Афона ч. III, отд. I, стр. 195, прим., изд. Киев. 1877 г.), а главным образом на том основании, что Савва сербский в своем Уставе, данном (между 1200–1208 г.) Хиландарскому монастырю, воспроизводит уже порядки и обычаи иерусалимского Устава (Хиланд. Тип. по ркп. XIII в. опис. архим. Леонид. у Београд. 1868 г.). Св. же Савва, как известно, написал св. Типик, после тщательного изучения уставов современных ему афонских монастырей, в которых, следовательно, уже успел утвердиться Типик иерусалимский. 21 Многие особенности богослужебного характера первоначального святогорского Устава, хотя далеко не все, указаны проф. Манств. в книге «О церк. Устав», стр. 224, прим. 2. Напр., об отсутствии всенощных бдений, о количестве кафизм от 26 сентября до великой Четыредесятицы, о перенесении памяти Предтечи и 40 мучеников со службою им с первой недели поста на сырную неделю и др. 22 Заглавие этой статьи: περ τς ν βρμασι κα πμασι ποσττος κα πειτητος κα τς ν τας τραπζαις εταξας, но в изложении Никона Черногорца она отличается немалыми особенностями. 23 Нам думается, что мы более верный источник укажем для настоящей главы, если сошлемся на одну известную нам статью, еще ненапечатанную, но весьма любопытную для истории Типикона, носящую такое заглавие: «πιστολν δελφν προεσττος πρς γροντα τελον κα κατκριτον κα σοφν περ δηλσεως κα λσεως ζητημτων ναγκαων ες γωγν μοναχν κα κατστασιν» (Τυπικ. ркп. Ватопедск. библ. на Афоне 322, л. 230 об.) и вызвавшую обширный ответ под заглавием: Εσνοντος εδησις κα πκρισις περ τν ρωτηθειςν ποθσεων (л. 231 об.). В эту последнюю ответную статью указанная выдержка Никона Черногорца входит целиком, хотя и с некоторыми изменениями в тексте. Ответ же неизвестного старца заимствован из Διατποσις-а св. Афанасия Афонского , в котором имеется глава «περ τς ν τας διακοναις συμμετραις», т. е., о соразмерности в службах. В подтверждение нашего предположения относительно вышеуказанного источника для Никона Черногорца мы можем сослаться отчасти на собственные его слова. Так, в главе «О праздницех и о работе» Никон Черногорец говорит следующее: «Подобает ведети, яко сии вчинению в предпраздницы от святые горы написаны быша от разумнейша и велика отца к некоему в странах Антиохия Сирския безмолствующу о постех же и коленопреклонениях» (Тактик. ркп. Церк.-археол. муз. Киев. дух. Акад. 179, л. 491). Под именем «разумнейшего и великого отца от святые горы» Никон Черногорец разумел не Афанасия Афонского , который за свой Устав и свою добродетельную жизнь пользовался славою и известностью повсюду, а кого-то иного, но во всяком случае мужа «разумнейша и велика отца», каковым и мог быть автор упомянутых нами ответов, называемый «мудрым старцем» и в самой рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Воскресение Иисуса Христа, в древних миниатюрах, также как и в наших подлинниках, всегда изображается Сошествием в ад. В Ватопедск. псалтыри, с подписью 1213 г., Христос сходить в ад с шестиконечным крестом. По сторонам, Адам и Ева, Цари и Патриархи – фигуры, замечательные по изяществу типов. Вереи адские лежат поломаны; на черном фоне, означающем ад, изображены ключи, замки и другая, мелкая утварь разных форм: подробность интересная для истории древне-христианской культуры. В Иверском Евангелии 30), Христос, сошедши в ад, извлекает за руку Адама из гроба, позади Ева. По другую сторону цари Давид и Соломон и патриархи возстают тоже из гробов. Тоже в Иверск. Евангелии X–XI в. – Надобно полагать, что Воскресение, изображаемое вылетом Христа из отверстого саркофага, или каменного ящика, есть уже значительно позднейший вымысел, даже не вполне согласный с текстом писания. Вообще, насколько мне известно, этот сюжет выполнялся очень неудачно и старыми мастерами, и в эпоху возрождения, без сомнения, потому, что сама идея сюжета решительно не исполнима, и особенно противоречит развитым средствам искусства, уже воспитанного изучением природы. Таинство воскресенья – предмет вообще недоступный ни кисти, ни резцу. Еще возможно было изображать воскрешающих людей на Страшном Суде, то в борьбе жизни с обуявшею ее смертью , то в радостном пробуждении сил из векового усыпления. Но, какое выражение придать возлетающему из гроба Спасителю – строгое и суровое, или радостное? Какое дать воскресающему тело – воздушное и просветленное, или исполненное энергической жизненности, с крепкими мышцами, цветущее здоровьем? Вдаться ли художнику в мечтательный мистицизм или писать с натуры обнаженную фигуру, высоко поднявшуюся над четвероугольным ящиком? – Древнехристианский стиль не дал решения этим вопросам, окружив великое событие таинственностью. На одном древнем барельефе, в Лувре мироносицы подходятъ к гробу, который в виде узкой двери примыкает к пещере. У этого отверстия сидит ангел, и показывает им на гроб, как бы воздвигнутый стоймя, и заслоняющий весь узкий вход в пещеру. В гробу остался только повитой лентием саван, будто пеленки со свивальником, но так что пелены не тронуты, и свиты лентием, от головы до ног, но самого Христа уже там нет. Несмотря на грубость резца, барельеф производит самое поэтическое впечатление. Таинство воскресения скрыто от зрителя; остались одни его следы: освобожденная жизнь спаслась из связывавших ее смертных оков, или, по символике средневековой – крылатая бабочка выпорхнула из пресмыкающегося по земле червяка.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В описи 7060 года написано: «Да грамота царя государя великого князя жалованная несудимая. Да грамота жалованная на Кудмо-озеро, что писцы дали. Да грамота царя великого князя хлебная, да грамота великого князя насадная жалованная. Да грамота великого князя Ижемская. Да грамота архиепископа Новгородского уставная. Да старых грамот купчая, да духовная на хоратьях с свинцовыми печатями Марфы Посадницы Новгородской. Да Василья Пастасьина данных четыре старые на хоратьях с свинцовыми печатями на Яковлекурские деревни. Да купчая новая Васильева, что он купил те деревни у Алексеевых детей Макарова. Да отводная грамота на те деревни. Да данная грамота Васильева, что дал те деревни в дом Николе Чудотворцу. Да на Ижемскую деревню четыре грамоты на бумазе. Да пятая грамота на хоратьи с свинцовою печатью. Да две грамоты Мымрины на смердьи места. Да данная грамота Неверова вотчина на Койдокурскую деревню в Лындоге. Да Неверовых же купчих и закладных и Олферьева закладная четыре на бумазе, да купчая грамота, да данная Головы Дехова положенные. Да данная грамота Матвея Никитина, на его участок у кола. Да Алексея Яковлева данная грамота на его половину на полтора человека. Да Григория Кологривова на Хеченемскую деревню, купчих и правых грамот 11. Да правая грамота на Марью тоню. Да Митька Ермолина данная грамота на его вотчину и дельная земляная. Да купчая грамота на полтора участка кола малокурского, что купили у Селивана Семенова сына Оставьева. Да купчая грамота на росол на Солзонской Михаила Кологривова. Да отпись Семена Карпова с товарищи с низовцы о убытках. Да грамота отступная Григория Чернаго на смердьих местах. Да данная грамота Марка Шунгина на полварницы в Неноксе на Новолоке. Да на Прилуцкую деревню Матренина данная. Да купчая Федора Шунгина, да мировая сына его Невера на Прилуцкую же деревню. Да Асафа Чевякина 7 грамот старых купчих на хоратьях со свинчатыми печатями. Да две грамоты дьльные на бумазе. Да две грамоты правых на бумазе. Да Данная грамота Асафова ж. Да Романа кузнеца купчая на бумазе. Да купчая на двор в Солзе. Да две отписи Федора Григорьевича Адашева, да отпись Григорья Васильевича Морозова. Да и кабалы и записи, что были у казначея Иова, и строитель Кирияк взял».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

ПРИМЕЧАНИЯ: (1) Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. С предисловием С.А. Белокурова. – М., 1906. – 111 с. - С. 1 (2) Повесть о Земском Соборе 1613 г.//Вопросы истории, 1985, май. – С. 94-95). (3) Утверженная грамота... , - С. 47 (4) Утверженная грамота 1613 года текстуально во многих частях совпадает с Утверженной грамотой Собора 1598 г. о призвании Бориса Годунова. В указаниях на это иногда слышится прямое или скрытое желание исследователей умалить значение соборного акта о призвании Романовых. Но, в действительности, особенно принимая во внимание менталитет и правосознание того времени, эти совпадения лишь подтверждают гипотезу о том, что наследование по свойству было не случайным, а закономерным и обоснованным с духовной и правовой позиций (5) Т.е. прирожденного - законного и естественного (6) Повесть о Земском Соборе 1613 г. – С. 94-95 (7) Повесть о Земском Соборе 1613 г. – С. 94-95 (8) Утверженная грамота ..., - С. 56 (9) Утверженная грамота… - С. 70-71 (10) Ключевский В.О. Курск русской истории. – М., 1908. – С. (11) Утверженная грамота… - С. 73-74 (12) Обращение главы Российского императорского дома великого князя Владимира Кирилловича в связи с 350-летием дома Романовых//Сборник Обращений Главы Династии Великого Князя Владимира Кирилловича. Сост. А.П. Волков. – Нью-Йорк, 1971. – С. 48 (13) Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Собрание сочинений в 8 томах. – Т. VII. – М.: Правда, 1984. – С. 223 (14) Утверженная грамота… - С. 73 (15) Утверженная грамота, - С. 23 (16) Утверженная грамота, - С. 27 (17) Утверженная грамота, - С. 55; слова архиепископа Феодорита Рязанского (18) Утвержденная грамота, - С. 33 (19) Утверженная грамота, - С. 36 (20) Утверженная грамота , - С. 44 (21) «Аще ли поставят Царя по своей воли, навеки не будет Царь» (Три века. Исторический сборник под ред. В.В. Каллаша. – М.: Изд. И.Д. Сытина, 1912. – В 6-ти т. – Т. 1. – С. 24) (22) «Русский народ истосковался по законном, «природном» Государе и убедился, что без него не может быть порядка и мира на Руси». (Иоанн (Максимович), свят.. Происхождение Закона о престолонаследии в России. – Подольск, 1994. – 80 с. – С. 43-44. )

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/13/...

12. Патриаршая грамота литовскому митрополиту (р. 434). 13. Патриаршая грамота Димитрию Донскому (р. 516). 14. К русскому митрополиту (р. 518). 15. К русским князьям (р. 520). 16. К новгородскому епископу (р. 522). 17. Патриаршая отлучительная против русских князей (ib. р. 523). 18. Против смоленского князя (р. 524). 19. О подчинении литовских епархий киевскому митрополиту (р. 525). 20. Синодальная грамота Антонию, епископу галицкому (р. 578). 21. [зачеркнуто] 22. Патриаршая грамота к русскому митрополиту о галицкой митрополии (р. 582). 23. Патриарх вызывает русского митрополита на суд (р. 585). 24. Грамота патриаршеская к Михаилу Тверскому (ib. р. 586). 25. К тому же (р. 590). 26. Соборная грамота о митрополите Пимене (t. 2, р. 12). 27. Патриаршая грамота в Новгород о стригольниках (ib. р. 31). 28. Митрополит Киприан призывается на суд (ib. р. 98). 29. Соборная грамота о низложении Пимена и пр. (ib. р. 116). 30. Патриарх присуждает Дионисию Суздальскому Городец (р. 137). 31. Патриаршая грамота по делам русской церкви (р. 157). 32. Патриарх разрешает митрополиту вифлеемскому совершать pontificalia в русской церкви (р. 171). 33. Патриаршая грамота в Новгород о подчинении митрополиту (р. 181). 34. Патриаршее поучение московскому князю Василию Дмитриевичу (р. 188). 35. Патриаршая грамота о луцком епископе (t. 2, р. 180). 36. Инструкция патриаршим послам в Россию (р. 194). 37. Патриаршая отлучительная грамота в Новгород (р. 177). 38. Патриаршая к суздальскому архиепископу (р. 192). 39. Инструкция послам в Россию (р. 278). 40. Грамота патриаршая к русскому митрополиту о войне против неверных (р. 282). Примечание. Исключены только две грамоты, относящиеся к России: 1) о канонизации митрополита (Петра) – t. 1, р. 191 и 2) просительная о милостыни – t. 2, р. 359. Не исключить ли еще (по моему списку) 6, 23, 24, 25 и 28? 13 Высокопочитаемый Афанасий Федорович, Пользуясь выраженною Вами в последнем письме готовностью проверить по подлиннику послание Геннадия Новгородского , издаваемое мною 113) по копии Ундольского, посылаю при сем корректуру этого памятника, с дополненной, согласно Вашему указанию, легендой. Дополнение мотивировано (tacite) желанием оказать помощь другим, кто будет пользоваться бумагами Ундольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковая же грамота в 1527 г. дана была митрополит. Макарием Виремской церкви. Под 306 значится грамота митропол. Александра Сумскому попу Максиму, с дозволением перенести из острога Успенскую церковь и присовокупить к Никольской, стоящей в самом остроге по причине опасности от немцев (1590 г.). Под 308 значится грамота митрополита Варлаама игумену Иакову о построении вновь храмов, разоренных от Немцев: в Керети, Кеми, Вирме и Суме (1593 г.). Под 309 значится грамота тому же игумену о дозволении служения в Никольском (Сумском) храме, обрушенном во время нападения Каянских Немцев, и о присылке в Новгород за антиминсами для Нюхотской, Колежемской и Унежемской церквей вместо тех, которые были захвачены Немцами в море у старца Филарета (1603 г.). Под 319 значится тарханная грамота для Пурнемской и Нижмозерской приходских церквей (1618 г.). Под 337 значится грамота митрополита Каприана о построении вновь церкви во имя преподобных Зосима и Савватия на р. Выге над Воицким порогом, и о присылке с оной церкви дана в Софийский собор (1630 г.). Под 338 – грамота митрополита Киприана о построении нового храма в Сумском посаде в честь Успения Пресвятыя Богородицы (1631 г.). Под 341 – о построении вновь церкви во имя Зосимы и Савватия в Яреньге и о принесении туда мощей Иоанна и Логина (1635 г.). Под 347 – грамота митрополита Авфония о построении вместо сгоревшего нового храма во имя св. Троицы с приделом в честь преподоб. Зосимы и Савватия (1638 г.). Под 366 – грамота того же митр. Авфония о построении новой церкви въКеретской волости, во имя Св. Николая с приделом во имя св. Зосимы и Савватия, и об освящении церкви в Сороцкой волости на старом месте во имя св. Троицы, с приделом в честь Зосимы и Савватия (1644). Под 393 – значится грамота митроп. Никона, об освящении церкви священномученика Климента в Шуе, построенной вместо погоревшей (1651 г.). Под 413 – грамота митроп. Питирима Кольским попам о платеже в Софийскую казну дани в половину прежнего (1671 г.). Под 431 – грамота митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Послушная грамота в Резанской Уезд, в Ростиславский стан, на половину села Ряденок с пустошьми, за Государевою печатью и за приписью Дьяка Степана Шишкина. 167 году (1659) Грамота из Патриаршего Разряду, по городам Бояром и Воеводам и приказным людем для беглых крестьян, Марта в 14 день, за приписью Дьяка Ивана Калитина, за красною печатью. Грамота к гостю Семену Задорину с товарищи о Камских варницах, Апреля 17 дня, на столбце. Грамота в Дмитров, к Богдану Толкачову, Воскресенского монастыря и с приписных монастырей с вотчин даточных людей и конных слуг и солдат имать не велено, Генваря 28 числа. 168 году (1660) Грамота к Патриарху Никону из Приказу Тайных Дел, а велено из Крестного монастыря гулевщиков и ослушников прислать против прежней отписки, и под тою грамотою о тех ослушниках отписка за Патриаршею вычеркнуто, Ноября 18 числа. Грамота на Коломну к Воеводе к Федору Зыбину, Воскресенского монастыря с вотчины, что преж сего бывало Коломенского Епископа, никаких податей до Указу имать не велено, Декабря 20 числа, припись Дьяка Андреяна Ерохова. Грамота на Коломну, в Голутвин монастырь, к Келарю старцу Дмитрию, о тех же Коломенских вотчинах о сыску, что крестьянских и бобыльских дворов в моровое поветрие вымерло и много ль пустых дворов, Декабря в 23 день, припись Дьяка Андреяна Ерохова. 169 году (1661) Грамота послушная Давыдовы пустыни в приписные вотчины старостам и крестьяном, чтоб они слушали Воскресенского монастыря властей по прежнему, Сентября 27 числа, за принисью Дьяка Андрея Немирова. 170 году (1662) Государева грамота на Углич Ивану Яковлеву сыну Пятого Афанасьевского монастыря, что на Мологе, даточных пеших и конных слуг править не велено, Апреля 11 числа, за приписью Дьяка Андреяна Ерохова. Грамота во Ржев Володимеров к Воеводе к Кузьме Квашнину, Государевых податей имать не велено Иверского монастыря крестьян Щучевские волости, для церковного строения, Августа в 11 день, за приписью Дьяка Филиппа Артемьева. 172 году (1664) Грамота на Углич Федору Иванову, сыну Сухотина, Афанасьевского монастыря, что на Мологе, на крестьянех податей, которые ведомы в Монастырском Приказе, имать не велено, Марта в день, припись Дьяка Филиппа Артемьева.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

174 году (1666) Грамота из Приказу Большого Дворца в Дворцовые Звенигородские села прикащику Семену Комсину, за приписью Дьяка Евстрата Фролова. Послушная грамота на село Богословское с деревнями и пустошми, Июня 25 числа, за приписью Дьяка Степана Венедиктова. 175 году (1667) Грамота к писцом Семену Хлопову да к Подьячему Матвею Кондратьеву, по челобитью Патриарха Никона , велено с Иваном Чемодановым села Богородицкого землю развести, Октября 27 числа за приписью Дьяка Андреяна Яковлева. Грамота из Патриаршего Разряду, что указано из Воскресенского монастыря к Москве взять книги, а каких книг и сколько и тому под тою грамотою роспись, за приписью Дьяка Ивана Калитина, Февраля 5 числа, на полупяте столбце. 178 году (1670) Грамота из Приказу Большого Дворца на Волок Ламской к Воеводе к Богдану Толбозину о Корелах деревни Подсухиной, которые были отписаны на Великого Государя, и им жить по прежнему за Воскресенским монастырем, Марта 18 дня, за приписью Дьяка Федора Тютчева. 179 году (1671) Грамота из Монастырского Приказу в Великий Новгород и по иным разным городам, к Боярам и Воеводам и к приказным людем, с прочетом, полоняничных денег на прошлые годы не спрашивать, за приписью Дьяка Филиппа Артемьева. Грамота в Переславль Резанской, к Воеводе к Князю Лаврентью Горчакову, Воскресенского монастыря с вотчины, Переславского Уезде Резанского, села Ряденок с крестьянских и бобыльских с 23 дворов всяких податей имать и по них посылать не велено, Апреля 18 числа. 181 году (1673) Грамота в Дмитров, к Воеводе к Ивану Чаплину, на Пятницкую сборную пошлину, Марта 28 числа, за приписью Дьяка Якова Петелина, с прочетом. Посушная грамота Восресенского монастыря на подмосковные вотчинные деревни и на пустоши на 1529 четвертей с осминою и с четвериком Июня в 28 день, за приписью Дьяка Ивана Рагозинина. 182 году (1674) Грамота из Монастырского Приказу в Великий Новгород и в иные городы, за приписью Дьяка Бориса Ерусланова, Сентября 16 числа, с прочетом, о зачете в полтинных и двугривенных деньгах на три года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Его же грамота к митр. Алексею., похвальная, за добрые отношения к патриаршему престолу: Р. И. Б. VI. Его же грамота к Русским князьям о повиновении митрополиту: Р. И. Б. VI. Его же грамота к Новгородскому еп. Алексию о сложении с себя кресчатой фелони и о повиновении митр. Алексию и вел. кн. Димитрию Ивановичу: Р. И. Б. VI. Его же отлучение князьям, не хотевшим воевать с Литвою: Р. И. Б. VI. Его же отлучение Смоленскому князю Святославу: Р. И. Б. VI. Грамота Польского короля Казимира патр. Филофею с просьбою поставить еп. Антония митрополитом в Галич: Р. И. Б. VI. Паломничество Агрифения в Царьград и Иерусалим. Соборное деяние о поставлении еп. Антония в митр. Галицкаго: Р. И. Б. VI. Грамота Литовского кн. Ольгерда патр. Филофею с жалобами на митр. Алексия: Р. И. Б. VI. Грамота патр. Филофея митр. Алексию по поводу поставления Галицкого митрополита: Р. И. Б. VI. Его же грамота к митр. Алексию с требованием явиться в Константинополь на суд по жалобам Тверского князя Михаила: Р. И. Б. VI. Его же грамота к Тверскому кн. Михаилу с приглашением послать своих людей для суда с митрополитом Р. И. Б. VI. Его же грамота митр. Алексию с увещанием помириться с Тверским кн. Михаилом: Р. И. Б. VI. Его же грамота к Тверскому кн. Михаилу о примирении с митр. Михаилом: Р. И. Б. VI. Перевод Афонским монахом Исаиею книги Ареопагита. Легенда об иконе Ченстоховской Богородицы: Галят. Знание Стефаном Пермским Греческого языка: Ж. Стефана. Изобретение Пермской грамоты Стефаном епископом в царство Иоанна царя Греческого. при патриархе Филофее. Уступка имения Русику. Прибытие с Синая митр. Марка: Новгор. 1 и 2; рук. Общ. Прибытие от патр. Филофея 2 протодиаконов Георгия и Иоанна к митр. Алексею. Поставление Киприана в Константинополе в митрополита: Тверск., Воскр., Новг. Посольство Киприана в Царьград: Новгор. 1 и 2. Прибытие из Иерусамлима архим. Нифонта: Воскр. Роспись Новгородской церкви Греком Феофаном: Новг. 3. Московский Собор. Поездка Митяя в Константинополь: Соб. госуд. грам. и догов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Так, под 531 – значится благословенная грамота на освящение вновь устроенной церкви в Колежемской волости, во имя св. Климента (1683 г.). Под 552 – грамота о построении нового каменного храма в честь Успения Богородицы в Сумском остроге (1690 г.). Под 555 и 565 – об устроении и освящении церкви в Лямецком Усолье (16914 г.г.). Под 568 и 9 – об освящении церквей Колежемской и Виремской (1695 г.). Под 579 – грамота об освящении церкви Кушерецкой (1696 г.). Под 596 – грамота о недозволении освящать Сумскую церковь , пока не устроятся столбы и минует опасность от нашествия Шведов (1701 г.). Под 630 – грамота Архиепископа Варнавы об освящении Кушерецкой Успенской церкви (1730 г.). Под – грамота Архиепископа Германа об освящении Шиженской церкви (1734 г.). Под 634 – грамота Архиепископа Варсонофия об освящении Надвоицкой церкви (1748 г.). Под 635 – грамота на исправление Муезерской Троицкой церкви (1750 г.). Под 638 – грамота о построении вновь Троицкой церкви в Сороцком посаде (1752 г.). Под 643 – грамота об исправлении Виремской церкви (1759 г.). Почти все прописанные грамоты касаются церквей тех сел и мест, которые принадлежали Соловецкому монастырю на правах вотчин. Преосвященный Варсонофий – архиепископ Архангельский и Холмогорский, был сам из архимандритов Соловецких, потому неудивительно, что при нем столь часто устроились и освящались храмы Соловецких вотчин. Но в 1762 году вотчины эти были приписаны в ведомство коллегии экономии, и были переданы оной вполне в 1764 году. В следующем (1765) году Соловецкий монастырь сделан был самостоятельным. Поэтому неудивительно, что далее уже не имеется столь много грамот Архангелогородских преосвященных. Однако в общем имеется порядочное количество грамот наших Архангельских иерархов. Они значатся записанными в IV части Соловецкого каталога. Кроме сего, здесь в III части под 66, значится служба и сказания о чудесах от образа Грузинские иконы, а также служба с чудесами св. Артемия Веркольского, составленная в XVII веке на 269 листах в 8-ю долю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010