Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых). Рассказ о гибели В. и И. и их посмертных чудотворениях содержится в «Сказании о проявлении, и о обретении, и о чудесех преподобных отец наших Васссиана и Ионы, иже на примории Студенаго моря, великаго окияна, в затоце, во Унских нарицаемых рогах, Пертоминских чудотворцев». По наблюдениям О. А. Белобровой и А. Н. Симонова, «Сказание» известно в 3 редакциях: краткой, созданной до 1644 г. (РНБ. Погод. 810, 60-70-е гг. XVII в. ), пространной, значительно обработанной, содержащей вступление, заключение и 5 (в нек-рых списках 7) дополнительных чудес, а также рассказ о посещении мон-ря Петром I Алексеевичем и об освидетельствовании мощей В. и И., известный в неск. вариантах и появившийся в 1-й четв. XVIII в. (один из списков этой редакции помещен в «Памятной книге Пертоминского мон-ря» - БАН. Арханг. Д. 596, 1822 г.). Особая (точнее, проложная) редакция «Сказания» читается в Соловецком Патерике (РНБ. Соф. 452, кон. XVII в.), одним из ее источников был Соловецкий летописец. Представляя собой уникальный документ, содержащий сведения о повседневной жизни севернорус. мон-рей, «Сказание», однако, не сообщает ничего о жизни самих Пертоминских чудотворцев. Известно, что они были монахами Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и учениками свт. Филиппа (Колычева) . Выполняя монастырское послушание, В. и И., а также 5 «бельцов» перевозили известь из устья р. Двины. Их карбас попал в сильный шторм и утонул. Тела святых вынесло волнами на берег в Унской губе (залив в Белом м.). «Сказание» относит кончину преподобных к 1566 г., Соловецкий летописец - к 1561 г. Жители с. Луда, выехавшие на морской промысел, увидели множество ворон там, где лежали тела иноков. Неведомая сила отгоняла птиц от мощей святых, рыбаки обрели их неповрежденными и решили перенести в церковь с. Луда. Из-за сильного тумана рыбаки сбились с пути и пристали к берегу там, откуда отплыли. Ночью им явились во сне В. и И. и повелели положить их «на пустом сем месте, под великою сосною, вышше, противно тогожде места, на немже первее обретосте» («Сказание» пространной редакции. РНБ. Сол. 182/182. Л. 185, XVIII-XIX вв.).

http://pravenc.ru/text/149891.html

    Василий новгородский архиепископ, 10 февр.     Василий рязанский епископ, 12 апр.     Василий, еп. захолмский, 29 апр.     Васса псковская преп., 19 мар.     Вассиан пертоминский, 12 июня.     Вассиан тиксненский, 12 сент.     Вассиан основатель Рябовой пустыни.     Вассиан крестимировский у Белого моря.     Вениамин печерский, 28 авг.     Ветран, еп. скифский, 20 апр.     Взыграние — иконы Божией Матери, 7 нояб.     Взыскание погибших — иконы Божией Матери, 5 февр.     Византийской иконы Божией Матери, 7 апр.     Вифлеемской иконы Божией Матери, 15 авг.     Владимир новгородский, 4 окт.     Владислав, кн. сербский, 24 сент.     Владимир, князь сербский, 22 мая.     Влахернской иконы Божией Матери, 15 авг.     Вододательницы иконы Божией Матери, окт. 11.     Воспитание иконы Божией Матери, 5 мар.     Всех скорбящих радости, 24 окт.     Вутиванской иконы Божией Матери, 2 мая.     Венской иконы Божией Матери, 15 февр.     Гавриил, патр. сербский, 30 авг.     Гавриил лесновский, 15 янв.     Гавриил младенец, 20 апр.     Гаенатской иконы Божией Матери, 15 авг.     Галактион преп. вологодский, 24 сент.     Галактион белозерский, 12 янв.     Геннадий важеозерский, 9 февр.     Геннадий новгородский архиепископ, 4 дек.     Геннадий печерский, препод., 28 авг.     Георгий святоторец грузин., 27 июня.     Георгий шенкурский юрод., 23 апр.     Герасим преп., основатель Болдина мон., 1 мая.     Герасим вологодский, 4 мар.     Герасим, пермский епископ, 29 янв.     Герасим печерский, 28 авг.     Гербовецкой иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7.     Герман казанский архиепископ, 6 нояб.     Герман новгородский епископ, 10 февр.     Герман соловецкий, 30 июля.     Геронтий преп. печерский, 28 августа.     Гидльской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7.     Гликерия преп., 13 мая.     Глеб Андреевич благ. князь, 20 июня.     Гоброн (Михаил) и 133 воина груз., 17 нояб.     Горазд, 27 июля.     Григорий авнежский, 15 июня.     Григорий, епископ Мизии, 8 янв.     Григорий хандзойский грузин, 5 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так преп. Стефан стал питать немощных и бедных молитвенниц 128 . † Воспоминание о пр. Вассиане и Ионе Соловецких Преп. Вассиан и Иона образовались в духовной жизни наставлениями св. Филиппа, когда был он игуменом Соловецкой обители. Как совершалось преспеяние их в духовной жизни, о том не сохранилось известий; но по нетлению их несомненно, что они достигли высокой степени духовного совершенства. Самый последний подвиг жизни их свидетельствует, что они были чада послушания. – В 1561 г. по воле святого игумена Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твёрдую землю. На возвратном пути из устья Двины буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Ионы выброшены были на восточный берег Унской губы 129 . Крестьяне Унского посада нашли нетленные тела преподобных и сперва хотели перевезти их в свой посад, но он стоял за 25 вёрст от того места, и они похоронили их там, где нашли. Мамант, старец Сергиевой лавры, управлявший соляными варницами в Уиском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 г. построил над мощами их часовню. Вслед затем близ часовни поставил себе келью отшельник, к нему пришли другие, а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм и отправился за антиминсом в Вологду, но был убит ляхами. Спустя 5 лет после того, как волнения, поднятые самозванцами, утихли, храм был освящён в честь Преображения Господня и образовалась Пертоминская обитель 130 . Вот один из многих опытов загробной деятельности святых Пертоминских! В обители их чувствовали недостаток в сене, нужном для скота. Более других скорбел о нужде благочестивый послушник Никита, скорбел и молился о помощи. В одну ночь после молитвы заснул он. И вот являются преп. Вассиан и Иона. «Ты призывал нас, говорят они; но нас не было в обители, – мы промышляли сена для скота; – Бог посылает тебе довольно сена, – не скорби; скажи братии – сено куплено, пусть пошлют в ближние поселения». Когда послали в Унскую волость, то купили до 90 возов и за цену небывалую, по 6 денежек за воз 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ветлужские священники Иоанн и Онисифор по иерейской совести показали, что оба они получили исцеление, причем Онисифор страдал тяжкой глазной болезнью, и ему возвращено зрение. Ныне от древней обители остается храм во имя апостола Варнавы , в котором и почивают мощи преподобного под спудом. Этот храм теперь служит соборным для образовавшегося здесь города Варнавина Костромской губернии, в 387 верстах от Костромы. Память празднуется 11 июня. 12-й день. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские Святые подвижники Соловецкие, Вассиан и Иона, были учениками святого митрополита Филиппа, когда он был игуменом в Соловках. В 1561 году, за послушание святому игумену, Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твердую землю. На возвратном пути, на устье Двины, буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Ионы выброшены были на восточный берег Унской губы. Крестьяне Унского посада нашли нетленные тела преподобных и похоронили их там, где нашли. Мамант, старец Сергиевой лавры, управлявший соляными варницами в Унском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 года построил над мощами их часовню. Вслед затем близ часовни поставил себе келлию отшельник и пришли другие; а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм. Позднее храм был освящен в честь Преображения Господня и образовалась Пертоминская обитель в ста двадцати верстах от Архангельска. Ныне мощи преподобных Вассиана и Ионы почивают там под спудом в каменном храме Успения Богоматери, освященном в 1691 году. Память их празднуется 12 июня. Пертоминский-Преображенский, заштатный (с 1764 года) монастырь находится в Архангельской губернии и уезде, на мысе Белого моря, известном под именем Красный Рог, при входе в Унскую губу, в двадцати четырех верстах к северо-востоку от Унского посада. В соборном храме Преображения, построенном в 1680 году, император Петр принес благодарение Богу за спасение жизни в 1694 году от сильной бури на Белом море. И поныне цел огромный крест, сделанный им собственноручно; царь нес его на плечах своих до берега и поставил там с надписью: «Сей крест поставил капитан Петр в лето 1694». 13-й день. Преподобные Андроник и Савва Московские Преподобный Андроник, «тихий, кроткий, смиренный», по отзыву летописца, был родом из той же Ростовской области, из которой происходил его великий авва. Святой наставник очень любил своего святого ученика за его добродетели и безответное послушание и особенно молил о нем Бога, чтобы покрыл эту невинную душу от вражеских козней и помог ему довершить свое течение до конца. Андроник давно питал в душе желание основать свою общежительную обитель и не таил сего желания от старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8 октября). В 1614 году шведы, ругавшиеся над всеми святыми, при своем нападении на монастырь, «ищущи поклажи, обрели человека цела и неразрушена в княжеском одеянии и, яко жива, поставили у церковной стены». Новгородский митрополит Исидор, услышав о том, испросил дозволение перенести св. мощи в Софийский собор, где их положили в приделе святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Долгое время нетленные мощи девственного князя, источавшие исцеления, почивали в соборе открыто. Служба благоверному князю составлена в 1787 году митрополитом Петербургским и Новгородским Гавриилом Петровым († 1801 г.). Вассиан и Иона Пертоминские, Соловецкие чудотворцы, преподобные Преподобные Вассиан и Иона — иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского († 1570; память 9/22 января). Немалотруден был тогда подвиг братства Соловецкого. При строении соборного храма обители Соловецкой в 1561 году на твердую землю за известью посланы был иноки Вассиан и Иона. Когда суда возвращались в Соловецкий монастырь, то при впадении Северной Двины в Белое море они были застигнуты бурей и утонули. Но Господь прославил преподобных после их кончины — телес их не коснулось тление на дне морской пучины. Святые мощи преподобных Вассиана и Ионы, вынесенные волнами на восточный берег Унской губы, были обретены крестьянами и погребены. Вскоре преподобные явились во сне старцу Троице-Сергиевой обители Маманту, который управлял соляными варницами в Унском посаде, и он в 1599 году воздвиг часовню над могилами преподобных. Впоследствии, по случаю многих исцелений, совершавшихся над их гробами, в 1623 году иеромонах Иаков основал там обитель, получившую название Пертоминской, и вкладами царскими сооружена была церковь во имя Успения Богоматери. Память преподобным Вассиану и Ионе совершается дважды в год: 5/18 июня — обретение святых мощей и 12/25 июня. Константин, митрополит Киевский, святитель В 1155 году ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий вступил в первопрестольный град Киев и стал великим князем. Объединив почти всю Русскую землю, Юрий Долгорукий приступил к разрешению церковных дел, требовавших устроения с 1145 года, когда митрополит Киевский Михаил оставил кафедру и удалился в Константинополь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1041. Пертоминский – Преображенский – Крестиморовский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Архангельской губ. и уезда, в 120 вер. к зап. от Архангельска, на мысе Белого моря, известном под именем Красный Рог, при входе в Унскую губу, в 24 вер. к сев.-вост. от Унского посада. На месте монастыря в 1566 г. были погребены утонувшие во время бури Соловецкие монахи Вассиан и Иона. В 1599 г. по чудному явлению на могиле их построил часовню старец Мамонт, из Троице – Сергиева мон., около которой в 1617 г. поселился в келье инок Иоасаф, постриженик Александро – Свирского мон., а вслед за сим собралась братия, устроившая и церковь . В соборном храме Преображения, построенном в 1680 г., Имп. Петр I принес благодарение Богу за спасение жизни в 1694 г. от сильной бури на Белом м. Мощи преп. Вассиана и Ионы, память которых чтится 12 июня, почивают в церкви Зосимы и Савватия, существующей с 1804 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 508 (Пертоминский); 1017 (Крестиморовский); Ратшин, 12; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 67; “Опис. монаст.», 1817 г., 85; Лепехин, “Дневн. запис.», III, 35; Молчанов, “Арханг. губ.», 86; Козлов, “Архан. губ.», 338; Рейнеке, “Опис. Ледовит. ок.», I, 49; “Справоч. кн. Арханг. губ.», 1860 г., 14, 126; “Арханг. сборн.», I, 211; Фон Пошман, “Опис. Архан. губ.», I, 59; “Арханг. губ. вед.», 1838 г., 20 (Грам. 1694 г., сохранив. в губерн. Архан. Правления, стольн. и воев. Апраксину о рыбн. ловл., лесн. дачах и проч., принадлежав. Пертомск. и Сий. мон.), 23 (строитель пустыни Михаил); 1849 г., 46 (Грамота 1683 г. ц. Иоанна и Петра Алекс.), 47 (Опис. монастыря); 1853 г., 5 (происхожд. слова Пертома); “Вилен. губ. вед.», 1862 г., 14 (приглашение иером. Аполона к пожертвованию и с изложением настоящего положения мон.); “Извл. из отч. Об. Пр.», 1854 г., 81 (надел. лесом); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 161, 317; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 831, 15; Ключевский, “Жит. свят.», 348; “Дополн. к Акт. истор.», X, 71 (Акты 1683–86 г. о возобновленви; в 1683 г. строит. иеромонах Михаил Харзеев; в 1627–1633 г. черн. поп Антоний); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имел 25 душ крест.); 1881 г., IV, еписк. Макария, “Ист. стат. опис. зашт. Пертом. м-ря», 1–20; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было: строителъ, иеромонах, 6 монахов и служитель); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXV, 267 (обозр. древн. Русск. памятников).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По окончании бури 6 июня Царь Пётр выбыл из Пертоминского монастыря и благополучно достиг Соловецкой обители, где провел трое суток в посте и молитве, после чего выбыл в Архангельск, куда и прибыл благополучно 13 числа того же месяца. Итак, в нынешнем (1894) году исполнилось 200 лет, как со времени открытия мощей одного из пертоминских чудотворцев, так и со времени посещения Пертоминской обители Государём Петром I и устроения им собственноручно деревянного креста, ныне хранящегося в Архангельском Кафедральном соборе. Протоиерей Илья Легатов, Пертоминский Спасо-Преображенский монастырь — упразднённый православный мужской монастырь, находившийся в посёлке Пертоминск Архангельской области. Располагался в Архангельском уезде Архангельской губернии, на мысе Белого моря под названием «Красный Рог», на восточном берегу Унской губы, в 118 верстах (около 125 км) к северу от Архангельска. На месте будущего монастыря были погребены утонувшие здесь в 1561 году во время ловли Соловецкие иноки святые Вассиан и Иона. В 1599 году над их могилами старец Троице-Сергиева монастыря поставил часовню, после чего к этому месту стали стекаться паломники и жертвовать на устройство святыни. Датой основания монастыря считается 1617 год, когда около часовни инок Александро-Свирского монастыря Иоасаф поставил себе келью и привлёк своей подвижнической жизнью ещё большее количество паломников. Вскоре вокруг Иоасафа сложилась монашеская община. В 1655 году новый монастырь был приписан к Онежскому Крестному монастырю, а уже в 1675 году стал самостоятельным. Монастырь посетил император Пётр I, где в храме Преображения 5-го июня 1694 года принёс благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. Пертоминская обитель была тогда щедро награждена царём. В присутствии императора и архиепископа Холмогорского Афанасия тогда же состоялось обретение мощей святых соловецких иноков, которые были положены в Преображенском храме. На месте своего спасения, на берегу, Петр I поставил крест около трёх метров высотой, на котором собственноручно вырезал надпись: " DAT KRUIS MAKEN KAPTEIN PITER VAN А СНТ.

http://sobory.ru/article/?object=15384

В 1635 году Яренгский монастырь со всеми землями и угодьями селения Яренги по ходатайству патриарха Иоасафа грамотой царя Михаила Феодоровича отдан был в ведение Соловецкого монастыря. Новгородский митрополит Афоний, напоминая архимандриту Рафаилу, управляющему Соловецким монастырем, что, по прошению патриарха Иоасафа, царь пожаловал Яренгу на краю моря, где лежат мощи новоявленных Чудотворцев Иоанна и Лонгина, предписывал построить и освятить новый храм во имя Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия потому, что «Яренгские Чудотворцы Иоанн и Лонгин труждалися в древния лета в Соловецком монастыре». «Как тот храм совершится», прибавлял митрополит, «и мощи новоявленных Чудотворцев Иоанна и Лонгина в новый храм перенесешь, и в котором месте те мощи положишь, и ты бы о том отписал». Новый деревянный храм был построен и освящен преемником архимандрита Рафаила, переведенного в 1636 году в Новгородский Хутынский монастырь, игуменом Варфоломеем. 2 июля 1638 года перенесены в этот храм мощи праведников и положены – Иоанн на правой, а Лонгин на левой стороне. Яренгский монастырь состоял под управлением Соловецкого до своего закрытия, при составлении духовных штатов в 1764 году. По свидетельству «Соловецкого патерика» (М., 1906), святые мощи преподобных Иоанна и Лонгина почивают в приходской церкви селения Яренги.         Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (†1561) Преподобные Вассиан и Иона были современниками святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея России, и наставлялись в духовно–подвижнической жизни под его руководством. Святой игумен Филипп особенно старался поддержать в иноках дух трудолюбия и послушания, показывая в себе самом пример всех добродетелей. Воздвигая в обители каменные храмы, игумен нуждался в разных строительных материалах, которые привозили с приморского берега на монастырских судах. В 1561 году плыли в монастырь из устья реки Двины пятнадцать судов; но поднялась сильная буря, – и эти суда были разбросаны и потоплены. При этом многие из бывших на них людей утонули, и в числе их преподобные Вассиан и Иона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших «ради молитв преподобных» безденежно, и несколько сот наемных рабочих. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Подвижники благочестия Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) — первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV — XVI ), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов( в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.). Разрушение Соловецкого монастыря XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения — офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины. Добровольное заточение

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

Как совершалось преуспевание их в духовной жизни, о том не сохранилось известий: но по нетлению их несомненно, что они достигли высокой степени духовного совершенства. Самый последний подвиг жизни их свидетельствует, что они были чада послушания. – В 1561 г. по воле святого игумена Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твердую землю. На возвратном пути из устья Двины буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Иона выброшены были на восточный берег у некой губы. 415 Крестьяне унского посада нашли нетленные тела преподобных и сперва хотели перевезти их в свой посад, но он стоял за 25 верст от того места и они похоронили их там, где нашли. Мамант, старец Сергиевой лавры, управлявший соляными варницами в унском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 г. построил над мощами их часовню. В след за тем близ часовни поставил себе келью отшельник и к нему пришли другие, а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм и отправился за антиминсом в Вологду: но был убит ляхами. Спустя 5 лет после того, как волнения, поднятые самозванцами – утихли, храм был освящен в честь преображения Господня и образовалась пертоминская обитель. 416 Вот один из многих опытов загробной деятельности святых пертоминских! В обители их чувствовали недостаток в сене нужном для скота. Более других скорбел о нужде благочестивый послушник Никита, скорбел и молился о помощи. В одну ночь после молитвы заснул он. И вот являются преп. Вассиан и Иона. «Ты призывал нас, говорят они; но нас не было в обители, – мы промышляли сена для скота; – Бог посылает тебе довольно сена, – не скорби; скажи братии – сено куплено, пусть пошлют в ближние поселения». Когда послали в унскую волость, то купили до 90 возов и за цену небывалую, по 6 денежек за воз. 417 Ныне мощи пр. Вассиана и Иона почивают под спудом в каменном храме успения Богоматери, освященном в 1691 г. Петр 1 спасся здесь от бури, застигшей его на пути из соловецкой обители в Архангельск; пробыв в обители три дня, он сам своими руками устроил огромный крест, нес его на плечах своих из обители до берега и поставил с голландскою надписью: «сей крест поставил капитан Петр в лето 1694».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010