Те со страхом убедились, что священные лица на иконе Богоматери изменили своё положение и выражение. После этого, поблагодарив Пресвятую Богородицу за Ее спасительный Промысл, иноки поднялись на стены. Тем временем пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные бежали и затем уплыли прочь. Растроганные монахи спустились в храм и ещё раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться «Парамифия» (т. е. «Отрада и Утешение») и до сих пор остаётся видоизменённой как напоминание об удивительном происшествии. В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой «Отрада» была возжжена неугасимая лампада, а также зажигается большая свеча. В приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поётся молебен Божией Матери. (обратно) 148 «Элеовритисса» («Елеоточивая») — чудотворная икона Пресвятой Богородицы прославилась и получила своё название по следующему случаю. Однажды в Ватопедской обители случился недостаток масла — оставался всего один сосуд, и дохиар (заведующий хозяйством) не стал давать братии масла. Но игумен, твёрдо надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, приказал ему елей выдавать. Однажды, войдя в дохиарную (кладовую), он подумал, что масло кончилось. Но что же оказалось? Сосуд был наполнен маслом до краев, так что оно переливалось через край горлышка. Тогда все прославили и возблагодарили Царицу Небесную. (обратно) 149 «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:1–2). (обратно) 150 На самом деле ближе всего к границе с миром расположены Хиландар и Эсфимген. (обратно) 151 «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: " не ешь от него " , проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

Фото: pixabay.com Войны, катастрофы, убийства — почему мы привыкли к смерти? И как относится к ней христианин 4 июля, 2021 И как относится к ней христианин Фото: pixabay.com Тяжело пережить смерть близкого человека, особенно если он скончался скоропостижно. Игумен Ватопедского монастыря на горе Афон архимандрит Ефрем размышляет о том, что значит скоропостижная смерть и как помочь усопшим. Архимандрит Ефрем Ватопедскии «Смерть — результат грехопадения» В наше время, в век стремительного развития науки и технологий, взаимопроникновения культур и кризиса моральных ценностей, люди стараются не произносить слово «смерть», а все, что напоминает о ней, игнорируется и тщательно маскируется. Современный человек воспринимает смерть как что-то ужасное, как потерю — не зря об умершем мы печально говорим, что потеряли его. И пока человек не научится правильно относиться к смерти, он так и будет бояться, избегать мыслей о ней, превращая свою жизнь в сплошной невроз, лишенный смысла. Остановка сердца, гибель головного мозга — так называемая биологическая и клиническая смерть — не являются естественным состоянием и происходят не по желанию Бога. Бог не создал смерть (Прем.1:13). Она проникла в падшую человеческую природу через первородный грех и действует подобно паразиту. Смерть является результатом грехопадения. «Ибо в день, в который ты вкусишь от [древа], смертью умрешь» (Быт.2:17). Вспомним и слова апостола Павла: « Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков,  потому что  в нем все согрешили» (Рим.5:12).  Итак, смерть есть результат первородного греха, проникшего в человеческую природу, а через нее — и во все творения. «Чем выше духовное состояние человека, тем меньше он боится смерти» Всеблагой Господь позаботился о том, чтобы человеку был неведом его смертный час. Святые отцы объясняют это тем, что если бы мы знали день своей смерти, то постоянно бы грешили, забыв о добродетели. А неизвестность смертного часа держит нас в боевой готовности. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час придет ваш Господь» (Мф.24:42). Эти слова относятся как ко Второму пришествию Христа, так и к смерти.

http://pravmir.ru/vojny-katastrofy-ubijs...

Целых три уже года прожил земной ангел в той пещере, ангельскую и вышеестественную проводя жизнь, весь чуждый настоящему, весь изменившийся и боговдохновенный, чудо, так сказать, и для самих невещественных и возле Бога находящихся существ. Это он и понимал, именно то, что стал как бы кораблем, наполненным, сколько возможно, товаром добродетелей вследствие принятия всей доступной людям благодати, – ибо дальше Гадир, говорят, не плавают, – и потому задумывает и совершает нечто действительно дивное и богоподражательное. Я не буду решать вопроса о том, удалось ли кому-нибудь из достигших такой высоты добродетели совершить это, но что это весьма хорошо показывает, так сказать, восхождение его на высоту добродетели и богоподобия ныне сущим и потом имеющим быть поколениям, это я всегда буду утверждать. Ибо зная, что Божественное смиренномудрие для всякого рода жизни по Боге есть необходимейшая вещь, связывающая и скрепляющая, как при постройке цемент, по словам одного из наших мудрецов, материал добродетелей, как бы какие большие и малые камни к созиданию душевного дома, а для достигших высоты совершенства по Боге и во всех отношениях полезно и чрезвычайно необходимо, как увеличивающее сокровища и совершенно прогоняющее зверей (духовных), – давно уже зная это из жизни, теперь, как бы с другой стороны начиная, он всецело ему предается, все прочее, так сказать, оставив, а лучше все ему вверив и снова за него взявшись как бы за какую-нибудь запечатанную сокровищницу, прочно сохраняющую в себе множество всяких благ. Поэтому, похвально произнося Божественные те слова: когда исполните, говорит, все побеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк. 17:10 ), если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное ( Мф. 18:3 ), а к этому еще: благодатью вы спасены ( Еф. 2:5 ), оправданные даром благодатию Божией (ср. Рим. 3:24 ), ибо как рубище нечистое, говорит, вся праведность наша пред Богом (ср. Ис. 64:6 ), – тотчас удаляется из этого монастыря, уходит в находящееся возле Иордана общежитие подвижников (ασκητν), посвященное имени великого Крестителя и Предтечи, и упрашивает предстоятеля с величайшей скромностью причислить и его к прочим братиям, как у них установлено, и распоряжаться им при всякой надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дело против игумена Ефрема и Ватопедского монастыря разваливается 04.03.2013 429 Дело против игумена Ефрема и Ватопедского монастыря грозит закончится фиаско. Обитель оправдана еще по одному пункту обвинений, сообщает сайт Agionoros.gr . В архив были отправлены очередные серьезные обвинения о предполагаемых связях Ватопедского монастыря с оффшорными компаниями после того, как прокурор не обнаружил в них уголовно наказуемых деяний. Дело было заведено на основании обвинений в предоставлении Μarfin Βank кредитов Ватопедскому монастырю. Прокурор апелляционного суда И. Мораитакис сделал следующее заявление по этому делу: «Обвинения не выдерживают критики, и нет указаний на совершение преступлений». Обозреватель портала так прокомментировал новый поворот в «ватопедском скандале»: «К какому мы можем прийти выводу? Стало совершенно очевидно, что это был несуществующий скандал, который, по всей видимости, поддерживался политически ангажированными лицами, не стеснявшимися прибегать к самой постыдной клевете по отношению к историческому Ватопедскому монастырю, поливавшими грязью игумена Ефрема с целью их нравственного и экономического уничтожения. Однако, как говорит народ, “у лжи короткие ноги…”» Обвинения против игумена Ефрема и братии Ватопеда продолжают рушиться, как карточный домик. Верховный суд (Ареопаг) оправдал игумена Ефрема и монаха Арсения, обвинявшихся в том, что в результате утечки информации им стали известны подробности процесса, что ставило под сомнение его законность по причине нарушения прав стороны защиты. Клеветой оказались все те обвинения, что предъявляли монаху Арсению в его неблаговидном поведении по отношению к третьим лицам. Обвинения о якобы передаче Ватопедскому монастырю лесов, лесных участков и археологических мест тоже оказались клеветой. Клеветой оказалось все, что было сказано в отношении имущественных прав на озеро Вистонида. Два месяца назад бывший премьер-министр Константин Мицотакис заявил: «Я передал право собственности на озеро Вистонида Ватопедскому монастырю в 1951 году». Тогда Мицотакис был министром финансов Греции.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/04/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > Настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем попросил апелляционный суд освободить его с ограничительными условиями 31.01.2012 275 Настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем , находящийся в афинской тюрьме «Коридаллос», направил прошение в Апелляционный суд о замене ему предварительного заключения на освобождение с ограничительными условиями. Об этом сообщил ИТАР – ТАСС со ссылкой на греческий телеканал «Мега». По сообщению телеканала, отец Ефрем сослался в своем прошении «на состояние своего здоровья, а также на тот факт, что известно его место проживания и, следовательно, его нельзя подозревать в том, что он может бежать из страны». Архимандрит вновь заявил о своей невиновности в деле по обмену недвижимостью между монастырем и государством. Прошение уже изучается прокуратурой Апелляционного суда, которая представит свое предложение следователю Ирини Калу, занимающейся данным делом. Во время предварительного судебного разбирательства Калу высказалась за заключение настоятеля Ватопедского монастыря под стражу по обвинениям в «отмывании грязных денег и ложных показаниях». В ответ прокурор выразил мнение, что игумен должен быть освобожден с «ограничительными условиями» под денежную гарантию в 200 тыс евро и запрет выезда из страны. Тем не менее, совет Апелляционного суда Афин принял 23 декабря решение арестовать архимандрита Ефрема и поместить его в камеру предварительного заключения до судебного процесса, дата начала которого не назначена. Согласно греческому законодательству, предварительное заключение может максимально длиться 1,5 года. Отец Ефрем обвиняется в причастности к имевшим место несколько лет назад сделкам по обмену недвижимостью монастыря с греческим государством, которые, по версии следствия, нанесли государственной казне многомиллионный ущерб. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/31/na...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН ВАТОПЕДСКИЙ [греч. αμιανς Βατοπεδινς], иером., греч. мелург (нач. 3-й четв. XVII - сер. 1-й четв. XVIII в.). Ссылки на муз. произведения Д. В. и их подборки встречаются во мн. греч. певч. рукописях поствизант. периода, гл. обр. кон. XVII в. и более поздних. В ряде рукописей он назван Дамианом монахом (напр., Анфология. Ath. Xen. 114. Fol. 119v - 144v, 163v-175v, XVIII в.; см.: Στθης. Χειρϒραφα. T. 2. Σ. 30-31), в других - Д. В. (наиболее показательны 2 списка Анфологии Пападики - Анастасиматария Хрисафа Нового: Ath. Philoth. 134. Fol. 117v, 203, кон. XVII в., Ath. Iver. 968. Fol. 177, 492, 495, 1724 г.; Матиматарий - Калофонический Ирмологий. Ath. Doch. 310. Fol. 246v, 2-я пол. XVIII в.; Анфология Пападики. Ath. Xeropot. 313. Fol. 284v - 314, 1794 г.). В некоторых источниках Д. В. назван священником (ερες - Ath. Pantel. 967. Fol. 139v - 155, нач. XVIII в.), чаще в надписаниях распевов упомянут как иеромонах (Анфология Пападики. Ath. Cutl. 449. Fol. 113, 115v, XVII в.; Анфология Пападики - Анастасиматарий. Ath. Pantel. 1016. Fol. 193v, 1728 г.; Анастасиматарий - Анфология Пападики. Ath. Dionys. 578. Fol. 196-200v, 2-я пол. XVIII в.; Анфология Пападики. Ath. Doch. 338. Fol. 207v - 212, 1767 г.; Пападики. Ath. Paul. 132. P. 311, 1774 г.; Анфология Пападики. Ath. Xen. 123. P. 301, 2-я пол. XVIII в., и др.). Его имя есть в алфавитном каталоге антиохийского архидиак. Никифора Кантуниариса Хиосского (Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в.) и в «Большом Теоретиконе» Хрисанфа из Мадита (Σ. 35. § 54). В автографах иером. Иверского мон-ря Космы Македонца , мелурга, превосходного писца, ученика Германа , митр. Нов. Патр (о Косме см.: Καραϒκονης. 2003. Σ. 370-374), уточняется, что Д. В. был игуменом: «...другая Честнейшая осмогласная, Дамиана, кафигумена Ватопедского, моего ученика» (Анфология. Ath. Iver. 1052. Fol. 22v, 1680 г.), «Дамиана, проигумена Ватопедского» (Анфология Пападики - Анастасиматарий Хрисафа Нового. Ath. Stauronik. 165. Fol. 305v, посл. четв. XVIII в.; см.: Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 3. Σ. 560). Косма неск. раз упоминал в рукописях о том, что Д. В. был его учеником: помимо указанной выше записи в Анфологии 1680 г., в Анастасиматарии Хрисафа Нового 1678 г. (Ath. Pantel. 919. Fol. 98v: «Дамиана, иеромонаха, моего ученика, «Хвалите Господа...», глас 1-й плагальный»), в Анфологии Пападики - Анастасиматарии Хрисафа Нового посл. четв. XVIII в. (Ath. Stauronik. 165. Fol. 193: «...другая Честнейшая осмогласная, Дамиана, иеромонаха Ватопедского, моего ученика, глас 1-й»), в Пападики 1686 г. (Ath. Iver. 970. Fol. 81v, с точно таким же надписанием) и в др. Любовь и уважение, к-рые питал Косма к своему ученику, раскрываются во фразе, приписанной к кратиме Д. В. в том же иверском кодексе: «Прибавление моего Дамиана» (Fol. 185v).

http://pravenc.ru/text/168784.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумена Ватопедского монастыря допросили, и он может быть арестован 05.12.2011 1184 Сразу после возвращения из России в Грецию архимандрит Ефрем, наместник Ватопедского монастыря Святой горы Афон, мог быть арестован в связи с заведенным на него делом, но после многочасового подробного допроса был выпущен на свободу, сообщает Religare.ru . Будет ли архимандрит Ефрем арестован или нет в ближайшие дни решит апелляционный суд. В центре конфликта между монастырем Ватопед, следователями и прокуратурой - озеро Вистонида, на которое давно претендует греческое правительство. В ходе конфликта игумена Ефрема неоднократно обвиняли, а счета Ватопеда блокировались. Вистонида - озеро площадью зеркала около 45 км, находится на границе номов Ксанти и Родопи. От Эгейского моря озеро отделено узкой полоской земли, на которой расположен рыбацкий посёлок Лагос. Озеро Вистонида в 1996 году было объявлено заповедным. Его берега покрыты тростником и тамариском. На озере гнездятся и обитают 227 видов птиц. Вокруг озера - влажные луга, встречаются солончаки. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/05/ig...

– В целом Афон имеет в греческом обществе очень большой авторитет. Собственно, во всем православном мире, но в греческом особенно. Люди, которые хотят радикально решить свои отношения с Богом, направляются на Афон. Большинство мужского населения Греции имеет таких сознательных верующих и своих духовников на Афоне. Вот на этой картине какое место у Ватопедского монастыря? – Я не могу обозревать так, как вы со своей площадки… – Радио «Радонеж»… – Радио «Радонеж» там 20–21-й год, поэтому я вижу кое-что, хотя и приблизительно. Грубо говоря, я прихожанин московского храма непонятного духовника. А будучи на Афоне, прикипел именно к Ватопедскому монастырю. Но если попытаться обобщить, что их отличает, – наверное, это искренняя любовь к людям, которые попадают в Ватопед. Это, по сути, благословение отца Иосифа Ватопедского, без которого говорить о Ватопеде довольно сложно. Он на самом деле, если можно так сказать, абсолютная мегаличность. Он наш современник, вы знаете, он умер 1 июля 2009 года в возрасте 88 лет. Я имел счастье с ним общаться, но для меня самое яркое и глубокое общение с человеком – это именно с ним. Даже самое первое общение, когда мы уставшие, галопом по Европам, пронеслись, даже не знали, кто это. Сели, кого-то ждем, кого не знаем. Тут выходит смиренный старец, садится, смотрит на нас внимательно, с большой-большой любовью. И меня просто пронизывают мурашки, появляются слезы, и уже ничего не надо. Он какие-то слова говорит, а мне уже хорошо. Я уже увидел Небо, увидел Бога. Вот этот старец – это Ватопед, это Афон, это человек, который эту братию сделал. Человек, который ее духовно окормлял, человек сверхдуховного и серьезного подвига. Человек, который после каждого причастия плакал и рыдал, как младенец, потому что восприятие Бога для него было очень живое. Поэтому Ватопед – это живая традиция этого старца, отца Иосифа Ватопедского. И вот он собрал такую братию, он заповедал многие вещи, те же традиции гостеприимства например, – это главная заповедь была отца Иосифа. Он, будучи полным аскетом, сидя спал, мало ел и вообще себя ограничивал во всем и призывал к этому всех.

http://pravmir.ru/svyatoj-afon-arximandr...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Ватопедское дело и кризис   Ватопедское дело и кризис     Продолжаем публиковать посвященные Афону главы из книги Майкла Льюиса «Бумеранг». Написанная всего несколько месяцев назад книга «Бумеранг» уже стала бестселлером, известным во всем мире, кроме Росси, конечно. Те, кто интересуются экономикой, знают имя Майкла Льюиса, хотя бы по книге «Покер лжецов». Новая работа Майкла Льюиса помогает разобраться с понятиями: Православие, экономика, кризис, Афон, Греция, Восток. Рекомендуем к чтению, хотя текст мы немого измнили. Чтобы разобраться в кризисе автор решил использовать нестадартный подход: он просто взял - и поехал на Афон. - Святая Гора Афон Ситуация изменилась 4 октября 2009 г., когда в Греции сменилось правительство. Скандал подкосил правительство во главе с премьер-министром Костасом Караманлисом и по следний был с треском смещен, что, впрочем, неудивительно.   Удивляет другое. В конце 2008 г. из новостей стало известно что Ватопед каким-то образом приобрел сравнительно никчемное озеро и обменял его на куда более ценный участок государственной земли.   Как монахам удалось это провернуть, неизвестно — прошел слух, что они дали огромную взятку какому-то государственному чиновнику. Однако никаких следов взятки не обнаружили. Тем не менее последо вавший негативный резонанс не давал греческим политикам покоя весь следующий год. Скандал, связанный с Ватопед-ским монастырем, оставил неизгладимый след в обществен ной памяти. «Мы никогда не видели такой активности на вы борах, как после этого скандала, — сообщил мне редактор одной из ведущих греческих газет. — Если бы не Ватопед, Караманлис и сейчас был бы премьером, и все оставалось бы по-прежнему». Димитри Контоминас, миллиардер, основа тель греческой страховой компании и, между прочим, владе лец телекомпании, которая сделала ватопедский скандал до стоянием общественности, напрямик заявил: «Ватопедские монахи привели Георгиоса Папандреу к власти».     Новая партия (якобы социалистическая ПАСОК), при шедшая на смену старой (якобы консервативной Новой демо кратии), обнаружила, что в казне недостает такого количе ства денег, что решила: другого выхода, кроме как рассказать все начистоту, у нее нет. Премьер-министр объявил, что де фицит бюджета Греции был сильно занижен — и что для по лучения точных цифр потребуется некоторое время.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=1427

Большая часть книг, вывезенных Арсением Сухановым из афонских монастырей, находилась в собрании Синодальной библиотеки, а в 1920 г. вместе с этой библиотекой перешла в хранилище Государственного Исторического музея в Москве. Возвращаясь к истории Ватопедского книгохранилища, следует отметить, что тяжелые налоги, требуемые турками от обители в XVII веке, побудили братию Ватопеда искать помощи и заступничества в разных странах. Преодолеть эти трудности помогли православная Россия и правители дунайских княжеств, которые посылали монастырю щедрые пожертвования. Это в известной мере способствовало сохранению основных книжных богатств Ватопедской библиотеки. Василий Григорович-Барский уделил подробное внимание описанию сокровищ афонских книгохранилищ, и в частности ватопедского. Среди множества грамот и актов, хранившихся в архиве Ватопеда, В. Г.-Барский особо отметил один документ, имевший отношение к истории отношений этой обители с православной Россией, но, к сожалению, он не приводит содержания этой грамоты: «В Ватопеде… еще же имут и царей российских грамоту прекрасную, но в то же время бяше в господарстве Волоском, в некоем подчиненном и причастном сему монастырю» 195 . Несмотря на такие благожелательные отзывы о состоянии ватопедского книгохранилища, существовала реальная опасность уничтожения части находившихся там рукописей. Руководствуясь своими собственными соображениями, насельники этой обители, как, впрочем, и других, иногда избавлялись от обветшалых манускриптов, а также от тех книг, содержание которых, по их мнению, могло представлять соблазн для православного читателя. Уничтожение таких рукописей было обычным делом; порой количество рукописей, сожженных в Ватопеде, было так велико, что, как говорили В. И. Григоровичу, однажды в истопленной ими печи испекли монастырские хлебы 196 . Есть много подобных свидетельств других писателей об Афоне, но приводить их здесь нет необходимости, поскольку факты очевидны. Для того, чтобы поднять уровень образованности афонских насельников, в середине XVIII века была сделана попытка основать на Святой Горе богословское заведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010