Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (Евдокимов Евгений Владимирович; род. 1.11.1951, с. Калтасы, Башкирская АССР), архиеп. Александровский и Юрьев-Польский. Из семьи служащих. По окончании средней школы работал электриком на заводе. С 1969 г. учился в Воронежском технологическом ин-те. Во время учебы принял решение о получении духовного образования. Поскольку для поступления в ДС требовалось пройти воинскую службу, в 1971 г. оставил ин-т и был призван в Советскую Армию. В 1974-1977 гг. обучался в Московской ДС, а затем поступил в МДА. В течение неск. лет нес академическое послушание иподиакона у ректора архиеп. Владимира (Сабодана , ныне митрополит Киевский и всея Украины). 4 дек. 1980 г. в ТСЛ пострижен в монашество с именем Евстафий. 4 янв. 1981 г. рукоположен во диакона. В 1981 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о благодати прп. Симеона Нового Богослова». 27 марта 1982 г. рукоположен во иерея. По окончании МДА назначен профессорским стипендиатом и преподавателем заочного отд-ния Московской ДА и ДС, нес в ТСЛ послушание помощника эконома. В 1984 г. Е. возведен в сан игумена, направлен служить в Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь , затем был переведен в братию мон-ря. В 1986 г. награжден крестом с украшениями. В янв. 1988 г. направлен наместником архим. Тихоном (Емельяновым , ныне архиепископ Новосибирский) в командировку во вновь открывшийся Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь в качестве строителя, эконома и духовника обители. При Е. были отреставрированы Спасский и Никольский монашеские корпуса обители (1990-1991), отреставрированы и освящены Свято-Введенский собор монастыря и ц. свт. Николая Чудотворца (1992). В мае 1991 г. Е. назначен наместником ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мужского монастыря , переданного в ведение Ярославской епархии. При Е. мон-рю были возвращены из фонда Ростовского музея мощи свт. Димитрия Ростовского (4 июня 1991), мощи прп. Авраамия (25 дек. 1991). В нояб. 1991 г. в Иаковлевской ц. установлен иконостас из сохранившихся икон Зачатиевского собора мон-ря, также переданных из фондов Ростовского музея. 24 апр. 1994 г. Е. возведен в сан архимандрита. 25 авг. 1997 г. мон-рю была передана Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» (или «Утешение»), с этого дня в обители ежегодно установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/187462.html

деспот Иоанн Углеша, серб. кор. Стефан V Урош и его супруга Анна. Бывш. Фессалоникийский митр. Макарий († 1546) завещал мон-рю свою личную б-ку, из к-рой теперь в В. осталось 12 рукописей, по 1 рукописи хранится в скиту св. Димитрия и в Москве (ГИМ. Греч. 485). Симеон (Синесиос) Эланикос (XVII в.), писатель и писец, оставил после себя 7 книг. Наибольшее собрание из 28 книг передал мон-рю бывш. Тивериадский и затем Адрианопольский митр. Григорий, к-рый жил в В. в 1829-1860 гг. Значительное число рукописей происходит из подворий В. в Валахии и Молдавии (напр., дар господаря Василия Лупу). В б-ке мон-ря хранится 9 слав. рукописей XIV-XVII вв. Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. 949 г. (Vatop. 949. Fol. 83v) Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. 949 г. (Vatop. 949. Fol. 83v) Рукописное собрание В. понесло серьезные утраты во время пожаров и грабежей, ряд манускриптов был увезен коллекционерами и любителями древностей и в наст. время находится в архивах и б-ках разных стран. В 1491 г. Иоанн Ласкарис вывез неск. рукописей во Флоренцию для Лоренцо Медичи. В 1543 г. Николай Софиан по заказу Д. Уртадо де Мендосы, посла Карла V в Венеции, не только переписал «Географию» Птолемея (Cod. 655), но и увез с собой ряд рукописей (неизвестно, какие и сколько). Афанасий Ритор , купивший на Афоне более сотни рукописных книг для кард. Мазарини (1647/48), оставил нетронутым собрание ватопедской б-ки. Но в 1654 г. Арсений (Суханов) приобрел в В. 64 рукописи, из к-рых в наст. время 59 находятся в Москве (ГИМ), 2 - в С.-Петербурге (БАН), 2 - в Дрездене и 1 - в Кракове. Среди них наиболее ценными являются написанное унциалом Евангелие IX/Х в. (Греч. 9), «Аскетика» свт. Василия Великого 880 г. (Греч. 117), Слова свт. Григория Богослова 2-й пол. Х в. (Греч. 147), «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста кон. Х в. (Греч. 164), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника 992 г. (Греч. 185), Творения прп. Максима Исповедника сер. Х в. (Греч. 200), Иерусалимский Типикон 1297 г. (Греч. 272), «Физика» Аристотеля сер. XV в., написанная К-польским Патриархом Геннадием Схоларием для В. (Греч. 448), «Этика» Плутарха кон. XII - нач. XIII в. (Греч. 502) и др.

http://pravenc.ru/text/149927.html

В наст. время ростовская Ватопедская икона - самый ранний русский список с афонской святыни. Зеркальность композиции ростовской иконы по отношению к «О. или У.» и., очевидно, объясняется тем, что при ее написании иконография была малоизвестной и иконописец неправильно использовал иконный образец (прорись). Со 2-й пол. XV в. на Руси существовало особое внимание к афонским духовным центрам (в частности, к Ватопедскому мон-рю), в московском искусстве 1-й пол. XVI в. появились списки с изображением нек-рых святынь Ватопеда. Можно предположить, что это произошло под влиянием деятельности приехавшего оттуда прп. Максима Грека (празднование святому и Ватопедской иконе совершается в один день). Списки Ватопедской иконы в наст. время встречаются редко; один из ранних, закрытый чеканным позолоченным окладом с ангелами, датируется 1752 г. (год обретения мощей свт. Димитрия Ростовского; ГИМ). Однако в XIX в. иконы этого извода были распространены, особенно в ростовских храмах и мон-рях. Так, в алтаре собора Рождества Пресв. Богородицы мон-ря находился список «мерою» чудотворной иконы. Имеются сведения о создании списков образа для именитых паломников: такие иконы были преподнесены имп. Александру I, имп. мц. Александре Феодоровне в 1913 г. (во время посещения августейшей семьей Ростова), позднее - вел. кнг. Елисавете Феодоровне и др. На обороте Ватопедской иконы Божией Матери кон. XVIII - нач. XIX в. (18×14 см, ГМЗРК; приобретена в 1909 в антикварном магазине в Ростове) сделана надпись: «Благословенïе Всечечестнйшагω и Всепочтеннйшагω Отца Амфилохï Въ ui день феврарïа акв гω года». Предположительно икона могла быть написана иером. Амфилохием (Яковлевым), к-рый более 40 лет исполнял послушание у раки свт. Димитрия и известен как иконописец. На небольшом образе точно воспроизводится иконография оригинала, при этом взор Богоматери обращен в сторону, немного изменены цвета одеяний; позолоченный оклад выполнен из гипса. Списки Ватопедской иконы создавали иконописцы Ростова и др. городов, о чем свидетельствуют иконные образцы, в т. ч. в иконописных подлинниках. Н. П. Кондаков указал, что в лицевом подлиннике из собрания Г. Д. Филимонова в музее ОЛДрП 730) имеется прорись Ватопедской иконы с подписью: «Изображение и мера Чудотворнаго образа Пречистыя Бца ватопедскои моление новояв[л]еннаго святителя и чудотворца Димитрия, которои имеетца и ныне при гробе его». «Мера цке вишина одинадцать вершков, ширины деветь вершков» ( Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 174. Примеч. 1). Сохранилась московская литография 1885 г. с воспроизведением чудотворного образа ( Рубцова М. Л. Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря: Св. покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители. Ростов; М., 2016. С. 147).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ [Сераион; греч. Ανδρου ποστλου σκτη, Σεργιον], на г. Афон, в 500 м к северо-западу от Кареи (Протата). До XV в. здесь находился Ксистский мон-рь, принадлежавший Ватопедскому мон-рю . Еп. Порфирий (Успенский) сообщает, что с давних времен на этом месте была келья с ц. во имя прп. Антония Великого, называемая Руэн-ду (албан.- пастырь), к-рую построил предположительно монах-пастух из Албании и к-рая принадлежала к числу наемных келий Карейской лавры. Во 2-й пол. XVII в. келья была перестроена для вышедшего на покой в 1652 г. К-польского Патриарха свт. Афанасия III (Пателлария) . После его смерти в течение 107 лет келью занимали снимавшие ее у протата монахи. В 1766 г. К-польский Патриарх Серафим II , будучи на покое, приобрел келью и окружавший ее участок земли. По его просьбе мон. Пахомием, зодчим-хиосцем, там был заложен храм в виде башни с нижней ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и верхней - во имя ап. Андрея Первозванного, впосл. переосвященной греками во имя прп. Антония Великого, также был построен 4-этажный корпус, получивший название Серай (тур.- дворец). В нижнем ярусе корпуса размещались кладовые, в 1-м - хозяйственные службы, во 2-м - кельи и трапезная, в верхнем - Патриаршие покои и обширная б-ка. Патриарх Серафим прожил в обители 2 года, состоя в духовном общении с прп. Паисием Величковским , основателем скита Илии пророка. После смерти Патриарха старший архидиакон, его ученик, заведовавший хозяйством Серая, переселился в Ватопедский мон-рь, к-рому передал Серайскую келью. После греч. восстания 1821 г. Ватопед не смог более поддерживать Серай, и келья, переходившая из рук в руки, пришла в запустение. Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Основание А. а. с.

http://pravenc.ru/text/115350.html

Константин IX Мономах пожаловал В. солемний (годовое содержание за счет имп. казны). Имп. Михаил VI увеличил сумму до 80 номисм (в то время как Великая Лавра и Ивирон получали от императора по 600 номисм). В период экономического кризиса, постигшего Византию в сер. XI в., имп. Исаак I Комнин вполовину сократил годовое содержание В., но ок. 1080 г. оно было увеличено на 32 номисмы (т. е. всего 72 номисмы) ( Γοδας. 1926. N 3; Actes de Vatopédi. T. 1. N 11). Благовещение Пресв. Богородицы. Мозаика кафоликона. XI в. Благовещение Пресв. Богородицы. Мозаика кафоликона. XI в. Благовещение Пресв. Богородицы. Мозаика кафоликона. XI в. В 1080 г. имп. Никифор III Вотаниат освободил от сверхурочных налогов земельные владения В. в Перифеорионе (Фракия), Хрисополе и Заверникии, на п-ове Кассандра и близ Фессалоники вместе с правом размещать на них по 50 освобожденных от налогов крестьян (париков) (Actes de Vatopédi. T. 1. N 10). В 1082 г. ватопедский игум. Сергий Туркопул получил более существенные привилегии от визант. имп. Алексея I Комнина, к-рый заменил солемний полным освобождением земельных владений мон-ря от налогов (Actes de Vatopédi. T. 1. N 11). В 1086 г. император передал в ведение В. мон-рь св. Бессребреников близ Кормисты (недалеко от Драмы) ( Γοδας. 1926. N 2-7). Численность монахов увеличивалась, что следует из разрешения ватопедским инокам иметь в монастырском хозяйстве 2 пары волов (Actes de Vatopédi. T. 1. N 11). Из источников кон. XI в. известно, что избрание ватопедского игумена утверждалось непосредственно императором (Actes de Xénophon. 1986. N 1). В 1098 г. Мария Василакина, вдова визант. вельможи (куропалата) Симватия Пакуриана, подарила мон-рю 2 иконы (Деисус и Крещение Господне) и неск. богослужебных книг (Actes d " Iviron. T. 2. N 47). Источники XII в. содержат отрывочные сведения по истории мон-ря. Известно, что В. имел земельный участок в Провлаке, и между монастырем и жителями Иериссо произошел конфликт по поводу его границ (Actes d " Iviron. T. 2. N 50).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Ковчег с десницей вмч. Георгия Победоносца Ковчег с десницей вмч. Георгия Победоносца Чтимыми иконами в мон-ре являются образ вмч. Георгия Победоносца, по преданию принесенный волнами к обители во время гонений иконоборцев, и икона Божией Матери «Одигитрия», к-рая находится в новом соборе у левого клироса. Она с незапамятных времен хранилась в соборе Ватопедского мон-ря, но в 1730 г. чудесным образом переместилась в К. п. м. Ватопедские насельники решили, что кто-то похитил икону, и начали повсюду разыскивать ее. Наконец, они обнаружили «Одигитрию» в К. п. м., иноки к-рого не знали о происхождении иконы из Ватопеда. Они поведали о неожиданном появлении иконы в их соборном храме и беспрекословно отдали ее законным владельцам. Ватопедские монахи поместили «Одигитрию» на прежнем месте и приставили сторожей, чтобы следить за иконой. Но, несмотря на их старания, образ Божией Матери снова сам собой перенесся в К. п. м. Ватопедцы не стали больше сопротивляться воле Пресв. Богородицы и оставили икону на избранном Ею месте. По разрешению ксенофонтских монахов ватопедские насельники снабжали «Одигитрию» свечами и лампадным маслом. Псалтирь. 1747 г. (Ath. Xen. 54. Fol. 43r — 44v) Книжное собрание и архив погибли во время пожара 1817 г. Евангелие, подаренное мон-рю имп. Алексеем Комнином, было увезено в 1837 г. в Великобританию лордом Р. Керзоном. В наст. время б-ка насчитывает 10 тыс. печатных и 204 рукописные книги, из к-рых 27 манускриптов относятся к визант. периоду (из них 3 пергаменных кодекса и 2 свитка). Григорович-Барский отмечал, что в мон-ре было много серб. и болг. рукописных книг ( Григорович-Барский. 1887. С. 292). Из лицевых рукописей уцелели: Лествица (Ath. Xen. 2, XVI в.) с заставками неовизант. стиля, Псалтирь (Ibid. 54, 1747 г.) с инициалами и заставками, в которых сочетаются традиции неовизантийского стиля и принципы готической иллюминации, с обыгрыванием мотива 2-главых орлов. Слав. рукопись лицевого Четвероевангелия на пергамене (Ibid. x. a., 1554 г.) содержит образы Евангелистов и вмч. Георгия; визант. по иконографии иллюстрации помещены на красные фоны с золотым орнаментом, восходящим к европ. рукописям и гравюрам. Вкладная надпись, расположенная на обороте миниатюры перед Евангелием от Луки, упоминает дату вклада и имя вкладчика - Йоан Александру, «господарь земли молдавской» (Александру III Лэпушняну). Продолжением визант. традиций можно считать миниатюру размером в лист, на к-рой изображен поющий царь Давид на золотом фоне, в певч. рукописи Анастасиматария-Анфология, составленной протопсалтом Хрисанфом Новым в 1672 г. (Ath. Xen. 128).

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Особыми художественными достоинствами обладают Евангелие-тетр (Ризница. Cod. 14, 1314/15 г.), украшенное кроме традиц. образов евангелистов миниатюрами «Снятие с креста» и «Сошествие во ад», и иллюминированный кодекс Слов свт. Иоанна Златоуста 1335 г. (Cod. 327), подаренный мон-рю визант. имп. Иоанном VI Кантакузином, и др. Изысканный колорит и классические формы отличают миниатюры Евангелия 1340/41 г. (Ризница. Cod. 16), на к-рых изображены евангелисты, композиции «Сошествие во ад» и «Вознесение Христово». На проникнутых духом эллинизма миниатюрах рукописи 1346 г. (Cod. 1199) представлены персонифицированные изображения 12 месяцев. Лицевые рукописи поступали в б-ку и в последующие века, особенно в XVII, но их художественный уровень далек от хранящихся там рукописей X-XIV вв. Лит.: Weitzmann K. Aus den Bibliotheken des Athos. Hamburg, 1963; Ο θησαυρο το Αγου ρδβλθυοτεΟρους/Υπ Π. Χρστου, Χ. Μαυροπολου-Τσιομη, Σ. Καδ, Ακ. Κατσαρο. Αθναι, 1991. T. 4; Καδς Σ. Τ εκογραφημνα χειργραφα//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. Παρδοση, στορα, τχνη. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. T. 2. Σ. 575-597; Γαλβαρης Γ. Η τχνη τν εκογραφημνων το Αγου ρδβλθυοτεΟρους//Θησαυρο το Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Θεσσαλονκη, 1997. Σ. 194-197. Б. Тодич Стихирарь. 1106 г. (РНБ. Греч. 789. Fol. 1) Среди афонских мон-рей В. располагает одним из наиболее значительных собраний муз. манускриптов. В наст. время оно насчитывает ок. 350 певч. рукописей, что составляет приблизительно 1/10 часть письменного муз. наследия Афона. В Описании митр. Софрония (Евстратиадиса) и иеродиак. Аркадия указано 285 певч. рукописей (Cod. 1252-1536), в составленном позднее дополнительном каталоге, озаглавленном «Перечень рукописей библиотеки священного Ватопедского мон-ря...» (Κδιξ τν ν τ Βιβλιοθκ τς ερς μονς Βατοπαιδου χειρογρφων...), описано 25 рукописей (Cod. 1581-1589; 1597-1608; 1682-1683; 1688b - 1690); впосл. ватопедскими монахами было найдено еще ок. 40 муз. кодексов, гл. обр. XIX-XX вв., а также было принято на хранение в собрание В. 15 певч. рукописей (N 37-51) из б-ки дочернего скита вмч. Димитрия ( Λμπερτς, Λτσας. Σ. 75-92).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Во время вторичного приезда архим. Игнатия в 1629 г. речь зашла о принесении на нек-рое время в Москву для поклонения ватопедской святыни - Креста, сделанного имп. Константином Великим по образу креста, к-рый явился на небе, знаменуя его победу над Максенцием. По преданию, он был подарен мон-рю имп. Феодосием I Великим. Однако, несмотря на посланную К-польскому Патриарху Кириллу I Лукарису царскую грамоту, эта просьба осталась без ответа ( Каптерев. С. 63-64; Фонкич. С. 90-91). В Россию для сбора пожертвований из В. приезжали архимандриты Феофан (1640), Феодосий (1646), Роман (1649). В 1646 г. царем Алексеем Михайловичем была выдана новая жалованная грамота ватопедским монахам ( Бантыш-Каменский. С. 89). В окт. 1653 г. Патриархом Никоном на Афон был отправлен Арсений (Суханов) с целью приобретения древних греч. и слав. рукописей, необходимых для исправления рус. богослужебных книг. Из отобранных им 498 рукописей и книг 64 происходили из В. Прибывший в 1652 г. в Москву архим. Дамаскин нуждался в значительной сумме денег (2 тыс. р.) для обновления росписи монастырского собора. Между ним и царем Алексеем Михайловичем была достигнута договоренность о привозе в Москву для поклонения Креста имп. Константина и главы свт. Иоанна Златоуста. Реликвии были привезены в 1655 г., однако в нарушение обещания они были оставлены в Москве «лет на двадцать» ( Каптерев. С. 65-67; Фонкич. С. 92-94). На протяжении 3 десятилетий ватопедские монахи пытались вернуть святыни обратно. Архим. Макарий в 1657 г. не был допущен в столицу и получил милостыню в Путивле ( Бантыш-Каменский. С. 124). Когда экклисиарх Лука в составе большой афонской делегации все-таки достиг Москвы (1665) и поднял вопрос о возвращении реликвий, Алексей Михайлович вручил ему 1 тыс. р. и послание на Афон, в к-ром говорилось, что таким святыням не следует пребывать под властью бусурман и поэтому они не будут отосланы назад. Сопровождавший Луку келарь Кирилл, проявивший неуступчивость и требовавший возвращения святыни, был сослан на Соловки, откуда в 1675 г. переведен в Чудов мон-рь и только в 1683 г. отпущен на Афон ( Фонкич. С. 95). В 1683 г. в Москву для возврата реликвий был послан архим. Дометиан, получивший от царей Иоанна V и Петра I пожертвования и новую жалованную грамоту, где говорилось, что Крест и глава были привезены в Россию на сохранение «от насилия агарянского» и устанавливалась особая выплата за эти святыни по 500 р. в каждый приезд ( Каптерев. С. 70-71; Фонкич. С. 96-97).

http://pravenc.ru/text/149927.html

их в военную службу 3368 ; отмен. наложенное Кабинетом наказ. за суеверие 3446 ; о наказ. свящ. и архим. 3366 , 3370 ; прощение 3371 ; то же по Вологодской епархии 3758 ; колодник. отсыл. в мон-ри 3402 ; о скорейшем решении дел в консисториях 3367 ; о вызыв. в него мон-рских настоятелях 3419 ; о выдаче служащ. жалов. без задержания 3427 , 3545 , 3654 ; об обучении детей дух-ва Вятской епархии 3744 ; в ведомстве его не было цифирных школ 3455 ; поруч. епарх. начальству отыск. беглых из дух-ва 3458 ; об устройстве инородческих школ в Казани 3753 ; реш. вопрос о возвращ. сана быв. архим. Аввакуму 3457 ; об устр. церквей и школ в Ставрополе 3755 ; разреш. постриг в монаш. всехъ желающих 3464 , 3707 ; об освоб. от постоя домов синод. членов 3760 ; треб. от него сочин. манифеста о винах отпадш. в иудейство 3321 ; об отпуске денег на ремонт архиер. домов и мон-рей 3761 ; сочин. инструкции Троиц.-Сергиеву мон-рю 3481 , 3483 , 3484 ; о произв. следствия о гробнице юродивого Симона 3759 ; об устройстве новокрещ. дел в Казан. еп. 3503 , 3742 ; о крещении мордвы 3743 ; о льготах для них 3757 ; о свечных доходах 3607 ; о ружном штате 3651 ; о поминовении Императрицы 3602 , 3603 ; освоб. духовенства от хождения к рогаткам на караулы и на пожары 3201 , 3230 , 3690 ; об искоренении суеверий 3686 ; о постр. церквей на берегу Днепра для переселенцев 3700 ; распределяет Новгородских семинаристов 3703 ; требует сведений о славяно-латинских школах 3704 ; учреждает в СПб должность благочинных 3711 ; о жалов. по Исаакиев. собору 3762 ; о перемещ. Синод. Канц. на Васильев. остров 3722 ; оставляется на СПб острове 3752 ; о содержании архиереев, не имеющих епархий 3740 ; разбирает донос на келейника Ростовского архиерея 3751 ; о неотдаче в рекруты детей дух-ва, положенных в подушный оклад 3763 ; о производстве милостыни Ватопедскому мон-рю 3764 ; о ружном жалованье Новгородским женским монастырям 3765 . СЕМИНАРИИ : о соединении с ними цифирных школ 3455 ; об учрежд. их в епархиях для приготовл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЛУГА казённые Новгород. и Старорусские отд. Военной Коллегии 3694 . ЛЮТЕРАНСТВО : о постр. кирки в Кронштадте 3471 ; о постр. канелей 3582 ; смертная казнь лютеранки за поджог заменена ссылкою в мон-рь 3567 . М МАГАЗИНЫ : Новгородские для довольствов. войск – передача в них остаточного хлеба 3547 . МАГОМЕТАНСТВО : за отпадение в него смертная казнь 3560 ; обращение 3590 . МАНДЧЖУРСКИЙ язык – обучаются ему студ. Москов. академии 3237 , 3375 . МАНИФЕСТЫ : милосердный – о прощ. вин 3617 ; о Наследнике Престола 3592 ; о винах герцога Бирона 3670 ; об уменьш. подушных денег 3595 ; о предании смертной казни отпавшего в иудейство и прельстителя жида Бороха 3321 ; о пленных турках 3533 ; отсрочка беглым явки в команду 3601 ; по случаю рожд. вел. кн. Екатерины Антоновны 3744 . МАСТЕРОВЫЕ : освобожд. от подушного оклада 3493 ; – Моск. типогр. от хождения к рогаткам и на караулы 3497 . МАТЕРИАЛЫ казённые – не продаются без сношения с коллегиями и канцеляриями 3479 . МЕДАЛЬ – отсылается в Кабинет 3246 . МЕЛЬНИЦА – см. Угодья – Веряжская даётся Новгород. архиерею 3559 . МЕЧЕТЬ – обращ. в правосл. церковь 3222 . МИЛОСТЫНЯ : выд. ежегодно Киево-Печерскому мон-рю по жалов. грамотам 3277 ; в Палестину 3312 ; прибыв. из Греции 3676 ; Ватопедскому Благовещенскому м-рю 3764 . МИССИЯ : подготовка миссионеров 3550 , 3610 ; от них требуется знание инородческих языков 3515 ; калмыцкая – устр. её 3652 ; назнач. свящ. 3193 ; постр. церквей 3310 ; – для мордвы 3546 ; в Казан., Астрахан., Нижегор. и Воронеж. епарх. 3590 , 3729 , 3743 ; в Камчатке 3735 ; в Иркутской епархии 3516 , 3662 ; инородческая в Казани 3221 , 3303 , 3496 , 3503 , 3590 , 3658 , 3662 , 3701 , 3702 ; в Швеции 3387 ; в Тобольской епархии миссионеры из сослан. учителей 3437 ; против раскольников иером. Неофит 3248 ; в Астраханской епархии 3272 , 3332 ; о назнач. учёного миссионера 3403 ; для принимающ. православие отмен. смертная казнь 3655 . МИТРА : не разреш. ношения её Грузинскому архимандриту 3347 ; о пожалов. её архимандриту Спасо-Суморина мон-ря 3416 , 3656 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010