Впоследствии преподобный Пафнутий стал как бы семейным святым Московского велико-княжеского дома: его память чтили правнуки Василия Тёмного, а Иван Грозный ставил его имя наряду с именами великих преподобных Сергия и Кирилла Белозерского 43 . Молитвам Боровского старца приписывали рождение Иоанна, моленого и прошенного сына Василия и Елены 44 . Тридцать три года игуменствовал Пафнутий в устроенной им обители. Он принадлежал к числу тех основателей монастырей наших, которые отличались деятельным характером и способностями к хозяйству. Первые годы по основании обители, Пафнутий, в работе всякого рода, был примером для братии: он таскал на себе бревна, рубил дрова, копал землю, носил воду для орошения гряд, плел мрежи. Он сам вел монастырское хозяйство, его заботила ловля и соленье рыбы и прочей домашний обиход, сам лично принимал вклады и поминки, и распоряжался выдачей денег на хозяйственные потребности. Автор жития его, Вассиан оттеняет деятельность своего наставника, говоря, что Пафнутий был искусен во всяком деле человеческом. Незадолго до кончины, прогуливаясь около монастыря с учеником своим Иннокентием, он заметил, что вода протекла под устроенную им плотину и тотчас стал объяснять ученику как надо перегородить путь воде 45 . Но лучшими делом его заботы и трудов была большая каменная церковь , богато украшенная живописью, снабженная утварью и книгами на удивление князьям, боярам и простым людям, из которых многие приходили в обитель «от Литовския земли и от прочих стран, яко же и к древним преподобным отцем земли нашея», как сказано в современном летописном известии о смерти Пафнутия 46 . Устроитель богатой и многолюдной обители Пафнутий умел держать себя с достоинством. Есть свидетельство, что некоторым современникам не нравилась его независимая речь 47 . Он не смущался перед сильным, говорит о нём автор жития и ученик его Вассиан, и не входил в сообщение с тем, кто горделиво относился к нему. Но при всём том, в Пафнутии было много мягкости; так ученикам его была памятна добродушная улыбка наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Вассианн вспоминает эту улыбку в рассказе о воронах (осклабився рече: отмсти Бог кровь гавранову) и в рассказе о пророчестве святого о Симоновском архимандрите (возвестиша ему, яко сущий тогда архимандрит на Симонове остави архимандритию – блаженный же узре Вассиана Иосифова брата, юна зело и новопострижена и осклабився рече: се есть архимандрит на Симоново). В молодых, ещё не искусившихся постриженниках Пафнутий принимал заботливое участие и добродушно относился к ним 48 . Характер его был скорее общительный, чем строго аскетический. Он иногда ходил в другие монастыри для духовной беседы со старцами 49 . Дома любил отдыхать у окна своей кельи, откуда был виден весь монастырь. Часто собирал к себе в келью иноков и поучал их; на беседах его присутствовали и миряне. Некоторые рассказы Пафнутия дошли до нас в пересказе ученика и списателя жития его Вассиана 50 . Из них видно, что Пафнутий держал в памяти летопись, а отчасти и хронологию событий XIV столетия и что он по преимуществу интересовался преданиями о великих князьях Московских. Рассказы преподобного Пафнутия о минувшем имели характер таинственно-религиозный и тем ещё более увлекали слушателей. К тому же он пересказывал иногда ученикам свои собственный сновидения – и о нём, при жизни его, стали ходить слухи, как о прозорливце 51 . Из монастыря Пафнутьева вышли ещё при жизни основателя два инока, из которых один – Левкий, основал и устроил монастырь на р. Рузе, в уделе Бориса Васильевича Волоцкого, а другой – Даниил, прославился подвигами благочестия в Горицкой обители, близ Переяславля, а потом основал и устроил свой собственный Данилов Переяславский монастырь. По смерти Боровского игумена осталось небольшое число старейших учеников его. Таковы были: Иннокентий, Герасим, по прозванию Чёрный, Кассиан и, наконец, Иосиф. Они все четверо имели перед другими иноками преимущество. Каждый из них заслужил это и собственным подвигом, и доверием, которым пользовался со стороны покойного основателя. Из среды их одному надлежало быть избранным в игумены.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Опровергнув отзывы, оправдывающее Зосиму, Иосиф переходит к новому опровержению. Он восстаёт против ещё «иных», которые проповедовали терпимость: «а иные, господине, говорят, что грех еретика осуждати». Речь об этом кончается прославлением Св. Троицы и словом Аминь. И тут только, в виде приписки, следует разобранный нами выше ответ Иосифа Нифонту о еретическом проклятии. Тон всего письма почтителен: везде Иосиф, обращаясь к Нифонту, называет его: господине и государь, богоутвержденный, богопочтенный владыко. Советуя Нифонту действовать против Зосимы, Иосиф извиняется пред ним: «ныне же, богоутвержденный владыко, о сих тебе пишу, не яко уча и наказуя твое остроумие и богоданную премудрость: ни бо лепо есть забыти своея меры и таковая дерзати, но яко ученик учителю, яко раб государю воспоминаю тебе и молю» и т. д. Послание к брату Вассиану Санину 151 К посланию Иосифа к Нифонту прибавлена ещё приписка как в рукописях, так и в печатном издании. Рассматривая её как часть послания к Нифонту, учёные наши (Шевырев, профессор Казанский, а за ними и священник Булгаков) пришли к заключению, что Нифонт провёл первые годы своей юности в Боровском Пафнутьевом монастыре вместе с Иосифом, что дружеский союз Иосифа с Нифонтом был так крепок, что первый, спустя много времени, с сильной скорбью вспоминает разлуку с последним. Но приписка эта не относится к Нифонту, а написана Иосифом как отдельное письмо к своему брату Вассиану, о котором он упоминает в послании к Нифонту, как о посреднике между им и Нифонтом, и чрез которого было переслано послание к последнему. Иосиф мог на одной и той же тетради написать и Нифонту, и брату. Приписка эта могла войти в сборники нераздельно с посланием к Нифонту. Первый, близкий к делу переписчик мог случайно не обозначить, что эта приписка относится к Вассиану. Другие позднейшие переписчики не хорошо вникли в содержание и также не означили, что приписка относится к брату Иосифа, Вассиану. Тон приписки резко отличается от тона, разобранного нами послания. В приписке Иосиф называет того, к кому пишет, братом: «о любимый и сладчайший ми брате» и это братское, скорее учительское, чем ученическое отношение выдержано от начала до конца; тогда как в послании к Нифонту везде соблюдена почтительная форма выражения, свойственная игумену, поставленному в необходимость давать советы епископу. Иосиф в самом начале приписки грустит о том, что разлучился с братом и что они более не живут вместе как жили когда-то. Известно, что Вассиан, брат Иосифа, долго жил при последнем в Боровском монастыре и был в Иосифовом монастыре в первые годы его основания. Кроме того, из послания к Нифонту видно, что Вассиан как раз в то время был в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

С князем Федором Борисовичем Иосиф примирился. Князь умер при жизни Иосифа (1513), завещав обители его вклады 227 и был погребен там же, рядом с своим братом, в правом углу той нижней церкви, где впоследствии положен был и сам основатель. Иосиф устроил над обоими братьями «камены гробницы и покровы бархатны и образы и свещи» 228 . Постриженнику Иосифову, известному нам Нилу Полеву, пришлось также писать в защиту своего игумена. Сохранилось два послания его к старцу Герману 229 . По любви к пустынножительству Нил удалился вместе с Дионисием Звенигородским из Иосифовой обители за Волгу, в Белозерские края и там жил пустынно по соседству с Дионисием. Узнав однажды от Дионисия, что один из пустынных старцев по имени Герман не приказывает постриженникам Иосифовым причащаться и укоряет духовника их (в пустыни) Геннадия за то, что он дает им причастие, Нил Полев написал Герману Послание. Нил объясняет, что все они вместе с Иосифом, быв отлучены Серапионом, получили разрешение и благословение от митрополита Симона. Нил укоряет Германа, что он – нога, простой чернец, дерзает осуждать главу – митрополита, преподавшего благословение Иосифу. Из этого послания Нила также видно, насколько между заволжскими старцами были распространены те убеждения, которые встречаются в «их послании к Иосифу о еретиках» 230 ). «Ты говоришь, – пишет Нил Герману, – о врагах и отступниках правой веры, что не следует ни осуждать их, ни посылать в заточение, а только молиться за них – сам же осуждаешь митрополита» и т. д. Из второго краткого послания Нила к Герману видно, что последний вполне убедился доводами Нила. Новая борьба Иосифа с ересью и Инок Вассиан По смерти митрополита Симона, последовавшей в апреле 1511 года, возведен был во святители всея Руси Варлаам. Новгородская же архиепископия долго оставалась без владыки, почти 20 лет. Во время митрополита Варлаама, т. е. после 1511 года, в Москве послышался голос возвращенного туда инока Вассиана, бывшего князя Василия Косого, Патрикеева. Постриженный во время грозной опалы на сторонников Софии, Вассиан, как мы уже говорили, стал в Кириллове учеником Нила Сорского . Нил мог за то полюбить Патрикеева, что он по своему умственному развитию понимал глубокомысленного Нила. И он действительно понял своего наставника, когда впоследствии явился защитником его мнений. Это взаимное понимание и объясняет связь между воспитанником горы Афонской, основателем скитского жития на Руси и монахом, не сумевшим схоронить под мантией и куколем ни своих политических симпатий и антипатий, ни заносчивости боярина, ни смелости человека, который по меткому народному выражение – во послах бывал – говорить горазд; который и в монастыре жил роскошно и хлебосольно, как князь и боярин 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Собес. 1863 г. ч. III, 82–96. Но в рассуждении нет ничего такого, почему бы его нельзя признать за произведение Вассиана, как заметил это и покойный Невоструев. (Рассмотрение книги Хрущева: Исследование о сочинениях Иосифа Санина, 64–65). Преосвящ. Макарий склоняется в пользу принадлежности рассуждения веру Вассиана (Ист. Русск. Цер. т. VII, 259). Это полемическое сочинение в более полном виде с приписанием его Валаамским чудотворцам находится в Рук. имп. пуб. библ., из древнехран. Погодина 1316. 188 «Мнози книжницы во иноцех, пишет он, по диаволю лестному умышлению, из св. божественных книг, и из праведных житий выписывают и выкрадывают из книг преподобных и святых отец писание, и на тож место и в те же книги приписывают лучшая и полезная себе вносят на собрание свидетельства, яко бы то се подлинно святых писание». 189 «Процвела новая благодать, в ветхая их лжа попралася вся», в подобных выражениях неоднократно повторяет Вассиан свою любимую мысль о превосходстве и неуклонном следовании духу новозаветного учения. 190 Вассиан отзывается о современных ему монахах, что они окаянные и многогрешные «вылгали у Всемилостивого Спаса, у небесного Владыки таковый нося образ». 191 Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции. 192 Подобные черты-характера приписывались Вассиану не одним Иосифом, а даже Иоанном III. Соловьев. История России, т. V, изд. 3, 88. 193 Отвещание любозазорным напечатано в Чт. Общ. Ист. и Др. Рос. 1847г., 7; оно же служит 10 главою монастырского устава и напечатано также в Великих Четьих Минеях. Сентябрь, 546–563. 194 Сочинение имеет следующее название: «Слово кратко противу тех иже в вещи священные, подвижные и неподвижные, соборные церкви вступаются, и отъимати противу спасения души своея дерзают, заповеди Божии и церковные презирающе о православных царей и великих князей истинное с клятвою законоположение разоряюще и заповеди Божие приобидяще». Рук. Москов. Синод. быв. патр. библ. … (не разборчиво)… XVI в. л. 195–255. Рук. Москов. Пуб. Муз. 1257 XVI в. л. 191–263. Последняя рукопись написана в Волоколамском монастыре иноком его Вассианом, бывшим архимандритом (не разборчиво). Это самое сочинение мне известно еще по рукописи графа А. С. Уварова, где оно имеет название послания «О свободе святые церкве». Рукопись библ. графа Уварова, в Поречье, в лист, 221. О характере, авторе и происхождении этого сочинения см. у Павлова – «Исторический очерк секуляризации церковных земель», 60–63. 196 Др. Рос. Библио. ч. XIV, изд. 2, 177–203. Есть в рук. Моск. Публ. Музея 1257 л. 122–151 и в рук. Волоколамского монастыря, наход. в монаст. ризнице, л. 220–253.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

11 марта 1922 г. во время изъятия в П. Б. м. церковных ценностей возникли трения между представителями власти и насельниками мон-ря, к-рых поддержало местное население. Только со 2-й попытки, 16 марта, изъятие удалось произвести. Главмузей и ВЦИК потребовали прекратить изъятие, был поставлен вопрос о привлечении агентов к суду. В итоге коллекции уцелевших ценностей были вывезены из обители. В июне 1922 г. Наркомат юстиции РСФСР дал согласие на закрытие П. Б. м. и превращение его в музей ( Миркина. 1997. С. 215). Настоятели и насельники обители. Вместе с прп. Пафнутием в П. Б. м. подвизались: прп. Иосиф (Санин) Волоцкий, прп. Левкий Волоколамский, прп. Герасим Чёрный , прп. Давид Серпуховской, прп. Кассиан Босой , инок Вассиан (Санин; впосл. архиепископ), инок Иннокентий Дивный (см. о нем подробнее: Федотов С. В. Книжник Иннокентий Дивный и начало лит. школы мон-ря Рождества Богородицы под Боровском//Диалог со временем. СПб., 2013. Вып. 42. С. 144-157), инок Акакий (Санин). Следует, вероятно, признать неверным мнение о том, что свт. Вассиан I (Рыло) был учеником прп. Пафнутия, т. к. достоверных сведений о его пребывании в П. Б. м. нет ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 204-205); ошибочным является и представление о пребывании в обители еп. Суздальского и Тарусского Нифонта (ошибка возникла вслед. включения в «Послание прп. Иосифа Волоцкого еп. Нифонту» «Послания брату Вассиану», см.: Казакова, Лурье. 1955. С. 419). Преемником прп. Пафнутия и прп. Иосифа (Санина) в качестве игумена П. Б. м. стал Герасим (Смердков; 1479-1481), хиротонисанный в 1481 г. во епископа Коломенского (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 312). Незадолго до смерти еп. Герасим ушел на покой в П. Б. м., где скончался 16 мая 1489 г. (Там же. Т. 27. С. 359). Следующим известным настоятелем обители был игум. Арсений (упом. в 1486, 1487). Вскоре после кончины прп. Пафнутия в монастырь пришел прп. Даниил Переславский, а в кон. XV в.- свт. Макарий, подвизавшийся в П. Б. м. до 1523 г. В обители принимали постриг и представители светской элиты. Напр., в 1526 г. там был пострижен известный дипломат дьяк М. Ф. Карачаров (в иночестве Марк), происходивший из рода служилых людей Боровского у. ( Усачёв. 2018. Т. 1. С. 393-394).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

По изяществу каллиграфии обращает на себя внимание: « Книга Даниила пророка видение, Ипполита епископа. папы Римского толкование » (Московск. дух. акад., 131). Первой лист украшен красивым узором из цветов, на золотом поле, с изображением наверху птицы. В конце прибавлено: исчисление в хронологическом порядке царей Еврейских, Персидских, Римских; закон Юстиниана о том, что должны получать епископы по поставлении их; киноварью: сие убо епископы Русская земля иже подлежат митрополиту Киевскому и Всея Руси и како имуть чиновы и престоли епископам – поименованы все 18-ть. На последнем листе надпись: Написана бы книга сия в обители Пречистая Владычица наша Богородица честнаго и славнаго ея Успения, в устроении пребодобнаго отца нашего Иосифа. Повелением пречестнейшаго господина и отца моего игумена Даниила, рукою грешнаго черньчишки Лукы малого. Евангелие (Моск. дух. акад., 24/56), по своей надписи: «Бориса Кутузова» напоминает о друге детства Иосифа. Октоих и Ирмологий (той же библиотеки, 66/245), имеет надпись: «ермолой – письмо владыки Ростовского Вассиана иосифова брата, а держать его на список». Кроме изящного евангелия Нила Полева, сохранилось ещё нисколько книг ему же принадлежавших. Кроме Нила Полева и самого Иосифа, в Иосифовом монастыре, как переписчик книг, славился старец Фатей (Фотий), ученик Кассиана Босого. О нём сохранились сведения, что он написал евангелие «в хлебне, ходя, сполна, совсем в 12 недель: таково бе тщание, а и в оное время без службы пробысть и написа евангелие в 9 недель такоже совсем сполна, прочих же книг и евангелиев и псалтырь и четьих много преписал». Сведения эти дает нам Вассиан, ученик этого самого Фотия. Оба они и Вассиан, и Фотий занимались составлением сборников, которые все имеют подписи: Фотиев сборник, Фотиева письма, письмо Вассиана, ученика старца Фатея, Кассианова ученика Босого; книга черньца Вассиана, Фатеева ученика. В иных встречается послесловие Фатея, в другом послесловие нищего Вассиянишки, ученика старца Фатея, Кассианова ученика 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

54       Прозвища монахов иногда указывают на их подвиги: Варсонофий Неумой, Кассиан Босой. Монастырь давал постриженникам новые прозвища в отличие от мирского прозвания: Квашнин прозвался Невежей в Иосифовом монастыре, Герасим и Исаия в Пафнутьевом – Черными, в Иосифовом был Савва Черный. Старец Леженка учил Иосифа грамоте; можно полагать, что это был болезненный, никогда не встававший с одра старец. 55       Иосиф 20-ти лет принял пострижение, и пробыл около 18-ти лет в Пафнутьевском монастыре до смерти основателя, следовательно, Иосиф родился в 1439 или 1440 году. (Надгробное слово Иосифу Досифея Топоркова, изд. Невоструевым, стр. 13 я 14 и 68-е прим. издателя). 56       Вотчина его родителей – село Язвище – доныне сохранила своё название. Жители его до сих пор имеют обычай в день памяти Иосифа (9-го сентября) привозить свои деревенские произведения в монастырь, который от Язвища отстоит вёрст на двадцать. 57       Савва Черный и Досифей Топорков – оба дают родословную Иосифа. Досифей не раз говорит о том, что Иосиф «был благого корене». Но имени Сани или Александра нет в синодиках, где писан род Иосифа. Сын Сани – Григорий, в иночестве Герасим, поминается в синодиках вместе с инокиней Ириною (о нем у Досифея: стр. 10). Сын их: Иван в иноч. Иоанникий; жена его Марина, в иноч. Мария, постриглась у св. Власия, в Волоколамске. Дети их: 1) Иоанн, в иноч. Иосиф, 2) Вассиан, от 1506 – 1516 архиепископ Ростовский и Ярославский, 3) Акакий, юный инок в монастыре Пафнутия, впоследствии епископ Тверской от 1525 – 1546, умер в глубокой старости, 4) Елеазар упоминается у Саввы Мирянина, умер монахом. По синодику Иосифова монастыря, его можно предполагать в иноке Евфимии. Этот Елеазар мог быть отцом Досифея и Вассиана Топорковых. Досифей, автор надгробного слова и брат его Вассиан, впоследствии епископ Коломенский, названы братаничами Иосифа. Они оба были искусными иконописцами, помощниками знаменитого иконописца Дионисия, ученика Андрея Рублёва (у Саввы Чёрного: о постройке церкви в Иосифовом монастыре). Вообще, в роду Иосифа 14 имен иноческих мужеских и одно имя мирянина; женских мирских имен совсем нет, четыре иноческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

48       Заботливость Пафнутия о юных иноках видна из главы 19-й «о новоначалном черньци» и из гл. 39-й «о юнем учинице святаго» того же Вассианова жизнеописания Пафнутия. 49       См. послание Иоанна Грозного к игумену Кирилло-Белозерского монастыря (Акты истор., т. I, 214). 50       Первый и самый любопытный рассказ Пафнутия – это повесть «о велицем мору» (от 25 до 30 главы). Рассказ состоит из следующих частей: Исторические сведения о моровой язве 6935 года. Предание об умершей и вновь ожившей инокине, которая посетила рай и места мучений, и рассказ о том, что она видела в загробном мире. Предание о сне, увиденным Иваном Калитою; разговор его с митрополитом Петром о значении этого сна и другие предания о Калите. Последняя часть входить в повесть по поводу того, что монахиня видела в раю Ивана Калиту. Повесть эта, вместе с рассказом о его сновидении, встречается в рукописи и отдельно от жития, написанного Вассианом, например, л. 572 в Сборнике XVI в., написанным Вассианом, учеником старца Фотия (Рукопись Моск. духовной акад. Из Волоколамских рукописей 164/530). 51       У Вассиана гл. 31 – Видение святого о князе Георгии Васильевиче; в гл. 20 и 21 Вассиан повествует о том, как святой был прозорлив, как он узнал в пришельце убийцу Шемяки, а в гл. 16 рассказывается о том, как Пафнутий прозрел смерть старца Константина: «Бяше бо духовен зело», прибавляет автор от себя. 52       В конце жизнеописания Вассиан упоминает о том, что Иннокентию первому Пафнутий предсказал о своей кончине. Иннокентий был автором повести о преставлении Пафнутия (см. Сборник VII, л. 359). В летописном известии о Пафнутии: «един точию от ученик его, Инокентей именем, той с многими же слезами надгробнаа проглагола» (П. С. Р. Л., m. VIII, стр. 183). 53       О Кассиане Босом сохранилось много сведений: 1) в житиях Иосифа Волоколамского, 2) в Степенной книге по поводу крестьян Ивана Грозного (ч. II, стр. 207): «Приемницы же бяху иже от святыя купели сыну цареву два неленостная молитвенника состаревшася в добродетелех, има же имяху оба единопострижение во обители Пафнутия чудотворца Боровскаго, един же от сих, священства дар имя, именем Даниила... Вторый же именем Кассиан, зовомый Босый... О нем же и сам Иосиф свидетельствовавше, яко благодать велию имяше от Бога; старости же достиже яко лет сто. Его же яко младенища привезоша и бяше поддержим некоими избранными двема иноки тоя же обители».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Вассиан Санин, брат Иосифа Волоцкого , не смешивался со своим тезоименитым предшественником в сборниках XVI–XVII в., где исчислялись архиепископы Ростовские. В Истории Росс. Иерархии (ч. I, стр. 119) он поставлен тридцать шестым святителем Ростова. Между им и его предшественником Вассианом Рыло было два архиепископа: Иоасаф, князь Оболенский и Тихон Малышкин. Житие написано в то время, как автор его был архиепископом; Вассиан Санин был им от 18 января 1506 до 28 августа 1515 года; следовательно, житие писано в этот девятилетний промежуток. Житие это сохранилось в большом количестве списков. Оно между прочим помещено в Макарьевской Минее за май, и в сокращении в Четьи-Минеи Димитрия Ростовского под первым же числом мая. Список рассматриваемой рукописи один из лучших и полнейших. В житие включены Беседы Пафнутия, встречающиеся и отдельно от жития. Оно начинается следующими словами: «светел и сладок есть зело, иже добродетели прилежай в очию зрящих и сопребывающих тому и к уподоблению может двигнути и предводити и по восхищении его»; разделено на главы, каждая под своим названием и оканчивается похвалой преподобному. VII. Сборник XVI в. , в 4-ку; Московской духовн. акад. 152/515, из рукописей Волоколамского монастыря. л. 395. Повесть о кончине Пафнутия Боровского, написанная учеником его Иннокентием. Автор изо дня в день пересказывает все, что делал Пафнутий с тех пор, как почувствовал близость кончины. В этом памятнике между прочим есть сведения о том, что лица, обеспокоившиеся болезнью Пафнутия, присылали к нему грамоты: «Пришли Тферския грамоты и золотыя деньги»... «Грамоту от великаго князя привез Федя Викентьевичь»... «От великия княгини Софи грекини приспе посланный с посланием»… л. 419. Сказание о преподобном Пафнутии, то же, что и в предыдущем сборнике. л. 420. Грамота духовная преп. Иосифа Волоцкого великому князю Василию Ивановичу (см. выше II, л. 201). л. 511. Летопись событий конца XV и начала XVI в., писанная в Волоколамском Иосифове монастыре в правление Елены Глинской. Первое известие: «Лета 6987 мая 28 родился князь великий Василий Ивановичь. Того же лета поставлен монастырь Иосифов». Под 7038 годом означено, что приходили гости «из Ногаи с таваром, с коньми, и пригоноу было п ». Известие о Ногаях и конях их повторяется и под другими годами. Подобные летописные вставки встречаются в сборниках Иосифова монастыря среди статей, даже и в канонниках, среди молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010