В лето 6985 (1477) мая 1 преставился преподобный игумен Пафнутий за час до ночи... Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой Пафнутий Боровский (1394–1477) – один из наиболее почитаемых русских святых. Основанный им в 1444 г. в трех верстах от Боровска монастырь стал крупнейшим монастырем в Древней Руси, которому покровительствовали именитые люди, князья и бояре, а также великий князь московский Иван III Васильевич. Из числа литературных памятников, повествующих о святом Пафнутии, наиболее известен «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского» (см. т. 7 наст. изд.) – «литературное „чудо» XV века» (Д. С. Лихачев). Житие Пафнутия Боровского дошло до нашего времени в нескольких редакциях. Полного текстологического исследования этого памятника не существует, однако ученые последовательно выделяют обширное житие, написанное пострижеником св. Пафнутия, ростовским архиепископом Вассианом Саниным, которое сохранилось в двух редакциях (см.: Лурье Я. С. Вассиан Санин//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. С. 125.) и две кратких редакции жития (см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Переизд. М., 1988. С. 208). Публикуемая нами краткая редакция Жития Пафнутия Боровского читается только в списках ВМЧ и, можно предположить, создана специально для этого памятника. Источниками для составления этой редакции стали обширное житие, написанное Вассианом Саниным, «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского», летописная статья о св. Пафнутии (см.: ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 310), а также, по-видимому, «Сказание о Борисе и Глебе» (см. коммент.). Текст этой редакции помещен в ВМЧ без заглавия вслед за текстом жития редакции Вассиана Санина. Текст публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийская собр., 1321, лл. 75 об.–76). 1 МАЯ В ЛЕТО 6985 (1477) МАЯ 1 ПРЕСТАВИЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ ИГУМЕН ПАФНУТИЙ ЗА ЧАС ДО НОЧИ, А ВО ВТОРОЙ МАЯ, КОГДА НАСТАЛ ПЕРВЫЙ ЧАС ДНЯ, ПОГРЕБЕН БЫЛ С юных лет отрекся от мира и от всего сущего в мире, 20-ти же лет принял иноческий сан и жил в монастыре Пречистой Богородицы честного ее Покрова на Высоком в Боровске, в месте своего пострижения, 30 лет без полугоду. Выйдя же из , в котором постригся, пришел на реку Истерму апреля 23 на память святого великомученика Георгия и помощью Господа Бога Иисуса Христа и содействием Пречистой Богородицы создал своим потом и трудом предивный монастырь. И поставил церковь каменную во имя Пречистой Богородицы честного ее Рождества, и расписал, искусных живописцев старца Митрофана и Дионисия, и всяческими красотами украсил ее. И все церковное священное устроил убранство, что и ныне сохраняется, удивляя очи видящим красоту . И стадо Христово, избранное к истинному богоразумию, множество иноков обители своей, в безопасности сберег от звериных зубов чудными словами божественных своих поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

333 Не один Димитрий Иванович, но и «вси князья великодержавнии, ко святому велию веру от души стяжасте, понеже велику пользу и утшение духовно от него приемлюще». Житие преп. Сергия. Дмитрий Иоаннович призывал преп. Дмитрия Прилуцкаго к себе«благословения ради, и умоли его да просветить от благородных чад его банею св. крещения». Троицкаго игумена Паисия (1479) великий князь «держал в чести велицей» и просил его быть воспреемником своего сына. Великий князь Василий Иванович обращается к преп. Корнилию Комель-скому за молитвою „во еже дароватися ему и княгин его чадородию, в наслдие рода самодержавства их», а потом – за благословением новорожденному сыну. Воскресенская летопис. П. С. Л. VIII. 272, 274. О почтении князей к подвижникам, ср. В. Сокольский. Участие русск. духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия вМосковском государствв. Киев. 1902. 334 Житие преп. Феодосия (Яковлев.Памятники), стр. 41–55, и Патерик печерский: Никола Святоша, князь, раздавший все имение свое бедным, и Агапит, врач безмездный («никако же николи же ни от кого что взях»); Григорий «ничто же имея, разве книг, продав их раздаст убогим». (Яковлев.Памятники. 136, 137, 138); Алипий иконописец, отдававший бедным заработок свой 176 и т. д.; Варлаам Хутынский, все свое раздавший, сделал благотворительность заповедью своего монастыря. 340 Об институт вкладничества, существовавшем уже в домонгольский период (Голубинский Ист. рус. Ц. 1, 2, 604 сл.), – подробно у Никитского: Очерки внутренней истории Пскова. Спб. 1873, 233 сл. и Серебрянский. Очерки по истории псковского монашества. М. 1908, 226 сл.; 334 сл. О вкладчиках-мирянах, весьма многочисленных, не отрывавшихся от мира и мирских занятий, но в то же время обеспечивавших себе получение содержания от монастыря, см. Никитский, Очерк внутр. истории церкви в Вел. Новгороде. Спб. 1879, 88. 348 Жития Иосифа Волоколамского, изд. Невоструева в Чтен. Общ. Люб. Дух. Просвещ. 1865, 36–38, 53. 351 Кроме историй церкви, см. Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. Спб. 1868. Архангельский; Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. 1. Спб. 1881, а из источников – жития Иосифа, изд. Невоструевым, и полемические сочинения Вассиана: Правосл. Собеседник 1863. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Подобную общую аналогию можем мы найти и между некоторыми другими из повестей с одной стороны волоколамского, с другой – переводных патериков. Представления, образы, идеи этих последних усваиваются русскими иноками и применяются ими к новой среде, новым лицам и обстановке. Так, угрожающий (в видении инока Евфимия; рассказ 23-й) соблазнявшимся братиям „черный мурин» представляет образ, весьма часто выступающий в патериках; укажу хотя бы черного ефиоплянина в рассказе аввы Ираклия 230 ; отмечаю именно этот рассказ потому, что и причины явления ефиоплянина и нашего „мурина» довольно сходны: иноки нашей повести собираются бежать из обители; в рассказе Ираклия юный монах, руководимый старцем, скучает исполнением его наставлений; и вот, когда он по захождении солнца „пошел спать на свою рогожу, видит, что на ней лежит ефиоп 231 и скрежещет на него зубами». Видение больным человеком страшного черного всадника, являющегося нанести ему смертный удар (2-й рассказ патерика) довольно близко напоминает видения некоего старца в древнем патерике: подобные же страшные всадники явились за умирающим больным богачом; „старец взглянул и видит черных лошадей, и всадники на них черны и страшны, держа огненные жезлы в руках своих» 232 ; они удаляются, взяв душу грешного богача, как в рассказе Вассиана Санина черный муж посекает грешников. Видение огня благочестивым иноком Евфимием представляет мотив, довольно распространенный в патериковой литературе: из лиц, о которых в таком смысле говорят переводные патерики, Евфимий более других напоминает авву Маркелла Фиваидского 233 , который также был мужем высокого благочестия (патерик особенно указывает его усердные приготовления к церковной службе), проливал слезы за божественной службой и говорил, „что когда совершается слубжа, он видит всю церковь как бы в огне, и когда оканчивается служба, опять удаляется огонь». В упомянутой выше статье А. Н. Веселовский объяснил и происхождение еще одного из рассказов Волоколамского патерика, именно 16-го; происхождение его объясняется приурочением к великому князю Ивану Калите эпизода, рассказываемого о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«И таковаго ради пронырства же и диявольскаго лукавства, многия душа погубиша». «Царства: армянское, ефиопское и римское великое царство погибли небрежения ради тогдашних православных царей и святителей, и тии убо царие и святители осуждени имут быти на Страшнем Судищи Христове». Такого рода положение ставит Иосифа в необходимость прочесть урок царям и пастырям, напомнив им их великую ответственность. В назидание царям он приводит то, что пишет равноапостольный царь Копстантин (?) об обязанностях царей и князей, где, между прочим, говорится так: «бози бо есте и сынове Вышняго, блюдитеся же, да не будете сынове гневу и во пса место сведени будете во ад», и далее: «вас бо Бог в себе место посади на престоле своем... царь убо естеством подобен есть всем человеком, властию же подобен есть вышнему Богу» 199 . Вслед за этим приводятся слова греческого царя Иустина из Номоканона (главы 6-й) о том, как следует епархам поступать с еретиками. Строгим наставлением пастырям церкви оканчивается 16-е слово и, вместе с тем, сам «Просветитель». Иосиф и Архиепископ Новгородский Серапион Через десять месяцев после казни еретиков скончался великий князь Иван Васильевич и на престол великого государства сел Василий Иванович, которого поборники ереси называли новым Константином за строгость, с какою он осудил еретиков. В это время Иосиф уже пользовался большим значением в Москве, где он несколько раз действовал с полным успехом на соборах и где теперь был государем тот, кто издавна держал его сторону. В первые месяцы нового царствования младший брат и ученик Иосифа Вассиан Санин, Симоновский архимандрит был возведен в сан архиепископа Ростовского и Ярославского и отныне стал первым после митрополита лицом в среде тех иерархов, которые часто собирались в Москве для решения церковных вопросов. Зато положение Иосифа у себя, на Волоке, было уже не то, что прежде. По сведении Геннадия с архиепископского престола Иосиф перестал быть наместником его по управлению всеми окружными монастырями. Теперь ему предстояло ладить с новым владыкой. 15-го января 1506 года был рукоположен в Москве в архиепископа Великого Новгорода Серапион, игумен Троице-Сергиевский 200 . Государь всей Волоцкой земли, благодетель и кум Иосифа князь Борис Васильевич давно уже умер. Умерла также и вдова его, княгиня Ульяна Михайловна, много усердствовавшая монастырю его, и в один год с нею схоронил Иосиф в стенах обители своей сына их и своего крестника, Ивана Борисовича, завещавшего город Рузу и весь удел свой великому князю Московскому. На Волоке княжил со времени смерти Бориса Васильевича старший сын его Федор. Вначале и Федор был хорош к Иосифу, он даже пожертвовал монастырю его село. Но вскоре отношения Федора к Иосифу совершенно изменились.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

X. Сборник XVI в. , малого формата, Москов. дух. академии (из собрания Волоколам. Рукописей) 235/661. л. 128. Два послания инока Нила Полева к старцу Герману. Оба написаны в оправдание Иосифа и всей братии, которых Герман обвинял за то, что отлученные архиепископом Серапионом причащаются св. тайн. XI. Жития Стефана Махрищенского и Серапиона, архиепископа Великого Новагорода и Пскова. Рукопись XVII в., из библиотеки Троицк. Лавры, 637, в лист, писана красивым уставом. В конце приписка: «В лето от создания Мира 7185; от рождества... 1677 написася сия книга жития иже во святых отца нашего Серапиона и преподобнаго Стефана, иже на Махрищи, в дому пресвятыя и живоначальныя Троицы и преподобных и богоносных отец наших Сергия и Никона, Радонежских чюдотворцев убогим архимандритом Викентием». XII. Сборник конца XVI в. , в 4-ку, из библиот. Москов. дух. академии (из собрания Волоколам. рукописей), 158/522. л. 457. Послание Иосифа Волоцкого к архимандриту Вассиану (неизвестному). Напечатано в Древней Росс. Вивл. (т. XIV, стр. 218). л. 542. Его же: Послание к Борису Васильевичу Кутузову. Издано там же (стр. 177). В рукописи те же самые пропуски, что и в печатном; поэтому можно полагать с достоверностью, что Новиков печатал памятник с этого самого списка. XIII. Сборник XVI в. , в 4-ку, Моск. дух. акад. 186/573, с надписью: «сиа книга Иосифова мнтря соборник». л. 53. «Послание преподобного старца Иосифа благоверному имрк просившего у него прислать к себе полезного поучения». Издано в Памятниках стар. Русской литер, (вып. IV). л. 207. «Преподобного игумена Иосифа о еже не исходити мнихом без благословения из обители, в ней же постригохомся, никаможе». л. 300. «Предание преподобного отца нашего игумена Иосифа некоему о Христе брату, еже сохранити сия заповеди Царствия ради Небесного». Издано в Дополн. к Актам Ист. (т. I, 211). л. 302 об. «Того же преп. игумена Иосифа опитемья». Остальные источники будут нами указаны в примечаниях к тексту сочинения. Здесь же остановимся несколько на Жизнеописаниях Иосифа Волоцкого .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Первый вызов Иосифа в Москву совпадает с возвращением из ссылки его друзей и покровителей братьев Челядниных. Около того же времени и брат Иосифа, Вассиан сделан был архимандритом Симонова монастыря. Вообще Иосиф появился в Москве при самых благоприятных для врагов ереси обстоятельствах. Уже более года томился в заключении великий князь Димитрий внук и возложено было на него железо; была заключена и мать его, еретица Елена. Вся сила была теперь на, стороне Василия, уже пожалованного великим княжением, – и не без его влияния сам Иван Васильевич пожелал видеть Иосифа. Ранее заключения невестки великому князю отцу не ловко было иметь личные сношения с Иосифом, стойкость которого в преследовании еретиков была ему хорошо известна. Двадцать четыре года прошло с тех пор, как Иосиф последний раз виделся с державным. Тогда Иван Васильевич чествовал в Иосифе преемника в игуменства святого старца Пафнутия; теперь перед ним был основатель и игумен монастыря, уже знаменитого благоустройством и строгостью устава; но что гораздо важнее – перед ним был защитник православия и враг людей, бывших столь долго в силе у него самого. Много пережил за это время Иван Васильевич. Это был уже не осторожный московский князь, готовый бежать от Ахмата, а державный государь всей Русской земли, покоритель Великого Новгорода и Тверского великого княжества. На нем было много дел, запятнавших его совесть в глазах современников: опалы на бояр, лютые казни в Москве и Новгороде; взятие в плен обманом брата Андрея Васильевича и гонение на детей его отроков, сыскавших приют после долголетнего пребывания в темнице, в монастыре Димитрия Прилуцкого, где одного из них церковь осенила венцом святости и, наконец, заключение в тюрьму юного, им самим возвеличенного, венчанного великого князя Руси, внука Димитрия. Никакие из тёмных дел Ивана Васильевича не возбуждали против него Иосифа. Он помнил только дружеские сношения великого князя с попом Алексеем, равнодушие его к нечестию Зосимы и милости, оказываемые в продолжении многих лет Федору Курицыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Окончив очерк внутренней жизни русского общества, историк переходит собственно к литературе времени Ивана III. Здесь он помещает из Просветителя одно из доказательств о Св. Троице, а именно то, которое встречается на первой странице первого слова на еретиков Новгородских. Вслед за тем автор говорит, что от Иосифа Волоцкого остались и дошли до нас и другие сочинения, в пример которых предлагает содержиние послания к вельможе о миловании рабов. В том же томе своей Истории (стр. 452–456) профессор Соловьёв рассказывает об Иосифе, как о благодетеле Волоцкой страны, по житию его, составленному Саввою Черным и предлагает вкратце, послание Иосифа к Дмитровскому князю Юрию. Далее он упоминает о полемике Вассиана Патрикеева с Иосифом и потом пересказывает дело распри Иосифа с князем Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом, придерживаясь исключительно послания Иосифа к Кутузову, как источника. Сведения о писаниях преподобного Иосифа находим также у Филарета, архиепископа Черниговского, в сочинении его «Обзор Русской духовной литературы» (Харьков, 1859). Здесь в статье: «Преподобный Иосиф» между прочим перечислены неизданные сочинения Иосифа с указанием на рукописи, в которых они находятся. Это перечисление встречается в первый раз с такою полнотою. В статье: «Св. Геннадий» также перечислены сочинения Геннадия. В Православном Собеседнике 1859 г., часть III, помещена статья: «Просветитель, Иосифа Волоколамского». В ней доказывается, что Просветитель – плод чтения преп. Иосифом святоотеческих творений и не есть сам по себе оригинальное произведение. Автор статьи сделал свод имён церковных писателей, о которых упомянуто в Просветителе. Шевырев, в своих лекциях, изданных под заглавием: «История Русской словесности», говорит об Иосифе во многих местах. В 17-й лекции (т. IV): 1) по поводу рукописей его монастыря; 2) при обозрении житий русских святых – о житиях Иосифа; 3) при объяснении отношений наших преподобных к семье; 4) по поводу любви к уединению; причем Иосиф на основании одного предания представляется пустыннолюбцем; и 5) при рассказе о веровании в кончину Мира с истечением седьмой тысячи. В 19-й лекции, передавая жизнь Иосифа, Шевырев упоминает о его рождении и духовном воспитании, приводит свидетельство об обителях ему современных и указывает на главные черты его деятельности: на общежительный устав, на основание Волоколамского монастыря (неправильно отнесенное к 1469 году) и т. д. О Геннадии говорится в том же томе, в 17-й лекции, по поводу Библии и Пасхалии; в 19-й описана жизнь его и упомянуто об его посланиях с указанием на их содержание. В Истории Русской словесности перечислены все напечатанные до того источники об Иосифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Деревня была дана, по обыкновению, со всеми льготами, с освобождением от различных податей, от постоя людей и коней княжеских, от суда Волоцких наместников. Таким образом, с самых первых месяцев явилась новая забота по управлению деревней, где монах – приказчик Иосифа – должен был судить и распоряжаться. Конечно, эта дача была незначительна в сравнении с тем, чем владел Пафнутьев монастырь, чем впоследствии обладал Иосифов; но монастырь только что зачинался. Средства его стали быстро увеличиваться. Через 6 лет по основании обители, на месте деревянной возвышалась уже большая каменная церковь . В 1486 году она была совершенно окончена, расписанная Дионисием и его детьми Владимиром и Феодосием и старцем Паисием, да двумя племянниками Иосифа, Досифеем и Вассианом Топорковыми 72 . Церковь эта, по свидетельству самого Иосифа «с подписью и с иконами и с книгами и с ризами и сосуды боле тысячу рублей стала» 73 . О ценности этой постройки можно судить по тому, что в 1496 году, когда ставили церковь в Кирилло-Белозерском монастыре, было 20 мастеров каменщиков и стеньщиков, а издержали 250 рублей. Стоимость же рубля того времени видна из того, что большая волость Буи-город с деревнями стоила полтораста рублей; двенадцать деревень со всеми угодьями в Звенигородском уезде – 200 рублей; шесть деревень и несколько пустошей с лесом и с пожнями в Волоцком княженьи – 80 рублей; две деревни с пустошью, и с лесом, и с рыбною ловлею в Белозерском уезде – 15 рублей. Наволок, заложенный за 12 рублей, приносил росту четыре стога сена 74 . Лучший большой церковный колокол, при дороговизне меди и новизне литейного дела, стоил 100 рублей; лучший конь в седле 6 рублей, лучший конь княжеский – 10. Сокол для княжьей охоты стоил полтину, пара соколов – рубль 75 . Но за церковью воздвиглась колокольня и другие постройки. Главными жертвователями было семейство князя Волоцкого. Князь Борис Васильевич дал монастырю ещё одно село – Отчищево, а жена его, дочь князя Холмского, Ульяна Михайловна дала село Успенское и при нем двадцать деревень. Перед смертью Борис Васильевич (1494) дал ближнее к монастырю село Покровское.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Грамота эта написана ранее послания к Иоасафу, а именно зимой 6996 года. Из самой просьбы Геннадия, обращенной к Прохору, видно, что ещё великий князь и митрополит не дали ответа на его донесение о еретиках. Ответ великого князя и митрополита Геннадия последовал в январе 6996 (1489) года. Послание же к Иоасафу написано не прежде 6997 года уже по оставлении им престола архиепископии Ростовской и Ярославской. л. 353. «Известие о жизни старца Фотия, бывшаго ученика Кассиана Босаго, Иосифова спостника». Состоит из трех частей: 1) сведения о жизни старца до поступления в монашество; 2) труды его и подвиги и, наконец 3) обычное послесловие: «како могу исписати от простоумия моего. Но Бога ради, отцы и братия, не по зазрите худоумию моему и грубости. Да не будет в посмеяние написание се недостойнаго и худаго и грубаго черньца Вассияна, что есми дерзнул», и т. д. Автор этого сказания, чернец Иосифова монастыря Вассиан, впоследствии игумен на Возьмище (в Волоколамске), был составитель многих сборников. III. Сборник XVI в., в 4-ку, Импер. Публ. библ., Q. XVII, 15, из собрания гр. Толстого, (Опис. Слав. Росс. рукописей, отд. II, 254), написан тем же Нифонтом, который потрудился и над составлением предыдущей рукописи. Этот сборник был им написан ещё в бытность его игуменом Иосифова монастыря. В начале помещено: л. 1. «Сказание Иосифа о ереси Новгородской и его же шестнадцать слов на еретиков». (Просветитель). л. 383. «Послание Геннадия архиепископу Новгородскому от Дмитрия стараго, 1486 г.». Находится также в сборнике XVI в., Моск, духов, ак. 136, л. 446, но с значительными пропусками. Год послания определяется следующими словами: «Латына держит от Христа до ныне 1486». Автор отвечает в своем послании, или, как он его называет сам, в «отписании» Геннадию на вопросы, занимавшие архиепископа, о том, нужно ли двоить или троить аллилуйю; как понимать одно выражение в толковой псалтыри (блаженни, им же отпустишася беззакониа и им же прикрышася греси) и как думать о седьмой тысяче? В середине послания автор дает следующие ответы на одно из требований Геннадия: «Да писал еси, господине, о слове том, что Юрьи переводит, его к тебе ранее отслати; ино, господине, тому толь вскоре нелзе быти, зан(е)же перевод медлен, а ещё Юрью мало досугу, и ты бы пожаловал, о том не бранил».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

96       Рукопись XVI в. в 4-ку, Волокол. библютеки, 393, содержит в себе обиход монастырский, составленный Евфимием игуменом по духовной грамоте Иосифа. 97       В конце 10-й главы книги Есфирь находится пояснение того, что дальнейшей части книги этой нет в Еврейском подлиннике и что переводчик заимствовал ее с перевода (приведешя иже Грецким языком). 98       Московская духовная академия, 137/492, 154/520, 164/530, в последнем – послесловие Вассиана; 165/531 послесловие Фотия. 100       На одном сборнике XVI в. (Моск. дух. Акад., 655, Волок. библ., 229), очень большом, приписка: «лета 7076 июля 15 дал сию книгу глаголем соборник, слова праздничные на весь год Михайло Грпгорьев сын, в иноцех Мисайло... и за эту книгу написати его в Сенаник по монастырскому обычаю поминати». 101       В 1573 году сделана была опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря «лета 7081, по благословению игумена Пимона и по совету соборных старцев Евфимий, да книгохранитель Пафнотий Рыков переписали в обители Пречистыя Богородицы все книги в казне и по церквам и по кельям» (Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1543 г., П.С. Казанского , в Чт. общ. истор. и древн., 1847 г., 7). 104       Левкиев монастырь на р. Рузе был также в уделе завещателя, почему и имел право на милость князя. 106       См. в Источниках рукопись I и II, л. 107. Кроме того, устав Иосифа находится в рукописи XVI в. С.-Петер. дух. акад., 1490, из Новг. Соф. библиотеки; в рукописи XVII в. бывшей Царского, 185 и многих других списках. 107       См. рукопись II, л. 277; в рукоп. Моск. дух. акад., 186/573, л. 300; изд. в Доп. к Акт. ист., т. I, 211. 114       Это место пропущено в рукописи Московской духовной академии, а равно и в печати; оно находится в сборнике II (см. Источники). 120       Она называется в самой грамоте Иосифа вдовою князя Андрея Фёдоровича. Голенины известны по отношению к монастырю Иосифа. Они происходили от ростовских князей. Потомок великого князя Всеволода Юрьевича Владимирского, Фёдор Иванович Голеня дал своему роду прозвание. Сыновья его служили Борису Волоцкому и владели вотчинами в Волоколамском уделе. У князя Андрея Фёдоровича значится три сына: Иван, Семён и Андрей Нюнка. Первые двое были записаны княгинею, матерью их, в поминание; Андрей постригся в монастыре Иосифа (см. о нём выше); все трое были бездетны и служили Фёдору Борисовичу Волоцкому.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010