Иногда для людей это было единственное место, где они могли помыть голову теплой водой, зачастую в домашних условиях сделать это было очень сложно. Здесь работали два зала: мужской и женский, и работники парикмахерской каждый день ходили на Фонтанку, привозили воду, грели ее, и старались все сделать так, как это было в довоенное мирное время. Жизнь продолжалась несмотря ни на что, и эта доска нам об этом напоминает. Мы можем зайти в это здание на Невском проспекте, вспомнить, что здесь было во время войны. Наша прогулка продолжается. Небольшие памятные доски, которые мы обычно не замечаем, сейчас приковывают внимание, рождают страшные образы героического прошлого города и его жителей. Сворачиваем с Невского на Малую Садовую и снова открываем для себя то, что обычно сокрыто от глаз спешащих мимо людей. Мы с вами находимся на Малой Садовой улице, здесь есть еще два интересных памятника. Если люди их и замечают, то совершенно не вспоминают о войне. Мало кто знает, что вот эти два объекта, которые находятся с одной и другой стороны, связаны с блокадой. Давайте посмотрим сначала вот сюда. Вы видите, что на карнизе дома сидит кошка Василиса, а с другой стороны – возле Елисеевского магазина,  кот Елисей.  Эти два кота напоминают нам о том, что, когда в городе было очень плохо с едой, было голодно, то появилось много крыс. Как эти ни странно, они голода не боялись. Вы знаете, что крысы – достаточно опасные животные, потому что мало того, что они много чего могут погрызть, они ещё и переносят разные инфекционные заболевания. И была большая угроза, что в город придет эпидемия. Как бороться с крысами, было не очень понятно. Мы знаем, что естественные враги крыс в природе – это кошки. И поэтому, как только была прорвана блокада, было решено привезти целый эшелон кошек. Несколько вагонов  кошек приехало из Ярославской области: считалось, что там очень хорошие кошки-крысоловы. И было приказано как можно больше собрать, отловить этих кошек и привезти в Ленинград, в осажденный город. Действительно, такая задача была выполнена, и эти коты и кошки помогли справиться с нашествием крыс.

http://azbyka.ru/deti/sledy-blokady-na-n...

Описывая своего алтарника, катехизатора и певчего Георгия Великанова, он употребит много «очень», и звучать они будут не как преувеличение, а как связки, нужные Григорию Геронимусу для того, чтобы подобрать самые теплые эпитеты: «добрый», «мягкий», «вдумчивый», «светлый» и «улыбчивый». И пел он хорошо потому, что находился в струе — молитвенной: «от избытка сердца глаголят уста». Это он пригласил Георгия встречаться в храме с людьми, готовящимися к крещению. Но Великанов не стал «работать с группами», он с каждым человеком говорил отдельно. Рассказывал о Христе, пил чай. Водил в эту трапезную людей всяких, может, даже и таких, каких остальные тут видеть не хотели. А среди «всяких» были важные и неважные, богатые и бедные, православные истинные и не вполне истинные, нужные или ненужные… Особенно известна была его любовь к бродягам, оставленным и бездомным. «Так он жил, и так он умер за никому не нужного человека», — скажет Григорий Геронимус, а потом добавит: только для Гоши именно этот ненужный и был в тот момент, когда он рядом, самым важным. Богу нужны кошки «Но я иду туда, чтобы глотнуть ЖИЗНИ. Я там НУЖЕН, — писал Георгий о своих посещениях психоневрологического интерната, прописывая слова «жизнь» и «нужный» заглавными буквами. — Нужно мое сердце, мое отношение, мои руки. Там каждый заглядывает тебе в лицо и словно спрашивает: “А ты, ты будешь со мной дружить?”. И я, странный человек, ненужный миру, иду к таким же лишним и никому не нужным людям и обретаю там душевный покой». И еще: «Богу нужны кошки. Богу нужны раздавленные кошки. Погибшие под колесами машин на быстрых дорогах жестокого несправедливого мира. Мира, в котором нет ни капли милосердия для девчонок на улицах, в котором насилуют детей и давят кошек на дорогах. А они ждут — эти дети, которых насилуют, эти мальчишки, в одиночестве глядящие в окно, маленькие мальчики и девочки, дяди и тети. И кошки на дорогах. Так ты подойди к ним, сядь рядом, погладь по голове. Отдай все тепло своего раненого сердца. Пусть боль станет любовью.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Рыжий кот на фресках, толстый и добрый. Настоятель придумал его для детей 30 декабря, 2020. Ольга Кожемякина История про одного из персонажей на росписях храма Рождества Христова В храме Рождества Христова в селе Частоозерье иконописцы расписали второй этаж. Центральное место на хорах занимает фреска, на которой Христос, еще Мальчик, помогает отцу в плотницких делах. Рядом со Святым Семейством на досках сидит рыжий котенок. Этот персонаж уже стал героем одной из фресок Рождественского храма. Она называется «Иисус Христос благословляет детей». На этой фреске кот изображен большим и толстым. Воплощает в жизнь нестандартный художественный замысел иконописец Илья Шемонаев с командой. «Правмир» поговорил с настоятелем храма и художником о рыжем коте на фресках. Рыжий кот на фресках — специально для детей Как рассказал Илья Шемонаев, кота придумал настоятель храма Рождества Христова в Чистоозерье иерей Александр Шумилов. Вот что священник рассказал «Правмиру»: — Я вообще люблю животных. Мы в детстве с ребятами собирали и сдавали бутылки, а на вырученные деньги покупали молоко и кормили кошек на улице. На стенах храма можно изображать животных, но не в виде святых с нимбами. Ну вот, например,  Христос въезжает на ослике в Иерусалим. Изображаем? Изображаем. Христос, когда в яслях лежит, рисуют в хлеву и коровку, и ослика. Это не запрещено. — Что за настроение у вас было, когда сказали: «Хочу видеть кота на фресках»? — Все дети любят кошек. Там как раз фреска: «Иисус Христос благословляет детей». И цель моя была следующая: чтобы каждый ребенок чувствовал, что эта икона — для него. Что Господь — это не злой  бабайка, как некоторые взрослые «рисуют» его в умах детей, а  любящий Папа. Такой, что к нему даже кошки тянутся, не боятся. — К храму часто кошки прибиваются? — Да, был у нас кот, только не рыжий, но его забрали люди добрые. По церковной традиции коты (не кошки) имеют право вхождения в храм и в алтарь. Когда я жил в монастыре в Верхотурье, такой кот у нас жил там. Местная знаменитость

http://pravmir.ru/ryzhij-kot-na-freskah-...

В княжение Темного чаще, нежели прежде, встречаются имена служилых князей, бояр и воевод московских. Еще в княжение Василия Дмитриевича мы видели, как литовский выходец князь Юрий Патрикеевич оттеснил (заехал) некоторых бояр и занял первое место между ними. И в княжение Темного князь Юрий Патрикеевич водил в поход полки московские, но неудачно: он был разбит и взят в плен Косым и Шемякою; но после, под 1437 годом, мы видим его опять в Новгороде в качестве посла великокняжеского. Сын его Иван Юрьевич наследовал отцовское место: под духовною Темного он подписался прежде всех; этот Иван Юрьевич замечателен тем, что участвовал в покорении Вятки. Из князей Рюриковичей на службе московского князя виднее других являются князья Ряполовские и Палецкий, потомки Ивана Всеволодовича Стародубского, и Оболенские, потомки св. Михаила черниговского. Мы видели, какую важную услугу оказали Ряполовские семейству великого князя; из четверых братьев – Ивана, Семена, Димитрия и Андрея Лобана Ивановичей – Семен известен неудачным походом под Вятку, Димитрий – удачным, Андрей Лобан убит в сражении с татарами под Б елевом, двоюродный брат их князь Федор Давыдович Палецкий-Пестрый известен победою над татарами в 1428 году. Из шести сыновей князя Ивана Константиновича Оболенского трое внесли свои имена в летопись: Василий, Семен и Глеб; Василий разбил татар под Переяславлем Рязанским в 1444 году; Семен явился ревностным приверженцем Темного, по ослеплении которого бежал в Литву вместе с князем Василием Ярославичем; Глеб был убит Косым; сын Василия Ивановича Оболенского, князь Иван Васильевич Стрига, подобно отцу, известен победами: он отбил Шемяку от Костромы в 1449 году, потом разбил новгородцев под Русою. Из потомков св. Михаила черниговского упоминается также князь Федор Тарусский; по родословным, это должен быть один из князей Мезецких, упоминается и несколько других князей северного происхождения. Из старых московских знатных фамилий прежнее значение удерживает фамилия Кобылиных-Кошкиных, которой представителями в княжение Темного являются Андрей Федорович Голтяев, внук старого главного советника при Василии Дмитриевиче, Федора Кошки, чрез второго сына его, Федора Голтяя, и другой внук того же Федора Кошки через третьего его сына, Александра Беззубца, Константин Александрович Беззубцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

    Кутлумуш и кошки. Наши добрые проводники по возвращении на главную площадь Кареи сказали, что в 15 минутах ходьбы от этого места находится монастырь Кутлумуш. Само это слово ничего не обозначает. Когда-то турецкие варвары,  занимаясь грабежами и набегами, не сумели найти этот монастырь, так как неожиданно спустившийся туман лишил их способности видеть. И турецкое слово «Куртурмуш» означает «освобожденный», но простые греки, произнося это слово на свой манер, изменили его до неузнаваемости, и получилось «Кутлумуш». Я не помню имен этих хороших украинских хлопцев, водивших нас по Карее.  Их простоватые красивые лица напоминали лица каких-то артистов кино.  Ребятам необходимо было ехать в Великую Лавру, но они пропустили свою «маршрутку», так как возились с нами, и поехали в ином направлении. Причем совсем не переживая, что их планы поменялись. Храни их, Матерь Божья! Мы пошли по направлению в Кутлумуш. Это по улочке мимо Протата, Успенского храма, мимо почты и маленькой пекарни. За нами увязался молодой человек из Москвы. Ему на днях исполнилось 24 года, и, как он сам о себе рассказал, Афон был подарком ему на день рождения от самого себя. Молодец. По своему сложению он был настоящий офисный работник, впрочем, так впоследствии и оказалось. А лицо было у него каким-то детским, не помятым жизнью в мегаполисе. Спросив разрешение идти с нами, он назвал свое имя: -- Кирилл! -- Очень приятно! А нас …– Мы по очереди представились и, поскольку хлебный дух поставил на нашем пути приятную преграду, дружно зашли в «булошную», как мы окрестили мини-пекарню. Перекус оказался кстати, и горячие пирожки с брынзой и картошкой, подгоняемые Ватопедской водой из бутылки, заскочили в нас, принося телесную радость. Как говорится, и жизнь хороша, и жить хорошо! Подкрепившись, Кирилл стал разбрасывать крошки от пирожка вокруг себя. Я ожидал, что на этот пир слетятся пернатые обитатели Кареи, голуби там всякие, воробьи, но не тут-то было. Из разных подворотен, будто следили за нами, повыскакивали в великом множестве коты и кошки и давай с удовольствием есть от щедрот наших, бросаемые им кусочки свежей выпечки. Не меньше 15-ти хвостатых тварей. Ну и ну!

http://isihazm.ru/1/?id=2075

Мы против затворничества, но маленькие домики, с проплесневевшей атмосферой, хуже пещер. Да, да, да! Следует покончить с пристанями пошлости” (Община, 93). Есть у Елены Рерих еще одно предложение, которое я просто не дерзаю комментировать. Она предлагает “Устроение женщин по государственной линии” 850 . Наконец, должно быть проведено изгнание домашних животных. “Никакие животные не допускаются в жилые комнаты. Даже птицы не могут находиться в спальне. Все низшее привлекает низшее. Кошки вообще рассматриваются как сущности, определенно принадлежащие к темным группировкам” 851 . Дело в том, что они мешают слышать космические голоса. “Сама видишь, как даже птицы оказываются мешающими” 852 . “Не забывай кошачий концерт. Тянутся вонючие нити к вам, временно направлено много стрел. Они как бы обесцвечивают пространство… Опыт должен преодолеть разные условия. Скоро и птицы, и кошки не окажут влияния… Когда удастся выгнать всех кошек из вашего дома?” 853 . Говоря об отношениях Елены Рерих к животным, надо заметить, что она не была такой уж “зеленой”, как некоторые из современных нью-эйджеров, всерьез обеспокоенных вымиранием акул-людоедов. Елена Рерих более практична: “Счастье миров может слагаться и без бегемотов и носорогов, очень отвечавших складкам былых напластований. Если известного рода люди являются подражанием бегемотов, то – та же участь. Животные должны работать, должны завоевывать право на жизнь” (Озарение, 3,6,14). Так что очень может быть, что когда теософы проломятся по миру “как слоны лес переходят” 854 , то бегемотов не останется… А еще Елене Ивановне, как мы помним, во дни особенно напряженных контактов с Космосом было трудно переносить голоса детей 855 … Также – no comments. Я не утверждаю, что Рерихи набросали какое-то небывало мрачное общество. Нет – они лишь довольно тщательно воспроизвели стереотипы утопического мышления, обогатив жанр социальной фантастики оккультными орнаментами. Логика их мысли вполне понятна. Понятен и манифест авангардистского художника Малевича, увлекавшегося теософией 856 : “бросить весь накопленный багаж блага вчерашнего… разбить Церковь, семью, уничтожать старые города и деревни каждые пятьдесят лет,.. создать экономический совет по ликвидации всех искусств старого мира” 857 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Княжна Варвара Алексеевна Черкасская была самой богатой невестой в России, но имела «прошлое, не лишенное бурь и испытаний». Сановный отец никак не мог выдать ее замуж. Сначала сама Анна Иоанновна благословила ее на брак со своим фаворитом обер-гофмейстером графом Левенвольде, но он не состоялся. Потом старый князь мечтал выдать ее за сатирика Антиоха Кантемира, но тот не прельстился знатностью и богатством. Наконец сватовство удалось: в 1743 году Варвара Алексеевна стала женой графа Петра Борисовича Шереметева, представителя другой богатейшей фамилии, сына первого русского графа и героя Полтавской битвы, получившего от Петра I обширные владения. Теперь же, как приданое, Шереметевым перешли огромные владения Черкасских, в том числе земли у Сретенских ворот и Останкино с Марьиной рощей. Так Шереметевы стали богатейшей фамилией в России, соперничающей с Юсуповыми. А еще в приданое Шереметеву перешли крепостные крестьяне князей Черкасских, в их числе и родители Прасковьи Жемчуговой. Памятник любви Шереметевы тоже состояли в дальнем родстве с Романовыми. Вместе с ними они приходились прямыми потомками Андрея Кобылы (Камбилы) и его сына, знаменитого боярина Федора Кошки, который служил Дмитрию Донскому. Ветвь потомков Федора Кошки, Беззубцевы, стали именоваться Шереметевыми: основатель их фамилии, Андрей Константинович, по преданию, любил жить на широкую ногу, за что и получил прозвище Шереметя – «ширь иметя». Правнучка Андрея Шеремета, Елена Ивановна, стала женой старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана: иногда полагают, что именно из-за нее царь убил своего сына, увидев беременную невестку в домашнем платье. А потом Шереметевы участвовали в избрании на царство первого Романова. Граф Петр Борисович Шереметев выстроил на Черкасских огородах при Троицкой церкви богадельню для своих престарелых дворовых, хотя есть другое, более обоснованное мнение, что это сделал его сын, граф Николай Петрович в 1793 году, по просьбе Прасковьи Жемчуговой. Достоверно, что при Петре Борисовиче в храме появился постоянный причт: в нем теперь служил священник Яков Иванов из храма Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках. Потом он ушел в монахи и оставил Троицкий храм своему племяннику Иосифу, диакону храма Николы в Котельниках. Он стал последним настоятелем этого храма до устроения Странноприимного дома. Вообще священники этой церкви получали щедрую ругу от Черкасских и Шереметевых и вели довольно безбедное существование. Прихожанами оставались многие местные жители, дворовые Черкасских, Шереметевых и даже Александра Ивановича Румянцева, отца прославленного полководца.

http://pravoslavie.ru/4290.html

Человек яко трава. Кто гордиться, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот помилован Господом. Гордость и непокорство порождают ложь - начало всякого зла и бедствий. Горделивость и на небе жившим не помогла, а лишила благодати Божией и низвергла долу, - почему нам, хотящим взыти горе, потребно смирится зело. Одна монахиня написала старцу, что ее очень беспокоят гордость и самонадеянность. О.Амвросий ответил: " Оберегайся этих злых страстей. Из примера св. царя-пророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка к смирению и покаянию, первые довели его до падения " . Грех Батюшку спросили: " Такая-то долго не умирает, ей все представляются кошки и проч. Почему так? " Ответ: " Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. От того некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются. У нас (в Оптиной) была на скотном дворе скотница в чахотке, у которой были три греха забыты, и ей представлялось будто кошки ее царапают, то девка давит, а как покаялась, так и умерла. Еще в скиту был рясофорный монах больной; ему все казалось будто за ним кто-то лежит, и никак не мог припомнить греха. В продолжении недели вспомнил грех и, как покаялся, так и умер. Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать, или после скажу, а придем каяться и нечего сказать " . Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости. Грехи - грецкие орехи, - и расколешь, а иногда трудно. " Отчего люди грешат? " - задавал старец вопрос и сам же отвечал на него: или от того, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина - уныние или леность, забвение и неведение - от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всеми сонмищами злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: " Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от меня, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/259/...

17:13. Стащим город в реку. Известно, что при осаде городов применялись штурмовые лестницы. Возможно, с этой целью применялись и привязанные к веревкам крючки, или «кошки». С их помощью нападавшие взбирались на стены или выбивали из стен камни, чтобы сделать их более уязвимыми для таранов. На изображениях осажденных городов в ассирийских дворцах стены разрушаются кирками, но для этого могли использовать и «кошки» с веревками. 17:17. Источник Рогель. Расположенный чуть южнее источника Гион, там, где Енномова долина соединяется с долиной Кедрон, источник Рогель, по всей вероятности, питается теми же водами, что и источник Гион (отождествляемый с Bir Ayyub, «Колодцем Иова»). Это было оживленное место, где можно было узнать новости, поэтому появление здесь Ионафана и Ахимааса, ожидающих вестей из города, не могло вызвать подозрений. 17:18. Бахурим. Селение вениамитян к северу от Масличной горы, возможно Ras et-Tmim или Khirbet Ibqédan. В том, что разведчики Давида получили помощь от жителя Бахурима, заключается горькая ирония, так как это был родной город Семея, сына Геры, который хулил царя ( 2Цар. 16:5 ). 17:23. Поступок Ахитофела. Древнееврейская Библия не осуждает самоубийство. Из встречающихся в тексте примеров (Авимелех, Самсон, Саул, его оруженосец, Ахитофел и Замврий) явствует, что самоубийство рассматривали как поступок, позволяющий сохранить честь и требующий мужества, что во многом напоминает понимание самоубийства Сенекой. Римский философ говорил: «Мудрый человек живет столько, сколько должен, а не сколько может». Ахитофел привел в порядок свои дела, написал завещание, обеспечив законную передачу собственности своим наследникам, и удавился. Тем самым Ахитофел избежал казни, поскольку его сотрудничество с Авессаломом было бы истолковано как преступление против помазанника Господня. 17:24. География. Надо полагать, Авессалом перешел через Иордан спустя некоторое время после Давида, когда царь был на пути к Маханаиму. Маханаим отождествляют с Telul ed-Dhabab el-Garbi на северном берегу реки Иавок. О значении этого города свидетельствует его использование Иевосфеем в качестве столицы ( 2Цар. 2:9 ) и упоминание в хрониках фараона Сусакима. Раскопки здесь не проводились, но поверхностные исследования подтверждают наличие поселения этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Главный принцип здесь – искренняя, идущая от чистого сердца молитва, соединенная со смирением и принятием любой воли Божией. Здесь нет магического обращения к пустому, бездушному предмету, нет заклинаний и признаков магического ритуала, здесь отсутствует основной принцип магии «ты – мне, я – тебе». Ну и, конечно же, в христианском обращении к Богу акцент делается на духовном благополучии, а в языческом, в основном, на материальном. Использование кошки, петуха при вселении в новую квартиру Еще одной распространенной традицией освящения своего нового жилья является использование кошки или петуха. В данном случае, перед вселением в новое жилище (квартиру или дом), принято запустить в него кошку (иногда петуха) для того, чтобы животное (или, соответственно, птица) обошло бы все помещения и тем самым «освятило» жилье. Эта традиция первоначально была распространена также в среде крестьян, на селе, однако потом частично перешла и в город. Так, в одной из работ, рассказывающей о языческих традициях русского народа, об этом обряде говорится следующее: «Считалось, что при переезде в новую избу нечистая сила стремилась помешать будущему благополучию. Чтобы обмануть ее, первыми в дом пускали петуха или кошку. Они должны были принять на себя возможные происки нечистой силы. Считалось также, что с кошкой в дом незримо входит домовой» с. 302]. К самому этому действию, конечно же, можно относиться по-разному. Однако, если к этому относиться серьезно, то стоит признать, что это вполне конкретный магический ритуал. Здесь вновь, как и в предыдущем примере, на первом плане не молитвенное обращение к Господу Богу, не смирение перед волей Божией, а попытка посредством тварного (то есть, сотворенного Богом) получить желаемое. Таким образом, человек обращается не к Источнику всего бытия, а лишь к тому, кто сам был сотворен. Более того, в данном случае на животное или птицу, по сути, возлагается то, что достойно только одного Творца всего видимого и невидимого – власть благословения и освящения. Когда человек переводит Божие право и силу на тварный мир, то он и становится язычником. Именно поэтому, ни один из подобных «народных» обрядов не допустим в применении для того, кто называет себя христианином. Что же касается приведенного примера, то, чтобы показать ошибочность и неразумность этого действия, приведем слова святого апостола Павла о состоянии животного мира, который также несет на себе печать человеческого грехопадения: Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010