В 6 в. за собранием манускриптов стал наблюдать государственный секретарь Ватикана (primicerius notariorum), а в 8 в. появилась должность библиотекаря Ватикана. В 11 в. архив переносится в хранилище на склонах Палатинского холма; к сожалению, к этому времени многие древнейшие документы истлели и рассыпались. При папе Иннокентии III (1198–1216) предпринимается первая попытка каталогизации ватиканских собраний и создается архивная библиотека, известная как Регесты Ватикана (Regesta Vaticana, тж. папские регесты). Регесты представляют собой копии важнейших папских посланий и официальных документов, собранные в специальные регистровые тома (тот же термин употребляется и для обозначения публикаций этих документов в хронологическом порядке, сопровождаемых кратким изложением их основного содержания) 1204 . Очевидность постоянного нарастания папской корреспонденции стала явной уже в к. 2 в. Вероятно, уже в самое раннее время перед отправкой папских посланий адресатам с них стали снимать копии, которые хранились администрацией Св. Престола – по образцу официальных архивов римских властей, в которых различные документы сшивались в специальные книги, называемые commentarii regesta (от лат. regere – вписывать) 1205 . В 1245 г. начинается процесс консолидации монастырских архивов: они переносятся из монастырей в Рим (с неизбежными потерями при транспортировке), где на этой основе создается понтификальная библиотека 1206 . При папе Павле V (1605–1621) под хранение архивных документов было выделено отдельное здание – «Башня ветров» (астрономическая обсерватория в стиле барокко): возник Секретный архив, расположенный за воротами Св. Анны 1207 , полки хранилища которого ныне имеют протяженность более 12 км. В 17 в. зародилась традиция передавать в Ватиканскую библиотеку частные коллекции и королевские собрания 1208 . В настоящее время в библиотеке – около 150 тыс. рукописей и 8,3 тыс. инкунабулов. Собрание рукописей, включающее 114 коллекций (от огромных, как Vaticani latini, состоящая из 15 371 единицы, – до коллекций, состоящих из одной единицы: Borgiani egiziani, Borgiani islandesi, Vaticani indocinesi, Papiri Borgiani aramaici, Papiri Borgiani demotici, Papiri Vaticani demotici, Vaticani mandei), разделяется по языкам: Bibliotheca latina – здесь находятся тексты на латинском языке; Bibliotheca graeca – манускрипты на греческом; Bibliotheca secreta – самые ценные документы, доступ к которым ограничен; наконец, Bibliotheca nova pontifica, содержащая архивные материалы. Открытая часть носит название «Кодексы Ватикана» (Codices Vaticani), манускрипты из закрытого отделения классифицированы по происхождению 1209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Методология Ранке требует повышения профессионализма историка, поскольку сочетает в себе старые описательные принципы с исторической критикой и ставит в качестве сверхзадачи необходимость реконструкции исторических событий на основе объективного анализа. Эта точка зрения находит последователей – т.н. неоранкианцев, среди которых особо выделяются Эрих Маркс, Макс Леманн и Макс Ленц. В отличие от историков «старой школы» (которую представляли историк и общественный деятель Генрих фон Зибель [Sybel], историк-германист и политик – вначале либерал, в конце жизни консерватор – Генрих фон Трейчке [Treitschke] и известный историк Пруссии и эллинизма Иоганн Густав Бернхард Дройзен [Droysen]; их труды находились в определенной зависимости от текущих общественно-политических задач), неоранкианцы стремились «вернуть историю на землю». Однако сочинения самого Ранке, включая и «Историю пап», во многом основанную на результатах исследования автором (в 1827–1831 гг.) архивов Священной Римской империи, показывают, что историк не может совершенно абстрагироваться от общественно-политической ситуации своего времени, соблюдая политический нейтралитет. Вдохновленный трудом Ранке, известный немецкий католический историк, профессор Инсбрукского университета, австрийский дипломат и директор Австрийского исторического института в Риме, барон фон Камперсфельден (возведение его во дворянство император Франц Иосиф I совершил в 1908 г.) Людвиг фон Пастор (1854–1928) с 80-х гг. XIX в. посвящает себя изучению истории папства, задавшись целью написать католический антиранкианский труд. Базовая посылка Пастора состоит в том, что недостатки папства отражают недостатки соответствующего исторического времени. Результатом работы становится opus magnum – 16 томов «Истории папства с конца Средневековья» 207 . Пастор при написании своей «Истории» пользовался католическими архивами Европы. Папа Лeb XIII , убедившись в серьезности намерений ученого, открывает для него Ватиканские архивы (возможности работать с которыми был начисто лишен Ранке и другие предшественники Пастора), включая Секретный архив.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церкви в жизнь совр. общества. Понимая неэффективность сдерживающих и запретительных мер в борьбе с секуляризацией, распространявшимися неверием и религиозной индифферентностью, Л. призывал способствовать развитию новых форм миссионерской деятельности в католич. Церкви, а также повышать уровень католич. образования. В противовес концепциям материализма и научного позитивизма Л. предложил развивать католич. философию на основе томизма , т. к. учение Фомы Аквинского обосновывало взаимосвязь между философией и религ. верой. Возрождению томизма как философской системы католич. Церкви была посвящена энциклика «Aeterni Patris» от 4 авг. 1879 г. В том же году 15 окт. Л. основал в Риме папскую Академию Фомы Аквинского (см. ст. Академии папские ), одним из президентов к-рой он назначил своего старшего брата Джузеппе Печчи, возведенного 12 мая 1879 г. в достоинство кардинала. Брат Л. способствовал объединению теологов из ордена доминиканцев и из Об-ва Иисуса в деле развития неотомизма . Папа поддержал начало полного критического издания трудов Фомы Аквинского (1-й том опубликован в Риме в 1882). Для противодействия популярным в то время критическим исследованиям Библии Л. положил начало развитию католической библеистики. В энциклике «Providentissimus Deus» 18 нояб. 1893 г. папа указал на допустимость использования при изучении Библии научных методов, если они согласуются с верой в богодухновенность Свящ. Писания. 30 окт. 1902 г. апостольским письмом «Vigilantiae studiique» Л. учредил папскую Библейскую комиссию, занимавшуюся католич. экзегетикой Свящ. Писания, в т. ч. путем ответов на вопросы о понимании текста Библии; комиссия также занималась цензурой текстов, связанных со Свящ. Писанием, чтобы избежать публикаций выводов, противоречащих католич. вероучению. В 1880 г. с целью поощрения научно-исторических исследований Л. разрешил ученым, чьи труды получили одобрение Папского престола, доступ в Ватиканский секретный архив , который до этого был практически закрыт для исследователей.

http://pravenc.ru/text/2463275.html

– Но проверить это на практике, наверное, не представляется возможным? – Наверное, там есть свои большие секреты... Вероятно, многие Ватиканские тайны восходят к такой исторической глубине, которые ни одно современное государство просто не поддержит! Трудно себе представить, что какие-нибудь документы XIV века во Франции или в Испании остаются под грифом «секретно», «особой важности» и так далее. И что они не публикуются! А в Ватикане подобных немало... – А архив до сих пор закрыт? – По большей части открыт, но все равно есть значительная часть закрытых документов. Я видел как-то выставку новооткрытых документов: там были документы, например, XVII столетия, касавшиеся как раз взаимоотношений с Русской Церковью. Просто обозревая эти тексты, понять, о чем в них идет речь, было довольно сложно, но в общем было ясно, что это церковно-государственная дипломатия взаимоотношений Ватикана с Россией XVII века. На этой выставке в Риме они были рассекречены. – Кто-то отметил, что историческая судьба Константинопольской Патриархии в чем-то сродни истории современной Украины, которая тоже потеряла многие свои коренные территории. А сегодня во многом потеряла и свою церковную принадлежность. И все это позволяет думать, что патриарх Варфоломей, может быть, поэтому испытывает личную симпатию к происходящему на Украине? Современная Украина во многом потеряла свою церковную принадлежность – Об этом мне трудно судить: какие у него чувства, кому он сострадает, какие параллели в его сознании возникают… Конечно, если иметь в виду не ту Украину, которая представляется нам сегодня, а государство древнерусское, центром которого был Киев, то что тут сказать? Тут отчасти – потеря, но отчасти – перемещение центра, который из Киева перенесся в Москву, из Москвы – в Петербург, из Петербурга – опять в Москву. А существование Украинского государства все-таки несколько эфемерно. Это всего лишь небольшой период времени в несколько дней в 1917–1918 годах (тогда все быстро менялось): там существовал президент, который потом был смещен немецкими оккупационными войсками. Это первый опыт. Что касается более ранних, то при Богдане Хмельницком, наверное, раздумывали: куда податься после такой ожесточенной войны с Польшей. И были, что называется, в «свободном плавании». Ну а дальше что? Дальше были последние тридцать лет. И их опыт поистине удручающий…

http://pravoslavie.ru/142463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Зал Ватиканского секретного архива [итал. Archivio Segreto Vaticano], гос. архив Ватикана, крупнейшее собрание офиц. документов Римских пап и учреждений Римско-католической Церкви. Название не связано с закрытым доступом к архиву, лат. «secremus» означает «отдельный, находящийся в стороне». Суммарная длина архивных шкафов и стеллажей составляет 90 км. История учреждения В сочинениях Тертуллиана , Евсевия Кесарийского , блж. Иеронима , в «Liber pontificalis» и у др. древних авторов встречаются косвенные упоминания о хранении в церковных общинах в Риме в первые века по Р. Х. различных документов: текстов Свящ. Писания, доктринальных и синодальных актов, воспоминаний о мучениках. Этот архив-библиотека Римской Церкви был почти полностью уничтожен во время гонений на христиан при имп. Диоклетиане . После Миланского эдикта 313 г . папский архив постепенно приобрел важное значение как государственно- и церковно-правовое учреждение, в частности, различные юридические соглашения стали заключаться при участии людей из церковного архива. В папской конституции Юлия I (337-352) и в «Liber pontificalis» архив Римской Церкви упоминался под названием «скриниум Святой Церкви» (Scrinium Sanctae Ecclesiae). Там хранились списки епископов, прежде всего Римских, записи решений, принятых папами и Соборами, тексты вероучительного содержания, копии папских писем, в т. ч. ныне утраченные полиптики пап Льва I (440-461) и Григория I Великого (590-604). Но эти материалы нельзя назвать архивными в совр. смысле слова, т. к. наряду с канцелярской документацией там находились нарративные книги, сочинения отцов Церкви, литургические кодексы. Скриниум, т. о., представлял собой одновременно архив и б-ку, где нотарии и скриниарии под рук. старшего нотария (впосл. появился титул «библиотекарь») подготавливали, редактировали и регистрировали документы. До нач. XIII в. скриниум находился в Латеранской базилике. Важные церковные документы хранились также в архиве св. Петра (Sacrum Scrinium S. Petri) в Ватиканской базилике, в т. н. Архивной башне (лат. chartularia) на Палатинском холме. В наст. время в В. с. а. находятся «Liber diurnus Romanorum Pontificum» (VI-IX вв.), регистр писем папы Иоанна VIII (872-882) и нек-рые письма папы Григория VII (1073-1085), большинство древних документов было утрачено.

http://pravenc.ru/text/149923.html

Фомы Аквинского (Pontificia Università di S. Tommaso d " Aquino, см. ст. Angelicum ), Салезианский (Pontificia Università Salesiana), институты папские , коллегии и семинары папские ), а также Ватиканская б-ка , Ватиканский секретный архив , Ватиканская обсерватория. Ватиканская обсерватория является одной из самых старых в Европе. С XVI в. она располагалась на территории совр. В. в т. н. «башне ветров». В кон. XIX - нач. ХХ в. под обсерваторию были отведены также 2 башни оборонительных укреплений, в к-рых было размещено дополнительное оборудование. В 1939 г. обсерватория перенесена в Кастель-Гандольфо. С 1993 г. функционирует также филиал Ватиканской обсерватории в США (Тусон, шт. Аризона), где выходит периодическое издание «Vatican Observatory Publications». Офиц. изданием Ватиканской обсерватории является ж. «Annual Report». Ежедневная газета Ватикана «L " Osservatore romano» Ежедневная газета Ватикана «L " Osservatore romano» Официальные издания Ежедневной газетой В. является «L " Osservatore Romano» с воскресным приложением «Osservatore della domenica». Газета издается на итал. языке, но существуют также еженедельные выпуски на франц., англ., испан., португ. и нем. языках, а также дайджест на польск. языке. Издаются ежегодные справочники «Annuario pontificio» и «Attività della Santa Sede». Текущая документация публикуется в бюллетене В. «Acta apostolicae Sedis». Работу с итал. и зарубежными корреспондентами с 1966 г. ведет пресс-центр В. (Зал печати). На территории В. располагается издательский центр «Tipografia Poliglotta Vaticana». Радио и телецентр Открытие радиостанции состоялось в 1931 г. В 1957 г. был открыт новый радиоцентр, к-рый находится в 18 км от Рима и обладает правом экстерриториальности. Радио Ватикана ведет передачи на 34 языках, их общая продолжительность достигает 242 часов в неделю. В 1983 г. в В. был создан телецентр, к-рый является независимым учреждением и работает на основе самофинансирования и самоокупаемости. Вспомогательные службы Во дворце Бельведер расположена аптека, находящаяся в ведении ордена госпиталитов Иоанна Божия (бонифратров).

http://pravenc.ru/text/149913.html

Commisione per gli avvocati – Commissio quoad Advocatos – Комиссия по адвокатам Avvocati рег il foro canonico e civile – Advocati ad Utrumque Forum – Адвокаты канонического и гражданского права Corpo degli Avvocati della Santa Sede – Corpus Advocatorum Sanctae Sedis – Адвокатский корпус Святого Престола Albo degli Avvocati presso la Curia Romana – Album Advocatorum apud Romanam Curiam – Коллегия адвокатов при Римской Курии Commisione Cardinalizia per i Pontifici Santuari di Pompei, Loreto e Bari – Commissio Patrum Cardinalium Pontificiis sacrariis Pompeiano, Lauretano et Barensi praeposita – Кардинальская комиссия по понтификальным святыням в Помпеях, Лорето и Бари Commisione Disciplinare della Curia Romana – Commissio pro disciplina Curiae Romanae – Дисциплинарная комиссия Римской Курии Corpo della Guardia Sviccera – Cohors Helvetica – Корпус швейцарской гвардии Accademie Pontificie – Папские Академии – Pontificia Accademia delle Science – Pontificia Academia Scientiarum – Папская академия наук – Pontificia Accademia delle Science Sociali – Pontificia Academia Scientiarum Socialium – Папская академия общественных наук – Pontificia Accademia per la Vita – Pontificia Academia « Pro Vita » – Папская академия «В защиту жизни» Ordini equestri Pontifici – Папские п очётные Ордена Ordine Supremo del Cristo – Высший орден Христа Ordine dello Speron DOro – Орден Золотой Шпоры Ordine Piano – Орден Папы Пия Ordine di San Gregorio Magno – Орден Святого Григория Великого Ordine di San Silvestro Papa – Орден Святого Папы Сильвестра La Croce Pro Ecclesia et Pontifice e la Medaglia Benemerenti – «Крест за Церковь и Папу» и Почётная медаль «За заслуги» Ordine Equestre del Santo Sepolcro di Gerusalemme – Почётный орден Гроба Господня в Иерусалиме Institutione Collegate Con la Santa Sede – Учреждения, с вязанные с о Святым Престолом Archivio segreto vaticano – Ватиканский секретный архив – Scuola Vaticana di Paleografia, Diplomatica e Archivistica – Ватиканский Институт палеографии, дипломатии и архивного дела

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

листов, отсортированных по школам, и еще 10 тыс. – по жанрам. В музеях светского и религиозного искусства библиотеки экспонируются богатые археологические коллекции (в значительной степени обязанные своим происхождением римским катакомбам): коллекция древних христианских стеклянных изделий кардинала Г. Карпенья, собиравшего древности в катакомбах (приобретено папой Бенедиктом XIV); коллекция драгоценных камней Веттори; коллекция античных медальонов, изображающих святых, сцены из Библии, а также светские сюжеты. Библиотека содержит широкую коллекцию дипломатической переписки ( Barberini), документы южно–итальянских монастырей ( Chigiana); бухгалтерские акты папского дома ( Introiti–Esiti), дополняющие материалы Секретного архива; греческие и латинские документы ( Vaticani Latini); с 1970 г. эти собрания составляют основу архивной секции библиотеки. В архивную секцию включены также архивы семейства Барберини (они включают, помимо прочего, акты множества монастырей, которыми управляли члены этой семьи, в частности монастыря Воплощения, известного как Monastero delle Barberine; сюда же входят архивы семейств, тесно связанных с фамилией Барберини: Сальвиати, Колонна ди Шьярра, часть архива семьи Колонна, счетные книги младшего кардинала П. Оттобони и др.); дипломатическая переписка Государственного секретариата времен понтификата Урбана VIII (Маттео Барберини); архив Чиджи, в котором собраны документы (около 25 тыс. единиц) с 12 до 20 в. Важные документы по истории главной Ватиканской базилики содержатся в архиве собора Св. Петра ( Canart Р Catalogue des manuscrits grecs de PArchivio di San Pietro. Citta del Vaticano, 1966. Series StT Biblioteca apostolica vaticana), существенно дополняющем архив Fabbrica di S. Pietro. Значительную часть архивного собрания составляют серийные собрания Capsae (78 переплетенных единиц, включая документы, восходящие к 10 в., среди которых – оригинал буллы Бонифация VIII, изданной к юбилейному 1300–му году), Privilegi е atti notarili, Censuali, Registri dei mandati, Libri Mastri, Abbazie, Cappella Giulia, Catasti, Марре dei beni urbani e rustici и др., связанные с управлением церковной земельной собственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Представитель ОВЦС принял участие в открытии выставки «Романовы и Папский престол» 15 декабря 2017 г. 18:05 14 декабря 2017 года в Москве в Выставочном зале федеральных архивов состоялось открытие выставки «Романовы и Папский престол: 1613-1917. Россия и Ватикан», посвященной истории отношений между Россией и Святым престолом в эпоху царствования династии Романовых. Часть экспозиции затрагивает также более ранние страницы истории контактов Московского государства с Римом. В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие директор Ватиканского секретного архива архиепископ Жан-Луи Брюгес, Апостольский нунций в России архиепископ Челестино Мильоре, руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов, научный руководитель Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко, российский дипломат, историк П.В. Стегний. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представлял сотрудник секретариата по межхристианским отношениям иеродиакон Кирилл (Перегудин). Вниманию посетителей выставки представлены около 250 исторических предметов и архивных документов из крупнейших архивов и музеев России: Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива, музеев Московского Кремля, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея и других. Уникальные документы предоставил Архив внешней политики Российской империи Историко-документального департамента МИД России и Секретный архив Ватикана. Одно из главных мест в экспозиции занимает комплекс документов, посвященных встрече российского императора Николая I с папой Григорием XVI и заключению конкордата 1847 года. Среди них подлинная записка, врученная понтификом императору, с изложением претензий Святого престола к России (на записке оставлены замечания императора Николая I). Впервые демонстрируется и сам текст конкордата. Помимо архивных документов, на выставке представлены портреты российских императоров и римских пап, живописные полотна, представляющие виды Рима, Москвы, Петербурга, сцены богослужений, интерьеры собора святого Петра в Риме и залов Ватикана, предметы католического богослужения, облачения католических священников. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5084351.ht...

В базилике Санта-Мария-Маджоре соорудили монументальную фамильную капеллу семьи Боргезе (капелла Паолина; 1611-1616, архит. Ф. Понцио), куда, в частности, поместили почитаемую в Риме икону Богородицы (Salus populi Romani - Спасение римского народа). Образ был окружен фресками работы Дж. Бальоне, изображавшими гибель визант. императоров-иконоборцев Льва III Исавра и Константина V . В 1611-1614 гг. в Ватиканском дворце были устроены помещения для единого папского архива (см. Ватиканский секретный архив ). Первый инвентарь архива с историей его создания был составлен в 1615 г. М. Лониго, префектом регистров и булл Ватиканской б-ки. П. заботился и о пополнении фондов б-ки, в т. ч. приобрел для нее 28 рукописей из мон-ря Боббио. В 1620 г. началось составление нового каталога лат. манускриптов б-ки. Одной из главных резиденций П. стал Квиринальский дворец, в к-ром были построены вост. крыло (1609-1613, архит. Ф. Понцио) с капеллой дель Аннунциата (росписи Г. Рени) и залом Консистории, а также капелла Паолина (по размерам точно соответствует Сикстинской капелле в Ватикане) и личные покои П. (все в 1613-1617, архит. К. Мадерна). В Кастель-Гандольфо П. заложил ц. Успения Пресв. Девы Марии и конвент францисканцев. Строительной деятельностью, коллекционированием предметов искусства и меценатством активно занимался и кардинал-непот Ш. Каффарелли-Боргезе. По его заказу был расширен дворец Боргезе в Риме (1605-1613, архитекторы Ф. Понцио, К. Мадерна, Дж. Вазанцио), построены дворец на Квиринальском холме, на месте терм Константина (1606-1619, архитекторы Ф. Понцио, К. Мадерна, Дж. Вазанцио; ныне Палаццо Паллавичини-Роспильози, где находится музей Галерея Паллавичини), загородная вилла Боргезе на холме Пинчо (1606-1633, архитекторы Ф. Понцио, Дж. Вазанцио; ныне музей Галерея Боргезе), реконструирован ряд рим. церквей: Сан-Кризогоно, Санта-Мария-сопра-Минерва, Санта-Мария-делла-Виттория, Сан-Грегорио-Магно. Кардинал собрал, в т. ч. при поддержке П., огромную коллекцию произведений искусства (хранится гл.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010