Знаменательно, что создание образа систематизированной святости, «иконы из многих икон», рассматривается как отличительная черта литургической утвари эпохи митрополита Киприана. Для нас особенно интересно наблюдение, что в период с конца XIV в. по середину XV в. сложная вариативность литургических композиций сменилась «полной унификацией сюжетов по образу и подобию иконописи» 269 . При этом некоторые явления древнерусского ars sacra, как кажется, прямо связаны с антепендиумами и первыми иконостасами. К их числу принадлежит иконографическая программа оклада Евангелия Федора Кошки, созданного, согласно вкладной надписи, в 1392 г. «при преосвященном Киприане, митрополите Киевском и всия Руси» 270 . Исследователи уже указывали на возможную связь декора оклада с реальной архитектурой первых иконостасов, на центральное изображение Деисуса с Христом на троне и многоярусную структуру 271 . Велико и неслучайно сходство композиции оклада с алтарными пеленами типа «Суздальского воздуха» или очень близкой по времени пелены 1389 г. Отметим изображения пишущих евангелистов в углах, вкладную надпись, идущую каймой по краю, ангельские чины на полях, а также особый принцип как бы вставленных и специально обрамленных образов, напоминающих как вышитые золотом и жемчугом изображения на тканевой основе, так и отдельные иконы в структуре иконостаса. Евангелие Федора Кошки, находившееся на престоле во время литургии и хорошо видимое в открытых царских вратах, входило в символическую систему многосоставных алтарных икон и должно было, вместе с иконостасом и антепендиумом, создать образ всей Церкви. Драгоценный оклад 1392 г. позволяет догадываться, как могли бы выглядеть чеканные древнерусские антепендиумы, продолжающие византийскую традицию, известную нам по венецианской Pala d’Oro. В связи с этим кажется вполне вероятным предположение, что образ «Спаса в силах», появившийся в центре деисусного чина и ставший важнейшим нововведением русского иконостаса, мог быть подсказан иконографией антепендиумом. Идея небесного величия Христа полностью соответствовала византийскому толкованию верхнего алтарного покрова как символического образа Славы Божией. Литургический комментарий Симеона Солунского , написанный в эпоху Киприана, раскрывает смысл многофигурных композиций на предалтарных иконах, доминирующие в их иконографии темы Теофании и Евхаристической жертвы, взаимозависимые как верхний и нижний алтарные покровы: «Трапеза образует всю Церковь , от концов земли собравшуюся к Господу, на нем основанную евангельскою проповедью и словом благодати… Полагается срачица (syndon), которая знаменует плащаницу на умерщвленном ради нас божественном теле. Потом распростирается трапезофор (индития), который бывает светлее и служит образом Славы Божией, так как жертвенник есть престол Божий; а с другой стороны, он напоминает и одежды Спасителя, блестевшие как снег» 272 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Когда я приехал впервые в болгарский монастырь Зограф, там было семь человек монахов и чудовищное количество кошек. Я вошел на монастырский двор и остановился, пораженный: не знаю, сколько их было, − сто или больше: везде одни кошки. Сел на лавочку около ворот, где уже сидел старый-престарый болгарский монах. Я сказал ему: «Отче, сколько же кошек у вас в монастыре!». Он вздохнул и ответил: «Эх, сынку, кошки у нас есть, дал Господь − монахов нету». Слава Богу, сейчас в Зографе совершенно по-другому: около 50 человек очень дружной молодой братии. Особое впечатление тогда произвел на меня Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Без преувеличения, целый город, точнее его руины − то, что осталось от величественного детища православной Российской империи. Разрушенные временем, сгоревшие и просто заброшенные корпуса − и среди всего этого около трех десятков монахов на территории, предназначенной для проживания нескольких тысяч человек. На Святой Горе каждый монастырь является уменьшенной копией своей Поместной Церкви. И состояние русского монастыря точно отражало то положение, в котором находилась Русская Церковь тогда, в конце 1980-х годов. Вообще, русское наследие на Афоне было в ужасающем состоянии. Когда идешь по Святой Горе, везде видны остатки русских строений − келий, скитов. Они выделяются своей русской архитектурой, ее сразу можно узнать. И тогда все это было примерно в том же виде, как где-нибудь у нас в Ивановской или Костромской губернии: полуразрушенное, с провалившимися крышами, с проржавевшими и покосившимися крестами. Слава Богу, сегодня Пантелеимонов монастырь восстановлен. Отреставрированы храмы, гостиницы, другие монастырские здания и сооружения. Я много лет езжу на Святую Гору, всегда останавливаюсь в Русском монастыре. Вижу труды братии, их доброе отношение к паломникам, и это остается в сердце надолго.     По материалам Православие. ру Комментарии Всего комментариев: 7 2016/08/30, 09:36:32 Приятно встретить материал моего Владыки далеко от Саратова. В одном из духовных центров мира. Рад возрождению русского присутствия на Афоне и молитвенной силе Афонских насельников ныне. Монастырская молитва усердная и сердечная безусловно реальная помощь в жизни каждого Православного. Держимся за Бога, держимся сами и держимся друг друга. И так выживем здесь и имеем дерзновение спастись во Святом небе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2349

Однако самая первая деревянная церковь появилась здесь, в родовой вотчине Шереметевых еще в XVII веке. Род Шереметевых был одним из самых знатных в России. Они приходились дальними родственниками Романовым, так как вместе с ними были прямыми потомками Андрея Кобылы (Камбилы), и его сына, знаменитого боярина Федора Кошки, который служил Дмитрию Донскому. Ветвь потомков Федора Кошки, Беззубцевы, стали именоваться Шереметевыми, так как основатель их фамилии, Андрей Константинович получил прозвище Шеремет. Что оно означало – неизвестно до сих пор, но зато в историю давно вошла поговорка: «Богат, как Шереметев». Действительно, по своему фамильному состоянию они равнялись только с Юсуповыми. Правнучка Андрея Шеремета, Елена Ивановна, стала женой старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана: именно из-за нее царь убил своего сына. Когда государь вошел в палаты, беременная невестка была одета в простое домашнее платье, что тогда считалось неполным одеянием, и он пришел в ярость. Сын же осмелился защищать жену. Род Шереметевых был славен доблестной государевой и военной службой: они поддержали Михаила Романова, потом Петра I, участвовали в Ливонской и Северной войнах, за что получали множество земельных владений, ставших основой их сказочного богатства. Среди них оказалась и подмосковная вотчина Кусково, которая пробыла в их собственности почти 400 лет – до 1917 года. Впервые она упоминается как владение Шереметевых в первой половине XVI века, когда боярин Василий Шереметев выменял эту подмосковную деревню на одну из своих вотчин ради «охотной забавы». Густые леса с дикими животными, болотистая местность с птицей сулили большое приволье. Ученые расходятся в версиях о происхождении имени шереметевской деревни. Возможно, что она уже в те времена именовалось Кусково, но по преданию, это имя родилось позднее, в первой половине XVIII столетия, при графе П.Б. Шереметеве, который называл свое владение «куском». При нем и появилась здесь эта роскошная усадьба, а прежде тут стоял простой деревянный дом с садом и деревянная домовая церковь. Неизвестно, была ли она тогда Спасской, или ее переосвятили потом, в честь подаренной святыни. Первым стал обустраивать Кусково первый русский граф и фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, задумавший превратить ее из обыкновенного охотничьего угодья в загородную летнюю резиденцию – в духе петровской придворной моды. По его замыслу, новые хоромы должны были оказаться не хуже меншиковских. Строить, однако, пришлось из дерева, так как каменное строительство в Москве было в ту пору запрещено царским указом.

http://pravoslavie.ru/169.html

– Сказать им, что нет правила на развод их, и убеждать приноровиться друг к другу для дальнейшей совместной жизни, что не должно быть трудно для них при их летах (сорок два и тридцать), и после небезукоризненной жизни их (того и другого) до супружества. 15/27 августа 1897. Пятница. Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Обычная праздничная служба, с малым числом молящихся. Потом заботы по приготовлению зданий Семинарии. Вечером опять служба. Отправил к о. Иннокентию, в Одавара, переводчиком Матфея Уеда, на место Емильяна Хигуци, который должен вернуться к началу уроков в Семинарии. Граф Муцу, бывший министром Иностранных дел во время войны с Китаем и следовавших затем договорных перипетий, умер, и завтра будут хоронить его. В болезни любимое положение его было – обращение к Дворцу Императора, когда, пред самой смертью, сказали ему, что Император прибыл (из Кёото) в Токио, Муцу усиливался сделать руками обращенное к Императору молитвенное движение; приводится это ныне в газетах, как выспренная похвала почившему патриоту. Как это грустно! У лучших японских людей – ни мысли о Боге, о душе, о загробной жизни. Что же теперь душа Муцу, излетевшая из тела? Какая ее участь? Душа она хорошая, зла у ней нет (за исключением глупости [очевидно, невменяемой] по части иностранной политики). Слепорожденная она в том мире, – это несомненно; и ныне, вероятно, с усилием приоткроет глаза; но глаза эти уже не те, что были обращены к резиденции Императора, а глаза слепорожденной кошки. Но ужели навсегда? И кошки же прозревают. Ужели не прозрит Муцу и легионы ему подобных? Боже милосердный! Ты – Судия Праведный! Конечно, правда и милость сретятся на твоем Суде, – и милость победит! Ибо все – Твои дети, и познавшие Тебя, и не познавшие, но все же сотворившие хоть нечто по Твоему Закону, – а любовь к Отечеству не черпали из оного? 16/28 августа 1897. Суббота. После Обедни освятил все иконы, уже поставленные в киоты и приготовленные к помещению на приготовленных им местах во всех комнатах новой Семинарии, жилых, классных, больничных, столовой и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Москва. Церковь Георгия Победоносца на Большой Дмитровке. Церковь Георгия Победоносца в бывшем Георгиевском монастыре /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Точная дата постройки Георгиевской церкви неизвестна, первые упоминания о храме датированы 1462 и 1493 гг. Он находился между Тверской и Большой Дмитровкой, рядом с домом боярина Ф.А. Кошки, прародителя династии Захарьиных-Юрьевых-Романовых, поэтому не исключено, что она являлась родовым храмом Романовых. Существует мнение, что после кончины боярина Кошки его вдова основала эту церковь. По другой версии Георгия монастырь появился в I пол. XVI в. в то время, когда родовым имением владел Ю.З. Кошкин-Захарьин, восстановив церковь после пожара, которая сгорела дотла. При правлении царя Федора обветшавшая церковь была восстановлена, а во время крестных ходах царь приказывал носить из храма икону св. Феодора Стратилата. Церковь Георгия Победоносца на Большой Дмитровке отличалась многочисленными захоронениями знатных людей, правителей и царей. В середине XVII в. боярин Р.М. Стрешнев построил в монастыре церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Алексия человека Божия. По воле Петра и благословению Стефана Яворского Георгиевская церковь была заново выстроена (пятиглавый храм с шатровой колокольней), а монастырские врата украшены церковью Спаса Нерукотворного. В 1750 г. княгиня Прасковья Шаховская приказала построить церковь святых Захария и Елисаветы в Георгиевской обители в честь императрицы Елизаветы Петровны. Позже о монастыре очень пеклась первая русская царица Анастасия Романовна, часто посещала его, а также делала щедрые пожертвования на его процветание и устроение в память тетки-воспитательницы и отчего дома. Через некоторое время с повеления Анастасии рядом храмом выстроена церковь во имя св. Анастасии Узорешительницы. В 1812 г. церковь была разорена войском Наполеона, ее пришлось упразднить. Через год церкви Георгиевская и Казанская все же восстановили, но были обращены в приходские. Здесь же построен дом для священников кремлевских Архангельского и Благовещенского соборов.

http://sobory.ru/article/?object=34972

Дмитрий М 16 марта 2012, 00:33 Дмитрий, разного рода мероприятия проводятся не в богослужебной части храма, а в специальных помещениях. Девушки же бесновались у алтаря. Ольга 15 марта 2012, 22:51 От этих событий у меня сердце разрывается. Если мы не будем защищать Церковь и веру православную, эти бесноватые своими плясками нас вообще из храмов вытеснят. Прости меня Господи! Дмитрий 15 марта 2012, 21:30 Да, всё верно написано, но прошу обсудить так же случаи проведения на территории данного храма ВИП-вечеринок с алкоголем. Кто даёт на это разрешения и кому это нужно? Получается кто-то из управления храмом уже целенаправленно сам стирает признаки святости с этого места и эти вопросы никак нельзя замалчивать и отнекиваться от них. Что выступление этих глупых девочек, что разрешённые ВИП-вечеринки в храме, всё это в равной степени оскверняет. Нельзя быть двуличными, если у кого-то есть информация по поводу таких вот мероприятий на территории храма Христа Спасителя, то прошу с ней поделиться, чтобы узнать с какой целью это делается. Юрий 15 марта 2012, 21:29 только зря вы назвали кощунниц " кошки " . для русского уха само название группы уже звучит неприлично, а значение первого слова этого названия и в этом контексте, отнюдь не " кошка " , а нечто совсем другое, гораздо более провокативное... Елена 15 марта 2012, 20:40 Полностью согласна. Кроме одного моменте - они не " Кошки " . Их название переводится с английского значительно более вульгарным словом.От понимания этого их выходки воспринимаешь со значительно больших омерзением... Татьяна Кецлах 15 марта 2012, 16:52 Спасибо за статью! Очень бы хотелось, чтоб все запутавшиеся несчастные люди поняли и очнулись. Недавно была участником жаркой и жесткой многодневной дискуссии на эту тему в " Новой газете " . Было очень горько от того, что неизвестно сколько людей запутано призывами к лояльности, толерантности и псевдотерпению и просьбами не шевелиться, пока глумятся над святынями и над душами нашими. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/52202.html

Но вот несчастье – соловьи мало-помалу стали исчезать. Причиною же сего оказались кошки, которые усердно ловили их для своей потребности, не различая соловьев от мышей. Между прочим, старец Макарий любил держать в своих келлиях кошек как полезных домашних зверьков, способных истреблять известных вредных грызунов, только отнюдь не любил ласкать их. Павел Степанович, как любитель соловьиного пения, возревновал против этих неразборчивых истребителей. В досаде на них и, вероятно, надеясь на обычную снисходительность Старца, он пришел к нему и бесцеремонно начал говорить: „Благословите, батюшка, побить кошек“. Озадаченный такой неожиданной просьбой и видя в просителе настойчивость и несмиренное расположение духа (что в монашестве считается нетерпимым злом), Старец, со своей стороны, спрашивает: „За что же, за что их побить?“ – „Да как же, – отвечает тот, – они всех соловьев поели“. – „Ну так что ж? – продолжал Старец. – Это их естественное свойство“. Да как затопочет ногами, зашумит на Павла Степановича: „Ах ты, сякой-такой! Ишь, затеял что!“ Павел Степанович повернулся было к двери уходить, как Старец начал поддавать ему подзатыльник. И стучит, и шумит, и под затылок поддает. Хотел было Павел Степанович поскорее выбежать вон, но так растерялся, что ощупывает руками дверь и никак не может ее найти, а Старец продолжает штурмовать. Наконец он кое-как выбрался на дорожку и от сильного огорчения тут же дал себе слово непременно хоть куда-нибудь уйти из Оптиной Пустыни, говоря, что тут каторжная жизнь. Сложившись с таким помыслом, он уже и от Старца отшатнулся: дня два или три ходит мимо Старца, не кланяется ему, ни под благословение не подходит, и даже не смотрит на него. Видит Старец, что Павел огорчился до крайности. Пришел как-то сам к его келлии и сотворил по обычаю монастырскому молитву. Послышался внутри келлии ответный „аминь“. „Благослови, брате, войти“, – сказал Старец. Был ответ: „Бог благословит“. Вошел Старец, помолился на святые иконы и затем с краткою речью обратился к Павлу Степановичу: „Павел, Павел! Ты обиделся на меня? Обиделся? Ну, прости меня“.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памятник забвению или попытка укрепить семейные ценности? О Дне отца размышляют многодетные отцы Павел Тихомиров, Андрей Карпов и Алексей Мыселев 06.10.2021 2063 Время на чтение 7 минут Фото: espanarusa.com Как сообщалось , 4 октября Президент России Владимир Путин подписал указ об учреждении в стране Дня отца. Этот праздник будут отмечать каждый год в третье воскресенье октября. «В целях укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей постановляю установить День отца и отмечать его в третье воскресенье октября», - говорится в документе. Об установлении нового праздника рассуждают в рамках «Дискуссионного клуба» Русской народной линии» многодетные отцы, помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров, главный редактор сайта «Культуролог» Андрей Владимирович Карпов и заместитель главного редактора РНЛ Алексей Павлович Мыселев. Андрей Карпов: В современном календаре – каждый день какой-нибудь праздник. Новообретенный День отца будет отмечаться в третье воскресенье октября. В этом году это 17-е. Дата эта уже была задействована. 17-е октября – День яркой одежды. Отмотаем на день назад (будет 16-е октября) – получим День шефа (босса) или День бездомной кошки. Прокрутим вперёд (18-е октября) – выйдет День без бороды. Вот в каком ряду оказывается новый праздник. С Днём без бороды понятно: всем бородатым предлагается побриться. В День бездомной кошки можно сделать доброе дело – найти животному дом или просто покормить. Есть люди, заботящиеся о братьях наших меньших круглогодично, а прочим полезно хотя бы раз в год вспомнить о существовании бездомных животных. А какая логика в существовании Дня отца? Раз в год будем вспоминать? Таковы все профессиональные праздники: День строителя (2-е воскресенье августа) или День работников скорой помощи (28 апреля). Мы чествуем в определённый день людей определённой профессии, потому что профессий много. Один день посвящается одной специальности, прочие дни оставляются другим. А выделяя День отца, кому мы оставляем прочие дни? Матери? Но существует специальный День матери (последнее воскресенье ноября).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/06/pa...

Когда чувствуешь, что преисполняешься гордостью, то знай, что это похвалы других тебя надмевают. Человек яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом. Гордость и непокорство порождают ложь – начало всякого зла и бедствий. Горделивость и на небе жившим не помогла, а лишила благодати Божией и низвергла долу, – почему нам, хотящим взыти горе, потребно смирятися зело. Одна монахиня написала старцу, что ее очень беспокоят гордость и самонадеянность. О. Амвросий ответил: “Оберегайся этих злых страстей. Из примера св. царепророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка к смирению и покаянию, первые довели его до падения”. Грех. Батюшку спросили: “Такая-то долго не умирает, ей все представляются кошки и проч. Почему так?” Ответ: “Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. От того некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех , а как покаются, так облегчаются. У нас (в Оптиной) была на скотном дворе скотница в чахотке, у которой были три греха забыты, и ей представлялось будто кошки ее царапают, то девка давит, а как покаялась, так и умерла. Еще в скиту был рясофорный монах больной; ему все казалось будто за ним кто-то лежит, и никак не мог припомнить греха. В продолжении недели вспомнил грех и, как покаялся, так и умер. Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать, или после скажу, а придем каяться и нечего сказать”. Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости. Грехи – грецкие орехи, – и расколешь, а выковырять трудно. “Отчего люди грешат?” – задавал иногда старец вопрос и сам же отвечал на него: или от того, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина – уныние или леность, забвение и неведение – от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: “Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от меня, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

63 Русский подвижник священноинок Дорофей, которого очень почитал святитель Игнатий Брянчанинов, писал по поводу молитвы: «Кто молится устами, а о душе небрежет и сердца не хранит, тот молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию» (Цит. по: Осипов А. И. Ищущему спасения. С. 25–26). 64 Игнатий Брянчанинов, еп. 78е письмо// Богословский вестник . Сергиев Посад, 1913. Октябрь. С. 226. 65 Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. СПб., 1905. Т. 1.С. 244. 66 Феофан Затворник, свят. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. Свято-Усиенский Псково-Печерский монастырь, 1991. С. 125. 67 Цит. по: Лосский В. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996. С. 147. 68 Цит. по: Мистика Церкви и мистика западных исповедений. М., 1995. С. 35–36.) 69 Игнатий Брянчанинов, свят. О прелести. С. 108. 70 Афонский старец Паисий (Эзнепидис) говорит: «Церковь сегодня лихорадит, потому что нет Божественного просвещения и каждый судит и рядит, как ему вздумается». 71 В оккультной литературе кошки характеризуются как энергетические вампиры. «Никакие животные, – пишет, например, Елена Рерих, – не могут находиться в спальне. Все низшее привлекает низшее. Кошки вообще рассматриваются как сущности, определенно принадлежащие к темным группировкам» (Письма Елены Рерих 19299138. Минск, 1992. Т. 2. С. 72. 72 Заведующий миссионерским отделом Душепопечительского Центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского священник Даниил Сысоев поведал об одном случае, который чуть было не закончился трагической смертью младенца. «Когда в одной семье родилась девочка, мать ее также находилась под духовным окормлением “старцев”. Узнав о рождении ребенка, “старцы” вознегодовали и запретили его кормить через полтора месяца после рождения, что привело малышку к дистрофии последней степени. Даже в больнице, куда ребенка поместили силой, мать не подпускала к нему врачей, мотивируя это тем, что сначала должен приехать “старец” и дать благословение на лечение. Лжестарец благословил Машу не кормить, чтобы та, “умерев, искупила грехи родителей”. Когда ребенка выходили, “старцы” благословили кормить ее только постной пищей» (Искушения наших дней//Секты и ереси, паразитирующие на Православии. М., 2003. С. 150–151).

http://azbyka.ru/mladostarchestvo-i-prav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010