Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские. Икона. 2-я пол. XIX в. (АМИИ) Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские. Икона. 2-я пол. XIX в. (АМИИ) В июне 1599 г. старец Троице-Сергиева мон-ря Мамант, управлявший соляными варницами Троицкой обители в Унском посаде, из-за встречного ветра простоял в Унской губе 4 дня. Во сне старцу явились В. и И., назвали свои имена и рассказали историю своей гибели. Святые попросили отслужить на их могиле панихиду и поставить часовню, в награду обещая попутный ветер. Старец Мамант исполнил повеление, и 12 июня часовня была поставлена. Впосл. промысловики, спасенные от бури, оставляли в ней деньги и свечи в благодарность за помощь святых. В 1617 г. близ часовни поселился некий старец, к нему собралась братия, и составился Пертоминский в честь Преображения Господня мон-рь (ныне пос. Пертоминск в 120 км от г. Архангельска). Монахи поставили церковь, и иером. Ефрем отправился в Вологду за антиминсом, но на обратном пути был убит «литовскими людьми». Опасаясь их нападений, монахи покинули обитель. В 1619 г., во время настоятельства иером. Иакова, храм в мон-ре был освящен в честь Преображения Господня, в часовне над мощами В. и И. устроена рака. К этому времени, видимо, относятся первые попытки канонизации святых. «Сказание» свидетельствует, что иером. Иаков пытался обрести мощи В. и И. Он и иером. Авраамий раскопали землю в часовне и открыли гроб. Авраамий «от невежества и простоты своея» дерзко коснулся ног одного из святых, но неведомая сила отбросила его от мощей, после чего он пролежал в расслаблении 2 дня и не мог говорить. В. и И. весьма почитались среди жителей Поморья, основным занятием к-рых был морской промысел. Во 2-й пол. XVII в. святые были уже известны далеко за пределами этого региона. Имена «преподобных отец Васияна и Германа, иж на мори на Унских рогах» без указания дня памяти внес в свой Месяцеслов келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) (РГБ. МДА. 201. Л. 335 об., сер. 50-х гг. XVII в.). Строитель Пертоминского мон-ря Михаил Харзеев (1675-1689) ездил в Москву и рассказал царю Феодору Алексеевичу и царевнам «о учениках святителя Филиппа». Память В. и И. указана под 9 апр. в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) и под 6 нояб. в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/149891.html

В 1694 г. царь Петр I, плывший вместе с архиеп. Афанасием (Любимовым) из Архангельска на Соловки, попал недалеко от Унской губы в сильный шторм. 2 июня царский корабль благополучно пристал к берегу, был отслужен благодарственный молебен, а 5 июня архиепископ совершил всенощное бдение, за к-рым царь пел на клиросе и читал Апостол. После службы Петр повелел архиеп. Афанасию освидетельствовать мощи В. и И. Под спудом были обретены останки только одного святого - кого, осталось неизвестным. После освидетельствования мощи были положены на прежнее место. В благодарность за чудесное спасение Петр I пожертвовал на строительство монастырских стен 200 р. и 60 р. на милостыню для братии, а также рыбные и звериные ловли. В память о пребывании в обители царь срубил деревянный крест и установил его на берегу. На кресте он вырезал надпись на голл. и рус. языках: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». В 1805 г. по повелению имп. Александра I крест был перенесен в кафедральный собор Архангельска. После обретения мощей игумену мон-ря было велено «приити в Москву, да тамо сочинивше службу преподобным от чудес, повелением царевым в тиснение предати». Однако соч. «О высочайших пришествиях великого государя царя и великого князя Петра Алексиевича... из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу, троекратно бывших» (М., 1783), автором к-рого считается архиеп. Афанасий, не упоминает о канонизации святых в связи с посещением царя. Хотя, видимо, канонизация состоялась в годы пребывания архиеп. Афанасия на Холмогорской кафедре (1682-1702). «Сказание» сообщает, что архиерей, долго не веривший в чудеса Пертоминских святых, после чудесного видения изменил свое отношение к ним. В списке пространной редакции жития сер. XVIII в. (РНБ. Сол. 189/189) помещены тропарь, кондак и молитва В. и И., в списке XVIII-XIX вв. (РНБ. Сол. 182/182) - служба святым. Большинство чудес, содержащихся в «Сказании», рассказывают о помощи святых своей обители в годы неурожаев и голода. «Чудо о недороде» (Сол. 182/182. Л. 205-206а об.) повествует, как во время сильного голода по решению братии в город за пропитанием пошел казначей Варсонофий, в это время вся братия служила молебен у раки святых. В городе казначей первым делом посетил дом купца Степана Дмитриева, к-рый по наущению жены Марии Александровны отказал Варсонофию. Днем Мария увидела сон, в к-ром неизвестные ей святые умоляли ее пожалеть голодных монахов. Проснувшись, она на иконе узнала явившихся ей во сне В. и И. Осознав свой грех, женщина попросила мужа найти приходившего к ним инока и дать мон-рю 30 мер хлеба. Рассказ об этом чуде пертоминские монахи слышали от самой Марии Александровны.

http://pravenc.ru/text/149891.html

Первый год после смерти мамы был для нас с братом особенно тяжелым. Отдохнуть мне не удавалось, и грозил тяжелый физический и нервный срыв, поэтому архимандрит Троице-Сергиевской лавры Кирилл (Павлов) настоятельно приказал обязательно устроить себе отдых. Мне это не представлялось возможным. Более для того, чтобы формально исполнить послушание старцу, я решила вырваться на три дня в Осташков. Трудно сказать, почему именно туда. Мои хорошие знакомые Николай Николаевич и Ирина Николаевна Третьяковы много и тепло рассказывали о своем друге, отце Владимире Ивановиче Шуста, и я решила к нему поехать. Правда, отец Владимир в то время был уже архимандритом Вассианом, наместником Нило-Столобенской пустыни. Батюшка родился в день Богоявления, 19 января 1928 года в деревне Войниловичи Несвижского района Минской области в семье крестьянина. После окончания средней школы в 1947 году он поступил в Минскую Духовную семинарию. Затем учился в Ленинградской Духовной академии. 21 ноября 1955 года архиепископом Калининским и Кашинским Варсонофием Владимир Иванович Шуста был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Знаменской церкви города Осташкова Калининской (Тверской) области. С тех пор больше полувека до самой своей кончины он был бессменным хранителем чудотворных мощей преподобного Нила Столобенского. Не раз при Н. С. Хрущеве планировалось отобрать и передать их на исследование в Военно-медицинскую Академию, однако батюшке удавалось остановить это безумие. В 1983 году протоиерей Владимир пережил глубокое личное горе: он похоронил жену, которую очень любил, и которая по-матерински заботилась о нем. 29 января 1991 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об открытии мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь. Мощи преподобного Нила должны были вернуться в обитель. Чтобы не разлучаться со своим духовным покровителем, в 1991 году настоятель Знаменского собора города Осташкова протоиерей Владимир принял постриг в монашество с наречением имени Вассиан в память святого преподобного Вассиана Пертоминского, и вскоре был назначен наместником и строителем полуразрушенной Нило-Столобенской пустыни.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

Иоасаф II-й. Порфирий, упоминается с 1717 года, переведен в Сийский монастырь 1727 года. При нем прислан в заточение князь Димитрий Хованский и прожил 35 лет в монастыре до 1761 года. Иона – после схимонах. Иосиф I-й. Павел II-й, упоминается в 1732–1741 г. При нем в 1734 году была чрезвычайная буря с наводнением и произвела большие опустошения. При том же настоятеле содержался под стражею Коломенский Преосв. Игнатий Смола. Геннадий II, упоминается 1744–1756. Леонтий. Александр I-й. Вассиан. Иринарх. Антоний был последним архимандритом монастыря с 1762 по 1768 год и по делу о находившемся под стражею в монастыре митрополите Арсении Мацеевиче , 13 был перемещен в Архангельский монастырь только иеромонахом. По издании штатов для всех монастырей Российской империи, Николаевский монастырь поставлен в 3 классе, и по сему в оном опять назначено быть игуменам. Игумены после штата Петр, с 1761 по 1762 год, и следовательно, прежде последнего архимандрита Антония. Он переведен из Спасоприлуцкого монастыря в игуменском сане, а менее нежели чрез год был перемещен в Пертоминский монастырь, и ради сего-то краткого пребывания в Николаевском монастыре и перемещения, вероятно, и не был возведен в сан архимандрита. Герман I, с 1768 по 1774 г. был из малороссиян. После Германа у Строева упоминается Алексий, 1770–1772. Герман II, с 1774 г. по 1788 г., родом из города Чебоксар. При нем в 1778 году был в монастыре пожар, истребивший настоятельские и братские кельи. Иосиф II, с 1789 по 1791 г. был из обучавшихся в Архангельской семинарии и сам обучал риторике. Кирилл Киприянов, с 1792 по 1801 г. Родом архангелогородец и учитель риторики, ректор с 1804 по 1806 г., после переведенный в Архангельский, а из оного в Крестный монастырь Архангельской же епархии. При сем настоятеле в 1798 году 26 мая от молнии произошел пожар, истребивший как церкви, так и прочие здания в монастыре. Феофил, с 1801 по 1804 г., малороссиянин и воспитанник Харьковского Коллегиума и учитель, после протоиерей полковой, а по принятии монашества игумен с 1801 года, по переводе в Архангельский монастырь, был префектом и ректором Архангельской семинарии, с 1806–1810 г., потом Новгородской епархии Вяжицкого монастыря архимандрит и наконец епископ Оренбургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Иерархическая степень обители и управление . Пертоминская обитель со времени своего основания всегда состояла на своем содержании, и теперь – в числе заштатных. Настоятели ее были первоначально строители, иногда игумены, а иногда и простые вдовые священники, по малолюдству братии, и даже иеродиаконы и простые монахи. Прежде всякого настоятельства, жили при мощах Вассиана и Ионы Мамант, потом Дионисий Сорока и наконец черный поп Ефрем, поставивший Преображенскую церковь , освященную игуменом Иаковом. 1) Впрочем, первым строителем и основателем Пертоминской обители, по местным записям, был некто инок Иоасаф, прибывший 1617 года из пределов Великого Новгорода, постриженик пустыни Александра Свирского , родом Свирянин. Скончался он 1649 года марта в 7-й день. А по списку Строева, первым игуменом в Пертоминском монастыре был Иаков с 1617 до 1621 года. В этом последнем году 11 июня, действительно, пожалована была царская грамота на имя игумена Иакова с братею. , в 1627, 1630 и 1633 годах, при царе Михаиле Феодоровиче упоминается иеромонах Антоний с братию. 2) Преемником Иоасафа был инок Иосиф, постриженик сея пустыни, избран по приговору братии, еще при жизни Иоасафа, отказавшегося от начальствования за престарелостью; муж искусный и трудолюбивый, родом Серпуховин. Он скончался в 1657 года марта в 25 день. Впрочем, в 1637 году упоминается в Пертоминской пустыни Спасский черный поп Корнилий, на имя коего дана в Новгороде 5 марта Новгородским митрополитом Афонием грамота на построение Успенской церкви с приделом Алексея человека Божия на старом церковном месте. В 1639 году упоминается строитель иеромонах Вассиан. 3) После Иосифа восхитил строительство схимонах Тихон в 1657 г. и строительствовал девять лет. За ним настоятельствовали: 4) Строитель Феодосий, священник (1666 г.), принявший сию должность по выбору братии. 5) Строитель священноинок Ефрем 1668 года. 6) Строитель иеромонах Михаил Харзеев из иеродиаконов домовой церкви Корнилия митрополита Новгородского (1675 г.). По его ходатайству монастырь сей, приписанный патриархом Никоном к Крестному монастырю, отошел от него со всеми бывшими за ним владениями и сделался опять самостоятельным. При нем же в 1679 году, по грамоте Новгородского митрополита Корнилия, построена церковь Преображения Господня, с приделом Федора Стратилата, которая и ныне существует; а в 1683 году, по царской грамоте, строена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезною, хлебною и погребами, с отпуском жалованного из казны материала на постройку оной. Им же исходатайствованы монастырю и царские многие милости. Управление игумена Михаила продолжалось с 1675 до 1690 года и вообще ознаменовано жалованными грамотами и вкладами монастырскими от царей и цариц. Но по долговременном начальствовании он, за разные преступления, патриархом Иоакимом в декабре 1690 года отрешен от должности и сослан в Сибирь. После Михаила заведовали монастырем несколько времени келарь старец Вавила и казначей старец Серапион.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН КРЕСТОМИРОВСКИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 7 , С. 266 опубликовано: 30 ноября 2009г. ВАССИАН КРЕСТОМИРОВСКИЙ прп.- см. Вассиан Строкинский , а также Вассиан и Иона Пертоминские . Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Вассиан Крестомировский преподобный - см. Вассиан Строкинский, а также Вассиан и Иона Пертоминские Святые Румынской Православной Церкви См.также: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) БРЫНКОВЯНУ КОНСТАНТИН см. Константин (Брынковяну), св. ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/149897.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские Редакция текста от: 17.02.2018 07:41:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/6048.html

Вассиан и Иона Пертоминские, преподобные Материал из Азбука паломники 65° 1 " 29.31 " N, 35° 42 " 34.97 " E Идёт загрузка карты… Сформировать поисковую ссылку Параметры: Свойство «Готовность» типа «Страница» со значением содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе. Свойство «Тип» типа «Страница» со значением содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.. Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Вассиан_и_Иона...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @1044@ Подпись к иллюстрации: Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские Размер файла: 39.47 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 17.06.2007 14:35:06 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/1044.html

Грамотами Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича велено: 1) в Коле с монастырской уловной рыбы пошлин не брать. Дана в 7191 году. 2) Двиной рекой и Сухоной монастырские суда с хлебом и солью беспошлинно пропускать. Дана в 7191 году. До учреждения Духовных Штатов в 1764 году этот монастырь имел за собой 626 душ; а по Штатам положен в 3 классе. Настоятельство было сперва Игуменское, а потом Архимандричье, но с 1764 года доныне паки Игуменское. Список Настоятелей Николаевского Корельского монастыря А) Игумены: 1 . КОСМА. Игумен и Строитель. Постриженик Кириллова Белоезерского монастыря. Упоминается в 1667 и 1674 годах. 2 . КОРНИЛИЙ. 3 . ЕФРЕМ. 4 . АЛЕКСАНДР I. 5 . ВАРЛААМ I. 6 . КАЛЛИСТРАТ. 7 . СЕРГИЙ. 8 . ГЕРАСИМ. 9 . АНТОНИЙ. 10 . ТИХОН. 11 . ВАРСОНОФИЙ I. Б) Архимандриты: 12 . АРСЕНИЙ. В 1681 году. 13 . ВАРСОНОФИЙ II. 14 . ТРОФИМ. 15 . ЛАЗАРЬ. 16 . НИФОНТ. 17 . ПАВЕЛ I. 18 . ГЕННАДИЙ I. 19 . ИОАСАФ I. 20 . ВАСИЛИСК. Г) Архимандриты: 21 . ИОАСАФ II. 22 . ПОРФИРИЙ. Упоминается в 1719 году. В 1727 году, Декабря 7, переведён в Сийский монастырь. 23 . ИОНА. Схимонах. 24 . ИОСИФ I. 25 . ПАВЕЛ II. Упоминается в 1735 году. 26 . ГЕННАДИЙ II. В 1756 году. 27 . ЛЕОНТИЙ. 28 . АЛЕКСАНДР II. 29 . ВАССИАН. 30 . ИРИНАРХ. Д) Игумены: 31 . из Игуменов Спасо–Прилуцкого монастыря. В Николаевский переведён в 1761 году, а из оного в Пертоминский в 1762 году, Апреля 1. 32 . АНТОНИЙ Волотовский Малороссиянин. С 1762 года. В 1768 году Января 9 определён в Архангельский монастырь, где и скончался. 33 . ГЕРМАН I. Малороссиянин. До 1774 года, Сентября 19. 34 . ГЕРМАН II. Родом из города Чебоксар. Скончался в 1788 году, Октября 30. 35 . ИОСИФ II. Родом из Архангельской Епархии. Обучался в Архангельской Семинарии, и был учителем Риторики. Определён в Игумена в 1789 году, Ноября 27. Скончался в 1791 году, Января 30. 36 . КИРИЛЛ. Родом из Архангельской Епархии, обучался в Архангельской Семинарии. В Игумена определён в 1791 году, Июня 1. А в 1801 году, Января 1 переведён в Архангельский монастырь. Ныне Крестного монастыря Архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010