Лихарь – лиходей, колдун Лихачевы : Матвей Алексеевич Кошка [см. Кошка] Лихачев, 1495 г., Новгород [см. Дружина, Семендяй] Лихач – удалец Лихин Василий, крестьянин, 1606 г., Белев Лиховид, Лиховидовы : Первуша [см. Первуша] Федорович Лиховидов, 1596 г., Рославль Лихой Иванов, слуга Калязина монастыря, 1523 г. Лихоманов Первый [ср. Первуша], подьячий, 1571 г., Новгород Лихоня, Лихонин : Лихоня, крестьянин, 1499 г., Владимир; Гридя [см. Гридя] Степанов Лихонин, земский дьячок, 1565 г., Переяславль Лихотниковы , вятчане, переселенные в конце XV в. в Московский уезд; Дмитрий Федорович, вотчинник, 1530 г., Московский уезд Лихохвостов Богдан Варганов [см. Варган], 1586 г., Тверь; Лихохвостовы, XVI–XVII вв., Тульский уезд Лихошерст Иван Юрьевич Мошнип [см. Мошна], вторая половина XV в., Дмитров Лихошерст – злой пес Лихутины Петр и Гаврило Онисифоровичи, 1599 г., Арзамас Личинкины, вторая половина XVI в., Кашира и Арзамас; сыновья Никиты, 1578 г., Кашира; Гаврило Михайлович, 1596 г., Кашира Личко Кирилл, крестьянин, конец XV в., Новгород Лишний Матвей Семенович Хлопов [см. Хлопов], начало XVI в. Лоб Вязовый Федор, крестьянин, 1624 г., Курмыш Лобан, Лобановы : кн. Андрей Иванович Лобан Ряполовский [ср. Ряполов], убит в 1436 г. татарами под Белевом; Петр Григорьевич Лобан Заболоцкий [см. Заболоцкий], сокольничий, 1495–1507 гг.; кн. Иван Александрович Лобан Ростовский, XV в.; от него – Лобановы-Ростовские; Иван Андреевич Лобан Колычев [см. Всеволожский, Козий Рог, Колыч, Саламыков, Турий Рог, Умной, Чечетка] Лобанец , крестьянин, 1495 г., Новгород; Лобанец Федорович Болотников [см. Болотников], 1530 г., Вязьма; Лобанец Осипович Лаптев [см. Лапоть], 1545 г. Лобанов Иван, стрелец, сотник, 1596 г., Арзамас Лобастиков Павел Тимофеев, 1565 г., Москва Лобень Лобков Неустрой [см. Неустрой] Фомич, убит в 1549 г. под Казанью [ср. Шаблыка] Лобоев Гаврило, крестьянин, 1564 г., Обонежье Ловот ( Ловоть ? – С. В.) Савва, крестьянин, 1495 г., Новгород Ловушка Игнатий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Степан Ловушкин, пушкарь, 1624 г., Зарайск

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Подобных суеверий множество. Для многих они, увы, и ассоциируются с Православием. Одна женщина недавно рассказывала о своем разговоре со знакомой баптисткой. Разговор шел о суевериях. Когда женщина, а она православная, сказала, что суеверия — это грех, что она об этом читала в православных книгах и слышала на проповедях, то баптистка от удивления несколько раз переспросила: «Суеверия — грех? Так и написано? На проповеди священник говорил?» «Чего ты удивляешься? — спросила в свою очередь собеседница. — Церковь не учит суевериям, это все люди придумали». Самое грустное, что эти вещи происходят часто не столько от незнания (люди обычно и не пытаются вникнуть в смысл действия), сколько от сознательного желания соблюсти привычную форму: «так принято». Бывает, священник объяснит все, а смотришь, все равно по-своему сделают, улучив момент, когда он не видит. Хотя нужно признаться, что со стороны духовенства таких объяснений бывает недопустимо мало. Некоторые пастыри, что называется, «идут на поводу». Обряд в историческом развитии Легче понять обряд, если рассматривать его в историческом развитии. Многие суеверия родились из довольно глубоких по смыслу обрядов, которые со временем в сознании людей утратили свое внутреннее значение. Взять, к примеру, народный обычай в день усекновения святой главы Иоанна Предтечи не резать ножом никаких круглых предметов: капусты, картошки и т.п. Своей формой эти овощи напоминают голову святого, которую «нельзя резать». Этот обычай относится к суевериям, но, с другой стороны, Усекновение — день строгого поста. И приготовление какой бы то ни было пищи уставом не полагается. Легко представить, как мать, увидев, что сын хочет отрезать кусок паляницы, обращает его внимание на страдания святого и что в этот день думать о пище некстати. Но то, что раньше имело педагогическое (или же просто практическое) значение, может лишиться своего смысла. На подобные превращения указывает одна восточная притча. В ней говорится, что каждый раз, когда один наставник молился со своими учениками, в комнату заходила кошка и отвлекала их от молитвы. Наставник приказал ученикам во время молитвы привязывать кошку. Кошку привязывали и после смерти учителя. Когда эта кошка умерла, ученики заменили ее на другую, чтобы быть уверенными в правильности исполнения заветов своего гуру.

http://pravmir.ru/kuda-devat-kocheryzhku...

Дионисий 5 апреля 2018, 11:20 Да уж всё идёт своим чередом. Храмы без иконостасов, сокращения служб, трансляция тайных молитв из алтарей и т.п. И дальше, и больше... Максим М. 5 апреля 2018, 10:29 Спаси Господи! Мне кажется вопрос очень надуманным, у меня лично не возникает никакой брезгливости или сомнений, храм - Дом Божий на земле, если я в него пришел, то пришел ко Христу и только к нему, целуя руку - я благодарю Руку Благославляющую меня непотребного, грешного и нечистого. Все эти мысли о переменах, раздорах, об очереди к Причастию - от несовершенства (как и предупреждал ап. Павел), для меня не имеет значения, кто идет первым на Причастие, главное, что я иду (неважно каким по счету) и со мной Христос, надо будет и уступлю место другому. Если мне не хватило просфор или воды, или еще чего нибудь, я переживу, потому что не достоин быть первым и получать блага от Господа. Наталия Ростова 4 апреля 2018, 14:18 Благодарю Антона и Павла за ответ. Очень похоже на притчу о привязанной кошке... В одном монастыре жила кошка и она всё норовила забежать в храм, когда там идёт Богослужение. Монахи стали заранее перед службой её ловить и привязывать возле храма.Прошло несколько лет. Вот уже и кошка издохла, а монахи с усердием ловят любого кота, привязывают его и только потом начинают молиться в храме....Кстати, американский психолог насмешил. Уж чья бы деревня мычала...Это я Антону говорю. Иоанна_ 4 апреля 2018, 13:44 Согласна с Натальей Ростовой! Антон, почему же раньше такого не было? У нас в храме, ПО СЛОВУ НАСТОЯТЕЛЯ, уже 25 лет причащаются сначала беременные, потом младенцы, потом все остальные. Семья всегда вместе! Батюшка наш грамотный, преподаватель духовной академии, из священнического рода. Я уважаю мужчин, но в данном случае больше похоже на то, что некоторые недавно обращённые или приехавшие из других мест самочинно вводят свои порядки. Как-то причащались в одном храме, и мой сын по привычке хотел пропустить маму вперёд, но зорко следящие за " порядком " ЧУЖИЕ как власть имеющие? его " вежливо " поправили...

http://pravoslavie.ru/111875.html

Помощником отца Серафима при совершении богослужений в храме стал болящий иерей Григорий Сопин (1936–1990), который после травмы позвоночника не мог передвигаться и попросил у батюшки остаться при нем. Старец с любовью принял его и даже пообещал, что будет отдавать ему свое жалованье. По молитвам батюшки отец Григорий начал ходить при помощи костылей, совершать требы и петь на клиросе. У него оказался хороший голос. Отец Серафим очень любил отца Григория и был благодарен ему за труды, которые тот нес в храме. Милующее, нежное сердце батюшки сострадало не только человеку, но и всей Божией твари. Он испытывал благоговение ко всему живому, к каждой былинке. «После дождя в храм шли всегда очень медленно, – вспоминает внук Димитрий. – Нужно было обойти всех червячков, жучков, паучков. Дедушка шел впереди и внимательно следил, чтобы никто ни на кого не наступил». Вот несколько случаев, записанных со слов детского писателя Геннадия Снегирева (1930–2004), из Москвы. «Однажды в келлию к нему залетела большая муха. Своим жужжанием она раздражала матушку Иоасафу, и та старалась выгнать ее. Батюшка, видя ее намерение прибить муху, которая в открытую дверь почему-то не вылетала, сказал: «Матушка, не убивайте муху, пусть живет». Как-то старец спросил у работающих на кухне: «А где наш кот?» Ему ответили, что кот уже старый, беззубый, мышей не ловит, к тому же весь плешивый, поэтому его отнесли в овраг. Батюшка помолчал, а затем сказал: «Отыщите кота, вымойте, постелите ему чистую подстилку, и пусть живет на кухне, кормите до самой смерти». В другой раз – кошка принесла шестерых котят. На кухне им не нашлось места, и их отнесли подальше от храма. Узнав, что котят выбросили, батюшка велел принести их обратно, чтобы кошка выкармливала». Сам Геннадий Яковлевич Снегирев был исцелен отцом Серафимом от шума в голове и ушах после травмы. Батюшка только перекрестил ему голову, и тот назойливый «сверчок», что не давал покоя, затих. «Однажды шли мы на вечернее богослужение, – вспоминает внук Димитрий , – вдруг дорогу преградила веревочка, натянутая строителями, которые делали тротуар, и мы ее не сразу заметили. Дедушка остановился, на секунду задумался и повернул обратно. Мы пошли в храм с другой стороны. Я говорю: «Это случайно, видно, строители забыли снять. Дедушка ответил: «Митенька, забудь это слово. Случайностей не бывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наталия 23 декабря 2017, 13:15 Дети запросто могут пугаться чего-то живого в песнях... Особенно непонятного. Я пела дочке " спи моя радость, усни, в доме погасли огни... месяц ... в окошко глядит... " Дочка в 2-3 года просила не петь, не хочу, говорит, чтобы этот месяц в окно глядел. С одной стороны, воображение живое, а с другой, все внешние (по отношению к человеку) духовные силы теоретически могут через наши же образы воздействовать на нас. В любом случае, нужно поменьше негативных образов. И в колыбельных наверное никто не должен воздействовать на ребенка - приходить, качать, глядеть и пр. Так спокойней. некто 22 декабря 2017, 23:26 приходи к нам,тётя кошка,нашу детку покачать.//Как-то перед школой,прихожу из детского сада.Мама спрашивает,что вы сегодня читали? Пересказала,а мама, как-бы подталкивает к выводу, что привело мышонка к такому результату?Видишь,к чему приводит глупость?А я, признаться, до последнего надеялась, что может быть он спрятался.И тут, когда выясняется,что он не спрятался,а моя мама хочет,наводящими вопросами услышать,моё понимание глупости мышонка.То я с огорчения,ей и говорю,-так это же не мышонок глупый, а его мать.Она то, взрослая должна была понимать, что кошка его съест! С моей мамой произошла немая сцена.А я с тех ещё пор считаю мышку мать, безумной.Своему ребенку я читала Святое Евангелие. Елена 22 декабря 2017, 20:05 Причины надо искать не в песенке, а в жизни своей и своих близких. Задача сил темных - посеять страх и подозрительность. И это им удалось через ваш рассказ. Не у всех даже некрещеных и безверных дети сталкиваются с такими ужастиками. Зачем пугать неопытных родителей? Да, молиться за детей надо обязательно! Но не нужно с подозрением смотреть на стихи-песенки. Не из-за них это. Волос с человека не упадет без воли Божьей! А так мы сами создаём себе суеверия. Иоанна 22 декабря 2017, 14:36 Евгении Т. Евгения, дело не только в вокальных данных и музыкальном слухе. Содержание этой колыбельной для ребенка слишком сложно. Наши бабушки, прабабушки и прапрабабушки гораздо лучше современных психологов, педагогов и пр. ориентировались в таких вещах. Сердцем! И нам бы хранить их традиции. Самое важное - ребенку нужно слышать мамин голос. Он закрывает глазки, но слышит, что мама рядом, что он защищен.

http://pravoslavie.ru/109343.html

С другой стороны, даже если ты решил, что книга вредная и с ней нужно вступить в полемику – врать в этой полемике все же не стоит. Не надо врать, будто «мальчик-колдун Гарри Поттер борется со злом (священниками) с помощью магии и духов» . Ну нет в этих книгах никаких христианских священников, тем более таких, с которыми борется Гарри. Не надо врать, будто в этих сказках «Иисус представлен жалким слабаком, заслуживающим презрения» . Иисус вообще не упоминается в этой сказке (разве что читатель сам может вспомнить о Том, Чье Рождество и Пасха все же празднуются в волшебной школе). Не надо врать, будто «Алекс Кроули, мировой вождь сатанистов, высочайше оценил этот цикл повестей» . Александр Кроули (Александр – христианское имя; в сатанизме он взял себе имя Алистер) действительно мировой вождь сатанистов. Но он умер в 1947 году – за 50 с лишним лет до появления этих книг. Не надо врать, будто бессовестный Гарри радуется неудаче, произошедшей с учителем, который «ранее спас Гарри жизнь» . Некая гречанкаЕлена Андрулаки написала гневную отповедь – от имени православной Церкви. Она уверяет, что уже во второй книге о Гарри Поттере «мы читаем о жертвоприношении животного, школьной кошки (которую, заметьте, зовут “госпожа Норрис”) и об одержимости маленькой ученицы, которая, теряя контроль над собой, душит петухов и нападает на все живое и мертвое в школе. Атмосфера все более напоминает триллер, тем более что все ученики каждую секунду подвержены опасности быть убитыми» . Ну что тут сказать... 1) Кошка не была убита. Она была лишь парализована. В конце этого же тома она излечивается; 2) ее парализация не была жертвой, приносимой кому бы то ни было; вид ее парализованного тельца должен был напугать детей; 3) вообще люди не имели отношения к этому случаю: кошка оцепенела оттого, что в луже увидела отражение глаз василиска; 4) василиска выпустил на волю самый нехороший персонаж книги, а Гарри убил василиска и прогнал его хозяина… И как же из этого можно было сделать вывод, будто книжки про Гарри Поттера учат приносить кошек в жертву сатане?!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

- Но ведь нередко суеверия сбываются, не случайно же они возникли? Иерей Алексий Колосов: – Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» ( Тит.1:15 ), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь , Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу. Иерей Михаил Михайлов: — Тут все очень просто: вероятность совпадения велика – либо сбудется, либо нет. Вот кошка перебежала дорогу. Кто знает, что случится за этот день. Но при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, что, не случилось бы? Человек от безверия находит объяснения своим несчастиям, своим неприятностям и своим удачам и неудачам. Важно и то, что если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл! Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья! – С чем, на Ваш взгляд, связано большое количество околоцерковных суеверий? Иерей Алексий Колосов: – Человек не приходит в Церковь зрелым христианином. У человека множество вопросов, нешуточная внутренняя борьба. Даже войдя в Церковь , он не становится совершенным в мгновение – это лишь начало долгого пути к Небу. Пока же реальностью является борьба ветхого и нового начал: ветхое, греховное не умирает в Крещении совершенно – оно лишается власти над человеком. Это дает возможность семени новой жизни, посеянному в Крещении прорасти, укорениться и принести «плод мног» ( Мк.4:1–9 ). Но повторюсь: это долгий процесс, который часто охватывает весь отпущенный нам срок земной жизни, и пока ветхое еще живо, оно будет стремиться давать свои ответы на те вопросы, с которыми человек приходит к Церкви. Эти ответы приятнее, проще для человека – духовное еще слишком «заумно», в какие-то моменты соблазнительно… Страшно, в конце-концов, – а ну как в останешься в дураках?! Никто не хочет обмануться, каждому хочется чего-то твердого, доказуемого, очевидного: для «обыкновенного» человека этими качествами как раз и обладают механистические «закономерности», которые мы называем суевериями.

http://sueverie.net/ot-sueveriya-rozhdae...

«Плохо мне», – сказал он глухим голосом. Монах, оправившись от страха, спросил его: «Какая же мука терзает тебя?» – «Ты не можешь себе представить мою муку», – ответил пришедший и поднял до колен свое длинное платье. О ужас! Страшные черви кишели в сплошных ранах страдальца, и при этом адский смрад наполнил келию. От этого смрада монах проснулся. Он не мог дышать! Он задыхался! Не медля ни секунды, он выскочил из келии, не затворив за собою дверь. Зловоние разлилось по коридору и келиям других иноков, а затем и по всему монастырю. Иноки просыпались, задыхаясь, пытались бежать в другие помещения, но и там их преследовал смрад. Пришлось оставить это место и всей братии переселиться в другой монастырь. А монах, которому явился несчастный брат, не мог избавиться от этого зловония несколько лет. Этот адский смрад берет свое начало от смрада наших страстей. «Илюша, скажи своей жене, пусть приготовит чай для гостей», – просил больной отец своего сына. Сам он, немощный, лежал в постели. Сын грубо отказал отцу в просьбе: «Много тут ходит к тебе разных гостей, всех не напоишь». – «Ну, Илюша, дай тебе Бог здоровья», – сказал обиженный родитель. К вечеру Илья заболел, а через два дня умер от страшной горячки. Это смрад греха неуважения родителей. «Ой, накажет же тебя Бог», – говорили односельчане пьяному мужичку, который не переставал издеваться над своей матерью. «Ну и пусть накажет, если Он есть», – отвечал грубиян. Смиренной, кроткой и тихой была его мать-старушка, все молилась и все терпела. Однажды едут они с сыном на торг. Сын снова разбуянился из-за пустяка, расходился, разбушевался. «Вот ты меня ругаешь, – сказала со слезами мать, – чего доброго, еще и ударишь». – «А что тебя не ударить!» – размахнулся сын и… застонал. К вечеру рука его заметно похудела, а через пару дней стала, как плеть, сухая. Это дело тьмы – дерзость, непочтение. В два часа ночи девушка проснулась от страха: здоровая черная кошка лезла к ней под одеяло (а кошек в квартире не держали, и все двери были закрыты). Девушка перекрестилась, и черная кошка соскочила на пол. Потом прыгнула на постель, передними лапами вцепилась девушке в плечо и потянула вниз, к полу. А сила какая! В ужасе девушка закричала: «Матерь Божия, спаси!» Кошки как и не было…

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

– Большая ответственность, – сказал я. Я не мог понять, говорит тетушка о Карране всерьез или шутит. – Карран засадил меня за чтение теологических текстов. Ему были нужны цитаты с упоминанием собак. Однако про собак нигде ничего не говорилось, даже у Франциска Сальского [епископ Женевы (1567-1622); канонизирован католической церковью]. Я нашла массу ссылок на блох, бабочек, волов, слонов, пауков и крокодилов у святого Франциска, но о собаках будто все забыли. Однажды я испытала сильное потрясение. «Все, что мы делаем, бессмысленно. Так не годится, – сказала я Каррану. – Смотри-ка, что я нашла в Апокалипсисе. Иисус там перечисляет тех, кто достоин вступить в Град Божий. Вот послушай: „А вне – псы, и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду“. Видишь, в какую компанию попали собаки?» «Это льет воду на нашу мельницу, – сказал Карран. – Любодеи, убийцы и все прочие – у них ведь есть душа, не так ли? Им только остается раскаяться. То же самое с собаками. Собаки, которые приходят к нам в церковь, уже раскаялись. Они больше не водятся с любодеями и чародеями. Они живут с уважаемыми людьми на Брансуик-сквер или Ройял-крессент». И знаешь, Генри, Карран был нимало не смущен Апокалипсисом и даже прочел проповедь, использовав этот текст. Он предупредил прихожан, что теперь на них лежит ответственность следить за тем, чтобы их собаки снова не сбились с пути. «Ослабьте поводок, и собака погибла, – сказал он. – Толпы убийц здесь, в Брайтоне, и любодеев в метрополии только и ждут, чтобы схватить выпущенный вами поводок. А что касается чародеев…» К счастью, Хэтти – она тогда уже была с нами – еще не стала гадалкой. Это сильно подпортило бы нам игру. – Он, верно, был хороший проповедник? – Можно было заслушаться, – сказала тетушка с восхищением, в котором сквозила ностальгия. Мы двинулись обратно к набережной. Было слышно, как ворочается и шуршит галька. – Он не был фанатиком своей идеи, – продолжала тетушка. – Собаки для него были как бы Домом Израиля, но одновременно он был апостолом иноверцев, а к иноверцам, по мнению Каррана, относились воробьи, попугаи и белые мыши, но не кошки – кошек он считал фарисеями. Как ты понимаешь, ни одна кошка и не осмеливалась войти в храм, когда там столько собак. Правда, была одна нахальная кошка – она обычно сидела в окне дома напротив и ухмылялась, когда прихожане выходили из церкви. Карран не причислял к иноверцам рыб – в противном случае невозможно было бы поедать имеющих душу. Слоны вызывали у него всегда особое чувство, что свидетельствует о его великодушии – Ганнибал ведь наступил ему на ногу. Давай посидим здесь, Генри, Гиннес для меня тяжеловат.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Милостив был ко всем и даже к созданиям неразумным Батюшка Авва Исидор. Заботился не только об имеющих образ Божий, но и скотов бессловесных жалел; – о со-воздыхающей человеку твари пёкся. Он призревал и кормил зверей и птиц; у него водились даже гады: лягушки, мыши и крысы. А если Старый Авва хворал, то и тогда не забывал младших братий, – заставлял других покормить свою семью. Вот, даже перед смертью спрашивал у одного знакомого семейства о здоровье кошки. «Ну, как, – говорит, – поправилась ли кошка?» – Поправилась. – «Ну, слава Богу, слава Богу». Бывало: закусит кошка какую-нибудь птичку, и лежит та на дороге. Отец Исидор с трудом нагнётся, непременно подберёт раненую. Вот какой-нибудь воробышек с повреждённым крылом и живёт в келлии Старца до излечения. Как-то спрашивают его некие: «Батюшка, Вам не мешают мыши?» Старец улыбается: «Нет, ничего, не мешают. Я им даю ужин и обед, они и сидят спокойно. Раньше бывало: всё скребут по келлии. А теперь я кладу им поесть, – около дырочки, – они и не бегают. Нет, ничего, не мешают», «У меня теперь гость, я не один живу», – говорит раз Епископу Старец. Епископ посмотрел, вопрошая взглядом. – «Лягушка, вот, прибежала в Пустынь», – объясняет о. Исидор с радостной улыбкой. – «Ведь они убегают», – говорит Епископ. – «Да, она убежала, а потом вернулась. Я теперь ей попою, поговорю с нею, – вот она и не убегает». И действительно, на одном из камней «Фиваиды» (о которой уже знает внимательный читатель) сидела большая лягушка. Авва же, низко склонив седую бороду над бессловесной тварию и смотря своими ясными глазами прямо в глаза лягушке, пел ей старческим голосом псалмы Кроткого Царя Давида. Иной Авва, святой Макарий Великий , неоднократно говорит, что как солнце, освещая своим светом и нечистоты, и грязь, от того не сквернится, но пребывает чистым, так и благодать Божия входит во всякую душу и остаётся незапятнанной. Вот и от Аввы Исидора Гефсиманского исходила благодатная сила на всё, что ни приближалось к нему, на человека и на скота, и всё же Авва оставался надмирным, помощью Матери Божией «сотворяемый превыше мирского слития».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010