Данное царем в 1652 г. обещание вернуть крест и главу в обитель было им нарушено. В грамоте, отправленной ватопедской братии с Дамаскином, говорилось, что Алексей Михайлович «изволил» оставить святыни в Москве «лет на двадцать или менши, на сколко лет доведетца», а в монастырь была отправлена царская милостыня деньгами и соболями на 1800 руб. ( Каптерев. 1914. С. 65-67; Фонкич. 2001. С. 92-94; Чеснокова Н. П. Святыня и политика: К идее визант. наследия в России сер. XVII в.//СВ. 2008. Вып. 69(4). С. 34, 37). На протяжении 3 десятилетий ватопедские монахи пытались вернуть святыни. Архим. Макарий в 1657 г. не был допущен в столицу и получил милостыню в Путивле ( Бантыш-Каменский. 2001. С. 124). Когда же ватопедский екклисиарх Лука вместе с представителями др. афонских монастырей приехал в Москву весной 1665 г., то в Ватопед была вновь послана значительная милостыня (1 тыс. р.) и царская грамота, в которой указывалось, что крест и глава И. З. «устроены» в Москве, в соборной церкви, и что таким святыням «под властию бусурманскою быти не достойно». Сопровождавший Луку келарь Кирилл, проявивший неуступчивость и требовавший возвращения святыни («бил челом невежливо»), был сослан на Соловки, откуда в 1675 г. переведен в Чудов мон-рь и только в 1683 г. был отпущен на Афон (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1665 г. Д. 17. Л. 44-48; Фонкич. 2001. С. 95). В 1683 г. в Москву для возврата реликвий был послан архим. Дометиан, получивший от царей Иоанна V и Петра I 200 р. и новую жалованную грамоту, в которой приводилась все та же причина невозможности возвращения креста царя Константина и главы И. З. на Св. Гору: они должны остаться в России «на сохранение от насилия нечестивого огарянского». Ватопедским монахам предоставлялась особая выплата за эти святыни - по 500 р. в каждый их приезд за милостыней (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. Д. 5. Л. 1-7; Каптерев. 1914. С. 70-71; Фонкич. 2001. С. 96-97). Когда в 1687 г. в Москву по царской жалованной грамоте приехал архим. Косма, в послании от монахов лишь упоминалось о задержанных в русской столице реликвиях, но без к.-л. просьб об их возвращении. Напротив, братия надеялась по-прежнему, в соответствии с царским пожалованием за эти святыни, получать 500 р. милостыни, т. к. мон-рь нуждался в средствах для проведения воды (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1688 г. Л. 30-35; Фонкич. 2001. С. 96). Всего в течение XVI-XVII вв. частицы мощей И. З. привозили на Русь 14 раз ( Каптерев. 1914. С. 77-78).

http://pravenc.ru/text/541598.html

е. о даровании наследника). Др. просьба касалась присылки «книжного переводчика». Тверской еп. Нил также отправил (через Коробова) дары Патриарху. Кроме того, на Св. гору была послана великокняжеская грамота, даровавшая святогорским монахам право на свободный проезд в Россию для сбора милостыни. Копыл-Спячий и Варавин вернулись в Москву в 1518 г. (Коробов – в 1516). Они прибыли вместе с посольством Константинопольского Патриарха Феолипта, приезд которого означал возобновление контактов между Русской и Константинопольской Церквами, прерванных во 2-й пол. XV в. в связи с установлением автокефалии Русской Церкви. В Патриаршее посольство входили митрополит Зихны (Янины) Григорий, Патриарший иеродиак. Дионисий, ватопедские монахи переводчик прп. Максим Грек , духовник Неофит и монах Лаврентий, от Пантелеимонова монастыря – его бывшего игумен Савва со свящ. Пахомием и иноком Матфеем. В своей грамоте митр. Варлааму Патриарх Феолипт титуловал его «митрополитом Киевским и всея Руси» и «митрополитом Московским и всея Руси», что означало признание Константинополем каноничности поставления русского Первоиерарха. Игумен Пантелеимонова монастыря в грамоте Василий III Иоаннович призывал его быть «ктитором отчины своей, дому и обители святого Пантелеимона» и предсказывал «великую мзду и милость... от Бога... Будут первии последними, а последнии первыми». В грамоте изложено также «моление великому государю» обратиться к тур. султану с просьбой («речью») отменить десятину с монастырской пашни, идущей на содержание обители. В Москве придавали большое значение факту прибытия Патриаршего посольства. Известия о его приезде и отъезде вошли в летописи. Патриаршие грамоты митр. Варлааму включены в «митрополичий формулярник», они же, как и грамоты великому князю, помещены в посольской книге «греческих дел». Патриаршие посланцы (и др. греч. монахи) присутствовали на похоронах брата В. И.– князя Семена. Посольство находилось в Москве ок. 1,5 лет и вернулось с богатыми дарами (не только деньгами, но также иконами, одеждами и др.). Вместе с ним был отпущен прибывший ранее монах монастыря Ксиропотам Исаия, также с милостыней. В 1518–1519 гг. в Москве находился старец Синайского монастыря Климент, с которым также была отправлена милостыня (на 600 золотых соболями, белками, лисицами, моржовой костью и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Между Афоном и Россией издавна существовали тесные литературные связи, о чем можно судить по содержанию многочисленных рукописей, находящихся в отечественных книгохранилищах. В одной из них, озаглавленной «Об Афонской Горе и тамошних монастырях» 131 , приводится географическое описание Святой Горы и перечисляются все ее обители. По мнению покойного профессора Ленинградской Духовной Академии А. И. Иванова (1890–1976) 132 , это сочинение можно отнести крайним произведением Максима Грека (1480–1556), который некоторое время подвизался на Афоне в Ватопедском монастыре, а в 1515 году был приглашен в Россию, куда отправился в качестве переводчика. Далее из этой рукописи можно почерпнуть сведения о Карее и о том, как в этот центр Афона «съезжаются все игумены, призвани от него, егда нужа котора служится всей Святей Горе: или монастырю которому, и думают единомыслием, как избудут случившыася нужы и беды от злых человеков» 133 . Но для исследователей Карея интересна не как административный центр Афона, но в первую очередь как одно из древних книгохранилищ Святой Горы. Самая древняя рукопись, сохранившася в библиотеке Карей, – это грамота, данная ее Протату византийским императором Иоанном I Цимисхием (969–976) в 971/972 гг. 134 . В русской литературе об этой рукописи стало известно со слов паломника Василия Григоровича-Барского, который впервые посетил Афон в 1726 г., а в записях о своем втором посещении Святой Горы в 1744 году упомянул об этом манускрипте. «В библиотеке Протата, – писал В. Г.-Барский, – есть хризовул Мануила, царя греческого, тамо хранимого в скевофилакии, от великой древней синодальной грамоты нарицаемой Трагос, си есть козел, понеже есть пергамент соделан от кожи козла превелик, на нем же написаны суть все древние уставы, чины и обыкновения горы Афонской» 135 . В Карее была написана большая часть произведений основоположника сербской литературы святителя Саввы (1169–1237). Бывая часто по делам Хиландарского монастыря в Карее, святитель Савва Сербский построил там келлию, или «молчальницу» (исиха-стерий), с небольшой церковью во имя своего покровителя – преподобного Саввы Освященного. Устроив это «место безмолвия» сначала лично для своих аскетических подвигов и размышлений, а позднее «в жилище двум или трем искусным подвижникам», святитель Савва написал там одно из самых своих ранних произведений – «Карейский Типик» (1199). Его подлинник хранился раньше в самой «молчальнице», но теперь он составляет одно из самых лучших украшений библиотеки Хиландарского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Монастырь Дионисиев просил о выкупе заложенных сосудов церковных, отданных им в заклад ради освобождения из плена Турецкого одного иеромонаха (13 октября). Монастырь Пантократора, о котором писал Патриарх Кирилл, также просил о подаянии через архимандрита своего Вениамина. А между тем была и общая грамота к Царю от всех монастырей Афонских за подписью их Прота архимандрита Дионисия от 20-го Марта 1626 года, присланная чрез строителя старца Давида. Благодаря Государя за присланную милостыню через Царьградского Патриарха, они просили, все вообще, принять их скудость в призрение и не оставить посланного от них богатодарным награждением на все их обители. Иноки монастырей всей Св. горы, лавры Афанасия Афонского , обителей Ватопедской, Хиландарской, Дионисиата, Пантелеимоновой, Павловой, Ксиропотама, Григориата Симопетры, Ксенофа, Дохияра, Кастамониты, Зографа, Пантократора, Кутлумуша, Филофея, Каракаллы, Ставроникиты, Ивира, постницы Саввы Сербского , вообще все монастыри, скитники, постники, отшельники, пещерники, в вертепах и пропастях приседящие, били челом, что они милостыню Государеву от святейшего Патриарха Кирилла приняли и впредь просят, чтобы им всем учинить помощь от належащих на них даней; для того послали всем собором от всех монастырей Давида строителя соборного с товарищами. При представлении Государю Епископ Макарий поднес ему образ Спасов греческого письма, мощи Св. Иоанна Златоуста и Царя Константина и миро великомученика Димитрия Селунского; архимандрит Малахия – образ Богоматери и великомученицы Екатерины, мощи Св. Иоанна Златоуста и Косьмы, Епископа Маиумского, древо жезла Моисеева, ваии и страусовые яйца; Афонские же старцы резной крест с двенадцатью праздниками. Жалованья было от Государя: Епископу Макарию серебряный позлащенный кубок, камка и обьярь, сорок соболей и тридцать пять рублей денег; архимандриту Малахии сорок соболей и двадцать пять рублей и еще пятнадцать рублей ради ходатайства Патриарха Иерусалимского. Жалованье старцам горы Афонской не означено, но вероятно и оно было не скудное, ибо видно, что даны еще две жалованный грамоты от Царя (11 Января и 22 Июля того же года) монастырям Афонским, великомученика Пантелеимона и Ватопедскому, на приезд в Россию за милостынею, через каждые четыре года. Не легко было, однако, удовлетворить двадцать монастырей и десять скитов на одной Св. горе. (Св. 4. 21)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На сколько о. Агатон пользовался известностью на востоке, это с очевидностью, между прочим, видно из тех грамот патриарха Иоакима III, когда он задумал начать исправление Типикона, которые были адресованы на имя этого старца и которые были им любезно предоставлены в наше распоряжение. В первой из этих грамот, указывая на побуждения, заставившие предпринять исправление Типикона великой Церкви, патриарх просит прислать ему, как можно скорее, (σον τχιον) список (ντιγραφον) Типикона, которым пользуются на Афоне, для дополнения своего Типикона новыми последованиями и присоединить к сему свой «опыт и старание» (περας κα μελτης) для скорейшего исполнения поручения (грам. от 15 октября 1880 г. за 5346). Во второй грамоте от 1 декабря 1880 г. на него возлагается обязанность вместе со старцем архимандритом Ватопедского монастыря Варфоломеем, как бы от лица Церкви (ςκ προσπου τς κκλησιας), обойти все скиты и келлии и разведать о том, каким образом относятся к этому благому делу старцы обителей и готовы ли они оказать при сем свое содействие 6212). 10 января 1881 г. ему с сотрудником для успешного исполнения возложенного поручения посылается особенная грамота 93). Поручение святейшего патриарха было исполнено в точности (см. грам. 19 мая 1881 г. 2344) и за свои труды о. Агатон получил почетное титло «великого екклисиарха» (μεγλου κκλησιρχου) (грам. 13 мая 1882 г. 2304), каковое титло о. Агатон, чуждый во всех остальных случаях мирской суеты и желания к занятию почетных мест в своей обители, носил не без гордости до самой своей мирной кончины. 16 Ibid. Русский перевод этого завещания с неисправной рукописи, с значительными пропусками против подлинника, напечатан архимандритом Антонином в его «Заметках поклонника св. горы». В настоящее время это завещание в лавре св. Афанасия не имеет никакого значения в практике. Обитатели лавры знают лишь по слухам о нем, но не видели и не знают его содержания. На нашу просьбу показать автограф завещания св. Афанасия мы получили решительный отказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Никогда не престанут нас лишать покоя злоумышленники, ругаясь вере Христовой, ибо хотят изгнать нас от Гроба и Лобнаго места, где распят был Господь наш Иисус; а мы, силою Христовою, надеемся на Бога, что как уже видели пресветлое лице царствия твоего и милость от тебя прияли, то и впредь от державы твоей помощи чаем, и всегда врагам своим противостоять будем, и не дадим нечестивым псам вытеснить нас от живоноснаго гроба Христа нашего.» (Св. 4. 17) Архимандрит Кирилл привез также лист от Вифлеемского Митрополита Афанасия, в котором, благодаря за полученную милостыню, просил Царя не отказать в ней и теперь, поскольку многие налоги и убытки делаются от иноплеменных, да к тому же обрушилась от ветхости во Св. Вифлееме у церкви одна сторона. «Молим да поможешь нам своею милостынею, ибо не имеем где главы приклонить, кроме святой державы царствия твоего». С Архимандритом Саввина монастыря, что на юдоли плача, Григорием Патриарх писал также о бедствиях этой обители, моля Государя сотворить ей милостыню, ибо старцы ее с великою нуждою в ней пребывают, теснимые от Араплян днем и ночью, и даже чудно, как они до сих пор в пустыне пребывают и держат еще ту Св. лавру, потому что прежде было близь Иерусалима и в пустыне Иорданской до 300 монастырей, а ныне одна осталась сия обитель и не имеет ни откуда помощи, разве от Бога и от твоей царской державы, и уже через силу свою содержат иноки то пустынное место Св. Саввы. Игумен Галактион также прислал к Великому Государю с Архимандритом Григорием грамоту, в которой просил о помощи их бедному и утесненному монастырю. С Архимандритом Кириллом Патриарх писал и к боярину Князю Ивану Борисовичу Черкасскому о нуждах и бедах, принимаемых Христианами на Востоке от врагов нашей веры, и просил его помочь Церкви Христовой и гробу Господню, отягченным долгами. Такого же содержания была и грамота Патриаршая к боярину Князю Ивану Михайловичу Воротынскому. Милостыня царская не оскудела и на сей раз для Церкви Иерусалимской. Из отпуска грамоты к Патриарху Феофану видим, что послано: к Св. гробу чара серебряная с поддонником для освящения воды и 100 золотых; в придел к Распятию, что на Голгофе, 300 золотых; в Вифлеем, к церкви Рождества Христова, 20 золотых; кроме того, Патриарху три сорока соболей, в Саввин монастырь игумену 3 золотых, келарю два, Митрополиту Вифлеемскому 20 золотых. Да мать Государева послала к Патриарху два сорока соболей, для того, что Турские люди наложили на Церковь Христову и на Св. Гроб многую дань и многую тягость учинили Патриарху Александрийскому Герасиму, послано 3 сорока соболей от Государя с Архимандритом Кириллом, потому что Святитель в грамоте своей просил Царя не полагать в забвение Патриаршего его престола, который от Агарян в великом утеснении, убожестве, налогах и нуждах. И во Св. гору Афонскую послано Государева жалования, с Архимандритом Игнатием, для искупления долгов Ватопедского монастыря соболями на двести рублей, сто от Царя и сто от Патриарха. (Св. 3 5)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ныне же избравше честных мужей от Иверского монастира проигумена Иоакима иеромонаха, духовника суща настолному патриарху Парфению, и от ватопедского монастира Виктора пръваго старца съборного, послахом с честными братиами Иоанникием архимандритом и с Савою келарем в Константинград к патриарху съвръшити царское ти повелиние, хотехом паки потрудити архимандрита Иоанникия к пресвет 699 … … … с преподобным Савою посл … … но ради лютого звера сего обышедшаго нас оубояхомся послати его, да не како розумев разорит святую гору, мнооги бо и люты враги имамы окрест нас. Благодарим же Бога яко мирно приидошя, понеже отцу архимандриту Иоанникию искусну сущу в всех и мноогы языки ведящу с въсацем хранением проидошя до святыя горы и не роузмешя врази Креста Христова. Ныне же велми боимся яко велик мятеж есть, тъчию Бог да покрыет. Пишет же светлое ти царство и о Феофане архимандрите коонстамонитском, како безчинно ходил есть, и мы слышавше велми оскръбихомся о нем, яко безчиние его на нас приходит. Что отвещати не вемы! Точию якоже Бог просветит царское ти срдце, сътвори с ним милость, подражая своего Царя Христа, о распинающих его моляше своего Отца, рек, остави им отче, не ведят бо что творят. Аще бо безакониа назриши господи, господи кто постоит, рече царственный пророк, молимся. А о ватопетском монастири разумехоом о всех, о них же пишет въседръжавное ти царство, но о сем они будут сами писати к светлому ти царствию о своих делех. Мы же паки обращаем слово на моление к православному ти царствию и молим тя, о Христолюбивый Царю, да не прогневаешися на ны, зане не могохоом исплънити твоего царствиа прошение, не от нашего нерадениа, да не боудет, но неполучного ради временне, възбранени быхоом. Мы бо и ныне и после и всегда раби благопокорни и богомолци въседушни святого ти царствиа есмы и всех благ рачителие великого ти царствиа, но посреди скорпий живем и не можем еже хощем сътворити. Бог же премилостивый и в щедроотах пребогатый да преложит лета летом вседержавному ти царствию, и да оукрепит е и възвеличит и имя твое да прославит в род и род, и да не оскоудеет Царь от светлого ти рода и вождь от бедру твоею благочестив, дóндеже приидет чаемый Христос Царь славы, праведный Судиа, и тъи да тя сподообит наследника быти небесного царствиа, с всеми святыми и благочестивыми царми в векы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Он уведомлял его также о получении милостыни, чрез Патриарха Константинопольского, которую, вместе с ним, радостно принял и молился Богу о царском здравии. В тоже время приходил к нему ритор Великой Церкви, духовник Калоэрос, и рассказал ему в тайне, со страхом: как, во время Патриарха Иоасафа, посылан был к Царю Митрополит Евгрипский и вскоре после того был отставлен Патриарх Иоасаф, а Митрополит в то время по Патриаршему слову, ничего не сделал и сам преставился в Иверском царстве; Патриарху же и тому великому ритору ничего не дошло. Патриарх упоминал о каком-то образе, находящемся в царской палате и спрашивал: там ли он? и удивлялся как сие дело сталось? Между тем просил, чтобы Государь, по своей милости наградил великого ритора, который находится в великой скорби и утеснении, царскою милостынею, сколько Бог его вразумит. (Лист 107) (Надобно полагать, что образ послан был от сего ритора, и о том умолчено от Митрополита, но какой он? не известно.) С тем же посланником царским писали Прот Пахомий Св. горы Афонской, и Архимандриты Ватопедский и Хиландарский, со всеми игуменами и иноками Св. горы, благодаря за усердие и любовь царскую к ним, смиренным его молебникам, которые в трудные времена надеялись только на его благочестие, как на одного из древних Царей православных. Ныне же преблагий Бог, Духом Святым, избрал его на царство и помазал, как некогда Богоотца Давида, и потому молили его, Господа ради и вечного своего поминовения, да не забывает святые обители во дни своего царствия. Они извещали о получении ими царской милостыни по Князе Иване, которую Прот раздал всем Архимандритам, две тысячи восемьсот семьдесят рублей, сверх того Ватопедскому монастырю восемьсот двадцать рублей, Хиландарскому семьсот; Пантелеимонов же монастырь стоит уже десять лет пустым, после смерти строителя Матфея, скончавшегося в Москве, и не кому отдать следующие ему деньги. Грамота заключается молитвенным воззванием к Господу, чтобы избавить Государя православного, христианского, всей северной страны, от поганых варваров, о чем с плачем молят день и ночь вся братья всех обителей Афонских, со всеми скитниками и пещерниками Афонскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Отд. изд. СПб., 1895. 422, IV с.; 2 портр. Прил. 2. Жизнь о. Иеронима, духовника Русского Пантелеимоновского монастыря, им самим рассказанная: с. 409–422. 235 . – Русский самородок на Святой Афонской Горе. Незабвенной памяти схимонаха Матфея, библиотекаря Русского Пантелеимоновского монастыря. С портретом отца Матфея. – СППО, 1912, т. 23, вып. 1, с. 122–141. Отд. изд. СПб., 1912, 20 с. 236 . – Современное богослужение на Афоне и в Константинополе. I. Об истории Святогорского Афонского Устава. II. Богослужение на Афоне и в Константинополе. Святогорский (Афонский) Типикон. [Происхождение, историческая его судьба и краткая характеристика] – РСП, 1887, 1, с. 29–39; 3, с. 79–87; 4, с. 106–115; 5, с. 150–164. 237 . – Современное богослужение на Православном Востоке. Историко-археологическое исследование. Ч. 1. Вып. 1. Киев, 1891. 153 с. 238 . – Устройство храмов на Афоне и их украшение. – РСП, 1887, 12, с. 420–435. 239 . – Фрески Георгиевского параклиса 1423 г. в Свято-Павловском монастыре на Афоне и их значение в истории афоно-византийской и русской иконописи. Реф., чит. на послед, заседании обл. Владимир, археол. съезда в 1906 г. – СППО, 1908, т. 29, вып. 4, с. 563–583 Отд. изд. СПб., 1908. 21 с. 240 . – Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Ч. 1. Очерки, заметки, наблюдения и впечатления, с 63 рисунками и планами. СПб., 1909. I, XII, 312 с. Ч. 2. С русскими паломниками на Святой Земле и на Афонской Горе. Пг., РПО, б. г. 192 с.; 44 илл. 241 . Днепров Р. Жребий Иуды. – ЖМП, 1953, 5, с. 55–61. 242 . Доброе слово со Святой Горы Афонской к православным соотечественникам в России. Благословение Святой Афонской Горы. Одесса, 1912, 16 с. 243 . Дополнения к «Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею». Т. 12. СПб., 1872. Из содерж.: Царская жалованная грамота (от 16 марта 1688 года) Афонскому Ватопедскому монастырю на приезд в Москву, для милостыни, старцев в четыре года один раз, с выдачею им в то же время, в пользу монастыря, по пятисот рублей, вместо соболей деньгами, за уступленные России святыни: Животворящий Крест Господень и главу святого Иоанна Златоустог о. Примеч.: Списано с фотографического снимка подлинной грамоты, деланного на Афоне, по распоряжению П. И. Севастьянова, с. 338–340.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Отца Арсения отправили именно на Афон, так как там было больше, чем где-либо, греческих рукописей. Об этом московское правительство хорошо знало от афонских старцев, постоянно приезжавших в Москву за милостыней. 515 Кроме этого, ему были даны и другие поручения – например, купить кипарисовых досок для икон. С Арсением на Афон была послана царем Алексеем, действительно, «многая милостыня». Об этом говорится в предисловии к Служебнику, изданному в Москве в 1655 г. В расходной книге Сибирского приказа 1653 г. есть запись об отпуске к патриарху Никону «по именному указу» царя соболей на 3 тыс. рублей, «что послать на Св. Афонскую гору с старцем Арсением Троицким на книжную покупку». Помимо милостыни на Афон были высланы царские и патриаршие грамоты. Они не сохранились, но о них упоминает архимандрит Иверского монастыря Дионисий. Для Протата была составлена особая грамота относительно порученного Арсению дела. 516 С Арсением были переданы также грамоты и к настоятелям афонских монастырей – чтобы те дали ему («сколько могут») старинных греческих рукописей. Арсений выехал из Москвы в октябре 1653 г., только 4 февраля следующего года прибыл в Яссы (у него было также поручение от государя к молдавскому воеводе). Цели своего путешествия он достиг в июле 1654 г. 517 По прибытии на Афон старец Арсений подал грамоту Протату, которую старцы прочли с «подобающим благоговением». Он также передал и царскую милостыню: «3 700 талеров и 50 сороков гарнистан (соболей) за 580 талеров». 518 Посланец пробыл на Афоне, по его словам, два месяца, посвятив всё это время осмотру библиотек и выбору рукописей. Им были осмотрены библиотеки монастырей: Иверского, Афанасиевой Лавры, Дионисиата, Ватопедского, Пантократорова, Филофеева, Дохиара, Эсфигмена, Ксиропотама, Симона-Петра, Григория, Ставроникиты, Кастаманита, Константа!?), Руссика, Кутлумуша, Павловского и Хиландарского. 519 Всех рукописей, как писали афонские старцы патриарху Никону , было отобрано 498 единиц. 520 Обратно с о. Арсением отправился в Россию архимандрит Эсфигменского монастыря Анфим. Старец привез рукописи в Москву около 22 февраля 1655 г. 521 и принялся за исправление книг. В этом деле участвовал и «на печатном дворе справщик из Афонския святыя горы архимандрит Дионисий, иже обита в сем царствующем граде Москве в Николаевском греческом монастыре». 522 Рукописи, купленные Арсением (Сухановым) , попали и в домовую казну патриарха Никона : «Книги письменные и печатные на греческом языке, а покупал те книги великого государя и великого князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, на денежную казну и на соболи старец Арсений Суханов » (из описи казны патриарха, сделанной окольничими Романом Стрешневым и Дуровым в 1658 г. 523 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010