Хрисов. Iω Константина Александра Мурузи Воеводы: подтверждает прежние христовулы м. Ксенофонтского о сборе аспр с вина. Ксеноф. Генвар Его же – жалует соль м. Ксенофонтскому. Монастыри. Iω Скарлата Александра Каллимахи о подобном предмете. Iω Константина Александра Ипсиланти (на Молдав.) о подобном предмете. Ксеноф. Хрисов. Iω Иоанна, Георгия Карача Воеводы: подтверждает сбор денег с вина и жалует 200 грош. м. Ксенофонтскому от Каравансарая в Бухаресте. Ксеноф. Мая 14. Хрисов. Скарлата Александра Каллимахи Воеводы о Николаевской церкви м. Руского в Константинополе. Хрисов. Iω Александра Николая Суццы Воевод.: подтверждает прежние льготы скита Робайского. Ксеноф. Мая 21. Iω Михаила Григория Воеводы: жалует соль м. Ксенофонтскому. Примечание. Есть еще 22 акта на Молдавском языке в м. Ксенофонтском (Содержание их замечено). ------------------------------------ Итого 117 акт. 118) Христовул Иоанна Сербана Кантакузина Бассаробы Воеводы Угровлахийского: присоединяет сооруженный им монастырь Котрачани к 20 Афонским монастырям, с тем чтобы они пользовались доходами с имений его. Лавра. Октябр. 15. Отделение V. В Лавре Монастыри. Грамота Царя Алексея Михайловича о приезде Лавриотов в Москву за милостыней в каждый четвертый год. -------- Грамота Иоанна и Петра Алексеевичей о том же. -------- Декаб. 1. Грамота Ц. Алексия Михаиловича: отдает сему монастырю во владение Никольский монастырь в Москве. -------- Копия, данная по приказанию Св. Синода Всероссийского с именного Ее Императорского Величества Указа Московскому Никольскому Греческому монастырю. -------- 17 Июля. В м. Ватопедском. Грамота Федора Иоановича: дозволяет Ватопедцам собирать милостыню в Москве. -------- Сентябр. Грамота Михаила Федоровича: дозволяет им же приезжать за милостыней в каждый четвертый год. 7134, Генвар. 11. -------- -------- Грамота Иоанна, Петра и Софии: дозволяет Ватопедцам, не взявшим назад вышеупомянутых святынь, приезжать за милостыней в каждый четвертый год. -------- В м. Филофейском. Грамота Михаила Федоровича: дозволяет Филофейцам приезжать в Москву за милостыней в седьмой или осьмой год.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

иноками, в 1660-м - игум. Дионисий с братией, в 1690 г.- Даниил с братией. Иногда афонские монахи, страдавшие от притеснений турок, делали попытки остаться в России. В 1628 г. ватопедский игум. Никодим был поставлен игуменом Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , но в 1635 г. по его просьбе был отпущен обратно на А. В 1643 г. в Москву приехал архим. афонского Павловского мон-ря Никодим со старцем Исаией. Прожив год в Симоновом мон-ре, они вернулись на А. В XVII в. рус. государи по-прежнему жертвовали богатую милостыню в афонские обители, из к-рых получали в качестве даров святыни. В 1652 г. Москву посетил ватопедский игум. Дамаскин, он сообщил, что в мон-ре хранится древний крест св. имп. Константина Великого, сделанный по образу креста, явленного ему на небе, а также глава свт. Иоанна Златоуста. Царь Алексей Михайлович выразил желание поклониться святыне, и в 1655 г. игум. Дамаскин привез реликвии в Россию, где получил богатую милостыню для мон-ря и грамоту, в к-рой Алексей Михайлович просил братию Ватопеда оставить святыню в Москве «летъ на двадцать и меньше, на сколько летъ доведетца». В 1679 г. в Ватопедский мон-рь вновь была отправлена милостыня «за святыню» и царская жалованная грамота, разрешавшая инокам обители каждые 4 года приезжать в Москву за милостыней в размере 500 р. Это обязательство рус. правительство выполняло до 1735 г., когда, в соответствии с составленными Палестинскими штатами , решено было отправлять «в Благовещенский Ватопедский монастырь за известную святыню на каждый год по 100 рублев, а на 5 лет 500 рублев» (цит. по: Каптерев. С. 71). Иверская икона Божией Матери. 1648 г. Мастер Ямвлих (ГИМ) Иверская икона Божией Матери. 1648 г. Мастер Ямвлих (ГИМ) В окт. 1653 г. по инициативе Патриарха Никона , с согласия и при поддержке царя на А. был послан мон. Арсений (Суханов), к-рый должен был привезти греч. рукописи, необходимые для исправления рус. богослужебных книг. За 2 месяца пребывания на Св. Горе Арсений со своим помощником И. Панкратьевым выбрал 498 рукописей и книг (преимущественно греч.), из к-рых большинство Арсений привез в Москву в февр.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Андрея Критского . Однако ватопедский скевофилак в ответ на вопрос русского путешественника ответил, «яко ложь напечатася в Поклоннику (то есть в Проскинитарии. – Б. Ф.) 68 Проследив по документам историю перенесения ватопедских реликвий в Москву, мы можем утверждать, что легенда (живущая, кстати говоря, в монастыре и по сей день) о замене главы св. Иоанна Златоуста главой св. Андрея Критского появилась на свет вскоре после 1688 г. 2 Грамота ивиритов царю не сохранилась ни в подлиннике, ни в переводе Посольского приказа (в указанном в прим. 1 деле на л. 12–15 имеется перевод лишь грамоты Кирилла Лукариса царю Михаилу Федоровичу), грамота же к патриарху дошла до нас в виде подлинника (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 37); см.: Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи середины XVI – начала XVIII вв. Греческие документы московских хранилищ. Каталог выставки. М., 1991. С. 17, 15; Международная конференция «Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в.». Греческие документы и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства московских собраний. [Каталог выставки]/Отв. ред. Б. Л. Фонкич . М., 1995. С. 43, 46–47. 3 См.: Буланин Д. М. Сказание об иконе Богоматери Иверской//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Часть 2. Л-Я. Л., 1989. С. 362–365. 6 Грамота Ивирского монастыря от 1 июня 1639 г. с просьбой о жалованной грамоте писана по-славянски: РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 26. Челобитная архимандрита Пахомия царю, «чтоб государь пожаловал, велел им в монастырь дати свою государеву жаловалную грамоту против иных монастырей, чтоб им приезжати было к Москве бити челом о милостине поволно и без зацепки»: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1639/40 г. 2. Л. 20, 22. 9 Об этом см., например, справку Посольского приказа: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1639/40 г. 2. Л. 23. 12 РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 307: грамота архимандрита Ивирского монастыря Пахомия и братии царю Алексею Михайловичу; Там же. 308: грамота архимандрита Пахомия архимандриту Новоспасского монастыря Никону. Оба документа датируются 15 июня 1648 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Окончательному умиротворению Андреевского скита способствовали те милостивые грамоты, с которыми Патриарх Герман обратился к игумену Иерониму письма Иерархов и распоряжения Св. Синода. Патр. грамоты и награда игум. Иерониму Грамоты Вселенского Патриарха Германа настоятелю Св. Андреевского Русского общежительного скита на Афоне. Архимандриту Иерониму. Грамота 1-я. Переведено с подлинника. Герман. Милостию Божиею, Архиепископ Константинопольский и Новоримский и Вселенский Патриарх. Номер протокола 5036 Преподобный Дикей Священного Ватопедского Св. Андрея на Афоне скита Кир-Иероним, чадо о Господе возлюбленное нашей мерности, благодать от Бога и мир да будет с тобою. Получив письмо Вашего Преподобия от 15-го числа, прошлого Июля месяца, с удовольствием узнали и уверились о наступившем с помощью Бога избавлении священной обители вашей от еретического учения и о водворении законного порядка с благополучным возвращением Преподобия Вашего в скит и вступлении в исполнение обязанностей. Приветствуя отечески и выражая наше благоволение за твердость и стойкость Ваши и братии в испытаниях, молим Господа Бога, да хранит священную обитель Вашу от всякого воздействия вражеского, да направляет и укрепляет всю братию по пути благочестия, добродетели и безупречного исполнения монашеских обетов. Благодать и неизмеримая милость Господа, да будет с Вашим Преподобием. 1913 года Августа 3-го дня. Константинопольский Патриарх усердный перед Богом Молитвенник. Грамота 2-ая. Переведено с подлинника. Герман. Милостию Божиею, Архиепископ Константинопольский и Новоримский и Вселенский Патриарх. Номер протокола 5466. Мерность наша настоящею наградною грамотою извещаем, что, желая почтить, по личному патриаршему стремление и благоволению ценить преподобного Дикея священного на Афоне Ватопедского скита Св. Андрея (Серая) Кир-Иеронима, как мужа поведения священному сану приличествующего, за стойкость, твердость и непоколебимость в православном учении и преданность церкви, проявленные и запечатленные в испытаниях, признали за благо благословить и разрешить ему носить энколпион (Панагию) на торжествах и где подобает в знак патриаршего нашего к нему благоволения и чести. В удостоверение чего вручена нами настоящая Патриаршая Наградная Грамота, данная при благословении вышеназванному Дикею и возлюбленному нами по духу сыну Кир- Иерониму.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

В Ватопедском монастыре очень рано начали развиваться рукописные традиции, что служило одним из основных источников пополнения библиотеки этой обители. Тесные связи существовали у Ватопедского монастыря и с Россией. Одна из древних рукописей, находящихся в настоящее время в отечественном собрании (Государственный Исторический музей, собрание Успенское 18 – бум.) является наглядным свидетельством существования в прошлом этих связей. Эта рукопись содержит творения преподобного Иоанна Лествичника , переписанные монахом Евсевием (Ефремом), который имел обыкновение подписываться двойным именем: вероятно, одно имя у него было мирское, а другое монашеское. Жил Евсевий (Ефрем) в монастыре Богородицы Перивлепты, в колонии русских в Константинополе. 10 декабря 1422 года (или 1423 года) монах Евсевий (Ефрем) начал переписывать «Ле-ствицу», но закончить он ее не успел. Его почерком написаны только первые 64 листа. Остальная часть рукописи написана другим почерком. В конце рукой Евсевия (Ефрема) сделана приписка, из которой видно, что рукопись была завершена неким старцем Мит-рофаном 15 марта 1424 года, но не в Константинополе, а на Афоне, в Ватопеде. Следовательно, между 1422–1423 и 1424 гг. Евсевий перебрался на Афон, и здесь к своей работе ему удалось привлечь старца Митрофана. Литературная деятельность (Ефрема) Евсевия продолжалась в Ватопедском монастыре столь же интенсивно, как и в Царьграде 181 . 1515 год явился важной страницей в истории взаимоотношений России с Афоном. В этом году в Турцию направилось посольство В. А. Коробова, и вместе с посольством возвратились домой приходившие в Москву в конце 1514 – начале 1515 года монахи афонской Лавры святого Афанасия и Ватопедского монастыря. С ними в афонский Протат была отправлены грамота с просьбой о присылке «переводчика книжного» 182 . Просьба об отправке в Россию монаха, который мог бы заняться там переводческой деятельностью, сыграла большую роль в развитии литературных связей между святогорскими обителями и Русской Православной Церковью. Этим человеком суждено было стать монаху Ватопедского монастыря Максиму Греку .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

15 . Грамота Митрополита Ларисского Иоасафа, бум. 0.39 х 0.28 фр. метра. Весьма попорчена сыростию. Дана монахам Метеорским, по поводу раздора их из-за какого-то завещания. Митрополит советует им жить мирно. Нет ни месяца, ни индиктиона. Год выставлен 6901 (1393-й). Подписался: † Иоасаф, милостью Божиею митрополит Ларисский, Пречестный и Экзархъ Второй Фессалии и всей Эллады 277 . 16 . Грамота ( Σιγελλιδες Γρμμαν. sic!) его же, бумага дана тем же монахам, тоже по тяжебному делу, в Феврале, индикта 9, года 6909 (1401). Писал документ дикеофилакс Мануил. Подпись тоже, что и в 15. 17 . Грамота заявительная ( Πα ηστιασικν Γρμμα) того же Митрополита Ларисского Иоасафа, бумага 0.48 х 0.80. Содержание: пожертвование монастырю Высшему ( ιλτερον) виноградника на вечное поминовение, монахом Неофитом. Подпись: † Иоасаф, милостию Божиею Архиепископ (?) Ларисский, Пречестный и Экзарх Второй Фессалии и всей Эллады 6910 (1402) года, инд. 10. Начало: Радуйтесь Назареев (Назореев, то есть христиан вообще, или посвященных Богу, то есть одних монахов? Вероятне последнее) ликостояния, поскольку к вам Бог... и проч. Упоминается в грамоте и имя Иоасафа подвижника 278 . Видно из документа, что архиепископ лично присутствовал в столпе ( πργος) Метеорском с епископом Триккским, с протонотарием Мануилом Тихомиром, с Дикеофилаком тоже Мануилом Кивиркисом. Со стороны же монастыря были: господин Иоасаф, с другими мужами сего скита, равно как и с папирофилаком церкви Стагийской и икономом Кало-Иоанном. 18 . Завещание монаха Неофита ( Ναιωφτου), ктитора монастыря Вседержителева в Метеорах, вероятно то самое, о котором упоминается в предшествующем номере, бумага 0.40 х 0.89, на сколько сохранился документ. Конец его оторван, и летосчисление потому неизвестно. 19 . Договор Афонского Ватопедского монастыря с монахом о некоей келлии, на бумаге. Индиктиона 3-го года, 6903 (1395). Документ подписали: Кафигумен Священной, царской, великой обители Ватопедской, Феодорит, иеромонах. Проигумен Игнатий. Экклисиарх Григорий и 5 монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

660 Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах/Под ред. В.Н. Карпова: В 13 кн. СПб. 1862 (далее – Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. -Ред.). 662 Григорович В. Очерк путешествия; Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы. Григорович справедливо полагает, что грамота имп. Льва, вписанная в зографский хрисовул ц. Душана, принадлежит скиту, который впоследствии присоединен к болгарскому Зографу; но все-таки остается неизвестным, кем и когда устроен Зограф для болгар. Славянские рукописи Зографа и показания актов о древнейших монастырях Афона см. там же. Грамота Зографу болгарского царя Иоанна Ясеня 1192 г.; другая грамота болгарского царя Александра 1342 г. см. в: Аврамович. Описание древностей сербских. 663 Афонский патерик. Ч. 1. Особое сказание напечатано в книге: Никон. Рай мысленный: Слово благополезное о создании мон-ря Пресв. Богородицы Иверские иже на Святе озере/Изд. Валдайского Иверского мон-ря. Б. м., 1659. Григорович (Григорович В. Очерк путешествия) указывает в хиландарской рукописи повесть о разорении Афона: но неизвестно, то же ли это, что напечатано в Иверском монастыре. Гуманные дела латынян на Афоне показаны и в послании Прота к вел. кн. Василию Васильевичу, писанном в 1445 г. (например в 9 т. летописи занятый археографической коммисией стр. 31). О зографцах здесь сказано, что они за твердость в вере задушены огнем в башне «и ныне мощи тех в освящение имамы». Ватопедский настоятель убеждал своих удалиться из обители; лучшие послушались его и удалились с настоятелем; упорные остались и предались латинянам; так как они преданы были настоятелем анафеме, то по смерти тела их лежат черные как уголь. О времени события здесь говорится так, что это было по окончании власти латинян над Цареградом. 665 Исповедание отыскано и издано о. Порфирием: Четыре беседы Фотия, свя- тейшаго архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них архимандрита Порфирия Успенского . СПб., 1864. После того конечно не будут более поднимать сомнений против разорения Афона папизмом в 1283 г., как сомневались доселе Григорович (Григорович В. Очерк путешествия) и поклонник горы ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В том же году Александрийский Патриарх Самуил прислал к Петру грамоту с просьбою о даче милостыни Александрийскому патриаршему престолу, .обители святого Саввы Освященного в Египте и обители святого великомученика Георгия 207 . В 1718 году, по просьбе Константинопольского Патриарха Иеремии с нарочно посланным, дана Патриарху царская грамота на ежегодное получение соболей на три тысячи рублей 208 . В 1718 году обращался к России с просьбой о пособии сербский Митрополит Моисей 209 . Афонские монастыри один за другим высылали в Россию своих игуменов и Архимандритов, которые возвращались назад не с пустыми руками. Греческий ватопедский монастырь с 1655 года, за удержанные в Москве принадлежавшие монастырю мощи, получал через каждые четыре года по пятисот рублей 210 . В 1696 году дана жалованная грамота афонскому георгиевскому изуграфскому монастырю на приезд за милостыней «в пятый год» 211 . В том же году присылал за милостыней Архимандрита Афанасия афонский Евсфигменский монастырь 212 . Этот же монастырь присылал в 1717 году Митрополита Григория 213 . В том же году обращался к Петру с просительною грамотой афонский хиландарский введенский монастырь, присылавший Архимандрита Макария 214 . В 1715 году хиландарская сербская лавра, стоявшая во главе славянских обителей на Афоне, получила сто рублей милостыни и разрешение на сбор пожертвований в Москве 215 . В 1701 году присылал просительную грамоту с Архимандритом Василием афонский Павло–Георгиевский монастырь 216 . В 1703, 1707, 1712 и 1720 годах приезжали игумены русского афонского пантелеймоновского монастыря и получали обычную дачу в полтораста рублей соболями; кроме того, иногда еще богослужебные книги, церковные сосуды и утварь и разрешение на сбор пожертвований по всей России 217 . В 1714 году прислал к Петру и царевичу Алексею просительные грамоты с игуменом Феофаном афонский филофеев монастырь 218 . Афонский греческий иверский монастырь имел в Москве свое подворье – греческий Николаевский монастырь, откуда время от времени получал транспорты вещевых приношений 219 . Получали «милостынную дачу» от казны и другие афонские монастыри 220 . В 1705 году все афонские монастыри обращались к русскому царю с просьбою о помощи 221 . Западнорусские православные, изнывавшие под двойным гнетом римского католичества и унии, видели в выроставшей могуществом великой России единственную свою надежду и получали от нее, по мере возможности, как денежную помощь, так и покровительство. В 1708 году дана виленскому святодуховскому монастырю жалованная грамота на ежегодное получение 50 рублей 222 . Своему послу в Польше, князю Долгорукому, русское правительство давало наказ «предлагать и домогаться, чтобы как на львовскую епископию, так и на прочие православные епископии никто из униатов допущен не был, а были бы посвящены из православных монахов» 223 . VII

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Москву святыня прибыла 7 июня. Имея теперь в своих руках такую важную и великую святыню, благочестивый Алексей Михайлович не удержался от искушения под разными предлогами навсегда оставить святыню в Москве, тем более что Москва в это время вела тяжелую войну с Польшей и победный крест Константина приходился ей как нельзя более кстати. Когда Дамаскин подал заявление, чтобы его, согласно царскому обещанию, отпустили со святынею назад в монастырь, то указом ему велено было ехать в Киев без святыни, так как «крест и главу изволил царское величество оставить у себя, государя». Тогда архимандрит бил челом государю: «Буде царское величество изволит тое святыню оставить у себя, государя, на время, и в том его государева воля и о том бы указал государь отписать в Ватопедский монастырь имянно – до коих мест та святыня у него, государя, оставлена будет». Что же касается оставления святыни «впрок» (навсегда), то на это не согласен он, архимандрит, не согласится никогда и вся братия. Тогда в Ватопед была послана грамота, в которой заявлялось, что государь изволил оставить у себя святыню только на время «лет на двадцать и меньше, на сколько лет доведетца», «и вам, наместнику Леонтию с братьею, о той святыне, что ныне оставлена у нас, великаго государя, на время, сумненья и оскорбления никакого не иметь». Дамаскин был отпущен без святыни, но зато получил от правительства соболями и деньгами до двух тысяч рублей 43 . Но тысячная дача не могла помирить ватопедцев с мыслию о потере святыни, они решились настойчиво требовать от царя, чтобы он, согласно данному обещанию, возвратил посланную ему только для поклонения святыню. Но посылаемых с этою целью старцев два раза не пропускали в Москву, а возвращали назад из Путивля. Наконец, в 1665 году, когда в Москву прибыло посольство от всех афонских монастырей с просительной грамотой о милостыне, прибыл в Москву и ватопедский экклесиарх Лука вместе с келарем Кириллом. В своей челобитной царю Лука заявлял, что будто бы турки, узнав, что в монастыре нет более креста и главы Златоустовой, сильно стали теснить монахов и грозят разорить самый монастырь, что архимандрита Дамаскина хотели казнить и от их мучений он теперь болен; да и от ктиторов и от всех христиан поношение великое монастырю: говорят, что продали Животворящий Крест и честную главу Иоанна и, с тех пор как вывезена святыня, нет над монастырем милосердия христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

О. Феодорит, высоко ценимый своим кириархическим монастырем (knr…arcoj mon») за указанные выше достоинства ума и сердца, с самого начала происшедших в Андреевском скиту беспорядков нашел сильную для себя поддержку и защиту в монастыре. Ватопедский монастырь через своего антипросопа все усилия направлял к тому, чтобы учинить «симвивязм» (sumbibasmoj), т. е. полюбовное соглашение о. Феодорита с братией скита, и оставить его на своем месте. В этих видах отцы Ватопедского монастыря не дали своего согласия на избрание нового настоятеля в скиту, говоря недовольным: «Невозможно вам и нам переменить сего игумена. Мы его поставили. Он вас почти всех собрал и устроил скит, как вы и видите, то мы не можем поступить с ним худо после таких трудов. И впредь мы надеемся, что он не разорит скит, по-другому вверять опасно». Поэтому, когда Вселенский Патриарх своей грамотой от 2 января 1879 г. потребовал, чтобы о. Феодорит был по-прежнему игумен скита, и пригласил посодействовать ему в этом монастыри Ватопедский и русский Пантелеимоновский, то кириархический монастырь стал действовать с большей смелостью и решительностью. Чтобы ускорить примирение о. Феодорита с провинившейся пред ним братией и чуждавшейся теперь примирения с ним из боязни за дурные последствия в будущем, дан был совет о. Феодориту. чтобы он «особым актом примирения» успокоил «немощствующих». Благостный и миролюбивый старец не замедлил последовать доброму совету своих благожелателей и немедленно издал разрешительную грамоту для всей братии, писанную своею собственною рукою. Эта полная отеческой любви, иноческого смирения и всепрощающего снисхождения к слабостям человеческим грамота гласит так: «Во славу Пресвятые Троицы Отца и Сына и Святого Духа я, старец русского на Афоне святого апостола Андрея Первозванного скита архимандрит Феодорит, при помощи Божией и общих молитв и желаний, делаю сей акт примирения с моими отцами и братиями и о Христе духовными моими чадами в том, что Божиим попущением сделавшееся в нашем скиту искушение и расстройство причинило старчеству и общежитию нашему большой вред внутренний и внешний, духовный и вещественный.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010