Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ (1394, сельцо Кудиново близ Боровска (ныне урочище в Боровском р-не Калужской обл.) - 1.05.1477, Пафнутиев Боровский монастырь), прп. (пам. 1 мая), Боровский. Агиографические и другие источники Основные сведения о П. содержатся в летописной статье под 1477 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 309-310), в его Житии, составленном архиеп. Ростовским и Ярославским Вассианом II (Саниным) , в Иосифо-Волоколамском патерике . Созданию этих произведений предшествовал «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского», написанный учеником П., иноком Иннокентием Дивным (см. о нем подробнее: Федотов С. В. Книжник Иннокентий Дивный и начало лит. школы мон-ря Рождества Богородицы под Боровском//Диалог со временем. СПб., 2013. Вып. 42. С. 144-157), вскоре после описываемых событий, в 1477-1478 гг. (Рассказ. 1999 (опубл. по: РГБ. Ф. 113. Волок. 515. Сб. XVI в. Л. 395-419)). Житие П. изучено недостаточно, мн. вопросы остаются дискуссионными. Выделяют 2 полные редакции Жития - Отдельную и Минейную ( Лурье. Вассиан Санин. 1988. С. 125) и 2 краткие редакции ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 208), одна из к-рых - Сокращенная редакция Жития П. (Память. 2003) - встречается только в списках ВМЧ. Основные отличия между текстами полных редакций Жития заключаются в том, что в тексте Минейной редакции отсутствуют «Повести отца Пафнутия» (о Великом море; об умершей инокине; о вел. кн. Владимирском Иоанне I Даниловиче Калите; о сне Иоанна I Калиты; о псе, укрытом драгоценной шубой; о вел. кн. Литовском Витовте ; о милостыне нищим; о видении дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича; об убиении некоего праведного мужа), а также Чудеса об исцелениях посетителей монастыря. Все они читаются в Отдельной редакции (Житие. 1899. С. 131-140). В Минейной редакции (РНБ. Соф. 1321) помещено 17 рассказов о прижизненных чудесах П., в Отдельной редакции (Житие. 1899) - 25 рассказов. В Минейной редакции названо имя составителя Жития - «Васьяна архиепископа Ростовского и Ярославского» - и помещено предисловие о «добродетельности» и «богоугодности» преподобного. А. П. Кадлубовский полагал, что эпизоды Жития о татях и о старце Евфимии вошли в патерик, а патериковый цикл эсхатологических рассказов П. был включен в текст поздних редакций жизнеописания святого. По мнению Л. А. Ольшевской, «Повести отца Пафнутия» представляют собой цикл эсхатологических рассказов, читающихся в патерике и в Житии П. Этот цикл «имел самостоятельное бытование и мог быть источником как для Досифея Топоркова - составителя патерика, так и для Вассиана Санина-агиографа» (Древнерусские патерики. 1999. С. 440; БЛДР. 2000. Т. 9. С. 498).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Д. поставил задачу «написать полную и обстоятельную историю русской музыки» ( Разумовский. С. 11). Исследование Д., судя по описанию Разумовского, состояло из 2 частей: 1-й - анализа греч. музыки в связи с историческим развитием пения в христ. Церкви I-VIII вв., описания истории древнерус. церковного пения, устройства церковных братств в Юж. России, прибытия иностранных капельмейстеров в С.-Петербург; 2-й - «истории светской мирской музыки во взаимоотношениях с Русской Православной Церковью» - сведений о древних певцах, гуслярах, скоморохах, древних муз. инструментах, народных песнях и их сборниках, о музыке времен от Петра I до М. И. Глинки . В тексте приведено множество нотных образцов церковной музыки из безлинейных и нотолинейных рукописей и печатных изданий. В предисловии (С. 3-6) Д. упоминает источники, которые он использовал в работе, среди них - «История Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова) (СПб., 1868. Т. 1), «Замечания для истории церковного пения в России» В. М. Ундольского (М., 1846), «Церковное пение в России» Разумовского (М., 1867-1869. 3 вып.), «Теория древлерусского церковного и народного пения на основании автентических трактатов и акустического анализа. Вып. 1: Теория православного церковного пения вообще, по учению эллинских и византийских писателей» Ю. К. Арнольда (М., 1880), нотные Стихирари б-ки ТСЛ, нотный Стихирарь свт. Ростовского Вассиана II (Санина) (1515), стихиры Иоанна IV Васильевича Грозного, Ирмологии XVI в. В развитии церковной музыки в России после освобождения от монголо-татар. ига Д. выделяет 2 противоположных направления. Одно определяется усиливающимся зап. влиянием, другое - ослаблением народного искусства ( Разумовский. С. 9). Д. отмечает изменения в крюковой нотации, в композиционных приемах старых мастеров пения, приводит многочисленные сведения о церковных хорах (в т. ч. государевом, патриаршем, ТСЛ и др.) и знаменитых певчих. Отмеченные им особенности церковно-муз. палеографии сочетаются с анализом исполнительских приемов в церковном пении, описанием церковно-муз. образования. Д. считает, что церковное пение является одним из истоков национальной культуры.

http://pravenc.ru/text/180602.html

в монастыре совершалось 9 сент., когда служилась соборная панихида на его гробнице и назначался большой корм на братию (ГИМ. Епарх. 1. Л. 5), также в Димитровскую субботу (Там же. Л. 11 об.), в день памяти архиеп. Вассиана (Санина) - 28 авг. (Там же. Л. 5) и в дни памяти лиц, включивших его имя в свои помянники (Там же. Л. 8, 35 об., 45). Местное почитание И. началось в Волоколамском мон-ре задолго до установления общецерковного празднования. В певч. сборнике 20-30-х гг. XVI в. содержатся древнейшие стихиры преподобному (Там же. 171. Л. 329, 341-342). Автором стихир и службы был старец Фотий, ученик старца Кассиана Босого. Митр. Макарий одобрил составленную Фотием службу и благословил «по ней молитвовати до празднования соборного уложения» ( Рамазанова. 2001. С. 21). Клосс выявил в составе Кормчей митр. Даниила «Похвальное слово Иосифу Волоцкому», к-рое восходит к неизвестной «Повести о преподобном игумене Иосифе монастыря Пречистыя Богородици, его же сам созда, в нем же и положено бысть святое тело его» ( Клосс Б. М. Никоновский летописный свод и рус. летописи кон. XVI - XVII вв. М., 1980. С. 63). Это свидетельствует, что «Похвальное слово...» появилось не позднее создания сводной Кормчей (1531). Местное празднование И. было установлено 20 дек. 1578 г. Собором епископов во главе с митр. Антонием (ГИМ. Син. 829. Л. 1-2). Стремление учеников И. канонизировать преподобного встречало сопротивление. Так, игум. Троице-Сергиева монастыря Артемий публично возмущался по поводу казни жидовствующих и критиковал «Просветитель» (ААЭ. 1836. Т. 1. С. 251-253. 239). Бывш. митр. Иоасаф советовал царю Иоанну IV Васильевичу Грозному обратиться к авторитету др. участников Собора 1503 г., «опричь игумена Иосифа» (Стоглав. 1985. С. 376). Из текста описания посмертных чудес И. известно, что нек-рые священники и миряне «хулили» сочинения преподобного (2-е и 3-е Чудеса 1-й редакции минейного Жития (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 493-499)). В 7-м Чуде «Сказания...» со слов Новгородского архиеп. Феодосия повествуется об иером.

http://pravenc.ru/text/578410.html

30 Отсюда даже механический труд переписки книг признавался высоко религиозным делом. Пр. Соб. 1862, I, 131–171. Списывание книг в древние времена России. 32 Очень много памятников апокрифического характера издано в Памятниках старинной русской литературы, изд. Кушелевым-Безбородко вып. III и др. в также в Памятниках отреченной русской литературы, изд. Тихонравовым, два тома. М. 1863 г. и у Буслаева, Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т. I, 484–504. 33 Калайдовича. Иоанн Экзарх Болгарский, 208–212. Сочинения Максима Грека ч. I и III. Рассуждения Вассиана Патрикеева о неприличии монастырям владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. и Древн. 1859, кн. III. Курбский. Описание Рум. музея, 242–243. Стоглав, изд. Кожанчикова, 43. Сочинения инока Артемия. Русская Историческая библиотека. Изд, Археограф. Коммиссией. т. IV, 1397. Прав. Собеседник 1858, II, 173–198. 443–471. 34 О способах духовного просвещения древней России вне училища. Прав. Собеседник.1858 г. ч. I, 262–296. 36 «Некоторые философы, – говорит Новгородский летописец под 1476, – начаша пети: О, Господи помилуй, а друзии – Осподи помилуй». II. Соб. Р. Лет. т. IV. 4. Новг. Лет. 130. А вот подобный пример. По поводу слов, поемых на литургии: «да исполнятся уста наша пения Твоего, Господи» один древний книжник замечает, что «ныне же не по писанию глаголют, развратиша и не ведуще силы, друг от друга навыкше глаголют той тако, а ин инако: да исполнятся уста наша пения Твоего и похвалы». Рукоп. Соф. биб. 1466, л. 32. (Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции.) 38 Щапов. Русский раскол старообрядцев, 25–31. Описание рукоп. Моск. Соч. библ. отд. II, кн. II, 534–535. Свидетельство Максима Грека об Акакии Тверском, соч. Максима Грека , изд. Каз. дух. акад. ч. II, 421–423. Памятники старинной русской литературы, изд. Кушелевым-Безбородко, вып. IV, Повесть о Ефросине Псковском, 67–119. 39 Кроме трудов разных историков церковных существуют следующие специальные исследования по этому предмету: 1) Две статьи проф. Казанского, напечатанные в Прибавлен. к творениям св. отцов 1817 г. под заглавием: «Иосиф и писания Иосифа Волоколамского», вышедшие за тем в виде отдельной книги под заглавием: Преп. Иосиф Волоколамский. Москва, 1847 г. 2) Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование придворного священника П. А. Булгакова. С.-Петербург. 1865 г. 3) Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преп. игумена Волоцкого. П. Хрущева. С.-Петербург. 1868 г. 4) «Просветитель преподобного Иосифа Волоцкого », статья, напечатанная в Православном Собеседнике 1859 года, часть III, 153–179. 5) Статья Панова под заглавием: «Ересь жидовствующих» Журнал министерства народн. просвещения 1877 г. 2, 252–295.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

74 Пр. Нил вменяет в обязанность каждому христианину «рассмотрять», труды св. мужей и подвижников прежде чем брать их в пример для себя и даже самые добрые дела творить с рассуждением и во благо время, и подобными мерами. Препод. Нила Сорского Предание ученикам. СПБ. 1852 г. 47– 48. 191. 75 Полемические сочинения Вассиана Патрикеева Правосл. Собеседник 1863 года, часть. III, 208. В собрании рукописей графа А. С Уварова, в Поречье, я видел обширный сборник (рукопись XVI в. в лист), состоящий из житий святых, в предисловии к которому говорится, что в нем помещены жития святых «исправления старца Нила». По моему мнению, под старцем Нилом скорее всего нужно разуметь преп. Нила Сорского . При составлении своего устава и вообще в своей литературной деятельности преп. Нил делал выбор из святоотеческих и других творений и заимствовал из них только то, что было согласно «с его разумом». Преп. Нил Сорский . СПБ. 1864 г. 180. 76 «В Новгороде, говорит Костомаров, все исходило из принципа личной свободы, народо-правление Новгорода носило характер этой же личной свободы». Исторические монографии и исследования. том. I. СПБ. 1863 года, 385. 77 Литература о ереси жидовствующих: труды историков преосв. Филарета – История Русской церкви ч. III, Макария, – история Русской церкви т. VI, 80–118. 152–157; Карамзина Ист. Государства Российского т. IV, Руднева – история ересей и расколов в Русской церкви М. 1838 г., Соловьева – История России т. V, Костомарова – Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, первый отд. вып. II, Северно-русские народоправства т. II, Иконникова – О культурном значении Византии в Русской истории. Киев. 1869 г. 389–426: Петрова – его статья о влиянии западно-европейской литературы на древнерусскую, напечат. в Трудах Киевской Дух. Академии за 1872 г. т. II, кн. 1–3; Булгакова – преп. Иосиф Волоцкий – церковно-историческое исследование. С.-П.Б. 1865 г., Хрущова – Исследование о сочинениях Иосифа Санина. С.-П.Б. 1868 г. Сервицкого – его статья «Опыт исследования о ереси новгородских еретиков или жидовствующих», напечатанная в Прав. Обозрении за 1862 г. 6, 7 и 8; Панова – статья «Ересь жидовствующих», напечат. в Жур. Минист. Народн. Просв, за 1877 г. 1, 2 и 3, и наконец – А. Никитского – его исследование «Очерк внутренней истории церкви в великом Новгороде»,напечат. в Журн. Минист. Народн. Просв. 1879 г. Июль, ч. CCIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАДЛУБОВСКИЙ Арсений Петрович (2.03.1867, С.-Петербург - зима 1921, Алушта), литературовед, исследователь древнерусской агиографии. К. был незаконнорожденным сыном слависта П. А. Лавровского , после смерти отца, скончавшегося в 1886 г., жил в семье дяди - акад. Н. А. Лавровского (записки О. А. Кадлубовской, дочери К., в архиве Л. А. Герд). К. окончил Нежинский историко-филологический ин-т (1888). В сент. 1899 г. был принят в Харьковский ун-т на должность приват-доцента по кафедре словесности. В 1902 г. в Варшаве защитил магист. дис. «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых». В 1904 г. был избран участником съезда слав. филологов и историков от Харьковского ун-та, выполнял обязанности секретаря секции. В 1905 г. принял участие в 13-м археологическом съезде в Екатеринославе. С дек. 1906 г. секретарь историко-филологического фак-та Харьковского ун-та. В 1915 г. переехал в Петроград, читал лекции по истории житий в Петроградском ун-те. В 1916 г., когда в Перми открылся филиал Петроградского ун-та, стал первым деканом историко-филологического фак-та и первым директором б-ки, преподавал древнерус. лит-ру, обосновал необходимость собирания и изучения фольклорных и этнографических материалов Пермского края. В 1919-1920 гг. являлся профессором Таврического ун-та, образованного в Симферополе правительством барона П. Н. Врангеля (наряду с Н. К. Гудзием , В. Е. Петуховым , Д. В. Айналовым , Б. Д. Грековым и мн. др.), сблизился с С. Н. Булгаковым и Г. В. Вернадским. Скончался и был похоронен в Алуште. Научная деятельность К. началась в 1898 г. в Нежине, где вышло подготовленное им издание Жития прп. Пафнутия Боровского в редакции Вассиана II (Санина). Во вступительной статье исследователь отметил значимость не только исторической основы Жития, но и отразившихся в нем взглядов автора («представления об идеале»). Соглашаясь с мнением В. О. Ключевского о «шаблонности и однообразии житий XVI в.», К. отметил, что агиографические тексты «и при однообразии содержания могут служить выражением известного идеала и потому представляют интерес для изучения» (Житие прп. Пафнутия Боровского. 1898. С. 2). Среди важнейших источников Жития К. назвал записку о последних днях прп. Пафнутия, составленную его учеником Иннокентием, и рассказы о жизни подвижника. К. пришел к выводу, что автор Жития «останавливается на внешних фактах, внешней стороне жизни и деятельности святого. О внутренней, душевной его жизни, о богомыслии, о стремлении к внутреннему совершенствованию и о внутренних проявлениях благочестия автор не говорит ничего» (Там же. С. 5). Ученый выделил 3 группы списков Жития прп. Пафнутия.

http://pravenc.ru/text/1319778.html

По этой то причине он и решился поселиться в пустыне и «тамо общее жительство обновити». Туда сойдутся к нему те, которые более склонны к общежитию, а он, как священник, будет иметь возможность достоверно узнать на исповеди, на сколько каждому из них нравится этот образ монастырского устройства. Близкому по времени к Иосифу автору жития его известно было, что он удалился в пустыню с намерением основать новый монастырь там, где никакое старое предание не мешало бы вести его по своей мысли и уставу. Все жития Иосифа говорят, что вскоре по возвращению в Боровскую обитель, Иосиф навсегда покинул её и ушел на родину в пределы Волоколамска, в пустыню, в леса непроходимые. С Иосифом отправились старцы Герасим Чёрный, Кассиан Босой и братья его Вассиан и Акакий и, может быть, некоторые из остальных единомысленных старцев, призванных им для тайного совещания перед путешествием по обителям. Иные святые отцы, покидая монастырь, вселялись в пустыню, ища спасения души и подвигов. Пустыня была для них обетованной землёй, раем, где они надеялись вдали от греха и людей победить диавола и снискать благодать Божью. Враг искушал их в одиночестве, являясь им не только в страшных неестественных образах, но и в виде зверей и гадов. Борьба со страхованиями шла своим путём, а тут начинала понемногу сходиться братия, алкавшая спасения. Не для такого созерцательного пустынножительства пошёл в пустыню Иосиф. В пустыне ему нужно было одно – найти удобное место для будущей обители. И с этой стороны Иосиф резко отличался от других основателей монастырей, что не мешает однако автору надгробного слова подводить его под общий тип отцов, возлюбивших пустыню ради созерцательного одиночества 67 . Иосифу известно было одно лесистое пространство, орошаемое двумя небольшими речками невдалеке от селения Язвища, вотчины Саниных. Остановившись на местности, Иосиф, прежде чем выбрал само место, удалил препятствия, какие могли встретиться при его вселении. В иных сказаниях о наших святых мы встречаем, что жители не приняли такого-то святого; им не хотелось, чтобы земли их отошли к монастырю, когда таковой возникнет. Эта причина их недовольства прямо высказывается в их жизнеописаниях 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Первое слово на еретиков Новгородским и послание к архимандриту Вассиану 154 . Содержание этого слова отчасти схоже с посланием, написанным Иосифом ещё при жизни Пафнутия Боровского, следовательно, ранее 1-го мая 1479 года. В то время обратился к нему, ещё ничего не знавший о ереси, какой-то архимандрит Вассиан с просьбой написать ему от Ветхого Завета о троичности Бога. Иосиф не сочувствовал такой задаче. Отвечая архимандриту посланием, в его начале он выражает мнение о том, что верующим христианам нет надобности пытать о древних обычаях. «Апостол», – говорит он, – «поучает задняя забывати, а на передняя подвизатися»... Решается же отвечать архимандриту Иосиф только потому, что не хочет ослушаться: «Что, господине, мене глупаго именуя ученаго, в учимом чину живущаго пытаешь о таинстве Святыя Троицы. Ино то, господине, выше нашея меры. Вам то, господине, освященным главам достоит ветхаго и новаго таинства ведати и научати, вы господа–пастырие». Из того, что автор послания называет архимандрита пастырем и освященной главою в противоположность себе, ясно, что Иосиф в то время, как писал послание, ещё не был игуменом. К тому же он ещё говорит, что сам живёт «в учимом чину». Послание посвящено доказательствам о Св. Троице, взятым из Ветхого Завета и по содержанию близко к первому слову Просветителя, где также доказывается таинство святой Троицы. Но сравнивая первое со вторым, нельзя не видеть, что и то, и другое написано тем же автором, хотя и не одновременно. В послании и в 1-м слове встречаем одно общее и тому и другому доказательство, а именно: Бог не мог сказать сотворим человека по образу нашему, если он один творил. В послании к этому доказательству присоединяется целый ряд случаев, когда в Книге Бытия Богу приходится говорить от себя во множественном числе. Затем в первом слове Просветителя Иосиф переходит к доказательствам троичности Бога по свидетельству Давида, Соломона, пророческих книг; словом, круг его доказательств гораздо обширнее, чем в послании, где он ограничивается только объяснением троичности из троекратного явления Ангела Агари, и Бога в Троице Аврааму.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

8 Архиепископ Филарет в Обзоре Русск. духовной литературы, в статье «Св. Геннадий», говорит, что послание к собору, помещенное в этой рукописи, написано Геннадием по поводу составленной им Пасхалии, тогда как оно писано по другому поводу, а о Пасхалии в нём вовсе не упоминается. 9 См. Словарь историч. о бывших в России писателях духовн. чина митр. Евгения, ч. I, стр. 73. Обзор Русской духовн. литер. Филарета Черн., т. I, стр. 152. Его же История Русской церкви т. I, стр. 133 и 135. Указание материалов Отеч. истории и словесности Строева, в журн. Мин. Нар. Просв., 1834 г. февраль. «Вассиан, современник Uoahha III » Сухомлинова, в Известиях второго Отдел. Импер. Акад. Наук (автор основался на митр. Евгении и Строеве). История России с древнейших времен Соловьёва, т. V, стр. 294. Наконец История Русской словесности Галахова. 11 В жалованной грамоте великого князя Василия Васильевича Троице-Сергиеву монастырю от 10-го марта 1455 г. стоит имя Вассиана, тамошнего игумена (А. А. Э., т. I, 56). По летописи мы знаем, что Васссиан Рыло был сделан архиепископом из архимандритов Нового Спаса и что прежде того он был игуменом Троице-Сергиевой обители (II. С. Р. Л., т. VIII, стр. 153 и т. V, стр. 274). 12 Монастырь Пафнутиев основан в 6952 (1443), как сказано в житии его. Тот же год построения монастыря оказывается и по летописи. (II. С. Р. Л., т. VIII, стр. 183). 14 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, епископом Крутицким. Москва. 1865 г. 15 Надгробное слово преподобному Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его инока Досифея Топоркова. Москва. 1865 г. 17       Источниками при изучении житий святых послужили мне рукописи: Имп. Публ. библиотеки, из древлехранилища Погодина, Житейники 647, 648, 661, 659, 677, 737, 754; библиотеки С.-Петерб. духовной академии, из рукописей Новгородской Софийской библиотеки 1470; библиотеки покойного Ундольского 101, 161. Пособием послужила мне книга Филарета архиепископа Черниговского: Русские святые, чтимые всею Русскою церковью или местно, а за нею Словарь о святых и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Но Пафнутий действовал на братию примером своим и только примером возбуждал к подвигу; явно же не терпел только таких преступлений, как убийство, блуд, нарушение монастырского устава и, наконец, свободомыслие в учении веры. Иосиф захотел ограничить частную жизнь монаха в келье. Простодушный характер Пафнутия (при всей духовной высоте его) объясняет недовольство, возникшее в монастыре при Иосифе, который захотел вводить строгое общежитие по образцу монастырей востока и Святой горы Афонской. Жизнь этих последних была известна Иосифу по житиям святых отцов, по повестям и рассказам от «старчества», из которых многие дошли до нас в сборниках, иногда переписанных рукою самого Иосифа. Братия не покорилась игумену, и он увидел, что при таких обстоятельствах ему нечего быть игуменом 60 . И едва прошел год как созвал он, тайно от других монахов, совет старцев, в котором принимают участие вместе с немногими другими, сочувствующими Иосифу, Герасим Чёрный, Кассиан Босой и братья Иосифа, Акакий и Вассиан. Последние двое были молоды годами, но уже отличались строгостью жизни и примерным поведением. Иосиф поведал старцам свое недовольство на братию и вместе с тем свой замысел ознакомиться с благочестием других монастырей земли Русской, для чего ему необходимо самому отправиться в путь. Старцы решили: идти Иосифу по монастырям в сопутствии Герасима Чёрного 61 . После такого решения игумен тайно покинул свой монастырь и взял на себя вид ученика Герасима, отдавшись ему на время в полное послушание. Смутился монастырь, узнав об удаление Иосифа; несколько позднее смутились и в Москве. Великий князь повелел властям отыскивать игумена Боровского. Через некоторое время монахи Пафнутьевой обители обратились к державному с просьбою поставить им нового игумена на основании распространившегося слуха, что Иосиф убит. Великий князь велел сказать им, что не будет им игумена до тех пор, пока он сам не удостоверится в смерти Иосифа. Менее, чем через год Иосиф возвратился в Боровскую обитель, но пробыл там не долго: не моги терпети от помысла: возгореся бо сердце его огнем Святаго Духа 62 . Настала пора исполнить давно задуманный, уже созревший в голове план основания нового монастыря, по собственной мысли и уставу. Для этого давно задуманного плана, Иосиф покидал игуменство и, скрываясь под видом послушника, странствовал по обителям земли Русской 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010