Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский 2 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, — настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (— Имя Христово есть мистическая Церковь! —), воцерковляет их”[ 1 ] . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие вÎдения и, значит, — явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (— то есть Духа Святого —) и одухотворению всей твари”[ 2 ] . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” (Еккл 4:9—12). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита”[ 3 ]. Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира — Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских;  преподобных  Ефрема  и Аркадия  Новоторжских;  Трифона  и Прокопия Вятских;  Иоанна и Лонгина Яренгских,  Вассиана и Иону Пертоминских,  Авксентия и Онуфрия Вологодских,  Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-aleksandr-...

Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ц Цетлин [Цейтлин] Михаил Соломонович (1887 – 24 августа 1937), социалист-революционер. Арестован в марте 1921 г., приговорен к трем годам лишения свободы и, вместе с женой, эсеркой Н. А. Бауэр, отправлен в Пертоминск, затем на Соловки Цеткин Клара (1857 – 20 июня 1933), деятель немецкого и международного коммунистического движения Цулукидзе, возможно, имеется в виду князь, генерал-лейтенант Варден Григорьевич Цулукидзе (1865 – 05 мая 1923), или князь, генерал-майор Георгий Давыдович Цулукидзе (1860 – 20 мая 1923), которые были расстреляны в Грузии, по обвинению в участии в подпольном «Военном центре» Цхиртладзе, организатор группового побега с Соловков Цюрупа [Цурюпа] Александр Дмитриевич (1870 – 8 мая 1928), инициатор введения в стране продовольственной диктатуры, одни из организаторов продотрядов Ч Чавчавадзе, грузинская княжна, жена южно-американского дипломата Виоларо. Арестована вместе с супругом в 1924 г. по обвинению в шпионаже и отправлена на Соловки Чайковский Зигмунд, поляк, погиб на Соловках Чайковский, офицер, отправлен на Соловки за «экономический шпионаж» Чарин Иван Александрович (1902–?), анархист. Арестован в декабре 1922 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск. После неудачного побега из Архангельска, куда был вывезен на лечение, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Чекмазов Алексей, донской казак, уголовник, сотрудник лагерного театра. После освобождения из лагеря, оказался на ББК Челокаев, организатор антибольшевистского движения на Кавказе Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889), писатель Четкин Алексей Иванович (1894 – не ранее 1937), социалист-революционер. Арестован в октябре 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки Чехранов Павел, священник, автор воспоминаний о Соловках Чистяков, ссыльный чекист, староста Кемперпункта Чичерин Георгий Васильевич (1872 – 7 июля 1936), нарком иностранных дел РСФСР И СССР (1918–1930) Чхеидзе Николай Семенович (1864 – 7 нюня 1926), социал-демократ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

расстрелянных. – Массовые потопления. – Следственная комиссия. – Оставшиеся перемещены на Соловецкие острова. До 1922 года Холмогоры и Пертоминск выполняли функцию, которая сейчас возложена на Соловки. Когда я попал на Соловки в начале 1924 года, я встретил несколько человек, осужденных по статье «Контрреволюция» и оставшихся в живых. Они находились в заключении в этих местах. На Соловки их переместили в 1922 году. Я бы хотел коротко остановиться на том, что рассказывали эти, чудом уцелевшие, люди. Концлагеря в Холмогорах и Пертоминске были созданы советским правительством в конце 1919 года. Люди направлялись туда из всех уголков России и должны были жить в, наскоро выстроенных, бараках. Это были никогда не отапливаемые, даже в самую сильную зимнюю стужу, помещения (когда температура в этих северных широтах снижалась до – 50–60° по Цельсию или до 90–110° по Фаренгейту). Заключенным выдавался следующий паек: одна картофелина на завтрак, картофельные очистки, сваренные в воде, на обед и одна картофелина на ужин. Ни кусочка хлеба, ни унции сахара, не говоря уже о мясе или масле. И эти люди, доведенные муками голода до отчаяния, поедали кору на деревьях. Они вынуждены были из-за пыток и расстрелов соглашаться выполнять самую тяжелую работу: корчевать пни, работать в каменоломнях, сплавлять лес. Им было категорически запрещено переписываться со своими родными или получать от них посылки с едой или одеждой. Все письма уничтожались. А пища и прочее пожиралось и использовалось лагерной охраной. После поражения генералов Деникина и Врангеля (соответственно, в конце 1919-го и в 1920 году) взятые в плен белые офицеры и солдаты, а также гражданские лица с, отвоеванных у белых, территорий – мужчины, женщины и дети – ссылались в Холмогоры этап за этапом. А после подавления Кронштадтского восстания, в апреле 1921 года, все матросы, взятые под стражу большевиками в количестве около двух тысяч человек, тоже были присланы туда. Остатки колчаковской армии, различные сибирские и украинские атаманы, крестьяне из Тамбовской губернии, примкнувшие к антоновскому движению, десятки тысяч представителей интеллигенции всех национальностей и вероисповеданий, кубанские и донские казаки – все стекались широким потоком в Холмогоры и Пертоминск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шильдер Александр Евгеньевич (1993 – 5 ноября 1937), племянник В. А. Шильдера. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к пяти годам лишения свободы и сослан на Соловки. В мае 1927 г. переведен в Вишерский лагерь. Расстрелян Шильдер Карл Евгеньевич (1895–июнь 1974), племянник В. А. Шильдера. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Вновь арестован в середине 1930-х гг. Окончательно освобожден в 1953 г. Шингарев Андрей Иванович (1869 – 7 января 1918), депутат 2-й Госдумы, в 1917 г. министр Временного правительства. Убит в Мариинской тюремной больнице, куда был перевезен из Петропавловской крепости Ширяев Борис Николаевич (1889 – 1 апреля 1959), литератор, автор воспоминаний о Соловках Ширяев Лоллий Борисович (1938–?), сын Б. Н. Ширяева Шкловский Виктор Борисович (1893 – 5 декабря 1984), писатель, литературовед Шкловский Владимир Борисович (1889 – 24 ноября 1937), филолог, богослов. Отправлен на Соловки в 1923 г. После освобождения из лагеря, вернулся в Ленинград. Расстрелян Школьников Цезик Абрамович (1893–?), анархист. Арестован в августе 1921 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен в Холмогоры, затем в Пертоминск и Кемь Шлихтер Александр Григорьевич (1868 – 2 декабря 1940), член коллеги Наркоминдела (1921–1927) Шмелев Николай Андреевич (1894 – 1937), социалист-революционер. Арестован в мае 1923 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В ноябре 1924 г. переведен в Кемь, после освобождения из лагеря сослан в Краснококшайск (с 1928 г. Йошкар-Ола). Расстрелян Штерн Соломон Ильич (1892 – 19 сентября 1937), социалист-революционер. Арестован в сентябре 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. В 1926 г. вывезен в Тобольский политизолятор. Умер во время следствия Штренберг, заключенный финский предприниматель Штромберг Николай Анатольевич (1879 – ок. 1926), барон, музыкант. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где погиб на лесоповале

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высшее начальство в этих лагерях назначалось Москвой и исполняло предписания, полученные оттуда. Средний и низший персонал состоял из арестованных чекистов, которые были сосланы, по причине слишком очевидного грабежа, взяточничества, пьянства и других нарушений. Эти ребята, потеряв выгодные должности в чрезвычайных комиссиях Центральной России, свою неимоверную злость с неописуемой жестокостью вымещали на лагерных заключенных. Помощник коменданта в Холмогорах поляк Квициньский был особенно свиреп. Этот палач-садист имеет на своей совести ужасы «Белого дома» в окружностях Холмогор. «Белый дом» – так называлось имение, покинутое его владельцами, – здание, выбеленное в белый цвет. В нем в течение двух лет, с 1920 по 1922 год, по распоряжению Квициньского ежедневно производились расстрелы. Ужасная слава «Белого дома» удваивалась еще и потому, что тела казненных не убирались. Две тысячи матросов из Кронштадта были расстреляны в три дня. Запах разложившихся тел отравлял воздух на целые километры вокруг. Смрад, который не уменьшался ни днем ни ночью, заставлял заключенных в лагере задыхаться и даже терять сознание. Три четверти жителей города Холмогоры оказались не в состоянии вынести все это и покинули свои дома. Без всякого сомнения, советское правительство знало о тех ужасах, которые творились в Холмогорах и Пертоминске (не могло не знать!). Но, будучи заинтересованным в безжалостном уничтожении своих врагов, подлинных и мнимых, руководители Коммунистической партии ограничились лишь умыванием рук. Казни осуществлялись не только в «Белом доме», но и в других местах. Чекисты практиковали следующий метод: они входили к заключенным и, указывая на будущие жертвы, произносили: «Один, два, три». «Один» значило, что заключенный будет расстрелян в тот же день, «два» – его расстреляют завтра, «три» – казнят послезавтра. Это обычно делалось, когда прибывала новая большая партия и появлялась острая необходимость в камерах, для вновь прибывших. Согласно свидетельству очевидцев, около 10 тысяч человек были расстреляны в Холмогорах и Пертоминске. Как это ни ужасно, но в этой цифре нет ничего поразительного. Ибо в течение трех лет подряд, до своего расформирования, эти лагеря составляли главную тюрьму всей Советской России. В огромные этапы из всех уголков европейской и азиатской России попадали те, кого по каким-либо причинам было нежелательно убивать на месте, например, все те, кто был «амнистирован» местными властями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все представители лагерной администрации, имели подобное прошлое, за исключением нескольких вышестоящих чиновников, однако, по слухам, и они получили свои назначения в качестве наказания. Такие слухи были распространены даже о руководстве УСЛОНа (Управления Северных лагерей особого назначения) – Ногтеве и его заместителе Эйхмансе. Администрация комплектовалась из среды заключенных, предпочтение отдавалось бывшим агентам ГПУ, особенно, при назначении на посты, требующие ношения оружия. По пути из Архангельска в Пертоминск, чувство изолированности становилось все более острым. Наша группа из 10–12 человек должна была идти первые три или четыре мили по замерзшей реке Северной Двине, а затем по дороге, покрытой глубоким снегом. Было невозможно идти, исключительно, по колее за санями, в которых ехал начальник конвоя и куда было сложено наше имущество. С обеих сторон колеи снег был по колено. Мы шли несколько дней, за день покрывая расстояние около 15 миль. Отдыхали каждые два или три часа, тем самым, давая нашей попутчице, крестьянке, возможность кормить своего ребенка. Ей было позволено ехать в санях. Ночи мы проводили в деревнях на берегу. Примерно на второй день пути, мы увидели колонну саней и пеших людей, похожую на нашу. Выяснилось, что это были анархисты, которых перемещали из Холмогор в Пертоминск 73 . Остаток пути мы шли вместе. На пятый или шестой день пополудни, мы увидели стены с охранными вышками. Это и был Пертоминский концентрационный лагерь. Когда мы приблизились, то разглядели надпись на стене: «Долгих лет жизни Третьему Интернационалу!». В старой монастырской церкви, холодной и пустынной, располагались столы для несуществующей «образовательной секции»; портреты советских лидеров висели под, написанными на стенах, образами святых и начертанной жирными буквами надписью, гласившей: «Советская власть не карает, а исправляет». И это было в лагере, где начальник, Бачулис, лично избивал его обитателей и, забавы ради, стрелял из ружья по заключенным, работавшим в полях. Летом в поле оставляли на съедение комарам, со связанными руками, тех, кто вызывал недовольство администрации. Зимой же таковых помещали на ночь на неотапливаемые чердаки в одном исподнем. Сомневаюсь, что Бачулис был в здравом уме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В память о жертвах репрессий и новомучеников XX века в Поморье появится паломнический маршрут 15 июня, 2018. Новостная служба «Архангельский Север особого назначения» 15 июня. ПРАВМИР. В Архангельской области появится паломнический маршрут в память о жертвах сталинских репрессий. Маршрут «Архангельский Север особого назначения» охватит Архангельск, Соловки, Летнюю Золотицу, Яреньгу, мыс Заячий, Пертоминск и Луду, сообщает пресс-служба Архангельской епархии. Проект задуман ради «распространения знаний о подвиге архангельских новомучеников XX века и на сохранение памяти о трагических страницах истории Поморья, о жертвах репрессий, о зарождении и процветании Гулага на Архангельском Севере». «В богатейшей истории нашей страны есть период, который многим хотелось бы забыть. После революции архангельский север стал территорией «особого назначения» — здесь находились лагеря принудительных работ, концентрационные лагеря, спецпоселения. Со всей России везли сюда уничтожать неугодных новой власти людей. Революция привела Россию к огромным потерям, крови, политике атеизма. Так, сто лет назад наша малая родина превратилась в «Северную Голгофу»», — сообщают авторы проекта. В рамках проекта пройдет научная экспедиция, во время которой ученые изучат места пребывания и казней репрессированных, а священники совершат молебны в местах бывших спецпоселений и лагерей. О своей работе участники экспедиции снимут просветительский фильм. Помимо этого в рамках проекта выпустят книгу и подготовят мобильную передвижную выставку по теме репрессий на Русском Севере. Для паломнического маршрута «Архангельский Север особого назначения» разработают карту-путеводитель, где будут изображены все территории и названия, связанные с лагерями и спецпоселениями на Севере, обозначены места установки памятных крестов, храмов, даны краткие сведения по теме репрессий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-pamyat-o-zhertvah-re...

В связи с постепенным развалом советскими органами управления монастырского хозяйства, а также с сокращением численности братии уменьшалась и продукция совхоза, в результате чего, периодически вставал вопрос о ликвидации хозяйства 14 . Согласно Постановлению СНК СССР от 13 октября 1923 г., по другим данным – от 2 15 или 23 октября 16 1923 г., был организован СЛОН 17 , куда в начале лета перевели заключенных из Северных лагерей принудительных работ – Архангельского, Холмогорского и Пертоминского 18 . Ярким событием этого периода, стал пожар 1923 г., который начался в ночь с 25 на 26 мая, продолжался трое суток и повредил, практически, все постройки, расположенные на территории центрального монастырского дворика. Официально причины и виновников возгорания установить не удалось 19 . Однако, предположение некоторых мемуаристов о причастности к этому событию представителей советской власти, возможно, стремящихся к сокрытию следов хищений, не лишены оснований. В первые годы, администрацию Соловецкого лагеря возглавляли штатные сотрудники ОГПУ. Самыми известными из них были А. П. Ногтев и Ф. И. Эйхманс. Охрана Соловецкого архипелага, доставка заключенных и их конвоирование на работу, а также поиск бежавших из лагеря были возложены на 95-й особый дивизион. Военное подразделение было сформировано в Петрограде в июле 1923 г. и, спустя месяц, в составе 679 бойцов прибыло на Соловки 20 . В 1926–1928 гг., уже как Соловецкий особый полк (СОП) ОГПУ Ленинградского округа, а затем, как 4-й особый полк, эта военная часть входила в состав Отдельной дивизии особого назначения им. Ф. Э. Дзержинского при Коллегии ОГПУ. Внутренняя охрана (надзиратели, старосты, дежурные по отделениям, ротам и командировкам) осуществлялась командой «Надзора», формировавшейся из осужденных членов партии, чекистов, красноармейцев и уголовников. Эти люди получали спецпаек и небольшую зарплату, а при положительной характеристике, могли рассчитывать на досрочное освобождение. Многие из них отличались особой жестокостью, по отношению к заключенным. В 1928 г., после вывода СОПа за пределы архипелага, охрана лагеря была возложена на военизированную охрану (ВОХР), которая, в основном, набиралась из числа осужденных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М Майоров Илья Андреевич (1890 – 11 сентября 1941), социалист-революционер Макаров Степан Осипович (1849 – 13 апреля 1904), адмирал, полярный исследователь, кораблестроитель Макаров, профессор истории, скончался на Соловках Максим (Жижиленко Михаил Александрович), епископ Серпуховской (1885 – 4 нюня 1931). Арестован в 1929 г., приговорен к пяти годам лишения свободы. В 1929–1930 гг. на Соловках, заведующий тифозным бараком. В 1930 г. срок увеличен на пять лет. В 1931 г. вывезен в Москву. Расстрелян Максимов, заключенный полицейский чиновник Максутов Дмитрий Петрович (1873– 1938), князь, выпускник Пажеского корпуса, полковник. Приговорен в сентябре 1924 г. к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После освобождения из лагеря, сослан в Сибирь Маливанов, см. Милованов Малинович Антоний, сотрудник ГПУ Малкин Алексей Яковлевич (1886 – 1 февраля 1938), социал-демократ. Арестован в мае 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. В 1925 г. переведен в Верхнеуральский политизолятор. Расстрелян Мальбродский Эдвард Карлович, участник группового побега из Кемперпункта Мальсагов Созерко Артаганович (1893 – 25 марта 1976), офицер, участник группового побега из Кемперпункта, автор воспоминаний о Соловках Малюта Скуратов, опричник Маляж Владислав, заключенный поляк Мамай Иван Иванович (1899–?), анархист-синдикалист. В 1923 г. отправлен на Соловки, где, вскоре, вышел из коллектива. После освобождения из лагеря в январе 1924 г., сослан в Сибирь Мамонов (ок. 1900–?), ссыльный чекист, сотрудник лагерной администрации Мамулов (Мимулов), социал-демократ, отправлен на Соловки, где содержался в Савватьеве Манилов, литературный персонаж Маннергейм Карл Густав Эмиль (1867 – 28 января 1951), барон, генерал русской и финской армий, президент Финляндии (1944–1946) Манон Леско, литературный персонаж Мануил (Лемешевский Виктор Викторович) (1884 – 12 августа 1968), митрополит. Арестован в сане епископа Лужского, викария Петроградской епархии в феврале 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы по делу о «православных братствах» и отправлен на Соловки. В лагере работал библиотекарем, входил в комиссию по вскрытию мощей, сотрудничал с СОК, в июне 1926 г., вместе с другими заключенными архиереями, принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов». При освобождении из лагеря, был задержан в Кемперпункте, в связи с попыткой вывезти рукопись и, вместо Архангельска, доставлен в Москву. Неоднократно подвергался арестам. Окончательно освобожден в декабре 1955 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010