И сразу же сообрази: а вот две келейных преподобного Сергия иконы, перед коими так же точно, как Серафим Саровский , молился, на коих Сергий угасающий взор остановил. Серафим близок, а Сергий почему далёк?? Вот тебе и ризы Сергиевы пестрядинные, и его ученика фелонь и книга тут. Добавлю, наконец, что и тому радуешься о святых нашего времени, что они доказательство пребывания благодати в церкви Христовой и в наши дни. Убоги, жалки, скаредны ценности мира сего. Только вера Христова есть действительность. Только Мессия истинная реальность. Люблю святых Божиих угодников Севера, своего родного края. Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний Сийский, Кирилл Белозерский и многие, многие… Но вот живу в Средней России два десятка лет, и уж близки стали не только, напр , божественный Сергий и Никон, его ученик чудный, люблю уж не только святых общеименитых «всея России чудотворцев»; Серафима и прочих великих, не только люблю Оптинского Амвросия и Льва, и Макария, и Антония, и Анатолия, в Оптинской подвизавшихся, Димитрия Ростовского , Тихона Задонского , Митрофана Воронежского . Их все знают и ублажают. Везде их лики. О них мог бы как-то и на Севере узнать. Живя в Средн России, люблю, полюбил и по брату ставшего близким сердцу моему Савву Звенигородского. И кто ещё? Да всех святых угодников, что в старых московских градах и обителях почивают. А святые угодники Севера рисуются мне: море шумит, волны бегут, ветры, бегут корабли, белые парусы. И они: Зосима и Савватий, Антоний Сийский, Елисей Сумский, Герман, Иринарх; Пертоминские Вассиан и Иона, Яренгские Иван и Логгин… Везде они по северным морям. Они как чайки, нигде им не загорожено. С кораблями они плывут, обороняют попавших в относ на льдинах, видят их у руля, направляющих в гавань шкуны, видят с веслом правильным на краю льдины. Угодников Соловецких Зосиму, Савватия, Германа, Иринарха, Елеазара, Святителя Филиппа (Колычева) в XVII, XVIII, XIX веках видали многажды на судах, стоящими, как мачты, с мантиями, наполненными ветром, проводящими гибнущий корабль в гавань.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

После того как выстоял он в изначальных искушениях и с успехом сдал первые тяжелые экзамены пред Богом, Ангел Божий начал раз в 40 дней приносить ему хлеб. Несколько раз являлся ему искуситель-диавол в облике светлого Ангела, но Петр отогнал его крестным знамением и именем Пресвятой Богородицы. За год до смерти обнаружил его некий охотник, выслеживавший на Афоне оленей, и из уст святого услышал его житие. Преподобный Петр преставился в 734 году. Его мощи были перенесены в Македонию. Подвизался Петр посреди пустыни, Скудной, небогатой благами земными; Брань терпя жестокую от демонских прилогов, Одолел их плачем и молитвой многой. Сердце утеснял он и к Богу возводил, От всего земного ум свой отучил. Бдением и гладом себя изнурял, Добродетель всякую ревностно стяжал. Был он правой веры нерушимая стена, В страхе от него бежал гнусный сатана. Яко бестелесный был он в плоти бренной, С Господом беседовал в молитве дерзновенной. Побелел от старости и подвигов, как снег. Жил вдали от и телесных нег. Как-то небеса ему отверзлись в вышине, Оказался Петр в дивной стороне: Видел Матерь Божию и сонм небесных Сил; Каждую обитель он в том Царстве посетил. Ангела Господь к нему нередко посылал, Чтоб Святыми Тайнами Петра он причащал. Был сей Петр воистину духовный исполин, Словно град великий, на горе стоял один. Мудрым он учителем стал на веки вечные Инокам, взыскующим жизни бесконечной. 3. Преп. Тимофей, пустынник Египетский . Сначала подвизался в Фиваиде, а потом удалился в пустыню, где провел 30 лет. Угодив Богу, мирно скончался. 4. Преподобные Вассиан и Иона . Монахи Соловецкой обители. Утонули [в море] и были выброшены на берег в 1651 году. Над их гробницей явилось некое знамение, вследствие чего [на том месте] построили церковь . Позднее там был возведен Пертоминский монастырь. Однажды царь Петр Великий, спасшись от бури, провел там три дня, соорудил крест и поставил его на берегу [моря]. Рассуждение Велико и дивно таинство Причащения. Даже отшельники и пустынники ничего так сильно не жаждали, как только того, чтобы дана им была возможность причащаться Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосии посвятил святого Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей – преподобных Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший некогда перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме (†1478), первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма – трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12 июня). Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святом Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

79. Преп. Вассианн и 80. Преп. Иона Пертоминские. Подвижники Соловецкие, ученики св. митрополита Филиппа, когда он был игуменом в Соловках. В 1561 году по воле святого игумена, Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твердую землю. На возвратном пути, на устье Двины, буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Ионы выброшены были на восточный берег Унской губы. Крестьяне Унского посада нашли нетленные тела преподобных и похоронили их там, где нашли. Мамонт, старец Сергиевой Лавры, управлявший соляными варницами в Унском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 года построил над мощами часовню. Вслед за тем близ часовни поставил себе келью отшельник и пришли другие; а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм. Позднее храм был освящен в честь Преображения Господня и образовалась Пертоминская обитель в 120 верстах от Архангельска. Ныне мощи преп. Вассиана и Ионы почивают там под спудом в каменном храме Успения Богоматери. 81. Преп. Иринарх игумен. Приняв иноческое пострижение в Соловецкой обители, ревностно подражал добродетельной жизни преп. Зосимы и Савватия. По смерти игумена Антония, Иринарх был поставлен, по воле царя Михаила Феодоровича, Соловецким игуменом. Смиренный и кроткий, всегда погруженный в богомыслие и занятый иноческими подвигами, он в то же время, по воле царской, предпринимал меры защиты от внешних врагов – Шведов и Датчан и приводил монастырь в оборонительное состояние. Будучи сам примером подвижничества, он ревновал о поддержании в подчиненных ему иноках духа истинного монашества. Приготовляясь к кончине, преп. Иринарх испросил себе увольнение от дел начальственных и последние два года жизни провел в совершенном безмолвии. Он преставился 17 июля 1628 года. Мощи его почивают под спудом в часовне его имени. 82. Преп. Елеазар Анзерский родился в г. Козельске, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческого звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружилась в Елеазаре склонность к иноческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Скачать epub pdf Июнь 5 Феодор Ярославович, князь Новгородский (брат святого благоверного князя Александра Невского), святой благоверный Благоверный князь Феодор Новгородский, старший брат святого Александра Невского, родился в 1218 (1219) году. Княжеское служение его родной земле началось в очень раннем возрасте. По летописям, в 1228 году оба брата были оставлены в Новгороде их отцом Ярославом Всеволодовичем как представители его власти. Но вольные новгородцы постановили на вече призвать на княжение св. Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября/3 октября). И не прошло и года, как в феврале 1229 года юным княжичам пришлось покинуть Новгород. В 1230 году во время голода и мора новгородцы снова пригласили Ярослава. 30 декабря 1238 г. он в четвертый раз сел на княжение в Новгороде, но сам пробыл в городе лишь две недели, вновь посадил там своих сыновей и ушел в Переяславль Залесский. В 1232 году четырнадцатилетний Феодор уже был призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: он участвовал в походе русских дружин против языческих мордовских князей. В 1233 году по желанию отца он должен был вступить в брак с дочерью святого Михаила Черниговского Феодулией. Когда гости уже собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался. Это было 5 июня 1233 года. Святой Феодор был погребен в Юрьевском монастыре в Новгороде. После неожиданной смерти жениха обрученная с ним княжна оставила мир, постриглась в одном из суздальских монастырей и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; 25 сентября» 8 октября). В 1614 году шведы, ругавшиеся над всеми святыми, при своем нападении на монастырь, «ищущи поклажи, обрели человека цела и неразрушена в княжеском одеянии и, яко жива, поставили у церковной стены». Новгородский митрополит Исидор, услышав о том, испросил дозволение перенести св. мощи в Софийский собор, где их положили в приделе святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Долгое время нетленные мощи девственного князя, источавшие исцеления, почивали в соборе открыто. Служба благоверному князю составлена в 1787 году митрополитом Петербургским и Новгородским Гавриилом Петровым († 1801 г.). Вассиан и Иона Пертоминские, Соловецкие чудотворцы, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

—215— преп. Никандру было установляемо дважды, – сначала епархиальным архиереем и потом подтвердительно самим патриархом. 1439 46 . Герман Соловецкий, вместе с Савватием и Зосимой один из троих основателей Соловецкого монастыря, скончавшийся в 1484-м году. 1440 Местное празднование (30-го Июля) установлено в 1690-м году (Братия Соловецкого монастыря обращались к архиепископу Холмогорскому Афанасию с просьбою о дозволении праздновать в монастыре память преп. Германа; архиепископ отвечал на просьбу согласием, но прибавил, что этого нельзя сделать без воли великих государей с патриархом и без свидетельства, и относительно сего последнего писал в своей грамоте в монастырь: «не яко уничижая его (Германа) преподобство, но храня целость святыя церкви догматов (надлежит сделать это, т.е. испросить согласие великих государей с патриархом и произвести свидетельство), яко издревле во св. православной вере нашей обыкоша о св. Божиих угодниках предлагатися прежде о житии и чудесех их свидетельства достоверныя, по свидетельству же со благоволния общаго православных монархов и архипастырскаго составляются им службы и каноны, и тако устрояются праздновати, без свидетельства же и без благословения государскаго и святейшаго патриарха никако же сие состоятися и прочно быть может». 1441 47 и 48 . Вассиан и Иона Пертоминские, монахи Соловецкого монастыря, в 1561-м году утонувшие в Белом море при его переезде и погребенные на его берегу, на восточном мысу входа в Унскую губу. В 1694-м году были свидетельствованы их мощи и после сего, по причине чудес от мощей, установлено празднование их памяти (которая – 5-го Июня) 1442 в устроившемся при их гробах в конце XVI-haчaлe XVII века Пертоминском —216— монастыре (находящемся в 120-ти верстах к западу от Архангельска). 49 . Вел. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский, о котором говорили мы выше в домакариевских святых 8). В 1702-м году были открыты его мощи и, если справедливы наши предположения об установлении ему празднования вскоре после его кончины, вторично было установлено ему празднование (а при Екатерине Великой был устроен во Владимирском Успенском соборе придел его имени). 1443

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мамант, старец Сер­гиевой лавры, управлявший соляными варницами в Унском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 года построил над мощами их часовню. Вслед за тем близ часовни поставил себе келлию отшельник, к нему пришли другие, а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм и от­правился за антиминсом в Вологду, но был убит ляхами. Спустя 5 лет после того, как волнения, поднятые самозванцами, утихли, храм был освящен в честь Преображения Господня и образовалась Пертомин- ская обитель 891 . Вот один из многих опытов загробной деятельности святых Пертоминских! В обители их чувствовали недостаток в сене, нужном для скота. Более других скорбел о нужде благочестивый по­слушник Никита, скорбел и молился о помощи. В одну ночь после молитвы заснул он. И вот являются преподобные Вассиан и Иона. «Ты призывал нас, – говорят они, – но нас не было в обители, – мы промышляли сена для скота; Бог посылает тебе довольно сена, не скорби: скажи братии – сено куплено, пусть пошлют в ближние поселения». Когда послали в Унскую волость, то купили до 90 возов и за цену небывалую, по 6 денежек за воз 892 . Ныне мощи преподобных Вассиана и Ионы почивают под спу­дом в каменном храме Успения Богоматери, освященном в 1691 году. Петр I спасся здесь от бури, застигшей его на пути из Соловецкой оби­тели в Архангельск; пробыв в обители три дня, он сам своими руками устроил огромный крест, нес его на плечах своих из обители до берега и поставил с голландскою надписью: «сей крест поставил капитан Петр в лето 1694» 893 . Память Преподобных Онуфрия и Авксентия Вологодских По рукописному описанию святых Вологодских, «преподобные отцы Онуфрий и Авксентий, иже в Перцовой пустыни, были в лето 7007 (1499)». Перцова пустынь, с 1764 года закрытая, находилась на полпути от Грязовца к Арсениевой пустыни в 35 верстах от Во­логды. В 1499 году блаженные пустынники в первый раз поселились в здешнем, тогда крайне безмолвном, лесном месте. С терпением нужд всякого рода совершали они подвиги иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

7068 (1560) Года пожалованы от Царя Иоанна Васильевича два зазвонных колокола, весом оба в 25 пудов, да по прошению Игумена Филиппа дана жалованная грамата, по коей Новгородский монастырский двор освобожден от всяких, пошлин. Тогож года в поминовение по Царице; и Великой Княгини Анастасии, 100 рублей; по брате его Государе Юрии Васильевиче, 100 рублей; по Царице и Великой Княгине; Марии кубок серебряный лощатый золоченый и денег 100 рублей; по Царице и Великой Княгини Марфе 70 рублей. 7069 (1561) Года, в Июне месяце, при Игумене Филиппе разбило погодою на Белом море ехавших из Двины реки 15 Соловецких ладей с известкою. При сем нечастном случае, между прочими людьми, потонули Соловецкие монахи Вассиан и Иона, прославленные после Богом чрез обретение их нетленных мощей, кои ныне почивают, в Пертоминской Преображенской пустыне, что на Унских рогах; равный же имели жребий и бельцы-послушники Иоанн и Логгин, о благочестии которых свидетельствуют нетленные чудотворные их мощи, почивающие и доныне; в поморском селении Яренге, в приходской церкви. Игумен Филипп просил братию свою о записке в Литийный Синодик, для вечного поминовения родителей его: Боярина Стефана и матери, инокини Варсонофии и брата его Бориса, также и его самого по преставлении, в установленное им самим время, Ноября в 7 день. Он же Игумен Филипп, во изъявление усердия своего к Святой обители, положил в оную вкладом следующие вещи: Святых икон на 65 рублей 50 копеек; Псалтирь с совозследованием; Ирмологий с золотыми заставицами; две стопки и три ложки серебряных; несколько ширинок шитых золотом; денег 55 рублей, да на проведение из Пертозера в Святое озеро протока 40 рублей. Сверх сего вклада, поставил он над гробом Савватия Чудотворца собственные свои иконы старейшего высокого художества:1-е Дейсус на трех деках, писанный на лазори; 2-е Живоначальныя Троицы; 3-е Четыредесяти Мучеников: сии последние обложены серебром золоченым, на них венцы и цаты с жемчугом и каменьем; к ним присоединил и панагию, на коей изображены резьбою образа Святыя Троицы и Богоматери Воплощения, с жемчугом же. Также на строение церковное, на колокол, на скот и на потребные расходы при устроении на Заяцком острове каменной пристани, палаты и поварни употребил собственные деньги. Но сии его вклады с отличною попечительностию и с полезнейшими трудами и учреждениями никак сравнены быть не могут. Старинный Летописец в незабвенную память сего знаменитого мужа, о всех его мудрых и выгодных для святой обители заведениях, повествует сими словами :

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пертоминский монастырь располагался на том месте, где в XVI веке погибли два соловецких монаха Вассиан и Иона. Петр поклонился мощам этих иноков и в благодарность Богу за спасение сделал крест в три метра высотой. Царь установил крест на том месте, где вышел на сушу. Он оставил надпись на голландском и русском языках: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». Спустя шесть лет после спасения на Белом море Петр I подарил пустынь и подмосковное село Фаустово «с вотчинами и со крестьяны и с бобыли и угодьи» Соловецкому монастырю. В жалованной грамоте царя архимандриту Фирсу указывалось: «Соловецкий монастырь де маловотчинный, стоит в самом дальнем расстоянии, и к тому монастырю не только монастырей или пустынь, но и вотчин подмосковных в приписке ничего нет». Подмосковная пустынь и земля приносили дополнительный доход северной обители. Так Петр отблагодарил соловецких преподобных Зосиму и Савватия, Вассиана и Иону за спасение.  Марчуговскую обитель на Москве-реке основал в 1653 году протопоп Благовещенского собора Московского кремля и духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. Протопоп Стефан родился в селе Городищи под Каширой. Такое предположение сделал Дмитрий Иванович Скворцов в книге о церковном расколе. Историк приводит в доказательство синодик 1653 года, который когда-то хранился в этом селе. В синодике указывалось, что благовещенский протопоп Стефан Вонифатьев сделал в церкви села Городище вклад в вечное поминовение родителей. Еще до церковных реформ Никона, которые привели к расколу, вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева собрался кружок священников и мирян, которые хотели преобразований в богослужении и исправления церковных книг. В кружок входили образованные протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил Костромской, епископ Павел Коломенский, боярин-просветитель Федор Михайлович Ртищев и некоторые другие «ревнители». Сочувствовал идеям кружка и новгородский архиепископ Никон. В 1652 году в Москве готовились выборы нового патриарха, и на высокий сан претендовал царский духовник и глава кружка Стефан. Однако по смирению Вонифатьев уступил патриаршество Никону. Этот властный иерарх стал проводить церковные реформы по-своему, вызвав неприятие большей части кружка. Аввакум, Неронов и другие протопопы объявили реформы Никона ересью и возглавили церковный раскол, а Стефан Вонифатьев и Федор Ртищев поддержали нового патриарха.

http://sobory.ru/article/?object=00421

Вассиану и Ионе Пертоминским, Соловецким чдтвв., глас 8 Прежде отвержением мира,/яко морскаго треволнения, избегосте, отцы преподобнии,/послежде же, изволением Божиим,/в водах морских кончину блаженную приясте/и к неболезненному покою преставистеся от земли, радующеся./Тем и по кончине от Христа Бога прославистеся чудесы обильно,/теплии в бедах верным помощницы показастеся,/и ныне на Небесех предстояще Престолу Христову,/Вассиане преблаженне и Ионо преславне,//молитеся присно о душах наших. Перевод: Сначала вы отвергли мир, как морской бури его избежав, отцы преподобные, потом же, по воле Божией, приняли блаженную кончину в морских водах и к безболезненному покою преставились от земли, радуясь. Потому и после кончины прославились от Христа Бога обильными чудесами, явились усердными помощниками в бедах верующим и сейчас на Небесах, предстоя Престолу Христову, Вассиан преблаженный и Иона преславный, молитесь всегда о душах наших. Вениамину Печерскому, в Дальних пещерах, глас 2 Добр купец бысть, Богомудре Вениамине,/богатство бо свое тленно раздав,/купил еси оным нетленное в Царствии Небеснем,/в немже ныне тамошних благ наслаждаяся богатне,//проси нам мира и велия милости. Перевод: Ты был хорошим купцом ( Мф.13:45-46 ), Богомудрый Вениамин, ибо раздав свое тленное богатство, приобрел тем самым нетленное – в Царствии Небесном, его же благами наслаждаясь сейчас в изобилии, проси нам мира и великой милости. Гавриилу Седмиезерскому , глас 4 От юности, богомудре, просветився любовию Христовою,/суетный и многомятежный мир оставил еси./Житие свое вверя предстательству Пречистыя Богородицы,/слез потоки изливал еси пред честным Ея образом,/и теченьми их седьм езер освятил еси./И терпения ради украси тя небесными дарами Христос Бог наш,/в чудесех и ученицех славна показа земле Казанской. Галактиону Вологодскому, глас 5 Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится,/возсиял бо еси пресветло яко солнце/и чудесы твоими град и веси, преподобне Галактионе, озарил еси./И ныне молися Господеви/избавитися душам нашим от прелести вражия/спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития,/и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя/прегрешений прощения/и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление,/и вопиющим к тебе://Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, яко же благоволи.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010