Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Опиза. Фотография. Кон. XX в. [Груз. , ], исторический муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (V-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (не позже нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в груз. исторической провинции Кларджети, на правом берегу р. Имерхеви, в 80 км восточнее Артвина (ныне в дер. Багджылар, иль Артвин, Турция). На данный момент эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. Относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни . Этимологию названия О. возводят к мегрело-чанскому слову (опиджа), что соответствует груз. (сапире) и означает «место берега», «прибрежье», «место устья» ( Марр. 1911. С. XXII; Шанидзе. 1981. С. 27). История Согласно Житию св. царя Вахтанга Горгасали , О. основали царь Картли св. Вахтанг Горгасали и его сановник Артаваз ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 178; Он же. 2008. С. 91), поэтому большинство ученых (С. Каухчишвили , П. Ингороква , Д. Хоштария, Ш. Матиташвили) датируют его основание 50-ми гг. V в. Однако, поскольку название монастыря указано только в Чалашвилевском списке «Картлис Цховреба» (1731), К. Кекелидзе и В. Джобадзе считали, что О. был основан позже. Еще в раннехрист. Грузии О. имел статус «великой пустыни» и особую славу приобрел, когда там подвизался прп. Михаил Парехели . Насельники О., прп. Серапион Зарзмский, его брат Иоанн и свт. Георгий Мацкверели , стали видными деятелями ГПЦ. В Житии прп. Серапиона (X в.) содержатся сведения об обновлении О. монахами Аммоном, Андреем, Петром и Макарием, что нек-рые ученые ошибочно считают сведениями об основании О. При мон-ре существовала школа зодчества ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322, 335, 337; Беридзе. 1955. С. 122). Исследователи полагают, что в древности О. находился в составе Ахизской епархии, основанной св. Вахтангом ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 198; Он же. 2008. С. 100; Матиташвили. 2017. С. 194-216), и после перемещения кафедры в Анчи (VI-VII вв. или VIII в.) вошел в юрисдикцию Анчийской епархии. Мон-рь пострадал от набегов арабов и вспышек эпидемии, монашеская жизнь прекратилась и была возобновлена ок. 750 г., настоятелями стали сначала Самуил и после него Андрей ( Джобадзе. 2007. С. 30; Хоштария. 2005. С. 80).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

Отсюда и пошло наименование храма «Живоносный Столп». Вскоре частицы древа стали быстро распространяться по всей стране. Опасаясь раздробления столпа на части, царь, для сохранения святыни, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из того же древа крест – так называемое Животворящее Древо. Проведенные археологические исследования уже в наше время достаточно точно позволяют восстановить контуры первого храма. Остатки деревянных столбов фундамента четко обрисовывают план первоначальной церкви. В V в., при царе Вахтанге Горгасали, вместо обветшавшей деревянной церкви сооружается новый каменный храм. Его отдельные фрагменты потом будут использованы при возведении следующего собора. Так, вставленные в подкупольные устои орнаментальные камни внутри нынешнего храма, а также каменные бычьи головы на восточном фасаде свойственны, по мнению искусствоведов, именно произведениям той эпохи. Проведенные археологические раскопки вскрыли остатки апсиды, древних колонн, установив четкие контуры базилики Вахтанга Горгасали, которая простоит до начала XI в., когда пришедшую в ветхость церковь снова перестроют. В 1010–1029 гг. при каталикосе Грузии Мелхиседеке на этом месте воздвигается новый патриарший храм во имя Двенадцати Апостолов Христовых. На постройку кафедрального собора Мцхеты делают пожертвования многие правители грузинских царств. Посылает вклад и византийский император. Возводится крестово-купольный трехнефный храм, немного вытянутый по продольной оси и увенчаннный грациозным куполом, опирающимся на четыре мощных столба. Фасады его отделываются изысканными декоративными арками, типичными для грузинской архитектуры рубежа X–XI вв., придавая всему сооружению строгую и спокойную величавость. Карнизы, обрамления окон сплошь покрываются резным орнаментом. Высокие стены интерьера церкви тонко смягчаются сооружением хоров, придающими внутреннему пространству определенную легкость. Позднее, в XIII–XIV вв. в южный неф будет встроена небольшая часовня-ротонда – дань композиции храма Гроба Господня. Со строительством храма связано несколько старинных преданий. По одному из них, зодчий Арсукидзе, возводивший храм, стал жертвой зависти и был оклеветан своим учителем, которого значительно превзошел в творчестве. Ему отрубают в наказание десницу. Популярная в народе древняя легенда подтверждается рельефом правой руки, держащей угольник, и краткой надписью «Рука раба Божьего Арсукидзе, помяните», размещенной над центральной аркой северного фасада собора.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Получив откровение о предстоящей кончине, И. З. призвал учеников, преподал им духовное наставление и попросил, чтобы его похоронили в пещере, где он жил. Причастившись, он преставился. Ученики решили, что И. З. не подобает покоиться «в убогой пещере». Также, вероятно, они хотели, чтобы его мощи были доступны для поклонения. Они отнесли тело преподобного к подножию горы в монастырь Нижний Задени, основанный прп. Фаддеем. Через некоторое время началось землетрясение, прекратившееся только тогда, когда мощи И. З. крестным ходом, возглавляемым католикосом, вернули на вершину горы. Предположительно в кон. VI - нач. VII в. рядом с местом упокоения И. З. была выстроена церковь, где были похоронены мощи св. Илии, ставшего настоятелем мон-ря Зедазени после И. З. Согласно Житию, католикос Картли Климент (70-е гг. VIII в.) к востоку от церкви воздвиг др. церковь - во имя св. Иоанна Предтечи, и, т. о., рака с мощами И. З. оказалась погребенной под спудом возле жертвенника церкви. В настоятельство в Зедазени Михаила (кон. XI в.) усыпальница И. З. была уже открыта для поклонения. М.-Г. Сабинин в «Рае Грузии» сообщает о «дивном знамении Божием», происходящем с древности в день памяти И. З.: «течении воды со всего храма в небрежно устроенный бассейн, находящийся на северной стороне внутри храма, в трех саженях от гроба святого». В 1995 г. по благословению католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) рака с мощами И. З. была отреставрирована. Ист.: Арсений II, католикос. Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, к-рые просветили страну эту северную: [кименная ред.]// Какабадзе С. Архетипы «Жития Сирийских отцов»//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. С. 19-26 (на груз. яз.); он же. То же// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 157-159; он же. То же// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-66; он же. То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 191-217; Житие св. отца нашего Иоане Зедазнели, к-рый по Божиему велению и под предводительством Св. Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми: метафрастическая ред.]// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-68; То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 190-217; Житие св. отца нашего Иоане Зедазнели, к-рый по Божиему велению и под предводительством Св. Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми: метафрастическая ред.]// Сабинин. Рай. 1882. С. 193-208; То же// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 99-127; То же// Абуладзе. Сир. подвижники. Тбилиси, 1955. С. 3-68; То же//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 83-107; Житие прп. Иоанна Зедазнели [синаксарная ред.]//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 387-392; Джуаншер. Житие Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 307, 315; он же [Джуаншер Джуаншериани]. То же [Жизнь Вахтанга Горгасала]//Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 104; Обращение Картли//Шатбердский сб. X в./Ред.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 326 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/471182.html

Троицкий женский монастырь Кацарети (Хашмийская Самеба) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Самеба ( . ), он же Хашмийская Самеба или Хашмийский монастырь Святой Троицы, или монастырь Кацарети - в настоящее время монастырь в Сагареджийском районе в предгорьях Гомборского хребта около села Хашми. Самое известное в монастыре - это его базилика V или VI века. Содержание История [ править править код ] В античные эпохи левый берег куры и всё пространство до Гомборского хребта называлось Кухетией, и населяли его кухетинцы. Место, где стоит монастырь, могло быть селом, городом, или просто культовым центром у этих людей и называлось оно Кацарети. Когда Святая Нина крестила царя Мириана, она отправилась далее на восток, в сторону Алазанской долины. Известно, что она была в Жалети, Уджарме и Кацарети. Неизвестно, в какой последовательности. Шатбердский список хроники " Обращение Картли " говорит: «И Нино вошла в Кхоэти и стала в Кацарети. И крестила кхоэлов и суджов со всем их народом». Таким образом, если крещение Картли произошло в Мцхете, то крещение кухетинцев - в Кацарети. Может быть, в реке Иори. Здесь же Нина установила крест. На том самом месте, где сейчас стоит базилика. Есть, впрочем, мнение, что Нина крестила суджей в другом месте, где-то за Алазани, а современное Кацарети получило своё название уже позже. Далее лет 150 тут ничего не происходит, а ближе к концу V века царь Вахтанг Горгасал строит тут храм. Считается, что перед одним из походов на горцев он дал клятву основать такой храм в случае успеха. Так же считается, что храм начал строиться в самом конце его правления или даже при его сыне Дачи, то есть, в те кризисные годы, когда вся равнина была захвачена персами, а Вахтанг жил в крепости Уджарма, что в 6-ти километрах западнее. Дачи тоже жил в Уджарме первое время, так что вполне логично, что храм строили где-то рядом. В XV веке храм был облицован плитами из песчаника. В резултате он стал двуслойным: внутренняя стена VI века, а внешняя XV. Тогда же появился и резной крест на восточной стене. Это редкий случай резьбы по камню XV века. Считается, что некоторые огрехи исполнения демонстрируют общий упадок культуры в те времена.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_женск...

НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

http://pravoslavie.ru/41585.html

96 Изначально, с V века первостоятель Грузинской Церкви, как это было в Армении и Сирии, облекается в сан Католикоса (греч. – всеобщий). С начала XI в. Католикос Грузии титулуется и Патриархом – Католикос-Патриарх. 97 Святой Вахтанг I Горгасали («Волчья Голова») – царь из династии Хосроидов, управлял страной на протяжении пятидесяти с лишним лет (446–502). При нем Грузия достигла своего могущества. Во время царствованя Вахтанга Горга-сала Грузия вела с Ираном долгую и тяжкую войну, царь вьщуЖден был большую часть своей жизни провести в военных походах. Успешно отстаивая независимость родины, он Иного сделал для Грузинской Церкви. При нем в V в. Был перестроен Мцхетский собор Светицховели, посвященный Двенадцати Апостолам. В Тбилиси, новой столице, Вахтанг I заложил основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня, Сионского собора. При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр; были полностью переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета и главные богослужебные книги. В V столетии в Грузии велось интенсивное храмостроительство. Был смертельно ранен в одной из битв с персами. Память 30 ноября (13 декабря). 98 Святой Петр I – первый Католикос-Архиепископ Грузии (в 467– 474 гг.). Память 30 ноября (13 декабря). 99 Память преподобного Иоанна Зедазенского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI в.) 3 7 (20) мая. 100 Преподобный Симеон Столпник, Дивногорец, Младший († 596) – пресвитер, подражал подвигу Симеона Старшего. Основал на Дивной горе в окрестностях Антиохии обитель. Св. Симеон назван Дивногорцем по имени горы, о которой Господь в видении предсказал преподобному Симеону, что она назовется Дивною, потому что на ней Господь удивит милость Свою в Симеоне. Дни памяти 24 мая (6 июня); в субботу сырную.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Мон-рь Дзвели-Шуамта. V–VI вв. Во 2-й пол. V в. по инициативе св. царя Вахтанга были созданы основы нового автокефального церковного устроения: во главу иерархии был поставлен архиепископ с титулом католикоса, увеличено число епархий, образован Синод, состоявший как минимум из 14 архиереев. Однако ни в Житии Вахтанга Горгасали, ни в «Мокцеваи Картлисай» ничего не сказано о предоставлении Церкви Картли автокефалии. Несмотря на это, большинство историков (И. Джавахишвили, М. Лордкипанидзе, В. Гоиладзе, Б. Ломинадзе, Н. Ломоури, З. Абашидзе) считают, что именно в это время ГПЦ стала независимой от Антиохийской Церкви. Др. исследователи (К. Кекелидзе, С. Горгадзе, Дж. Фэрис, Е. Николадзе) говорят о полунезависимом, автономном статусе Картлийской Церкви этой эпохи. Следующим шагом к расширению автономии было предоставление Церкви при визант. имп. Юстиниане (30-е гг. VI в.) права избирать католикоса из представителей груз. иерархии. Так, во время правления груз. царя Парсмана V (ок. 540-558) католикосом стал грузин Савва I , и «от сей поры уже не привозили католикосов из Греции, но назначали их из знатных родов грузинских» ( Джуаншер Джуаншериани. История//КЦ. Т. 4. С. 96). Избранные в Картли католикосы должны были утверждаться Антиохийским патриархом в Антиохии, указание на что есть в соч. груз. писателя XI в. прп. Ефрема Мцире «Сведения об обстоятельствах обращения Картли»: в сер. VIII в., при Антиохийском патриархе Феофилакте (745-750), из Картли прибыли груз. монахи, к-рые сообщили, что из-за дальности и трудности пути из Грузии в Антиохию, а также из-за того, что территории между Грузией и Антиохией заняты «агарянами» (арабами), избранные в Картли католикосы в течение длительного времени не могли посещать Антиохию для утверждения ( Ефрем Мцире. Сведения. С. 9-10). Ефрем Мцире, опираясь на сведения «Антиохийского хронографа», отмечает, что патриарх и Синод Антиохийской Церкви дали грузинам протрептикон (разрешительную грамоту), предоставлявший Картлийской Церкви право иметь избранного на месте католикоса без утверждения его Антиохией (Там же. С. 10). Однако ни факт утверждения в Антиохии избранного в Мцхете католикоса, ни существование нек-рых обязательств перед Матерью-Церковью после получения протрептикона от патриарха Феофилакта не дают оснований утверждать, что Церковь Картли была автономной, а не автокефальной: даруя автокефальные права, Матери-Церкви (К-польский и Антиохийский Патриархаты) всячески стремились к.-л. образом привязать к себе дочерние Церкви.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Недостаток исторических свидетельств не позволяет ответить на вопрос, поддерживали ли груз. монахи диаспоры связи с родиной в V-VI вв. и отразились ли эти связи на распространении М. в самой Грузии. Вошедшая в состав «Картлис Цховреба» хроника «Жизнь Вахтанга Горгасали» Джуаншера Джуаншериани (XI в.) сообщает, что царь св. Вахтанг хотел поставить нового католикоса и пригласил из Византии в Грузию 2 священников: Петра и иером. Самуила. Католикосом был избран первый, но Самуил вскоре стал преемником умершего Петра и мог быть проводником монашеских идей в Грузии (КЦ. 1955. Т. 1. С. 198-205). Во 2-й пол. V в., по возвращении из очередного военного похода, св. Вахтанг направился в юго-западную провинцию Грузии Кларджети и повелел своему родственнику и правителю провинции Артавазу построить здесь монастырь «по примеру тех, которые царь видел в Греции [т. е. Византии]». Артаваз исполнил приказание и построил мон-рь Опиза , ставший впосл. знаменитым центром груз. культуры (Там же. С. 177-178). Начало широкого распространения М. в Грузии обычно датируется VI в., «спустя 200 лет после обращения Картли» (Мокцевай Картлисай//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. C. 94), и связано с приходом в Грузию 12 т. н. сир. отцов под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского - группы монахов - выходцев из В. Месопотамии, основавших множество монастырей в разных частях Грузии. До 1991 г. основным источником сведений о жизни этих подвижников был цикл Житий, составленных в XI-XII вв. (груз. текст: ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 186-248). Один из новонайденных груз. манускриптов Синая (Sinait. iber. N 50, X в.; изд.: Aleksidze, Mah é. 2001), содержащий краткую антологию ряда древних источников (многие утеряны) о прп. Иоанне и его учениках, позволяет по-новому представить ранний этап распространения М. в Грузии (подробнее см. в ст.: Сирийские отцы ). Ученики прп. Иоанна были отшельниками, они формально не составляли монашеской общины, не подчинялись фиксированному монашескому уставу, а обладали определенной свободой. Каждый из отцов сначала жил отдельно в полном одиночестве либо вместе с одним учеником, к-рый все же селился на заметном расстоянии от учителя. Так, прп. Давид Гареджийский жил вместе с учеником прп. Лукианом, прп. Иоанн - с диак. Илией (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 229; Martin-Hisard. 1986. P. 81). Источники ничего не сообщают о происхождении этих учеников. Вероятно, они были из местных жителей-грузин. В случае необходимости ученики прп. Иоанна (из числа 12) посещали своих собратьев, живших по соседству. Т. о., в 1-м поколении груз. монахов сложилась неформальная иерархия: «отец» - прп. Иоанн, «сыновья» - 12 учеников, считавших друг друга братьями, но являвшихся в свою очередь «отцами» для последующих поколений учеников ( Mah é. 2011. P. 56).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп». Волк и лев: святой царь Вахтанг B V beke Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали. Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова». По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев). В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией. Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси. И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов. Сокровища храма Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. B XI beke по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же. B XIV веке собор пережил нашествие монголов. B XV — землетрясение, разрушившее купол. B XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.

http://pravmir.ru/sveticxoveli-tajna-xit...

Очевидно, никорцминдели Мануил, упомянутый в документах, и еп. Мануил (Чхетидзе), в 1529 г. возведенный на кафедру Хонской епархии,- одно лицо. Существует также предположение о том, что до того, как занять Хонскую кафедру, Мануил был епископом Кутаисским ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 233). После Никорцминдской кафедры еп. Мануил занял Ацкурскую: в одной из рукописей, хранящихся в мон-ре Никорцминда, указано: «Во славу Маноэла Чхетидзе Мацкуерского, да простит Господь им их прегрешения» ( Такаишвили. 1939. С. 5; Амвросий (Хелая). 2011. С. 181). Переход еп. Мануила в Ацкури произошел предположительно в период с 1538 по 1545 г. ( Гаприндашвили. 2015. С. 228). Есть мнение, что в Никорцминде церковная кафедра была основана в древности, позже упразднена, однако источники, свидетельствующие об этом, не сохранились ( Какабадзе. 1922. С. 29; Метревели. 2013. С. 63). Исп. Амвросий (Хелая) ссылался на сведения историка XIX в. П. Иоселиани о том, что из 2 епархий в Лихт-Имерети, основанных в V в. царем Картли св. Вахтангом Горгасали , одной была Н. е. ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 175). Однако следует отметить, что в соч. Иоселиани «Краткая история Грузинской Церкви» в списке епархий, основанных или восстановленных царем св. Вахтангом, Н. е. не упоминается; возможно, произошла путаница с названиями Н. е. и Ниноцминдской епархии ( Иоселиани. 1843. С. 36). Арх. Михаил. Роспись свода вимы алтаря ц. во имя св. Архангелов в с. Земо-Крихи. Сер. XI в. Арх. Михаил. Роспись свода вимы алтаря ц. во имя св. Архангелов в с. Земо-Крихи. Сер. XI в. Царь Имерети Баграт III и царица Елена с основанием Н. е. «пожелали вспомоществовать и усердствовали, и приложили руку к восстановлению ослабленного монастыря Никорцминда, и основали церковь» ( Какабадзе. 1912. С. 6). Кафедра была размещена в кафоликоне во имя свт. Николая, построенном царем единой Грузии Багратом III (978-1014) в 1010-1014 гг. ( Бердзенишвили. 1979. С. 21-22), поэтому в источниках правящих архиереев называли также николаосцминдели (Николаосцминдскими). Архиерейский дворец был выстроен на территории мон-ря близ кафоликона. По словам нем. путешественника И. А. Гюльденштедта, побывавшего в Грузии в 1771-1772 гг., мон-рь «расположен на вершине каменистой горы... У него есть крестовая церковь, выстроенная из тесаных камней, длиной 20 шагов и шириной - 15. Жилище епископа построено из дерева. Однако оно является, наверно, самым величественным и правильным строением в Имерети. Его длина 35 шагов, а ширина 25 шагов» ( Гюльденштедт. 1962. С. 131). Также на территории мон-ря действовало небольшое учебное заведение, к-рым руководил еп. Никорцминдский Софроний (Цулукидзе; 1793-1842). С его именем связано и основание типографии в дер. Цеси, входящей в состав Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010