660 ...про Иосифовъ манастырь... – Монастырь Успения Богородицы основан преп. Иосифом в 1479 г. Иосиф Волоцкий (1439/1440–1515) – крупный церковный деятель и писатель, ученик Пафнутия Боровского. Иосиф Волоцкий был сторонником сильной великокняжеской власти, защитником монастырского землевладения и строгого общежительного устава, идеологом «воинствующей Церкви» в борьбе с еретическими движениями конца XV – начала XVI в. Местное почитание Иосифа Волоцкого как святого началось с 1579 г., повсеместное празднование было установлено собором 1591 г. Основанный им монастырь был центром иосифлянской школы монашества, книгописной культуры XV–XVI вв. Здесь в заточении находились Вассиан Патрикеев и Максим Грек . Постриженниками монастыря были крупнейшие церковные иерархи, писатели и книжники XVI столетия (митрополит Даниил, казанский архиепископ Гурий Руготин, Досифей Топорков, Нифонт Кормилицын, Евфимий Турков и др.). О волоколамском Успенском монастыре и его основателе см.: Волоколамский патерик Досифея Топоркова (наст. изд., т. 9, с. 487–501). 661 ...Печерьскаго монастыря старцем киевьским... – Киево-Печерский монастырь основан в сер. XI в. преп. Антонием (ум. в 1073 г.). Игумен Феодосии (ум. в 1074 г.) ввел в монастыре общежительный устав. Жития и подвиги монахов этого монастыря описаны в Киево-Печерском патерике (см. наст. изд., т. 4, с. 296–481). 662 Стихиры – песнопения, содержание которых составляет воспоминание события или прославление святого. Существует несколько родов стихир: стихиры каждого рода составлены по определенному размеру и приспособлены к определенному напеву. 663 ...феодоровъской архимандритъ Ефремъ... – Федоровский Училищный монастырь в Твери находился на острове в устье реки Тьмаки. Здесь была церковь Феодора Стратилата, построенная в 1323 г. Монастырь упразднен в 1724 г. 664 ...отрьческой архимандрит Вавила... – Тверской Отрочь Успенский монастырь находился при впадении реки Тверцы в Волгу. Основан он был в 1265 г. при князе Ярославе Ярославиче княжим отроком Григорием. В 1569 г. в этом монастыре Малютой Скуратовым был убит митрополит Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

665 ...Пречистые обители Желтикова архимандритъ Саватей... – Тверской Желтиков Успенский монастырь был основан в 1394 г. при тверском вел. князе Михаиле Александровиче епископом тверским св. Арсением, скончавшимся здесь в 1409 г. В 1566 г. по случаю случившегося в монастырском храме Успения Богородицы чуда воскресения умершего епископ Акакий совершил крестный ход и испросил у Ивана Грозного учреждение архимандрии в Желтиковом монастыре. Получив позволение, Акакий поставил в архимандриты Савватия. Сам же епископ Акакий завещал, чтобы его похоронили в Желтиковом монастыре вне церкви против раки св. Арсения. 666 Отпуст – благословение, которое священник произносит по окончании службы, на отпуск из храма. В отпусте выражается желание, чтобы Господь спас и помиловал молящихся. 667 Трисвятое пение – название молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Молитва эта употребляется в богослужении с V в., с тех пор как во время сильного землетрясения в Константинополе в 440 г., когда весь народ молился на улице о спасении, один отрок был поднят на небо, где услышал ангельскую Трисвятую песнь. Будучи возвращен на землю, отрок научил этой песне народ, и землетрясение прекратилось. 668 .. Авраамово страннолюбив... – Авраам – ветхозаветный патриарх, праведник, родился почти за 2000 лет до Рождества Христова. Родоначальник еврейского народа. Удостоился нескольких явлений Бога. Однажды, когда Авраам во время дневного зноя сидел при входе в свой шатер, к нему приблизились три путника. Авраам принял их с радушием. Во время трапезы гости, оказавшиеся ангелами, предрекли Аврааму рождение сына Исаака ( Быт. 18, 1–14 ). 670 ...Иосифово цломудрие... – Иосиф – старший сын Иакова. Проданный братьями в рабство, Иосиф находился в услужении у Потифара, начальника телохранителей египетского фараона. Жена Потифара была прельщена молодостью и красотой Иосифа, но Иосиф не поддался соблазну ( Быт. 39, 1–20 ). 671 ...Иевлево терпние... – Иов – праведный и богобоязненный человек, живший в ветхозаветные времена, имевший большое богатство, семь сыновей и трех дочерей. Иов терпеливо переносил ниспосланные Богом испытания – лишение имущества, потерю всех детей, поражение проказой и другие беды ( Иов 1, 13–22; 2, 7 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

686 См.: Питирим, архиеп. Волоколамский, О Волоколамском патерике//Богослов, тр. ... С. 175–176. Не учитывая литературной условности образа автора жития, Питирим считает, что «нищий Васиянишка» и архимандрит Вассиан не одно лицо. Игуменство Вассиана отнесено к 80–90-м годам XVI в. 687 См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых... С. 295–296; Дмитриева Р.П. Житие Кассиана Босого... С. 285–286. 689 См.: Зимин А.А. Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря//Зап. Отд. рук. ГБЛ. М., 1977. Вып. 38. С. 17, 27. 690 См.: Строев П.М. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый-Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского... С. 201. В «Описании» П.М. Строева даются палеографические приметы рукописи – в 8°, на 196 л., писана полууставом. Датировка рукописи началом XVI в. неверна. 691 См.: Волоколамский патерик: Древнерусские тексты для семинария Московских высших женских курсов/Подгот. Г.Л. Малицкий. М., 1914. 16; Волоколамский патерик: Семинарий по древнерусской литературе Московских высших женских курсов. Сергиев Посад, 1915. 5; Волоколамский патерик//Богослов, тр. ... С. 177–222. 692 Ср.: Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева ). М., 1973. Ч. II, 820–1051. С. 65–66. Водяные знаки сборника определены неверно: сфера и сфера с розеткой – Лихачев 1888, 1894 –1567 г. Таким образом, это сборник, скорее, начала, а не конца 60-х годов XVI в. 696 А.Д.Синельников датирует ркп. третьей четвертью XVI в. (до 1568 г.) и регистрирует как часть Волоколамского патерика лишь текст на л. 350–362. См.: Седельников А.Д. Досифей Топорков и Хронограф… С. 773. 697 См. фотокопию записи Вассиана Кошки: Музейное собрание рукописей. Описание. Т. I. 1 – 3005/Под ред. И.М. Кудрявцева. М., 1961. С. 179. 698 См.: Зимин А.А. Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря... С. 20. 699 См.: Ольшевская Л.А. Иосифляне//Отечественная история: Энциклопедия. М., 1996. Т. 2. С. 371–373.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

был Вассиан Санин, близкий родственник Иосифа Волоцкого и Досифея Топоркова. Хотя «слово» о расслабленном лишено риторической мантии, по развитию сюжета оно близко к рассказу Ионы о священнике, который, «творя любодеяние и дерзаа служити божественую литургию», был сражен жезлом святого Николая. За краткой информацией о «самовидце» чуда, месте действия и герое следует рассказ о последствиях наказания грешника, а затем объяснение, мотивация чуда, что придает патериковым «словам» сюжетную напряженность, занимательность. В обоих рассказах приводятся монологи героев, нравственно павших и осознавших свою вину людей, что оживляет и документирует повествование. Для поэтики патериковых миниатюр характерно внимание писателя к портретным описаниям: святой Николай «муж брадат и стар» (л. 359); у апостола Павла «брада черна, поизвита», а сам он «плешив и взором страшен» (л. 361). Использование приема словесного портретирования – яркая примета писательской манеры Досифея Топоркова. В патериковом «слове» об Арсении Святоше (Андрее Голенине) портрет святого, несмотря на жанрово-стилевую трафаретность, полон деталей индивидуального плана: это «муж благ и языком сладок, всех Господа славяше, и лицем светел, браду черну, и густу, и не добре велику имяше, на конець разсохата, и возрастом умерен»(л. 24). Для сочинений Досифея характерно также стремление автора к предельной конкретизации повествования, к «зримым» деталям развертывающегося действия: апостол Павел с «ярым оком» и «взором страшным» бьет грешника «десною рукою за ланиту» так, что «ис тоя страны испадоша зубы» (л. З61об.). Таким образом, тексты «слов», ранее не входившие в издание памятника, имеют патериковую природу и принадлежат автору иосифлянской литературной школы, а так как читаются в одном ряду с другими произведениями Досифея Топоркова и Вассиана Кошки, видимо, именно им. Исходя из того, что рассказы Паисия Ярославова (ум. 1501 г.) и Ионы, духовника тверского епископа Акакия (с 1522 г.), принадлежат одному автору, а их мог непосредственно слышать Досифей Топорков, то атрибуция этих произведений ему предпочтительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владыка же нача благодарити старца Фатея, ученика великого старца Касиана Босово, 655 что подвигнулся на таковое великое дло – составити канунъ и всю службу преподобному игумену Иосифу. Да и то владыке радосно, что, составивъ, Фатей и извсно учинил Макарию 656 митрополиту всея Русии и благословение от митрополита приялъ, еже в кельи молитвовати по ней и до празнованиа соборнаго изложениа. И потомъ паки владыка нача глаголати преподобному игумену Иосифу тропарь: 657 «Яко постником удобрение и оцемъ красота, милости подателя, разсужению свтильника, вси врнии, съшедшеся, въсхвалимъ кротости учителя и новоявленным еретиком посрамителя, 658 премудраго Иосифа, рускую звзду, молящася Богови помиловатися душам нашимъ». Духовник же поклоняется владык радостными слезами до земля, глаголя: «Влми, святый владыко, утешился есми, слышачи таковую похвалу преподобному Иосифу изо устъ святых твоих. Да и яз, слышавъ, желаю навыкнути». Владыка же рече г духовнику: «Ты же мн прислалъ». Духовник же рече: «Прости, святый владыко, дерьзнулъ есми прислати по твоему светительскому повлению и благословению». Владыка же рече: «Яз тоб на том челом бию». И пакы владыка нача глаголати преподобному игумену Иосифу кондак: 659 «Жития треволнения и мятежа мирьскаго, и страстная взыграниа ни во что же вмнивъ, пустынный гражанинъ показася, многым бысть наставник, Иосифе преподобне, иноком събратель и молебникъ вренъ, чистот рачитель, моли Христа Бога спастися душамъ нашим». И потом владыка почалъ утешатися пространною беседою про Иосифовъ манастырь, 660 глаголя же сице: «В Осифов манастыре старцы – пророки. Подобнъ Иосифовъ монастырь старцами Печерьскаго манастыря старцем киевьским, 661 иже бысть во оно время при благоврных великих князех». Духовник же рече: «Государь святый владыка, Пречистою милостию, молитвами преподобнаго игумена Иосифа, царскым жалованиемъ есть у чего и с кмъ в Осифов монастыре жити». Владыка же пакы нача молитвовати и молитв своей внимати, бяше бо владыка навыкъ многие кануны наизусть говорити да Иосифовъ канунъ и стихеры. 662 Велми бо дивно слышати: что владыка ни станет с кмъ говорити, – все здравым гласом, а не дряхлым и изнемогшим. Духовник же с келейными старцы неотступно пребываше у владыкы брежениа для.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да приказал владыка ризничему всть подати попу Аврамию, что служитъ у Всемилостиваго Спаса 644 на владычне дворе, да иподияком, 645 чтобы по площатскому звону пришли в клью завьтреню 646 пти и прочее правило. 647 И отпусти ризничего в келью. А сам владыка пойде в заднюю клью, а Васиану духовнику повел пойти с собою же в заднюю клью. И по молитв повел Васиану поблиску собя ссти, и нача умилными рчьми говорити владыка сице: «Васиянъ, спи ты у меня в прежней кльи да бреги, какъ видиши меня учну преставлятися, и ты бы потщался канунъ 648 проговорити на исход души». Духовник же, слышавъ наказъ от святого владыкы и взем благословение, пойде в келью свою, и в вечер глубокий прихожаше и спаше в прежней кельи святого владыки, часто же и в заднюю клью день и нощь ко владык вхожаше брежениа для. Владыка же до преставлениа своего за полчетверты недели, от двадесятаго числа месяца декабря до 14-го числа генваря, ото изнеможениа въ церковь не выходил ни на Христово Рожество, ни на Богоявления, 649 ни в прочая дни, от 20-го числа декабря. На ребрех же в ту полчетверты недели никакоже не опочиваше, но все сидя безпрестани молитвовалъ и без сна пребываше. Молебник бо бысть вренъ о благоврном царе великом князе Иване многолтном здравии и спасении, и о его благоврной царице великой княине Марии, и о их богодарованных чадех, царевиче Иване и царевиче Феодоре, 650 и о их христолюбивом воиньстве, и о всем православном християньстве. Нкогда же у владыкы духовнику седящу пред преставлениемъ, и владыка възревъ на духовника и рече: «Яз и о вас Богу молюся». Духовник же поклоняется владыке до земля и глаголет: «Помилуй мя, Господи, твоими молитвами, святый владыко». Святую же дору протопопъ и укропъ священници всегда посл обдни ко владыке в келью приношаша на дискосных блюдех, 651 а хлебець Пречистой 652 во время вкушенья в обд всегда съвершался. А Пречистым Животворящим Христовым Тайнам пред преставлением двожды причащался. А отнелиже и на владычество слъ, кром вкушения обдннаго, втораго вкушениа, иже есть ужина, у владыки не бывала ни на Великъ день, 653 опроче пития мрнаго по нужи. Егда же рознемогся, такоже в обедъ со своими старцы вкупе вкушаше, кром же обда и в немощи не вкушаше, опроче пития мрнаго за нужу. А отнелиже и пострихся от святыа руки преподобнаго игумена Иосифа, 654 и известился в мимошедших и прощение получив, не изыде скверное слово изо устъ его и до преставления. Прочие же святого владыкы добродетели – смирение и любовь, и милость ко всм, паче же к нищим, – како могу все исписати!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На утрее же в среду на первом часу дни съехалися отроческой архиманъдритъ Вавила (а феодоровской архимандрит Ефрем туто и бысть, во владычне кельи и начевал) и игумены посадские, и Пречистые обители Жолтикова архиманъдрит Саватей. И начаша по указу святых отець отирати губою мощи святого владыкы и облачаютъ святого владыку Акакиа во весь служебный святительской санъ. А сторожомъ церковным повелша в благовстной колокол созывати на провожение мощей святого владыкы ис кельи в соборную церковь в Спасъ. Священноиноком же посатскым всмъ велли приказати, чтобы были диаконы их с кандилы и с фимьяном. И по приказу тако и бысть. А живописцы иконые – Иван сынъ Володимеров живописца. И егда же у владыкы в кельи архимандриты и игумены указное святыми отцы совершиша над мощьми святого владыкы, и понесоша игумены и священници мощи святого владыкы на одре выше глав своих в соборную церковь въ Спасъ, поюще Тресвятое пние «Святый Боже», 667 исходную пснь всякому человеку. Со свещами и с кандилы, со многыми слезами не радостная, но плачевная пояху и глаголаху: «Отъиде от нас доброта, о нейже паче солночныхъ лучъ просвщахуся, угасе свтилникъ, сияя надъ главою сердца нашего и отгоняя и просвщаятмуневидния, еже по души нужных. Велика ны днесь окружи бда, понеже велик сосуд Божиих даровъ взятся от нас, в немже бяше любовь нелицемрна, Авраамово страннолюбие, 668 Ияковле незлобие, 669 Иосифово цломудрие, 670 Иевлево терпние, 671 Моисево милование, 672 Давидова кротость». 673 И глаголаху с рыданиемъ: «Аще забудем тебе, святый владыка Акакие, забвена буди десница наша. Подобает же уже оставити плачевная, благодушиемъ себе утвердити, занеже не взятся от насъ пастырь добрый, святый Акакий владыка, болши нын назирает нас, нын, яснйший, молится о нас. Аще и завсу плоти отложи, но духомъ с нами есть». По приказу же самого владыкы Акакиа погребены бысть святыя мощи его чесно въ Пречистой обители в Жолтиков резаньскымъ епископом Филофеем, 674 посланиемъ благоврнаго и христолюбиваго царя государя великаго князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержьца, по благословению пресвещеннаго Филиппа 675 митрополита всея Русии. Погребены же бысть мощи по преставлении его в третьинадесят день, в понеделник, месяца генваря 27 день, на паметь възвращение честных мощей иже въ святых отца нашего Иоанна Златаустаго. 676

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проблема была решена сверху: митрополит Симон издал уставную грамоту о монастырском общежитии, его преемники – Даниил и Макарий, провели реформу в большей части монастырей Новгородской епархии, Стоглав включал постановление против скитов. Следует отметить, что суровый общежительный устав Феодора Студита имел немало отклонений уже в ранний период монашества на Руси. Рассказы Киево-Печерского патерика содержат, например, ряд указаний на нарушение Студийского устава: уход монахов из лавры, наличие в их кельях книг, икон, владение «огородцами» и деньгами, присутствие в монастыре мирян и даже иноверцев, нерадение монахов в молитве к Богу и в работе на братию. Реальная практика иосифлянства также расходилась с теоретическими выкладками Просветителя Иосифа Волоцкого . Известно, что среди волоцких монахов не существовало равенства, разумеется, при игуменском диктате; выделялось три ступени подвижничества и соответственно им три ранга монахов. Досифей Топорков, а всед за ним и Вассиан Кошка, был далек от крайностей системы «оздоровления» монашеской жизни, которую насаждал Иосиф Волоцкий . В обоих сборниках Вассиана Кошки читается рассказ об игумене тверского монастыря, наказанном болезнью за то, что он «биаше жезлом» монахов, которые «исхожаху... в паперть церковную на празнословие» (Синодальный – л. 27–28об.; Музейный – л. 350–352). В Музейном списке он конкретизировал фразу патерикового «слова» «некий игумен», приписав на полях киноварью «Сава Савинской», что указывает на существование реальных прототипов у героев произведения Досифея Топоркова. Рассказ Волоколамского патерика о тверском игумене не лишен внутренних противоречий: традиционно-житийная формула в изображении героя – «добродетелен зело», контрастирует с темой «божественного наказания» строгого игумена в финальной части «слова», когда «нападе на руки его болезнь и, яко огнем, пожизаше руце его». Недаром толкование чуду дает не Иосиф, а Пафнутий, свободный от крайностей иосифлянского учения. По его словам, тверской игумен, заботясь о спасении чужих душ, забыл о своей, погубил ее жестокостью по отношению к ближнему и наказан. Прав А.П. Кадлубовский, писавший о том, что Пафнутию Боровскому были присущи как черты, роднящие его с иосифлянами (близость игумена к представителям светской власти, московским князьям; деятельный характер подвижничества, суровость по отношению к грешникам), так и «частности, делавшие Пафнутия не столь... последовательным, направление его мысли не столь крайним и не столь сознательным» 700 в отличие от его учеников. О большей мягкости натуры Пафнутия свидетельствует его способность улыбаться при виде птиц, стаи монастырских «гавронов», радоваться, предрекая любимому ученику славное будущее 701 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сия же яз, нпотребный чернец, святого владыкы Акакиа духовник Васиян написал себъ на прочитание памяти для, что Богъ сподобил мя от такаваго святого благословение прияти и чесным мощем его коснутися. 636 Акакий – родился в семье священника, принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре. С 1517 г. Акакий был архимандритом Возмицкого Рождества Богородицы монастыря в Волоколамске, а с марта 1522 г. до своей смерти 14 января 1567 г. занимал кафедру епископа Тверского и Кашинского. Акакий был участником многих церковных соборов: поставления русских митрополитов Иоасафа (1539 г.) иМакария (1542 г.), канонизации русских святых (1547 г.), Стоглавого собора (1551 г.), собора, осудившего как еретика бывшего Троицкого игумена Артемия (1554 г.), поставления казанского архиепископа Гурия (1555г.). На соборах 1564 и 1566 гг. Акакий уже не присутствовал из-за «великой старости и болезни». Будучи сторонником иосифлян, Акакий отличался от них своими умеренными взглядами. Когда под его надзор в Тверской Отрочь монастырь был отправлен из Иосифо-Волоколамского монастыря осужденный Максим Грек (жил в заточении в Тверском Отроче монастыре в 1531–1553 гг.), Акакий отнесся к нему доброжелательно. Сказание о Максиме Греке отмечает, что Максим «во граде Твери во епископии неизглаголанными судьбами человеколюбца Христа Бога ослабу улучи от епископа Тверскаго Акакия» (РНБ, Соловецкое собр., 495, л. 718). Максим Грек посвятил Акакию сочинение, названное «Сложение вкратце о бывшем пожаре Тферском, тако ж и похвала о обновлении церковнаго украшения, бывшаго боголюбивым епископом Тферскым Акакием». Речь идет о большом пожаре в Твери в 1537 г. («...и весь град выгоре... а владыку Акакия промежь дву конь едва из града умчаша». – ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 303). При епископе Акакии в Твери был построен Троицкий храм; в тверских пределах на острове Столбном на озере Селигер монах Нил основал свой монастырь. Акакий занимался переписыванием книг – сохранилось Евангелие от Иоанна, переписанное его рукой (ТИМ, Епархиальное собр., 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особое внимание книжников «гнезда Иосифа Волоцкого » к эсхатологическим мотивам 705 сказалось во включении в Музейный сборник Вассиана Кошки рассказа из Патерика Досифея о «видимой» смерти, когда человек «есть яко мертв, но душа его в нем есть». В Волоколамском патерике он является своеобразным приложением к повествованию о чуде воскрешения из мертвых юноши ради слез его матери и развивает тему о смерти духа и плоти, заданную в Синайском и детально разработанную в Римском патерике. Писатель-иосифлянин дает практический совет после рассуждения о различных видах смерти – «не подобает вскоре погребати, ниже на студени полагати». Сравнив данные Волоколамского и Киево-Печерского патериков на эту тему, приходим к выводу об изменении практики погребения умерших. Из «слова» об Афанасии Печерском видно, что тела умерших раньше погребали сразу. Афанасий весь день был не погребен: «бе бо убог зело и не имеа ничтоже мира сего, и сего ради небрегом бысть». Таким образом, на протяжении 30–60-х годов XVI в. писатели иосифлянского круга сохранили верность теме смерти и связанным с ней проблемам «божественной кары» за прегрешения и чудесного исцеления от болезней, истинной и мнимой смерти. С течением времени усилился интерес писателей к внутренним «нестроениям» монастырской жизни, к теме падения нравов среди мирян, церковнослужителей и монахов. Сопоставление содержания Волоколамского патерика Досифея Топоркова с текстом произведения в сборнике из Синодального собрания позволяет сделать вывод о том, что Вассианом Кошкой была сделана новая редакция памятника, в которой первоначальный замысел Досифея Топоркова был развит и укрупнен. Весь сборник Вассиана Кошки представляет собой патериковый ансамбль. Иосифлянское начало в сборнике усилено путем введения в него Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого и публицистических сочинений самого Иосифа. Идея духовной и литературной преемственности реализуется через введение в сборник произведений, посвященных ученикам и последователям Иосифа, сочинений писателей-иосифлян разных поколений: от Иосифа Волоцкого до Саввы Крутицкого, от Досифея Топоркова до Вассиана Кошки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010