97 Хотя у Берчича 44:1 и приведён, но это даже не библейское чтение – повл дати имь жита слико хотах. 99 против паримейного состава Ulom’ku Берчича в 15–й главе опускают стихи 1–3, а в других главах заключаюсь лишнее: 22:19; 31:17; 32:(26), 28, (29) и 43:(11), 14 – из II Верб., III Верб, и Пас., причём 31:17; 32:28 и 43:14 – не библейские чтения, а обозначенное в скобках – в отрывках. 100 Церковно-славянский текст приводится по изданию Берчича, с вариантами: а) из глаголических же чтений Шафарика (из гл 1:1–31; 2:1–2; 6:5–22; 7:1–6, 10–13, 12–21, 24 – Památky ect.) – Шаф. и б) кирилловского паримейника по изданию P. Ф. Брандта (вып. I–III главы 1–13; 15:1–15, 32), причём обозначение рукописей взято отсюда же: Гр. – Григоровичев п-к, Зах. – Захаровский и т.д. Кирилловское чтение я привожу обыкновенно по Гр., иногда по Л. (Лаврскому сп. XIV в., которого нет в изд. проф. Брандта); арабские цифры при кирилловском тексте обозначают паримейников Московской Типографской б-ки (в издании проф. Брандта они не указаны). 101 Греческий текст приводится по паримейнику s. Simeonis (M. Steininger. Codex s. Simeonis ect. Augustae Trevirorum ed. II. 1856 г.) – S (где нет S, там чтение взято именно отсюда) или по P. de Lagarde. Librorum vet. Testamenti ect. Pars prior. Gottingae. 1883 r. – L, иногда по Ваткканскому (Vat.); варианты взяты из де Лагарда (Paulus du Lagarde. Genesis graece ect. Lipsiae. 1868) и Гольмеза (Vetus Testamentum gruecum cam variis lectionibus t I. Oxonii. 1798), причём Vat. обозначает Ватиканский кодекс, A – Александрийский, Ald. – editio Aldina l518 г., Compl. – editio Complutensis 1514 г., а римские и арабские цифры – номера списков у Гольмеза. 102 Латинский текст читается по изданию: Biblia sacra vulgatae editionis Sixti V. Pont. Max. ect. Venetiis. 1706 r. – Vulg., что обыкновенно не пишется. 104 С гл. 2:20–4:7 вкл. в тексте Штейнингера пропуск (порча рукописи); греческий текст приводится по L. или Vat. 105 C этого места и далее текст (для разнообразия) при­водится по кирил. п-ку, a Gl. помещается в вариантах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

столкнулся с тяжелым финансовым положением Папского государства, в связи с чем был вынужден ввести новые налоги, а также ликвидировать нек-рые налоговые привилегии (напр., в Болонье), однако это не привело к стабилизации бюджета. Папа придерживался протекционистской политики, в рамках к-рой поощрялся экспорт товаров из Папского гос-ва. В сент. 1760 г. К. установил налоговые льготы для товаров, привозимых греч., тур. и еврейскими торговцами в Анкону, что способствовало развитию торговой конкуренции с Венецией и др. итал. гос-вами. В февр. 1765 г. папа утвердил новые упрощенные уставы для некоторых ремесленных и торговых корпораций Папского государства. Несмотря на финансовые сложности, папа уделял внимание украшению Рима. В 1762 г. под рук. архитекторов П. Браччи и Дж. П. Панини был перестроен фонтан Треви, из папской казны финансировались работы по созданию отдельных элементов фасадов базилики св. Петра и базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, а также по перестройке Квиринальского дворца и папской летней резиденции Кастель-Гандольфо . В 1763 г. закончено строительство виллы Альбани, где был размещен музей памятников античности. В 1767 г. музей античных ваз и монет был организован в Ватикане. Внимание к памятникам древности во многом было заслугой одного из основоположников археологии И. И. Винкельмана , к-рого в 1763 г. К. назначил папским комиссаром по античному наследию. В то же время папа распорядился прикрыть наготу античных скульптур на вилле Альбани и в Ватикане, а также поручил худож. С. Поцци закрасить обнаженные тела на фресках Сикстинской капеллы. По распоряжению К. в фонды Ватиканской библиотеки была включена большая коллекция вост. манускриптов, принадлежавшая бывш. хранителю б-ки, знатоку араб. и сир. языков И. С. Ассемани . Также был ужесточен режим пользования б-кой, значительно усложнивший работу в ней, особенно для иностранных исследователей (действовал до кон. XIX в.). Первым из европ. государств, начавшим кампанию против иезуитов, стала Португалия: премьер-министр С.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИМА [Бима; копт. epime ; араб.  ], мч. Египетский (пам. копт. 8 эпепа (араб. абиб), эфиоп. 8 хамле - 2 июля). Сохранилось 2 редакции Мученичества Е. на копт. языке: ранняя, саидская, в рукописи из Коптского музея в Каире (изд.: Mina. 1937) и бохайрская, более поздняя и зависящая от 1-й, из собрания копт. рукописей Ватиканской б-ки (изд.: Balesmri, Hyvernat. 1907). Краткий араб. пересказ Мученичества имеется в арабо-яковитском Александрийском синаксаре (XIII-XIV вв.), а в его эфиоп. версии содержится также салам (строфа из 5 строк) в честь Е. Греч. версия Мученичества не сохранилась, и вопрос об оригинальном языке текста остается открытым. Текст копт. редакции распадается на 2 части, каждая из которых связана с особыми циклами Мученичеств. 1-я ч. примыкает к циклам, в текстах к-рых повествуется об обстоятельствах, вызвавших гонения на христиан: о войне рим. имп. Диоклетиана (284-305) с персидским шахом Шапуром, о пленении сына последнего, по имени Никодим, и о предательстве еп. Гаия, вызвавшем гнев Диоклетиана на христиан. Первым принял мученичество воин, чье имя не названо, после чего эдикт, обязывавший приносить жертвы языческим богам, был обнародован и послан в Александрию префекту Арминию. 2-я ч., посвященная собственно мученичеству Е., относится к циклу мч. Юлия Кбахсского (Акфахсского; пам. копт. 22 тоута (араб. тут, 19 сент.)), к-рый во время гонений посещал заключенных в тюрьмах христиан и к-рому приписывается составление их Мученичеств. Е. был родом из сел. Панколевс, расположенного близ г. Пемдже (греч. Оксиринх, ныне Эль-Бахнаса), и происходил из христ. семьи; отца звали Илией, мать - Софией. Е. отличался милосердием к неимущим и со временем был избран старостой селения. Получив особое откровение, он раздал свое имение бедным и отправился в Пемдже для исповедания веры. Дукс Кулькиан (по др. версии, Лукий), узнав о высоком положении Е., потребовал от него указать священников, выдать церковные сосуды и поклониться идолам.

http://pravenc.ru/text/190025.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАБМАНН [нем. Grabmann] Мартин (5.01.1875, Винтерцхофен, В. Пфальц — 9.01.1949, Айхштетт), нем. католич. теолог и философ, медиевист, исследователь средневек. философии. Начальное образование получил в гуманитарной гимназии в Айхштетте. С 1893 г. обучался в теологическом ин-те еп-ства Айхштетт, по окончании к-рого 20 марта 1898 г. рукоположен во пресвитера. В 1900–1902 гг. продолжил учебу в коллегии св. Фомы в Риме, где получил степени д-ра философии и теологии. По возвращении в Айхштетт служил в приходах еп-ства, с 1906 г. преподавал догматическое богословие в Айхштеттском теологическом ин-те. В 1913–1918 гг. занимал должность профессора христ. философии в Венском ун-те. С 1918 г. профессор догматического богословия в Мюнхенском ун-те. В 1920 г. избран членом Баварской АН с включением в состав исторической комиссии и центральной дирекции по изданию «Monumenta Germaniae Historica». В 1921 г. папой Римским Бенедиктом XV возведен в сан прелата папского двора. С 1924 г. возглавлял издание сб. «Beiträge zur Geschichte der Philosophie im Mittelalter», переименованного по его инициативе в «Beiträge zur Geschichte der Philosophie und Theologie des Mittelalters» (Документы к истории философии и теологии средних веков). В 1930 г. избран членом папской академии св. Фомы Аквинского, с 1934 г.— членом-корреспондентом Прусской АН. В 1939 г. прекратил преподавательскую деятельность в связи с закрытием нацистами теологического фак-та Мюнхенского ун-та, к-рую возобновил по окончании второй мировой войны, член-корреспондент Австрийской АН (с 1948). Значительное влияние на становление взглядов и интересов Г. оказал один из представителей нем. неотомизма — проф. Ф. фон Паула Морготт,— под рук. к-рого в 1903 г. Г. начал работу над первой монографией, посвященной учению Фомы Аквинского о Церкви (Die Lehre deshl. Thomas von der Kirche als Gotteswerk). Во время учебы в Риме Г. познакомился с историком схоластики, префектом Ватиканской б-ки пресв. (впосл. кардинал) Франциском Эрлем, побудившим его к углубленным исследованиям не только томизма, но и всей средневек. философии и теологии.

http://pravenc.ru/text/531115.html

(итал. Pontificia Accademia delle Scienze) основана в Риме в 1603 г. кн. Ф. Чези и его сподвижниками Дж. Хеком, Ф. Стеллути и А. Де Филисом под названием Академия Линчеи (лат. Linceorum Academia) для исследований в области естественных наук и развития отношений между учеными разных стран. На эмблеме А. н. была изображена рысь (итал. lince). В 1610 г. избрала своим членом Г. Галилея и много сделала для пропаганды его открытий. Однако после смерти Чези в 1630 г. прекратила свое существование. Попытки реставрировать ее предпринимались вплоть до того момента, когда папы взяли А. н. под свое покровительство. В 1826 г. папа Лев XII определил ее местопребывание на Капитолии и доверил ей строительство астрономической обсерватории. В 1838 г. Григорий XVI объявил академию папской, а в 1847 г. Пий IX преобразовал ее в Папскую академию Нуови Линчеи (итал. Pontificia Accademia dei Nuovi Lincei). В 1870 г. итал. правительство объявило ее собственной структурой под названием Национальная Академия Линчеи, однако собственно папская А. н. продолжила свою деятельность, хотя и в небольшом объеме. Лев XIII вновь расширил ее в 1887 г. и утвердил 40 действительных членов. В 1922 г. А. н. переехала в новое здание в Ватиканских садах. Пий XI реконструировал здание А. н. (совр. вид), 28 окт. 1936 г. она получила новый устав и свое совр. название - Папская академия наук. Подчиняется непосредственно папе, состоит из действительных (80 папских академиков), почетных и сверхдействительных членов, назначаемых папой по предложению А. н. из числа наиболее выдающихся ученых различных стран, представляющих математические и экспериментальные науки. В число академиков входят также префекты Ватиканской б-ки, архива и астрофизической лаборатории при Ватиканской обсерватории, директоры Папского латеранского этнологического музея и Ватиканской обсерватории. А. н. издает бюллетень. 4 окт. 1990 г. членом А. н. стал академик АН СССР проф. Р. З. Сагдеев, специалист по физике плазмы и космической физике; с 1994 г. постоянным членом является академик РАН В. И. Кейлис-Борок, специалист в области прогнозов землетрясений и математической геофизики; с 1996 г.- акад. РАН С. П. Новиков, специалист в области прикладной математики. Папская академия общественных наук

http://pravenc.ru/text/63756.html

«Толкование на Откровение» было написано В. П. после 260 г. Оно дошло до нас в неск. редакциях. Согласно Й. Хаусслайтеру (J. Haussleiter), издателю текста этого толкования в серии CSEL (T. 49), первоначальная редакция (со значительными лакунами), имеющая ярко выраженный хилиастический характер, сохранилась только в одной рукописи из Ватиканской б-ки (Ottob. lat. 3288A, XV в.), а также в сделанных с нее копиях XV-XVI вв. Эта редакция примечательна также тем, что в ней использовано иудео-христ. предание о воскресшем Нероне (Nero redivivus). Кроме того, в ней впервые излагается т. н. теория повторения, согласно к-рой в Откровении один и тот же ряд буд. событий описывается неск. раз в разных формах. Так, в рассказе о чашах в иной форме повторяется то, что было сообщено в рассказе о трубах ( Allo. P. 221). 2-я редакция «Толкования на Откровение» принадлежит блж. Иерониму, к-рый предпринял ее по просьбе некоего монаха Анатолия. Хотя в своем прологе к этой редакции блж. Иероним отмечает, что он ограничился только неск. добавлениями, сокращениями и исправлениями первоначального текста, на самом деле проделанная им работа была гораздо обширнее и глубже: он не только улучшил стиль В. П. и во мн. местах заменил старый лат. перевод Свящ. Писания новым, но и устранил все места, содержавшие хилиастические представления, а также существенно дополнил первоначальный текст различными вставками, заимствованными гл. обр. из толкований Тихония . Текст этой редакции «Толкования на Откровение» В. П. впервые был опубликован в 1542 г. в Париже. 3-я редакция, принадлежащая неизвестному автору, является переработкой редакции блж. Иеронима и отличается в цитировании Откровения. Она послужила основой для итал. издания 1558 г., а затем - издания А. Галланди в серии «Bibliotheca veterum patrum» (Cura et stud. A. Gallandi. Venetiis, 1765-1781. 14 vol.); она же была воспроизведена в PL (Scholia in Apocalypsin Joannis//PL. 5. Col. 317-344). 4-я редакция представляет собой соединение 3 предшествующих с многочисленными новыми дополнениями и перестановками текста.

http://pravenc.ru/text/158590.html

и слав. палеографии своего времени. В частности, он опубликовал множество выписок из различных рукописей, в т. ч. литургических, проделал большую работу по изучению текстологии слав. Библии, а также издал ряд памятников визант. и древней слав. гимнографии. Среди его трудов в области истории гимнографии выделяется объемная монография «Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII в. по рукописи Московской Синодальной б-ки 437 с древнейшим слав. переводом кондаков и икосов...» (М., 1879). Большинство работ еп. Амфилохия сохраняют научную актуальность, поскольку опубликованные им древние источники более никем не издавались. В свою очередь один из авторов описания рукописного собрания Соловецкого монастыря, проф. КазДА Н. Ф. Красносельцев († 1898), также был высококлассным специалистом по Л. Более того, Красносельцева можно считать основателем наиболее значительной научно-литургической школы правосл. мира. Ему принадлежат: монография о наиболее интересных, с т. зр. истории визант. богослужения, греч. и слав. рукописях Ватиканской б-ки (Сведения о нек-рых литург. рукописях Ватиканской б-ки с замеч. о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с прил. Каз., 1885); публикация корпуса диатаксисов Божественной литургии XIII-XV вв. (Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустого. Каз., 1889. [Вып. 1]; Вып. 2: Уставы патр. К-польского Филофея и протонотария Великой Церкви Димитрия Гемиста по рукописям XIV в.//ПС. 1896. Т. 1. Прил. С. 1-8. Издание, начатое Красносельцевым, завершил А. А. Дмитриевский († 1929) (Отзыв о соч. М. И. Орлова «Литургия св. Василия Великого»//Сб. отчетов и премий о наградах, присуждаемых имп. АН: Отчеты за 1909 г. СПб., 1912. С. 176-347)); серия работ о древних византийских (напр.: Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Од., 1894) и русских ( Он же. «Толковая служба» и другие сочинения, относящиеся к объяснению богослужения в Др. Руси до XVIII в.: Библиогр. обзор//ПС. 1878. Ч. 2. 5.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

16 авг. 1833 г. М. был назначен секретарем Конгрегации пропаганды веры, но и после ухода с поста старшего хранителя Ватиканской б-ки он продолжал заниматься исследованием и систематизацией ее рукописного материала. Результаты этих трудов отражены в 4 серийных изданиях, выходивших на протяжении жизни ученого: «Новое собрание древних авторов» (1825-1838), «Классические авторы в кодексах Ватиканской библиотеки» (1828-1838), «Римский сборник» (1839-1844) и «Новая библиотека патристики» (1844-1854; издание продолжил Дж. Коцца-Луци: 1871-1905). Значительным был также вклад М. в организацию новой ватиканской типографии, снабженной набором качественных печатных шрифтов. Во время гарибальдийской республики (1849) М. оставался в осажденном французами Риме. Отдавая дань уважения ученому, итал. республиканцы прикрепили у ворот Палаццо-Альтьери, где тогда проживал М., табличку со строгим запретом беспокоить кардинала. Когда же М. все-таки решил покинуть Рим, он отправился не в Гаэту к сбежавшему папе Пию IX, а в Неаполь, где воспользовался возможностью исследовать рукописи королевской б-ки Бурбонов. Возвратился М. в Рим уже после восстановления папской власти, в апр. 1850 г. В 1853-1854 гг. он занимал должность кардинала-библиотекаря Святой Римской Церкви. 20 окт. 1853 г. М. составил завещание в г. Альбано-Лациале, куда, вероятно, прибыл, спасаясь от бушевавшей в столице эпидемии холеры. В случае его смерти деньги переходили в пользу бедняков родного города М. Скильпарио, а богатую личную б-ку кардинал поручал своим секретарям оценить и продать. В случае если покупателем пожелал бы стать папа, ее следовало уступить Ватикану за полцены, что и было сделано в 1885 г. Числясь пресвитером базилики св. Анастасии в Риме, М. был торжественно захоронен в левом трансепте этой церкви, в роскошном саркофаге с эпитафией собственного сочинения. Имя М. носит городская б-ка Бергамо. Исключительные по важности находки, сделанные М. сначала в Амброзианской, а позже в Ватиканской б-ке, явились результатом систематических архивных разысканий. Всего им введены в научный оборот отрывки из произведений более чем 350 авторов. Однако из-за торопливости в обращении с материалом, а также из-за недостатка классического образования М. порой терпел неудачи, особенно при атрибуции греч. текстов (напр., трактат поздневизант. автора Георгия Гемиста Плифона «О добродетели» он ошибочно приписал в 1816 г. эллинистическому автору Филону Александрийскому). Противоречивую в целом деятельность М. на посту хранителя 2 крупнейших итал. б-к отличала известная доля авантюризма и везения, свойственных науке 1-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2561232.html

5. Иисус Навин посылает соглядатаев в Иерихон, история с Раав (Нав 2. 1-24) на иллюстрации в Ватиканском свитке И. Н. к. 6. Переход израильтян через Иордан (Нав 3. 1-17) встречается во всех упомянутых памятниках. 7. Второе обрезание для снятия посрамления египетского (Нав 5. 2-5): Библия Роберта де Белло (Lond. Brit. Mus. Burn. 3. Fol. 90, ок. 1270, возможно, с оригинала XII в.). 8. Явление ангела Иисусу Навину (Нав 5. 13-15) входит в большинство циклов. В иллюстрациях к Восьмикнижиям сюжет разделен на 2 сцены: Иисус Навин не признал, что перед ним ангел, и обнажил меч; Иисус Навин пал ниц (со сценой погребения - Минологий Василия II. (Col. 3)). В Ватиканском свитке И. Н. к. (Fol. 10) перед арх. Михаилом (рядом с нимбом надпись), представленном как архистратиг Небесных сил в воинском облачении, с расправленными крыльями, обнажившим поднятый меч, изображен стоящим и павшим ниц. Последняя сцена часто встречается в цикле, связанном с арх. Михаилом: Гомилии Григория Назианзина IX в. (Paris. gr. 510. Fol. 226); южные врата собора во имя Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (1-я треть XIII в., 1222-1233 гг.). 9. Сцена «Завоевание Иерихона» (Нав 6. 1-26) присутствует во всех циклах, поскольку истолковывается как аллегория мирового порядка: 7 дней священники носили ковчег завета вокруг города, 7 трубных гласов, призывавших народ следовать за священниками, после 7-го круга рухнули городские стены (Нав 6. 1-19). Миниатюры из Восьмикнижий и средневек. Библий содержат обычно 2 сцены - с изображением процессии вокруг Иерихона и обрушения его стен (Ath. Vatop. 602/515. Fol. 343). Только 1-я сцена - в Псалтири из Глостера (Monac. Clm. 131. Fol. 31, ок. 1180 г.); последняя сцена - в упомянутой каролингской Библии из б-ки ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме, а также в Библиях из б-ки Амьена (Ms. 108), из Королевской б-ки Гааги (Ms. 69), и др. В позднеготических Библиях «Завоевание Иерихона» встречается реже и преимущественно в циклах, напр., цикл из 4 сцен в Библии XIV в. (Lond. Brit. Mus. 15277. Fol. 70v-72). Ж. Фуке в кн. «Иудейские древности» Иосифа Флавия (Paris. fr. 247. Fol. 89, ок. 1470 г.) не поместил сцену чуда в цикле миниатюр.

http://pravenc.ru/text/293947.html

В базилике Санта-Мария-Маджоре соорудили монументальную фамильную капеллу семьи Боргезе (капелла Паолина; 1611-1616, архит. Ф. Понцио), куда, в частности, поместили почитаемую в Риме икону Богородицы (Salus populi Romani - Спасение римского народа). Образ был окружен фресками работы Дж. Бальоне, изображавшими гибель визант. императоров-иконоборцев Льва III Исавра и Константина V . В 1611-1614 гг. в Ватиканском дворце были устроены помещения для единого папского архива (см. Ватиканский секретный архив ). Первый инвентарь архива с историей его создания был составлен в 1615 г. М. Лониго, префектом регистров и булл Ватиканской б-ки. П. заботился и о пополнении фондов б-ки, в т. ч. приобрел для нее 28 рукописей из мон-ря Боббио. В 1620 г. началось составление нового каталога лат. манускриптов б-ки. Одной из главных резиденций П. стал Квиринальский дворец, в к-ром были построены вост. крыло (1609-1613, архит. Ф. Понцио) с капеллой дель Аннунциата (росписи Г. Рени) и залом Консистории, а также капелла Паолина (по размерам точно соответствует Сикстинской капелле в Ватикане) и личные покои П. (все в 1613-1617, архит. К. Мадерна). В Кастель-Гандольфо П. заложил ц. Успения Пресв. Девы Марии и конвент францисканцев. Строительной деятельностью, коллекционированием предметов искусства и меценатством активно занимался и кардинал-непот Ш. Каффарелли-Боргезе. По его заказу был расширен дворец Боргезе в Риме (1605-1613, архитекторы Ф. Понцио, К. Мадерна, Дж. Вазанцио), построены дворец на Квиринальском холме, на месте терм Константина (1606-1619, архитекторы Ф. Понцио, К. Мадерна, Дж. Вазанцио; ныне Палаццо Паллавичини-Роспильози, где находится музей Галерея Паллавичини), загородная вилла Боргезе на холме Пинчо (1606-1633, архитекторы Ф. Понцио, Дж. Вазанцио; ныне музей Галерея Боргезе), реконструирован ряд рим. церквей: Сан-Кризогоно, Санта-Мария-сопра-Минерва, Санта-Мария-делла-Виттория, Сан-Грегорио-Магно. Кардинал собрал, в т. ч. при поддержке П., огромную коллекцию произведений искусства (хранится гл.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010