Но, Бога ради, отцы, и братие, и господие мои, не позазрите худоумию моему и грубости, да не будет в посмеяние написание сие недостойнаго, и худаго, и грубаго, яко не по ряду сиа повести и наказаниа писах и преж стихи, понеже на обличение мое и души сиа собрах. Яко не чювствующи ей, да некли прочеть сиа, ужаснется, и воздохнет, и воспомянет себе сих отец святых и преподобных подвигы и злостраданиа, слезы же и трьпениа и преже смерти умрьтвие» 697 . Это третья по счету книга Вассиана Кошки в монастырской описи 1545 г. На нижней доске полустертая запись с запрещением продавать книгу. На л. 34, 54, 62, 86, 122, 154, 191 – карандашные пометы позднего времени с указанием печатных изданий. Сборник поступил в Румянцевскую библиотеку в 1871 г. от В.А. Дашкова 698 . Подробные сведения о сборнике даны в первом томе «Описания» Музейного собрания рукописей РГБ, которое вышло под редакцией И.М. Кудрявцева в 1961 г., однако в описании сборника, выполненном Л.В. Тигановой (с. 177–185), учтены не все водяные знаки рукописи, в роспись глав не вошел текст, читающийся на л. 352–354об. В состав сборника, помимо пространных выписей из переводных патериков и творений отцов церкви о монашеской жизни, входят Азбуковник Вассиана Кошки (л. 34), Житие Кассиана Босого (л. 16об.), послания Иосифа Волоцкого (л. 54, 62, 86, 122), митрополитов Даниила (л. 67) и Макария (л. 154), Сказание о князьях Владимирских (л. 256), Краткий летописчик Иосифа Волоцкого (л. 27об.) и др. статьи. Кроме этого, рукопись содержит фрагменты Патерика, часть которых не входит в состав другого сборника Вассиана Кошки: л. 352 – рассказ «некоего отца» о наказании внезапной смертью за скотоложество; л. 353 – «чудо» наказания монаха за «совокупление с женою» и поучение о силе предсмертного покаяния; л. 354об. – рассказ Паисия Ярославова об иноке, жившем «во отходе у некоего манастыря», к которому являлся бес в образе апостола Фомы, запрещая ему причащаться, и поучение против «самосмышления»; л. 358 – рассказ Ионы, духовника тверского епископа Акакия, о наказании священноинока за «грех любодеяниа» святым Николаем и поучение о воздержании против «плотской скверны»; л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впервые на список с «кратким патериком Волоколамским» указал в 1851 г. А.В. Горский, публикуя текст Письма о нелюбках. В.О. Ключевский в своем исследовании о древнерусских житиях святых отметил, что сборник Вассиана Кошки был создан до 1568 г., привел владельческую запись, указал на листы, где размещается Патерик, не имеющий особого заглавия 693 . А.П. Кадлубовский, характеризуя состав сборника, пришел к выводу, что он «представляет нечто цельное, как собрание различных материалов для истории Иосифова монастыря» 694 . Действительно, в состав описываемого сборника, кроме Волоколамского патерика, который следует без заглавия и занимает л. 2–42, входят жития Иосифа Волоцкого в редакции Саввы Крутицкого (л. 43), Кассиана Босого (л. 104) и Фотия Волоцкого (л. 172); Надгробное слово Иосифу Досифея Топоркова (л. 119), тропарь и канон Иосифу Волоцкому (л. 161 об.), копии с грамот великого князя Василия III в Иосифо-Волоколамский монастырь (л. 113); послания Иосифа Волоцкого к вельможам о посте, о чернеце расстригшемся, к княгине Голениной (л. 139), поучение Фотия Волоцкого (л. 178), Письмо о нелюбках (л. 187) и др. тексты, непосредственно связанные с Иосифом Волоцким , основанным им монастырем и иосифлянами. В Описях книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 годов это третий по счету сборник Вассиана Кошки 695 . 2 . РГБ. Музейное собр. 1257. Сборник сер. XVI в. 696 (водяные знаки: Лихачев 1773 – 1556 г., 1860 – 1563 г., 3173 – 1560 г.; Брике 5030 – 1536 г., типа 10786–10787 – 1544–1548 гг., типа 11333 – 1548–1550 гг., типа 12660–12661 – 1534–1537 гг., 12779 – 1546 г.). Формат ркп. – 4 (19,0 х 14,5), писана на I 432 л. Полууставом. В заглавиях и заглавных буквах – киноварь, инициалы тонкие с орнаментальными отростками. На л. 425 – цветной рисунок – чертеж Знамения. Переплет – доски в коже с тиснением, застежки утрачены, на нижней крышке 4 металлических жука. На л. 1 полууставом XVI в. написано: «Сборник старца Васьана Кошки», на л. 432 запись рукою писца: «Соборник, писмо нищего Васиянишка, ученика старца Фатея, Касиянова ученика Босово.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Слово» о Савве в Патерике звучит несколько диссонансно по отношению к одной из основных идей памятника – обосновать высокий авторитет и неограниченную власть настоятеля монастыря. Для житий иосифлянской школы были характерны образы суровых игуменов, ведущих неустанную и беспощадную борьбу с личным «стяжанием» монахов, ратующих за введение строгой дисциплины в монастыре. Так, например, в жизнеописании Дионисия Глушицкого содержится эпизод, когда игумен повелел выбросить за пределы монастыря тело уже погребенного монаха, утаившего 10 ногат, что созвучно по идее «слову» Римского патерика о монахе-враче Иусте, тело которого по приказу настоятеля монастыря бросили в навозную яму вместе с тремя сокрытыми золотыми монетами, утверждая братию в мысли о пользе личного нестяжания 704 . Таким образом, патериковый рассказ о Савве Тверском свидетельствует о стремлении Досифея Топоркова критически отнестись к учению Иосифа, сгладить его противоречия и крайности. Наличие этого «слова» в Музейном сборнике Вассиана Кошки не случайно. В XVI в. и для светской, и для церковной жизни Руси был актуален вопрос о том, каким «нравом» должен обладать властитель, «грозным» или «тишайшим»? Интерес к проблеме власти и ее границах объяснялся у Вассиана Кошки также тем, что он сам на протяжении ряда лет занимал игуменский пост, причем в одном из тверских монастырей. Возможно, популярность «слову» о Савве обеспечили его демократический пафос и гуманистическая направленность: «божественное наказание» жестокого игумена в какой-то мере подрывало установку иосифлян на диктат настоятеля в монастырском общежитии, отрицало вседозволенность и безотчетность в его действиях, распространяло заповедь «не погублять душу» и на монашескую элиту. Мотив возмездия, воздаяния за добродетель и грехопадение становится центральным в выписанном из Патерика рассказе об исцеленном поселянине, который Досифей услышал от брата Иосифа Волоцкого Вассиана (л. 356об. – 358). Это живое свидетельство живучести языческих верований в народной среде, практики врачевания ран и болезней с помощью «чародеев» и «волхвов». Воинствующая позиция официальной церкви по этому вопросу отразилась в постановлениях Стоглава, сказалась в развязке патерикового рассказа: поселянин, молившийся святому мученику Никите, выздоровел в результате чуда, а люди, «иже к волхвом ходиша», умерли, посеченные черным всадником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

637 Павел Фивейский – Считается первым по времени христианским монахом. Во время гонений на христиан римского императора Деция бежал в Фиваиду, где прожил 91 год около ручья под пальмой, плодами которой питался, а листьями одевался. Умер ок. 341 г. 639 Федорова неделя – Возможно, имеется в виду богослужение в день памяти Федора Тирона, которая приходится на субботу первой недели Великого поста. Федор Тирон – мученик, пострадавший за веру в 306 г. в городе Анасии. 640 Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря (по старому стилю). 641 Вечерня – богослужение, которое совершается в конце дня и является началом суточного круга церковных служб. 642 Начало – Начало или начал – определенная последовательность молитв при семи поклонах, которыми предваряется и завершается всякое молитвенное чинопоследование. 644 ...у всемилостивого Спаса... – П. М. Строев указывает, что Акакий умер в Москве (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 442). В повествовании Вассиана упоминание этого храма – единственное, по чему можно судить о месте, где происходит действие. По-видимому, речь идет о московском кремлевском храме Спаса на Бору, древнейшем каменном московском соборе, построенном при Иване Калите в 1330 г. Следует заметить, однако, что тверской кафедральный собор также был Спасо-Преображенским. Поэтому возможно, что последние дни жизни Акакия прошли в Твери. Среди посещавших Акакия духовных лиц упомянуты только тверские иерархи. Летописных известий о месте смерти Акакия обнаружить не удалось. Вероятно, П. М. Строев, сообщая, что Акакий умер в Москве, опирался на рассказ Вассиана. Несомненно, что именно этот текст использован П. М. Строевым для сведений об архимандритах тверских монастырей Ефреме (стб. 470), Савватии (стб. 456), Вавиле (стб. 452), – все они указаны с датой 1567 г., когда эти архимандриты посещали умирающего Акакия, как это описано в повествовании Вассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вассиана Кошку принято относить к «менее значительным авторам иосифлянского круга», по сравнению с Досифеем Топорковым, Нифонтом Кормилицыным, Евфимием Турковым, однако рукописные сборники, им составленные, считают самыми характерными из четьих книг, созданных в среде иосифлян. Они «целиком посвящены волоколамским постриженникам», в них «собраны только или сочинения волоколамских авторов, или произведения, им посвященные» 679 . Анализ содержания сборников Вассиана Кошки доказывает, что писатель не остался в стороне от полемики между стяжателями и нестяжателями по проблеме монастырского землевладения. В состав сборников входят Слово кратко инока Вениамина о приоритете духовной власти над светской, трактат Иосифа Волоцкого о неприкосновенности церковных и монастырских имуществ, ответное послание митрополита Макария Ивану Грозному с обоснованием права монастырей на земельную собственность (РГБ. Музейное собр. 1257. Л. 154–178, 191–194, 264–297). К этому циклу произведений близко Письмо о нелюбках, автором которого считают Вассиана Кошку 680 (ГИМ. Синодальное собр. 927. Л. 187–190об.). Письмо о нелюбках, скорее всего, создано во второй половине 40-х годов в связи с новым обострением борьбы между стяжателями и нестяжателями в правление Ивана Грозного и подготовкой к Стоглавому собору 1551 г. Очевидно, что произведение не могло быть написано ранее 30-х годов, так как среди его исторических реалий – упоминание о смерти Вассиана Патрикеева, который был осужден собором 1531 г. на заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь, где «презлые иосифляне... по мале времени его уморили» 681 . Автор послания старался сохранить объективность оценок в атмосфере ожесточенной религиозно-политической борьбы. Он с горечью писал о вражде Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского монастырей, «светил» Русской земли, связанных общим Уставом монашеской жизни. Мирному прошлому, когда «Иосиф все благочинье и благоговеиньство снимал с Кириллова монастыря» 682 , писатель противопоставил «нелюбное» настоящее, когда монастыри превратились в центры враждующих церковно-политических партий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

676 ГИМ. Епархиальное собр. 419. Л. 1–6, 128–129об. См. подробнее: Зимин А.А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в.//Из истории феодальной России: Статьи и очерки. Л., 1987. С. 77–78. 677 Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 гг./Публ. Р.П. Дмитриевой//Книжные центры Древней Руси... С. 40, 72, 74, 77, 84–86, 94. 678 См. подробнее: Описание рукописей библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря из Епархиального собрания ГИМ/Сост. Т.В. Дианова, Л.М. Костюхина, И.В. Поздеева//Книжные центры Древней Руси... С. 289–290, 305–306. Не указаны как книги, связанные с именем Вассиана Кошки, 114 и 419; ошибочно дана информация о сборнике 353. 679 См.: Дмитриева Р.П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности... С. 5; Она же. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 212. 680 Опубликовано в: Творения святых отцов. Прибавления. М., 1851. Ч. 10. С. 502–527: Послания Иосифа Волоцкого . М.; Л., 1959. С. 366–369. Об авторе см.: Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы... С. 44–45; Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы... С. 213; Дмитриева Р.П. Вассиан, по прозвищу Кошка... С. 120. 683 См. подробнее: Лурье Я.С. Краткая редакция «Устава» Иосифа Волоцкого – памятник идеологии русского иосифлянства//ТОДРЛ. М.; Л, 1956. Т. 12. С. 119–128; Моисеева Г.Н. Валаамская беседа. М.; Л., 1958. С. 20–32; Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев... С. 26–35; Зимин А..А. Крупная феодальная вотчина... С. 266–269. 684 РГБ. Музейное собр. 1257. Л. 34–37. Опубликовано в: Ковтун Л.С. Лексикография в Московской Руси XVI – начала XVII в. Л., 1975. С. 263–267. 685 См. подробнее: Булич С.К. Очерк истории языкознания в России. СПб., 1904. Т. 1. С. 163–164; Ковтун Л.С. Русская лексикография эпохи средневековья. М.; Л., 1963. С. 233; Она же. Лексикография в Московской Руси XVI – начала XVII в. Л., 1975. С. 263–267; Она же. Азбуковники вв.: Старшая разновидность. Л., 1989. С. 24–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, нельзя согласиться с И.М. Смирновым, по определению которого, Досифей Топорков «был обычным книжником, типичным представителем образованности своего времени, про которого нельзя даже сказать, чтобы он особенно выделялся с этой стороны среди прочих своих современников» 662 . В Досифее Топоркове нашли свое выражение не только предприимчивость, универсальность знаний и таланта, обостренное чувство потребностей времени, свойственные представителям рода Саниных, но и общий настрой эпохи, пытавшийся удержать завоевания «русского Предвозрождения», будивший мысль, направлявший ее на выявление новых резервов в развитии русской государственности и культуры. Волоколамский патерик Досифея Топоркова подвел итог полувековой истории агиографии иосифлянской ориентации, дал новые импульсы жизни этого жанра на русской почве. С Волоколамским монастырем связана и литературно-книгописная деятельность Вассиана Кошки, который в 50–60-е годы продолжил труд Досифея Топоркова над Патериком. Хотя все биобиблиографические словари и справочники, начиная с 30-х годов XIX в., содержат статьи о Вассиане 663 , однако до сих пор его судьба и литературное наследие окружены ореолом загадок и гипотез. Вассиан (в миру, скорее всего, Василий), видимо, происходил из боярского рода Кошек, был богатым и знатным человеком 664 . В монастыре Иосифа Вассиан находился «под началом» старца Фотия, бывшего, в свою очередь, учеником волоцкого монаха Кассиана Босого, крестного отца Ивана Грозного. О прочности духовной связи между Фотием и Вассианом свидетельствует монашеское прозвище последнего – «Фатеев». Возможно, именно Фотий приобщил Вассиана Кошку к книгописному делу и литературному творчеству, так как был профессиональным переписчиком книг для монастырской библиотеки и создателем Службы Иосифу Волоцкому , Поучения против сквернословия и Послания к старице Александре 665 . В Житии Фотия Волоцкого сообщается, что он жил в Иосифовом монастыре «неисходно до преставления своего полпетадесять (45. – Л.О.) лет», а умер в 1554 г. Таким образом, 1509 г. – время пострижения Фотия; приход в монастырь Вассиана в этом случае правомерно отнести не ранее чем к 20-м годам XVI в., когда монах Фотий мог обрести авторитет среди братии и право «учительствовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

162 – рассказ о Макарии Калязинском, записанный Иосифом со слов святого; л. 171 – разные повести, «приложенные писавшим сию книгу, им самим слышанные и виденные». Таким образом, в составе Патерика изначально существовали легендарно-историческая и агиографическая части, причем последняя, в свою очередь, делилась на циклы, связанные с личностями Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого , включая, кроме этого, обработанные Досифеем в духе патериковой традиции рассказы и предания, бытовавшие в монастырях иосифлянской ориентации. Композиция Патерика поражает своей продуманной стройностью, в ее основе лежит хронологический принцип изложения материала: от истории города Волок-на-Ламе – к истории Иосифо-Волоколамского монастыря, от жизнеописания учителя – к рассказу о подвижнической деятельности его учеников. Внутри циклов произведений о Пафнутии и Иосифе тоже существует удивительная гармония: от крупной биографической формы повествования составитель Патерика переходит к кратким рассказам, записанным со слов святых или их сподвижников и последователей. Фрагменты Патерика Досифея Топоркова дошли до нас в двух сборниках Вассиана Кошки 60-х годов XVI в. 1. ГИМ. Синодальное собр. 927. По ней Патерик был опубликован в 1914–1915 и 1973 гг. 691 , этот список положен в основу и настоящего издания. Сборник нач. 60-х годов XVI в. (водяные знаки: Лихачев 3173 – 1560 г., типа Брике 6575 – 1560 г. 692 . Формат ркп. – 4° (19,5 х 14,5); имеет VIII 191 VII л. (л. 42об., 115об.–118, 138об., 155об.–159, 186об., 191об. – чистые); список выполнен полууставом, близким к скорописи. В заглавиях – киноварь, крупные заголовки писаны вязью, инициалы тонкие, киноварные. Переплет – доски, корешок и застежки кожаные, верхняя повреждена (недостает колышка). На л. 1 об. – запись полууставом XVI в., сделанная рукою писца: «Черньца Васиана Фатеева, бывшаго архимандрита Вотмицкаго монастыря Тверскаго уезда», далее другой рукою полууставом XVI в. сделана запись: «Писмо о житие вкратце преподобнаго игумена Иосифа Волоцкаго ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

645 Иподиак – иподьякон, церковнослужитель, занимающий степень выше чтецов и певцов, но ниже дьяконов. 646 Заутреня – утреннее богослужение, часть суточного круга церковных служб, следующая за полунощницей, службой, начинающейся в полночь. Начало заутрени возвещается звоном колокола. 648 Канон – богослужебное песнопение, состоящее обычно из девяти песней в честь церковного праздника или в похвалу святого. Здесь – канон, совершаемый при смерти человека. 649 Богоявление – великий христианский праздник в воспоминание крещения Иисуса Христа в водах Иордана, празднуется 6 января (по старому стилю). 650 ...о благоврном царе великом князе Иване... великой княине Марии... царевиче Иване и царевиче Феодоре... – Иван IV Васильевич Грозный (1530– 1584), великий князь с 1533 г., царь с 1547 г. Царица Мария (ум. в 1569 г.), вторая жена Ивана Грозного (с 1561 г.), дочь кабардинского князя Темир-Гука, носившая до крещения имя Кученей. Царевичи Иван (1554–1581) и Федор (1557–1598) – сыновья Ивана Грозного от первого брака с Анастасией Романовной Захарьиной (ум. в 1560 г.), Иван Грозный был женат семь раз и имел пять сыновей и трех дочерей, но все дети, кроме Ивана и Федора, умерли в малолетстве. Иван Иванович – участник Ливонской войны и опричнины, умер от нанесенного отцом во время ссоры удара в висок. Федор Иванович – последний русский царь (с 1584 г.) из династии Рюриковичей. 651 Святую же дору... на дискосных блюдех... – Дора – предназначенная к таинству причащения часть просфоры; дора раздается священником в конце Литургии. Укроп – теплая вода, «теплота», которая вливается при освящении в вино, знаменуя наитие Святого Духа. Обедня – Литургия, главное богослужение, может совершаться не каждый день. На Литургии во время проскомидии освящаются хлеб и вино, пресуществляясь в Святые Дары (Животворящие Христовы Тайны), и происходит таинство причастия. Дискосное блюдо – священное блюдо на подножии; на это блюдо, символизирующее в разное время Литургии то ясли в вертепе, где родился Христос, то гроб, в который положено было его тело, полагаются частицы просфор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

652 ...хлебецъ Пречистой... – Богородичная просфора, одна из проскомидийных просфор, из которой вынимается частица в честь и память Богородицы и полагается на дискосе справа от Агнца. 653 Великий день – Пасха, главный христианский праздник в честь Воскресения Христа, празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния, т. е. Пасха бывает между 22 марта и 24 апреля (по старому стилю). 654 Иосиф – Иосиф Волоцкий (1440–1515), в миру Иван Санин – постриженик Пафнутия Боровского, основатель и игумен монастыря Успения Богородицы под Волоколамском. Писатель, публицист, автор посланий, «Книги на новгородских еретиков» («Просветитель»), монастырского Устава. Иосиф выступал за общежительный порядок монашеской жизни и монастырское землевладение. Иосифо-Волоколамский монастырь стал крупнейшим религиозным и культурным центром, из его стен вышли многие иерархи Русской церкви. Преподобный Иосиф Волоцкий канонизован в 1578 г. (см. наст. изд., с. 795–796). 655 ...старца Фатея, ученика великого старца Касиана Босово... – Старец Кассиан, ближайший сподвижник Иосифа Волоцкого , получил прозвание Босой за строгий аскетизм: в любое время года он ходил без обуви. В 1530 г. Кассиан по просьбе Василия III крестил его сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного. Умер Кассиан в 1532 г. Старец Фотий – постриженик Иосифа Волоцкого и ученик Кассиана Босого, искусный переписчик книг, автор службы Иосифу Волоцкому . Фотий умер в 1554 г. Вассиан Кошка, ученик Фотия, составил краткие жития Фотия и Кассиана Босого (см. наст. изд., с. 416–433). 656 Макарий – постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря Макарий (1482–1563) в 1526 г. был возведен в сан архиепископа Новгородского, а в 1542 г. избран митрополитом всероссийским. При Макарий на церковных соборах 1547 и 1549 гг. были канонизованы многие русские святые. По инициативе и трудами Макария созданы Великие Минеи Четьи. 658 ...новоявленным еретиком посрамителя... – Деятельность Иосифа Волоцкого и его последователей была направлена против распространившегося на Руси реформационного движения – новгородско-московской ереси. Приверженцы этого учения, подвергнув критике сочинения святых отцов, пришли к отрицанию монашества и монастырского землевладения. В 1504 г. церковный собор осудил еретиков, осужденные были отправлены на костер. Обличению ереси посвящено сочинение Иосифа Волоцкого , получившее название «Просветитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010