Однако тон вопросов неуклонно снижается, что позволяет делать некоторые выводы. У нас не получается разговор о Церкви. Вернее, не получается качественный разговор. Как в английских присказках, кошка при дворе видит «мышку на ковре», а больше ничего заметить не умеет (зане она – всего лишь кошка) Но, очевидно, что у общества накопились и вопросы, и претензии к Церкви. Чувствуется, что многое не вмещается в слова и остается невысказанным. Работы, как видно, впереди много. 12. Почему самый посещаемый наш церковный праздник — Крещение? Единственный день, когда в храме дают что-то материальное — воду? Материальные предметы в храмах раздают постоянно: просфорки и антидор, фрукты в Преображение и зелья – на Маковеев. Но все же самый посещаемый день и праздник это – Праздников праздник и Торжество из Торжеств. То есть Пасха. Тогда тоже не обходится без материальных предметов (куличи, яйца, сыр и т.д.), но это, при всех сложностях, есть полное соответствие Евангельской новизне. Воскресение Христово – главный факт истории мира и оно же – повод для самых многочисленных и радостных собраний верующих в храмы. (Матчасть учить надо) 13. Почему наши православные богослужения показывают по всем телеканалам, а богослужения иудеев, мусульман и буддистов не показывают никогда? Лично видел трансляцию праздничной службы из соборной мечети по Первому каналу. Не передергивайте. 14. Как можно про выходку пятерых девчонок в храме говорить «гонения на Церковь»? Или кто-то не бывал на Бутовском полигоне, где расстреляли тысячу священников? На эту тему сказано уже столько, что пора покрыть молчанием позорную выходку упомянутых особ, как покрыли наготу Ноя одеждой Сим и Иафет. Хватит об этом. А вот о Бутове говорите. Говорите вы, и говорите громко, со знанием дела, с содроганием от прикосновения к кошмару. Эти слова ожидаются от светской журналистики. 15. Почему мы так часто апеллируем к государству с просьбами о насилии? Разве мы хотим быть похожи на евангельскую толпу, которая апеллировала со словами: «Распни Его, распни!» к Понтию Пилату?

http://pravmir.ru/15-otvetov-protoiereya...

Из книги «Евреи в культуре русского зарубежья» мы узнаем, что Орлова (Шнеерсон) Александра Анатольевна, эмигрировавшая в 1979 г. в США, является специалистом «по русским композиторам XIX в. – происходит из семьи Шнеерсонов, родоначальником которой был Шнеур Залман. Среди предков – яркие представители русско-еврейской культуры. В эмиграции продолжила свои исследования и публикации материалов о Глинке, Чайковском, Мусоргском». Странные параллели. Кроме того, известно, что её статьи печатались в журналах «Континент», «Грани», в газетах «Новое русское слово», «Новый американец», «Вестник» и других. Последняя книга Орловой – «Чайковский без ретуши» (Нью-Йорк, 2001). Интересно, что в России богатым литературным опытом г-жи Орловой заинтересовался лишь лидер желтой прессы – бульварный «Московский Комсомолец», неоднократно публиковавший орловский пасквиль. Данные в нем не имеют ссылок, изобилуют подлогами, причем «Орлова утверждала, что все эти факты стали ей известны от Александра Войтова - выпускника училища правоведения - которому, в свою очередь, их поведала вдова самого Николая Якоби». Точнее выражаясь, «одна бабушка сказала». А.А. Орлова (Шнеерсон) Вот пример типичного якобы «письма»: «28.09.1876 г. Брату Модесту. «Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное, как педерастическая бордель. Мало того, что я там был, но я влюбился как кошка в его кучера!!! Итак, ты совершенно прав, говоря в своем письме, что нет возможности удержаться, несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей». Любой человек, знакомый с письмами Петра Ильича, скажет, что автор этой грязной фальшивки не удосужился даже адаптировать свою стряпню («как кошка в его кучера!!!») к стилю композитора. Не говоря уже о том, что само и «письмо» никто и никогда не видел. Люди, сведущие в нравах и обычаях русского общества того времени, подтвердят, что подобные страсти не только не были ему свойственны, но им просто не было места. Не был исключением из правила и Чайковский...

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/21/no...

Милостив был ко всем и даже к созданиям неразумным Батюшка Авва Исидор. Заботился не только об имеющих образ Божий, но и скотов бессловесных жалел; – о совоздыхающей человеку твари пекся 12 . Он призревал и кормил зверей и птиц; у него водились даже гады: лягушки, мыши и крысы. А если Старый Авва хворал, то и тогда не забывал младших братий, – заставлял других покормить свою семью. Вот, даже перед смертью спрашивал у одного знакомого семейства о здоровье кошки. «Ну, как, – говорит, – поправилась ли кошка?». – Поправилась. – «Ну, слава Богу, слава Богу». Бывало: закусит кошка какую-нибудь птичку, и лежит та на дороге. Отец Исидор с трудом нагнется, непременно подберет раненую. Вот какой-нибудь воробышек с поврежденным крылом и живет в келлии Старца до излечения. Как-то спрашивают его некие: «Батюшка, Вам не мешают мыши?». Старец улыбается: «Нет, ничего, не мешают. Я им даю ужин и обед, они и сидят спокойно. Раньше бывало: все скребут по келлии. А теперь я кладу им поесть, – около дырочки, – они и не бегают. Нет, ничего, не мешают». «У меня теперь гость, я не один живу», – говорит раз Епископу Старец. Епископ посмотрел, вопрошая взглядом. – «Лягушка, вот, прибежала в Пустынь», – объясняет о. Исидор с радостной улыбкой. – «Ведь они убегают», – говорит Епископ. – «Да, она убежала, а потом вернулась. Я теперь ей попою, поговорю с нею, – вот она и не убегает». И действительно, на одном из камней «Фиваиды» (о которой уже знает внимательный читатель) сидела большая лягушка. Авва же, низко склонив седую бороду над бессловесной тварию и смотря своими ясными глазами прямо в глаза лягушке, пел ей старческим голосом псалмы Кроткого Царя Давида. Иной Авва, святой Макарий Великий , неоднократно говорит, что как солнце, освещая своим светом и нечистоты, и грязь, от того не сквернится, но пребывает чистым, так и благодать Божия входит во всякую душу и остается незапятнанной 13 . Вот, и от Аввы Исидора Гефсиманского исходила благодатная сила на все, что ни приближалось к нему, на человека и на скота, и все же Авва оставался надмирным, помощью Матери Божией «сотворяемый превыше мирского слития».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Так поступала иногда партия зилотов, если ей удалось захватить побольше епископских кафедр и быть в силе и во власти; иначе они вели себя, если они не успевали «получить управления над митрополиями, настоятельства над монастырями, ежегодного содержания»; они отпадали от церковного единения и «начинали жить особняком в расколе». 783 Отщепенство являлось как бы выражением мести с их стороны. К сожалению, сами патриархи–зилоты, если им приходилось не добровольно, или в пылу гнева на действительную или воображаемую несправедливость – приходилось оставлять архипастырскую кафедру, то своими действиями они показывали пример, малопоучительный для своих сторонников. Так, известно, что один патриарх–зилот, лишенный патриаршего сана, на самом смертном одре не хочет забыть нанесенной ему обиды и даже осмеливается в своем духовном завещании назвать Церковь «пещерой разбойников и πορνεΓον»; 784 785 другой патриарх–зилот, сам добровольно оставляя кафедру по неудовольствию на то, что, как ему казалось, его недостаточно ценили, наложил тайную епитимью «на архиереев, на всех священнослужителей» и пр.; 786 третий, возвратившись снова на кафедру, с которой он был низвержен, в чувстве торжества над противниками, «принялся мстить и преследовать епископов и пресвитеров, запрещая одним священнослужение на несколько лет, другим до самой смерти». 787 Разумеется, такие примеры могли поощрять и прочих приверженцев зилотской партии не стесняться в борьбе с противниками. Деятельность патриархов–зилотов, часто направлявшаяся не к созиданию Церкви, а к ее разорению и оборачивающаяся катастрофой для лиц, им неугодных, главным образом для священнослужителей, понятно, возбуждала неудовольствия. И случалось острословы, не имея других средств досадить патриарху зилотического духа, сочиняли на нелюбимого пастыря сатиру и пускали ее в ход, в публику. Так, на одного патриарха–зилота сочинена была такая сатира (она вращалась в обществе, в изустной передаче). «Жил–был сапожник (под этим ремесленником, очевидно, разумелся император) и держал у себя белую кошку. Однажды кошка как-то попала в ведро, в котором сапожник держал ваксу; оттуда она едва выбралась, сделавшись уже черной (изображение патриарха–зилота). Мыши же подумали (под мышами нужно понимать византийское духовенство), что она, переменив свою одежду на черническую, конечно, не станет есть мяса. Поэтому они бесстрашно высыпали на пол и принялись обнюхивать там и сям, чем бы поживиться. Пришла кошка и, увидев такую богатую добычу, не могла, конечно, изловить всех мышей, хоть и очень хотела; однако схватила двух и съела (указание на необыкновенную ловкость кошки: двух зараз). Прочие все бросились бежать, изумляясь, каким образом она с тех пор, как облеклась в черную одежду, стала еще больше жестока». Автором этой сатиры, или аполога, был человек почтенный, Александрийский патриарх, гостивший в то время в Константинополе. 788

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Прожив в Платине не один год, отцы не заводили ни собак, ни кошек, в строгости своей полагая, что скит – неподходящее место для домашних тварей. Но в один прекрасный день Нина Секо привезла подарок. Она попросила отца Германа закрыть глаза и подставить руки. Открыв глаза, он увидел у себя в руках серого котенка. Отец Герман хотел было отказаться, но практичная Нина спросила, не докучают ли отцам мыши. «Ну что ж, – обратился отец Герман к котенку, – поймаешь за час мышь – останешься, не поймаешь – придется распрощаться». Новый гость деловито устремился под дом. Не прошло и пятнадцати минут, как перед Ниной и отцом Германом появился котенок с мышью в зубах. Добычу свою он сложил у ног отца Германа. Что ж, послушание выполнено – котенок остался. А вскоре появились и другие. Давно уже подметили отцы, что окрест водятся гремучие змеи. Порой отец Герман находил смертоносную гадину даже в своей келье прямо в клобуке или на кровати. Однако появились кошки, и змей стало меньше. Отцы смекнули: раньше змей привлекало обилие мышей; поубавилось мышей, значит, змеям поживиться нечем. Таким образом, из нежелательных в монастыре «домашних тварей» кошки превратились в тружениц, блюстительниц чистоты и безопасности. Поскольку не подобает давать какому-либо животному имя святого, отцы присваивали кошкам название того или иного места, связанного с жизнью святых. Так, кошка, приблудившаяся в день поминовения преподобного Германа Аляскинского, получила кличку Аляска; объявившаяся на праздник великомученика Феодора Тирона звалась Тирой и т.п. Грустноглазая дымчатая кошка, подобранная в день прославления иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», соответственно, была и прозвана Печальной. Постоянной спутницей отца Серафима сделалась Тира. Пестрая мелкая кошечка стала воистину матриархом кошачьего клана, никто не смел ей перечить. Даже в келье отца Серафима она вела себя по-царски. Удобно устраивалась у него на коленях, когда он, к примеру, печатал какую-нибудь статью, и он боялся пошевелиться или встать, чтобы не потревожить гостью. Как-то, зайдя в одну из рабочих комнат, он увидел, что Тира принесла котят прямо среди бумаг на его редакторском столе!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Отец Серафим, узнав о нелепом и жестоком убийстве Белана, был потрясен. Войдя в церковь , он горько заплакал. При напряженной работе в скиту отцы получали от животных отдохновение и облегчение от трудов. Порой к отцам в типографию забредала кошка, самостоятельно открыв дверь, или вдруг семья малиновок вила гнездо прямо под окном – и разом спадали оковы мирских забот перед неоспоримым чудом Божия творения, напоминая, что и человек – частичка этого творения. Какое зверью дело до сломанных грузовиков, печатных прессов, наборных машин, их не волнуют никакие заботы, столь обременявшие отцов. Отец Герман говорит: «Жизнь у нас простая, близкая к природе, и у животных в ней свое место. В современной обмирщенной обстановке, напротив, они лишены естественной среды, живой силы, им неуютно в рукотворном людском мире. Вглядитесь в глаза зверушек: они не просто милые пушистые игрушки, а существа, которых надобно принимать всерьез, у них свое мироощущение. Они, кажется, вот-вот обратятся к нам: “Войдите же в мир Божий! Вы принадлежите вечности!”» В минуту покоя, вспоминает отец Герман, у их с отцом Серафимом ног собирались «братья меньшие»: Свир приветливо помахивал хвостом и преданно смотрел в глаза, рядом тихо пристраивалась Киса, кошка с красивыми белыми лапками. – Как ты думаешь, – спросил отца Серафима в одну из таких минут отец Герман, – в чем смысл всех этих животных? – Чтобы напомнить нам о рае, – ответил отец Серафим. 69. Православный уголок Америки Нужно изучать церковную службу и церковный устав, так как красота христианского богослужения и глубина выше ангельской, это связь земли с Небом. Это хор Ангелов и людей, стремящихся к соединению своих сердец с Богом и воли своей с волей Божией. Старец Захария (Троице-Сергиева лавра, Россия; скончался в 1936г.) 985 Попав впервые в Свято-Германовский скит, епископ Нектарий оглядел все с благоговением, с благодарностью перекрестился и сказал: «Это чудо!» В России на глазах епископа Нектария безбожники-бандиты, захватившие власть, поразившие всю страну как чума, закрыли Оптину пустынь. В 1960-х и 1970-х годах в Сан-Франциско на его глазах поднялся «прилив стихий вероотступничества», как называл такое явление святитель Игнатий (Брянчанинов) . И посреди всей этой мирской суеты существовал монастырь Преподобного Германа, затерянный в лесной глуши, никому не известный, с двумя молодыми монахами, один из которых к тому же был новообращенным американцем. Не мудрено, что Платина показалась епископу Нектарию чудом. Он говорил отцу Герману и отцу Серафиму, что «в Платине живет дух Оптиной пустыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Преподобный Шио Мгвимский (7 мая) «Когда Святой кончил говорить, все звери пустились бежать от него, и остался перед ним один только волк , которому Святой сказал: – Именем Господа нашего Иисуса Христа тебе повелеваю: с этого времени паси ослов братии моей. За убытки же, которые понесли иноки, ты будешь питаться той же пищей, которую вкушаем мы . Выгоняй ослов утром, – продолжал Святой, – а пригоняй вечером, береги их; я назначаю тебя пастухом их. Волк повиновался словам Святого, каждый раз с холма он воем давал знать, что настало время выходить ослам на пастбище, днем волк пас их на горах, а к вечеру пригонял к обители. Все дивились такому чуду и славили Бога, даровавшего рабу Своему силу повелевать даже дикими зверями. Но вот что еще особенно удивляло всех: волк в продолжение всей своей службы не ел мяса . Он довольствовался только тем, что давал ему преподобный Евагрий, а Святой обыкновенно утром и вечером бросал ему по куску хлеба, намоченного в воде . Вечером, приняв обычную пищу из рук Евагрия, волк уходил в свою берлогу, выкопанную для него в горе самим святым Шио близ его пещеры. Шесть лет служил волк всей братии» Преподобный Флорентий (23 августа) «Флорентий приказал медведю, сказав: – Иди, выгони овец сих на пастбище, и паси их; около же шестого часа возвратись вместе с ними. И всегда зверь поступал так, приняв на себя порученное ему попечение об овцах; таким образом тот, кто привык всегда вкушать добычу, растерзав ее, пас овец, томясь голодом и препобеждая свой естественный нрав » с. 398]. Хищники «препобеждали свой естественный нрав» и избегали кровавой пищи под действием благодати, исходившей от Святых. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) «У батюшки была особенная кошка. Во время поста все ели постный борщ, и она тоже. Если кто-то давал ей в это время колбасу, она не брала. Когда все становились на молитву, кошка садилась тут же и тихо высиживала все правило» [XII, с. 91–92]. Удивительный пример говения – строгого поста, который вместе с людьми разделили животные – содержится в Священном Писании. Животные (хотя и вынужденно) полностью воздерживались от пищи и воды, и даже были облечены во вретища.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После исповеди она так изменилась, что все в доме понять ничего не могли: из фурии и демона она превратилась в кроткого ангела. Все были просто потрясены. Умерла она как христианка. Вторая сестра тоже приняла христианство, потом монашество, а когда она умерла, то весь город хоронил её, но никто и не знал, что у неё под подушкой лежит монашеское облачение. Как говорил сам игумен Никон, его жизнь там была «высшей школой смирения», которое так воздействовало на окружающих его людей. Ещё в лагере епископ дал ему характеристику, и он берёг её. Когда стали в 1944 г. открывать храмы, то, благодаря этой характеристике, ему дали возможность служения в городе Козельске. В Козельске он жил на квартире у монахинь Шамордина монастыря, сам монастырь был закрыт. И с этого времени происходит моё знакомство с ним, я помню, каким он там был. Это были кожа да кости, живой скелет. Годы были голодные, монахини тоже питались очень плохо: на кастрюлю супа (на четырёх монахинь и Никона) одна столовая ложка растительного масла, и то старшая причитала: «Ой, немного лей!» Он жил как настоящий подвижник. Я был маленький, мы его пригласили в гости, а у меня была великая скорбь: кошка окотилась, но не хотела принимать котят. Поэтому когда батюшка пришёл к нам в гости, я первым делом к нему с просьбой: вот такая, мол, беда. Потом сидим за столом, пьём чай, и такая сцена, как на показ: кошка растянулась, и все котята её сосут! На всю жизнь запомнился этот эпизод. Затем было много других случаев поразительных. Однажды, когда мы жили в Гжатске (теперь это Гагарин), где-то в мае или начале июня, он подзывает меня: «Лёшенька, пойди сюда». Подводит меня к двери, берёт линейку и карандаш и отчёркивает. На следующий день опять: «Смотри – линейка уже выше!» И так каждый день подзывал и отчёркивал. Я смотрю: «Как интересно – линейка всё выше и выше!» Где-то в августе он перестал меня подзывать. Я смекнул, в чём дело и говорю: «Батюшка, померяйте меня!» Он говорит: «Зачем?» Потом всё-таки померил и говорит: «Всё, на месте линейка. Ты что – хочешь быть выше Господа Бога? Он такого же был роста». За два месяца я вырос так, что когда пришёл в класс, все девчонки завопили: «Алик-то какой стал!» Я покраснел и бежать. Я вырос больше чем на голову за два месяца.

http://pravmir.ru/chto-nas-zhdet-posle-s...

А то раз готовилась одна духовная дочь батюшки к исповеди; стоит, дожидается, а в голове ее пробегает соблазнительная мысль, как хорошо она после обедни попьет кофе с приготовленными сливками. Зовет ее батюшка, входит она к нему исповедоваться, а он вдруг отвечает на ее суетное желание: «А ведь кошка разлила ваши сливки!» Можно понять, как поразилась такому провидению смущенная барыня; приходит она домой, а кухарка со слезами сообщает ей, что кошка разлила все сливки. Монахиня Князе-Владимирского монастыря, лежащего близ Одинцова, просила написать следующее: когда она поступала в монастырь, то пришла к батюшке просить его благословения. Он благословил и сказал: «Через десять лет тебе придется побыть в миру и пострадать». И действительно, через десять лет после поступления в монастырь пришлось ей по послушанию поехать в Москву. Приехала она в Москву, вдруг почувствовала себя нехорошо, заболела у нее голова, затряслись руки, прилегла она, а ее стало тошнить кровью, и так много вышло крови, что она уже и не думала, что останется жива. Позвали доктора, он велел ей лечь в больницу, отправили ее в Старо-Екатерининскую больницу. Не успела она выздороветь, как началось у нее воспаление легких, и она тяжело страдала и пролежала два месяца. Великий пастырь за десять лет предупредил ее, чт%о с ней будет, и все в точности так и исполнилось. Один человек пил вино; батюшка раз исповедовал его в церкви «Нечаянной Радости», ударил его по шее и сказал: «Смотри, не пей, а если будешь пить, то умрешь ударом». Но он не послушался благого вразумления пастыря и через несколько лет действительно умер от удара. Одна женщина никак не могла попасть на исповедь к батюшке; стоит она и думает: «А что если подойти без исповеди, батюшка и так причастит, ведь не один же он исповедует, а также и отец Платон, почему он может узнать, исповедовалась я или нет». Батюшка в это время стоял и приобщал народ. Вдруг раздаются грозные слова батюшки: «Ты у кого исповедовалась?» Смущенная женщина, помыслившая о возможности причащения без исповеди, видит, что стоит перед Святой Чашей какая-то фигура в черном платке и ничего не отвечает батюшке. Тогда батюшка опять гневно повторяет свой вопрос; обвиненная личность бросается ему в ноги и признается, что она ни у кого не исповедовалась. Можно понять, что почувствовали окружающие при таком грозном обличении пастыря. «Пошла вон из храма»,– послышался карающий возглас батюшки, и трепещущая личность поспешила поскорее удалиться. Та же женщина, которая помыслила так сделать, сама трепетала всеми своими членами, как бы обличенная пастырем в ее тайных подобных думах. Он показал, что от него никак не укроешься; если он допускал людей к Святым Тайнам, то он отлично знал, кого он допускает, никто не смел подойти к Святой Чаше неприготовленным и не очищенным искренним, горячим покаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Храм мученика Георгия в Лидде очень красив и очень высок; он был построен в древности, а теперь разрушен, только алтарь сохранился, остальное же не существует; честная глава Св. Георгия находится под жертвенником. По дороге находится Еммаус, предивная церковь , разрушенная наверху; в ней Иисус явился Апостолам, Луке и Клеопе, только этим двум, и выговаривал им за невежество, что не понимают они пророчества и пзъяснял им Священное Писание , что написал Давид и Исаия. Там Он преломил хлеб и затем стал невидим, потому что они узнали Его, и Он больше не остался. Знай, что Яфа находится близко от селения Лидды, как это мне известно. Там пристают суда, идущие с паломниками в Иерусалим. Из Лидды тотчас же идешь в Газу и туда можешь прийти в один день. Там был и дом Сампсона, а теперь он разрушен. Так я разсказал здесь о почитаемых и прекраснейших Святых местах Иерусалима, и я желал написать еще много разных других вещей, однако пришло время здесь остановиться. И знайте, почему разсказ этот кончен и сочинение это роздано всем; потому что я писал его ночью при свечах; кошка прыгнула (она была черная и молодая), пробегала мышь, кошка прыгнула вновь, погасила свет и меня не спросила. Кто из вас братья, приобретет его (т.е. сочинение) и купит, будет иметь великое богатство; всячески берегите его и в доме вашем будете иметь благословение из Иерусалима, из Святого Града. Кто из вас будет читать его и особенно разсказывать, молю Господа, да сподобитесь Царства Небесного. Молите о прощении прегрешений моих, чтобы мне получить отпущение грехов моих. Итак в заключение славлю Единого Предвечного Триипостасного Бога во веки веков. Рассказ о Св. горе Синае Слушайте вновь, любезные друзья, что я хочу вам разсказать, чтобы получить вам благословение, ибо я буду разсказывать о месте трудно доступном. Молю Иисуса, чтобы он дал мне благословение и вы просите, чтобы дал он мне благодать и чтобы мне довести до конца то, что я хочу разсказать. Я молю и прошу Господа моего, Св. Троицу, которая жизнь и свет мой, прошу Владычицу, Госпожу Мира, Одигитрию (Путеводительницу), чтобы стояла она предо мной, открыла мне душевные очи, чтобы мне хорошо разсказать всё возможное, чтобы мне разсказать, как находилась она в неопалимой купине и как видел ее оттуда Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010