Источник: сайт Грузинской Православной Церкви http://georgia.orthodoxy.ru/churches24.htm Сиони - исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской Православной Церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. Основание храма Сиони приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами. В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина Манкбурны и землетрясения 1668 года. В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии». В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани). После реставрации 1980-1983 годах храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни - одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая - типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году). В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г.Г. Гагарина. Святыни: глава ап. Фомы; крест равноап. Нины; мощи свт. Иоанна Манглисского (XVIII в.); мощи сщмч. католикоса Кириона III (ХХ в.); мощи сщисп. католикоса Амвросия Хелаи (ХХ в.). http://azbyka.ru/palomnik Первый храм на месте сегодняшнего Сионского собора был основан в VI веке.

http://sobory.ru/article/?object=22061

Первые сведения о епархиальном делении К. появляются в 1-й пол. V в.: в лапидарной надписи храма Урбниси упоминяется еп. Урбнисский «отец Микаел». В Житии Месропа Маштоца, созданном его учеником Корюном в сер. V в., сообщается, что еп. Самуилу (возможно, имеется в виду епископ Дманисский) была вручена Таширская паства ( Koriwn. 2005/2007. P. 83-84). Корюн был выходцем из К. и носил сан епископа, но неизвестно, какой епархии. Во владении Картлийских питиахшей, согласно Мученичеству вмц. Шушаник Якова Цуртавели (между 476 и 483), было неск. епархий; среди них - Цуртавская, архипастырь которой назывался также «епископом дома питиахша». В эпиграфических памятниках 2-й пол. V в. упоминаются «первоепископ» Никозский Захария (надпись на церкви Гвтаеба, Земо-Никози) и еп. Болнисский Давид (надписи Болнисского Сиони). При царе св. Вахтанге Горгасали Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) стала автокефальной. Глава Картлийской Церкви, носивший до этого титул архиепископа Картлийского, получил титул католикоса. Архиепископом Картлийским стал именоваться епископ Самтаврский. В источниках этого времени также упоминается «епископ царского дома» ( Koriwn. 2005/2007. P. 78; Книга посланий. 1968. С. 97), однако не совсем ясно, был ли он епископом царского домена (И. Джавахишвили , С. Какабадзе) или придворным епископом, к-рый благословлял царскую трапезу (акад. прот. К. Кекелидзе ). В 70-х гг. V в. царь св. Вахтанг провел реформу ГПЦ и учредил новые епархии, среди них в К.- Мцхетскую (Самтаврская), Никозскую (Шида-Картли); Манглисскую, Болнисскую, Агаракскую (Хунанская) (Квемо-Картли). Церковная организация быстро развивалась, и уже в нач. VI в., по сведениям епископа Сирийской монофизитской церкви Симеона Бет-Аршамского (510-525), в ГПЦ насчитывалось 33 епископа ( Simeon. 1719. P. 355). 22 епископа, епископ царского дома и католикос, присутствовавшие на I Двинском Соборе (505-506) и подписавшиеся под постановлениями Собора, упоминаются в «Книге посланий», в частности епископы К.- Самтаврский, Дманисский, Болнисский, Цуртавский, Тбилисский, Манглисский, Руисский, Самтависский, Цилканский и Хунанский (Книга посланий. 1968. С. 97-98).

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Первый день в Тбилиси, как и в любом другом городе Востока, в Афинах, положим, или Стамбуле, человек от захлестывающих его чувств выпадает из состояния душевного равновесия... Ночью вышли во внутренний дворик монастыря и весь старый Тифлис раскинулся перед нашим взором. " Смотри все это, что видишь, земля святая, – показывает мать Фекла. Вот на этом месте около Сиони в 1227 г. были убиты 100 тысяч православных грузин, когда воины хорезмийского царевича Джалалэддина вынесли Сионскую икону Богоматери и те, кто соглашался осквернить ее, оставался в живых. В Сиони хранится крест св. Нины, а в базилике Анчисхати раньше была чудотворная энкаустическая икона Спасителя VI в., принесенная сюда в XVII в. из монастыря Анчи в Ю. Грузии. Эта трехнефная базилика построена в VI в. наследником Вахтанга Горгасала Дачи Уджармели. В советское время здесь размещалась художественная мастерская. А вот Метехи – храм более драматической судьбы, неоднократно подвергавшийся разорению, обращенный в склад, театр-студию. Он построен в лютую монгольскую годину царем - мч. Димитрием II между 1278 и 1289 гг. на месте уничтоженного храма V в. На своих суровых формах он несет печать эпохи. Здесь покоится тело св. мц. Шушаники (память 28 августа/10 сентября), которой посвящено первое сохранившееся произведение на древнегрузинском языке Якова Цуртавели (V в.). Шушаника была армянкой (первые святые и христианские мученики до VIII в. в Грузии были, как правило, не грузинского происхождения), выданной замуж за грузинского язычника князя Васкена. Отказавшись исполнить культовый обряд мужа, она приняла мученический венец. Рядом на берегу Куры возвышается памятник основателю Тбилиси Вахтангу Горгасалу , правившему страной в конце V в. Близость Метехи и этого монумента промыслительна – именно Вахтанг отомстил за Шушанику, взяв в плен злобного Васкена и повесив его. А вот около Метехи строится церковь св. Або (8 Я./21 Я.) , мусульманского юноши, переселившегося из Багдада в Карталинию и принявшего христианство в VIII в. Он не пошел на уговоры мусульман вернуться в ислам – отрубили голову, тело сожгли и прах выкинули в Куру " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

По одной из версий, храм основал тогдашний царь Иберии — Вахтанг I Горгасали. По другой версии, собор построили по приказу византийского вельможи Гурама I. Но построенный храм простоял недолго — через несколько столетий он был полностью уничтожен арабами. В то время на территории Восточной Грузии было образовано исламское государство со столицей в Тифлисе. Просуществовало оно до 1122 года, когда территории освободил знаменитый грузинский правитель Давид IV Строитель. Освободив Тбилиси, Давид IV Строитель первым делом велел восстановить собор. Но он не подлежал восстановлению, поэтому на его месте построили новый храм. На этом печальная история собора не закончилась — в 1226 году его разрушил Джелал ад-Дин Менгуберди, в 1236 — хорезмийцы, в 1522 — шах Измаил .В 1668 произошло землетрясение, которое также сильно повредило собор. А в 1795 году храм сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана, при котором были уничтожены древние фрески и иконостас. После всех событий собор был восстановлен в 1817 году. В 1980-1983 гг. провели реставрацию храма, во время которой ему вернули первоначальный средневековый облик. Сегодня собор Сиони — это небольшой, скромный храм. Его строгие фасады украшены барельефами с изображение креста и святых. Внутри храма не сохранились древние фрески, поэтому для написания новых пригласили русского художника Гагарина. Его работы расположены внутри над входом в храм. На территории собора расположены две колокольни — старинная трехъярусная постройка XV века и образец архитектуры русского классицизма начала XIX века. Самая главная ценность храма — это крест Святой Нино, который, по преданию, ей подарила Богородица перед тем, как направить в Грузию. Этот крест из виноградной лозы сплетен волосами Нино, а на его каменном обрамление выгравирована надпись: «Честной крест, помилуй нас». Хранится он возле северных врат алтаря в киоте, на верхней крышке которого расположены чеканные картины с событиями из жизни Святой Нино. Храм знаменит еще тем, что здесь торжественно венчались Александр Грибоедов и Нино Чавчавадзе.

http://sobory.ru/article/?object=22061

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Серго Вардосанидзе. Патриарх Грузии Человек, который с последней четверти XX века возглавляет Грузинскую Православную Церковь и руководит ею в сложную, полную напряжения и опасности эпоху, Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, митрополит Пицундской и Цхум-Абхазский, Святейший и Блаженнейший Илия II появился на свет в одном из высокогорных ущелий, невдалеке от горы Казбек, в верховьях Военно-Грузинской дороги. Там, в Степанцминдском районе, на берегу бурной речки стоит село Сно, родовое гнездо Илии II, в миру Ираклия Георгиевича Гудушаури-Шиолашвили. В силу своего местоположения это горное ущелье всегда играло важную роль в истории Грузии. Мохевцам (ущелье по-грузински – хеви, поэтому живущих там грузин называют мохевцами) на протяжении многих веков приходилось защищать границы Кавказа, они всегда старались перекрыть узкое Дарьяльское ущелье, чтобы предотвратить проникновение врага в глубь страны. В 40-х годах V века, когда св. царь Вахтанг Горгасали одержал победу над аланами и, перекрыв Дарьяльское ущелье, возвращался с Северного Кавказа во Мцхета (древняя столица Грузии), в знак благодарности мужественному участнику этого похода мохевцу из Сно по имени Гудуша он окрестил сына. После этого случая потомки Гудуша – Гудушаури – стали играть важную роль в жизни жителей Дарьяльского ущелья. В XVII веке выдающимся представителем этого рода был Шиола Гудушаури, непосредственный предок грузинского патриарха. В ущелье стоит множество православных храмов. Особое место среди них занимает церковь Святой Троицы в Гергети – она построена на высокой вершине, фактически на фоне горы Казбек, и оставляет неизгладимое впечатление. Удивительный пейзаж открывается и с площадки самого храма. «Может быть, потому, что я по происхождению – сын гор, больше всего мне нравятся горные пейзажи. Самым радующим взгляд для меня является вид подножия горы, усеянного цветами, открывающийся при восхождении в гергетский храм Святой Троицы», – отмечал в воспоминаниях Илия II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шио считал, что человеку, привыкшему к роскоши, будет тяжела отшельническая жизнь, и не разрешил Е. Ш. остаться, но тот был настойчив, тогда преподобный предложил ему испытать свою веру. Он отдал ему жезл и сказал: «Ступай, сын мой, домой и, когда дойдешь до реки Куры, опусти этот жезл в воду, и силою Господа нашего Иисуса Христа вода расступится, и ты пройдешь по дну, как посуху. Когда придешь домой, распорядись имением твоим... На обратном пути... опять подойдешь к реке, то поступи, как прежде. Если увидишь, что вода даст тебе дорогу, то скорее спеши ко мне,- значит, ты избран Богом. Если же жезл мой не будет иметь прежней силы, то возвратись домой и знай, что намерение твое неугодно Богу» (Там же. С. 142). Е. Ш. в точности исполнил требование святого и вернулся к нему, принял постриг и поселился в пещере недалеко от преподобного. Это чудо побудило многих искать спасения в пустыни, где вскоре образовался монастырь Шиомгвиме, настоятелем которого стал прп. Шио. Е. Ш. для материального обеспечения обители приобрел с. Схалтба с окрестными землями и дал «тридцать литр золота» на постройку церквей. Парсман V в благодарность Е. Ш. за исправную службу пожертвовал монастырю 4 деревни, золотые чашу, дискос, крест и проч. богослужебную утварь, а также Евангелие, богато украшенное по заказу св. царя Вахтанга Горгасали . В день Пятидесятницы католикос Картли в присутствии царя и двора освятил храмы монастыря. В Житии описывается чудо о волке, пасшем «ослов братии»: прп. Шио сам вырыл зверю пещеру, а Е. Ш. утром и вечером кормил волка хлебом с водой. Во 2-й пол. VI в. прп. Шио, испросив благословения у католикоса Самуила II и своего духовника, прп. Иоанна Зедазнийского , попрощался с братией, передал руководство монастырем Е. Ш. и до конца жизни подвизался в вырытой в земле яме. После кончины прп. Шио Е. Ш. последовал его примеру, также до смерти подвизаясь в землянке. Ист.: Житие отцов наших Шио и Евагре [кименная редакция]//Архетипы житий Сирийских отцов//Ист. сб./Сост.: С. Какабадзе.

http://pravenc.ru/text/180873.html

Д. принадлежит неск. обширных трудов и мн. статей и сочинений, касающихся вопросов истории Грузии и Грузинской Церкви. Одним из первых он пересмотрел периодизацию истории феодальной Грузии, используя научную терминологию и приведя ее в соответствие с периодизацией совр. ему европ. историографии. Историю Грузии до кон. X в. Д. разделил на древний (до Вахтанга Горгасали, V в.) и средний (2 этапа: до вторжения арабов и после, до единой Грузии) периоды. Затем начался период истории объединенной страны: от Баграта III до св. блгв. царицы Тамары (XI-XIII вв.). В 1886 г. Д. выпустил обширный труд «История Грузинской Церкви», впосл. неск. раз дополненный и переработанный автором (1898, 1899). В 1884 г. в ж. «Мцкемси» опубликовал серию статей «Распространение христианства в Грузии», в 1899 г. выпустил исследование истории груз. мон-рей Палестины и Синая. В 1894 г. вышел труд об истории Абхазии, в 1911-1913 гг.- о Саингило. Д. написал «Историю Осетии», оставшуюся неизданной (Архив СОИГСИ. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 71), неск. трудов Д. посвятил отдельным историческим и церковным груз. деятелям: католикосу-патриарху Вост. Грузии Антонию II (Багратиони) (1885), Парсадану Горгиджанидзе (1896), св. блгв. царице Тамаре (1900, 1917, 1923), современнику Д., 1-му Католикосу-Патриарху Грузинской Церкви после восстановления автокефалии Кириону III (Садзаглишвили) (1917). Д. описал мн. архитектурные памятники: Цроми (1882), Лагодехи, Метехи, груз. церкви Чечни (1884), Анчисхати (Дроеба. 1889. 83), Вардзиа (1891), Эртацминду (1913), Тбети (Сахалхо газети. 1913. 955) и др. В 1894 г. Московское археологическое об-во избрало Д. членом-корреспондентом. Из его многочисленных трудов археологического характера особенно выделяется соч. «Мир Крито-Микен и грузины» (ркп., 1912), Д. много работал над прочтением надписей Урарту (Из прошлого Грузии//Новое обозр. 1903. 6413). Неск. сочинений Д. посвящены груз. фольклору, он затронул темы поверий и сказаний Картли (1893), Кахети (1901), Саингило (1903), груз. эпоса об Амиране (1903) и др.

http://pravenc.ru/text/171813.html

Д. считается основоположником груз. эмпирической социологии: в 1907 г. научный кружок груз. студентов С.-Петербургского ун-та под его рук. впервые провел ряд социологических опросов в Грузии, был разработан научный социологический сборник (изд. в Тифлисе в 1915). В 1907 г. Д. стал членом Об-ва истории и этнографии Грузии (в 1921-1930 председатель). Ученый участвовал в политической жизни, являясь сторонником революционного движения, за что в марте 1897 г. сидел в тюрьме «Кресты», в 1906 г. был отдан под суд, ему был запрещен выезд из С.-Петербурга и он находился под тайным надзором полиции. С именем Д. связан новый этап груз. историографии: он первым использовал системный подход к истории Грузии, выстраивая изложение с учетом данных о сопредельных с Грузией странах, исследований по филологии, лингвистике, праву, экономике. Большое внимание Д. уделял церковной истории: в 1907 г. в Политической энциклопедии Л. З. Сломинского он поместил очерк об автокефалии Грузинской Церкви, в 1908 г. выпустил труд по истории армяно-груз. церковного разрыва. В фундаментальном труде «История грузинского народа» отдельные главы посвящены христианизации Грузии, церковной политике св. блгв. царя Вахтанга Горгасали и провозглашению автокефалии, церковно-догматическому разрыву между Грузией и Арменией, церковной политике св. блгв. царя Давида IV Строителя , роли Церкви в борьбе за единство Грузинского гос-ва и др. После Февральской революции Д. вернулся в Тифлис, где возглавил группу груз. ученых (Е. С. Такаишвили , А. Г. Шанидзе , К. С. Кекелидзе , Д. Узнадзе и др.) по созданию 1-го на Кавказе ун-та. Под его рук. было основано Об-во свободного Грузинского ун-та, 22 июня 1917 г. он представил проект устава ун-та. Груз. ун-т был открыт 26 янв. (8 февр.) 1918 г., в день памяти св. блгв. царя Давида IV Строителя. Торжественный молебен отслужил Католикос-Патриарх Грузии Кирион III (Садзаглишвили) , 1-ю университетскую лекцию 30 янв. (12 февр.) читал Д. Он занял пост декана философского фак-та (1918-1919), в 1919-1925 гг. был ректором ТГУ. Ему было присвоено звание профессора (1919). В послереволюционные годы Д. создал и опубликовал мн. основополагающие труды по истории Грузии, палеографии, источниковедению, дипломатике, нумизматике (1923, 1926), груз. праву (1919, 1928-1929), экономике (1930).

http://pravenc.ru/text/171809.html

историк прав. Евфимий Такаишвили: в 1890 г. в сб. «Три исторические хроники» он опубликовал только часть - историческую хронику с малой редакцией Жития Н. ( Такаишвили. 1890. С. 1-39); остальную часть, т. е. пространную редакцию Жития Н., он издал в 1891 г. (Новый вариант. 1891. С. 1-74). Параллельно оба варианта текста, шатбердский и челишский, прав. Евфимий опубликовал в нач. XX в. (Описание рукописей. 1912. Т. 2. Вып. 1-4. С. 708-815). Позже оба текста, также параллельно, были изданы в сер. «Памятники древнегрузинской агиографической литературы» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 81-163). Шатбердский сб. в 1979 г. издали Б. Гигинеишвили и Е. Гиунашвили (Шатбердский сб. 1979. С. 320-343). Челишской версией памятника занимались католикос-патриарх всей Грузии исп. Амвросий (Хелая) ( Амвросий (Хелая). 1909. С. 1-29) и груз. историк С. Кубанеишвили ( Кубанеишвили. 1940. С. 91-101). «Мокцеваи Картлисай» издавали также Ф. Д. Жордания ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 11-19), И. Кипшидзе ( Кипшидзе. Имнаишвили. 1949) и др. Сравнительно недавно были найдены еще 2 редакции ( Алексидзе. 2004. С. 3-16; он же. 2007; о научном дискурсе касательно «Мокцеваи Картлисай» и его редакций см.: Мания К. Из истории изучения «Мокцеваи Картлисай» и «Жития св. Нино»//«Житие св. Нино» и «Обращение Картли». 2009. С. 17-29). Архетип «Мокцеваи Картлисай» относится ко 2-й пол. V в.: создание памятника, очевидно, было инициативой царя Грузии св. Вахтанга Горгасали (40-е гг. V - нач. VI в.), осуществившего гос. реформы и реорганизацию древнегруз. Картлийской Церкви, что потребовало активизации знаний об истории обращения Грузии. Представление об архетипном тексте можно составить на основе дошедших до нас редакций «Мокцеваи Картлисай». Наиболее четко заметны следы 2 редакций: 40-х гг. VII в. и IX в. Малая редакция Жития Н. одновременна «Мокцеваи Картлисай», в то время как пространная редакция является прототекстом житийного цикла Н. и была создана раньше, вскоре после обращения грузин в христианство (326). Составителем этого произведения является св.

http://pravenc.ru/text/2577665.html

Отвергая высказанную И. Сталиным теорию об окончательном формировании груз. нации в 60-х гг. XIX в. и опираясь на основные компоненты, формирующие нацию (территория, язык, культура, национальное самосознание), Д. считал, что этот процесс происходил в эпоху раннего средневековья, о чем сообщил в докладе на общем собрании АН Грузинской ССР 23 дек. 1944 (Об образовании груз. нации. 1977). Особое внимание Д. уделял изучению истории царского рода Багратиони и юго-зап. провинции Грузии Тао-Кларджети (ныне территория Турции), совместно с Бердзенишвили опубликовал ряд статей о правах Грузии на эти территории (Заря Востока. 1945. 15 дек.; Правда. 1945. 15 дек.; Известия. 1945. 20 дек.; Коммунист. 1945; Вопросы истории. 1947). Д. определил принципы освещения истории народов Кавказа в учебниках и общих курсах истории народов СССР, исправил ряд ошибок (Некоторые ошибки. 1940; Письмо в редакцию. 1940). Д. внес значительный вклад в изучение груз. и северокавк. языков: он был председателем гос. комиссии по установлению норм груз. лит. языка, организовывал свано-адыгские (черкесские) языковые встречи. С 1941 г. руководил археологическими работами в Мцхете. Обнаруженный материал подтвердил ряд высказанных им ранее предположений о развитии груз. государственности. В докладах Д., опубликованных в 6-м т. его «Трудов» (1988), подведены итоги археологических изысканий. Ряд работ Д. посвящен вопросам источниковедения, исторической географии, взаимоотношениям Грузии с Византией и Арабским халифатом. В вопросе распространения христианства в Грузии Д. уделял особое внимание внутренним, внешнеполитическим и социальным процессам, роли царской власти. Д. писал о значении христианства в единении грузин в борьбе против иноземных завоевателей, о вопросах армяно-груз. раскола, о проповеднической деятельности в горных регионах. Утверждение св. царем Вахтангом Горгасали (2-я пол. V в.) главой Церкви католикоса-диофизита Д. рассматривал как акт расширения самостоятельности Грузинской Церкви и открытого противостояния монофизитству, которое он называл «персидское христианство».

http://pravenc.ru/text/171815.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010