Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Александр Чхартишвили Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви Дни празднования в Православной Церкви грузинских святых. В месяцеслов вошли только святые, упомянутые в материалах сайта. 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI). 12/25 марта — св. царя Димитрия Самопожертвователя (1289).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Сегодня Грузинская Церковь отмечает день памяти святого Апостола Андрея Первозванного и святого благоверного царя Вахтанга Горгасали 13 декабря 2007 г. 12:17 Грузинская Православная Церковь 13 декабря отмечает день памяти святого Апостола Андрея Первозванного и святого благоверного царя Вахтанга Горгасали. Как сообщили «Новости-Грузия» в Грузинской Патриархии, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и представители грузинского духовенства совершили торжественное богослужение в Патриаршем кафедральном соборе Святой Троицы. Богослужения также состоялись во всех православных храмах Грузии. Согласно постановлению Священного Синода Грузинской Православной церкви от 17 октября 2002 года, было решено отмечать память святого Андрея Первозванного не только 13 декабря, но и 12 мая, который в Грузии объявлен выходным днем. В Патриархии отметили, что такое решение было продиктовано тем особым значением, которое имеет святой апостол для Грузии, так как, по преданию, именно Андрей Первозванный в I веке н. э. был первым проповедником христианства в Грузии. Святой благоверный царь Вахтанг I Горгасали (год рождения неизвестен — 502) в 15 лет вступил на Картлийский царский трон. В этот период Картли (Восточная Грузия) подвергалась нападениям персов с юга и набегам осетин с севера. Не лучше было положение в Западной Грузии: византийцы захватили страну от Эгриси до Цихегоджи. Сразу же при вступлении на трон юный царь Картли Вахтанг собрал царский двор и обратился к своим подданым с мудрой речью. Он сказал, что горестное состояние страны есть проявление гнева Божьего за грехи царя и народа, и призвал всех единодушно и бескорыстно бороться за святую Веру и Родину. Он совершил победоносный поход на осетин, освободил пленную царевну — свою старшую сестру и заключил несколько взаимовыгодных договоров с кавказскими горцами о совместной борьбе с захватчиками. Затем он совершил поход в Западную Грузию, освободил ее от византийцев, укрепил власть царя Губаза и победоносно возвратился в Картли. Вахтанг исполнил завещание царя Мириана и построил в Иерусалиме Грузинский Крестовый Монастырь. Вместо деревянной церкви, построенной во время святой Нино во Мцхета, он построил каменный. В его же время было основано несколько новых епархий. Вахтанг построил кафедральный собор в Никози (Шида Картли) и учредил новую Никозскую кафедру. Сюда перезахоронил он мощи святого первомученика Раждена.

http://patriarchia.ru/db/text/337258.htm...

Троицкий женский монастырь Кацарети (Хашмийская Самеба) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Самеба ( . ), он же Хашмийская Самеба или Хашмийский монастырь Святой Троицы, или монастырь Кацарети - в настоящее время монастырь в Сагареджийском районе в предгорьях Гомборского хребта около села Хашми. Самое известное в монастыре - это его базилика V или VI века. Содержание История [ править править код ] В античные эпохи левый берег куры и всё пространство до Гомборского хребта называлось Кухетией, и населяли его кухетинцы. Место, где стоит монастырь, могло быть селом, городом, или просто культовым центром у этих людей и называлось оно Кацарети. Когда Святая Нина крестила царя Мириана, она отправилась далее на восток, в сторону Алазанской долины. Известно, что она была в Жалети, Уджарме и Кацарети. Неизвестно, в какой последовательности. Шатбердский список хроники " Обращение Картли " говорит: «И Нино вошла в Кхоэти и стала в Кацарети. И крестила кхоэлов и суджов со всем их народом». Таким образом, если крещение Картли произошло в Мцхете, то крещение кухетинцев - в Кацарети. Может быть, в реке Иори. Здесь же Нина установила крест. На том самом месте, где сейчас стоит базилика. Есть, впрочем, мнение, что Нина крестила суджей в другом месте, где-то за Алазани, а современное Кацарети получило своё название уже позже. Далее лет 150 тут ничего не происходит, а ближе к концу V века царь Вахтанг Горгасал строит тут храм. Считается, что перед одним из походов на горцев он дал клятву основать такой храм в случае успеха. Так же считается, что храм начал строиться в самом конце его правления или даже при его сыне Дачи, то есть, в те кризисные годы, когда вся равнина была захвачена персами, а Вахтанг жил в крепости Уджарма, что в 6-ти километрах западнее. Дачи тоже жил в Уджарме первое время, так что вполне логично, что храм строили где-то рядом. В XV веке храм был облицован плитами из песчаника. В резултате он стал двуслойным: внутренняя стена VI века, а внешняя XV. Тогда же появился и резной крест на восточной стене. Это редкий случай резьбы по камню XV века. Считается, что некоторые огрехи исполнения демонстрируют общий упадок культуры в те времена.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_женск...

Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ) Бодбийский монастырь находится в восточной части Грузии — Кахетии, в двух километрах от города Сигнаги, над Алазанской долиной. Он основан в конце VI века, после смерти святой равноапостольной Нины, на месте, которое святая избрала себе последним пристанищем. 27 января, 2013 Бодбийский монастырь находится в восточной части Грузии — Кахетии, в двух километрах от города Сигнаги, над Алазанской долиной. Он основан в конце VI века, после смерти святой равноапостольной Нины, на месте, которое святая избрала себе последним пристанищем. Бодбийский монастырь находится в восточной части Грузии — Кахетии, в двух километрах от города Сигнаги, над Алазанской долиной. Он основан в конце VI века, после смерти святой равноапостольной Нины , на месте, которое святая избрала себе последним пристанищем. Бодби — монастырь над Алазанской долиной Обращенный Ниной в христианство грузинский царь Мириан хотел перенести тело великой просветительницы в столицу — Мцхету, но две сотни людей не смогли сдвинуть останки с места. Могила святой Нины стала особо почитаемым местом, над ней был построен храм — величественная базилика. В V веке святой благоверный царь Вахтанг Горгасали украсил храм и гробницу. В следующие века базилика расширялась — главный алтарь был посвящен святому Георгию, а гробница святой Нины оказалась в правой части, в небольшой часовне. Гробница была украшена настолько богато и с таким благоговением, сам вид ее внушал такое почтение, что даже татаро-монголы, грабившие храмы, в том числе и в Бодби, опасались ее трогать. В Средние века в Бодби совершалось помазание на царство кахетинских царей. В XVII веке обитель была почти полностью разрушена персидским шахом Аббасом, который за несколько лет до того присутствовал там же на коронации царя Теймураза I. Однако вскоре монастырь был восстановлен и приобрел еще большую славу не как только духовный, но и как культурный и просветительский центр. Здесь существовала богословская школа, изучались естественные и гуманитарные науки, располагалась крупнейшая в Грузии библиотека…

http://pravmir.ru/bodbi-dom-svyatoj-niny...

Забытый храм в Цроми HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Наталья Крашенинникова Забытый храм в Цроми Как выглядел ныне полуразрушенный храм в селении Цроми в Восточной Грузии? Некогда он был изобилен красотами и дивил посетителей редкими орнаментами, росписями, изображениями святых. Теперь посетители сами расписали его стены так, что своды остается только оштукатурить. Но кое-что еще доступно взгляду. Реконструкция восточного фасада / Цроми (626-634/635) – полуразрушенный храм в одноименном селении Юго-Восточной Грузии вблизи от районного центра Хашури. Он является самым ранним для грузинского зодчества образцом центрально-купольного храма с опорой на четыре свободно стоящих столба, а также примером оформления восточного фасада двумя глубокими, треугольными в плане нишами – мотив, впоследствии широко распространенный в грузинской архитектуре. Сведения о Цроми содержатся лишь в относительно поздних письменных источниках и весьма скудны. Само место упоминается в жизнеописании грузинского первомученика Раждена – первого святого, канонизированного Грузинской Церковью. Перс по происхождению и приверженец зороастризма, он был наставником дочери персидского царя Йездигерда II, вышедшей замуж за грузинского царя святого Вахтанга Горгасали. Вместе с ней будущий первомученик прибыл в Картли, где принял Святое Крещение, и когда вновь вспыхнула война с персидским царем Перозом (457 год), святой Ражден возглавил грузинское войско в столице и в близлежащих крепостях. Персы схватили единоплеменника, и, не сумев склонить его к огнепоклонству, распяли на кресте в местечке Цроми. Цромскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы описывает Вахушти Багратиони (XVIII в.), называя ее «прекрасной» и останавливаясь на строении ее купола и живописи, «сделанной мозаикой». Оттуда же известно, что 24 сентября 1731 года на Цроми напал отряд лезгин и сильно повредил церковь. Вопрос о датировке храма проясняет цромская эпиграфика. На южном фасаде церкви, слева от среднего окна, содержится надпись в три строки. Т. Жордания в середине XIX века прочел ее следующим образом: «Святая церковь, помилуй ипатоса Стефаноза». Жордания отождествил упоминаемое в надписи лицо с эрисмтаваром Картли Стефанозом II, определяя дату постройки церкви промежутком между 626 и 634-635 гг. Уточнение даты постройки Цроми находит свою опору и в искусствоведческом анализе – в дате трех строений такого же типа (30-е гг. VII века): это церковь св. Гаяне в Вагаршапате (Эчмиадзин), церковь св. Карапета в Багаване, собор в Мрене (все – в Армении).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

(Из цикла «С любовью из Грузии и про нее») Тбилиси      Здравствуй, дорогой читатель! Как хотелось бы мне рассказать тебе многое о моем городе и моей стране. Такой древней и прекрасной, как ее сказочной красоты горы. Откуда берут начало прозрачные реки, похожие на молитвенные слезы и освящающие и очищающие землю. Куда пришла с горячей ко Господу любовью юная дева Нино , водимая Духом Божиим и Богородицей. В землю, которая стала освященной и намоленной – священным сосудом благодати. Уделом Пресвятой Богородицы.      Но знаешь, ведь многое невозможно увидеть простыми глазами, для этого нужно что-то очень важное и особенное, без чего мы никогда не увидим главного и нам тяжело будет понять друг друга. Нам нужны глаза любви. И не только глаза, но и сердце. И тогда мы сможем увидеть ту красоту, которая скрыта под внешним видом улиц и домов, дорог и садов. Скрыта и от самых любопытных взглядов, но может явиться тем, кто готов принять и любить дар Божий, бережно оберегаемый Господом, как откровение для жаждущей души. Давай пройдем сегодня по Тбилиси …      Вот отсюда, вниз, от дворца царицы Дареджан. В 1789 году вместе с монастырским комплексом его построил для нее муж Ираклий II. Здесь и сейчас находится женский монастырь удивительной красоты и излучающий умиротворение. Как будто он не посреди столичного города, а где-то в тихом лесу.      А какая красота скала под дворцом! Она тянется на десятки метров, обрамленная мхом и травами, а по ней стекает живописно вода. И даже вода здесь особенная. Старожилы знают, что она насыщена серебром и лечит многие болезни глаз. Но, видимо, не только в серебре дело. Был тайный подвиг горячих молитвенников на этом месте, вот и вода стала целебной. Как приятно летом, в зной, встать под ее струи. И вид отсюда на старый город, как на открытках. И везде церкви. Много церквей. Вот слева виден храм Пресвятой Богородицы, где молилась Царице Небесной простоволосая, в знак особой скорби, царица Тамара , считавшая себя Ее последней рабой. Как родная мать, она провожала, босая, своих воинов на смертельную битву. Вот, рядом с церковью, высоко над рекой, знаменитый памятник Вахтангу Горгасалу – основателю города. Он величественно сидит на коне и держит поднятой руку, как страж, которому велено охранять его жителей. А если посмотрим немного правее и вверх, то увидим знаменитую Мать Грузии.

http://pravoslavie.ru/75085.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ашот Великий, Куропалат, св. - житие АШОТ КУРОПАЛАТ основоположник царской династии Багратионов, святой благоверный. Память 29 января О его происхождении существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство армянского историка X века Вардана Великого, по которому Ашот - внук Васака и сын князя Адарнаса из рода Багратидов армянской ветви По второй - прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода грузинских Багратидов В конце VIII - начале IX в. Ашот находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от арабской зависимости. Местом его пребывания были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Воспользовавшись ослаблением арабского халифата, он изгнал из Тбилиси неверных. Через три года, при новом правителе халифата агрессия по отношению к Грузии усилилась. Новый правитель приказал арестовать Ашота. Ашот был вынужден скрыться, а затем, с семьей и малочисленной свитой, отправился искать покровительства в Византии. На беженцев напали у озера Паравани в Джавахети. Малочисленный отряд грузинских воинов был обречён, но они одержали победу. В этой победе Ашот узрел Знамение Божие и решил остаться в Кларджети, на родине грузинских Багратидов, находившейся под властью Византии. В это время южная Грузия была в тяжелейшем положении: к другим бедствиям добавилась холера и вымерло почти всё население. Потерявший надежду и изнеможенный от несчастий народ с радостью принял Ашота, и он приступил к восстановлению разрушенной страны. Ашот I намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали, отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, и объявил город резиденцией рода Багратионов, столицей Клареджети. Постепенно его власть распространилась на всю юго-западную Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети.

http://pravicon.com/info-1870

Светицховели (Мцхета) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Светицховели — кафедральный патриарший храм Грузинской Православной Церкви, на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Находится в Числится среди памятников Всемирного наследия. Является одним из главных духовных центров Грузии. Содержание История [ править править код ] Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. — животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней. Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения. В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде). Архитектура [ править править код ] В плане церковь вытянута с запада на восток и являет собой удлинённый прямоугольник. Пространственный образ креста создается направленными по четырём сторонам света плечами. Плечи прямоугольны, кроме восточной, которая заканчивается апсидом. На северном и южном плече на двух этажах расположены комнаты для утвари и складские помещения. В южный неф встроена часовня-ротонда XIII—XIV вв. — дань композиции Храма Гроба Господня. Купол держат 4 мощных столпа, а в барабане купола 16 поясов крепости. По фасадам и барабану проходит изысканный аркатурный пояс с рельефами. Устремлённый ввысь собор обновлялся в XV и XVII веках; тогда же были созданы росписи, украшающие его внутренние стены. В 1830-е гг. боковые арочные галереи были разобраны, многие росписи — забелены, но впоследствии прописаны. Несмотря на то, что храм перенес не одно изменение, большая часть фресок погибла и побелка стен в интерьере убавила художественную целостность, он и сегодня оставляет большое впечатление.

http://azbyka.ru/palomnik/Светицховели_(...

Цилкани. Кафедральный собор Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Год постройки:приблизительно 600 - 1200. Адрес: Грузия, Мцхета-Мтианетия, Цилкани Координаты: 41.949641, 44.657904 Проезд:Проезд: из Тбилиси на цилканской маршрутке, или на машине, свернув с казбегской трассы в селе Натахтари. Можно попробовать приехать с севера от Душети или озера Базалети. Или со стороны села Мухрани. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм находится в селе Цилкани, в 15 км к северо-западу от Мцхеты. Цилкани - центр Цилканской и Душетской епархии, которая распространяется на все пространство между Ксани и Арагви. В Цилкани когда-то находился один из самых первых храмов в Грузии - найдены остатки сооружения II-III веков, христианство в Мухранской долине началось именно с Цилкани. История нынешнего храма долгая. В 360 году умер царь Мириан, крестивший Грузию, потом умер его сын Рев и царем стал его другой сын, Бакар или Бакур (363-368). Считается, что именно он построил первый храм в Цилкани. Тогда это была граница цивилизованого мира, на высотах к северу от села уже обитали горские народности. Этот первый храм простоял около столетия и при Вахтанге Горгасале его перестроили в трёхнефную базилику. Где-то в те же годы была создана Цилканская епархия. Она не упоминается в числе епархий, созданных Вахтангом, и, видимо, была создана до него, хотя и неизвестно, когда и кем. В VII веке (по другим источникам в XII веке) базилику снова перестраивают, и у церкви появляется купол. Крепостная стена появилась в VIII веке. В 886 году была написана Икона Цилканской Божьей Матери, которая стала главной реликвией собора. Сейчас оригинал иконы хранится в Музее Искусств в Тбилиси. Уже в XIII веке появились первые фрески, которые сохранились до сего дня. В конце XIX века храм был отреставрирован. Храм представляет собой классическую для Грузии XII века крестово-купольную церковь, где купол опирается на 4 столба. При этом столбы стоят криво и не вписываются в квадрат. Южная стена храма так же не параллельна северной. Это самый геометрически неправильный из всех грузинских храмов того периода. В этом храме необычны и апсида странной формы, и странный притвор, не имеющий аналогов в Грузии, и небольшая зальная церковь, пристроенная с южной стороны.Апсида вызывае больше всего вопросов - она как бы пристроена с восточной стены, чего в Грузии никогда не делали. Обычно по обоим сторонам от алтарной апсиды находятся дьяконники, но тут и их нет. В прошлом фасады собора были покрыты резьбой по камню, как это было принято в XII веке, но сейчас эта резьба сохранилась только фрагментами.

http://sobory.ru/article/?object=43960

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХТАНГ ГОРГАСАЛИ Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в. Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в. [груз. ], царь Картли (сер. V - кон. V или нач. VI в.). Горгасал по-персидски означает «волчья голова» - прозвание, данное В. Г. персами по изображению на его боевом шлеме. Вскоре после кончины царя было создано не дошедшее до наст. времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также др. исторические источники называют В. Г. «мучеником за веру Христову». Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 нояб. Картлийское царство в сер. V - нач. VI в. являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения груз. источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с «епископом огнепоклонников» (, 1955. Т. 1. С. 145), к-рый занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли. Основная деятельность В. Г. была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. В. старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией груз. пров. Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногруз. гос-во Эгриси. Выступив против северокавк. кочевников (60-е гг.), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на сев. границе. Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений. В 70-х гг. отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров В. Г. вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) В. Г. назначил эриставов (в т. ч. и на вновь присоединенных территориях), к-рые непосредственно подчинялись его власти.

http://pravenc.ru/text/149955.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010