РИЖ Русский исторический журнал. Пг., 1917-1921 РИИР Редкие источники по истории России: Сб.: В 2 вып. М., 1977 РиЦ Революция и Церковь: Журн./Изд. НКЮ. М., 1919-1924 РЛ Русская литература. М., 1958-1998 РМ Русская мысль. М., 1880-1918. София и др., 1920-1940 РМГ Русская музыкальная газета. СПб., 1894-1917 Ровинский. Ровинский Д. А. Родосский. Словарь студентов СПбДА Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов СПбДА, 1814-1869 гг. СПб., 1907 Розанов. Устав Розанов В. Богослужебный устав Православной Восточной Церкви. М., 1902, 1998п Рос. Арх. Российская археология (с 2 за 1992 г., ранее - Советская археология) Рос. Виз. Российское византиноведение: Итоги и перспективы: Междунар. конф. к 100-летию ВВ и РАИК: Тез. докл. М., 1994 Россия в Св. земле Россия в Св. земле: Док-ты и мат-лы/Под ред. Н. Н. Лисового. М., 2000. 2 т. РПЦ в советское время Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Мат-лы и док-ты по истории отношений между гос-вом и Церковью/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. 2 кн. РПЦЗ, 1918-1968 Русская Православная Церковь за границей, 1918-1968 гг. Н.-Й., 1968. 2 т. РС Русская старина. СПб.; Пг., 1870-1918 РСв Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Чернигов, 1861-1865. 12 кн.; 18652. 3 кн. СПб., 18823. 3 кн. СПб., 2008п Рукописи Ватиканской б-ки Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с прил. Каз., 1885 РукСП Руководство для сельских пастырей. К., 1860-1917 Рункевич Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX в.//История Русской Церкви в XIX в./Под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1901. Т. 2 Рус. архиереи-обновленцы Каталог русских архиереев-обновленцев: Материал для «Словаря рус. архиереев-обновленцев»//«Обновленческий» раскол. М., 2002. С. 607-981 Русские иерархи, 1893-1965 Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. Erlangen, 1979-1988. 6 т. Русские иерархи, 992-1892 Русские православные иерархи, 992-1892/Науч. ред.: Г. Г. Гуличкина. М., 2002-2004. 3 т. Т. 1: Аарон (Еропкин) - Иоаким, еп. Туровский. 2002; Т. 2: Иоанн (Авалиани) - Симеон, еп. Туровский. 2003; Т. 3: Симон (Лагов) - Ювеналий (Карюков). 2004 Русские писатели, 1800-1917 Русские писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., Т. Руфин. Жизнь отцов Жизнь пустынных отцов/Творение пресвитера Руфина; пер.: свящ. М. И. Хитров. Серг. П., 1898, 1991р РФА Русский феодальный архив XIV - 1-й трети XVI в. М., 1986-1992. 5 вып.; 2008. [Вып. 6] РФВ Русский филологический вестник. Варшава, 1879-1915. Т. 1-74. М., 1916. Т. 75-76. Пг., 1917. Т. 77-78. М., 1994-. Т. 79-. РЧ Рождественские образовательные чтения: Сб. докл. Междунар. образоват. чт./РПУ. М., 1992-. СА Советские архивы. М., 1923-. (C 1992 - Отечественные архивы) Сабинин. Сабинин М.-Г. САИ Свод археологических источников/АН СССР. М., 1966-.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=17

Коллекция, собранная в 1715-1717 гг., побудила Иосифа Симона составить единый каталог сир., араб., персид., тур., евр., самарянских, арм., эфиоп., греч., копт., груз. и малабарских рукописей - «Климентову Ватиканскую восточную библиотеку» (Biblioteca Orientalis Clementino-Vaticana). Из 12 томов этого труда были напечатаны только 1-й (De scriptoribus Syris orthodoxis), 2-й (De scriptoribus Syris monophysitis) и 2 части 3-го (De scriptoribus Syris nestorianis: Catalogus Ebedjesus Sobensis; De Syris nestorianis), материалы для др. томов остались в рукописи и большей частью погибли при пожаре 30 авг. 1768 г. Этот же пожар уничтожил заключительные тома др. монументальных произведений Иосифа Симона: «Писатели италийской истории» (Italicae Historiae Scripmores), «О святых образах и реликвиях» (De sacris imaginibus et reliquiis; уцелевшая часть опубликована в сокращенном виде), «Календарь Вселенской Церкви» (Kalendaria Ecclesiae Universae; из 12 томов вышли лишь 6, посвященные «Славянской, или Греко-Московской, Церкви», где опубликовано значительное число греч. и лат. источников о начале христианства у славян). Остались неизданными готовившиеся ученым фундаментальные труды: 9-томные «Древняя и новая Сирия» и «История Востока», «Соборы Восточной Церкви» в 6 томах и «Евхологии Восточной Церкви» в 7 томах. Но большая часть трудов Иосифа Симона по истории, философии, теологии, географии, грамматике и юриспруденции дошла до нас в законченном виде. Среди них - «Библиотека восточного канонического и гражданского права», «Книга о естественных науках» (Китаб ат-табиа), издание творений прп. Ефрема Сирина по сир. и греч. рукописям с переводом на лат. язык (4-й и 5-й тома изданы иезуитом Бенедиктом-Мубараком, 6-й - Стефаном Эводием А.) и др., всего более сотни томов, многие из к-рых не опубликованы и по сей день. Энциклопедические познания Иосифа Симона по праву удостоили его прозвища Великий Ассемани. Стефан Эводий А. (Араб.- Истыфан Аввад, лат. Stephanus Evodius, итал. Stefano Evodio) (15.04.1707, Триполи, Ливан - 24.11.1782, Рим), племянник Иосифа Симона, под рук. к-рого он проходил обучение в маронитской коллегии в Риме. Много путешествовал с миссионерскими целями по Востоку, вернувшись в Рим, получил титул титулярного католич. епископа Апамеи, с 1768 г. унаследовал от своего дяди должность хранителя и префекта вост. рукописей Ватиканской б-ки. Ему принадлежат работы «Каталог восточных рукописей Лавренцианской библиотеки Медичи и Палатинской библиотеки», «Деяния восточных и западных святых мучеников» (1-я ч. посвящена христианам, пострадавшим в Персии при Сасанидах). Совместно с Иосифом Симоном начал публикацию «Каталога кодексов Ватиканской библиотеки», от к-рого после пожара 1768 г. сохранилось только 3 т., посвященные вост., греч. и лат. рукописям. Иосиф Алоизий А.

http://pravenc.ru/text/76680.html

Параллельно П. б. к. был подготовлен и издан ряд постановлений, касавшихся богословской трактовки и вероучительного авторитета книг Свящ. Писания: с 1905 по 1921 г. вышли декреты об авторстве Пятикнижия, о характерных чертах и авторстве Книги прор. Исаии, об исторической природе первых 3 глав кн. Бытие, об авторах Псалтири и времени ее составления, о достоверности и историчности Евангелия от Иоанна, о Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, о синоптической проблеме, о кн. Деяний св. апостолов, о Пастырских посланиях, о Послании к Евреям, о парусии и Втором пришествии Христа в Посланиях ап. Павла. Все определения имели апологетическую направленность. При папе Римском Пие XI (1922-1939), к 1934 г., были приняты 2 новых декрета, а также на основании motu proprio «Bibliorum scientiam» от 27 апр. 1924 г. введена обязательная аттестация преподавателей библейских дисциплин в семинариях: успешное прохождение аттестации давало возмоность получить ученые степени бакалавра и лиценциата в П. б. к. или в Папском библейском ин-те. Согласно декларации от 15 февр 1909 г., офиц. печатным органом П. б. к. стали «Деяния Апостольского престола» (Acta Apostolica Sedis), а издательством - Ватиканская типография (Libreria Editrice Vaticana). Ватиканская б-ка предоставляла членам и сотрудникам П. б. к. богатейшие, в т. ч. рукописные фонды для проведения научных изысканий. С 1927 г. комиссия курировала издание в Риме сборников правовых документов и постановлений, относившихся к интерпретации Свящ. Писания,- Enchiridion Biblicum. 2-й этап (1936-1971): смена парадигмы Кард. Эжен Тиссеран. Фотография. 1958 г. Кард. Эжен Тиссеран. Фотография. 1958 г. При кард. Э. Тиссеране (1884-1972; президент П. б. к. в 1938-1946), ориенталисте, хранителе рукописных фондов Ватиканской б-ки, была подготовлена энциклика папы Римского Пия XII (1939-1958) «Divino Afflante Spiritu» от 30 сент. 1943 г., определившая герменевтические принципы и направления библейских исследований на неск. десятилетий. В этот период изданы неск. документов, к-рые затрагивали вопросы библейской экзегетики. Было рассмотрено анонимное письмо 1941 г., адресованное архиепископам и епископам Италии «Серьезная опасность для Церкви и верующих душ: Критическо-научная система в изучении и интерпретации Священного Писания, ее пагубные пути и искажения» (Enchiridion Biblicum. 522-533). В тексте письма полностью отрицалась научная методология в целях защиты т. н. медитативной экзегетики, наиболее отвечающей благочестивым чувствам верующих. В ответ П. б. к. указала на необходимость определения букв. смысла Свящ. Писания и изучения Библии на языках оригиналов; выступила в поддержку текстуальной критики и рекомендовала изучение древних вост. языков и проч. вспомогательных наук.

http://pravenc.ru/text/2578943.html

Проект публикации житий святых в 18 томах с аннотациями и индексами был предложен ученым-эрудитом бельг. иезуитом Г. Росвейде (1569-1629). Он начал поиск материалов - рукописей житий святых - преимущественно в мон-рях Бельгии и Сев. Франции. Им были изданы «Fasti sanctorum quorum Vitae in Belgicis bibliothecis manuscriptae» (Календарь святых, рукописи житий к-рых содержатся в бельг. б-ках. 1607) и «Vitae Patrum» (Жития отцов-пустынников. 1615). После смерти Росвейде материалы были переданы Болланду, изменившему как план, так и метод работы с ними. В его полном издании житий агиографический материал был организован по календарному принципу, в порядке следования дней памяти святых; тексту жития предшествовал исторический комментарий, посвященный как самому святому, так и критическому анализу текста (выявление автора, история переводов и т. д.), а также традициям почитания святого, перенесению мощей. Каждый том содержал неск. индексов: алфавитный и хронологический перечни святых, списки упоминавшихся имен, географических названий. Иезуитская община Антверпена освободила Болланда от пастырских обязанностей, его помощниками и преемниками стали иезуиты Г. Хеншен (1601-1681) и Д. Папеброх (1628-1714). Болланд стал инициатором переписки со мн. европ. учеными-эрудитами; поиск материалов проводился во всех монастырских б-ках (прежде всего Бельгии, Франции, Англии), зачастую на собственные средства издателей. Помимо собственно житий святых были изданы небольшие монографии, посвященные отдельным житиям, вопросам дипломатики, историческим событиям или епархиям (напр. De episcopatu traiectensi. 1653; De tribus Dagobertis. 1656). Первые 2 тома «Acta sanctorum» (ActaSS. Ian.- Жития святых января) появились в 1643 г. Папа Римский Александр VII обратился к Болланду с поздравительным письмом, в к-ром выразил убеждение о важности для Церкви подобного издания, и пригласил Б. в Рим для работы с архивами Ватиканской б-ки . Также Болланд выступил с идеей публикации юбилейного тома, посвященного 100-летию ордена иезуитов (Imago primi saeculu Societatis Jesu. Antw., 1640). Позднее преемники «первого поколения» Б. собирали сведения в б-ках Германии, Австрии, Чехии, Франции, Венгрии и т. д. Полученные материалы впосл. были помещены в специально созданный музей Б. в Антверпене.

http://pravenc.ru/text/149687.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии археографов и палеографов АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель ВОСТОКОВ [Остенек] Александр Христофорович (1781 - 1864), археограф, исследователь церковнослав. языка, поэт ДМИТРИЕВ Лев Александрович (1921 - 1993), литературовед, археограф, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. памятников ДОЛИДЗЕ Исидор Самсонович (1915 - 1982), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963) ДОНЧЕВА-ПАНАЙОТОВА Невяна (род. 1945), болг. палеограф, исследователь средневек. болг. книжности и русско-болг. связей ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (1890 - 1966), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель ЖУКОВСКАЯ Лидия Петровна (1920 - 1994), палеограф, лингвист, исследовательница церковнослав. памятников, член бюро Археографической комиссии АН СССР КЛОСС Борис Михайлович (род. 1932), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед МАИ [Май] Анджело (1782-1854), выдающийся итальянский филолог и палеограф, хранитель б-ки Амброзиана и Ватиканской библиотеки, член об-ва иезуитов, кардинал Римско-католической Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122936.html

Лютер считал, что организация «комиссий реформаторов», состоящих из членов папской курии,- это намеренная хитрость папы Римского, который боится созвать представительный вселенский Собор, не желает проводить серьезные церковные реформы и отвлекает внимание понуждающих его к реформам светских государей обманчивыми и нереализуемыми проектами. Хотя К. лично не участвовал в полемике с протестантами, он знал о ее содержании из общения и переписки с Садолето и Кохлеусом; в письме Кохлеусу К. одобрял его рвение в деле защиты католич. Церкви от нападок лютеран, однако замечал, что не видит большой пользы во враждебных дискуссиях и считает лучшей стратегией полемики с протестантами проповедь католич. истины не только на словах, но и в поведении и образе жизни (см.: Dittrich. 1881. S. 296-297. N 30). Поскольку «Рекомендации...» нередко использовались протестантскими полемистами как свидетельство того, что даже высокопоставленные члены папской курии признают наличие в католич. Церкви мн. злоупотреблений, в 1559 г. сочинение было внесено в изданный по распоряжению папы Римского Павла IV Индекс запрещенных книг (см.: Index des livres interdits/Ed. J. M. de Bujanda e. a. Sherbrooke; Gen., 1990. Vol. 8: Index de Rome (1557, 1559, 1564). P. 586-587. N 670); т. о., формально папа Римский осудил документ, ранее подписанный им самим как епископом. «Рекомендации...» присутствуют и в последующих версиях Индекса запрещенных книг до сер. XIX в. В сер. XVIII в. католич. ученый, библиотекарь Ватиканской б-ки и префект Конгрегации Индекса кард. А. М. Кверини (1680-1755), полемизируя с протестант. историком Й. Г. Шелхорном (1694-1773), предложил подробное обоснование того, что в Индексе запрещаются не сами «Рекомендации...», но лишь издания Штурма и др. протестантов (см.: Ad catholicum aequumque lectorem Epistola... Cardin[alis] Quirini cum ejusdem animadversionibus in epistolam Jo. Georgii Schelhornii. [Brixiae, 1747]). После этого текст «Рекомендаций...» был неск. раз издан католич. церковными историками, а в нек-рых изданиях Индекса стало помещаться уточнение, согласно к-рому запрещаются лишь «Рекомендации...», содержащие «примечания или предисловия еретиков» (см.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Е. с. вместе с напрестольным крестом обычно полагается на аналой или на стол в тех случаях, когда богослужения совершаются вне алтаря - как в храме (молебны (но при особо торжественном совершении молебнов Е. с. износится из алтаря по чину праздничной утрени), таинство исповеди (присутствие здесь Евангелия символизирует обещание твердого раскаяния в грехах - издавна на Евангелии приносились клятвы)), так и вне храма (совершение треб на дому, келейная молитва и др.). При хиротонии во епископа раскрытое Е. с. возлагается на голову хиротонисуемого как символ Десницы Божией. Подобный обряд присутствует и в чинопоследовании таинства Елеосвящения, когда раскрытое Е. с. полагается на голову болящего. Е. с. обычно помещается в оклад на к-ром чаще всего изображаются воскресение Христово и 4 евангелиста. Текст Е. с. нередко бывает богато украшен. К числу наиболее известных рукописей Е. с. относятся греч. Евангелие Успенского (древнейшее сохранившееся точно датированное минускульное Евангелие - РНБ. Греч. 219, 835 г.), Трапезундское Евангелие (праздничный апракос - РНБ. Греч. 21, 2-я пол. X в.), Карахисарское Четвероевангелие (РНБ. Греч. 105, 3-я четв. XIII в.), ватиканские Евангелия-апракосы (Vat. Ottob. gr. 175, IX в., и Vat. gr. 1522, нач. X в., один из древнейших иллюстрированных апракосов), афонские Четвероевангелие из мон-ря Ставроникита (Ath. Stauronik. 43, сер. X в.) и Евангелие-апракос из мон-ря Дионисиат (Ath. Dionys. gr. 587, кон. XI в.), Евангелие-апракос из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. gr. 204, кон. X - нач. XI в.), Принстонское Четвероевангелие 2-й пол. IX в. (с миниатюрами XII в.- Princeton. Garrett. 6), Четвероевангелие из Иверского мон-ря (Ath. Iver. 1387, 925-950 гг.), Четвероевангелие из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 74, 1058 г.), Четвероевангелие из мон-ря св. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (Patm. 274, 1125-1150 гг.), Лекционарий Моргана (NY Morgan MS. M. 647, 1050-1100 гг.) и др., лат. Линдисфарнское Евангелие (кон. VII - нач. VIII в.), Евангелие из Келса (кон. VIII - нач. IX в.), арм. Эчмиадзинское Евангелие (X в.), груз. Гелатское Четвероевангелие (XI-XII вв.), сир. Евангелие (Lond. Brit. Lib. Add. 7170, 1216-1220 гг.), коптско-араб. Четвероевангелие (Lond. Brit. Lib. Or. 425, 1308 г.), южнослав. глаголические Ассеманиево Евангелие (краткий апракос, 1-я пол.- сер. XI в.), Мариинское Четвероевангелие (XI в.), Зографское Евангелие (неполное Четвероевангелие кон. X - нач. XI в.), Боянское Евангелие (краткий апракос, 1-я пол. XIII в.), кириллические Четвероевангелие царя Иоанна Александра (1355-1356), древнерусские Остромирово Евангелие (апракос, 1056-1057), Архангельское Евангелие (апракос, 1092), Мстиславово Евангелие (полный апракос, 1117), Юрьевское Евангелие (полный апракос, 1119-1128) и др.

http://pravenc.ru/text/180916.html

И. прислал в Псков свое «благословение и грамоты», а в янв. 1441 г.- своего наместника Григория. Вероятно, к этому времени условия унии не были известны в Сев.-Вост. Руси. В марте 1441 г. И. прибыл в Москву, и в Успенском соборе была торжественно зачитана булла Евгения IV с изложением решений Ферраро-Флорентийского Собора. Вел. кн. Московский Василий II Васильевич передал «папино писание» на рассмотрение Собора рус. епископов, к-рые его отвергли. Между ними и И. завязался длительный спор, затем И. был помещен «за приставы» в московском Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ре до получения вел. князем сведений из К-поля. По сообщению московских летописей, 15 сент. 1441 г. И. бежал из Москвы. Возможно, ему позволили уехать, т. к. не знали, как с ним поступить: в К-поле утвердился униат. патриарх Митрофан II , к-рый вряд ли осудил бы И. Уезжая, И., по-видимому, взял с собой из митрополичьей б-ки ряд рукописей, этим обстоятельством можно объяснить присутствие в Ватиканском собрании греч. книг, вложенных Киевским митр. св. Фотием (1408-1431) в б-ку Московской митрополичьей кафедры. В нач. 1442 г. И. направился в Новогрудок к Литовскому вел. кн. Казимиру , но к тому времени и литов. правитель, и католич. Виленский еп. Матфей официально признали избранного Базельским Собором антипапу Феликса V , и И. был вынужден покинуть литов. земли. В марте 1443 г. И. находился в венг. столице Буде, где при его участии польск. и венг. кор. Владислав III издал привилей, по к-рому правосл. духовенству, принявшему унию, был предоставлен ряд прав и привилегий: гос. чиновникам запрещалось вмешиваться в дела, подлежавшие суду духовенства, предписывалось не нарушать существующие обычаи, даже если они не соответствуют принятым в католич. мире порядкам, король должен вернуть униат. Церкви утраченные ею земли. Владислав III был сторонником папы Евгения IV, но польская церковная и светская знать стояла на стороне Базельского Собора. По-видимому понимая это, И. из Буды направился к папскому двору в Италию и больше не вернулся на территорию Киевской митрополии, даже после того, как в 1447 г. Польша и Литва подчинились власти папы Николая V , преемника Евгения IV.

http://pravenc.ru/text/674888.html

В 30-х гг. XX в. президент католич. Блэкрок-колледжа в Д. пресв. Джон Чарлз Мак-Куэйд приступил к работе над оформлением особого статуса католич. Церкви в Ирландии. Он принял участие в составлении ирл. Конституции (1937), в которую был включен ряд положений социальной доктрины католич. Церкви. В Конституции подчеркивалась важность семьи для существования общества, запрещались разводы (Bunreacht na hÉireann. 41. 2. 1; 41. 3. 1-2); был оговорен особый статус католич. Церкви, к к-рой принадлежало большинство населения страны (Ibid. 44. 2). Однако католич. Церковь не была признана государственной. В 1940 г. Дж. Мак-Куэйд был избран архиепископом Д. В годы его пребывания на кафедре позиции католич. Церкви в стране значительно упрочились. Архиепископ учредил 47 новых приходов и ряд католич. школ. В 1945 г. в Киллини была основана закрытая резиденция францисканцев, где монахи занимались исследованиями в области ирл. истории, языка и литературы (в 90-х гг. XX в. объем работ сократился, наиболее ценные рукописи из б-ки переданы в Университетский колледж). Архиеп. Дж. Мак-Куэйд принял участие в работе Ватиканского II Собора . В условиях усиления процесса секуляризации общества католич. Церковь в Ирландии утратила решающее влияние на правящие круги. В июне 1996 г. была принята поправка к ирл. Конституции, разрешающая разводы, однако под давлением католич. иерархии были сохранены нек-рые ограничения. В годы пребывания на кафедре архиеп. Десмонда Коннела (1988-2004) в Ирландии разгорелся ряд публичных скандалов, связанных с моральным разложением части католич. духовенства, что привело к резкому падению авторитета католич. иерархии в Ирландии. Архиеп. Д. Коннел неоднократно подвергался публичным оскорблениям. В наст. время архиепископскую кафедру Д. занимает Дирмид Мартин, бывш. секретарь Папского совета «Справедливость и мир», представитель Папского престола в ООН. В архиеп-стве проживает более 1 087 тыс. католиков, насчитывается 200 приходов, в которых служат 499 секулярных и 844 регулярных священника, 3919 монашествующих (An. Pont. 2005. P. 219).

http://pravenc.ru/text/180517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (15.07.1273 - 15.09.1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан , один из наиболее почитаемых в Эфиопской Церкви святых (пам. эфиоп. 18 маскарама (15 сент.), 15 тахсаса (11 дек.)). Сведения о Е. содержатся в его Житии, а также в Житиях его многочисленных учеников. Житие Е., судя по стилю, было составлено в XV в. В европ. собраниях известно 5 его рукописей: 4 из Британской б-ки и 1 из Ватиканской. Эти списки представляют собой 3 редакции: пространную, изданную Б. А. Тураевым (Lond. Brit. Lib. Orient. 704 и 705), краткую из рукописи Lond. Brit. Lib. Orient. 703 и краткую из рукописей Lond. Brit. Lib. Orient. 702 и Vat. Aeth. 46. Редакции различаются в основном наличием и последовательностью ряда эпизодов и числом посмертных чудес Е. Житие имеет ярко выраженную полемическую направленность в защиту евстафианства и отличается обилием риторики, панегирических (нередко стихотворных) отступлений и библейских цитат (включая, согласно эфиоп. пониманию Свящ. Писания, апокрифы и псевдоэпиграфы), однако излагает немало подлинных событий. Существует также краткое синаксарное Житие Е. Е. род. в Цэре, на востоке обл. Тигре (Тыграй), близ того места, где впосл. им был основан мон-рь Дэбрэ-Цэраби. Его отец Крэстос Моа, происходивший, по преданию, из знатного («княжеского») рода, и мать Сэна Хэйват были праведны и отличались милосердием. Много лет у них не было детей, из-за чего Сэна Хэйват сильно печалилась, пока Господь не послал к ней арх. Михаила, и тот обрадовал ее вестью о скором рождении первенца, к-рый «своими учениями умудрит неразумных, источив реки премудрости и ведения из двух сосцев духовных - из Моисея мед и из Евангелия млеко ведения…» ( Тураев. 1902. С. 296). В этом стандартном агиографическом эпизоде нашел отражение характерный для Е. интерес к ветхозаветным предписаниям. При рождении мальчик был наречен Маэкаба Эгзиэ ). В раннем детстве, ок. 1280 г., его отправили на воспитание к брату матери Даниилу (в монашестве Захария), настоятелю мон-ря Дэбрэ-Марьям, расположенного на горе Коркор в р-не Гэральта (на юге Тигре). Еще в отроческом возрасте он был рукоположен во диакона, в 15 лет принял монашество с именем Евстафий, а затем был поставлен иереем.

http://pravenc.ru/text/187440.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010