Преподобные Вассиан и Иона – иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского († 1570; память 9/22 января). Немалотруден был тогда подвиг братства Соловецкого. При строении соборного храма обители Соловецкой в 1561 году на твердую землю за известью посланы был иноки Вассиан и Иона. Когда суда возвращались в Соловецкий монастырь, то при впадении Северной Двины в Белое море они были застигнуты бурей и утонули. Но Господь прославил преподобных после их кончины – телес их не коснулось тление на дне морской пучины. Святые мощи преподобных Вассиана и Ионы, вынесенные волнами на восточный берег Унской губы, были обретены крестьянами и погребены. Вскоре преподобные явились во сне старцу Троице-Сергиевой обители Маманту, который управлял соляными варницами в Унском посаде, и он в 1599 году воздвиг часовню над могилами преподобных. Впоследствии, по случаю многих исцелений, совершавшихся над их гробами, в 1623 году иеромонах Иаков основал там обитель, получившую название Пертоминской, и вкладами царскими сооружена была церковь во имя Успения Богоматери. Память преподобным Вассиану и Ионе совершается дважды в год: 5/18 июня – обретение святых мощей и 12/25 июня. Константин, митрополит Киевский, святитель В 1155 году ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий вступил в первопрестольный град Киев и стал великим князем. Объединив почти всю Русскую землю, Юрий Долгорукий приступил к разрешению церковных дел, требовавших устроения с 1145 года, когда митрополит Киевский Михаил оставил кафедру и удалился в Константинополь. В 1147 году великий князь Изяслав Мстиславич и собор русских епископов поставили митрополитом Киевским Климента Смолятича без участия Константинопольского патриарха, но не все епископы согласились с этим, и в Русской Церкви началась смута. По инициативе князя Юрия Долгорукого были проведены успешные переговоры с Константинополем. В январе 1156 года в Константинополе получил посвящение на Киевскую кафедру митрополит Константин, который в том же году приехал в Киев. Перед отправлением в свою северную митрополию он в январе того же года участвовал в Константинопольском Соборе, обсуждавшем вопрос о Евхаристической Жертве. Церковный Собор Русской Церкви в составе митрополита Константина и епископов Космы Полоцкого и Мануила Смоленского приступил к восстановлению канонических норм церковной жизни: священнодействия митрополита Климента были «испровергнуты», а князь Изяслав Мстиславич подвергнут строгому соборному осуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Основание пустыни положено было, по сказанию летописцев, со времени обретения мощей преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев. Вассиан и Иона были иноками Соловецкой обители. В памятной книге Пертоминского монастыря замечено, что происхождение и первоначальное местожительство их неизвестно. Сохранилось только предание, что они были учениками игумена Филиппа (впоследствии известного митрополита Московского), которым и были посланы в Архангельск для приобретения нужных для монастыря запасов. На обратном пути из Архангельска их настигла страшная буря, в результате которой одна из лодок, в которой находились иноки Вассиан и Иона и пять человек мирян, была залита волнами, и все люди, находящиеся в ней, погибли. Это случилось в 1566 году. Тела их были принесены волнами в Унскую губу, на то место, которое носит в наше время «Унских Рогов», и выброшены на берег, где сейчас находится Пертоминский монастырь. Через некоторое время крестьяне из Луды выехали на рыбный промысел и заметили, что над тем местом, куда прибило тела преподобных, множество ворон, и поняли, что там находится что-то выброшенное морем. Подойдя поближе, они увидели у самой воды тела преподобных, лежащие вместе и нисколько не тронутые: птицы, несмотря на свою хищность, не смели к ним прикоснуться. Рыбаки решили, что перед ними не простые люди, а угодники Божие, и их нужно везти в своё село, в Луду, и там предать погребению, с честью, по христианскому обычаю, рядом с церковью. Однако, на обратном пути на них напал такой мрак, что они не могли найти дорогу в Луду и несколько раз оказывались на том же месте, где нашли мощи преподобных. Во время ночи преподобные, явившиеся рыбакам во сне, заповедали никуда не возить их тела, а похоронить тут же, под большой сосной, добавляя, что «егда благоволит Бог, то неизреченной мудростью Своею устроит на сем месте пение и звон». Желание преподобных было в точности исполнено. В 1617 году некий старец Мамант, инок Троице-Сергиевой лавры, живший в Луде «на заводе для присмотра за солеварением», был застигнут в Унской губе противным ветром и четыре дня провёл радом с могилой преподобных, «сетуя и молясь». Во сне преподобные явились ему, объяснили, кто они, и повелели поставить над их могилой часовню, обещая «от Господа попутный ветер». Действительно, на следующий день «по глаголу преподобных подаде Господь спутний ветер, и пойде (он), славя и благословляя Бога». Мамант не забыл обещания, данного старцам, - построил часовню. Сначала он поселился там один, ибо возлюбил это место, но через некоторое время к нему присоединились другие старцы: Савватий, Дионисий, священноинок Ефрем и двое мирских – Козьма со своим сыном. Эти поселенцы и положили начало и основание Пертоминскому пустынножительству.

http://sobory.ru/article/?object=15384

Местоположение Пертоминский монастырь 1 находится в Архангельском уезде, от города Архангельска к западу, в правой стороне от дороги в г. Онегу, расстоянием от Архангельска верстах в 120, на восточном Унской губы Белого моря береге. От него на север – устье сей губы и Белое море, на юг – Унский посад, отстоящий от него верстах в 20, на западе, через губу, – Яренгский приход, также верстах в 20, а на юго-восток – Красногорская деревня в 21 верстах на самой дороге в Онегу. Местоположение близ монастыря ровное и песчаное, а далее около его частью гористое, частью же ровное и болотистое. Начало монастыря Пертоминская обитель начало свое получила следующим образом: 1566 года, в царствование царя и великого князя Иоанна Васильевича, два соловецких монаха (о коих в последствии дознано, что именовались Вассиан и Иона) и с ним пять человек, 2 день отправлены были на ладье в Двину реку за покупкой жизненных припасов. По исполнению возложенного поручения, монахи сии, с находящимися при них на ладье людьми, на обратном пути своем в Соловецкий монастырь, во время сильной морской бури, против Унских рогов потонули, и тела их силою морских волн были вынесены в Унскую губу, называемую Унскими рогами, и выброшены на сушу, на пустом месте, в восточной стороне, где и устроена обитель 3 . Спустя несколько времени, жители селения Луды, отправившись по Унской губе для рыбной ловли и приближаясь к месту, где лежали тела утопших преподобных, заметили необыкновенное скопление и крик плотоядных птиц и заключили, что тут должно быть какое-либо из моря извержение, и пристав к берегу увидели они двоицу иноческих тел, ни алчностью плотоядных птиц и никакою стихию неповрежденных. Положив себе, что сии смертные есть необыкновенные, и что оставить их тут в безвестности не следует, а должно воздать им лучшую погребальную почесть, они решились, взяв их в свои лодейки, везти в свое селение к церкви Божией и по церковному чиноположению предать земле благочестно. Но когда они с сим намерением отправились в обратный путь, внезапно явились в воздухе густая мгла и непроницаемый туман, от чего они, сбившись с пути, и блуждая по губе немалое время, сверх чаяния пристали опять к тому же месту, где обретены ими иноческие тела, каковое обстоятельство привело их в великое недоумение. Как туман еще не проходил, а время приближалось к ночи, то Лудяне предполагаемое погребение отложили до утра. Во сне являются им в иноческом образе двоица преподобных отец, Вассиан и Иона, и завещают: «положите нас на пустом сем месте на бору, под великою сосною, выше, против того же места, на нем же первые обретоша нас, и тамо погребите нас, в Лудскую же весь не возите. Из воды бо взяете нас, паки ли в воду хощете погребсти. Егда благоволит Бог , неизреченною премудростию устроит и на сем месте пение и звон».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигла Поклонный крест у Секирной горы 21 августа 1992 г. в память всех погибших узников Соловецкого лагеря. 3 июля 1994 г. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер. Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 г. установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа. С июня 2003 г. возобновлена монашеская жизнь в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе. В октябре 2009 г. наместником Соловецкого монастыря назначен архимандрит Порфирий (Шутов), ранее исполнявший послушание казначея Свято-Троицкой Лавры. В настоящее время богослужение в обители совершают постоянно во всех восстановленных храмах: в церкви святителя Филиппа, надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы; в летнее время – в Спасо-Преображенском соборе и в храме Успения Пресвятой Богородицы. На острове Анзер постоянное богослужение проводят в церкви Воскресения Христова. В храмах скитов, большинство из которых еще не восстановлено, богослужение проводят периодически, как правило, в летнее время. В обитель с каждым годом приезжает все больше паломников. Вновь зазвучали молитвы Соловецким чудотворцам. Соловки постепенно становятся тем, чем они были на протяжении шести веков, – островами молитвы среди житейского моря. Среди святых, подвизавшихся в разные годы в Соловецком монастыре, особо почитаются в России преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.), преподобный Елисей Сумский (XVI в.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.) и многие другие.

http://pravoslavie.ru/94215.html

Мощи преп. Германа Соловецкого, который скончался не в монастыре, а подобно преп. Савватию на твердой земле, перенесенные в монастырь и погребенные в последнем через пять лет после его кончины, были обретены в 1623-м году. В настоящее время они почивают под спудом (Филарета Русские святые, 30 Июля; С. К. Молчанова Описание Архангельской губернии, стр. 296; архим. Мелетия Описание Соловецкого монастыря, стр. 66). 50 и 51. Вассиан и Иона Пертоминские, монахи Соловецкого монастыря, в 1561-м или 1566-м году утонувшие в Белом море при его переезде и погребенные на его берегу, на восточном мысу входа в Унскую губу. В 1694-м году были свидетельствованы их мощи и после сего, по причине чудес от мощей, установлено празднование их памяти (которая – 5-го Июня) 258 в устроившемся при их гробах в конце XVI – начале XVII века Пертоминском монастыре (находящемся в 120-ти верстах к западу от Архангельска) 259 . 52 . Вел. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский, о котором говорили мы выше в домакарьевских святых между 7-м и 8-м. 15-го Октября 1702-го года были открыты его мощи и вслед за сим было установлено ему празднование (а при Екатерине Великой в 1774-м году, при освящении возобновленного Владимирского Успенского собора, северный придел последнего, бывший дотоле Благовещенским, был посвящен его имени) 260 . 53 . Князь Глеб Андреевич, сын вел. кн. Андрея Боголюбского, скончавшийся (по надписи на его раке) 20-го Июня 1175-го года и погребенный во Владимирском Успенском соборе. Спустя полтора месяца после открытия мощей отца, 30-го Ноября того же 1702-го года были открыты его мощи, вслед за чем ему также установлено было празднование (а при Екатерине Великой, в том же 1774-м году и при том же освящении собора, южный придел последнего, бывший дотоле во имя великомученика Георгия, посвящен его имени) 261 . 54 . Симеон Верхотурский, подвизавшийся в миру подвигами молитвы и благотворения бедным людям, с внешним переходом из сословия дворянского, к которому принадлежал по рождению, в среду крестьянскую, скончавшийся в 1642-м году в погосте Меркушах или Меркушинском, который находится в 50-ти верстах от Верхотурья (уездного города Пермской губернии), и в 1704-м году перенесенный в этот последний город. Местное празднование памяти (12-го Сентября), вследствие чудес, совершавшихся от мощей (которые открыты были в 1694-м году), установлено Тобольским митрополитом Филофеем одновременно с перенесением мощей из Меркуш в Верхотурье 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство. В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII b., построена в 1860 году и освящена в его честь церковь. В начале ХХ в. монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Святую обитель прославили подвижники благочестия. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV b.), преподобный Елисей Сумский (XV–XVI b.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI b.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI b.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI b.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII b.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII b.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII b.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII b.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII b.).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Спасающие на водах Искусствоведы выделяют группу святых, которых чтили непосредственно в Поморье. Особо выделяются в экспозиции иконы насыщенного синего цвета, привезенные из села Луды. На них -лики святых Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Ионы Пертоминских. Написаны же они были в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. «Угодники Божии помогали жителям Поморья. Неудивительно, что около святых Иоанна и Лонгина Яренгских изображены бушующее море и судно: надо было спасать поморов во время шторма и бед, которые оно создавало, - рассказывает Татьяна Кольцова. - Поморы необычайно любили своих святых, спасающих на водах, помогающих на суше. Конечно, более всего любили святителя Николая. Про него говорили: от Архангельска до Колы тридцать три Николы. Это тридцать три Никольских храма по побережью Белого моря. Все правильно - святитель Николай спасал. Однако очень почитали и местных святых. Например, Вассиана и Иону Пертоминских. Поселок Пертоминск у северян на слуху. Когда-то там был знаменитый Пертоминский монастырь. На старинной иконе его основатели изображены на фоне храма Преображения. Святые Вассиан и Иона считались покровителями поморов, и мощи их почивали в этой обители. Интересный факт: в их житии говорится о том, что покоились святые рядом, а между двумя гробницами росла рябинка. К сожалению, мощи Ионы и Вассиана были вскрыты в 1920-е годы, так же, как и мощи Иоанна и Лонгина Яренгских. Опять знакомое географическое название - деревня Яреньга, тоже на побережье Белого моря. Иноки Соловецкого монастыря Иоанн и Лонгин отправились по монастырским делам в Тверскую землю. На обратном пути их погубила буря, разыгравшаяся в Белом море, а нетленные тела, спустя время, были обретены на берегу. На том месте установили часовню, в которой покоились мощи преподобных. Позже появилась и небольшая обитель. А на иконе угодников Божиих - посмотрите: бушующее море, и то ли тонущий, то ли спасающийся корабль. К этим святым обращались, прося покровительства во время плавания».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Преподобный Иннокентий Вологодский и Комельский. Март, 19 1521 Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец. Май, 19 1522 Праведная Гликерия дева, Новгородская. Май, 13 1522 Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец. Январь, 6 1525 Преподобный Филипп Ирапский. Ноябрь, 14 1527 Мученик Иоанн Казанский. Январь, 24 1529 Преподобный Кирилл Новоезерский (По Прозванию Белый), Чудотворец. Февраль, 4 1532 Преподобный Макарий Оредежский. Август, 9 1532 Преподобный Александр Свирский. Август, 30 1533 Преподобный Иона Климецкий. Июнь, 6 1534 Преподобный Корнилий Комельский. Май, 19 1537 Преподобный Кассиан Комельский. Май, 16 1537 Преподобный Лонгин Коряжемский. Февраль, 10 1540 Преподобный Даниил Переяславский. Апрель, 7 1540 Преподобный Иродион Илозерский (Илоезерский). Сентябрь, 28 1541 Преподобный Стефан Комельский, Или Озерский. Июнь, 12 1542 Преподобная София, Суздальская чудотворица. Декабрь, 16 1542 Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, или Соловецкие. Июль, 3 1544 или 1561 Праведный Артемий Веркольский. Октябрь, 20 1545 Преподобный Лаврентий Комельский. Май, 16 1548 Преподобный Зосима Ворбозомский. Апрель, 4 ок.1550 января. Преподобный Афанасий Сяндемский. Январь, 18 1550 Преподобный Арсений Комельский. Август, 24 1550 Преподобный Адриан Ондрусовский. Август, 26 1550 Преподобномученик Адриан Пошехонский. Март, 5 1550 Преподобный Макарий Римлянин. Август, 15 1550 Мученики Петр и Стефан Казанские. Март, 24 1552 Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Август, 2 1552 Преподобный Нил Столбенский. Декабрь, 7 1554 Преподобный Герасим Болдинский. Май, 1 1554 Святитель Иоасаф, митрополит Московский. Июль, 27 1555 Преподобный Максим Грек. Январь, 21 1556 Преподобный Антоний Сийский. Декабрь, 7 1556 Преподобный Никифор Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1557 Подобные Иона и Вассиан Пертоминские, или Соловецкие. Июнь, 12 1561 Преподобный Симон Сойгинский. Ноябрь, 24 1562 Святитель Гурий, Архиепископ Казанский. Октябрь, 4 1563

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Согласно древнему Студийскому уставу лошади и волы в монастыри не допускались. В Пертоминском монастыре был такой случай: иноки неосмотрительно поставили скотный двор близко к обители. Но в неделю мясопустную он сгорел, в пожаре погибли весь корм и две коровы. Монахи сильно горевали о потере, так как в монастыре всегда было скудно с продовольствием. Но вскоре после пожара старцу Авраамию во сне явились святые Вассиан и Иона Пертоминские и ободрили иноков. «Не скорбите, братия, о случившемся пожаре, – сказали святые, – ибо все сгоревшее восполнит вам Господь; тот двор стоял нехорошо – близко от монастыря, теперь же снова устройте этот двор, но около своего озера» (РНБ. Соф. 182/182. Л. 194). И действительно, через три дня после чудесного явления святых в монастырь прибежала росомаха; братия поймали зверя и продали его за двадцать гривен серебра. На эту сумму они построили новый скотный двор около озера. А Соловецкий игумен святитель Филипп (Колычев) предусмотрительно построил коровий двор далеко за монастырем – на Муксолме. «За внешними службами заканчивался круг монастырских строений и начиналась вотчина – «подмонастырье»» (Никольский. Т. 1. Вып. 1. С. 274). В трех деревнях, принадлежавших Сийскому монастырю в 1556 году, стояли житницы, где также хранился хлеб. Между озерами Михайловским и Долгим была устроена мельница (Макарий. Антониев Сийский монастырь. С. 5, 8–13). По мере того как монастырь богател, расширялся, его хозяйство становилось все более разветвленным, соответственно увеличивалось количество служебных построек и дворов. В конце XVI века Кирилло-Белозерский монастырь был одним из самых богатых среди русских обителей и самым большим по занимаемой территории. «Если бы путешественник в конце XVI в. вошел через «Святые ворота» на монастырский двор, – писал Н. К. Никольский , замечательный знаток истории и быта Кирилловской обители, – и направился к церкви Успения, то прежде всего он увидел бы направо от ворот, насупротив трапезы, две игуменские келлии, между ними «сенцы дощатые» и рядом с кельями на той же стороне (в 1601 г.) – до пяти братских келий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И не только в самой обители проявились благие плоды его трудов. В монастырских волостях он входил во все нужды крестьян, вплоть до того, что из монастыря отпускали дрова для варки соли в деревнях. Игумен сам указывал, когда и какие работы проводить, и какими семенами засевать поля. Наиболее вредные пороки – пьянство, а также, как и сейчас, распространившиеся азартные игры – были им запрещены под угрозой изгнания нарушителей из монастырских волостей. Но более всего игумен Филипп конечно уделял внимание духовной жизни братии. «Переходя от подвига к подвигу, возвышаясь от добродетели к добродетели, он действовал на сердца примером гораздо более, чем словами, – силой любви несравненно более, чем силой власти». Четверо подвижников, подвизавшихся в обители под игуменским началом будущего святителя–священномученика Филиппа, прославлены Церковью в лике святых. Это – преподобные Вассиан и Иона Пертоминские и святые миряне Иоанн и Лонгин Яренгские. Близилось время, когда игумен Филипп должен был навсегда покинуть Соловецкую обитель и взойти к высокому служению митрополита всея Руси. Помимо прочих важных обстоятельств, внимание царя Иоанна Грозного к Соловецкой обители было связано, с тем, что он лично с детства был знаком с игуменом Филиппом и благоволил ему. Царь неоднократно призывал подвижника в Москву. В 1566 году святой Филипп был вызван особой грамотой «духовного ради совета». Свой путь в столицу соловецкий настоятель направил через Новгород. Граждане древнего города просили его быть их заступником перед царем, зная о случающихся страшных проявлениях гнева Грозного. Игумену шел уже 60–й год. А дело оказывалось в том, что в 1566 году Русская первосвятительская митрополичья кафедра стала свободной, и для поставления на нее нового достойного митрополита выбор многих русских епископов и царя пал на соловецкого игумена. Царь объявил прибывшему игумену Филиппу, что по его державной воле и соборному избранию тому должно стать митрополитом. Игумен просил со слезами просил Грозного царя не налагать на него столь тяжкого бремени: «Нет, милосердый Государь, не разлучай меня с моею пустынею; не налагай на меня бремени выше сил. Отпусти, Господа рада, отпусти; не вручай малой ладье бремени великого» (12, с. 171).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010