Всякий раз, поминая своих умерших и молясь о упокоении их с праведными, мы вместе с тем молимся и о даровании им вечной памяти, и эта последняя служит для нас видимым признаком праведности усопшего. Не вдруг по кончине своей прославляются праведники, проходят продолжительные периоды времени, нередко целые века, в течение коих творится о них церковная молитва: потом они уже объявляются молитвенниками за творящих их память, что бывает при посредстве чудесных знамений, свидетельствующих об их святости. Иные праведники остаются навсегда сокровенными и поминаются наравне со всеми усопшими, в течении многих веков, признаваемые угодившими Богу. Отсюда явствует, что вечная память есть достояние праведников. Как бы ни было велико земное почитание исторических личностей, все же оно не может сравниться с святочтимою памятью праведника. Если сравним великолепный памятник какому-либо герою, воздвигнутый на площади многолюдного города, с священною гробницею угодника Божия, находящеюся в храме Божием, то найдем между ними великую разницу: последней т. е. гробнице, все воздают благоговейное поклонение, обращаясь к почивающему в ней угоднику, как к живому; a y первого (памятника) возбуждается в проходящих только одно воспоминание о жившем некогда герое. Прославление исторических личностей – дело человеческое; прославление праведников – дело воли Божией и милости Всевышнего к людям. Память о некоторых праведниках, по человеческим соображениям, должна была бы исчезнуть, a между тем чудесные действия и особые откровения служат побуждением вечно чтить священную память этих праведников. Примером сего могут служить обстоятельства кончины наших Соловецких иноков преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских чудотворцев. Известно, что оба эти иноки, плывши однажды по морю из устья реки Двины, были застигнуты сильною бурею. Ладью их, в которой с ними находилось пять человек бельцов, залило волнами и они все потонули. Божиим Промыслом тела двух святых иноков были принесены морскими волнами в Унскую губу и извержены на сушу в пустом месте. Здесь их нашли жители ближнего селения и предали земле. При этом, преподобные Вассиан и Иона явились в ночном видении этим поселянам и указали им место для погребения. После этого стали совершаться чудеса от нетленных мощей угодников Божиих, a впоследствии создалась на этом месте обитель Пертоминская. Вот еще пример. Замученное тело страдальца Василия Мангазейского было безчестно погребено и 50 лет пребывало в совершенном забвении. Наконец, Промыслом Божиим нетленные мощи были открыты при посредстве явлений из загробного мира самого праведника, и по указанию его перенесены из города Мангазеи в Туруханский монастырь, где и поныне почивают. Эти и подобные им примеры очевидно являют истину псаломского слова: «в память вечную будет праведник».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Царь пожертвовал 1000 рублей на новый храм, а в 1559 году разрешил безпошлинный провоз соли и безпошлинную закупку разных припасов. Строительство не было завершено при игумене Филиппе, но он успел приготовить утварь, сосуды, образа, ризы, кадила, серебряные подсвечники, цветные стекла для окон, и под папертью, с северной стороны, ископал себе могилу. Близилось время, когда игумен Филипп должен был навсегда покинуть Соловецкую обитель и взойти к высокому служению митрополита Всея Руси. Не только в самой обители проявились благие плоды его трудов. В монастырских волостях он входил во все нужды крестьян, вплоть до того, что из монастыря отпускали дрова для варки соли в деревнях. Игумен сам указывал, какие работы когда проводить, и какими семенами засевать поля. Наиболее вредные пороки – пьянство и игра в зернь – были им запрещены, под угрозою изгнания из монастырских волостей. Более всего игумен Филипп уделял внимание духовной жизни братии. «Переходя от подвига к подвигу, возвышаясь от добродетели к добродетели, он действовал на сердца примером гораздо более, чем словами, – силою любви несравненно более, чем силою власти». Четверо подвижников, подвизавшихся в обители во времена игуменства святителя Филиппа, прославлены Церковью – преподобные Вассиан и Иона Пертоминские и миряне Иоанн и Лонгин Яренгские. Внимание Иоанна Грозного к обители было связано и с тем, что он благоволил лично игумену Филиппу. Царь неоднократно призывал его в Москву. В 1566 году игумен Филипп был вызван особой грамотой «духовного ради совета». Игумену шел уже 60–й год. Свой путь в столицу он направил через Новгород. Граждане города просили его быть заступником перед царем, зная о гневе Грозного. Царь объявил игумену Филиппу, что по его державной воле и соборному избранию ему должно быть митрополитом. Игумен просил Грозного не разлучать его с пустынной обителью. Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам уговорить Филиппа. Соловецкий игумен согласился принять этот сан лишь с условием, что будет уничтожена опричнина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

И тут ктото увидел стоявшего на воздухе преподобного Трифона, который какойто чудесной веревкой удерживал их судно. Только этот единственный корабль целым вернулся в Колу, остальные семь со всем своим грузом утонули. Люди, к счастью, остались живы (РНБ. Сол. 188/188. Л. 28 об. – 29 об.). Но далеко не всегда подобные путешествия имели счастливый конец. В 1561 году из устья реки Двины вышли пятнадцать соловецких судов с известью для монастырских построек, по дороге они были разбиты бурей. Во время кораблекрушения погибли два монаха Вассиан и Иона, а с ними шесть человек мирских людей. Море выбросило на берег Пертоминской бухты тела монахов, их мощи были обретены нетленными. Впоследствии над могилой Вассиана и Ионы стало происходить столько чудес, что здесь возник Пертоминский монастырь, а сами монахи были причислены к лику святых. Отважным мореходом и монахом с непоколебимой надеждой на помощь Божию предстает перед нами на страницах Жития Зосимы и Савватия Соловецких монах Савватий (названный при постриге в честь основателя монастыря). Выше уже рассказывалось о его походе за рыбой в Вирму, когда сгорела монастырская трапеза. А вот предыстория этого похода. Перед отправлением на Вирму Савватий пошел в лес рубить лес для постройки новой трапезы. Ночуя в лесу, он несколько раз во сне видел некоего старца, который говорил ему: «Савватий, будь готов ехать на море, за Сальму, чтобы проводить братию, которых отправили на службу». Вернувшись в монастырь, он узнал, что иноки, которых снарядили в Новгород за милостыней для монастыря, возвратились назад, потому что на море оказалось много плавающих льдин. Братия поручила Савватию их проводить. Помолившись перед опасным плаванием у гроба преподобного Зосимы, Савватий благополучно проводил иноков до местечка Луда, где они остановились на ночлег. Судно оставили у берега, хотя Савватий советовал втащить его повыше на берег. Утром обнаружилось, что весла унесло в море, плыть дальше было невозможно. Савватий сказал инокам: «Смотрите теперь, какая беда случилась изза вашего непослушания!» Помолившись преподобным, они через некоторое время увидели, что весла плывут назад к берегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как на небе сияет множество звезд, так в мире православном сияют светом благочестия святых обителей. Одно из первых мест среди них занимает, несомненно, Соловецкий монастырь, основанный трудами Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. На далеком севере, среди льдов Белого моря, на безлюдном, пустынном некогда, острове красуется своими белыми церквами, окруженная высокими серо-каменными стенами, эта издревле славная обитель и привлекает к себе тысячи православных паломников. – «Тысячи народа из всех далеких краев России ежегодно притекают сюда, чтобы так или иначе восприять здесь частицу лучезарного света и понести ее в темные уголки, во всех концах обширного нашего отечества». А многие навсегда остаются здесь для иноческих подвигов и трудов на монастырских послушаниях. Здесь всегда были и есть, великие в своем смирении и простоте, подвижники благочестия, жизнь которых может всякому послужить образцом для подражания. Еще при жизни первоначальников обители преп. Зосимы, Савватия и Германа процветало здесь строгое, подвижничество, и среди учеников преподобных было несколько лиц, отличавшихся святостью своей высоко христианской жизни. Таковы были: Иоанн – свещеносец, Стефан – трудник, Зосима – учитель и духовный отец преп. Феодорита-просветителя кольских лопарей, Герасим, удостоенный не раз явлений преподобных Зосимы и Савватия и другие. В XVI и XVII веках духовная жизнь развивается пышным цветком. Четверо учеников св. Филиппа, игумена Соловецкого (1548–1566), а потом митрополита Московского, были прославлены от Бога, за свою святую жизнь, нетлением мощей: это были преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, и, Иоанн и Лонгин Яренгские, – утонувшие на Белом море, при исполнении монастырского послушания. Подвизается преподобный Елеазар Анзерский, своими молитвами испросивший царю Михаилу Феодоровичу сына, Алексея Михаиловича. Вместе с ним подвизаются его блаженные ученики Никифор, Никодим и Никон. Последний, однако, через несколько лет, по несогласию с Анзерской братией, оставил остров, но со своим учителем навсегда остался в дружественных отношениях. Будучи сначала Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон не забывал своего наставника и содействовал устроению его скита. Его любовь сказывалась во всем. До нас сохранилась одна грамота Никона, в которой он пишет, что, посылая на братию рыбы 11 осетров, для строителя старца Елеазара, особо присылает еще «рыбу белужку» 1 , что уже само собой опровергнет то несправедливое мнение, что Никон и Елеазар были во вражде. 2 Другие два ученика преп. Елеазара всю жизнь подвизаются вместе с ним. Никифор умер ранее, и преп. Елеазар, горячо любивший его, просит Бога открыть загробную судьбу своего ученика и был удостоен видения блаженной участи усопшего и назвал его праведным. Никодим же, по смерти преп. Елеазара (1656 г.) занял его должность и скончался уже позже – в 1677 году; но неразлучные при жизни, они все трое и по смерти неразлучны; их гробницы находятся в одной часовне и друг подле друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Преподобные Вассиан и Иона подвизались в Соловецкой обители при св. игумене Филиппе, впоследствии московском митрополите. О жизни сих святых подвижников не сохранилось сведений. Известна только их кончина. Во время построения соборного храма св. Филиппом в 1561 г. они были посланы за известью и на возвратном пути, во время бури, утонули. Тела их были выброшены на берег у некой губы и здесь похоронены крестьянами. На месте погребения была воздвигнута часовня, около которой по времени стали селиться иноки, а при гробах совершаться чудеса. Затем здесь построен был храм, и образовалась обитель, называемая Пертоминской. Мощи святых почивают в обители под спудом. 13-е число Мученица Акилина пострадала за веру Христову, будучи 12 лет от роду. Мать ее была христианкой и воспитала дочь в христианском благочестии. Акилина, будучи еще 10 лет, старалась отвратить своих подруг язычниц от идолопоклонства. «Зачем вы молитесь идолам? – говорила она им. – Смотрите, в них нет ни чувства, ни жизни». Когда же подруги указывали Акилине, что ее Бог был распят иудеями и умер, она отвечала; «Он умер для искупления людей и воскрес из мертвых». Однажды подслушал такой разговор один из слуг царского наместника и донес своему господину. Это было в III веке, во времена гонений от Диоклетиана. Наместник Волусиан приказал мучить Акилину. «Где же теперь твой Бог ? – издевался Волусиан над Акилиной. – Пусть Он придет и отнимет тебя из моих рук». Но св. мученица отвечала: «Он невидимо со мной, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне крепости и терпения». Тогда Акилине провертели голову раскаленным железом и выбросили ее за город. Но Господь исцелил мученицу, и она ночью явилась в дом Волусиана. Волусиан испугался, позвал своих слуг и велел стеречь мученицу до утра, а наутро отсечь ей голову. Это было в 293 г. в Вивле Финикийском. Мощи св. Акилины были перенесены в Константинополь. Мученица Антонина пострадала в III веке. Св. Трифиллий был епископом города Левкусии на острове Кипре; жил в IV веке при святителе Спиридоне и был его учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Творец и Податель жизни нашей есть Господь. В гимнографии эта истина изображается через образ Древа жизни, которое олицетворяет Христос Спаситель. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (†1561; пам. 5 июня), подвизаясь на Соловках, “…до­стойны были… Древа животнаго садове быти, и плод ваш страданьми и венцы прецвете” 25 . Своими подвигами преподобный Пафнутий Боровский (†1477; пам. 1 мая) “…достиг еси широты райския и Древа жизни” 26 ныне причащается. Ниже говорится, что “пустныню” подвижник “совершил еси яко мысленный рай, приносящ цветы Божественныя” 27 . Преподобный Нил Сорский (†1508; пам. 7 мая), основавший скит для монашествующих, ищущих особых уединённых подвигов: “Мысленный рай показался… произращая различных добродетелей цветы, плоды красны своему Владыце принесл” 28 . Образы растительного мира использованы для прославления Сорского подвижника, к чему призываются верующие: “…яко цветы, увенчаем, похвальныя венцы плетуще… радуйся, цвете монашествующих краснейший, во удолиих 29 пустынных прозябший… Радуйся, древо благоплодное, при исходищах вод псаломски насажденное и плодами исправлений и богомудрых писаний твоих множества иночествующих питающе” 30 . Преподобный Герасим Вологодский (†1178; пам. 4 марта) прославляется как “цветник благовонный и рай сладости” 31 . В Таинстве Евхаристии используется вино и поэтому важная особенность темы “растений” в гимнографии — это лоза, грозди, виноград, вино. Аскет и подвижник, преподобный Иоанн Лествичник (†649; пам. 30 марта), известен своими трудами и бессмертным творением, которым назидаются православные верующие: “Веры грозд Божественным земледеланием твоим, отче, воспитал еси, и в точила вложил еси, и изгнал еси труды обучения, и, чашу исполнив духовную воздержания, веселиши сердца паствы твоея” 32 . В службе на Обретение мощей святых мученик иже во Евгении (пам. 22 февр.) говорится: “Якоже винограда лозие невещественнаго суще, гроздие нам богоразумия процветша и вино источиша безсмертия всем яве” 33 . Преподобный Зосима Соловецкий (†1478; пам. 17 апр.) подвизался на севере, на Соловецком острове в Белом море, а в службе ему говорится о южном винограде: “Лоза плодовита, отче, душа твоя бысть, вино умиления искапающи нам, страсти очищающее и души божественне веселящее” 34 . В службе святителя Евтихия Константинопольского (†582; пам. 6 апр.): “Небосажденна розга 35 во дворех Божиих, прозябл еси гобзованныя 36 плоды добродетельных деяний” 37 .

http://pravmir.ru/rayskiy-sad-i-ego-nasa...

Терзаемый угрызениями совести и сознавая свою неправоту пред святителем, Иоанн Грозный, после его кончины, обратил свой гнев на лжесвидетелей против св. Филиппа; 10 соловецких иноков, лжесвидетельствовавших против него, были разосланы по дальним монастырям на покаяние, а настоятель Паисий сослан в заточение на остров Валаам. Некоторое время и сама обитель была в немилости у царя и даже, как бы в наказание, ей не назначался игумен, а для управления были присланы два инока Белозерско-Кириллова монастыря. Обратимся теперь вновь к судьбам Зосимо-Савватеевской обители. В 1541 году, царь Иоанн Васильевич пожаловал обители так называемую «Несудимую грамоту», по силе которой не только настоятель и монастырская братия были освобождены от власти царских наместников, а единственным судьею по всем проступкам являлся царь, но даже и монастырские крестьяне были также изъяты из ведения тиунов или судей, за исключением только преступлений уголовных – убийства, разбоя и т. п., и судились настоятелем монастыря. Было также предоставлено право в открывавшиеся под ведением Соловецкой обители новые монастыри и скиты назначать игуменов, или так называемых строителей, непосредственно властью Соловецкого игумена. В течение всего своего царствования, царь Иоанн Васильевич Грозный прислал в обитель вкладов и пожертвований одними деньгами не менее 5.000 руб., главным образом, на помин душ усопших; особенно много и часто присылал по душе царевича Иоанна, двоюродного брата своего Владимира Андреевича и др.; так, между прочим, записано 1.100 р., присланных на поминовение по опальных новгородцах – 753 душах, которых, как было сказано в поминальной записке, – «отдал Малюта Скуратов». В 1561 г. в монастырских летописях записано: разбито 15 гудов, причем погибли два инока: Вассиан и Иона. Нетленные мощи их были обретены в Унской губе и погребены в Пертоминской обители, Архангельского уезда. До 1571 года Соловецкая обитель пребывала в полном покое, не помышляя даже о возможности нападения каких-либо внешних врагов. С этого же года начинается борьба обители со шведами, норвежцами и финляндцами, борьба, тянувшаяся столетия и оконченная только русским богатырем Великим Петром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

к) 1654 г. окольничий Федор Бутурлин положил вкладом образ Пресвятой Богородицы с Ростовскими чудотворцами, обложенный венцами и , и другой образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с таковым же окладом, и, кроме того, двоеличной камки на сосуды покровы с золотыми крестами. л) 1785 г. генерал-майор Петр Мартьянов приложил три образа в киоте деревянном: из них два двунадесяти Апостолов, а третий Вознесения Господня, с двумя ликами св. Иоанна милостивого и св. Иоанна воина, в серебряных окладах, с венками чеканными. м) 1826 г. июня 21 дня, 1-го ранга Алексей Сарычев пожаловал в церковь преподобных две хоругви на голубой французской тафте, обложенные кругом бахромою с золотыми на концах кистями; на одной хоругви изображение знамения Пресвятой Богородицы, а на обороте ее св. Иоанн Предтеча и Симеон Богоприимец; на другой св. мученики: Гурий, Самон и Авив, а на обороте – Зосима, Савватий Соловецкие, Вассиан и Иона Пертоминские чудотворцы. н) Того же года Архангельский купец Афанасий Плотников приложил во храме преподобных угодников два серебряных сосуда, внутри золоченые, весом 43 золотника. Угодья монастыря До штатов было за монастырем 25 душ крестьян. Когда и кем пожалованы неизвестно. В 1800 году дано монастырю земли: 1) Пахотной, именуемой Банное поле, находящееся близ монастыря, 4 десятины 1400 квадр. сажен. 2) Сенокосной в разных местах, а именно: а) в наволок две десятины 528 квадр. сажен. б) при Каменном ручье 11 десятин 1600 квадр. сажен. в) неудобной одна десятина 165 квадр. сажен. г) в Ягодном и Островской 11 десятин 1242 сажени. д) неудобной одна десят. 2100 квадр. сажен, расстоянием от монастыря в 10 верстах. Сверх сего, монастырь имеет следующие угодья: четыре тони рыбных и звериных на Унском берегу, кои состоят на оброке, так же озеро с истоком для ловли на рыбы, за губою на Лудской стороне, называемое Ратоминским, и при нем сенные покосы, расстоянием от монастыря в 20 верстах. Довольствие монастырь получает и от домашнего хозяйства, хотя и малого, состоящего из рассадки огородных овощей и скотоводства. Лошадей с нужными для хлебопашества инструментами содержится в нем две-три, а рогатого скота штук до десяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Святость Филиппа как бы отражалась и на его присных учениках, и само нетление, которое его ожидало за подвиг мученичества, даровано было некоторым из них, за бедственную кончину, постигшую их на трудном подвиге послушания. В дни настоятельства Филиппова разбило на устье Двины несколько ладей соловецких, плывших с известью для построения храма; потонули четверо из благоговейных иноков, и впоследствии обретены были их телеса, до которых не прикоснулось тление и на дне пучины. Иона и Вассиан прославились в Пертоминской пустыне, что на Унских Рогах, а два других еще не постриженных послушника, Иоанн и Лонгин, положены были на поморье, в церкви села Яренского; они доселе ожидают перенесения в родную свою обитель, которой служили при жизни и которую прославили по смерти, исцелениями, доселе истекающими от их гробниц. Буря, их потопившая на море, случилась в 1661 году, а семь лет спустя должна была восстать иная, более страшная буря нравственная, на их великого пастыря, и потопить его в своих волнах. Странная судьба святителя Филиппа и грозного царя! Любит и чтит его Иоанн, на пустынном его острове, потому что в отрочестве играл с ним в числе сверстников своих, детей боярских, и потом не раз видал его у себя в столице, уже как настоятеля обители Соловецкой. Он вызывает его на кафедру святительскую, потому что нужен достойный преемник Макарию и хочет он видеть праведного мужа во главе иерархии Российской. Уже царь избирал духовника своего Афанасия и, по скорой его кончине, святителя Казанского Германа, но испугался его обличений. Что же влечет Грозного обращаться к людям особенной святости, когда бы он мог легко найти вокруг себя человекоугодников беспрекословных? Иоанн не в мире сам с собой; он чувствует свою душевную немощь, которая временно обуревает лучшую его природу, а между тем в нем еще глубоко укоренено уважение к сану священному; посему ищет он праведника на кафедру святительскую, чтобы тот, самим безмолвием своим, как бы оправдал его мрачные деяния, будучи сам не укорителен по святой жизни. Тайное угрызение совести заставляет Иоанна действовать против самого себя, чтобы обрести для себя молитвенника против ее упреков; но когда встречает он явное себе пререкание, то худшее преодолевает лучшее в смятенной душе его; благое намерение постепенно уступало раздающейся страсти, доколе наконец не вспыхнуло раздуваемое со стороны пламя, и не обрушилась вся сия страшная буря на главу невинной жертвы, как на мету всех пререканий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

К сим же и духовнаго о вас собрания не оставите до конца, посещающе я всегда, о преподобнии, изобилованием всяцем, и молитеся присно о нас ко Господу, да молитвами вашими грехов прощение получим, и Царствия Небеснаго сподобимся благодатию Его, яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Преподобные Вассиан и Иона Преподобные Вассиан и Иона иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии Митрополита Московского (1569; память 9 января). Святых иноков Господь прославил после кончины (1561). Рыбаки и моряки приезжали помолиться в часовню, воздвигнутую в 1599 году над местом их погребения старцем Троице-Сергиева монастыря Мамантом. В 1623 году иеромонах Иаков основал там обитель, получившую название Пертоминской. Преподобного отца нашего Петра Коришскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 8: Законом Христовым научився,/небрегл еси о пищи и о одежди,/но небесных птиц дело исполнив, отче,/и в пещеру вселився,/без пищи и без покрова на многа лета пребыл еси, преподобне,/темже во свете изыде правда твоя,/и, якоже полудне, отче, возсиял еси. На рало возложил еси руки своя, всечестне,/делая всегда Божественная,/ и не возвратился еси, зря вспять,/но был еси управлен во Царствие Христа,/воплощшагося Бога,/во спасение душ наших. В лодии телесней возим,/кроткими дыхании кроткаго духа/легко прешел еси житейскую пучину, мудре,/ и на Бисере многоценнем твоя имения продав/ и обрет Его, в себе удержал еси,/блажен быв Божественными добротами Его. Преподобен и честен,/светильник Божественный и светоносный/под спудом житейския толстоты никогдаже скрывается,/но на версе полагает его высоких чудес Человеколюбец./Того молитвами, Христе,/даруй людем Твоим велию милость. Слава, глас 1: Наста, Богоносе,/солнца светлейший твой праздник,/озаряет приходящия к тебе верою,/ и безсмертием облагоухает,/ и душам источает исцеления,/Петре преподобне, молитвенниче о душах наших. И ныне, Богородичен, глас тойже: Святейшая святых всех сил,/Честнейшая всея твари,/Богородице, Владычице мира,/спаси ны, Спаса рождшая,/от прегрешений тморичных 15 и бед,/яко Благая, молитвами Твоими. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010