«Всего же в Св. Горе Афонской, кроме обителей Ватопеда, Хиландаря и Пантелеймоновой, 17 монастырей, а в них Прот, два Архимандрита, 14 Игуменов и старцев 1600 человек; милостыни же роздано им, по Царевиче Иване, 2640 рублей, а скитникам 578, обитавшим при тех монастырях роздано, 207 рублей, всего же 2847 рублей, а оставшихся по росписи денег 22 рубля отдано в скит, что близ Ватопеда (вероятно, Св. Димитрия), где было 80 человек старцев». «Ватопедскаго же монастыря Архимандриту Акакию, чрез старцев его, бывших в Москве, дано было 720 рублей, и в больницы его роздано 100 рублей». «В Хиландарь монастырь старцам 108 человекам 700 р.» «Сверх того в Царьграде, по приказу Патриаршему, собору Священников и Диаконов, и в скиты, что около Пантелеймонова 187 монастыря, роздано нищим по рукам 82 рубля». Эта была первая столь отчетливая милостыня каждому из монастырей Афонских, где они так подробно исчислены, и эта была последняя милостыня Царя Ивана Васильевича, который скончался в том же 1584 году, постригшись под именем Ионы. С тем же посланником Царским писали Прот Пахомий Св. Горы и Архимандриты Ватопедской и Хиландарской, со всеми Игуменами и иноками Св. Горы, благодаря за усердие и любовь Царскую к ним смиренным его молебникам которые «в трудныя времена надеялись только на его благочестие, как на одного из древних Царей Православных. Ныне же преблагий Бог , Духом Святым избрал его на Царство и помазал, как некогда Богоотца Давыда, и по тому молили его, Господа ради и вечнаго своего поминовения, да не забывает святыя обители во дне своего царствия». Они извещали о получении ими Царской милостыни по Князе Иване, которую «Прот роздал всем Архимандритам: 2870 рублей, сверх того Ватопедскому монастырю 820 рублей, Хиландарскому 700; Пантелеймонов же Русский монастырь стоит уже десять лет пустым, после смерти Строителя Матфея, скончавшагося в Москве, и некому отдать следующия ему деньги. Грамота заключается молитвенным воззванием к Господу, чтобы избавил Государя Православнаго Христианскаго всея Северныя страны, от поганых варваров, о чем, с плачем, молят день и ночь, вся братия всех обителей Афонских со всеми скитниками и пещерниками Афонскими». Грамота писана в Кареи у Прота, при соборном храме Успения Пресвятыя Богородицы, 5 Сентября, 1584 года. 188 Век XVII

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

(Замечено содержание). Кастамонит. Хрисов. Деспота Гюрга о пожаловании многих деревень великому Чельника Радичу. (Замечено содержание). Сего же Деспота об имениях Радича. (Замечено содержание). Хрисов. Сербского Деспота Гюрга о ежегодной даче 50 литр серебра м. Есфигменскому. «По неизреченному милосердию». 6938 Сент. 11. Есфигм. Вышеупомянутого Радича о литрах серебра м. Кастамонитскому. (Замечено содержание). Кастамон. Хрисов. Сербского Деспота Гюрга о заменении сел Лавры жалованием ей 120 литр серебра. (Начала нет. Сокращенно). 6960 Фквр. 16. Инд. 14. Лавра. Деспота Гюрга о пожаловании Лавре 60 литр серебра. (Конца нет). года нет. Хрисов. Сербского Деспота Гюрга о ежегодном жаловании 60 литр серебра м. Ватопедскому. «Мною царие царствуют». года нет. Ватопед. Хрисов. Иоанна Деспота благоволением Деспотицы Ангелины. Они дают м. Св. Павла от убогие пазухы своей 500 златик на всякую годину. «Благословен Господь Бог Отец наших». 7004 Ноябр. 3. Св. Павел. Хрисов. Деспотицы Ангелины о продолжении м. Есфигменскому жалования Деспота Гюрга. «По неизреченному милосердию». 7007 Июля 23. Есфиг. Хупанов Барбула Бана, Данчуло Комиса и Радула о пожаловании 2000 аспр м. Св. Павла. «В закон повелел Господь Бог». 7009 Генвар. 28. Св. Павел. Хрисов. Деспота Драгаша господина Константина, о разных имениях м. Руского. года нет. Благоверного господина Среблем Гюрга о метохах м. Руского. «Мною цари царствуют». года нет. Статья 2. Разные акты Сербские Монастыри. 6701. Инд. 1. Хиландар. 6840 Июня 13. Инд. 15. Ibidem. Запись о создании монастыря в месте рекомем Дренча иноком Дорофеем при Сербском Князе Лазаре. «Елицы Духом Божиом водидими суть». 6890 Март. Грамота Патриарха… Серблем и Поморию о Введенской церкви у Ибру. 6893 Генвар.9. Хиландар. Свидетельство старцев м. Руского о том, как должно править поминовение об усопших Князьях: Лазаре, Стефане, Волке и Кор – Евгении. (Замечано содержание). 6904 Инд. 4. Грамота Паисия, Архиепископа Пекского, и всех Срърбл и Българ Патриарха о доброхотном подаянии на обновление м.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«И кто по его отшествию к Богу иный митрополит поставлен будет по избранию Святого Духа и по святым правилом святых апостол и святых отець, и по повелению господина нашего великого князя имярек, русскаго самодръжца, в той зборной церкви Святыя Богородици на Москве на той великий престол у гроба святаго Петра митрополита, русскаго чюдотворца, и нам, архиепископом и епископом Русския митропольи, также быти от святыя зборныя церкви Московския Святыя Богородица неотступным быти и от того митрополита также неотступным быти с ним заедино» (РФА. 14. С. 109). Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1841. 263. С. 495–496; Абеленцева О. А.Митрополит Иона и установление автокефалии Русской Церкви. М.; СПб., 2009. С. 402. Грамота патриарха Феолипта I к Московскому митрополиту Варлааму (1516 г.) содержит следующее приветствие: «Священнеишему митрополиту Киевскому и всея Русии о Святем Дусе възлюбленному брату нашего смирениа и съслужебнику» (Россия и греческий мир в XVI веке/Отв. ред. С. М. Каштанов. Т. 1. М., 2004. С. 339; РФА. 109. С. 347). Подпись в сохранившемся переводе этой грамоты («Всесвященнеишему митрополиту Московскому и всея Русии, нам же государю и владыце набожнеишему»), скорее всего, является неаутентичной (патриаршие грамоты, как правило, в конце подписывались так же, как и в заглавиях, т. е.: «Божиею милостию…»). При этом она почти дословно соответствует приветствию в грамоте игумена Афонского Ватопедского монастыря Анфимия к митрополиту Варлааму 1516 г. («Всесвященнейшему митрополиту Московскому и всея Русии, нам же государю и отцу, и владыце») (РФА. 110. С. 348). По-видимому, текст оригинальной подписи Феолипта I был утрачен и заменен текстом приветствия из указанной грамоты Анфимия. В противном случае такая благословенная грамота обязательно предъявлялась бы после 1458 г. на фоне образования в Литве униатской иерархии Григория Болгарина и, особенно, на фоне обвинений папских грамот в адрес митрополита Ионы в самовольном захвате Русской митрополии («ac iniquitatis filium Ionam monachum se pro archiepiscopo Russie totius gerentem occupantur» ( Prochaska A. Op. cit. S. 69)).

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Митрополиту Феофану писал Государь, что он посылал прежде сего милостыню к его предместнику Григорию, с тем же попом Анастасием, велел записать ему имена своих родителей для поминовения, а ныне посылает к ним милостыню и чару серебряную, через Пантелеимоновских старцев, обещая и впредь призирать его обитель; с его же старцами не послал милостыни из опасения, чтобы они на пути где либо не остановились, по случаю сделанного ими проступка, и вместе с тем послал другую жалованную грамоту, на въезд в Россию. И к Деспотице Ангелине написал Великий Князь милостивое послание с извещением о милостыне и обещанием оной впредь как ей, так и Пантелеимоновской обители, о которой она ходатайствовала. Старцев же Митрополита Белгородского, провинившихся в Москве, отпустил к нему не ранее Сентября следующего года. Тут же, в статейном списке, упоминается о приезде старцев Мелетия, эклесиарха, из лавры Св. Афанасия, и Нифонта, духовника, из Ватопедского монастыря, с горы Афонской, с грамотами, которые однако у них не отыскались, а потому старцы сии были отпущены обратно на Св. гору, уже в 1515 году, вместе с посланником Великого Князя в Царьград, Василием Андреевым Коробовым, и с Капыловым, отправленным на Св. гору с милостынею. Великий Князь извещал Прота Симеона к всех Игуменов Св. горы, что он послал с их старцами и с своими людьми, большую милостыню, по приказу отца своего и своей матери Княгини Софии, на тысячу рублей, и от себя столько же, для раздачи по всем монастырям, ради молитв за усопших родителей и предков, коим прилагал список, и о своем здравии и о Великой Княгине Соломонии и о своих детях (которых еще ожидал) и о устроении всего православного Христианства, и о победе над врагами, обещая и впредь, доколе дозволит Бог , дозирать обители Афонские. При сем извещал, что в лавру Св. Афанасия и в монастырь Ватопедский послал он по серебряной чаре, камчатные ризы и пелены к иконам Св. Афанасия и Благовещения. В другой грамоте писал он Проту и всему освященному Собору, чтобы вместе с его людьми, Василием Капыловым и Иваном Варавиным, прислали из Ватопедского монастыря старца Савву, переводчика книжного, на время, и тем бы ему послужили, а он, даст Бог , пожаловав его опять к ним отпустит. Грамота сия писана 7023 (1515) года Марта в 15-й день. При том послана от Государя и другая жалованная грамота освященному Собору всех монастырей Афонской горы, на приезд их иноков, для сбора милостыни, в Россию, и в этой грамоте Василий называет себя: «Божиею милостию единый правый Государь всея Руси и многих иных земель, восточных и северных.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Первый статейный список начинается безымянною подписью Архиепископа Царяграда Нового-Рима и Вселенского Патриарха, которая находилась в конце Патриаршей грамоты, присланной с иноками Пантелеимоновой обители, но листы сии ошибочно вклеены в начале статейного списка. Грамоты в них писанные на имя Великого Князя, относятся к позднейшему времени, к 1516 году, как их можно поверить по содержанию с теми, которые в то же время писаны были к Митрополиту Всероссийскому Варлааму и напечатаны в первом томе Археографических актов (стр. 175– 177.) Тут и утраченная грамота Патриаршая, и можно видеть конец грамоты Ватопедской, о Максиме Греке , недостающей в Архиве. Великий Князь Василий обращался в Царьград и на Св. гору о прислании к нему мужа ученого, для разбора Греческих книг своей библиотеки. Патриарх Феолипт воспользовался сим случаем, чтобы просить о милостыне, и здесь собраны все сии пять грамот: три к Митрополиту Варлааму, как они находятся в издании Археографической Комиссии, и две к Великому Князю, из статейного списка, без года и числа, неправильно приклеенные при его начале. Феолипт писал, в Июле 1516 года, к Митрополиту всея Руси Варлааму, во Св. Духе возлюбленному брату и сослужебнику своего смирения, препосылая ему благодать и мир от Бога Вседержителя. Это первая у нас уцелевшая грамота Патриаршая после падения Царьграда. «Соборная Церковь , пишет он, сущая мать всех православных Христиан, терпит великия нужды и обиды, как вы сами знаете и в них ни от кого не имеет помощи, кроме как сперва от Бога, и потом от ближних детей своих, которые суть священнейшие Архиереи и православные Государи и прочие все православные Христиане. Один из ближних ея Архиереев пребываешь и ты священнейший. Сего ради посылаем к тебе от лица нашего, священнейшаго Митрополита Зихновскаго, честнаго местоблюстителя Анкирския Церкви, господина Григория, и с ним нашего старца священно-архидиакона Дионисия, да принесут от нас молитву и благословение. Посылаем с ними твоему священству великаго мира и св. мощей, которыя все поименованы. Твоему святительству подобает поспешить на помощь матери своей – великой Церкви и возбудить к тому наивысшаго и кротчайшаго Царя и Великаго Краля всея Православныя земли и Великия Руси, и боголюбивых Епископов твоей области и прочих Великих Князей (да приимешь мзду от Бога и похвалу и благодарение от нас,) сколько можешь к помощи и поспешению, словом и делом, ради великой Церкви и Бога, коего благодать и милость пребудут с тобою.» (Месяца Июля, индикта 4, из рукописи XVI века, Синодальной Московской библиотеки, под 562, лист 256.)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Хрисовуллы. Ни в одном монастыре нет такого обилия хрисовуллов и царских грамот, как в Хиландаре. Укажем некоторые из них: хрисовулл Греческого Царя Андроника, писаный на пергаменте 1320 года; грамота св. Саввы, Архиепископа Сербского, на пергаменте, без печати, с такой подписью: всех правоверных Христиан молебник Савва грешный; писана лета 6701 (1192); хрисовулл на пергаменте, с большой позлащенной печатью, с такой подписью: Стефан у Христа Бога благоверный Царь и Самодержец Серблем, Греком, поморию и западным странам, дан лета 6826 (1318); другой хрисовулл того же Царя, с большой и толстой позлащенной печатью, на которой с одной стороны изображена Пресвятая Богородица, с другой – лицо царя, с такой же подписью: Стефан у Христа Бога благоверный Царь и Самодержец Серблем, Греком, Болгаром и Албанцом, – дан года 6856 (1348); хрисовулл другого царя Сербского Стефана Уроша, писаный на пергаменте столбцом, в две сажени с лишком длиной; на нем подпись: Стефан Урош, по милости Божьей краль (король) и Самодержец всех Сербских земель и поморских; грамота дочери Георгия Бранкована, на пергаменте с золотой печатью и подписью: Госпожа Маарась с сыновьями Георгием и Гургурем; хрисовуль Господаря Волосского, с восковой печатью и с привешенной славянской подписью: Иоанн Дука Воевода, Божьей милостью Господин всей земли Унгровлахийской, года же 7604 (1556) написася. В Хиландаре находятся еще грамоты Царей Российских, писаные на пергаменте и хартиях с привешенной на шнуре золотой государственной печатью: Царя Иоанна Васильевича Грозного 24 , данная лета 7079 (1571); Царя Алексея Михайловича 25 , данная 7166 (1658). Чин церковный. Чин церковный, соблюдаемый в Хиландаре, есть общий святогорский, с некоторыми, впрочем особенностями и отличиями. Эти особенности следующие: 1) Проигумен стоит на втором месте, близ кафедры игуменской; экклисиархи и служащие Иеромонахи берут благословение у иконы Троеручицы пред каждой службой церковной, прежде делая три крестных поклона и лобызая икону Богородицы, а потом совершая два земных поклона пред Неё, как пред Настоятельницей. 2) Каждую неделю варится коливо в честь Богоматери, по заповеди и уставу св. Саввы, и снедается в общей трапезе. 3) На храмовый праздник, т. е., на Введение Пресвятой Богородицы, призывается Игумен Ватопедского монастыря, и ему уступается в службе первенство; то же делается и в Ватопеде во время его главного праздника – Благовещения; Проигумен Хиландарский принимает участие в торжестве сей обители и имеет также первенство во время службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

162 . «Да не едина их воля, но и да совет вселенских патриархов о исправлении книг будет вкупе» царь и патриарх решили снестись с восточными иерархами. Поэтому вскоре после собора 163 Никон составил грамоту к константинопольскому патриарху Паисию I с вопросами касательно чинов церковных, погрешностей в книгах, а так же – правил христианской жизни; 164 грамота отправлена была с греком Мануилом Константиновым, который выбыл из Москвы не ранее 15 мая 1654 г.; 165 ему поручалось выждать соборного ответа на вопросы и привести его в Москву. По прибытии Мануила в Константинополь, Паисию было предложено 28 вопросов. Патриарх созвал собор; соборно составлены были ответы; к 20 числу декабря (1654) соборные заседания вполне были закончены, а 27 того же декабря Мануил выехал из Константинополя в обратный путь. 166 Между тем начался приток книг в Москву с Востока. К июню (1654 г.) прибыл сюда сербский патриарх Гавриил: он поднес Никону книгу, в которой были напечатаны три литургии. 167 2 февраля 1655 г. прибыл в Москву антиохийский патриарх Макарий и также привез некоторые богослужебные книги. О том, что в Москве нуждаются в книгах, на Востоке узнали от Арсения Суханова . Последний, посетив Афон и Царьград, возвращался в Москву (в сентябре 1654 г.), затем снова ездил в Иерусалим и обратно вернулся, вероятно, в феврале следующего (1655) года. Он привез 498 книг, взяв их главным образом из монастырей Св. горы – Ватопедского, Лаврского, Пантократорова, Дохериа и др., а больше всего – из Иверского. Тут были книги библейские, святоотеческие, канонические и собственно богослужебные, восходившие по своей древности от XVII до VIII–VII века. 168 Халкидонский митрополит Гавриил прислал древнюю рукописную Псалтирь, принадлежавшую императору Алексею Комнину (1081–1118). Из афонских монастырей Хиландарского, Павловского и Иверского доставлено было до 50 книг. От иерархов Александрийского, Иерусалимского и др. – не менее 200. Диакон Мелетий грек, нарочито по поручению правительства ездивший (1656–7 г.) за покупкой книг, привез более 10 названий богослужебных книг. Наконец, были случаи привоза некоторых книг и другими лицами. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

1648, Июня. Инд. 1. Карак. Сигил. П. Мифодия о правах ставропигии, данных им м. Троицкому, построенному Г. Саули на кладе близ Ясс и завещанному им м. Ксиропотамскому. 1671, Февр. Ксироп. Сигил. П. Дионисия о возведении м. Ксиропотамского в достоинство ставропигии. (Есть выметка). Грамота П. Дионисия о благочинии в ските Св. Анны. (Замечено содержание). 1687, Сент. 26. Скит Анны. Сигил. П. Серафима о том, что метоха Св. Николая на Комитиссе принадлежит м. Иверскому, а не Ватопедскому. (Замкчено содержание). Есть сигил. П. Паисия о том, что все игумены Афонских монастырей имеют право посвящать чтецов и поставлять Духовников в своих монастырях. (Мы не видали сего акта). Около 1740. Лавра. Сигил. П. Паисия о возобновлении древних преимуществ Лавры. 1744, Ноябр. 8 дн. Лавра. Сигил. П. Кирилла о благочинии в ските Св. Анны. (Замечено содержание). 1753, Июля. Ск. Св. Анны. Сигил. П. Феодосия о коливадах Афонских. 1772, Июля. 37) 38) Сигиллионы П. Софрония о границах м. Григориевского. (Замечено одно содержание). 1775, Декабр. 1776, Октяб. Григориев. Сигил. П. Софрония о коливадах Афонских. 1776, Июня 9. Ск. Анны. Сигил. П. Софрония о Никольском метохе м. Каракальского в Измаиле. (Замечено содержание). 1778, Август. 11 дня. Каракал. Сигил. П. Гавриила об учреждении киновии в м. Ксенофонтском. 1784, Декаб. Инд. 3. Ксеноф. 42) 43) Сигиллионы П. Григория о границах м. Григориевского. (Замечено содержание). 1794 Мая. 1798. Григориев. 44) 45) Сигиллионы П. Григория о Симонопетрском метохе на острове Лимносе, называемом Триги. (Замечено содержание). 1797, Декаб. Инд. 1. 1798, Генв. Инд. 1. Сигил. П. Каллиника об учреждении киновии в м. Симонопетрском. 1801, Декаб. Инд. 5. Симон. Его же сигил. Об учреждении киновии в м. Руском. 1803, Август. 9. Его же сигил. О податях с скитников Афонских. (Замечено содержание). 1805, Сент. Инд. 9. Св. Анны. Сигил. П. Кирилла об учреждении киновии в м. Каракальском. 1813, Сент. 2. Карак. Его же сигил. О метохе м. Есфигменского Флорешти, в Молдавии, и о стовропигиальном достоинстве оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

(17) Его же грамота к тверскому князю Михаилу о примирении с митрополитом Алексием и ненарушении крестного целования (столб. 161–166). Краткая характеристика. Свт. Филофей – автор грамоты. Обзор работы. В грамоте говорится, что патриарх дозволяет провести суд, которого требует тверской князь Михаил, но призывает прежде суда примириться с митрополитом Алексием, попросить у него прощения: «неприлично и не служит на пользу твоей душе, ни к чести твоего рода иметь тяжбы, распри и ссоры с своим митрополитом; ибо ссоры и распри – дела дьявола» (столб. 162, строки 21–25). Если же обе стороны не примирятся, а потребуют, как и прежде, суда, то патриарх не будет препятствовать суду, но предупреждает, «чтобы он не показался для вас тяжким» (столб. 164, строки 20–21). Далее патриарх Филофей предупреждает князя, что нарушение крестного целования есть отречение от Бога, «что отрекшийся от Бога посылается в муку» (столб. 164, строки 38–39), «ибо лучше тебе, не преступив крестнаго целования, умереть телесно, нежели, преступив оное, умереть душевно и жить телесно» (столб. 166, строки 2–5). К синаксарным житиям свт. Филофея (Коккина) можно отнести еще одну работу – с татью «Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского», источником для написания которой послужил Синаксарь Ватопедского монастыря в переводе с греческого сотрудниками интернет-портала «Православный апологет» 2011 г. 105 Краткая характеристика. Место личности святителя в источнике – главное. Статья полностью посвящена свт. Филофею (Коккину). Обзор работы. Статья начинается описанием того влияния, которое оказал свт. Филофей на Русскую Церковь . Здесь упоминается о переносе кафедры митрополитов из Киева во Владимир, о стремлении свт. Филофея предотвратить отпадение части Русской Церкви, подвластной Литве, о назначении свт. Алексия митрополитом на Русь. Далее обобщенно говорится о сочинениях свт. Филофея (Коккина), в т.ч. переведенных на славянский язык. Составители статьи не обошли также вниманием и исторический эпизод, когда свт. Филофей прислал прп. Сергию Радонежскому подарок в виде креста-мощевика, парамана, схимы и грамоты к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

229 При вбивании свай найдено, что земля, находящаяся под собором, состоит из хряща, белого песку, мелких камней, дерну и даже деревьев; этим подтверждается мысль, что местность под Петербургом представляет часть моря, простиравшегося до Красного села и Красной горки. Неву, по этому, можно считать, как бы, проливом между Ладожским озером и Балтийским морем. 231 Т. е. из Вознесенского девичьего монастыря в Смоленске. Основанный в 1515 г. по возвращении Смоленска под российскую державу, он, в 1610 г., был взят поляками и обращен в иезуитский. В 1665 г. он опять обращен в православный и в него переведена игуменья с 22-мя монахинями из Оршина монастыря. Петр Великий особенно уважал этот монастырь за то, что, в 1692 г. игуменья этого монастыря, Марва Рыдванская, укротила гнев царя, назначившего в Смоленске казнь стрельцам. (Сведения взяты из истории монастыря, составленной протоиереем Макаревским). 232 Из благотворителей в пользу монастыря достойны упоминания следующие лица: вел. княгиня Александра Петровна; из высшего сословия: Ушакова, Самсонов, Энгельгардт, А. Н. Муравьев (известный писатель), Леонтьева, Прянишникова, Путятина; из купцов и почетных граждан особенно много жертвовали: Петровы, Ильины, Сокуровы, Голенищевы и пр. 233 Могилы обнесены чугунного решеткою и увенчаны памятниками и крестами белого мрамора. Над могилою Феофании вставлен образ Воскресения Христова, писанный Феофаниею, когда она была еще ризничею Горицкого монастыря. Летом пред образом теплится лампада. На кресте над могилой Варсонофии – образ Афонской Ватопедской Божией Матери. Надписи на памятниках показывают, что Феофания, бывшая генеральша Готовцева, урожденная Щулепникова, родилась 15 февраля 1787 г.; вступила в монашество в 1818 году; основала в Петербурге монастырь в 1845 г. и скончалась 16 мая 1866 года; казначея Варсонофия родилась 30 июня 1800 г., вступила в монашество в 1824 г. и скончалась 5 февраля 1866 года. 235 Грамота с именем преподобного Мартирия не дошла до нас в полном составе; содержание ее изложено в царской грамоте, от 16 февраля 7632 года (1624 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010