Рисунок с изображением трех святителей (Атлас,   197 ) сопровождается карандашной подписью: «Новгородские святители», которая, вероятно, сделана Ф. А. Калининым. Ориентируясь на это указание, мы предположительно атрибутируем изображения новгородских владык следующим образом (слева направо): 1) Евфимий II (варианты – Иоанн (Илия), Серапион, Моисей); 2) Нифонт (варианты – Серапион, Феоктист); 3) Иона (варианты – Иоанн (Илия), Моисей, Серапион). Если основываться на указаниях иконописных подлинников, среди новгородских святителей указанные персонажи более всего соответствуют обликам изображенных. Стоит обратить внимание на то, что третий святитель благословляет левой (!) рукой, а Евангелие держит в правой руке. Нам нечем объяснить такое расхождение с традиционной иконографией. Прорись с иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы» (Атлас, 198 ) нуждается в подробном перечислении 68 изображенных персонажей. 58 Новгородские святые разделены здесь на правую и левую группы по семь рядов в каждой. В левой группе изображены справа налево: 1-й ряд снизу – Нифонт архиепископ, Евфимий II архиепископ, Моисей архиепископ, Григорий архиепископ, Василий Калика архиепископ, Лука епископ; 59 2-й ряд снизу – Симеон архиепископ, Михаил Клопский, Савва Вишерский, Александр Невский, Зосима и Савватий Соловецкие; 3-й ряд снизу – Никандр Псковский, Никодим Кожеезерский, Антоний Сийский, Евфросин Псковский, Феодор Юродивый, Никола Кочанов; 4-й ряд снизу – Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы; 5-й ряд снизу – князь Владимир Ярославин, Анна княгиня, Иоанн и Лонгин Яренгские, Гликерия Новгородская; 6-й ряд снизу – князь Мстислав Ростиславич, князь Феодор Ярославин, князь Мстислав Мстиславич, Иоанн и Иаков Менюжские; в верхнем ряду – Артемий Веркольский. В правой группе слева направо изображены: 1-й ряд снизу – Никита епископ, Иоанн (Илия) архиепископ. Иоанн III архиепископ, Серапион архиепископ. Феоктист архиепископ. Иоаким епископ; 2-й ряд снизу – Пимен архиепископ, Мартирий архиепископ, Александр Ошевенский, Антоний Римлянин, князь Всеволод (Гавриил) Псковский, Александр Свирский ; 3-й ряд снизу – Нил Столобенский, Арсений Коневский, Ефрем Перекомский, Антоний Леохновский, Антоний Дымский. Варлаам Хутынский; 4-й ряд снизу – Ефрем Новоторжский, Сергий и Герман Валаамские. Арсений Затворник, Афанасий Островский; 5-й ряд снизу – Корнилий Палеостровский, Анания иконописец, Ксенофонт Робейский, Мартирий Зеленецкий, Феофил Омучский; 6-й ряд снизу – Иаков Боровицкий, Феодор Важеозерский (?), Кирилл Новоезерский, Феодор Островский (?), Вассиан Пертоминский или Строкинский; в верхнем ряду – Макарий Черногорский Пинежский. 60

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

В Соловецком монастыре игумен Филипп положил много трудов по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность игумену Филиппу выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённый в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3/16 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12/25 июня). Новопоставленный игумен всеми силами старался поднять духовное значение обители и её основателей – преподобных Зосимы и Савватия (память 27 сентября/10 октября, 17/30 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесённый на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрёл каменный крест, стоявший некогда перед кельей преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. В Преображенский собор были перенесены мощи святых Зосимы и Савватия. Для тайных молитвенных подвигов игумен Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Деятельность игумена Филиппа сделала Соловецкий монастырь богатейшим промышленным и культурным центром Северной Руси. Строгий аскет и подвижник, Филипп явился образцовым хозяином, обладавшим большим практическим умом, хозяйственной энергией и предприимчивостью. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов. На поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел. Для того чтобы пополнить запас пресной воды, был прокопан глубокий пруд и проведено осушение болот. Увеличение пастбищ позволило игумену Филиппу обеспечить монастырь скотом, и на островах появились масло и молоко. Огромное количество ветряных мельниц избавило монахов от невероятно тяжёлого труда – размалывать зерно вручную – и дало Соловкам хороший хлеб. Рыболовные и соляные промыслы, организованные игуменом Филиппом в широких размерах, стали снабжать рыбой и солью всю русскую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни . Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный . Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Митрополит Московский Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину , Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с метрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей , к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться. Но новая волна жесточайших казней, случившаяся в 1567 - 1568 годах, привела к решению святителя противостать Грозному. Обличение Святителем царя Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре.

http://drevo-info.ru/articles/8605.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подобные Иона и Вассиан Пертоминские, или Соловецкие (+ 1561) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 12 июня в день гибели, 5 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прпп. Иона и Вассиан, смиренные трудники Соловецкого монастыря и ученики св. Филиппа, когда он был игуменом Соловецкой обители, утонули в Белом море, в то время когда они везли в лодке в монастырь припасы. После их явления старцу Троице-Сергиевой лавры Маманту на могиле их воздвигнута часовня. В 1699 г. после исследования чудес, творившихся на их гробнице, они были причислены к лику святых. • Преподобные отцы утонули при впадении Северной Двины в Белое море. Тела их были вынесены на восточный берег Унской губы. На месте обретения их мощей была воздвигнута часовня, а в 1623 г. основан Пертоминский Спасо-Преображенский монастырь. Ныне это место к северу от Архангельска, на мысе Красный Рог (Архангельская епархия). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437330/

мон. Таисия (Карцова) Скачать epub pdf Подобные Иона и Вассиан Пертоминские, или Соловецкие († 1561) Память их празднуется 12 июня в день гибели, 5 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прпп. Иона и Вассиан, смиренные трудники Соловецкого монастыря и ученики св. Филиппа, когда он был игуменом Соловецкой обители, утонули в Белом море, в то время когда они везли в лодке в монастырь припасы. После их явления старцу Троице-Сергиевой лавры Маманту на могиле их воздвигнутачасовня.В 1699 г. после исследования чудес, творившихся на их гробнице, они были причислены к лику святых. •Преподобные отцы утонули при впадении Северной Двины в Белое море. Тела их были вынесены на восточный берег Унской губы. На месте обретения их мощей была воздвигнута часовня, а в 1623 г. основан Пертоминский Спасо-Преображенский монастырь. Ныне это место к северу от Архангельска, на мысе Красный Рог (Архангельская епархия). Читать далее Источник: Русские святые : Жития святых русской церкви/Монахиня Таисия (Карцова) - Пальмира, 2017. – 720 с. ISBN: 978-5-521-00779-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Соловки. XIX.] Прпп. Вассиан и Иона Пертоминские (фрагмент). Икона. Иконописная школа Соловецкого монастыря. 2-я половина XIX века. Из церкви Рождества Богородицы с. Луды в Поморье. Архангельский музей изобразительных искусств. Архангельск. Файл 4726.jpg:   Размер: 845x1200, 1.01 MPix, 173 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (212) , (4) . Описание: [Россия. XVIII.] Собор Новгородских святых (фрагмент). Рисунок (прорись с иконы/изображение, кроме подписей святых в нимбах, зеркальное). Россия. XVIII века. Постников, 1899, таб. LXIX. Ретушировано. Файл 4727.jpg:   Размер: 341x508, 0.17 MPix, 26 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (117) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4728.jpg:   Размер: 737x404, 0.3 MPix, 50 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (122) , (1) . Описание: " Св. Пертоминские Чудотворцы Вассиан и Иона " Период создания: 1896 г. Материал, техника: бумага, хромолитография Размер: 13,7х11 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 8901646 Номер по ГИК (КП): КПГЭ.1950-49/583 Инвентарный номер: ЭPГ.II-4854 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный Эрмитаж " Файл 34577.jpg:   Размер: 620x800, 0.5 MPix, 140 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (49) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1415-photo

Святые поморские, по туземному представлению, извергали зверей из моря, в случае нужды и молитвы к ним поморцев. Такое чудо показали пертоминские чудотворцы Вассиан и Иона, когда в пустыне был голод, и трудники монастырские стали роптать на игумена за неплатеж заработанных денег: тогда, по молитвам общежителей, море извергло большого кита, и «дивишася зело о несбыточном том чудеси, и прославиша Бога и преподобных похвалиша, и измеривше же зверя того глаголемого кита, обретоша саженей осемь великих, и приемши орудие, рассекоша зверя оного на части и обретоша жиру 230 п., цены же собраша сребра на нем яко до 500 гривен, и тако промыслом Божиим и молитв ради преподобных Вассиана и Ионы от скудости богатство прияша и наемником мзду даша довольну». И на суше были такие же материальные чудеса святых. «Бе некто трудник именем Никита, труждашеся в обители преподобных Вассиана и Ионы пертоминских. Во едино время, молящуся ему, якоже обычай бяше, и призывающу преподобных в потребе своей помощь подати в прекормлении скота монастырского сенной кормлею, еще бы ему препитати оной скот безгладно, понеже вельми умалися сенная кормля, и печаляшеся о том зело. Днем и нощию молящуся ему преподобным помощь подати в прекормлении скота, таже уклоньшуся ему ко сну, и абие явишася преподобнии отци Вассиян и Иона, глаголюще ему: что убо наю желая просил еси, не бывшим нам зде в обители своей, быхом убо мы в оной веси, промышляхом с купляющими сена на пищу скотам нашим, и ныне же приидохом паки и здесь мы в своем месте обретаемся, исполняюще прошение твое, дается ти от Бога вскоре довольное прокормление скоту, сена, о сем более не сетуй, но паче радуйся; шед поведай братии, дабы посланы быша трудники в оную близь лежавших весей купити сена на прокормление скоту нашему уже мы купихом малой ценой…. и егда начаша куповати у жителей веси тоя порицаемые унския, бысть чудесно вельми промыслом и помощию преподобных, яко купиша до девятидесяти возил сена, ценой же вельми малой, никогда тако куповашеся кормля скотская о тех временах, зане точию по 6 денежек приеши за воз продающи».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Отошел ко Господу наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Вассиан (Шуста) 4 мая 2010 г. 13:28 2 мая 2010 года на 83-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу старейший клирик Тверской епархии , наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан (Шуста). 4 мая после Божественной литургии в Богоявленском соборе монастыря, которую возглавил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор , состоялось отпевание усопшего. Тело новопреставленного отца Вассиана упокоено в Ниловой пустыни. Архимандрит Вассиан (Владимир Иванович Шуста) родился 19 января 1928 г. в деревне Войниловичи Несвижского района Минской области в крестьянской семье. В 1947 г. после окончания девятилетки поступил в Минскую духовную семинарию , которую окончил в 1951 г. В 1951-1955 гг. учился в Ленинградской духовной академии , где в тот же период учился будущий Святейший Патриарх Алексий II . Окончил академию со степенью кандидата богословия. 21 ноября 1955 г. архиепископом Калининским и Кашинским Варсонофием (Гриневичем) был рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Знаменской церкви г. Осташкова Калининской области столицы Селигерского края.  В 1956-1992 гг. благочинный Осташковского округа Тверской епархии . Овдовел в 1983 г. 29 января 1991 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении монашеской жизни в мужском монастыре Нило-Столобенская пустынь, закрытом в годы советской власти и в полуразрушенном состоянии возвращенном Тверской епархии. 29 марта 1991 г. архиепископом Тверским и Кашинским Виктором протоиерей Владимир был пострижен в монашество с наречением имени Вассиан в память прп. Вассиана Пертоминского. 10 апреля 1991 г. отец Вассиан был назначен наместником и строителем Нило-Столобенской пустыни. Архимандрит Вассиан внес большой вклад в возрождение церковной жизни в Верхневолжье. В 1990 г. по его инициативе было возобновлено ежегодное освящение истока Волги. Отец Вассиан сохранял мощи прп. Нила Столобенского до их перенесения 9 июля 1995 г. Святейшим Патриархом Алексием II в Нило-Столобенскую пустынь. За более чем полвека служения в священном сане «селигерский батюшка» снискал искреннюю любовь братии и паствы. Удостоен ряда церковных и светских наград: В 2005 г. архимандрит Вассиан был удостоен звания «Почетный гражданин города Осташкова». Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1153083.ht...

29 января 1991 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором председательствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II, было принято решение и благословлено открытие мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь. 29 марта 1991 года Архиепископом Тверским и Кашинским ВИКТОРОМ многолетний и бессменный (более 40 лет) настоятель Знаменского собора города Осташкова был пострижен в монашество с наречением имени Вассиан, в память святого преподобного Вассиана Пертоминского (празднуется 18 июня по новому стилю). 10 апреля 1991 года был назначен наместником и строителем полуразрушенного монастыря Нило-Столобенская пустынь. С 2000 года член Епархиального совета. Особая историческая заслуга принадлежит отцу Вассиану в том, что батюшка сохранял чудотворные мощи преподобного Нила Столобенского, у которых он служил Богу всю свою священническую жизнь в Осташковской церкви в трудное советское время притеснения верующих. Мощи не раз безбожные власти во времена правления Н.С. Хрущёва планировали отобрать и передать их на исследование в Военно-медицинскую Академию. Но батюшка отстоял мощи и сберёг их как великую святыню нашей Русской Православной Церкви до времени Перенесения мощей обратно в Нилову пустынь из Осташкова 9 июля 1995 года, когда в город Осташков для Торжественного Перенесения мощей прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II. Поистине батюшка был хранителем чудотворных мощей преподобного Нила — доступных для поклонения верующими во времена воинствующего атеизма и сохранившихся до нашего времени, благодаря отцу Вассиану. За самоотверженное, добросовестное служение Церкви Христовой Архимандрит Вассиан был награждён церковными наградами: — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени; — орденом святого преподобного Сергия Радонежского III степени в 2000 году; — орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени в 2002 году; — медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 1990 году архимандрит Вассиан возобновил ежегодное освящение истока реки Волга.

http://pravmir.ru/otoshyol-ko-gospodu-se...

В сводном Иконописном подлиннике (XVIII в.) описание образа В. С. помещено под 3 сент.: «Преподобнаго отца нашего священноинока Вассиана, начальника Преображенскаго монастыря, иже в Строкине, пустынника Каргопольскаго, на Онеге реце, новаго чудотворца; подобием сед, брада поменьше Иоанна Богослова, на главе схима, ризы преподобническия». В агиологической лит-ре XIX в. В. С. иногда называют Вассианом Крестомировским (Крестиморовским, Кратемировским). Архиеп. Сергий (Спасский) в списке неканонизированных рус. святых упоминает «Вассиана, начальника Кратемировского (или Крестомировского) монастыря на Онеге реце». Е. Е. Голубинский различал 2 святых: В. С., основавшего свой мон-рь близ Каргополя не позднее 1-й четв. XVI в., и Вассиана Крестомировского, подвизавшегося близ Белого м. «неизвестно когда». В списке архим. Леонида (Кавелина) указан Василий, основатель Кратемировского мон-ря близ Белого м. Появление легенды о существовании св. Вассиана (Василия) Крестомировского может быть объяснено тем, что Пертоминский в честь Преображения Господня муж. мон-рь на Белом м., основанный на месте гибели Вассиана и Ионы Пертоминских , в XIX в. мог именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), т. о. небесный покровитель обители - прп. Вассиан Пертоминский мог именоваться Крестиморовским. По-видимому, в результате смешения 2 пришедших в упадок в XIX в. Преображенских мон-рей на Белом м.- на месте гибели Пертоминских чудотворцев и Строкиной пуст. на Онеге - основатель последней В. С. также в лит-ре XIX в. может именоваться Крестомировским. Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 1017; Барсов Е. Алфавитный указатель мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 23-25; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 31; Зверинский. Т. 2. С. 326. 1160; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 106; Строев. Списки иерархов. Стб. 994-995; Надеждин А. Ист. образ в Спасо-Преображенском Каргопольском мон-ре//Олонецкие ЕВ. 1899. 18; Голубинский. Канонизация святых. С. 319; Срезневский В. И. Отчет Отд-нию рус. яз. и словесности имп. АН о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губ. (июнь 1902 г.). СПб., 1904. С. 15-20; Докучаев-Басков К. А. «Строкина пустыня» и ее чернецы. Петрозаводск, 1914; Галкин А. К. Мон-ри Каргополья - родины св. митр. Вениамина//Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1998. Вып. 3. С. 19-32; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского//Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367, 371.

http://pravenc.ru/text/149901.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010