Таким образом, здесь евангельский рассказ приурочен к преподобному Корнилию и свидетельствует о внимательном чтении Евангелия и высокой оценке евангельского идеала; по-видимому, именно евангельское учение полагалось здесь в основу нравственного миросозерцания. Биограф дорожит такой подробностью и старается сохранить ее для потомства (л. 86 об.). Таким же увещанием о сохранении любви и о воздержании от ссор заканчивается и последнее поучение святого 390 , перед его кончиной: „о семъ бо много и здравъ печашеся». В том поучении к братии, в котором святой говорит о хранении сердца, он также внушает хранить мир; внушает и смирение, как результат того же чувства любви: „творите другъ друга больша себе...; поживите въ бpamoлюбiu и cмupehiu, въ кротости покаряющеся братъ брату. и любовь имейте со истинною и миръ отъ сердца. и богъ мира будетъ съ вами, и той да сохранитъ вы и утвердитъ въ любви его». Не случайно, думаю я, это неоднократное повторение заповеди любви, кротости и смирения. Не безынтересна самая склонность биографа влагать в уста святому поучения и наставления, притом касающиеся основных нравственных принципов; в этом отношении его труд представляет полную противоположность разобранному выше агиобиографическому труду Вассиана Санина. Перед рассказом о предсмертной болезни святого находим еще одно поучение, но весьма общего свойства: в нем читаем увещание соблюдать его, Корнилиевы, предания, хранить благоговение в храме. Святой старается проявлять то, чему учит, и примером. Кротость и смирение отмечены не раз. Так, в первое время жизни его в Комельском лесу ему приходилось терпеть от разбойников. Однажды, напавши на его келью, разбойники похитили единственное достояние Корнилия, книги; но уходя, они чудесным образом заблудились в лесу и наутро очутились опять около кельи святого; они разумевают свой грех и каются; Корнилий же прощает их и отпускает с миром (л. 61). Но если прощение воров представляет довольно распространенный и традиционный мотив в житиях (срв. сказанное выше о житиях Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого ), то есть и другие, более индивидуального характера данные.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Примечания Хрущов, Исследование о сочинениях Иосифа Санина, стр. 129—132. РИБ, т. VI, 120 (легенда), стлб. 819—820. См. ниже, стр. 443. Аз же, о любимый и сладчяйши мой брате, отнели же позавидев враг нашему вкупе съпребыванию, и разлучитися нам сътвори друг от друга преж смертнаго и конечнаго разлучениа, и не пребысть сердце мое на месте , но аки море влънуемо бурею печали. Но тогда убо твоим пришествием мало утешение приобретах, ныне же, увы мне, всеконечно тебе от мене разлучиша, и выше естества убо воспаляясь пламень печяли поедаеть мене, и острейши ныне в моем сердци вънзеся копие нашедшаго на тя искушениа и на всех нас. Олядиневшу убо винограду Рускиа земля, и въместо благих дел плода приносяще терние и волчедь скверных дел, и отнят бысть от неа оплот и стена дарований Христовых, иже рече священным своим учеником: «Веруа в мя, дела, еже аз творю, и той сътворит и болша сих», и нихто же не бысть достоин тех дарований. И сего ради мнози уклонишася к диявольскым чарованием, мняще то быти истинно, и погрязнуша во глубине отступления. И снаходи бо скверный сатана, и обрете многих землю срьдечную взорану и умягчену сластьми житейскыми, тщеславием и сребролюбием, и неправдою, и посея скверныа своя плевы скверноубийственых онех ехидн исчадием дръзнувших на милостиваго и сладкаго ми владыку. О земле и солнце, како тръпиши! И ни единоа сквернии оставиша хулы и поруганна еяже не излияша мръскими своими языки на единочадаго сына божия и пречистую его матерь. Подвигнися убо и ты, брате, пострадати за пострадавшего по нас, да твоими подвиги очистит господь церковную и доброцветущую ниву от пагубных и жидовскых плевел, и порежет серпом гнева своего, и свяжет тьмою погибели, и въвержет в геоньскую пещь, и мечем уст своих отсечет главу сатанина и дивия вепря, пришедшаго от луга и озобавшаго виноград его, и осквернивъшаго святительский великий престол, и исторгнет тя от зубов его. На искус бо пусти на нас толикую беду всевидящий божий промысл, и нас ради трьпит сладчяйший господь толикую хулу, якоже и преж претрьпе поругание и смерть, яко до отлучятся любящеи его от миролюбных, да не и тии с ними погрязнут в сланых водах горкаго сего моря житиа суетнаго, но да пристанут во пристанище царствиа небеснаго. Подщися убо и ты, о любезне, отрясти сон житиа суетнаго и его пристрастна, и возвысися крилом любве господа нашего Иисуса Христа, единочадаго сына божиа, изшедшаго от недр отчих и воплотившася нас ради, и ради единоа любимых любве покорися страстем, иже отцу съпрестолный сын, иже о тем ангел восхваляем, поруганиа, и досады, и смерть нас ради претрьпе. Воспалися убо и ты к нему любовию неизреченнаго его смотрениа, услажаем бестрастныа ради страсти. И отряси малодушие от себе, и уготовися на всякиа беды и смерть его ради, аще будет время, и не помышляй тяжесть и злолютство мук , но все упование на него возложи з зелною и горящею любовию и истинным покаянием.

http://sedmitza.ru/lib/text/433610/

66 ...бысть Орда слыла Златая... – Золотая Орда – феодальное монголо-татарское государство, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Волжская Болгария, Северный Хорезм, Крым, Северный Кавказ. Столица Золотой Орды – Сарай-Бату, с первой половины XIV в. Сарай-Берке. В XV в. это государство распалось на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства. 67 Повсти отца Пафнутия. – Этот цикл эсхатологических рассказов, читаюшихся и в Волоколамском патерике, и в Житии Пафнутия Боровского, имел самостоятельное бытование и мог быть источником как для Досифея Топоркова – составителя патерика, так и для Вассиана Санина-агиографа. Генетически эсхатологическая легенда восходит к апокрифическому Апокалипсису Петра, от которого пошли разнообразные средневековые «хождения по мукам». Оригинальные русские сказания о хождениях по раю и аду возникли и получили широкое распространение в XV в., что было связано с эпидемией «черной смерти», опустошившей русские города, развитием еретических движений, ожиданием конца света. Эсхатологический цикл рассказов Волоколамского патерика близок к четвертой книге Римского патерика, где, например, «хождение по аду» совершает незадолго перед смертью сенатор Репарат, который видит, как готовятся костры для грешников (гл. 31). Во время моровой язвы 590 г. юноша Арментарий был «внезапно восхищен от присутствующих», побывал на небе, потом «возвратился в себя» и стал предсказывать, кто умрет от болезни в Риме (гл. 26). 68 ...бысть великий моръ, въ лто 6935-го, а мерли болячкою, глаголемою прыщемъ... – В Московском летописном своде XV в. сказано, что в 1427 г. «моръ же бысть великъ въ градх русскых, тогда преставися князь Василей Володимерович и положенъ въ Архаггел на Москв». Судя по описанию болезни, это была бубонная чума. 69 «Вид, – глаголаше, – въ раи князя великаго Ивана Даниловича»; нарицаху же его Калитою... – Иван Данилович Калита (ум. в 1340 г.) – князь Московский с 1325 г., великий князь Владимирский с 1328 по 1340 г., сын московского князя Даниила Александровича. Сыграл выдающуюся роль в усилении Московского княжества, в собирании русских земель вокруг Москвы. В борьбе с политическими противниками опирался на помощь Золотой Орды, для которой собирал дань. По указанию Ивана Калиты хан Узбек в 1339 г. расправился с тверским князем Александром Михайловичем. Влияние Московского княжества распространялось на ряд земель Северо-восточной Руси (Новгород, Ростов, Углич, Галич, Белоозеро). При Иване Калите Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси». «Калитой» («денежной сумой») князь Иван Данилович был прозван за то, что сумел собрать большие богатства, которые использовал для покупки землн в других русских княжествах. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина прозвише князя объясняется, как и в Волоколамском патерике, тем, что Иван Данилович всегда носил при себе мешок с деньгами для раздачи их нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ВАССИАН (САНИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Вассиан (Санин), архиепископ Ростовский Вассиан II (Санин) (+ 1515 ), архиепископ Ростовский , святитель Память 25 января (Ростово-Ярослав., Греч. ) и в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в семье мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина (+ 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого . Вассиан от " юности сопребывал " с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского (+ 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впоследствии вспоминавшему об этом. Вассиан поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиев-Боровском монастыре . Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с несколькими иноками, среди которых был Вассиан, покинул обитель. Вместе с прп. Иосифом Вассиан подвизался в Иосифовом Волоколамском монастыре , где произошло разлучение братьев; позднее Вассиан несколько раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и Вассиана известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы , " осквернивъшаго святительский великий престол " , т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих . Из послания становится известно, что Вассиан в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем . В столице Вассиан узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик. Не позднее 1502 года, когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича) при дворе вел. князя стало ослабевать, Вассиан был поставлен игуменом Симонова Нового Успенского монастыря . В июле того года Вассиан получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. Вассиан настоятельствовал в Симоновом монастыре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При Вассиане в монастыре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков) .

http://drevo-info.ru/articles/13674007.h...

Он называл Иосифа за его немилосердие еретиком, подобным Новату-еретику, который учил, что нельзя принимать покаяние. До Иосифа дошли слухи о таком сочинении Вассиана, который стал, наконец, оскорблять при встрече постриженников Иосифовых и называл их отступниками. Так поступил он с учеником Иосифа Зосимою Ростопчиным в палатах митрополита Варлаама и перед лицом его. Иосиф послал в Москву к тем, кто до него добр, как он сам выражается, и они достали и прислали ему писания Вассиана. Послание к боярину Василию Андреевичу Челяднину 236 . Тогда он обратился к ближнему боярину великого князя Васили. Андреевичу Челяднину с Посланием, в котором жаловался на Вассвана и просил ходатайствовать у великого князя, чтобы тот освободил его от хульных речей Вассиана. «Ино, господине, – писал Иосиф, – нам Божественная Писания повелевают трьпети всяка укоризна. Аще ли же, господине, кто назовет еретиком, ино о том невестно молчати». Иосиф просит Челяднина заступиться за него и печаловаться государю, чтобы позволил писать и говорить против Вассиановых речей: «занеже, господине, есть что говорити и писати противу его речей». Вслед за тем Иосиф жалуется на Вассиана, что он называет еретиками всех духовных, по просьбе которых великий князь стал на жидовствующих «святым духом подвижися», между тем как святые отцы песнями и хвалами почтили тех, которые на соборах действовали против еретиков. «А ныне, господине, – продолжает Иосиф, – по Бозе надежда и упование всему православному христианству на государя, занеже, господине, и преже сего он же государь о нех скверных новгородских еретиков и отступников, иже жидовская мудрствующих, до конца низложил». Послание оканчивается призыванием помощи Божией на великого князя и его царство. Послание к Челяднину есть последний дошедший до нас памятник борьбы Иосифа с заволжскими старцами. Иосиф достиг того, что ему дозволили писать против Вассиана. В сочинении Вассиана Патрикеева на Иосифа есть свидетельства о сочинении Иосифа против Вассиана и учителя его Нила.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Центральной фигурой второго этапа нестяжательства стал Вассиан (Патрикеев), подчинивший задачам происходившей тогда полемики свою работу над Кормчей. Вассиан приступил к составлению новой редакции Кормчей книги, как он свидетельствовал на Соборе в 1531 году , по поручению митр. Варлаама , Ростовского архиеп. Вассиана II (Санина) , епископов Крутицкого Досифея , Суздальского Симеона . Работа началась до 1515 года (дата смерти епископов Вассиана и Симеона) и в основном завершилась в 1517 году (дата определяется по показаниям на Соборе 1531 года и подтверждается записями на некоторых рукописях). Возможно, Вассиан (Патрикеев) начал изучать Кормчие еще в Кирилло-Белозерском монастыре под влиянием прп. Нила Сорского, о занятиях которого до пострижения известно, в частности, что он был " судиям книгчий " , т. е. имел отношение к судопроизводству. Вассиан привлек ряд списков, по-видимому относящихся к разным редакциям ( " правила " , принадлежавшие Симонову монастырю, " правила " Ростовского архиеп. Вассиана II , привезенные с Афона, и др.). Публицистическая направленность Кормчей Вассиан подчеркивается включением в нее сочинений составителя и трудов совр. ему авторов. Кормчая Вассиана (Патрикеева) принадлежит к тому типу Кормчих книг, в которых материал расположен не в последовательном ряду (правила апостольские, Вселенских и Поместных Соборов, св. отцов, имп. законодательство и т. д.), но распределен тематически в соответствии с Указателем XIV титулов (граней), посвященных той или иной теме (правила о монастырях включены в XI грань). Выделены три редакции Кормчей Вассиана, каждая последующая полнее предыдущих. Первая редакция (РГБ. Ф. 228. 39, список 1520-х годов, написана частично рукой Исака Собаки), завершена в 1517 году, вторая - после 1518 года (включает переводы прп. Максима Грека, написанное им краткое Сказание об Афонской горе). Сохранились два списка этой редакции . Третья редакция, самая полная, известна в рукописи Владимиро-Суздальского историко-художественного музея-заповедника 5636/399).

http://drevo-info.ru/articles/13680338.h...

Во-вторых, отдельные вехи жизни и творчества писателя восстанавливаются на основе автобиографических замечаний в произведениях Досифея (Надгробное слово Иосифу Волоцкому , Волоколамский патерик), по историческим реалиям в литературных и документальных памятниках его времени (Житие Иосифа Волоцкого , Летописчик Иосифа, Синодик Волоколамского монастыря, описи монастырского имущества и др.). Большинство исследователей, например, П.С. Казанский , Н.А. Булгаков, К.И. Невоструев , А.А. Зимин, считали, что Досифей – сын Елеазара (Евфимия) Санина, одного из трех братьев Иосифа Волоцкого . Точка зрения Геронтия (Кургановского) , согласно которой Вассиан, Акакий и Елеазар всего лишь двоюродные братья Иосифа, ибо сам он, по свидетельству агиографа, «чадо молитвы», то есть долгожданный и единственный сын, ошибочна: Геронтий рассматривал одно из «общих мест» житийного повествования как биографический факт 633 . Брат Досифея Топоркова Вассиан – крупный церковный деятель первой половины XVI в., «продолжатель дела Иосифа Санина, верный соратник митрополита Даниила, «великий сохлебник» Василия III, «советник» Ивана Грозного» 634 . Кроме Вассиана, у Досифея был брат-мирянин Иван и, возможно, брат-инок Захария. В Синодике в одном ряду с именами Досифея и Ивана стоит имя «Закхея» (имя Захарии в схиме?) 635 . Книги Захарии Топоркова «Апостол», «Апостол тетр в полдесть, Охтаик перваго гласа в полдесть, Богородичен в полдесть, Миния общая в полдесть, Стихираль в полдесть на харатье да книжка в четверть дести собрания святых отец» – значатся в описи библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. 636 Надгробное слово Иосифу Волоцкому богато подробностями генеалогического порядка, поэтому оно послужило источником для последующих агиографических произведений об основателе волоколамского Успенского монастыря. Из Надгробного слова известно, что прапрадед Досифея – Александр (Саня) «от Литовскыя земли влечашеся родом». «Переселение Саниных в Волоколамский уезд, – считал А.А. Зимин, – может относиться к 1408 г., когда целый ряд выходцев из Литвы с князем Свидригайлом перешли на службу к московскому князю» 637 . Начиная с прадеда Досифея Григория (в иночестве Герасима), судьбы представителей рода Саниных тесно связаны с церковной сферой государственного строительства. Дед и бабка Досифея – Иоанн (Иоанникий) и Марина (Мария) – закончили свой жизненный путь как монахи. В Пафнутьево-Боровском монастыре в течение 15 лет ухаживал за больным отцом-иноком Иосиф Санин; его мать «в постничестве иноческих борений» провела «до тридесяте лет» в волоколамском женском монастыре святого Власия 638 . Постриженниками Пафнутьево-Боровского монастыря были и дядья Досифея – Акакий 639 , Вассиан 640 и Иосиф Санины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие написано, как видно из его содержания, одним из юнейших постриженников Пафнутия, лицом близким к Иосифу Волоцкому , и везде встречается с именем автора: очевидно, что Вассиан, архиепископ Ростовский и был один из юнейших учеников Пафнутия, лицо, близкое к Иосифу. Житие это обыкновенно приписывается Вассиану Рыло, автору послания к Ивану III на Угру, который поэтому и считается учеником Пафнутия Боровского и сродником Иосифа Волоцкого 9 ; между тем, как этот Вассиан не мог быть первым и не был ни вторым, ни третьим. Шевырев приписывает житие Пафнутия Боровского Вассиану Санину, который был также архиепископом Ростовским и Ярославским и рукоположен в этот сан из архимандритов Симоновского монастыря 10 . Справедливость мнения Шевырева подтверждается следующими доказательствами: автор жития рассказывает, как Пафнутий предрек юному Вассиану, что он будет архимандритом на Симонове и тут же прибавляет, что предречение это сбылось и что Вассиан уже архиепископ Ростовский и Ярославский. Ясно, что Вассиан Рыло не мог говорить как о случившемся о том, что сбылось после его смерти. Уже игумен Троицкий в 1455 г. 11 Вассиан Рыло был ровесником Пафнутия и не мог быть не только юнейшим его учеником, но и пострижеником его обители. Странно было бы предположить назначение новопостриженного монаха только что возникшего монастыря игуменом Троице-Сергиевой обители 12 . Ложное положение привело к целому ряду таких же заключений об отношениях Вассиана Рыло к Пафнутию и Иосифу, а равно и о времени написания жития. Так между прочим думали, что житие было писано между 1479 и 1481 годом, т. е. в последние годы жизни престарелого архиепископа, которые кроме того были годами его политической деятельности. С 1479 года он призван в Москву и находится там почти безотлучно до самой смерти. В том же году он два раза посылается великим князем по делу примирения с братьями. Летом следующего года Москва смутилась известием о нашествии Ахмата и в конце октября энергичный старец писал послание на Угру, а через несколько месяцев после того его не стало.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Приписан к Богородицерождественскому храму г. Волоколамск http://volokblag.ru Церковь Петра и Павла в Волоколамске до реформ Екатерины II являлась соборным храмом упраздненного Власьевского женского монастыря. В этой обители тридцать лет подвизалась Марина Санина, в иночестве Мария – мать преподобного Иосифа Волоцкого. Над могилой инокини в конце XVII века был построен уцелевший до наших дней каменный Петропавловский храм, где 17 июля по старому стилю в день памяти святой мученицы Марины совершали панихиду. Церковь Петра и Павла бывшего Власьевского монастыря медленно восстанавливается. Возрождается и традиция ежегодных панихид на могиле инокини Марии. Некоторые места из Евангелия, на первый взгляд, настраивают христианина враждебно к своим родителям и семье. Вспомним, например, слова Христа, приведенные в 14 главе Евангелия от Луки: «Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником». Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя этот сложный отрывок, писал: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает…» Примерами того, что слова Спасителя не стоит понимать прямолинейно, служат жития двух великих монахов: преподобного Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого. Оба последовали за Христом, отказались от мирской жизни, но не забывали о родителях, братьях и родственниках. Во все времена паломники особо почитали родителей преподобного Сергия Радонежского. Прежде чем поклониться мощам святого в Троице-Сергиевой лавре, богомольцы заходили в Хотьковский монастырь к могилам Кирилла и Марии Радонежских. В 1992 году родители преподобного Сергия были официально канонизированы в лике святых в Русской Православной Церкви. Сегодня над ракой с их мощами в Покровском соборе Хотьковской обители установлена икона «Рода Сергиева». Кроме родителей святого монахами были родной брат Сергия преподобный Стефан, вместе с которым он основал Троицкий монастырь на холме Маковец, и племянник Феодор, ставший затем святителем Ростовским. Таким же боголюбивым был род святого Иосифа Волоцкого – в миру Ивана Санина. Дедушка и бабушка святого приняли монашество с именами Герасим и Ирина, а один из трех братьев Вассиан также принял иноческий чин и стал впоследствии архиепископом Ростовским. На протяжении всей жизни Вассиан поддерживал своего знаменитого старшего брата. Уже будучи иноком Пафнутьева монастыря в Боровске, Иосиф призвал к монашеству своих родителей Ивана и Марину Саниных. Отец Иосифа постригся в том же Пафнутьевом монастыре с именем Иоанникий, а мать около тридцати лет прожила во Власьевской женской обители Волоколамска.

http://sobory.ru/article/?object=09100

342 Потир – греческое название сосуда, в виде чаши на высокой ножке, употребляемого во время литургии для вознесения святых даров. 343 Это чудо, с небольшими разночтениями входящее и в состав Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы (ВМЧ. Сентябрь. 1–13. СПб., 1868. Стлб. 475), близко к распространенным в средневековье христианским легендам о спасении святыни от поругания. О традиционных мотивах этого рассказа Патерика и литературных параллелях к нему см. подробнее: Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. 1–5. Варшава, 1902. С. 148–159. Чудо о попе-еретике имеет под собой реальную историческую основу: «жидовствующие» не отрицали евхаристии, но пытались реформировать это понятие, видя в хлебе и вине только символы, а не подлинные тело и кровь Христа. 344 Вассиан Санин (ум. 1515), архиепископ Ростовский, писатель, брат Иосифа Волоцкого , родился в середине 40-х годов XV в., в начале 60-х годов постригся, как и его брат, в Пафнутьево-Боровском монастыре. Поддерживал Иосифа, выступавшего за введение в монастыре строгого общежительного устава, однако, по мнению Я.С. Лурье, не ушел вместе с братом на Волок, что привело к «разлучению» между ними, о чем Иосиф упоминает в Послании к Вассиану Санину. С 1502 по 1506 г. Вассиан – архимандрит московского Симонова монастыря, где какое-то время жил Досифей Топорков. Переход Досифея от Иосифа в Симонов монастырь был, видимо, связан не только с «немощью» или существованием внутренних разногласий в иосифлянской среде, но и с потребностями общего с Вассианом литературного дела. В Житии Пафнутия Боровского, созданном Вассианом, и в Волоколамском патерике Досифея Топоркова много «общих мест». В Симоновом монастыре произошло сближение Досифея Топоркова и Вассиана Патрикеева. Идейный противник Досифея, свидетельствовавшего против него на соборе 1531 г., обвиняя в ереси, Вассиан Патрикеев тем не менее вспоминал о нем как о «старце великом, добром». Таким образом, иосифлянскую ориентацию Симонов монастырь сохранил и после ухода из него Вассиана Санина, который в 1506 г. стал архиепископом Ростовским. В 1509 г., во многом благодаря хлопотам Вассиана, с Иосифа Волоцкого было снято отлучение от церкви, наложенное новгородским архиепископом Серапионом. Вассиан Санин умер в Москве, похоронен в кафедральном соборе Ростова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010