Приехавший в одно время с ними архимандрит Ватопедского Монастыря Игнатий был принят, но как видно, по особенному случаю: потому что Государь писал с ним грамоту к Цареградскому Патриарху Кириллу весьма замечательного содержания. «Извещал нашему Царскому Величеству и отцу нашему, Великому Государю, Святейшему Патриарху, Филарету Никитичу Московскому и всея Руси, богомолец наш, Веррийский Митрополит Аверкий: сказывал ему Аверкию, Ватопедскаго монастыря архимандрит Игнатий, который приезжал к нам для милостыни, что есть на Афонской горе, в Ватопедском монастыре, крест животворящаго древа, на нем же распять был Господь наш Иисус Христос , с которым ходили благочестивые Цари Греческие на недругов своих, Царь Константин и иные древние Цари, и их верою и прошением, даровал им Бог победу на недругов их. Архимандрит и братия того монастыря, хотят тот крест животворящаго древа проводить к нам Великому Государю, и к отцу нашему Святейшему Патриарху, в наше государство, но без вашего святительскаго благословения и повеления учинить того не смеют. И говорил нам Митрополит Аверкий, чтобы мы о том отписали к вашему Святейшеству. И мы архимандрита Игнатия, пожаловав нашим государским жалованьем, отпустили назад в Ватопедский монастырь, а велели ему тот крест животворящаго древа, доложа вашему Святейшеству, как вы укажете и повелите, привести к нам на поклонение и на освящение нам и всем православным Христианам. Благословите ваше Святейшество, чтобы тот животворящий крест прислать к нам, с архимандритом или с старцем тогоже Ватопедскаго мопастыря». Затем Государь извещал, что если тот крест привезут в Москву, то он наградит большими подарками Патриарха за его содействие к сему, а Ватопедский монастырь пожалует великим своим жалованьем. (Грамота писана 27 Дек. 1630 г.). С своей стороны и Патриарх Филарет послал с архимандритом Игнатием к Патриарху Кириллу грамоту, в которой также, как и Государь, писал о животворящем кресте. 16) Между тем посланниками нашими из Константинополя присланы были расписки, выданные им чрез Патриарха Константинопольского Кирилла, от различных духовных властей, о получении ими царской милостыни. Таким образом, Ноября 6-го 1629 года, по свидетельству Вселенского Патриарха, архимандрит Св. гроба Филофей, извещал: что прибывши в Царьград из Иерусалима, принял в церкви Св. Георгия заздравной милостыни от Царя и Патриарха, присланной с их послами Семеном Яковлевым и Петром Евдокимовым, к богомольцу их Патриарху Иерусалимскому: пять сороков соболей, два по сороку рублей, один в тридцать пять руб., четвертый в тридцать руб., а пятый в двадцать пять р., всего на сто семьдесят рублей, и для подлинного свидетельства дал сию отпись с приложением печатей Патриарха Кирилла и Св. живодавного гроба; «Филофей, архимандрит Святаго гроба и Патриарха Иерусалимскаго наместник писал своею рукою.» 21)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Согласно правосл. традиции, глава И. З. была подарена визант. имп. Иоанном VI Кантакузином (1341-1354) афонскому мон-рю Ватопед . Эта святыня пользовалась большим почитанием на правосл. Востоке. В 1560 г. ватопедские монахи привезли в Молдавию для поклонения реликвии, в т. ч. челюсть И. З., которую господарь Александр Лэпушняну поместил в основанный им мон-рь Слатина ( N sturel P. S. Dix contributions roumano-athonites (XIVe-XVIe siècles). 8: D " un achat de reliques à Vatopédi par le Prince Alexandre Lpuneanu de Moldavie//Buletinul Biblitecii Române. N. S. Freiburg i. Br., 1985. Vol. 12. P. 37-38). В 1649 г. от посланной ватопедцами в Молдавию главы И. З. получила исцеление жена господаря Василия Лупу Екатерина (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 37. Л. 33-34). Прибывший в 1652 г. в Москву ватопедский архим. Дамаскин сообщил о случившемся в монастыре пожаре и о необходимости изыскать значительную сумму денег (2 тыс. р.) на обновление росписей собора. Он сообщил о готовности монастырских властей прислать на время в Москву для поклонения древние ватопедские святыни - крест равноап. имп. Константина I Великого и главу И. З. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 37. Л. 17, 33-35). От имени царя Алексея Михайловича в Ватопед была отправлена грамота, в к-рой игум. Феодосию и братии предлагалось «нашие царского величества милости и жалованья к себе поискати, тот честный животворящий Крест Господень... и главу святаго Иоанна Златоустаго для поклонения прислати к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, с тем же с архимандритом Дамаскиным или с ыным верным человеком, кому в том верите» (Там же. Л. 36-38). Дамаскин вернулся в Россию с ватопедскими реликвиями, оказавшись вместе с келарем Даниилом и сопровождавшими его греками-купцами в Брянске 17 мая 1655 г., как об этом свидетельствует отписка воеводы кн. Трубецкого (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. Д. 15. Л. 5-18; о приезде Дамаскина: Ченцова В. Г. Царские сабли, саадак и пастырский посох: К истории вещей из Музеев Моск. Кремля, привезенных с Христианского Востока в сер. XVII в.//Каптеревские чт.: Сб. ст. М., 2009. Вып. 7. С. 234-236). После торжественной встречи святыни ватопедский архимандрит и др. путешественники были отправлены с большой охраной до Рославля, а оттуда - в Смоленск, по царскому указу, в сопровождении архиеп. Тверского Лаврентия. В Смоленск же был отправлен указ, чтобы Лаврентия Тверского, а с ним вместе и всех греков после молебна в соборной церкви препроводить к царю «в поход». 7 июня 1655 г. Дамаскин был торжественно принят в царском шатре близ Шклова, а святыни, переданные царю, были позже отправлены в Москву к патриарху Никону. О почитании привезенной главы И. З. в рус. столице свидетельствует Павел Алеппский: главу И. З. в серебряном позолоченном ковчеге торжественно нес один из архимандритов во время встречи царя, возвращавшегося после взятия Смоленска в Москву ( Павел Алеппский. Путешествие. С. 475).

http://pravenc.ru/text/541598.html

1382 См. грамоту великого князя Василия Ивановича на Афон, вследствие которой прибыл в Россию Максим, во Временниках Общества Истории и Древностей, книга V, Смесь, стр. 32. 1385 Ibid. II, 370 fin. (В словах послания к митрополиту Макарию: «ещё и пред самыми вельможами» и пр., – Казанское издание II, 364 fin., Максим разумеет русских вельмож, составлявших боярскую думу, к которым он писал до митрополита). 1386 Чтобы Максим проповедовал православную веру в каких-нибудь других православных странах, кроме самой Греции (территорий, населённых Греками), этого нельзя предполагать, потому что он знал только язык греческий и латинский (и итальянский). 1387 О библиотеке великого князя см. в указанном выше исследовании С. А. Белокурова: «О библиотеке московских государей в XVI столетии». 1388 Что касается до «кто», то, по всей вероятности, это были Греки, служившие при дворе великого князя и остававшиеся от тех многих Греков, которые прибыли в Москву с Софьей Фоминичной. Относительно представлений, если они состояли в указании каких-нибудь особенных нужд времени, а не в простом указании общей важности псалтири, как книги богослужебной и четией, мы не находим возможным сказать что-нибудь. (Сам Максим в своём послании к великому князю, составляющем предисловие к переводу, – см. ниже, не указывает ни на какие особенные нужды времени, – Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева лист 1, стр. 84). 1389 Перед тем как посылать великому князю на Афон за Саввой, был в Москве за милостыней ватопедский монах (Сношения России с Востоком, I, 22 sub fin.): он-то, как нужно думать, и указал на Савву. 1390 Великий князь послал две тысячи рублей на поминовение родителей и с просьбой молиться о чадородии его неплодной супруги Соломонии, – у Муравьёва ibid. стр. 23. 1391 Грамота великого князя проту с собором о Савве, от 15 Марта 1515 года, во Временнике Общества Истории и Древностей, книга V. Смесь, стр. 31. Просьба в ней: «чтобы есте к нам прислали вместе с вашими людьми (посланными на Афон) из Ватопета монастыря старца Савву переводчика книжново на время, а тем бы есте нам послужили, а мы, ож даст Бог, его пожаловав, опять к вам отпустим». По Никоновской летописи, VI, 203 fin., и по 2 Софийской летописи, в Собрании летописей VI, 257, послы на Афон – Василий Копыл Спячий и Иван Варавин были отправлены вместе с послом турецкого султана и с нашим послом к султану Василием Андреевым Коробовым, того же 15 Марта, которым подписана грамота. Ходил на Афон один Копыл, а Варавин для потреб великого князя оставался в Константинополе, – Никоновская летопись стр. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

62–73. У Поклонника стр. 327–340. О древнейших монастырях Афона показания актов у Григоровича стр. 87–90. У Поклонника горы 38–40. У Аврамовича (Древности стр. 82) грамота Зографу болгарского царя Иоанна Ясеня 1192 г.; другая грамота болгарского царя Александра 1342 г. 599 Афонский патерик I, 233. Особое сказание напеч. в книге: Рай мысленный, ивер. мон. 1668 г. Григорович (стр. 90) указывает в хиландарской рукописи повесть о разорении Афона; но неизвестно, тоже ли это, что напечатано в иверском монастыре. На гуманные дела латинян на Афоне показано и в послании Прота к в. к. Василию Васильевичу, писанном около 1445 г. (нап. в 9 т. Летописи занятий археогр. комиссии стр. 31). О зографцах здесь сказано, что они за твёрдость в вере задушены огнём в башне «и ныне мощи тех в освящение имамы». Ватопедский настоятель убеждал своих удалиться из обители; лучшие послушались его и удалились с настоятелем; упорные остались и предались латинянам; так как они преданы были настоятелем анафеме, то по смерти тела их лежат чёрные как уголь. О времени события здесь говорится так, что это было по окончании власти латинян над Цареградом. 601 Исповедание отыскано и издано о. Порфирием: Беседы Фотия, стр. 99, 100. После того конечно не будут более поднимать сомнений против разорения Афона папизмом 1283 г., как сомневались доселе Григорович в Путеш. 91 и Поклонник горы стр. 322. 602 Жизнь св. Максимилиана, описанная в XIII стол. потавским пресвитером, изд. int, script, rerum avstr. T. 1 и с объяснениями Ганзена: Germania sacra t. 1. Извлечения у Вейса: Leben d. Heiligen В. 14, 546–555. Leben u. Werken d. Heiligen, B. 2. 427. Regensburg 1840. 604 Известия Страбона, Птоломея, T. Ливия, Плиния – у Черткова: Фракийские пле­мена в Италии, Временн. 16 ч. 69–86, у Савельева в Славян. сборнике 123–135. Дионисий периэгет: «норики, панноны и мизы, живущие на южной стороне Дуная, все происхождением Фраки, выходцы из северной Фракии; все берега Истры, по всему ея течению, заселены одними фраками». П. Григорий в 600 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1676 году скончался о Господе благочестивейший государь Алексей Михайлович. Об упокоении души его молились в Александрии и Каире, в Синайской обители, которой он пожаловал милостынную грамоту в 1654 году, у гроба Господня, в монастыре св. Саввы, в Назарете, где щедротами его обновлён был храм, а митрополии пожалована милостынная грамота в 1651 году, марта 3 дня, на Афоне, в Лавре и в монастырях Иверском, Ватопедском, Есфигменском, Дионисиатском, Русском, Хиландарском, получивших также милостынные грамоты, в больнице Ватопедской, сооружённой иждивением сего приснопоминаемого царя в 1654 году 236 , в Халкилонском храме во имя святой всехвальной Евфимии, для которого пожалована была им также милостынная грамота 237 . Его престол, добродетели, благочестие и усердие к восточным церквам и монастырям наследовал порфирородный сын его Феодор. Сей государь через посланника своего при Порте дьяка Прокопия, сына Богдана Возницына, послал к александрийскому святителю Парфению два письма, из которых в одном выражал любовь свою к нему, а в другом просил прощения патриарху Никону . Парфений через посредство того же посланника отвечал его царскому величеству и препослал испрашиваемое прошение. При письмах государя Феодора Алексеевича препровождены были к сему патриарху четыре сорока соболей. Но вместо четырёх посланник выдал ему только одно сороко; о чём Парфений упомянул в письме своём 238 к Иоанну и Петру Алексеевичам и к царевне Софии Алексеевне в 1684 году, мая 23 дня в следующих выражениях: «Два письма прислал к нам блаженной памяти царь Феодор Алексеевич через посла своего Прокопия Богдановича Возницына и переводчика Константина. Но эти письма в отсутствие наше получило от них другое лицо; и когда мы прибыли в Царьград, нашли их распечатанными. В них нашей мерности возвещено было, что от царской милости мы удостоились четырёх сороков соболей. Но вместо четырёх нам выдал посланник одно сороко. А цена их 220 асланов. И это горше первого! Лишиться царской милости...» Богом венчанные преемники царя Феодора Иоанн, Пётр и София продолжали изливать свои милости на православную церковь в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1705 году «славяносербский патриарх» Арсений прислал к боярину Федору Головину грамоту об исходатайствовании у Петра заступничества за Православную Церковь в Венеции, страдающую от нападок Римской Церкви 205 . В 1706 году прислал Петру с иеромонахом Леонтием грамоту Антиохийский патриарх Афанасий с благодарностью за полученную уже милостыню и с просьбою оказать пособие в предпринимаемом патриархом печатании духовных книг на арабском языке для бедных арабов 206 . В 1715 году приезжавший в Россию Черногорский митрополит Даниил получил архиерейское облачение, церковные сосуды, десять тысяч рублей деньгами и дозволение присылать в Россию из своего цетинского Рождество-Богородичного монастыря чрез два года на третий за новою милостыней двух или трех монахов с двумя или тремя бельцами, причем обещано каждый раз выдавать посланным по пятисот рублей из казны 207 . В 1717 году выехал в Россию Романский и Галицкий митрополит Пахомий, бежавший от мести турок за то, что при Прутском походе встретил царя «с подобающим поклонением»; был принять в России и проживал то в Киеве, то в Москве 208 . В том же году Александрийский патриарх Самуил прислал к Петру грамоту с просьбою о даче милостыни александрийскому патриаршему престолу, обители святого Саввы Освященного в Египте и обители святого великомученика Георгия 209 . В 1718 году, по просьбе Константинопольского патриарха Иеремии с нарочно посланным, дана патриарху царская грамота на ежегодное получено соболей на три тысячи рублей 210 . В 1718 году обращался к России с просьбой о пособии Сербский митрополит Моисей 211 . Афонские монастыри один за другим высылали в Россию своих игуменов и архимандритов, которые возвращались назад не с пустыми руками. Греческий Ватопедский монастырь с 1655 года, за удержанные в Москве принадлежавшие монастырю мощи, получал чрез каждые четыре года по пятисот рублей 212 . В 1696 году дана жалованная грамота афонскому Георгиевскому изуграфскому монастырю на приезд за милостыней «в пятый год» 213 . В том же году присылал за милостыней архимандрита Афанасия афонский Евсфигменский монастырь 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В мае 1625 г. в Москву прибывает ватопедский архимандрит Игнатий. В следующем 1626 г. к царю Михаилу приезжает пантелеимоновский архимандрит Макарий с грамотой от Вселенского патриарха Кирилла, просившего государя и о помощи Пантократору, Зографу, Иверу и Дохиару. О Пантелеймоновом монастыре он писал: «В нынешнее время впал он в убыток и в долг, и заложил ризы церковныя и монастырския, и иное строение недвижимое, и пашню, и сады – все, чем питались, и ныне тем не владеют; от великого долга и самих посажали в темницы, и там зле погибают; да и церковь их и кельи и монастырские стены разорены и пищи никакой не имеют, и от великого своего изнеможения и от долга не могут ничего починить. Да будет сие известно твоему Величеству». 508 По просьбе архимандрита Макария и строителя Саввы проезжая грамота царя Федора переписывается на имя Михаила и его отца патриарха Филарета и датируется 22 июля 1626 г. В сентябре 1627 г. в Москву были доставлены грамоты от разных афонских монастырей с благодарностями. Пришла и грамота от всех святогорцев, подписанная протом архимандритом Дионисием: монастыри, скиты, отшельники, пещерники выражали благодарность за милостыню, данную Патриарху Кириллу, и просили помочь в уплату дани. Обитель Дионисиат также просила выкупить церковные сосуды, заложенные ради освобождения одного иеромонаха. В конце 1627 г. опять приезжает зографский игумен Неофит с просьбой об уплате долга. В 1629 г. появились от Пантелеймонова монастыря иеромонахи Григорий и Иеремия, которых, впрочем, в Москву не пустили, вероятно, из-за того, что они прибыли ранее указанного четырехлетнего срока. Они отправили царю письмо: «Сей [Пантелеймонов] монастырь есть создание царствия твоего. Ведомо тебе, великий государь, да будет, что у нас здесь, на Афонской горе, 20 монастырей царственных; нарицается всякий монастырь именем того, кто его поставил, и всегда поминаются имена соорудителей; наш же монастырь нарицается русский, яко московских царей сооружение. А у нас, бедных и беспомощных, требуют агаряне дани, а нам взять негде, и говорят они нам: два царя у себя имеете, а плачете, будто вам дать нечего»... 509

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В описи Посольского приказа 1626 года среди «грамот греческих» упомянута грамота, которая не сохранилась, но имеет следующее описание: «Грамота на харатье (то есть на пергамене) к великому князю Василью Ивановичу всея Русии прота Святые горы Анфима иеромонаха, писана лета 7039–го году, за рукою и за печатью прота Святые горы иеромонаха» . Содержание грамоты в описи не раскрыто, но совпадение ее даты — 1531 год (точнее, период с сентября 1530 года по август 1531 года) с датой второго суда над Максимом позволяет предполагать, что судьба святогорского инока занимала в ней какое-то место. И еще одно хронологическое совпадение — в августе 1530 года родился долгожданный наследник престола, и Святая гора не могла не направить своему покровителю великому князю поздравления по этому радостному поводу. Напомним, что в 1515 году соединились две просьбы Москвы к святогор- ским властям — о переводчике и молении о наследнике; теперь в грамоте святогорских властей уместно было заговорить о переводчике, подтвердив то, о чем сам Максим Грек писал князю Василию еще в 1522 году — на Святой горе его помнят и ждут. Судьба афонского ученого монаха с самого начала оказалась в сопряжении с жизнью великокняжеской семьи. И еще одно совпадение — имя прота, отправившего грамоту 1531 года, совпадает с именем игумена Ватопедского монастыря Ан- фимия, пославшего в Москву в 1516 году брата Максима. Может быть, к 1531 году он стал протом? Если мы правильно реконструировали содержание грамоты, упомянутой в описи, то можно предполагать, что целью судебного Собора была выработка ответа на грамоту прота (в части, касающейся «брата Максима»). Эта гипотеза снимает и разрешает многие недоумения и вопросы, которые выдвигали «Судные списки». Как изложены в них причины и обстоятельства начала Собора? Оказывается, еще до начала рассмотрения дела с участием обвиняемого происходило соборное совещание, о котором рассказано без имен участников. Оно предварительно установило новые вины («хулы») Максима Грека, что предопределило исход Собора и его ответ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Ватопедский игумен также написал послание митрополиту Варлааму, где он писал: «Преподобный же отец наш прот, яко да не останется прошение Великого князя безделно и безконечно, изобрал честнейшаго брата нашего Максима Грека , еже из нашия священныя обители Ватопеди, аки искусна Божественому Писанию и пригожа на сказание всякых книг: и церковных и глаголемых елиньских: понеже от младыя юности в сих възрасте и сим наказася добродетелне, и не яко иный некий, многыми почитанми токмо. Посылает же того нашим произволением и хотением (но убо языка не весть русскаго, разве греческаго и латынскаго, надеем же ся яко и русскому языку борзо навыкнет)» 179 . Переведенная преподобным Максимом Толковая Псалтырь содержит вначале предисловие-послание Великому князю Василию III. В нем переводчик говорит, что князь имеет «при себе правящаго архиерейский престол, во архиереех светящаго пресвященнейшаго господина Варлаама митрополита всеа Русии, твоея державы отца о Господе и ходатая к Богу непрестанного, при коих благочестие чисто с правдою и благозаконием сияет» 180 . Перевод Псалтыри был начат по благословению митрополита Варлаама и затем рассмотрен и одобрен Собором архиереев во главе с первосвятителем 181 . Митрополит Варлаам принимал участие в жизни великокняжеской семьи. В 1518 г. скончался Симеон Иванович, брат великого князя. Он был погребен в Архангельском соборе, «а пел над ним Варлам митрополит всеа Русии с епископы и архимандриты и игумены и со всеми священными соборы; бысть же тут на погребении его пришедый от патриарха митрополит Григорий и старцы Святыя горы Афоньскиа» 182 . Духовная грамота князя Василия III, как считается, не сохранилась. В первом же варианте княжеской грамоты была подпись митрополита Варлаама. «Се яз, худыи раб Божии Василеи, что есми наперед сего писал свою духовную грамоту да список приписной к духовной грамоте, а подписал ту духовную грамоту и список Варлам, митрополит всеа Русии, своею рукою, да и печать свою Варлам митрополит к той духовной грамоте и к списку приложил» 183 . Эта первая грамота Василия III, составленная им в 1509 или 1514 г., была сожжена 27 сентября 1533 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Видя его твердую веру, дал ему сам Король, за двадцать четыре поруки, тысячу талеров, чтобы те деньги вскоре отдать казне королевской и его отпустили собирать деньги для сей уплаты. Пришел он в свой монастырь Путный, где поминаются Великие Князья Московские. Там не мог собрать довольно денег, чтобы заплатать долг сей и посему приехал к вашему Царскому Величеству, чтобы выкупить тех двадцати четырех поручителей. Посему и мы, видевши его бедность и утеснение, сжалились над ним, послали к вашему Царскому Величеству, просить помощи у подножия твоего престола». Грамота писана 2 Июня 1645 года и подписана четырьмя Архиереями: Варлаамом Митрополитом Сочавским, Анастасием Епископом Романским, Стефаном Епископом Радовским и Гедеоном Епископом Хушским. Кроме сего он представил еще подпись четырех монастырей: Путны, Молдавицы, Слатины и Быстрицы. (Связка 23-я 43) В исходе Августа Царь Алексей Михайлович приказал быть у себя на дворе Митрополиту Оресту, a вместе с ним и настоятелям Афонских монастырей, архимандритам: Хиландарского монастыря Михаилу, Предтеченского Нектарию, Ватопедского Феодосию со старцами и из лавры Афанасьевой Мелетию и из города Ахрида Иеремии. На представлении Митрополит поднес Государю мощи Св. великомученика Димитрия Селунского, а архимандриты: Михаил икону Спаса и Богоматери и панацею; Феодосий икону Спаса и Богоматери и мощи великомученика Пантелеимона; Мелетий икону Апостола Павла и резной крест, за что получили от Государя обычное жалованье, применяясь к прежним дачам. Все сии архимандриты приезжали за милостынею. В Августе приехал в Москву архимандрит Макарий от Патриарха Александрийского Иоанникия, который писал Государю о присылке четырех икон в окладе, святительской шапки, риз и милостыни. Архимандрит бил челом о дозволении представиться лично Государю и был приглашен на царский двор вместе с другим архимандритом города Кариополя из монастыря Димитриева. Они были приняты в столовой избе со всеми обрядами прежних приемов, которых держался во всем новый Государь. Архимандрит Макарий поднес от своего Патриарха мощи Св. Иоанна милостивого и Св. священномученика Киприана, а архимандрит Иаков мощи Феодора Тирона, часть от руки в серебряном ковчеге, и деревянный резной крест и панагию, за что получили обычное жалованье, камку, сорок соболей и по двадцати рублей деньгами. 47) Патриарх извещал Государя: что имеет тяжкий долг на своем престоле, до шести тысяч ефимков, которые исхарчил на нечестивых Агарян и просил облегчить ему долг сей, чтобы возможно было ему удержать святую Церковь . По просьбе Патриаршей было ему послано четыре иконы, обложенные серебром, золотая митра с драгоценными камнями и жемчугом, полное облачение, мантия и посох, и заздравной милостыни соболями на тысячу руб. Первым памятником милостыни царской Востоку Нового Царя осталась жалованная грамота его старцам Сербского монастыря, что на реке Папороти. Она подписана им 15 Сентября 1646 года на приезд в Россию каждые восемь лет за милостынею. (Связка 24-я 3)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010