Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Зал Ватиканского секретного архива [итал. Archivio Segreto Vaticano], гос. архив Ватикана, крупнейшее собрание офиц. документов Римских пап и учреждений Римско-католической Церкви. Название не связано с закрытым доступом к архиву, лат. «secremus» означает «отдельный, находящийся в стороне». Суммарная длина архивных шкафов и стеллажей составляет 90 км. История учреждения В сочинениях Тертуллиана , Евсевия Кесарийского , блж. Иеронима , в «Liber pontificalis» и у др. древних авторов встречаются косвенные упоминания о хранении в церковных общинах в Риме в первые века по Р. Х. различных документов: текстов Свящ. Писания, доктринальных и синодальных актов, воспоминаний о мучениках. Этот архив-библиотека Римской Церкви был почти полностью уничтожен во время гонений на христиан при имп. Диоклетиане . После Миланского эдикта 313 г . папский архив постепенно приобрел важное значение как государственно- и церковно-правовое учреждение, в частности, различные юридические соглашения стали заключаться при участии людей из церковного архива. В папской конституции Юлия I (337-352) и в «Liber pontificalis» архив Римской Церкви упоминался под названием «скриниум Святой Церкви» (Scrinium Sanctae Ecclesiae). Там хранились списки епископов, прежде всего Римских, записи решений, принятых папами и Соборами, тексты вероучительного содержания, копии папских писем, в т. ч. ныне утраченные полиптики пап Льва I (440-461) и Григория I Великого (590-604). Но эти материалы нельзя назвать архивными в совр. смысле слова, т. к. наряду с канцелярской документацией там находились нарративные книги, сочинения отцов Церкви, литургические кодексы. Скриниум, т. о., представлял собой одновременно архив и б-ку, где нотарии и скриниарии под рук. старшего нотария (впосл. появился титул «библиотекарь») подготавливали, редактировали и регистрировали документы. До нач. XIII в. скриниум находился в Латеранской базилике. Важные церковные документы хранились также в архиве св. Петра (Sacrum Scrinium S. Petri) в Ватиканской базилике, в т. н. Архивной башне (лат. chartularia) на Палатинском холме. В наст. время в В. с. а. находятся «Liber diurnus Romanorum Pontificum» (VI-IX вв.), регистр писем папы Иоанна VIII (872-882) и нек-рые письма папы Григория VII (1073-1085), большинство древних документов было утрачено.

http://pravenc.ru/text/149923.html

Рим, 29 октября. 28 октября Папа Франциск обнародовал апостольское послание motu proprio «Исторический опыт» о переименовании Секретных архивов Ватикана в Апостольские архивы Ватикана, сообщает Vatican News . В послании по собственному почину Епископ Рима отмечает, что «каждое человеческое учреждение», оставаясь верным своим целям и идентичности, вынуждено со временем обновляться. Это в полной мере относится и к Секретным архивам Ватикана, которые всегда были предметом большой заботы Римских Пап: это документальное наследие обладает огромной ценностью для Католической Церкви, науки и мировой культуры. Папский архив, появившийся в начале XVII века, по мере роста запросов на документы открылся для исследователей из разных стран в 1881 году. Доступ ко всем материалам, касающимся понтификата Папы Пия XII, станет возможным со 2 марта 2020 года. Папа Франциск подчёркивает один аспект, который может послужить обновлению миссии архивов, подтверждая их духовные и культурные цели; это касается самого названия учреждения: Секретные архивы Ватикана. С 1610 — 1612 годов библиотека Папы Римского Павла V, в которой хранились его личные документы, называлась Новым архивом (Archivum novum), затем Апостольским (Archivum Apostolicum) и лишь спустя десятилетия – Секретным (в 1646 году). Такое название широко применялось к тайным архивам монархов того времени, в которых хранились их засекреченные документы. С течением времени, отмечает Папа, термин «секретные» в отношении ватиканского архива «стал в большей или меньшей степени непонятным, окрашенным неоднозначными и даже негативными тонами», также в культурном значении, приобретая предвзятое значение «секрета, не подлежащего разглашению и зарезервированного лишь для некоторых». Однако такое прочтение не соответствует целям и миссии ватиканских архивов, которые, по словам Павла VI, хранят «отголоски и следы» пути Господня в истории. «Церковь не боится истории, напротив, она её любит и хотела бы любить ещё больше и лучше, так, как её любит Бог», – подчёркивает Папа Франциск.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Госархив РФ представил выставку об истории отношений России с Ватиканом до 1917 года 14.12.2017 20:27 Фото: http://www.rusarchives.ru Москва, 14 декабря. Государственный архив России (ГА РФ) представил в четверг выставку " Романовы и Папский Престол: 1613-1917. Россия и Ватикан " , сообщает ТАСС . Выставка посвящена истории отношений между Россией и Святым Престолом в эпоху царствования династии Романовых. По словам научного руководителя ГА РФ Сергея Мироненко, " выставка является событием не только в жизни Государственного архива, Госархива, нашего архивного сообщества, но и Ватикана " . " Это первая выставка, когда архивы Ватикана и архивы России вместе показывают те сокровища, которые они хранят, которые, ну конечно не полностью, но хотя бы в чертах дают представление о многовековой истории отношений Папского Престола и России " , - сказал он. Руководитель Госархива России Андрей Артизов отметил, что связи России и Ватикана начали складываться более 500 лет назад. " Конечно, исторические связи России и Святого Престола не всегда были простыми и ровными, бывали периоды, когда эти отношения прерывались, но в итоге всегда возобладали здравый смысл и стремление к диалогу " , - сказал Артизов. " Приехавшие к нам в командировку [в Ватикан] российские специалисты отобрали 32 исторических документа, - рассказал архивариус Ватиканского секретного архива и библиотекарь Римской церкви Жан-Луи Брюгес. - И я хотел бы подчеркнуть важность этих 32 документов " . Среди них он выделил документ о встрече императора Николая I с Папой Григорием XVI, русский император был принят понтификом впервые с 1439 года. Еще один документ свидетельствует о " взаимной симпатии " в отношениях России и Ватикана. " Это видно, в частности, из весьма трогательного письма, в котором Александр III благодарил папу Льва XIII, за пожелания здоровья, после того как Александр III избежал покушение " , - сказал он. Выставка дает возможность увидеть существование в политике неиссякающей способности к диалогу между российской имперский властью и Римско-католической Церковью, сказал апостольский нунций в РФ, титулярный архиепископ Каносы Челестино Мильоре. " Я убежден, что это событие является важным этапом на пути синергии между Святым Престолом и Российской Федерацией ради общего блага человечества и диалога между Католической и Русской Православной Церковью " , - заметил он.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Представитель ОВЦС принял участие в открытии выставки «Романовы и Папский престол» 15 декабря 2017 г. 18:05 14 декабря 2017 года в Москве в Выставочном зале федеральных архивов состоялось открытие выставки «Романовы и Папский престол: 1613-1917. Россия и Ватикан», посвященной истории отношений между Россией и Святым престолом в эпоху царствования династии Романовых. Часть экспозиции затрагивает также более ранние страницы истории контактов Московского государства с Римом. В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие директор Ватиканского секретного архива архиепископ Жан-Луи Брюгес, Апостольский нунций в России архиепископ Челестино Мильоре, руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов, научный руководитель Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко, российский дипломат, историк П.В. Стегний. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представлял сотрудник секретариата по межхристианским отношениям иеродиакон Кирилл (Перегудин). Вниманию посетителей выставки представлены около 250 исторических предметов и архивных документов из крупнейших архивов и музеев России: Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива, музеев Московского Кремля, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея и других. Уникальные документы предоставил Архив внешней политики Российской империи Историко-документального департамента МИД России и Секретный архив Ватикана. Одно из главных мест в экспозиции занимает комплекс документов, посвященных встрече российского императора Николая I с папой Григорием XVI и заключению конкордата 1847 года. Среди них подлинная записка, врученная понтификом императору, с изложением претензий Святого престола к России (на записке оставлены замечания императора Николая I). Впервые демонстрируется и сам текст конкордата. Помимо архивных документов, на выставке представлены портреты российских императоров и римских пап, живописные полотна, представляющие виды Рима, Москвы, Петербурга, сцены богослужений, интерьеры собора святого Петра в Риме и залов Ватикана, предметы католического богослужения, облачения католических священников. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5084351.ht...

Доступ к документам, хранящимся в В. с. а., ограничивается не сроком их давности, как в др. архивах, а понтификатами. При Льве XIII стали доступны документы до понтификата Пия VI (1775-1799) включительно. 16 февр. 2002 г. папа Иоанн Павел II открыл доступ к документации понтификата Пия XI (1922-1939). Торжественное открытие этих фондов состоялось 15 февр. 2003 г., но фактически документация становится доступной постепенно, начиная с фондов нунциатуры в Мюнхене и в Берлине. К нач. 2005 г. планируется открыть остальные фонды. Началась работа по подготовке к открытию документации папы Пия XII (1939-1958). В. с. а. издает 2 серии: «Collectanea Archivi Vaticani» (с 1968. 40 vol.) и «Littera Antiqua» (с 1980. 15 vol.), последняя посвящена лат. и греч. палеографии. Кроме того, архив выпускает ряд специальных изданий, среди к-рых «Библиография Ватиканского секретного архива» (Bibliografia dell " Archivio Segreto Vaticano) в 9 томах, в наст. время готовится к публикации, и иллюстрированное издание печатей, хранящихся в В. с. а.,- «Золотые печати Ватиканского секретного архива» (Sigilli d " Oro dell " Archivio Segreto Vaticano. R., 1986). Нек-рые наиболее древние документы хранятся в электронном виде, с ними можно ознакомиться в читальном зале или приобрести CD-Rom в офисе В. с. а. (в наст. время представлены ок. 500 CD). Ведется работа по компьютеризации зала, где хранятся почти 2 тыс. указателей по фондам архива, по преобразованию в электронный вид т. н. Архива военнопленных (Archivio dei Prigionieri di guerra), содержащего ок. 4 млн карточек, отражающих деятельность особого органа Гос. секретариата в 1939-1945 гг. В. с. а. имеет свои реставрационные мастерские, фотолаборатории, а также лаборатории по изучению печатей. Ватиканская школа палеографии, дипломатики и архивистики, созданная папой Львом XIII 1 мая 1884 г., предлагает 3 программы университетского обучения: годичный курс архивистики, для к-рого не требуется диплом об университетском образовании; 2-годичный курс палеографии, дипломатики и архивистики и годичный курс палеографии и греч. кодикологии, для к-рых требуется диплом о высшем образовании и знание лат. и греч. языков. Регулярно организовываются научные семинары и конференции. Сотрудники В. с. а. участвуют в научных конференциях по архивному делу, палеографии, кодикологии, истории и т. п. Основные проблемы

http://pravenc.ru/text/149923.html

– Но проверить это на практике, наверное, не представляется возможным? – Наверное, там есть свои большие секреты... Вероятно, многие Ватиканские тайны восходят к такой исторической глубине, которые ни одно современное государство просто не поддержит! Трудно себе представить, что какие-нибудь документы XIV века во Франции или в Испании остаются под грифом «секретно», «особой важности» и так далее. И что они не публикуются! А в Ватикане подобных немало... – А архив до сих пор закрыт? – По большей части открыт, но все равно есть значительная часть закрытых документов. Я видел как-то выставку новооткрытых документов: там были документы, например, XVII столетия, касавшиеся как раз взаимоотношений с Русской Церковью. Просто обозревая эти тексты, понять, о чем в них идет речь, было довольно сложно, но в общем было ясно, что это церковно-государственная дипломатия взаимоотношений Ватикана с Россией XVII века. На этой выставке в Риме они были рассекречены. – Кто-то отметил, что историческая судьба Константинопольской Патриархии в чем-то сродни истории современной Украины, которая тоже потеряла многие свои коренные территории. А сегодня во многом потеряла и свою церковную принадлежность. И все это позволяет думать, что патриарх Варфоломей, может быть, поэтому испытывает личную симпатию к происходящему на Украине? Современная Украина во многом потеряла свою церковную принадлежность – Об этом мне трудно судить: какие у него чувства, кому он сострадает, какие параллели в его сознании возникают… Конечно, если иметь в виду не ту Украину, которая представляется нам сегодня, а государство древнерусское, центром которого был Киев, то что тут сказать? Тут отчасти – потеря, но отчасти – перемещение центра, который из Киева перенесся в Москву, из Москвы – в Петербург, из Петербурга – опять в Москву. А существование Украинского государства все-таки несколько эфемерно. Это всего лишь небольшой период времени в несколько дней в 1917–1918 годах (тогда все быстро менялось): там существовал президент, который потом был смещен немецкими оккупационными войсками. Это первый опыт. Что касается более ранних, то при Богдане Хмельницком, наверное, раздумывали: куда податься после такой ожесточенной войны с Польшей. И были, что называется, в «свободном плавании». Ну а дальше что? Дальше были последние тридцать лет. И их опыт поистине удручающий…

http://pravoslavie.ru/142463.html

Документы в В. с. а. распределены по фондам согласно принципу их происхождения. Названия фондов и их содержание отражают процесс формирования архива и его совр. структуру. В. с. а. содержит офиц. документацию органов управления Римско-католической Церкви. Древние документы находятся в 3 коллекциях (регистрах): Ватиканские регистры (со времени предстоятельства папы Иннокентия III (1198-1216) до правления папы Григория XIII (1572-1585)); Авиньонские регистры (353 тома), включенные в состав В. с. а. в 1783 г., и Латеранские регистры, находящиеся в Латеранском дворце (вошедшие в архив в 1892) и включающие также регистр булл Апостольской канцелярии (1389). При папе Александре VII (1655-1667) В. с. а. пополнился корреспонденцией Гос. секретариата. В 1835-1836 гг. в состав архива вошел фонд Канцелярии нунциатуры Венеции (более 17 тыс. документов на пергамене и бумаге). Органы управления Римско-католической Церкви (консистории, комиссии, трибуналы, конгрегации, Советы и проч. учреждения) регулярно передают свои фонды в В. с. а. Кроме того, с определенной периодичностью (каждые 30 лет) архив пополняется за счет документов нунциатуры, представляющей интересы папы Римского и гос-ва Ватикан в др. странах и международных орг-циях (ООН, ЕС и др.). Также в В. с. а. хранится полная документация последних Соборов: Тридентского, I и II Ватиканских. Научная деятельность В. с. а. Золотые медали Фридриха II, кор. Сицилии и имп. Римско-Германской империи, и Пржемысла Отакара I, кор. Богемии (Archivio Segreto Vaticano) Золотые медали Фридриха II, кор. Сицилии и имп. Римско-Германской империи, и Пржемысла Отакара I, кор. Богемии (Archivio Segreto Vaticano) Важной сферой деятельности архива является организация научной работы и подготовка архивных фондов для работы ученых. До 1880 г. доступ к фондам имели только отдельные ученые, такие как, напр., Г. В. Лейбниц, получивший это право за особые заслуги. Папа Лев XIII (1878-1903) разрешил доступ в архив тем ученым, кто, по его мнению, был этого достоин и чья работа могла принести пользу Церкви. В кон. XIX в. на базе В. с. а. как научного центра были созданы многочисленные ин-ты, работающие и в наст. время: Французская школа в Риме, Австрийский ин-т исторических исследований, Бельгийская академия и др.

http://pravenc.ru/text/149923.html

В XIII в. папа Иннокентий III перевел важнейшие учреждения Римской курии, в т. ч. и архив, в Ватикан как в более безопасное место. В XIII-XIV вв. архив неск. раз перемещался. Во время схизмы в католической Церкви в кон. XIV - нач. XV в. существовало 2 архива - в Риме и в Авиньоне. С избранием папы Римского Мартина V (1417-1431) и окончанием схизмы была проведена унификация архива. Важный этап в истории В. с. а. связан с эпохой Возрождения (XIV-XVI вв.), когда особое внимание уделялось книгам (античным, раннехрист. произведениям, церковным документам). Именно с этого времени существует Ватиканская библиотека в совр. ее виде, куда входил и архив. Документы в составе архива до наст. времени хранятся в Ватиканских дворцах, в тех же помещениях, где располагалась б-ка Сикста IV (1471-1484), названных по позднейшему их использованию Старым залом Синода. Архив и б-ка как единая структура имели одного руководителя, к-рым со времен папы Юлия III (1550-1555) был кардинал с титулом «библиотекарь Святой Римской Церкви». Первым кардиналом, получившим этот титул в Новое время, стал Марчелло Червини (впосл. папа Маркелл II , апр.-май 1555). В Ватиканской б-ке хранилось огромное количество документов, рукописей, печатных книг, актов органов управления и др. материалов, систематизировать к-рые становилось все труднее. Папой Пием IV (1559-1565) была предпринята попытка создать унифицированный центральный архив католич. Церкви, где в определенном порядке должна была храниться вся офиц. документация Римского престола. В бреве «Cum nos nuper» от 28 сент. 1565 г. папа Пий IV обязал священнослужителей отправлять всю документацию в Рим, где кардинал-библиотекарь отбирал документы для архива. Этот проект не был осуществлен из-за смерти понтифика. При папе Римском Пие V (1566-1572) была проведена инвентаризация папских архивов. Впосл. мн. папы предпринимали попытки унифицировать документы, составлявшие архив. Папой Римским Климентом VIII (1592-1605) было рассмотрено неск. предложений разделить б-ку и архив на 2 учреждения, каждое со своей структурой, функциями и местом расположения, что позволило бы отделить документы культурного содержания от непосредственно архивных (акты органов управления, офиц. корреспонденция Папского престола и проч.). Нек-рые документы последнего типа часто хранились в др. местах, прежде всего в замке св. Ангела (Archivium Arcis).

http://pravenc.ru/text/149923.html

Идея создания централизованного папского архива была реализована в 1611-1614 гг. Папа Павел V (1605-1621) объединил фонды Секретной б-ки, Апостолической камеры, Апостолического вестиария (место хранения церковных облачений) и архива в замке св. Ангела в новый архив, позже названный В. с. а. Первый инвентарь архива с историей его создания был составлен в 1615 г. М. Лониго, префектом регистров и булл Ватиканской б-ки. При папе Урбане VIII (1623-1644) произошло отделение архива от б-ки, в бреве «Alias officium» от 27 авг. 1635 г. кард. Феличе Контелори был назначен «префектом архива». С того момента и по наст. время Ватиканская б-ка и В. с. а.- различные учреждения, каждое со своей структурой и полномочиями, целями и задачами. Б-ка всегда служила местом для работы ученых, архив был закрыт для исследователей до кон. XIX в. В 1809 г. при папе Пие VII светская власть Римского понтифика и Папское гос-во были упразднены, а папа выслан во Францию, где был заключен имп. Наполеоном I Бонапартом в Фонтенбло. По приказу императора В. с. а. был вывезен в Париж для помещения в замышлявшийся общеевропейский архив. После падения Наполеона (1815) комиссия, посланная Пием VII, возвратившимся в Рим, смогла вернуть многое из вывезенных фондов В. с. а., но все же часть его осталась в Париже или была утеряна, в т. ч. при перевозке. После взятия Рима республиканскими войсками и упразднения Папского гос-ва в сент. 1870 г. в опасности оказались архивы, хранившиеся вне стен Ватикана. Однако, несмотря на антиклерикальные выступления, В. с. а. остался нетронутым. Структура В. с. а. Главой архива является папа Римский, к-рый принимает решения, касающиеся в основном доступа к хранимым здесь документам, а также одобрения правил работы архива. Работой учреждения руководит кардинал, являющийся одновременно главой Ватиканской б-ки (должность пожизненная). Первым заместителем кардинала-архивиста является префект архива, ответственный за адм. и научную работу учреждения. Ему помогают вице-префект, секретарь или архивисты. Остальной персонал не превышает 50 чел.

http://pravenc.ru/text/149923.html

1 дек. 1883 г. папой Львом XIII назначен субархивистом Папского престола. В связи с открытием для исследователей доступа в Ватиканский секретный архив (1881) первый префект архива Й. Гергенрётер поручил Д. подготовку архивных фондов к использованию в исследовательской работе. В 1884 г. Д. был назначен советником учрежденной папой Львом XIII (1883) кардинальской комиссии по историческим исследованиям. В 1885 г. совместно с пресвитером иезуитом Ф. Эрлем организовал издание сб. «Archiv für Literatur und Kirchengeschichte des Mittelalters» (Архив средневековой литературы и церковной истории). В 1887 г. участвовал в подготовке и составлении сб. «Specimina palaeographica Regestorum Romanorum Pontificum ab Innocentio III ad Urbanum V» (Палеография образцов регистров Римских понтификов от Иннокентия III до Урбана V), выпущенного Ватиканским секретным архивом. В 1885 г. вышло сочинение Д., посвященное средневековой истории европ. ун-тов (Die Universitaten des Mittelalters bis 1400), в к-ром на основе большого архивного материала он опроверг версию о происхождении ун-тов из кафедральных школ, а также показал, что на начальном этапе в большинстве ун-тов (за исключением Парижского) не преподавалась теология. Д. планировал создать еще 4 тома, посвященных развитию структуры ун-та, происхождению и истории Парижского ун-та до кон. XIII в. и конфликтам ун-тов с нищенствующими орденами. По приглашению Парижского ун-та возглавил многотомное издание документов ранней истории ун-та «Chartularium Universitatis Parisiensis» (Картулярий Парижского ун-та). В 90-х гг. XIX в. основным направлением исследований Д. становится Франция в период Столетней войны, материалы по истории к-рой были опубликованы в сочинениях «La désolation des églises, monastères et hôpitaux en France pendant la guerre de Cent Ans» (Разорение храмов, мон-рей и больниц во Франции во время Столетней войны) и «Le procès de Jeanne d " Arc et l " Université de Paris» (Процесс Жанны д " Арк и Парижский университет). В нач. XX в. Д. обнаружил в Ватиканском секретном архиве неизданный комментарий М. Лютера на Послание ап. Павла к Римлянам, что подтолкнуло его к изучению духовной эволюции основоположника протестантизма. В 1904 г. Д. издал кн. «Luther und Lutherum» (Лютер и лютеранство). Основываясь на сочинениях Лютера, обвинял его в плохом знании средневек. богословия и католич. монашеской практики. Выводы Д. вызвали резкие возражения протестант. исследователей (А. фон Гарнак , Р. Зеберг), в ответ Д. написал соч. «Luther in rationalistischer und christlicher Beleuchtung» (Лютер в свете рационализма и христианства).

http://pravenc.ru/text/171690.html

  001     002    003    004