Однажды Параска работала в поле, задремала, и ей приснился удивительный сон. Она увидела, как в их дом зашел ее покойный муж Андрей, погибший на войне. Взяв обоих сыновей, Михаила и Юрия, он вышел с ними в сени. Когда он вышел туда с детьми, стены в сенях стали расходиться, падая в стороны и исчезая. Сверху полилось несказанно прекрасное сияние, и бесконечным сияющим простором открылось небо. Ее муж, продолжая держать детей за руки, пошел прямо в небо, в этот чудесный свет. Придя же домой, она узнала, что случился пожар и дети ее, Михаил и Катерина, сгорели. Они были дома, а Юра отлучился, заперев дверь снаружи. Это он сделал для того, чтобы их беременная кошка, которая должна была вот-вот родить, не убежала из дома. Дети хотели, чтобы кошка рожала не где-то в укромном месте, а у них в доме. Вот поэтому-то Юра надежно закрыл дверь. Когда начался пожар, дети не могли выбраться из дома. Они закрыли руками свои личики от дыма, выедающего им глаза. Когда их достали, то они были обгоревшими до черноты, а их лица, закрытые ладонями, остались белыми. Прежде чем обгореть, они уже задохнулись от дыма. Это страшное горе так потрясло Параску, что она уже до конца дней своих не могла видеть кошек, потому что из-за кошки двери были заперты и дети погибли. Но этим не кончились ее испытания. Ей предстояло пережить еще не одно страшное горе. После смерти Михаила и Катерины умер от несчастного случая и Юра: сон ее оказался пророческим. Он ехал на возе, правя лошадьми, вниз по склону. Повозка сильно разогналась, мальчик испугался и соскочил с нее на полном ходу. Сбоку шел забор и Юра наткнулся на него. Он не расшибся сильно, но от резкого сотрясения у него порвался желудок, и через сутки ребенок умер, очень мучаясь. Это опять надорвало сердце Матери. От первого брака у нее теперь остались только две девочки – Василина и Марийка. Василина заболела воспалением легких. В ту пору не были еще изобретены антибиотики и лечение было примитивным и очень дорогим. Ближайший доктор был тогда лишь в Рахове – только один на этот бедный горный край гуцульский. Два дня девочку осторожно везли к доктору на лошадях. Когда же привезли ее и доктор ее прослушал и осмотрел, то сказал, что лечить ребенка уже поздно легкие сгорели. Когда девочку привезли обратно домой, она умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

- Что такое домашняя церковь вам нужно было выяснять с Вашей избранницей до того, как вы подали заявление в ЗАГС. Семья должна уподобиться Церкви: глава Церкви - Христос, глава церковной общины - священник. Муж должен быть священником, жена - дьяконом, послушным ему помощник, а дети - это народ Божий, который Господь дает священнику и дьякону с целью того, чтобы научить их быть христианами. Домашняя церковь - это такое человеческое и божественное устроение для созидания христиан для Господа нашего Иисуса Христа. Семья, собственно, с точки зрения христианства, ни зачем не нужна. Что-то купить, что-то съесть, куда-то съездить, это совершенно неважно. А важно только одно - сумеем ли мы из своих детей вырастить христиан? Вот это и есть домашняя церковь, это и есть главная задача семьи как домашней церкви. А если просто жить, как все живут, есть семьи плохие, есть хорошие, есть дружные, есть не дружные, но если эта семья не рождает христиан, то с точки зрения вечности - это просто как у всех животных, рыб, насекомых - просто давать потомство, выкармливать его (главное, чтобы ребенок хорошо кушал, спал, главное, чтобы он слушался, не надоедал), как тигрица или кошка, кормит своих котят, а если надо - и лапой наподдаст, не справшивая, тащит куда ей надо и т.д. Если цель только кормить, поить, одевать и учить всяким житейским премудростям - кубики складывать, писать буквы, читать, это все относится еще к животному миру, а вот к духовному миру относится только научение христианской жизни, духовной. Вот что такое " домашняя церковь " . - Научить может только тот, кто сам это освоил? - Научить можно тогда, когда юноша и девушка желают создать домашнюю церковь, когда они вступают в брак с одной целью - создание домашней церкви. Ни с целью - для себя пожить, ни с целью какой-то карьеры, разные бывают цели, цель может даже быть - получить орден " Мать-героиня " . Вот у нас была кошка Муська, 90 котят родила, все равно за ней не угонишься. - Цель - послужить другому, родить детей...

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Торжество освящения состоялось. Многие получили награды, а на долю отца Алексия выпало немалое огорчение. Из-за несогласованности действий начальства Алексию не выдали денег для оплаты столярных работ. Да еще обвинили, что он хотел на этом нажиться. Позже, конечно, разобрались, но Алексий очень переживал. Исполнились слова пророка: «Многи скорби праведным... " 16 Для отца Алексия не было дел малых и больших. Его любовь проявлялась даже в пустяках. Одному из братий в пятницу вечером захотелось на свежем воздухе в тихом уголке между Предтеченским корпусом и крепостной стеной спокойно прочитать иноческое правило. Вдруг слышит: в полуподвальном этаже склада пищит котенок, а кошка не может до него добраться и тревожно мяукает. Кладовщики ушли домой на выходные, до понедельника не вернутся. Котенок вряд ли выживет. Тогда брат пошел за лаврским «МЧС»: «Отец Алексий, пойдем котенка выручать!» Большой навесной замок Алексий сумел отпереть гвоздем. Вошли и видят: кошка уже пролезла через какую-то дырку и спокойно сидит рядом со своим голодным чадом. – Ну вот, зря открывали, – посетовал брат. – Да нет, не зря, – возразил Алексий, достал из кармана банку рыбных консервов и накормил кошачье семейство... Отцу Алексию как-то пришлось принять участие в полулегендарной истории, про которую даже напечатали в местной газете. Он тогда еще был послушником. Газету со статьей найти не удалось, а, по воспоминаниям, случилось примерно следующее. Какой-то душевнобольной человек на квартире, недалеко от Лавры, захватил в заложницы женщину-хозяйку, приставил к ее горлу топор, время от времени ударял и требовал привести журналистов. Сочинил историю про заговор масонов, заявляя, будто он его раскрыл, требуя еще и вызова священника. Приехала милиция, позвонили в Лавру. Там, конечно, из всей братии выбрали и решили послать послушника Сергия. Был большой риск, но с Божией помощью он сумел отвлечь внимание болящего разговором. Его обезоружили, а женщину освободили... Сын родственников одной из лаврских работниц попал в компанию наркоманов. Они заманили его в свой притон и никуда не выпускали. Родные приезжали на машине, но вызволить мальчика не удавалось. Там пьянки, разбой – не войти. Мать убивалась: «Что делать?! Погибает сын!» К кому ни обращались, никто не мог помочь... Наконец, родственница, трудившаяся в Лавре, подсказала: «В таких случаях отец Алексий помогает! Надо его попросить...» Поразительно, как она выразилась! Ведь так же говорят о помощи святых, скажем: «В таких случаях надо молиться святителю Николаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6/19 января 1927 года была у нас Анна Александровна И. Она рассказала, что была у старца на Новый год (ст. ст.). Жила у него три дня. Просила батюшку помолиться за Георгия Ивановича. Батюшка сказал: «Передайте ему мое благословение и молитвенную память о нем. У меня есть его написания литературные. Я, когда читаю его книгу, беседую с ним. Чтение меня развлекает и утешает”. А.А.И. сказала обо мне: «Батюшка, помолитесь и за Надежду Григорьевну. Вы ее помните?» – «Как же! Она была у меня, и я ее благословил и просил ее приехать с мужем на Преображение. Что же они не приезжают?” К сожалению моему, Георгий Иванович так и не успел съездить в Холмищи к отцу Нектарию». В том же 1927 году побывали у старца Нектария два профессора-филолога, широко известные своими трудами по истории русской литературы (они не забыты и теперь), – В.Л.Комарович и Е.В.Аничков. В пути у них произошел спор об имяславии. «Один из профессоров, – писал И.М.Концевич , – возражая против имяславия, привел пример, когда имя Божие произносится попугаем или граммофонной пластинкой. Когда они прибыли к отцу Нектарию с желанием выяснить этот вопрос у старца, то последний предварил их и, прежде чем они успели спросить его об этом, предложил им выслушать «сказочку”. Смысл этой сказочки был такой: в одном доме в клетке жил попугай. Горничная этого дома была очень религиозная и часто повторяла краткую молитву: «Господи, помилуй!” Попугай научился тоже повторять эту молитву. Однажды, когда горничная вышла, забыв закрыть клетку, вбежала в комнату кошка и бросилась к клетке. Попугай в ней заметался и закричал голосом горничной: «Господи, помилуй!» Так как кошка очень боялась горничной, то, услыхав голос последней, со страху убежала. Оба профессора были потрясены этим рассказом отца Нектария». Приехать-то было зачастую непросто – от станции двадцать пять верст иногда приходилось идти пешком, а дороги в ненастную погоду, осенью и зимой, весной во время разлива были очень трудны и для пешехода. После поездки в Холмищи на Вербное воскресенье мать Нектария писала:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Исходя из вышесказанного, мы видим, что мера разделения животных на чистые и нечистые была не онтологической, то есть свойственной их природе чистоте или нечистоте, но исторической. Нужно было с Божьей помощью искоренить в народном еврейском сознании остатки языческой зооморфной (поклонение животным) религии. И разделение животных на чистых или нечистых кроется не в их природе, но в природе человека, искаженной и больной грехом. Действительно сегодня среди православных христиан бытует мнение, что кошка является чистым животным, а собака нечистым. Вот как на этот вопрос ответил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским: «Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более что кошка – очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого “антисобачьего богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда».

http://pravoslavie.ru/98008.html

По виду будто бы строгий, не опускавший случая заметить упущение или шалость молодых послушников, отец Иеремия, лишь только у него просили прощения, с любовью все прощал, всегда при этом еще обласкает, даст яблок, слив или бубликов. За пять месяцев до кончины семидесятипятилетний старец принял пострижение в схиму с именем Иоанн и, доселе прямой, бодрый, он сразу сгорбился. Полагают, что он стал носить на себе на железной цепи железный же тяжелый крест, который прежде надевал только при келейном правиле, совершаемом со многими земными поклонами. Молитва подвижника, конечно, не могла нравиться врагу спасения. Он не преминул устрашать молитвенника, но безуспешно. Однажды же во время совершения Иоанном правила, вошла в келлию кошка и по мантии влезла ему на плечи. Отец Иоанн не испугался и продолжал молитву, кошка исчезла. Близко знавшие старца замечали в нем дар прозрения. Близость своей кончины он также предузнал. Принятие схимы, частое причащение Святых Таин и постоянная молитва были его приготовлением к смерти, которая последовала 1 октября 1890 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Мы думаем не без значения душа его отозвана в такой день. Под покровом Царицы неба и земли она предстала престолу Нелицеприятного Судии – Бога, как усердно, потрудившаяся для братии и обители. На могильном кресте схимонаха Иоанна надпись говорит: «Он заслужил себе особенную память помощью больным. Его молитвами, лечением и неослабным уходом неизлечимо больные, иногда врачами приговоренные к смерти, получали полное выздоровление». Литература Глинский подвижник схимонах Иоанн. (Память 1 октября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 3–5. Подвижники Глинской пустыни. (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 10. Схимонах Иоанн//Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. Одесса, 1901. С. 45. То же. Одесса, 1904. С. 45. То же. Курск, 1912. С. 39. Архивные документы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Суеверие – это испуганное отношение человека, который думает, что внешние обстоятельства или внешние знаки могут иметь над ним власть и силу. Суеверие всегда основано на том, что мы не верим, что мы под высокой рукой Господней, думаем, будто что-то может нас погубить и Бог нас не защитит. Ну, вы знаете, какие суеверия: тринадцатый человек; не пройти под лестницей; черная кошка дорогу перебежала... Некоторые говорят: «Ах, поп прошел передо мной!» Я не верю ни в какие приметы, но, если кошка и я где-нибудь встречаемся, я всегда даю кошке пройти первой, потому что кто ее знает: может быть, она суеверная. – В прошлом столетии Игнатий Брянчанинов писал, что монашество себя изжило. Что он имел в виду? – Не знаю, что он имел в виду, но помню, как Феофан Затворник , который тоже на эту тему писал, говорит, что приходит время, когда разогнаны будут монастыри и останутся монахи, то есть люди, которые выбрали Бога как единственную свою любовь, которые хотят любой ценой быть с Ним едины и готовы ради этого быть в совершенном одиночестве. И когда я говорю об одиночестве, я не говорю о пустыне: современный большой город иногда более страшен, потому что в пустыне тебя никто не отталкивает, в городе же ты можешь быть оттолкнут всеми и пережить такое одиночество, как нигде. И мне думается. что и Игнатий Брянчанинов , и Феофан Затворник в этом были правы: исторически так и оказалось. И есть монашество не монастырское, которое не является просто целибатной формой жизни, а определенной формой монашеского подвижничества. – Насколько велико на Западе увлечение восточными религиями? В чем причина, как велика, на ваш взгляд, эта опасность? – На Западе сейчас очень большое увлечение восточными религиями. Это происходит, мне кажется, по двум причинам. Во-первых, потому, что западные вероисповедания сейчас в потрясающем кризисе: кризисе веры, богослужения и нравственности, и человеку часто не удается найти опору жизни в одной из западных Церквей. Отрицание Воплощения, отрицание Божества Иисуса Христа, отрицание Воскресения, отрицание реальности таинств так распространилось не только у англикан и протестантов, но и в Католической церкви, что многие просто уходят: во что же верить и чем жить? Богослужение в результате беднеет, потому что, как правило, богослужение оформляется верой и выражает веру; и когда вера делается тусклой, когда в ней нет уже живительной силы, то богослужение становится проформой, делается полуконцертом вместо того, чтобы быть моментом созерцательного поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

– Поживу, так во всех разберусь, – отвечал. – Пойду Степана сменю, почитаю. 4. Похороны «Всякое дыхание да хвалит Господа. Аминь», – дочитал Николай Иванович и поднял глаза. Светлый день стоял в самом начале. За окном подъехала, пофырчала и смолкла машина. В комнате пахло одеколоном. Николай Иванович еще и еще покорил себя за то, что забыл положить с собой ладан, вот и Вера забыла. Стали выносить. В головах в одиночку шел Толя Петрович, еще один племянник, приехавший в отпуск. Радуясь встрече друг с другом, племянники договаривались о завтрашней рыбалке бреднем. – Сметать-то хоть помогите, – просила Рая. – Смечем, тетка, – обещал Толя Петрович. – На копну сверху сядешь, я и тебя вместе с копной на стог заметну. – А уж я буду настаивать, непременно я, – условилась Люба Селифонтовна. Геня и Витя вчера косили до ночи, а сегодня с утра копали могилу. Могли бы и не приходить к бараку, но нет, пришли, и вот шли сегодня вместе со всеми второй раз на кладбище. – Как же дядьку не проводить, надо проводить. Поставили гроб в открытый кузов, как на передвижную сцену. Машина ехала тихонько. Встречные машины сбавляли ход, а мотоциклы так и пролетали, как оводы, зажигая за собой белое пламя мелкой пыли. В кузов подсадили Нюру, она сидела на голубой крышке гроба, держала на коленях подушечку с нацепленными наградами мужа. А вот брата Арсени чего-то не было. Рая все оглядывалась, все ждала его, поглядывала извинительно на Николая Ивановича, но так и не показался Арсеня. Мужчины говорили про рыбалку, женщины жалели Алексея-покойничка. Хоть и без руки был, а косил и метал, и дрова готовил, золотой был мужик. Жалели и Нюру. Сколь и ей досталось. Толя Петрович рассказывал: – Рыбы принес, в сенях положил, вернулся к машине еще за чем-то, гляжу: рыбы-то убыло. Кто взял? Конечно, кошка. Разве ж можно такое терпеть, чтоб кошка воровала. Убил. Убил, рука не дрогнула. Пошел за лопатой, гляжу – соседский кот под забором жрет мою рыбу. И его убил, а уж на могилку своей-то кошки походил, поплакал.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/04/...

Давно уже подметили отцы, что окрест водятся гремучие змеи. Порой о. Герман находил смертоносную гадину даже в своей келье прямо в клобуке или на кровати. Однако появились кошки, и змей стало меньше. Отцы смекнули: раньше змей привлекало обилие мышей, поубавилось мышей, значит, змеям поживиться нечем. Таким образом, из нежелательных в монастыре «домашних тварей» кошки превратились в тружениц, блюстительниц чистоты. Поскольку «неканонично» давать какому-либо животному имя святого, отцы присваивали кошкам название того или иного места, связанного с жизнью святых. Так, кошка, приблудившаяся в день поминовения преп. Германа Аляскинского, получила кличку «Аляска»; объявившаяся на праздник св. Феодора Тирского, звалась «Тирой» и т. п. Грустноглазая дымчатая кошка, подобранная в день прославления иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», соответственно была и прозвана — «Скорбящей». Постоянной спутницей о. Серафима сделалась Тира. Пестрая мелкая кошечка стала воистину матриархом кошачьего клана, никто не смел ей перечить. Даже в келье о. Серафима она вела себя по–царски. Удобно устраивалась у него на коленях, когда он, к примеру, печатал какую-нибудь статью, и он боялся пошевелиться или встать, чтобы не потревожить гостью. Однажды, зайдя в одну из рабочих комнат, он увидел, что Тира принесла котят прямо среди бумаг на его редакторском столе! НО СОБАК о. Серафим любил куда больше. Конечно, ни одна из них не могла заменить ему любимого четвероногого друга детских лет Дитто, но в один прекрасный день на монастырский двор забежал большой рыжий, с черным «воротником» пес, похожий на немецкую овчарку. Он быстро подружился с отцами. «А что, может оставим его?» — с сомнением спросил о. Серафим. Но у собаки был ошейник, значит и хозяин, поэтому отцы повесили объявление в магазине в Платине. Вскоре хозяин и впрямь объявился. Приехал на грузовике, чтобы забрать своего Мерфи. Пес виновато припал к земле, с ужасом глядя на хозяина, — видно, не сладко ему жилось, не видел он ничего, кроме брани и побоев. Отцу Серафиму было жаль расставаться с псом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Андрей 16 ноября 2021, 19:15 Елена О.16 ноября 2021 14:59, на самом деле люди видят только то, что хотят увидеть. Так что остаётся только призывать учиться слышать не только самих себя, особенно памятуя же о предварительном прочтении сообщений редакцией. Зрение устроений человеческих присуще уже высоко поднявшимся по ступенькам прп. Иоанна Лествичника. Трудно сказать однозначно, кто из героев этой печальной истории и совершенно обычной истории повёл себя более неправильно, тем более по каким именно причинам. Хотя для себя не грешно и заметки сделать. Например, что начавшееся в мета истории и коснувшееся прародителей нас не минует, а кошка это только домашние животное. Впрочем, правда и то, что страшнее кошки зверя нет. Елена О. 16 ноября 2021, 14:59 Андрей 9 ноября 2021, 17:12 Андрей, у Вас какой-то причудливый способ прочтения и толкования текста. До конца не пробовали дочитать? " Девочка " одна нормально жила и после ухода мужа, а у вот у мужа что-то не заладилось с самостоятельной жизнью. Обратно вернулся. Игорь 16 ноября 2021, 14:04 Спаси Господи! Это самое настоящее, это о жизни! Благословите, батюшка. ксения 14 ноября 2021, 02:28 Потрясающие истории! Спасибо большое!!! Сама обожаю кошек, согласна, что они очень нам близки, понимают буквально все... А плачешь - слезы вылизывают...Наши любимые животинки! Андрей 13 ноября 2021, 20:57 Интересно, есть ли принципиальная разница между сновидениями и помышлениями? Мария 12 ноября 2021, 23:38 Ко мне моя кошка тоже после смерти попрощаться пришла, один раз, но как наяву. Она умерла далеко, мы отдали ее бабушке мужа, т.к. мне аллерголог сказала, что могут быть проблемы при беременности. И. 12 ноября 2021, 04:29 Андрей 11.11.2021, 15:18 Да тут большой вопрос, кто себя кем мнит, она богиней или он божком. Не мальчик сам себе непонятливую жену выбрал? или же девочка от жизни с ним поглупела? Может от скуки мальчик решил поиграть в мужа и утомился? Рано ему с такими незрелыми понятиями семьей обзаводиться. Катерина 11 ноября 2021, 19:55

http://pravoslavie.ru/142789.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010