Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ВАРДА [Гиваргис; сир.    ; сир. варда - роза] (XIII в.), восточносир. писатель и гимнограф. Принадлежал к Церкви Востока . Род. в Арбеле (ныне Эрбиль, Ирак). Большинство его произведений, вероятно, написано с 1223/24 по 1235/36 г. Известно его творение на апокрифический сюжет о детстве Иисуса. В гимнах Г. В. отражены особенности христологии Церкви Востока, однако отсутствует полемическая направленность и присущие ей стремление к точности выражений, а также богословская аргументация. Говоря о действиях Бога в отношении своего народа в истории, Г. В. старается понять и осмыслить ситуации противостояния, в к-рых оказывается сообщество верующих по мере развития, в частности на примере библейских сюжетов. В гимнах на житие того или иного святого (напр., св. Иоанна Предтечи) Г. В. обычно дает нек-рые биографические детали и показывает действие Божия Промысла в жизни святого. В целом характер его гимнов нельзя назвать торжествующим - иногда они выдают тревогу или беспокойство автора за судьбы Церкви, что объяснимо, учитывая сложную обстановку в XIII в. в этом регионе. Ок. 20 гимнов Г. В. были изданы и переведены на европ. языки. Нек-рые приписаны ему ошибочно - таковы изданный в 1852 г. Баджером гимн «О Деве Марии» с переводом на англ., 2 гимна «На взятие Салахаддином Иерусалима», изданные в 1873 г. Нёльдеке. Из важнейших рукописей произведений Г. В. выделяют ватиканскую 184, берлинскую (Sachau, 188), кембриджскую 2820 и рукопись из Б-ки греческой Патриархии в Иерусалиме 38. ( Райт. Очерк. C. 206). Ист.: Badger G. P. The Nestorians and Their Rituals. L., 1852, 1987. Vol. 2; N ö ldeke Th. Zwei syr. Lieder auf die Einnahme Jerusalems durch Saladin//ZDMG. 1873. Bd. 27; Cardahi G. Liber thesauri de arte poetica Syrorum nec non de eorum poetarum vitis et carminibus. R., 1875; Deutsch A. Edition dreier syr. Lieder nach einer Handschrift der Berliner Königlichen Bibliothek. B., 1895; Folkmann I. Ausgewählte nestorianische Kirchenlieder über das Martyrium des hl. Georg von Giwargis Warda: mit Einleit. Anm. u. deutscher Übers.: Diss. Erlangen, 1896; Pognon H. Une version syr. des aphorismes d " Hippocrate. Lpz., 1903. Vol. 2; Ausgewählte Gesänge des Giwargis Warda von Arbel/Hrsg. H. Hilgenfeld. Lpz., 1904. Лит.: Sachau E. Verzeichniss der syr. Handschriften//Die Handschriften-Verzeichnisse der Königlichen Bibliothek zu Berlin. B., 1899. Bd. 23. S. 217-250; Baumstark. Geschichte. S. 304-306; Rituale Aramenorum/Ed. F. S. Conybeare, transl. A. J. Maclean. Oxf., 1905. А. В. Сарабьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164345.html

ассоциации библейских исследований и докторантуры при ней, а также Б-ки библейских исследований (Bibliothèque Œcuménique et Scientifique d " Études Bibliques), ставшей одной из главных научных баз для библеистов Франции). В этот период были подготовлены к публикации 2 тома исследований по догматическим вопросам; с 1980 по 1983 г. над изданием работали экзегеты и богословы всех христ. конфессий. Первый том посвящен вопросам христологии в свете совр. понимания ВЗ и НЗ (Bible et christologie. P., 1984); при этом критический анализ текстов с литературной и исторической точек зрения не являлся приоритетным. Этот фундаментальный труд стал ответом на усиление в научных кругах интереса к вопросам мессианства Иисуса и попыткам его интерпретации в контексте т. н. поиска исторического Иисуса (см. в ст. Библеистика ). Издание имело целью показать, как библейские тексты, подвергаемые критической оценке в контексте веры, позволяют лучше понять Христа в Его человеческой самобытности, в осознании Им Своей принадлежности к евр. народу, в Его единственных в своем роде отношениях с Богом Отцом. Второй том посвящен рассмотрению вопроса о различии восточной и западной традиций, об особенностях их богослужебных языков и канонических правил. Культурные различия стали еще более ощутимыми в контексте миссионерской деятельности Римско-католической Церкви в Индии, странах Африки и Японии. Вопрос о единстве Церкви приобрел особую значимость после II Ватиканского Собора: с одной стороны, Собор признал указанные различия, допустил совершение богослужений на национальных языках; с другой - поднял тему христ. единства. Работа комиссии проводилась с 1985 по 1988 г. и завершилась публикацией сб. «Единство и различия в Церкви» (Unità e diversità nella Chiesa. R., 1989). 4-й этап, с 1993 г. В 1993 г. издана инструкция П. б. к. об экзегетических методах, практикуемых в Римско-католической Церкви,- «Интерпретация Библии в Церкви» (Interpretazione della Bibbia nella Chiesa) (см. также в ст. Герменевтика библейская ).

http://pravenc.ru/text/2578943.html

XI в.); роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) - в алтарной нише под образом Богоматери Оранты, между окнами апсиды; роспись ц. Панагии Форвиотиссы в Асину, Кипр (1105/06) - в 1-м регистре в нише диаконника; предположительно (атрибуция И. Я. Качаловой) в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в медальоне на юго-вост. пилоне в виме рядом с 3 святителями Григориями - Чудотворцем, Акрагантским и неизвестным). В сложившуюся в XII в. композицию «Служба св. отцов» включался и образ Г.: напр., росписи в церквах Пантелеимона в Нерези (1164), св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (в обоих случаях святитель облачен в полиставрий). Г. неоднократно изображен на миниатюрах «Гомилий» своего современника свт. Григория Богослова: вместе с братом свт. Василием Великим и свт. Григорием Богословом (Parisin. gr. 510. Fol. 71v, 880-886 гг.) - в рост, фронтально, с Евангелием в руках, каждый под архитектурной аркой-киворием, Г. слева; в коленопреклоненном молении вместе со свт. Григорием Богословом (Parisin. Coislin. 239. Fol. 158v, XI в.); беседующим со свт. Григорием Богословом (Dionys. 61. Fol. 113r, XI в.) и др. В рукописном сб. Евфимия Зигабена «Догматическое всеоружие» Г. представлен на выходной миниатюре в композиции ктиторского характера: в сборнике Ватиканской б-ки (Vat. gr. 666. Fol. 1v - 2r, XII в.) - имп. Алексей I Комнин принимает свиток, Г. вместе с др. святителями и 2 преподобными изображен в легком 3/4-ном повороте влево, в крещатой ризе, со свитком в руке; в сборнике из мон-ря Ватопед на Афоне (ГИМ. Влад. 224/Син. греч. 387. Л. 5 об., 1-я пол. XII в.) - вместе с др. святителями и 2 преподобными в легком 3/4-ном повороте влево, в фелони и омофоре, со свитком в руке. Единоличные изображения Г. помещались в минейных циклах на январь (под 10 янв.; за исключением минологиев, где под этим днем памяти - образ прп. Маркиана): в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 305. 976-1025 гг.); в Минеи на январь из Гроттаферратского мон-ря (Cryptoferat.

http://pravenc.ru/text/166529.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ [Ассеманиев кодекс, Ватиканское глаголическое Евангелие, Ватиканский глаголический кодекс] (Vat. slav. 3), Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг. Наиболее вероятна датировка А. Е. 1-й пол.- сер. XI в., в болг. лит-ре его принято датировать не позднее рубежа X-XI вв. Открытым остается вопрос о памяти вмч. Георгия под 26 нояб. в месяцеслове А. Е. Если она отражает киевский, а не к-польский (освящение храма в Кипарисии) праздник, то кодекс датируется не ранее чем 50-ми гг. XI в. А. Е. входит в сложившийся в XIX в. т. н. старослав. канон - ограниченный круг глаголических и кириллических рукописей X-XI вв., используемых при изучении древнейшего периода истории слав. лит. языка и письма, привлекается для всех реконструкций древнейшего (см. Кирилл (Константин) , равноап.; Мефодий , равноап.) перевода евангельского текста, один из главных источников словарей старослав. языка. Ассеманиево Евангелие Ассеманиево Евангелие Название получило по имени своего открывателя и первого владельца - префекта папской б-ки И. С. Ассемани , нашедшего рукопись в 1736 г. в одном из мон-рей Иерусалима, куда она попала, как предполагают, не ранее XIV в. В Ватиканскую б-ку А. Е. поступило после смерти владельца от его племянника С. Э. Ассемани . Рукопись введена в научный оборот М. К. Бобровским , составившим в 1820 г. ее описание, хотя еще при жизни И. С. Ассемани М. Караман отмечал глубокую древность памятника, датируя его не позднее 1081 г. А. Е. написано на пергамене, состоит из 158 л. (конец утрачен) размером 23×17,5 см. Письмо - глаголица («вполне округлая», по терминологии И. В. Ягича ); тип почерка, возможно, испытал влияние «бисерных» почерков греч. рукописей. За исключением л. 41 об.- 42, 117-158, А. Е. написано в 2 столбца. Первая страница написана монументальным уставным письмом, на л. 29 и нач. л. 30 особый (неск. более поздний) почерк по смытому и частично выскобленному тексту. Рукопись содержит евангельские чтения на все дни с Пасхи до Пятидесятницы, далее на субботы и воскресения до Великой субботы, месяцеслов, 11 утренних воскресных Евангелий и указатель чтений на утренях в двунадесятые праздники (обрывается указаниями в Неделю ваий). Перевод греч. текста в А. Е. отличается большой точностью, однако не обладает жесткой зависимостью от оригинала в порядке слов и грамматических конструкциях. Лексика А. Е. характерна для древнейших слав. Евангелий-апракос.

http://pravenc.ru/text/76682.html

«Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) «Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) По мнению Х. Матеоса, «Е. С.» первоначально служил входным песнопением на литургии, что согласуется с известным по к-польской кафедральной традиции употреблением его в том же качестве (без антифонов) во время процессии из храма Св. Софии в ту или иную стациональную церковь ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142; Idem. Celebration. P. 50-51). Согласно иерусалимскому списку Типикона Великой ц. (Hieros. S. Crucis. 40, X в.), на литургии в воскресенья и непраздничные дни «Е. С.» был припевом к 3-му антифону (Пс 94, включая входный стих - Пс 94. 6а), когда же к 3-му антифону присоединяли особый тропарь, «Е. С.» пели со 2-м антифоном на ξα (  ) или не пели вовсе ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 94, 110, 138, 308; idem. Celebration. P. 50-51). В Порфирия Евхологии (РНБ. Греч. 226, X в.), происходящем из Юж. Италии, «Е. С.» указан на литургии в качестве воскресного входного песнопения в составе 3-го антифона (после Пс 94. 6), причем на ξα Κα νν (      ) должно было повторяться окончание тропаря со слов: ες ν τς ϒας τριδος (        ) (см.: Thibaut J. B. Monuments de la notation ekphonétique et hagiopolite de l " Église Grecque. St.-Pb., 1913. Part. 3. P. 1-11). Как полагал Матеос, такое же повторение окончания тропаря практиковалось и в К-поле. В списке Евхология Порфирия, уже вскоре после его создания, «Е. С.» и стих Пс 94. 6 были вычеркнуты, что, вероятно, свидетельствует об изменении положения «Е. С.», к-рый стали петь не с 3-м, а со 2-м антифоном литургии ( Красносельцев. Рукописи Ватиканской б-ки. Прил. 1. С. 285, прим. 1; Mateos. Celebration. P. 52). С XI в., когда увеличилось число тропарей годового круга, к-рые пелись после 3-го антифона литургии, припевом к последнему стал стих «Спаси ны, Сыне Божий...», а «Е. С.» был окончательно присоединен ко 2-му антифону в качестве заключительного тропаря ( Mateos. Celebration. P. 19, 54, 86; Taft. Great Entrance. P. 88). Эта практика засвидетельствована в ряде памятников XI в. (литургические рукописи, толкование, носящее имя Николая Андидского, см.: Mateos. Celebration. P. 48, 50-52; Taft. 2001. Р. 71) и сохраняется в правосл. богослужебной традиции до наст. времени - «Е. С.» всегда поется в конце 2-го литургийного антифона, вне зависимости от того, какие именно антифоны исполняются: праздничные, вседневные или изобразительные (в первых 2 случаях «Е. С.» должно петься на       в 3-м - на     но на практике и в этом случае «Е. С.» нередко поется на      )

http://pravenc.ru/text/189555.html

Среди главных сокровищ собрания - сборник гомилий свт. Василия Великого , пасхальная литургия свт. Григория Богослова , хроника Джованни Виллани с 225 миниатюрами, неск. рукописей гуманистов. Греческий сборник гомилий. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 159v) Греческий сборник гомилий. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 159v) С 1971 г. для читателей открыт журнальный зал, располагающий более чем 1000 научных периодических изданий на различных языках. В. б. использует правила каталогизации и схему классификации Б-ки Конгресса США. Имеет 2 основных отдела: Ватиканский фонд и Палатинскую б-ку. С 1952 г. начато фотокопирование рукописей, с 1964 г.- репродуцирование редких печатных книг. С 1985 г. создается электронный каталог В. б. В 1997 г. был составлен и включен в международную базу данных ISTC полный каталог ватиканской коллекции инкунабул, насчитывающей 8300 томов. С 1934 г. при В. б. действует школа библиотечного дела. Б-ка ведет широкую издательскую деятельность, организовываются выставки, в числе к-рых юбилейная выставка, посвященная 500-летию основания В. б. (Рим, 1975), «Славянские рукописи и документы по истории Болгарии в Ватиканской апостолической библиотеке» (София-Рим, 1978-1979), «Византийские кодексы нестоличного происхождения в Ватиканской апостолической библиотеке» (Рим, 1988), «Ренессансные литургические кодексы в Ватиканской апостолической библиотеке» (Рим, 1995) и др. О. В. Уварова Славянские рукописи В. б. Сербский литургический свиток. 3-я четв. XIV в. (Vat. Slav. 9) Сербский литургический свиток. 3-я четв. XIV в. (Vat. Slav. 9) Слав. фонд состоит не менее чем из 101 кодекса, их отрывков и грамот XI-XX вв., написанных глаголицей, кириллицей и латиницей (чеш. и часть хорват.), что составляет ок. половины от общего числа слав. рукописей в хранилищах Италии ( Capaldo M. Les manuscrits slaves et leur étude en Italie//Полата книгописьная. Nijmegen, 1978, N 1. С. 24-28). Отдельные слав. рукописи, такие как лицевая Хроника Константина Манасси (Vat. slav. 2) и, вероятно, «Служебник митрополита Исидора» (Vat. slav. 14), находятся в б-ке со 2-й пол. XV в. Начало формирования отдельного фонда (первоначально самостоятельных Vaticani slavi и Vaticani illirici) относится к 1686 г. В наст. время основное число слав. памятников собрания входит в состав фондов Vaticani slavi (70 ед. хр.) и Borgiani illirici (17 ед. хр.). Последний представляет в основном собрание кард. Стефана Борджа († 1804), поступившее в В. б. в 1902 г. вместе с коллекцией Коллегиума Конгрегации по распространению веры; отдельные слав. рукописи находятся в составе неслав. фондов. Фонд Vaticani slavi продолжает пополняться за счет отдельных приобретений и дарений (рукописи, начиная с Vat. slav. 24).

http://pravenc.ru/text/149915.html

Тяжелым испытанием для христиан К. П. стало великое гонение имп. Диоклетиана и его преемников в 303-313 гг. Первым и наиболее почитаемым здесь мучеником этого времени стал Прокопий ( Euseb. De mart. Palaest. 1; Halkin. 1962). Осенью 307 г. разгрому подверглась и катехизическая школа. Были арестованы Памфил и большинство его учеников, хотя Евсевий спасся, скрывшись из города, и некоторое время путешествовал по Палестине, Египту и Финикии. 16 февр. 309/10 г. Памфил и еще 12 мучеников были казнены ( Euseb. Hist. eccl. VII 32; VIII 13; Idem. De mart. Palaest. 7, 11; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68. 8). Множество историй др. святых записаны Евсевием в соч. «О палестинских мучениках». Часть исповедников была отправлена в каменоломни и рудники Палестины, Киликии и Египта. Судьба христ. б-ки К. П. в этот период неясна; Евсевий о ней не упоминает, что позволяет предполагать, что б-ка от гонений не пострадала. В то же время столь масштабный характер преследований, а также разгром школы и гибель пресв. Памфила могут косвенно указывать на то, что библиотека могла быть уничтожена или конфискована властями. Так или иначе после прекращения гонений в IV-VI вв. она продолжала пользоваться славой, т. е. Евсевию ее удалось быстро восстановить. Гонения в К. П., как и на всем Востоке империи, продолжались до 313 г., когда имп. Максимин Дайя был низложен имп. Лицинием , союзником имп. Константина I Великого . Несмотря на жестокость и продолжительность гонений, кесарийская община сумела сохранить свои позиции в христ. мире. Видимо, вскоре после окончания гонений, ок. 313 г., епископом К. П. стал Евсевий, чья хиротония прошла с участием еп. Павлина Тирского. Выдающийся богослов и ученый постепенно обратился к карьере церковного администратора и политика. Деятельность Евсевия на епископском престоле оказалась неразрывно связанной с религиозно-политическими реформами имп. Константина, легализовавшего христианство и обеспечившего на будущее высокое положение Церкви в позднеримском обществе и гос-ве. Евсевий впервые видел Константина (и возможно, познакомился с ним) в К. П. ок. 296 г. ( Euseb. Vita Const. I 19). Имп. Диоклетиан совершал поездку по Палестине и Египту, и молодой Константин находился в его свите. В 20-30-х гг. IV в. Евсевий стал приближенным имп. Константина и одним из влиятельнейших его религ. советников. По заказу имп. Константина в кесарийском скриптории было создано 50 рукописных копий Свящ. Писания для новых храмов К-поля (Ibid. IV 36; Socr. Schol. Hist. eccl. I 9; Theoph. Chron. P. 27). По-видимому, сохранившиеся Ватиканский (Vat. gr. 1209) и Синайский кодексы Свящ. Писания являются частью этой работы.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Лит.: Janin R. Niceta//BiblSS. Vol. 9. Col. 892-893; PMBZ, N 5424; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 351; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 654-655. О. Н. А. Иконография Прп. Никита Константинопольский. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Прп. Никита Константинопольский. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Краткое описание облика Н. включено в происходящий из Палеха иконописный подлинник сводной редакции XVIII в. под 13 окт.: «[Память] преподобного отца нашего Никиты патрикия исповедника. Поживе лет 75; подобием стар, надсед, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 171). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев его составитель акад. В. Д. Фартусов опирался, видимо, в первую очередь на опубликованный в 1903 г. 2-й, октябрьский том Минология Василия II из Ватиканской б-ки (Лицевой месяцеслов греч. имп. Василия II: Месяц окт./Сост.: М. И. Успенский, В. И. Успенский. СПб., 1902) и обозначил основные черты иконографии Н. следующим образом: «Старец 76 лет, греческого типа, с лицом мужественным и худощавым, с короткою бородой и черными, с проседью, волосами; одежда монашеская. В руках икона Спасителя и хартия с его изречением: Христа и Бога моего иконе не престану выну покланятися» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 46). Описанное Фартусовым изображение является самым ранним в иконографии Н., чьи образы известны, как правило, в минейных циклах (дата неустойчива, в визант. памятниках встречаются варианты под 5-7 окт.). На миниатюре в Минологии имп. Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 94, под 6 окт.- в ряде случаев ошибочно атрибутируется как прп. Никита Мидикийский), ростовая фигура преподобного помещена в центре композиции, задником к-рой служит архитектурный фон с симметрично расположенными по сторонам стены колонками и 2 зданиями. Н. показан с выбеленными сединой кудрявыми волосами, клиновидной кудрявой средней длины бородой; он облачен в охристый хитон, темную серо-зеленую мантию, коричневую схиму (куколь лежит на плечах), с аналавом.

http://pravenc.ru/text/2565358.html

Песненные последования царских часов встречаются и в подлинных греческих памятниках. Такое именно последование, довольно близко стоящее к вышеизложенному, находится, напр., в Типиконе Ватиканской б-ки 1877, 1292 г. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы 1-й и 3-й, а вторую – 6-й и 9-й. Псалмы 1-го и 3-го часа те же, что и ныне; на 6-мъ часе указаны псалмы 75, 71, и 131, на 9-м – 109 и 84. По исполнении псалмов, на каждом часе произносится великая ектения; далее поются тропари- " стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на 3-м часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже, ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на 9-м часе. Молитв на часах нет; не упоминается и предпраздничный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы 6-го и 9-го часа – нынешние; на 1-м часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на 3-м указаны псалмы 28 и 51 309 . Сходный чин излагается в Типиконе Московской Синодальной библиотеки, 272/456 (1297 г.). Но здесь великая ектения и тропари с чтениями положены после часового богородична. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; при чем 1-й час соединяется с 3-м, а 6-й – с 9-м 310 . Из греческих рукописей можно еще отметить Евхологий той же Синодальной библиотеки 261/279, XIV века, где мы находим пока наиболее раннюю греческую приписку о многолетствовании царей на царских часах (в том числе и на часах великой пятницы) 311 . 4. Славянские памятники

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Изображение святителя (как правило, ростовое) устойчиво присутствует в лицевых рукописях минологиев, начиная с самых ранних сохранившихся средневизант. периода: 2 минологиев из Ватиканской б-ки (Vat. gr. 1613. Fol. 203, 976-1025 гг., и Vat. gr. 1156. Fol. 268v, XI в.); из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 580, 1499. Fol. 3r, 1055-1056 гг.) - листовая миниатюра с образами святых на 2-ю пол. нояб.; из собрания мон-ря св. Афанасия в Генуе (Genua . S. Athan. Fol. 44r, XI в.); из Королевской б-ки в Копенгагене (Gl. Kongl. saml. 167. Fol. 41r, XI-XII вв.); из мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. N 5, XII в. Fol. 67v), а также и на гексаптихе (икона-минея на сент., окт. и нояб., кон. XI в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Из минейных циклов в настенной росписи храмов известны: 2 поздневизант. времени в церквах вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (1317) и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (ок. 1376; предположительная атрибуция, изображен погрудно) и XVIII в. в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718). Ту же закономерность можно отметить в рус. минейных иконах начиная с XVI в., напр. в Минее на нояб. из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ), в Минее годовой (нач. XIX в. УКМ). Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 429; Менолог. С. 195, 198, 200-201. Э. В. Ш. . Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/166517.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010