В то время, как борьба Иосифа с владыками и старцами, заступившимися за покаявшихся еретиков, продолжалась, пришел к Иосифу Феодосий иконник, сын Дионисия, мудрого живописца, а поведал ему чудо преславно, как Бог обнаружил святотатство ложно раскаявшегося еретика 234 . Услыхав об этом, Иосиф, по словам Саввы Черного, паче перваго подвижеся, вновь стал писать державному, чтобы не верил еретическому покаянию: «Державный же Всея Руси государь князь великий Василий Иванович, повеле еретиков всех в темницу вметати и быти неисходным и до кончины живота. И слыша сия отец игумен Иосиф воздаде славу Богу». Так списатель жития Иосифа оканчивает повесть о борьбе с ересью. Но в одном сборнике есть еще любопытный эпизод из этой борьбы 235 . Старцы Иосифова монастыря Дионисий Звенигородский и Нил Полев по любви к пустынножительству удалились в пределы Белозерские, где тогда вводился скитский устав. Спустя несколько времени, один из них грамотою уведомил Иосифа о том, что видел ересь у скитников. Иосиф об этом сообщил брату своему Ростовскому архиепископу Вассиану понежь в его архиепископьи. Последний, находившийся тогда в Москве, довел это до сведенья великого князя. Тогда великий князь стал укорять Вассиана Патрикеева, защитника заволжских пустынников: «Добро ли чинят твои пустынники?» Вассиан на это отвечал: «Государь, грамота писана лукавством, все солгано, вопроси, государь, попа». Спросили попа, свидетеля, который привез грамоту, и поп подтвердил написанное. Тогда старец Вассиан просил попа на пытку. Попу изломали ногу, поп умер и не оговорил писавших грамоту. Узнав о смерти попа, великий князь опалился на виновников этого дела – на старцев Дионисия и Нила, велел их самих взять в Кириллов, а пустыни их сжечь. Это событие было новым поводом к вражде между Иосифовыми постриженниками и сторонниками Вассиана Патрикеева. К тому же Вассиан стал писать против Иосифа. Отвергая свидетельства Ветхого Завета в делах церкви Христовой, Вассиан обвинял Иосифа за то, что он, осуждая еретиков, преимущественно основывался на Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

228       Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова монастыря конца XVI века о дачах в него для поминовения. (Чт. общ. ист. и древн., 1863, кн. 4-я). Гробы обоих братьев целы, но на них нет никаких надписей. 231       О роскошной жизни Вассиана Патрикеева в Симонове монастыре свидетельствует близкий к нему по времени инок Зиновий Отенский в книге своей: «Истины показание к вопросившим о новом учении», изданной в приложении к Православн. Собеседнику за 1863 г. (стр. 899–901). 234        " Некий от еретиков покаялся и повериша его покаянию, таже и в попы его поставиша. И в некий день, служив литургию, прииде в дом свой, потир имея в руку свою, пещи тогда горящи и волья из потира в пещь отыде: а подружие его варящи ястие и узре в пещи во огни отроча мало, и глас от него изыде, глаголя: ты мя зде огню предаде, а яз тя предам вечному огню. И абие отврьзеся покров избы и прилетеша две птицы великия и взяша отроча, и полетеша на небо: таже покров ста, якоже и преже. И жена сия видя, бысть в велице страсе и ужас нападе нань, и поведаша сия в скрай живущим соседам«. (У Саввы Черн. стр. 38). 237       Слово ответно противу клевещущих истину евангельскую и т. д. (Правосл. Собесед., 1863 г.). Из него видно, что Иосиф опровергал Вассиана в следующих девяти словах: а) Яко подобает учительство приводити от ветхих писаний. б) Сказание о том, еже Вассиан глаголет и пишет о милосердии Божии, яко всех хощет спасти. Сие убо пишет еретиком хотя устроити жизнь немятежну, яко да не боящеся еретицы прелщают и в жидовство отводят. в) О том, еже Вассиан глаголет, яко аще и согрешиша еретицы и отступницы, прияти будут. г) О том, еже Вассиан пустырник глаголет: которых еретиков казнили, то суть мученицы. д) О еже како Нил и ученик его Вассиан похулиша великих чудотворцев Антония и Феодосия... (В защиту русских преподобных, «в отвещание любозазорным», написал Иосиф свое «Сказание о святых отцех в монастырех рустей земли», см. выше). е) О еже, како во второе лето князь великий Иван Васильевич Всея Росии велел быти на Москве святителем и Нилу, и Иосифу попове ради, иже держаху наложницы, паче же рещи: восхоте отимати села у святых церквей и монастырей,

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Иосифа Санина архимандриту Вассиану о Троице (до 1479 г.) Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Иосифа архимандриту Вассиану о троице» является, как мы можем предполагать, древнейшим памятником полемики с новгородско-московской ересью конца XV—haчama XVI в. Уже И. Хрущов обратил внимание на то, что автор называет адресата послания пастырем и освященной главою в противоположность себе, живущему «в учимом чину», и сделал отсюда вывод, что Иосиф во время написания послания еще не был игуменом; следовательно послание было написано до 1479 г. Если это так, то адресатом послания был, очевидно, архимандрит Тверского отроча монастыря Вассиан, ставший в 1478 г. епископом Тверским. «Послание о троице» было до сих пор издано только один раз — в 1790 г. в «Древней Российской вивлиофике» (т. XIV, стр. 218). Издание это совершенно не удовлетворяет современным археографическим принципам: рукописный источник не указан, в тексте обнаруживается множество грубых искажений, заставляющих подозревать, что издатель плохо понимал издаваемый текст. Так, например, слова «господа бога» под титлом издатель неизменно читал как слово «габа», трижды передавая фразу «И рече ей аггел господа бога: Агарь!», как «И рече ей ангел: Габа Агарь!». Имеется в тексте «Древней Российской вивлиофики» и несколько значительных пропусков. В настоящем издании нами привлечены 3 списка «Послания о троице», — все они принадлежит к собранию Иосифова Волоколамского монастыря (ныне в Гос. Библиотеке СССР им. В. И. Ленина): 1) БИЛ, Волок. 156(520); 4°. Сборная рукопись, состоящая из 2 тетрадей; первая тетрадь — сер. XVI в. Л. 1—«Послание о троице» (без заглавия). Подробное описание рукописи см.: Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии, иеромонаха Иосифа, М., 1882, стр. 164 (ср.: П. Строев.Описание рукописей монастырей Волоколамского и др. СПб., 1891, стр. 136, 316);

http://sedmitza.ru/lib/text/433571/

ж) О еже како иногда прииде на Москву, Вассиан пустынник, яко да великого князя научит и вся благородный человеки, иже у монастырей и у мирских церквей села отимати. з) О еже како Нил и ученик его Вассиан похулиша не токмо в руской земли чудотворцев, но иже и в древняя лета и в тамошних землях бывших чудотворцов, чюдесем их не вероваша и от писания изметаша чудеса их. и) О еже како Нил и ученик его Вассиан глаголють и пишуть, яко не подобает божественных церквей и всечестных икон украшати златом и сребром, такоже и священных сосудов не подобает в церкви имети златых и серебряных. i) Яко не подобает Ниловым и Вассиановым ученикам свокуплятися в дружбе и совете, ниже сожительствовати с ними, яко да не навыкнем такоже хулити чудотворци. 238       Сохранилось в большом количестве списков, помещено в житии Иосифа – Саввы Черного и встречается при Уставе его. (См. в Источниках, сборник II, л. 281). 239       Вот имена семи остальных старейших иноков: Калист, бывший где-то игуменом, Гурий, бывший келарь (впоследствии архиепископ Казанский), Геронтий Рокитин, Геласий Суколенов, Варлаам старый, Селиван Келарь, Тихон Леньков (впоследствии игумен Иосифова монастыря). 240       Встречается в сборниках Волокол. библиот. (Моск. дух. ак. 152/515, 163/529, 189/577), а также там, где и предыдущее послание. (В Источниках, сборник II, л. 201). 241       Житие Иосифа сост. Саввою Черным. В Воскрес. Летоп. под 1515 годом: Князь велики Василей Ивановичь Всеа Руси был впервые в своей отчине на Волоце на Ламском на свою потеху. (П. С. Р. Л., т. VIII, стр. 259). Жития Иосифа свидетельствуют о посещениях великим князем обители и о неисчислимых его благодеяниях. Сведений же о дарах великого князя немного. В Актах Арх. Эксп. (т. I 169) помещена грамота великого князя Василия Ивановича от 1520 года об отводе Иосифову Волоколамскому монастырю место под осадный двор в г. Твери. В большой церкви Иосифова монастыря хранится плащаница, дар этого великого князя. 242       Издается по рукописи начала XVI в., (см. в Источниках, сборник II, л. 217). Насколько мне известно, послание это сохранилось в одном списке в сборнике близкого к Иосифу по времени епископа Нифонта, бывшего игумена Иосифова монастыря. Об этом послании см. стр. 97. О сыне княгини Марии князь Голенин, стр. 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

644 См.: Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря... С. 12; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. ... С. 28. 646 Кадлубовский А.П, Очерки... С. 238. Ср.: Хрущов И.П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868. С. 94; Миллер О.Ф. Вопрос о направлении Иосифа Волоколамского//ЖМНП. 1868. 2. С. 527–545. 648 См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых... С. 294–295. По предположению Р.П. Дмитриевой, в 10-х годах XVI в., после смерти Иосифа (1515), Досифей проживал в Пафнутьево-Боровском монастыре, а в 20-х годах – в московском Симоновом монастыре. 650 Рыбаков Б.А. Воинствующие церковники XVI века//Антирелигиозник. 1934. 4. С. 26–31. В дальнейшем Досифей Топорков отождествляется с другим иосифлянином Досифеем Забеллой, епископом Крутицким (1508–1544). Оба присутствовали на соборе 1531 г. и свидетельствовали против Вассиана; «владыко» Досифей отказался подтвердить благословение, полученное Вассианом от митрополита Варлаама на «правку» Кормчей. См.: Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев... Прилож. С. 286–287, 296–297. 652 Это подтверждает мысль Н. А. Казаковой о том, что Вассиан Патрикеев как публицист больше тяготел к литературной школе иосифлян, чем нестяжателей. См.: Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев... С. 116–124. 653 Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. ... С. 28, 29, 31, 33, 37, 41. Р.П. Дмитриева относит к книгам Досифея также следующие: «Два октаика в десть, на соборе канархают, перваго гласа писмо Дософея Вощечникова», «Псалмы в восьмую дести, Дософеево писмо Вощечниково», «Да списание Иосифово на еретики в полдесть, писмо Дософево Вощечниково», «Да Ермолой в полдесть, Дософеево писмо Вощечниково» (см. с. 27, 30, 33, 36). Это, в частности, подтверждают пометы в ркп. ГИМ. Епархиальное собр. 174 (Волоколамское собр. 246) кон. XV в.: «Стихираль полнай Досифея Топоркова» (л. 17об.); «Книга, глаголемая Ермолой, а писал сию многогрешны инок Досифей по благословению отца своего игумена Иосифа» (л. 405), в описи 1545 г. эта книга значится как «Дософеево писмо Вощечниково».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иннокентий уже одной близостью к Пафнутию, с которым делил молитвенные подвиги, стяжал себе название дивного старца, как выражается о нём Вассиан в своем жизнеописании Пафнутия 52 . Строгий подвижник Кассиан удручал плоть свою с юных лет и достиг того, что стал нечувствителен к холоду и жару. Одежда его всегда была одна и та же: свитка, власяница, да мантия. Обуви он никогда не носил, кроме лаптей (сандалейцо лычно), да и то на босую ногу, от чего он и стал известен под именем Кассиана Босого 53 . Это прозвище осталось за ним во всю его долголетнюю жизнь 54 . Герасим, по прозванию Черный, не уступал другим в благочестии. К нему был полон уважения, как к отцу духовному, четвертый из старейших иноков обители, Иосиф. Этому то Иосифу и пришлось быть преемником святого старца-основателя. Старец не по годам, а по чину, Иосиф не достиг ещё тогда сорокалетнего возраста 55 . Он был среднего роста, чрезвычайно хорош собою, «уподобися древнему Иосифу» говорит о нем современник его; бороду он имел округленную, не слишком длинную, цвет волос его был тёмно-русый. Он был доброго рода, сын вотчинника в пределах Волоколамских, Санина, внука некоего Сани или Александра, выходца из Литвы 56 . На восьмом году от рождения, Иосиф (тогда ещё Иоанн) был отдан учиться грамоте в монастырь Воздвижения к старцу Арсению Леженке. В семействе Саниных была наклонность к монастырской жизни: дед Иосифа умер иноком, его изречения о рае хранились в памяти родственников 57 . С годами отрок научился читать и петь так, что люди дивились. Он прежде всех являлся в церковь ; церковь заменяла ему все удовольствия. Под влиянием книг он стал рассуждать с ранних лет о скоротечности жизни. Сильное желание спастись победило в нём потребность жить и наслаждаться; он стал бояться своей молодости и грехов, стал усердно молить Бога о наставнике. В этот отроческий период жизни Иосифа, авторы житий его говорят о дружбе его с «вельможным отроком» Борисом Кутузовым, который полюбил Иосифа за его чистоту и целомудрие. Иосиф не терял этой дружбы и сохранил до старости приязненное отношение к Борису Васильевичу 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Авалиани. Источники и пособия: 1) Летопись занятий Археогр. Комиссии т. X, I–XXIII+35 «Беседа преподобных Сергия и Германа валаамских чудотворцев», 2) Слово кратко в защиту монастырских имуществ, Чт. в М. О. И. и Др. Р. 1902 г. кн. 2 р. I–XXX+68, 3) Бодянский – Чт. М. О. И. др. 1859 г. 3, 4) Хрущов – Исслед. о сочинениях Иосифа Санина, 5) Хрущев – Древняя и Новая Россия 1875 г., 3, 6) Отчет о XII присуждении наград гр. Уварова, 7) Иконников – Максим Грек , 8) Иконников – Русские общественные деятели XVI в., 9) Павлов – Исторический очерк секуляризаций церковных земель в России, 10) Правосл. Собеседник 1863 г. г. III – Полемические сочинения кн. Вассиана, 11) Жмакин – Митрополит Даниил и его сочинения, 12) Голубинский – История русской церкви т. 2, 1 пол., 13) Отчет о 25 присуждений наград гр. Уварова, 14) Ключевский – Боярская дума изд. III, 15) Стратонов – Заметки по истории зем. сборов. Уч. Зап. Казанского Университета 1906, 3, 16) Соловьев – История России т. I, II, Костомаров – Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей т. I, 17) Богословский Вестник – июль-август 1907 г. Кузнецов – К вопросу о церковном имуществе и отношение государства к церковным имениям в России, 18) Прение Митр. Даниила с М. Греком и Вассианом, Чт. М. О. и Др. 1847 г. 7, 9, 19) Богословский Вестник – июль-август 1907 г. Гречев – Заволжские старцы в литературном решении спорных вопросов русской церковно-общественной жизни XV и XVI в., 20) Ключевский – курс русской истории ч. II, 21) Павлов – О Кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева Уч. Зап. Каз. Ун. 1864 г., в.2:22) О списках Кормчей Вассиана – Востоков – Описание румянцевского музея стр. 312, 23) Макария – История русской церкви т. XIII, 24) Шляпкин – Памятники древней письменности, в. IV т. 276 Как именно исцелял Аввакум бесноватых, с помощью каких приемов, это видно из его рассказов «Во искусе, повествует он, на Руси бывало, – человека три-четыре бешаных приведенных бывало в дому моем, и, за молитвы отец, отхождаху от них беен, действом и повелением Бога живого, и Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия – света.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

л. 177 необычному видению, и сейчас еще от великого страха трепещет сердце». И запретил он ученику своему кому-либо это рассказывать. Очень же любил Фотий Исайю за великое его смирение и послушание и ничего не скрывал от него. Сказал он ему и это: «Если я слягу, то мне не встать». И с трудом пошел он ко всенощной, так как от великого воздержания, и подвигов, и старости изнемог телом. И пришел после утрени, и с того дня не мог больше ходить к церковной службе, но славословие Богу из уст его исходило постоянно, и совершал он это до последнего дыхания в полной памяти. И поведал Исайя об этом после его преставления. Рассказал того же старца Фотия ученик «Однажды, – поведал он, – пришел я // л. 177 об. в келью после церковной службы за несколько дней до преставления старца Фотия и почувствовал в келье сильное благоухание, такое обильное, как бывает после каждения ладаном. И спросил брата своего (а Арсений у старца находился, опекая его, и, когда надо было, кадил, так как старец изнемог), и он ответил: «И я чувствую это благоухание, в то время как каждения не было и огня в кадиле не бывало». И понемногу прекратилось благоухание. И это было, – сказал он, – и не однажды чувствовал я в келье благоухание без каждения перед его кончиной». И это слышал я, непотребный Вассиан, и написал для себя, умягчая ниву своего злонравного сердца, поминая подвиги старца и неприятие им мирских наслаждений ради счастья будущих вечных // л. 178 благ, там где праведники ликуют; того око не видит и ухо не и на сердце человеку не придет, что уготовал Бог тем, кто любит его и творит его волю; как нельзя алчущему не помнить о так нельзй спастись тому, кто не думает о конце и Божьем суде. 404 Иосиф Волоцкий (1439/1440–1515) – крупный церковный деятель и писатель, ученик Пафнутия Боровского, основатель волоколамского монастыря Успения Богородицы (1479), позднее получившего его имя. Иосиф Волоцкий был сторонником сильной великокняжеской власти, защитником монастырского землевладения и строгого общежительного устава, идеологом «воинствующей» церкви в борьбе с еретическими движениями конца XV – начала XVI в. Местное почитание Иосифа Волоцкого как святого началось с 1579 г., повсеместное празднование было установлено собором 1591 г. Основанный им монастырь был центром иосифлянской школы монашества, книгописной культуры вв. Здесь в заточении находились Вассиан Патрикеев и Максим Грек . Постриженниками монастыря были крупнейшие церковные иерархи, писатели и книжники XVI столетия (митрополит Даниил, казанский архиепископ Гурий Руготин, Досифей Топорков, Нифонт Кормилицын, Евфимий Турков и др.). О волоколамском Успенском монастыре и его основателе рассказывается в Надгробном слове Иосифу Волоцкому , Волоколамском патерике, житиях Иосифа Волоцкого, Летописчике Иосифа Санина и др. произведениях древнерусской литературы XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

264 ...яко и во первой моей епистолии воспомянухом о каликах твоих... – Курбский здесь имеет в виду не свое Первое послание Ивану IV 1564 г., а первоначальный вариант Третьего послания царя с приложенными к нему двумя отрывками из «Парадоксов» М. Т. Цицерона. 265 ...град великий Полоцк... досталъ былъ ecu. – Город Полоцк был взят польско-литовскими войсками под предводительством короля Стефана Батория 31 августа 1579 г. Захват Полоцка явился крупнейшим поражением армии Ивана Грозного в Ливонской войне, ибо он свел на нет победоносное завоевание Полоцка русскими войсками под командованием Ивана IV 15 февраля 1563 г., которое было важнейшим военным успехом России в этой войне. 266 Собравшися со всмъ твоим воинством, за лесы забившися, яко един хороняка и бегунъ, трепещешъ и исчезаешъ... – Курбский имеет здесь в виду, очевидно, тот известный факт, что Иван Грозный, находясь с главными силами русской армии во Пскове, не пришел на помощь к Полоцку, когда его штурмовали польско-литовские войска (см.: Скрынников Р. Г. Россия после опричнины. Л., 1975. С. 47). Стояние царя с войсками во Пскове вряд ли объяснялось трусостью царя, как это трактует Курбский в данном пассаже. По мнению Р. Г. Скрынникова, пребывание царя с войсками во Пскове диктовалось начавшейся концентрацией шведской армии в районе Нарвы и Ивангорода и тем, что царь дорожил Нарвой как крепостью и портом больше, чем Полоцком. 267 ...за молитвою и совтом прелукавые четы осифлянския Васьяна Топоркова... не держати мудрйшие рады при соб... – Вассиан Топорков – племянник основателя иосифлянства, игумена Волоцкого Успенского монастыря Иосифа (в миру – Ивана Санина), являвшегося воинствующим церковником, ярым сторонником самодержавия и противником нестяжателей. Вассиан был одним из первых постриженников Волоцкого Успенского монастыря, а затем игуменом Николаевского Песношского монастыря, расположенного в удельном Дмитровском княжестве. В 1525–1548 гг. был коломенским епископом. Вместе с митрополитом Московским Даниилом оказал большую поддержку Василию III в его бракоразводном деле в связи с бесплодием его первой жены Соломонии Сабуровой, активно участвовал в осуждении Максима Грека , Вассиана Патрикеева и других нестяжателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же списке перед житием отдельно помещены два рассказа из жизни Соловецкого монастыря, любопытные по указаниям на порчу монастырских нравов и потому, вероятно, не попавшие в другие списки: один из них – о пророчестве Зосимы – писан 32 года спустя по смерти святого, т.е. в 1510 году, и судя по выражениям, тем же Досифеем, который записал в житии предсмертное обещание Зосимы 269 . Бывший игумен и биограф жил еще несколько лет после 1510 года: в числе лучших старцев монастыря в грамоте 1514 года является и бывший игумен Досифей 270 . По этим статьям, не тронутым переделкой, можно судить о той простой, «не ухищренной» речи, которой писал Досифей: это – книжная церковно-славянская речь, только без риторики и с большей примесью русского элемента сравнительно с языком образцовых агиобиографов XV в. К чудесам, рассказанным Досифеем, еще в описываемый период прибавлено 18 новых, описанных соловецким игуменом Вассианом: из неясных известий о монастыре в начале XVI в. можно видеть только, что он был игуменом между 1514 и 1527 г. 271 . Еще к описываемому времени относятся первые памятники из длинной серии житий и записок, вышедших из среды учеников Пафнутия Боровского и Иосифа. Волоцкого и посвященных описанию подвигов учителей. Большая часть списков пространной биографии Пафнутия называет автором ее Пафнутиева ученика Вассиана, архиепископа ростовского 272 . Исследователи, видя в нем ростовского архиепископа Вассиана, по прозванию Рыло, автора известного послания к великому князю Ивану III на Угру, бывшего игуменом Сергиева, потом Спасского монастыря в Москве и умершего в 4481 году, прибавляют, что он был ученик Пафнутия и родственник Иосифа Санина 273 . Трудно угадать источник этих известий. В биографии Иосифа, написанной Крутицким епископом Саввой Черным, и в послании рязанского епископа Леонида к царю Федору Ивановичу встречаем двоих Вассианов, родственников Иосифа: один, племянник его Топорков, поставлен в 1525 г. епископом в Коломну, другой, брат Иосифа, был архимандритом Симонова монастыря, а с 1506 года ростовским архиепископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010