Огнепоклонники начали страшные истязания, а потом заточили мученика в тюрьму. Через некоторое время шах Фируз по совету некоторых грузинских предателей-вельмож отправил святого Раждена в Мцхета , где жила его семья. Царь спокойно отпустил его, зная, что мученик исполнит данное им слово вернуться к персам. Семья умоляла его пощадить себя и близких, но святой Ражден твердо отвечал: " Никто не отвратит меня от любви ко Господу моему Иисусу Христу " . Он вернулся к персам, и шах Фируз отправил его к правителю Верхней Карталинии , проживавшему в местечке Цроми . Снова начались бессмысленные уговоры и жестокие пытки. Изувеченного мученика бросили в смрадную темницу. Ночью ему явился Сам Спаситель и исцелил все раны. Пораженные персы решили тогда, что настало время исполнить приказ царя - распять мученика на кресте. " Радуйся, Животворящее Древо, которым умерщвлен был древний змий и к которому пригвождены были и мои грехи, - воскликнул мученик, увидя орудие смертной казни. - И я чрез тебя взойду ко Господу моему Иисусу Христу, Который будет мне помощью и даст силу до конца испить приготовленную мне чашу. Ибо я свидетельствовал истину пред врагами Его и подобно Ему буду пригвожден на тебе " . Святого мученика раздели и пригвоздили ко кресту среди четырех преступников, распятых рядом. Желая увеличить его страдания, персы выпросили у правителя стрелков. Пронзенный ядовитыми стрелами, подобно мученику Севастиану , святой Ражден скончался на кресте в 457 году. Вся земля под ним была омочена святой кровью. На небе явилось знамение: солнце скрылось, и началось долгое затмение, а ночью поднялась страшная буря, так что ничего нельзя было видеть даже рядом. Лишь тело мученика таинственно сияло небесным светом. От содеянного преступления стражей объял ужас, и они разбежались по палаткам. Христиане, скрывавшиеся неподалеку, тотчас же сняли мученика с креста и с честью погребли вблизи того места, где он был распят. Место погребения святого долго оставалось неизвестным, пока мученик сам не велел погребавшему его священнику открыть это Вахтангу Горгасали . С большим торжеством мощи мученика Раждена были перенесены в Никозийский храм (близ города Цхинвали ). Использованные материалы Редакция текста от: 01.07.2012 12:12:37 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/3625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР I [Груз. ], 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Точная дата прибытия П. в древнегруз. царство Картли не установлена. Это событие было связано не только с церковными, но и с политическими событиями, хронология к-рых выяснена не до конца; однако все груз. историки соглашаются в том, что его можно отнести ко 2-й пол. V в. (по мнению Б. Ломинадзе, к 466-468 гг., по версии И. Джавахишвили, З. Алексидзе - к 472-484 гг.). В древнегруз. хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) указано, что после конфликта с предстоятелем ГПЦ еп. Картлийским Михаилом I царь Картли св. Вахтанг Горгасали направил к патриарху (какому, не указывается) послов и попросил прислать католикоса. Патриарх прислал П. и мон. Самуила (позже - католикос Картли Самуил I ). Св. Вахтанг построил «нижнюю церковь» и посадил туда П. (Мокцеваи Картлисай//КЦ. 1955. Т. 1. С. 325). Более подробно о П. рассказано в сочинении Джуаншера Джуаншериани «Жизнь Вахтанга Горгасали». Св. Вахтанг познакомился с П. и мон. Самуилом во время похода на Византию, в котором царь участвовал по принуждению персов. П. был «из учеников Григория Богослова» и служил священником у гробницы свт. Григория. В источнике приводится разговор св. Вахтанга с П., порицавшим царя за участие в войне с единоверцами. Пораженный мудростью и смелостью П., царь попросил его молиться о примирении с визант. императором. По просьбе св. Вахтанга П. представлял интересы картлийского царя во время переговоров о мире с кесарем. Было решено объединить визант. и груз. силы в борьбе против персов. Св. Вахтанг привел к присяге свое войско: все должны были поклониться кресту, к-рый держал П.; отказавшихся исключили из войска. Через неск. лет, уже после похода в Абиссинию, св. Вахтанг приступил к внутренним реформам в Картли и решил возвести на престол католикоса П., что вызвало недовольство со стороны действовавшего предстоятеля ГПЦ архиеп. Михаила I. После ряда конфликтов св. Вахтанг отправил архиеп. Михаила I в Византию на суд к К-польскому патриарху. Патриарх послал П. и мон. Самуила к Антиохийскому патриарху, к-рый хиротонисал П. во католикоса, а Самуила и еще 12 чел.- в архиереев для ГПЦ ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 201, 203). П. и архиереи вернулись в К-поль: император вручил им мн. дары и святыни, а «дочь свою именем Елена отдал в супруги Вахтангу». Когда посольство прибыло в Мцхету, св. Вахтанг посадил П. в церкви Светицховели , Самуила сделал Мцхетским епископом, для остальных 12 архиереев учредил новые кафедры. Кроме того, П. упоминается в источнике при описании событий, связанных со смертью св. Вахтанга: во время одного из нашествий персов П. предрек св. Вахтангу гибель и затем напутствовал умирающего царя (Там же. С. 203).

http://pravenc.ru/text/2580346.html

Сегодня Грузинская Церковь отмечает день памяти святого Апостола Андрея Первозванного и святого благоверного царя Вахтанга Горгасали 13 декабря 2007 г. 12:17 Грузинская Православная Церковь 13 декабря отмечает день памяти святого Апостола Андрея Первозванного и святого благоверного царя Вахтанга Горгасали. Как сообщили «Новости-Грузия» в Грузинской Патриархии, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и представители грузинского духовенства совершили торжественное богослужение в Патриаршем кафедральном соборе Святой Троицы. Богослужения также состоялись во всех православных храмах Грузии. Согласно постановлению Священного Синода Грузинской Православной церкви от 17 октября 2002 года, было решено отмечать память святого Андрея Первозванного не только 13 декабря, но и 12 мая, который в Грузии объявлен выходным днем. В Патриархии отметили, что такое решение было продиктовано тем особым значением, которое имеет святой апостол для Грузии, так как, по преданию, именно Андрей Первозванный в I веке н. э. был первым проповедником христианства в Грузии. Святой благоверный царь Вахтанг I Горгасали (год рождения неизвестен — 502) в 15 лет вступил на Картлийский царский трон. В этот период Картли (Восточная Грузия) подвергалась нападениям персов с юга и набегам осетин с севера. Не лучше было положение в Западной Грузии: византийцы захватили страну от Эгриси до Цихегоджи. Сразу же при вступлении на трон юный царь Картли Вахтанг собрал царский двор и обратился к своим подданым с мудрой речью. Он сказал, что горестное состояние страны есть проявление гнева Божьего за грехи царя и народа, и призвал всех единодушно и бескорыстно бороться за святую Веру и Родину. Он совершил победоносный поход на осетин, освободил пленную царевну — свою старшую сестру и заключил несколько взаимовыгодных договоров с кавказскими горцами о совместной борьбе с захватчиками. Затем он совершил поход в Западную Грузию, освободил ее от византийцев, укрепил власть царя Губаза и победоносно возвратился в Картли. Вахтанг исполнил завещание царя Мириана и построил в Иерусалиме Грузинский Крестовый Монастырь. Вместо деревянной церкви, построенной во время святой Нино во Мцхета, он построил каменный. В его же время было основано несколько новых епархий. Вахтанг построил кафедральный собор в Никози (Шида Картли) и учредил новую Никозскую кафедру. Сюда перезахоронил он мощи святого первомученика Раждена.

http://patriarchia.ru/db/text/337258.htm...

Согласно груз. источникам, царь Картли Трдат воздвиг во 2-й пол. IV в. в Некреси одну из первых церквей в Вост. Грузии (Обращении Грузии//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 91; То же. 1989. С. 28; Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей//КЦ. 1955. Т. 1. С. 137; Он же. 2008. С. 68); церковные строения IV в. были выявлены в ходе археологических раскопок в Некреси, Ареши (ныне Мтисдзири, муниципалитет Кварели) и Долочопи (близ Кварели, на правом берегу р. Дуруджи). Христианство долгое время сосуществовало с язычеством. Известно, что жители Лопотского ущелья к кон. V в. все еще поклонялись огню и воде ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 200; Он же. 2008. С. 101). Для упрочения положения христианства, а также для распространения политического и культурного влияния в горных районах Кавказа центральная власть Вост. Грузии способствовала выдвижению адм. и религ. центров, расположенных у подножия Кавказа, вдоль дорог, связывавших горные области с Алазанской долиной. Эти обстоятельства благоприятствовали превращению г. Некреси в епархиальный центр Гагмамхари. Точное время основания Н. е. неизвестно. Мнение груз. историка П. И. Иоселиани о том, что епископскую кафедру основал сщмч. Авив Некресский ок. 30-60-х гг. VI в., не подтверждается источниками: согласно Житию преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского, сщмч. Авив и свт. Иессей Цилканский заняли кафедры усопших епископов Некреси и Цилкани ( Абуладзе. 1955. С. 87-88). Н. е. и некресели не упоминаются ни в числе епархий, основанных царем Картли св. Вахтангом Горгасали в 70-80-х гг. V в., ни в «Книге посланий» среди участников Двинского Собора (505/6). Однако, по справедливому замечанию Д. Мусхелишвили, кафедра должна была существовать в кон. V - нач. VI в.; ее основание хорошо вписывается в общую политику св. Вахтанга Горгасали, направленную на консолидацию горных и низинных областей Грузии ( Мусхелишвили. 1977. С. 223). Кафедральный собор Некреси первоначально, видимо, существовал на территории древнего городища.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ I [Груз. ], еп. Картли (Мцхетский) (50-е - кон. 60-х гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви. Сведения о нем сохранились в груз. хронике X в. «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Грузии) и в сочинении историка XI в. Джуаншера Джуаншериани «Жизнь Вахтанга Горгасали». По сведениям Джуаншера, М. занял Картлийскую (Мцхетскую) кафедру после кончины еп. Мобидана (30-е гг. V в.), по данным «Мокцеваи Картлисай» - после Иоиля I (40-е гг. V в.), в тот период, когда «вкралось в мелкий люд Картли огнепоклонство», поскольку персид. ставленник Глонокор (40-е гг. V в.) (в источниках - Бинкаран, Шинкаран), «епископ огнепоклонников, проповедовал среди грузин веру свою». Царица Сагдухт, мать царя Картли св. Вахтанга Горгасали , после смерти еп. Мобидана «призвала из Греции священника праведного по имени Микаел», к-рый «выступил против совратителя Бинкарана и научал вере истинной всякого картлийца». М. «полностью сжег... возмутительные книги» и «все писания» еп. Мобидана и вернул к вере «всех знатных» и большую часть «простого люда». Он принимал участие в воспитании и образовании св. Вахтанга, обучая его «всей премудрости Божией, и с отроческих лет своих (Вахтанг.- Авт.) возлюбил веру Христову более, чем прочие цари Картлийские» ( Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 76-78). Стремясь к политической и церковной независимости Грузии как от Ирана, так и от Византии, св. Вахтанг целью своей политики сделал обретение Картлийской Церковью автокефалии. Находясь в Византии во время одного из военных походов, он познакомился со свящ. Петром, одним из учеников свт. Григория Богослова, и с Самуилом и с согласия К-поля пригласил их в Картли: Петра - в качестве предстоятеля Церкви в сане католикоса, а Самуила - одним из 12 епископов. М., узнав об этом, «огорчился и даже стал протестовать и сопротивляться», упрекая царя в том, что тот отрекся от Христа и «начал уповать на огонь». Когда же М. получил объяснения св. Вахтанга, он «проклял царя и всю рать его». Епископ не вышел встречать вернувшегося из похода царя, а когда св. Вахтанг сам прибыл к нему и «спешился, чтобы приложиться к стопам епископа, тот брыкнул ногой и каблуком обуви ударил государю в уста и выбил ему зуб». Св. Вахтанг сравнил М. с Иудой, назвал его «сребролюбцем» и указал ему, что «особенно стало очевидным коварство его, когда узнал он, что в Картли приведен (человек), которому будет поручено стоять над ним». Царь отослал М. вместе с выбитым зубом к К-польскому патриарху, к-рый, поскольку из-за М. «пролилась на землю кровь», заточил его в мон-рь неусыпающих (Там же. С. 99-100).

http://pravenc.ru/text/2563688.html

«Энотикона» визант. имп. Зинона , обращенного к клиру и верующим Александрийского Патриархата и предлагавшего варианты компромиссного решения для конфликтующих после Халкидонского Собора партий монофизитов и дифизитов. В знак преданности визант. церковной политике св. Вахтанг в обход действующего Мцхетского еп. Михаила I попросил К-польского патриарха поставить католикосом на Мцхетский престол греч. священника из Понта Петра (см. Петр I ), с к-рым царь познакомился, когда участвовал в персид. военной кампании (Жизнь Вахтанга Горгасала. 1992. С. 70-71, 89; Esbroeck. 1975. P. 299-300; Метревели. 1976. С. 79-81; Гоиладзе. 1991. С. 195; Мгалоблишвили. 1991. С. 185-188; Мусхелишвили. 2003. С. 180). Согласно источнику, св. Вахтанг просил хиротонисать 12 священников, а также свящ. Самуила (см. Самуил I ) во архиереев для Картлийской Церкви. К-польский патриарх, следуя установившемуся после Халкидонского Собора порядку Вселенской Церкви, отправил Петра и Самуила к Антиохийскому патриарху с просьбой «благословить этих двух, требуемых Картлийским царем, и еще двенадцать епископов, коих сам (Антиохийский патриарх.- Авт.) выберет». Патриарх хиротонисал всех и отправил их в К-поль, где они получили благословение К-польского патриарха и вместе с дочерью императора царевной Еленой, невестой св. Вахтанга, с многочисленными дарами отправились в Картли (Жизнь Вахтанга Горгасала. 1992. С. 90-91). Как считают исследователи, на основе этих сведений можно говорить о предоставлении нек-рых автокефальных прав М. К., к-рый возглавили Мцхетский католикос и 12 епископов. Число 12, по мнению ученых, здесь также не случайно: именно столько архиереев требовалось для созыва Поместного Собора самостоятельной Церкви ( Ломоури. 1990; Ломинадзе. 1999. С. 20-27). На месте деревянной мцхетской церкви Светицховели был сооружен каменный храм, к-рый по аналогии с иерусалимским Сионом получил название Великий Сион. В нем воссел Мцхетский католикос, а кафедрой Мцхетского архиерея, главы Мцхетской епархии, стал храм Самтавро (Жизнь Вахтанга Горгасала.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Св. царь Вахтанг Горгасали. Икона. Худож. Католикос-Патриарх Илия II. 2-я пол. ХХ в. Во 2-й пол. V в. Картлийская Церковь получила автокефалию, чему способствовала политическая независимость Грузии от Византии и Персии. Житие Вахтанга Горгасали указывает, что св. царь во время персидско-визант. войн вынужденно воевал на стороне Персии и, находясь в Византии, познакомился со священниками Петром, «из учеников Григория Богослова, ибо он священствовал на могиле его» (Там же. С. 70), и Самуилом. Желая организовать независимый Картлийский Католикосат, Вахтанг с согласия К-поля решил пригласить обоих в Картли: Петра - католикосом, Самуила - епископом. Узнав об этом, архиеп. Мцхетский Михаил «огорчился и даже стал протестовать» (Там же). Когда царь возвратился на родину, архиеп. Михаил не вышел его встречать и отлучил его и войско от Церкви, оправдывая свои действия ложными сведениями об измене царя Православию за время 8-летнего отсутствия. Как повествует летопись, св. царь Вахтанг «как смиренный сын Церкви» поехал к архиепископу, сделал земной поклон и испросил благословение. Архиеп. Михаил оттолкнул царя, «брыкнул ногой» и каблуком выбил ему зуб. Царь обвинил архиеп. Михаила в коварстве и в том, что он «загорелся злою завистью, словно Иуда к Петру», как только узнал, что в Картли «будет приведен человек, стоящий над тобой» (Там же. С. 90). Царь отправил архиеп. Михаила с посольством в К-поль к патриарху Геннадию I , вручив ему помимо документов и выбитый Михаилом зуб. К-польский патриарх низложил архиеп. Михаила, заточил его в к-польский мон-рь акимитов и обратился к Антиохийскому патриарху с просьбой рукоположить в католикоса Картли Петра, во епископов - Самуила и 11 священников, «которых сам пожелает» (Там же). Просьба К-польского патриарха основывалась на том факте, что Картлийская Церковь - Восточная, а «Восток и Север (ойкумены.- Л. П.) принадлежат святому престолу (Антиохийскому.- Л. П.), как о том установлено в благовествованиях апостолов» (Там же). Кесарь и патриарх также напоминали об обстоятельствах, помешавших св. Нине после Крещения Картли организовать рукоположение Главы Картлийской Церкви Антиохийским патриархом,- о «смуте» между персами и греками (Там же). Приняв рукоположение в Антиохии, католикос Петр и 12 епископов были отправлены в К-поль, где получили благословение и дары от К-польского патриарха и визант. кесаря, и вместе с невестой царя, дочерью кесаря царевной Еленой, отправились в Грузию.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Кто хиротонисал Мцхетских епископов до учреждения М. К., неизвестно. Нек-рые ученые, основываясь на 2-м прав. II Вселенского Собора, полагают, что до IV Вселенского (Халкидонского) Собора (451), определившего канонические связи Поместных Церквей со Вселенской Церковью, Мцхетского епископа хиротонисали по «обыкновению отцов», т. е. иерархи соседних стран, в случае Картли - Армении или Сирии ( Болотов. Лекции. 1913. Т. 3. С. 221; Кекелидзе. 1957. С. 343-345; Тархнишвили. 1994. С. 135). Большинство исследователей (П. Иоселиани , Ф. Жордания , А. Натроев, И. Лолашвили, Б. Ломинадзе, З. Абашидзе и др.), опираясь на косвенные указания ряда источников, склонны считать, что Мцхетское епископство в раннее время относилось к юрисдикции Антиохийского престола ( Абашидзе. 1997. С. 28). Следует также учесть, что постоянное соперничество Ирана с Римской империей (позже - Византией) за обладание странами Закавказья оказывало сильное давление на Мцхетское епископство. В 373 г. царство Картли было поделено на сферы влияния Рима и Ирана, со 2-й пол. V в. оно было полностью подчинено Ирану, поэтому нельзя исключить возможности того, что Мцхетскими епископами становились ставленники несторианского толка Церкви Востока , распространявшие в груз. пастве официально гонимые в Византии еретические учения (Жизнь Вахтанга Горгасала. 1992. С. 59; Мамулия. 1992. С. 12-16). Напр., в 40-х гг. V в. по приглашению вдовствующей царицы Сагдухт, матери царя св. Вахтанга Горгасали , на Мцхетский престол был хиротонисан визант. свящ. Михаил I (50-е - кон. 60-х гг. V в.), к-рый велел уничтожить еретические сочинения предыдущего еп. Глонокора , поставленного из Сирии (ок. 40-х гг. V в.) (Жизнь Вахтанга Горгасала. 1992. С. 59). Точная дата учреждения М. К. неизвестна, ученые определяют ее по-разному, в пределах 60-х - 80-х гг. V в. ( Алексидзе. 1976. С. 103; Джавахишвили. 1979. Т. 1. С. 341-348; Ломинадзе. 1999. С. 15-16). В последнее время большую поддержку находит мнение, что М. К. был основан после издания в 482 г.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид на Метехи в Тбилиси. Фотография. XIX в. [Груз. ], ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположена на отроге Метехской горы, на левом берегу р. Куры, в Исани (ныне Авлабари), исторической части г. Тбилиси. Метехская скала, М. и памятник основателю Тбилиси царю Картли св. Вахтангу Горгасали (2-я пол. V в.), поставленный на площадке у церкви (1967), являются важными элементами силуэта Ст. Тбилиси, это один из символов города. По сведению груз. ученого XIX в. П. И. Иоселиани , храмовый праздник М. (очевидно, Метехской иконы Божией Матери) отмечали в субботу на 5-й седмице Великого поста ( Иоселиани. 1866. С. 23). Этимология названия Этимологию названия церкви возводят к груз. слову «техва» ( - «ломить», «разбивать» в значении «побеждать»). Согласно народным преданиям, на этом месте царь св. Вахтанг Горгасали разгромил вторгшихся в пределы царства овсов и воскликнул: «Я разбил врага!» (груз.: !). По другой версии, - нарушение слова, клятвы, мира. Французские путешественники XVIII и XIX вв. Ж. Шарден и Ф. Дюбуа де Монпере пересказывают следующее предание: некий груз. царь нарушил мир (rompu la paix) с соседним князем и во искупление грехов выстроил церковь Rupture (с франц.- «сломанный, нарушенный») ( Шарден. 1975. С. 320; Dubois de Montp é reux. 1839. P. 228). В научной лит-ре бытуют 2 т. зр.: этимология наименования церкви связана с обрывистым скалистым берегом Куры, на котором она стоит (А. Н. Муравьёв, З. Чумбуридзе, И. Майсурадзе); название происходит от греч. слова μετοχ (подворье) (Иоселиани, Д. З. Бакрадзе, Н. Чубинашвили). История Согласно исторической традиции, М. была воздвигнута в сер. V в. св. Вахтангом Горгасали ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 336; Brosset. 1851 . P. 43; Иоселиани. 1866. С. 11, 23). Муравьёв ошибочно считал, что при царе Вахтанге церковь называлась «Голгофа» ( Муравьёв. 1848. С. 36). У Метехской скалы, в месте, где р. Кура резко сужается, со времен основания города был перекинут деревянный мост, на к-ром стоял большой «Честной крест моста». Недалеко от него в 786 г. арабы сожгли останки мч. Або Тбилисского . Высказано предположение, что на этом месте уже в IX-X вв. действовал монастырь во имя Пресв. Богородицы, где в 1013 г. было переписано Четвероевангелие (Кут. 363; Джоджуа. 2002. С. 54-60), в пространной приписке к которому (Кут. 363. Л. 40-44 об.) обитель именуется «лаврой св. Богородицы Сагодебели» (груз. - место плача, городское кладбище). Так же в древности называли и район Исани (Авлабари). Упомянуты также заказчик рукописи - мать крупного феодала Гургена Бери, и переписчик - мамасахлиси (т. е. настоятель) Афанасий Цибнаури ( Джоджуа. 2002. С. 50-51).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХТАНГ ГОРГАСАЛИ Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в. Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в. [груз. ], царь Картли (сер. V - кон. V или нач. VI в.). Горгасал по-персидски означает «волчья голова» - прозвание, данное В. Г. персами по изображению на его боевом шлеме. Вскоре после кончины царя было создано не дошедшее до наст. времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также др. исторические источники называют В. Г. «мучеником за веру Христову». Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 нояб. Картлийское царство в сер. V - нач. VI в. являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения груз. источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с «епископом огнепоклонников» (, 1955. Т. 1. С. 145), к-рый занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли. Основная деятельность В. Г. была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. В. старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией груз. пров. Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногруз. гос-во Эгриси. Выступив против северокавк. кочевников (60-е гг.), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на сев. границе. Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений. В 70-х гг. отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров В. Г. вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) В. Г. назначил эриставов (в т. ч. и на вновь присоединенных территориях), к-рые непосредственно подчинялись его власти.

http://pravenc.ru/text/149955.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010