31 Acta sunt haec, пишет Герберштейн, anno mundi 7006, a nato autem Christo 1497 die 4 mensis februaru. Interfuerunt huse mandato Magni Ducis et benidictioni Simonis Mitropolitam Tichou, Archiepiscopus Rostoviensus et Iaroslaviensis, Niphont Susdaliensis et Toruscy, Wassian, Episcopus Tverensis et caet. 32 Максим Грек , святогорец, сын воеводы, инок Ватопедской благовещенской обители на Афонской горе, прибыл в Россию по приглашению вел. Князя Василия Ивановича в 1507 году. Василий с требованием ученого грека обращался к султану, а султан назначил было одного семейного богатого человека, но сей упросил избрать вместо него учившегося с ним в Италии инока Максима. Максим по совету старцев афонских исполнил волю султана. Он знал греческий, латинский, славянский и, конечно, итальянский и французский языки, ибо учился во Флоренции и Париже. По прибытии в Россию Максиму дали двух переводчиков, учившихся в Риме, Власа и Димитрия, и двух писцов: инока Селивана и Михаила Медоварцева. Он описал в Москве библиотеку, перевел Толковую Псалтырь и 9 лет трудился в переложении и исправлении книг церковных, искаженных переписчиками. Но невежество все испортило. Митр. Даниил, коломенский епископ Вассиан и чудовский архимандрит Иона увидели в ученом греке еретика, и несчастный инок, закованный в кандалы, был посажен в темницу в Иосифовом Волоколамском монастыре, где углем на стене написал канон утешителю (Параклиту) св. Духу и утешен был видением и словами ангела. Ученик его Селиван умер, повешенный в дыму. Неповинный страдалец православия! 33 Им подписано поручительство за верную службу князя Василия Шуйского в 1522 (7030) г. Собр. госуд. грам. I, 414, 415. 37 При нем в мае 1613 года было избрание на российский престол царя и самодержца Михаила Феодоровича Романова-Юрьевых. Утвержденная о сем грамота подписана 3 митроп., 3 архиеп., 2 еписк. и бывшими при выборе всякого чина и звания людьми. 42 При нем в 1718 г. 1 июля скончался в Твери, проездом в С.-Петербург, киевский митрополит Иоасаф Короновский и погребен 24 августа того же года в соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

322 Сам Симеон в хризовуле Хиландарской обители: «Вънезапу оставих владычь- ство мое, – оставих на престоле моего лубвиваго ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора, зетя кир Алексея царя» (Григорович В. Очерк путешествия). Грамота Стефана Немани в: Monumenta serbica spectantia historiam Serbiae, Bosnae, Ragusii/Ed. Franz Miklosich. Viennae, 1858. IX. Сомнения поклонника Св. горы ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы) вовсе напрасны. Никон. л. 2, 280: «господствова лет 42». 323 Так называется супруга его в помянниках сербских (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). В Никон. л. 2, 280: «Сему супружница бе Анна, подобна ему во всяких добродетелех, священники и иноки и странные повсегда милуяше». 324 По Саввину житию Немани, он прибыл в Св. гору 2 ноября 1197 г. ( Safafik . Pamatky drevniho pisemnictvi). 325 Барский пишет: «св. Савва Сербский купно с отцем своим Симеоном соз- даша в мон. Ватопеде параклисов шесть: 1 во имя Спасителя, 2 св. бессребреников,св. Георгия, 4 св. Феодора, 5 св. Предтечи, 6 св. Николая; и быша новые ктиторы и празднуются тамо от иноков 12 генваря» (Странствования Василия Григоровича- Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747/Под ред. Н. Барсукова: В 4 ч. СПб., 1885–1887. Ч. 3 (далее – Странствования Василия Григоровича-Барского. – Ред.). 326 Хризовул Симеона: «Изидох из отечества своего в Св. гору и обретох мона­стырь, бывший Хиландарь, иде же не бе камень на камени остал, и сподоби мене Владыка мои быти ему ктитору, – дадох монастырю у Милиях села». Летопись: «Ку- пивше многою ценою место Ватопедское, зовомое Хиландар, – населиша сербских своих иноков» (Гласник. Кн. 5). 327 Драгоценное Хиландарское Евангелие, писанное дьяком Григорием «князю великославному Мирославу, сыну Завидину» ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы), без сомнения, писано для племянника св. Немани. Завида, брат Немани, известен как строитель храма Апостолов на р. Лиме (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Мирослав, сын Завиды, не упоминается у Раича, но Раич часто повторяет, что у него недостает многих сведений. Очень естественно, что племянник подарил Евангелие туда, где подвизался дядя. Месяцеслов Миросла­вова Евангелия ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы) отли­чается тем, что имена святых переведены с латинского языка, а не с греческого. Так это и в месяцеслове Ассеманова Евангелия XI в. Хиландарский монастырь любили и цари Московские (Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. М., 1824 (далее – Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. – Ред.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

389). ζ) Помощь России Ватопедскому монастырю по Муравьеву, ч. I, стр. 22–23, 26–27, 43 и след., 138, 143, 147, 188, 244; ч. II, стр. 9, 11, 62, 75, 214, 349, и выписки из актов, хранящихся в монастыре. 3) Архив монастыря Каракальского занимает 25 листов (т.е. 2–50 стр.), на которых представлено 14 актов, из них 13 греческих и 1 русский, по Муравьеву, ч. I, стр. 141. 4) Архив монастыря Есфигменова занимает 93 листа (т.е. 3–187 стр.), на которых изложено 47 греческих актов; некоторые из них даны византийскими императорами: Андроником и Иоанном Палеологами и сербским царем Стефаном Душаном (2) и патриархами: Иоанном Гликой, Кириллом 1814 г. и Григорием 1819 г. В число этих актов входят между прочим извлечения из Περιγραφ τς ερ ς το " Εσφηγμνου μονς, συντεθεσα παρ το γουμνου ατς κυρου Θεωδορτου ν τει 1804–1805 (159–170). Кроме того, сюда нужно присоединить славянские акты, а именно: сербск. десп. Юрия Бранковича 1, деспотицы Ангелины (1499 г.), патриарха печского Паисия (1633 г.), и наконец приведенное из книги Муравьева, ч. I, стр. 140; ч. II, стр. 10, 12, 147–150, 153–154, 213–214, 257, и 2 грамоты царя Алексея Михаиловича 1656 г., по подлинникам, хранящимся в монастыре. 5) Архив монастыря Филофеевского занимает 99 листов (т.е стр. 57–254), на которых помещается прежде всего черновая последующая (стр. 57–137), а в чистовой содержится следующее: α) Выписки из рукописи XIX века, содержащей критическое рассуждение о начале монашества на Афоне и уставы царей Иоанна Цимисхия и Константина Мономаха; из нее приведены: α) Περ ρχαι τητος τς μονς το Φιλοθου, b) Περ τν κατ καιρος χρηματισντων γων ν τ ερ τατ μον, с) Γρμμα ρχαον το πρτου το γου ρους Αθω... περ τν συχαστριων το σου Σββα, το πικεκλημνου Χλδου, ν ν δ Μαγουλ νομαζυμνου d) " Yπμνημα ες τν θαυματουργν κα χαριτβρυτον εικνα τς περαγας θεοτκου γλυκοφιλοσης, φρου κα προσττιδος τς μονς. β) 12 греческих актов, между прочим, от императоров византийских: Андроника и Иоанна Палеологов, Феодоры Палеологини (1377 г.) и сербского царя Стефана Душана(1). Кроме того здесь находятся отрывки: из жития св. Дионисия (стр. 188) и из Turcograeciae Крузия. γ) Разности, т.е. мелкие заметки из разных книг и документов (стр. 230–237). δ) Κελλα το μοναστηρου. 1803 τους (стр. 238). ε) Καταγραφ τν νομτων τς ερ ς μν μονς το Φιλοθου 1843 τ. σεπτεμβρου 13 (стр. 240–241). ζ) Помощь Филоофевскому монастырю из Молдавии и Валахии; – выписки из 2-х грамот (стр. 242–243). η) Помощь России Филофею (стр. 246–249) из книги Муравьева, ч. I, стр. 141; ч. II, стр. 99 и 223, и жалованная грамота царя Михаила Феодоровича, по подлиннику, хранящемуся в монастыре. За этим идут перечень нескольких грамот и заметки. θ) «Мои заметки в бытность в Филоофевской обители в сентябре месяце 1845 года» (стр. 252–254).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Афанасия и Благовещения. Этими дарами сопровождалось прошение молиться «о нашем здравие и о нашей великой княгине Соломаниде и о наших детех» (т. е. о даровании наследника). Др. просьба касалась присылки «книжного переводчика». Тверской еп. Нил также отправил (через Коробова) дары Патриарху. Кроме того, на Св. Гору была послана великокняжеская грамота, даровавшая святогорским монахам право на свободный проезд в Россию для сбора милостыни. Копыл-Спячий и Варавин вернулись в Москву в 1518 г. (Коробов - в 1516). Они прибыли вместе с посольством К-польского Патриарха Феолипта I , приезд к-рого означал возобновление контактов между Русской и К-польской Церквами, прерванных во 2-й пол. XV в. в связи с установлением автокефалии Русской Церкви. В Патриаршее посольство входили митр. Зихны (Янины) Григорий, Патриарший иеродиак. Дионисий, ватопедские монахи - переводчик прп. Максим Грек, духовник Неофит и мон. Лаврентий, от Пантелеимонова мон-ря - его бывш. игумен Савва со свящ. Пахомием и иноком Матфеем. В своей грамоте митр. Варлааму Патриарх Феолипт титуловал его «митрополитом Киевским и всея Руси» и «митрополитом Московским и всея Руси», что означало признание К-полем каноничности поставления рус. Первоиерарха. Игум. Пантелеимонова мон-ря в грамоте В. И. призывал его быть «ктитором отчины своей, дому и обители святого Пантелеимона» и предсказывал «великую мзду и милость... от Бога... Будут первии последними, а последнии первыми». В грамоте изложено также «моление великому государю» обратиться к тур. султану с просьбой («речью») отменить десятину с монастырской пашни, идущей на содержание обители. Крупным событием правления В. И. были церковные Соборы 1525 и 1531 гг.- важное звено не только в борьбе между нестяжателями и иосифлянами (см. Иосиф Волоцкий ), но и в решении 2 важных вопросов гос. и церковной жизни - о престолонаследии и о статусе Русской Церкви, ее автокефалии, месте среди других правосл. Церквей. Неизвестно, были ли попытки со стороны Патриаршего посла митр. Григория обсуждать вопрос о статусе Русской Церкви во время его пребывания в Москве.

http://pravenc.ru/text/150787.html

Близ преддверия соборного храма возвышается величественная колокольня, высота её пятьдесят сажень: она выше всех святогорских колоколен. Прямо против преддверия храма находится трапеза; внешним видом и внутренним устройством она подобна лаврской трапезе, только меньше её. От храма она отделяется небольшой площадкой. На этой площадке стоит фиал или водосвятница. Она больше лаврской водосвятницы, утверждается на 16-ти мраморных столбах, из которых восемь окружают каменную чашу, стоящую среди Водосвятницы, а прочие расположены снаружи попарно; на карнизах столбов мраморных находятся надписи с именами Ктиторов монастыря: Мануила, Комнина, Иоанна Кантакузина . Вода льется из медного орла, стоящего среди чаши. Хрисовуллы. В ризнице есть много драгоценных вещей и хрисовулл или царских грамот, напр. Хрисовулл Императора Мануила, писанный на пергаменте, данный 1236 года, с золотой царской печатью и подписью его руки: Мануил во Христе Боз верный царь и Самодержец Греческий Палеолог; два хрисовулла Императора Иоанна Палеолога (1320 и 1344 г.), хрисовулл Андроника (1392 г.) и др. Есть много Патриарших грамот, писанных на пергаменте, с оловянными печатями: Патриархов Тимофея (1613 г.), Симеона (1512 г.), Пахомия (1508 г.), Кирилла (1722 г.). Кроме того, находится еще и грамота Русских Царей. Библиотека. Библиотека Ватопедская богаче, чем в других монастырях. В ней находится весьма много книг и рукописей древних и редких, напр. Марка, Митрополита Ефесского толкование на Евангелие Матфея, , некоторые сочинения против Латинян, сочинения Исаака Сирина , Симеона Нового Богослова ; все эти сочинения в рукописях. Владения монастыря. Владения монастыря Ватопедского простираются на два часа ходу в долготу и на час в широту. На земле монастырской там и сям, по лесам и ущельям разсеяно множество пустыннических келлий и калив. В зависимости от монастыря находятся два скита: один – скит св. Великомученика Димитрия, другой – Русский скит св. Апостола Андрея Первозванного. Вне св. горы монастырь имеет богатые метохи (дачи) близ Солуня в Македонии, и великие имущества в Княжествах и Бессарабии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Были ли довольны в Москве грамотами, доставленными Стефаном Юрьевым или нет – об этом сказать трудно, но, как мы сейчас увидим, царь не поверил им и в Январе, 1666 года снаряжено было новое посольство в Константинополь по делу патриарха Никона . Посланы были находившийся в Москве Афонской горы архимандрит Иоанникий и Чудова монастыря келарь Савва, с которыми посланы были царем грамоты к константинопольскому патриарху Дионисию и к бывшему патриарху Парфению. К Дионисию написано, что Иоанникий и Савва посланы к нему от царя говорить о делах бывшего патриарха Никона , о приезде иконийского митрополита Афанасия и о присылке экзарха 215 , к Парфению же царь обращался с просьбою прийти в Москву для исправления церковных дел 216 ; посланным поручено было просить его словесно, чтобы он, посоветовавшись с Дионисием, ехал экзархом 217 . Но отправление этого посольства было замаскировано; сделано было так, как будто Иоанникий, приезжавший в Москву за милостыней, возвращался на Афон в свой Павлоградский монастырь, которого он был архимандритом, а Савва будто ехал с ним на богомолье по обещанию 218 . Паисий Лигарид в описании московского собора (ч, I гл. XXIV) говорит, что отправление этого посольства «более походило на бегство, чем на посольство»; так тайно оно состоялось, что только трое об нем знали. Паисий не называет, кто были эти трое, но вероятно, кроме самого царя и двух посланных, никто об этом посольстве, не знал. – «И так – говорит Паисий там же – Савва возвратился без результатов, получив неудачу в своих огромных надеждах; предполагал воздвигнуть трофеи выше всех, а вышел ничем, ни третьим, ни четвертым мегарцем по лжи». – Паисию посольство Саввы не понравилось, поэтому он об нем ничего более и не сказал. Но вот как это было. Посланным дана царская грамота к святогорским инокам, чтобы они из своей среды выбрали греков добрых и ученых трех человек, знающих еллинское и славянское учение, а именно Евфимия духовника Павловского монастыря с товарищами, и послали бы к великому государю в Москву 219 . Но иноки не послали Евфимия, а выбрали Иверского монастыря проигумена Иоакима, духовника патриарха Парфения, и Ватопедского монастыря соборного старца Виктора, которые должны были сопровождать Иоанникия и Савву в Константинополь к патриарху. В это время турки получили весть, что на Афоне явились царские лазутчики, и потому стали разыскивать и, не найдя никого, схватили Иоанникия и хотели его скованного послать к визирю, однако оставили на Афоне под надзором. Поэтому Савва отправился к патриарху один и в провожатые ему даны были старец Евгений и поп Феодор 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Возвратившись в Ватопед и заручившись согласием братии отпустить в Москву на время свои реликвии, архимандрит Дамаскин, надеясь на царское обещание, «занял с поруками» 2 тысячи рублей, закупил необходимые материалы, нанял иконописцев и начал восстановление собора и его роспись 52 . Затем он вновь отправился в Россию, на сей раз – с ватопедскими святынями. Поскольку в это время шла война с Польшей и царь Алексей Михайлович находился в Шклове, архимандрит Дамаскин доставил свою драгоценную ношу именно сюда 53 . Получив желанные реликвии, царь отправил греков ждать своего приезда в Москву 54 . После возвращения Алексея Михайловича в столицу Дамаскин надеялся, получив обещанные деньги и привезенные им Крест и главу, отправиться на Св. Гору. Время, однако, шло, а греки продолжали сидеть в Москве без какого-либо царского решения. Тогда архимандрит Дамаскин обращается к Алексею Михайловичу с большой челобитной, где описывает историю переговоров о святынях во время своего предыдущего приезда в Россию, говорит о царском обещании дать монастырю 2 тысячи рублей на роспись собора, сообщает об уже организованных им в связи с этим работах и, понимая, как трудно царю расстаться с реликвиями, просит его выдать деньги и «свой царьской указ учинить, назад ли отпустить или здесь на Москве у своей царьской пресветлой милости изволишь той святыне быть, и в котором году сколким нам, богомолцам твоим, для той святыни быть, и о том вели, государь, нам дать свою царьскую грамоту в монастырь к братии, с чем бы нам, богомолцам твоим, к братье появитца и впредь по чем бы нам быть к твоему царьскому величеству для той святыни к Москве.. .» 55 . 10 марта 1656 г. была написана царская грамота в Ватопед следующего содержания 56 : «Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и многих государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича и наследника и государя и облаадателя Афонские Горы Благовещенского Ватопецкого монастыря наместнику Леонтию з братьею.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Возвратившись обратно в Россию – в Москву, Иван Мешенинов привез с собою царю известительную грамоту от прота св. горы Пахомия и архимандритов Ватопедского и Хиландарского с игуменами и иноками св. горы, в которой они извещали царя о получении ими царской милостыни но князе Иване, которую прот роздал всем. Пантелеимонов же монастырь (в который по росписи было назначено 500 рублей) стоит уже 10 лет пустым, после смерти строителя Матвея, скончавшагося в Москве, и некому отдать следующия ему деньги. Грамота эта писана 5 сентября 1584 года,. след. запустение монастыря, согласно вышесказанному, относится к 1574 году. По получении того известия, царь Феодор Иоаннович (царь Иоанн Васильевич скончался в том же 1584 году) послал грамоту в Хиландарский монастырь, чтобы ризы, которые были предназначены от блаженной памяти отца его ради поминовения царевича Ивана в Пантелеимонов русский монастырь, были бы переданы, по случаю запустения сего монастыря в лавру Ватопедскую для поминовения отца его государева. Но запустение русской обители, попущенное Промыслом Божиим, по счастию продолжалось не долго. В 1591 году уже видим в Москве архимандрита сего монастыря Неофита и строителя Иоакима, которые приехали к царю Феодору Иоанновичу бить челом о милостыни «для ограждения монастыря и вообще устроения его царскою милостынею». Царь и патриарх приняли самое живое участие в своей русской обители. Благодаря отеческому попечению царя и патриарха и благочестивой щедрости русских людей, русская Афонская обитель мало по малу устроилась; но со смертию доброго царя Феодора Иоанновича (1598 г.), как известно, наступило кратковременное и бурное царствование Бориса Годунова (1598–1605), и за тем смутное время, всколебавшее весь старый строй русской земли. В это время сношения России с Афоном как официальные, так и частные прервались, и русская Афонская обитель, только что восставшая от своего упадка, будучи снова предоставлена своим собственным средствам в тот момента, когда она всего более нуждалась в прочной и деятельной поддержке своих соотечественников, вошла в долги и снова стала клониться к запустению или упадку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

главы вмч. Феодора находится в ГММК (инв. МР-1758). В мае 1591 г. в Россию прибыл Тырновский митр. Дионисий с грамотой от вост. Патриархов, в к-рой сообщалось, что на К-польском Соборе в 1590 г. за Русским Патриархом были признаны все права Предстоятеля автокефальной Церкви. В составе посольства находились архим. Пантелеимонова мон-ря Неофит, архим. Хиландарского мон-ря Григорий и старец Ватопедской обители Софроний, приехавшие в Россию за милостыней. 20 июня посольство принимал царь Феодор Иоаннович, во время приема старец Софроний преподнес царю мощи мч. Кирика. Уезжая из России, послы получили щедрую милостыню, архимандриту Пантелеимонова мон-ря царь Феодор Иоаннович дал жалованную грамоту, в к-рой подтвердил право старцев этого мон-ря на беспошлинный проезд в Москву за милостыней. 4 февр. 1592 г. была отправлена царская грамота к проту Св. Горы и средства на строительство келлий и церкви Пантелеимонова мон-ря. Царь пожаловал «рухлядью да ризы и стихарь» на 500 р. с обещанием впосл. при успешном строительстве прислать «больше того». Царь также пожертвовал «большие ризы» в Хиландарский мон-рь. В дек. 1593 г. Феодор Иоаннович послал на А. дьяка Кошурина с милостыней по случаю рождения царевны Феодосии. Царь Борис Годунов в 1603 г. подтвердил право иноков Хиландарского мон-ря на беспошлинный проезд в Россию за милостыней и право на владение подворьем в Москве. В авг. 1603 г. в рус. столицу за милостыней приезжали старцы афонского мон-ря во имя св. Симеона Столпника, а в июне 1605 г.- хиландарский архим. Лонгин, архим. мон-ря Ксенофонт Иаков. Лонгин преподнес государю часть мощей вмч. Феодора Стратилата, Иаков - мощи вмч. Димитрия. Смутное время надолго отрезало А. от России. Только в 1626 г. в Москву прибыл игум. Мелетий с жалобой на бедственное положение Пантелеимонова мон-ря, имевшего большие долги и заложившего все имущество, позднее в XVII в. игумены Русского мон-ря неоднократно приезжали в Москву за милостыней: в 1636 г.- игум. Иоанн, в 1642-м - игум. Григорий с келарем Христофором и неск.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

горы милостыню с ними же послать и отпустил их с тем же послом вместе [Волошским]; понеже бо из старины тот монастырь св. Пантелеймона в Св. горе» строение беаше первых князей русскых” 11 В ноябре 1507 г. (7015 г.) из того же Пантлеймонова монастыря приходили старцы «милостыни ради, дьякон Пахомие да монах Яков; и князь великий Василей Иванович учредив их милостынею довольно п отпусти их с Москвы месяца маиа 9-го“ 12 В январе 1509 г. – июнь оттуда же старцы были на Москве: Василей, Симеон, да Яков 13 . В конце 1514 г. и начале 1515 г. в Москве были, лавры св. Афанасия старец Мелентий да из Ватопеда старец Нифонт духовник с грамотами” 14 В том же 1515 г. в марте месяце эти старцы поехали с Москвы вместе с турецким послом, бывшим у нас, и нашим послом к Султану В. А. Коробовым; «а в св. гору Афонскую князь великий послал с милостынею Василия Копыла Спячего да Ивана Варавина 15 . С Копылом и Варавиным, кроме грамоты, в которой писалось о посылке милостыни на Афон и испрашивались молитвы 16 , была послана особая грамота к афонскому протату, в которой князь великий просил прислать из Ватопедского монастыря старца Савву – «переводчика книжново на время“ 17 . Коробов был отправлен в Царь-град к Султану в целях чисто политических: для переговоров с турецким правительством о торговых сношениях, делах крымских и общем союзе на крымцев. Он возвратился в Москву в марте 1516 г. (7024 г.). Но Копыла и Варавина с ним не было. Они вернулись в Россию только через три года после своего отъезда из нея и через два года по приезде в нее Коробова: «Василий Копыл из Царя-Города пошел в святую гору Афонскую от великого князя Василия Ивановича всеа Руси с милостынею, а Варавин остался в Царьграде великого князя для потреб” 18 . Таким образом пребывание Копыла и Варавина за рубежом сильно затянулось. Притом и дело по вызову «переводчика книжново“ плохо налаживалось. Игумен Ватопедской обители Анфим, извещая в грамоте 19 к митрополиту Варлааму о приходе к ним Василия Копыла и о получение милостыни, писал, что Копыл «также възвести нам о святем и духовном отце господине Саве, аще восхощет потрудитися до Русии, неких ради вещей нужных тоя земли; старец же быв многолетне, ногами немощен, не возможе исполнити повеления блоговернейшого великого князя и твоего великого святительства, о нем же и прощения просим“.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010