речь о Божественном установлении и наименованиях пастырского делания в Библии, о призвании к пастырству, трудностях, радостях и наградах, сопровождающих пастырское душепопечение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1022...

Среди прихожан в 1751 г. возник замысел выстроить трехпридельную каменную церковь, но лишь 4 июня 1755 г. ее удалось заложить по проекту А.Ф. Виста. В ходе работ 14 июля 1758 г. из-за „худого кирпича“ рухнула возводимая ярославскими каменщиками колокольня, что приостановило строительство. Его продолжил А. Ринальди, внесший в проект свои изменения. Много усилий и средств вложил в постройку староста – купец А.П. Березин. 30 июля 1764 г. был освящен первый придел вмч. Иоанна Воина с почитаемой иконой, a 25 сентября 1765 г. – придел Божией Матери „Утоли моя печали“, где находился чтимый список чудотворного образа из московской церкви свт. Николая в Пупышах, украшенный в 1820 г. прекрасным киотом из восьми пудов серебра работы ювелира А. Помо. 28 мая 1769 г. настала очередь главного придела, образа в котором исполнил известный М.Л. Колокольников. Арки в церкви были украшены лепными фигурами ангелов; пол покрыт чугунными плитами. Колокольня была окончена только в 1787 г. На углу, у канала, в 1796 г. выстроили часовню. В 1885–1886 гг. ее переделал Г.И. Карпов; тогда внутри поставили иконостас, вырезанный Райским, с образами кисти Баркова. Первую крупную перестройку церкви произвел Л. Руска. Начиная с 1807 г., он удлинил боковые приделы, сделал церковь теплой, изменил завершение здания, в связи с чем потребовался новый четырехъярусный иконостас (резчик – Федор Кретьен) в стиле ампир с дополнительными образами. Тогда же интерьер был заново расписан и украшен лепкой (ее выполнил Иван Журкин); в нем убрали чугунный пол и повесили хрустальные люстры. 26 января 1813 г. церковь была снова освящена митрополитом Амвросием. 10 тыс. руб. дал староста купец И.В. Вечерухин. В 1852 г. В.Е. Морган решил перестроить храм в русском стиле, но ему пришлось ограничиться лишь переделкой алтарной части и возвышением на ярус иконостаса. Последующими работами руководил Сапегин, который в 1860–1861 гг. возвысил купола и изменил форму фонарика. В 1869 г. Р.Ф. Виноградов украсил новой живописью стены и написал по эскизу Ф.Г. Солнцева плафон. Последние изменения в архитектуру здания внес Р.Л. Першке, пристроивший в 1898 г. к алтарю ризницу и архив. В 1903 г. на колокольне смонтировали часы.

http://sobory.ru/article/?object=34594

 Дело о принятии Казанского собора и разных, принадлежащих к делу вещей, из придворной конторы в ведомство духовного начальства, с 18-го ноября 1811 года по 28-е июля 1815 года.   Дело о разных починках собора и окончательной достройке 1814 года декабря 3 дня.  О священно-церковнослужителях Казанского собора с 4-го марта 1798 года.  Об обревизовании в Казанском соборе церковного имущества с 30 сентября 1802 года.  О 100000 рублях, занятых для достройки дома, Казанскому собору принадлежащего, из комиссии духовных училищ и об уплате их, с 9 сентября 1816 года.  О ризнице Казанского собора и устроении ее вновь, с 18-го ноября 1811 года по 23 июля 1815 года.  О пожертвованиях в Казанский собор разных вещей со 2-го июля 1811 года.  О серебре, присланном от генерала-фельдмаршала князя Голенищева-Кутузова-Смоленского 31-го декабря 1812 года.  О серебре, пожертвованном в Казанский собор донскими казаками и о изготовлении рисунков для обложения иконостаса серебром с 1-го декабря 1821 года.  Опись в двух списках имущества в церкви 1793 года, освидетельствованная  1802 года благочинным.  Такая же опись 1802 года, освидетельствованная благочинным. О снятии военного караула от Казанского собора и установки в окнах его железных переплетов или ставней, для безопасности собора с 15 ноября 1823 года.  Об отпевании умершего графа Строганова в Казанском соборе и положении в нем тела умершего фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского, с 30 сентября 1811 года по 3 июня 1813 года.  О починке серебряной балюстрады и паникадила мастером Помо, с 25 февраля 1815 года по 4 сентября 1817 года.  Примерное счисление о количестве материалов и работ, и сколько оно будет стоить, для построения соборной церкви Казанской Богоматери.  Книга для записи поступающих в Казанский собор прибыльных вещей, выданная из духовной консистории 1802 года.  Опись строения соборной церкви Казанской Богородицы 1813 года, в 4-х списках, в одной книге. Первый список засвидетельствован причтом и старостой церкви при сдаче собора из ведомства гоф-интендантской конторы в епархиальное ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Любовь 43-летнего Николая Резанова, умершего на обратном пути, в Красноярске, и 16-летней дочери коменданта Сан-Франциско Консепьон де Аргуэльо — Кончиты, верность которой девушка хранила всю жизнь, уже в XIX веке привлекала внимание поэтов и беллетристов, в том числе Брет Гарта. Самым известным отражением этой истории стала рок-опера «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова на основе поэмы Андрея Вознесенского. Рок-опера «Юнона и Авось», кадр из телеспектакля Оставалось найти подходящее место. Этим и занялся Иван Кусков. Весной 1812 года он основал укрепленное поселение Росс на берегу реки, названной им Славянкой. Землю под избы и пашни купили у индейцев племени кашайа-помо — за одежду, одеяла, топоры и мотыги. Колония располагалась в 80 милях от Сан-Франциско — номинально испанские владения, но, фактически, территорию контролировали индейцы. Пожалуй, ни одно русское поселение к востоку от Урала — и в Азии, и в Америке не существовала в столь благоприятных климатических условиях, как Крепость Росс. Здесь прекрасно вызревал хлеб, в садах наливались персики и айва, рос виноград, размножался скот. Русские поселенцы ковали металл, делали телеги и бочки, строили корабли на верфи и продавали их испанцам. С индейцами обходилось без войн, хотя руководство колонии иногда заставляло их принудительно работать. Испанские власти деликатно намекали русским, что им следовало бы удалиться из Калифорнии, но в далеком Мадриде хорошо помнили, кто победил Наполеона, поэтому намеки не были навязчивыми. Вид на Форт Росс А. Б. Духо-Силли (1828) Иван Кусков возглавлял Росс до конца 1821 года, после чего подал в отставку и уехал в Россию. В Тотьму он прибыл летом 1823 года и почти сразу скончался — похоронен в Спасо-Суморинском монастыре. В 30-е годы начались проблемы. После обретения Мексикой независимости власти новой страны стали интересоваться статусом русской колонии. Одновременно Калифорнию начали заселять граждане США и не исключалось, что территория будет отторгнута от Мексики. Но главное, русская Аляска перестала нуждаться в калифорнийской пшенице: один из пунктов договора Российско-американской компании с англо-канадской Компанией Гудзонова залива предусматривал снабжение Аляски продовольствием по фиксированным ценам. Это было дешевле, чем доставлять провизию из Калифорнии.

http://sever.foma.ru/kak-zhiteli-russkog...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010