Двадцать второй день. [Поучение 2-е.] Св. муч. Евлалия дева. (Пойдем ко Христу!) I. Св. Евлалия, память коей вместе с муч. Агафоником, Зотиком и др. совершается ныне, была дочь благочестивых родителей, живших в Испании, в селении близ нынешняго города Барцелоны. С самого детства ее была она так твердо воспитана в христианской вере, что уже в 14-ти летнем возрасте оказалась созревшею для мученического подвига, дабы чрез него отойти к своему небесному Жениху. В 303-м году, когда происходило гонение на христиан при императорах Диоклитиане и Максимиане, Евлалия услышала, что и в их город прибыл игемон Дакиан, по повелению которого розыскиваются и предаются истязаниям христиане, которые отказываются от участия в идольских жертвоприношениях. Тогда Евлалия, ночью, не предупредив даже своих родителей, отправилась в город. Приближаясь рано утром к городским воротам, она услышала голоса вестников, созывавших народ на позорище, которое предстояло верным исповедникам Христа. Стремительно пробравшись через толпу народа, она подошла к игемону и сказала ему: – «Судия неправедный! Ты сидишь на высоком месте, но не боишься Бога, Который выше всех! Разве ты сидишь здесь для того, чтобы губить невинных людей, проливать невинную кровь христиан?» Поражен был игемон неустрашимостью молодой исповедницы: он стал уговаривать ее поберечь себя, отречься от веры во Христа, но когда увидел, что все увещания его напрасны, то приказал предать ее истязаниям. Она же, как бы и не чувствуя страданий, вся углубилась в молитву и, наконец, воскликнув: «Господи Иисусе Христе! Услышь молитву мою, успокой меня с Твоими избранными в царствии Твоем!» предала Богу свою душу. К телу мученицы приставлена была стража, чтобы христиане не похитили его. Между тем родители Евлалии розыскивали исчезнувшую дочь... Придя в город, они услышали о том, что она совершила, и увидели ее мертвую, привязанную к дереву. Невольно плакали они, смотря на нее издали, и вместе с тем чувствовали неизъяснимую радость при виде их дочери-мученицы... Через 3 дня христианам удалось приобрести останки святой мученицы и предать их христианскому погребению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

218, бел. I).     961 Агафоника — к югу от Адрианополя (Златарски, История..., II, стр. 218, бел. I).     962 Аврилево — к северу от Скутари (Златарски, История.., II, стр. 218, бел. 2).     963 В. Томашек (Thomaschek, Zur historischen Topographie..., S. 75) полагает, что Хили находилось на Босфоре. Б. Лейб (Leib, Alexiade, II, р. 205) весьма неопределенно помещает его «между Сангаром и Аполлонией».     964 Исмаилиты (ο το σμαλ ), согласно библейской легенде, — потомки Исмаила, сына Агари, были родоначальниками арабских племен. Под исмаилитами часто имеются в виду вообще мусульмане, и в том числе турки.     965 Мариандины, согласно ряду античных авторов, — народ, обитавший в северо-западной части Малой Азии (см. RE, Hlbd 28, col. 1747—1749).     966 Озера Ваана (τς Βαανης λμνης). Β. Томашек (Thomaschek, Zur historischen Topographie..., S. 7) и вслед за ним Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., p. 194, n. 8) считают, что Анна таким образом называет оз. Софон к востоку от Никомидии. По мнению Гликаци-Арвейе (Glykatzi-Abr-weiller, Les fortesses..., р. 184, n. 19), Ваан — нынешнее оз. Сапанджа.     967 Анастасий Ι (491—518).     968 Сидира, т. е. «железное».     969 Обе лакуны легко восстанавливаются из контекста: 4-й индикт 6604 (1096) г.     970 Анна начинает рассказ о Первом крестовом походе и об основании латинских государств на Востоке. Эти события отражены во многих западных и восточных источниках, им посвящена огромная научная литература (библиографию см. в кн. маяег, Bibliographie...).    Труд Анны — единственный полноценный греческий нарративный источник о Первом крестовом походе. Зонара посвящает ему 15 строк (Zon., XVIII, 24), Михаил Глика, переписывающий Зонару, — 10 (Glycas, IV, р. 62), Скутариот — 20 (Anon. Syn. Chron., pp. 184—185). Судя по тексту Анны (и Зонары), крестовый поход оказался для Алексея полной неожиданностью. Однако, по сведениям некоторых западных источников, Алексей не только знал о готовящемся походе, но и сам в какой-то степени спровоцировал его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

б)  Есть другого рода страдальцы, которые за пороки или преступления подвергаются тяжким болезням , или строгим и долговременным наказаниям. Чувствуя на себе наказующую руку Божию, они считают себя достойными наказания, не ропщут и стараются загладить соблазны и обиды, сделанные ими ближним, раскаиваются в своих грехах, отвращаются от прежней, беззаконной жизни. Все подобные страдальцы, как бы ни были велики грехи их, могут надеяться на прощение и помилование от Господа, как помилован покаявшийся на кресте разбойник, если они до конца жизни будут благодушно переносить свои страдания. в)  Есть очень много страдальцев, которые ропщут среди заслуженных страданий , не раскаиваются, не исправляются, предаются грубым порокам и погибают. Почти все пользуемся дарованными нам от Бога талантами не так, как должно. А когда правосудный Бог наказывает нас, ропщем, будто несем незаслуженное наказание. III. Нужно нам, грешным, благодушно переносить все неприятное и тягостное в жизни, чтобы терпением загладить грехи свои и наследовать Царство Небесное, помня всегда, что не счастливые в мире призываются туда, но плачущие, гонимые, злословимые и подобные им страдальцы. (Составлено по Четьи Минеи и «Страннику» 1871 г., т. 3-й, с. 212). Поучение 2-е. Св. мученица Евлалия дева (Пойдем ко Христу) I. Cb. Евлалия, память коей вместе с мучеником Агафоником, Зотиком и др. совершается ныне, была дочь благочестивых родителей, живших в Испании, в селении близ нынешнего города Барселоны. С самого детства ее была она так твердо воспитана в христианской вере, что уже в 14-летнем возрасте оказалась созревшей для мученического подвига, дабы чрез него отойти к своему небесному Жениху. В 303-м году, когда происходило гонение на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане, Евлалия услышала, что и в их город прибыл игемон Дакиан, по повелению которого разыскиваются и предаются истязаниям христиане, которые отказываются от участия в идольских жертвоприношениях. Тогда Евлалия, ночью, не предупредив даже своих родителей, отправилась в город. Приближаясь рано утром к городским воротам, она услышала голоса вестников, созывавших народ на позорище, которое предстояло верным исповедникам Христа. Стремительно пробравшись через толпу народа, она подошла к игемону и сказала ему: «Судия неправедный! Ты сидишь на высоком месте, но не боишься Бога, Который выше всех! Разве ты сидишь здесь для того, чтобы губить невинных людей, проливать невинную кровь христиан?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

22-е Св. муч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа) и других с ними Некто Евтолмий, посланный в Понтийскую страну для преследования христиан, в местечке Карпен умертвил Зотика с учениками его, а возвратившись в Никомидию схватил Агафоника, происходившего из знатного рода Гиппасиева, и обращенного им в веру Христову принкипса, то есть первенствующего члена Сената (princeps senati), и с другими христианами, в числе коих были Зенон, Севериан, Феопрепий и Акиндин, повел во Фракию, где тогда был император Галерий (308 года). На дороге, в местности Потама, умертвил Зенона, Феопрепия и Акиндина, потому что уже не могли идти от прежде наложенных ран и истощения, а близь Халкидона – и св. Севериана. Агафоник же с другими приведен в Силиврию, предан пыткам и обезглавлен с другими, по приговору Галерия. Св. Агафоника мощи еще во времена Констанция императора перенесены в Константинополь и положены в храме его имени, а глава осталась в Силиврии. Филофей, архиепископ Силиврийский XIV века, почтил св. Агаеоника похвальным словом, из коего приводим здесь нечто (Migne Patrologiae Graecae tom. 154). «Из прежних философов, ораторов церковных и других, искусных в слове, никто не почтил нарочитым словом подвигов венчанного мученика Агафоника; но когда другие прошли молчанием достойное незабвенной памяти, я восхвалю их. Хоть сознаю себя не красноречивым, даже весьма неспособным к этому делу, но никто из вас, думаю, не обвинит меня в суетной дерзости. Не из желания пустой славы, не из какого либо дурного побуждения, но из почтения к мученику, для назидания и утешения жителей города начну речь, а вы, уповающие на предстательство мученика, послушайте. Если бы о ком другом шла речь, то может быть и справедливо нашлось бы место порицанию: а когда говорится о делах христианского мужества, то справедливо и вам радоваться вместе со мною». «Прежде всего прилично сказать об отечестве святого; и так как два города присвояют его, один, как родивший его и воспитавший, другой, как предоставивший ему пальму свидетельства о Христе и венец победы, в котором сохраняется и священная глава его, подающая многие исцеления царям, князьям и всем притекающим с верою: то, по правилам ораторской речи, надлежит сказать о сих славных городах, что в них есть общего и что свойственно каждому в отдельности».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Более соответствующим контексту указанного поучения было бы указать на совершенно иной, нежели отмечено у Р. Синкевича, принцип соотношения νψις и πρξις и усмотреть здесь указание на то, что все внешние подвижнические труды, называемые деланием (πρξις), создают условия для трезвения ума. Именно поэтому выше процитированный призыв и заканчивается словами о приобретённом в результате внешних трудов внутреннем настрое: «Стяжите добродетель и жажду праведности для того, чтобы мир мог воссиять в ваших мыслях» 126 127 . Внешние труды отнюдь не называются у Феолипта «трезвением», влияют на состояние трезвящегося ума. «Мысли, – пишет святитель, – смиряются немощью естества», а в ином трактате он указывает, что «лощение дает зоркость уму при трезвении» 128 . Наблюдает Феолипт и обратную связь: трезвение способствует внешним добродетелям 129 . Всё это позволяет говорить не о мысленном отождествлении Феолиптом νψις со всем вообще комплексом аскетических упражнений, но об указании на взаимодополняемость и взаимообусловленность подвига внешнего и внутреннего. Теперь нам предстоит уяснить, что же св. Феолипт мыслит под трезвением. В упомянутом поучении «О трезвении и молитве…» (MD 2) Феолипт трезвение называет «вниманием (προσοχ)». «Духовное делание…, – поясняет он, – состоит из прилежного внимания и непрестанной молитвы» 130 . Помимо этого, святитель пишет о трезвении, как о «мысленном безмолвии (την τς διανοας ησυχαν», 131 мысленном «страже» 132 . Трезвение есть работа именно ума, его хранение, 133 контроль над помыслами 134 . В результате трезвения – этой специфической умной операции – ум стяжает некоторую чистоту. Собственно, «трезвение есть чистота ума» 135 . Разъяснения относительно чистоты ума, преподаваемые Феолиптом на склоне своей жизни в поучении монахиням Евлогии и Агафонике, 136 наиболее доходчиво выявляют его понимание относительно того, в чём состоит задача трезвения. Автор трактата под «чистым умом» мыслит ум, «оставляющий (πολιπν 137 ) внешний чувственный мир, ещё же и все мысленные образы мира (τ κατ δινοιαν σχματα το κσμου), [а так же] все чувственные и умные [представления] относительно Бога (πντα τ μετ θεν αισθητ τε και νοητ)…» 138 Как видно, состояние чистого ума предполагает преодоление не только, грубых страстей, но и вполне естественных расположений.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Так казалось, Наташа, но случилось все как то совершенно иначе. Когда я спросил Марину, действительно ли она думает, что все, что было в Вильне, было только о Тане, — это прозвучало каким-то почти грубым упреком, прозвучало так, как будто бы я оспаривал её право вступаться за Таню. В ответ на мой вопрос я услышал очень печальные, словно просящие за что-то прощение,     бесконечно ко мне ласковые Маринины слова: «Только, Николай Федорович, не надо обиды, не надо, ведь я же, право, не с поднятою головой перед Вами сижу»... На этом наш разговор оборвался. Было уже половина восьмого. Мне было совершенно необходимо ехать в Клементьево. Спектакль, перешедший в последнее время всецело в мое ведение, должен был начаться не позднее половины девятого. Мы сговорились с Мариной, что она пойдет к Алеше, а к одиннадцати часам придет в Клементьевский парк. Как только моя тележка выехала за околицу и по бокам мягкой, пыльной дороги замелькали ржаные стойки, такие же крепкие, ладные и густоволосые, как возвращавшийся из церкви народ, мне сразу стало как то по утреннему хорошо на душе. С вершины Твоей любви и Твоего Кавказа светом и силою провеяли в душу широкие, блаженные просторы. Только что такой сложный, исполненный тревоги образ Марины затих и отступил в даль. Зато Алеша, о котором даже и не спросил ничего у Марины, как то незаметно приблизился, и не в своем Агафонихинском, а в своем настоящем виде. Если бы, Наташа, не эта моя способность внезапного возвращения в тот существенный центр души, который один только правильно освещает её дали, я бы, вероятно, уже давно взорвал свою единую душу тысячью своих душ. Но эта спо-     собность во мне предельно сильна и действует с гораздо большею уверенностью, чем все остальные инстинкты самосохранения. Можешь же себе представить, до чего я должен был гнусно себя чувствовать, вернувшись в свой подлинный, душевный центр со всеми его большими вопросами, по пути на глупый любительский спектакль. Когда я приехал в Клементьево, там царила полная паника. За опоздание на меня посыпались тысячи упреков. Любовь Ивановна нервничала и капризничала отчаянно — костюм ей не нравился, парик ее старил, а гримироваться она ждала меня, хотя из Москвы был выписан сам Чугунов. Головин, уже вошедший в роль водевильного остряка и хвативший для храбрости несколько рюмок, отпускал на мой счет совершенно непотребные остроты, пресечь которые не было никакой возможности. Какой-то молоденький офицерик, играющий выходную роль, возмущенно протестовал против нарисованных усов и требовал наклейки. Заведующий собранием, круглый, красный поручик Винченко врывался каждую минуту за кулисы с оповещением, что его превосходительство ждет и барышни тоже просят поскорее, чтобы осталось побольше времени для танцев. И все эти нервы, вопросы и просьбы аппеллировали почему то ко мне; я же, во всем этом никак не заинтересованный, не имел даже возможности воскликнуть вместе с Агафьей Тихоновной: «пошли вон, дураки», а должен был

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

745 Источник нам обнаружить не удалось. Может быть, речь идет о словах самого Григоры, передаваемых Агафоником. 746 διον υο. Цитата не идентифицируется. Ближайшая по смыслу фраза из Сокровищницы: «Дух Христов, Который воображается в нас, как и Он, и есть, несомненно, принадлежность Его сущности (διον τς οσας ατο)» (Cyrillus, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, в: PG, vol. 75, col. 609A). 758 Клеодим (греч. Κλεδημος) – ученик Григоры, адресат его писем. Упоминается также Акиндином в его переписке с Григорой. Имя, скорее всего, является вымышленным, хотя под ним и может скрываться реальное лицо ( PLP 11785). 759 Протагор (греч. Πρωταγρας) – друг Григоры. Имя является фиктивным, и не известно, псевдоним ли это реального человека, иди за ним стоит целиком вымышденный литературный персонаж, введенный Григорой для удобства повествования ( PLP 23861). 760 Диалог начинается как бы не с начала. Подразумевается предшествующий реплике Клеодима рассказ Протагора. 765 Joannes Chrysostomus, De incomprehensibili dei natura (=Contra Anomoeos, homiliae 1–5), éd. Malingrey, 2.307–308 (TLG 2062 012). 767 [Pseudo-] Joannes Chrysostomus, Encomium in sanctum Joannem evangelistam, в: Hippolytus Monachus (ed.), «ωννου το Χρυσοστμου γκμιον ες ωννην τν εαγγελιστν», Να Σιν 17 (1922), p. 726.21. 768 В целом цитаты из этого параграфа не идентифицируются, хотя отдельные слова и словосочетания встречаются в тех или иных текстах Златоуста или Псевдо-Златоуста. 770 Мы принимаем конъектуру ван Дитена, основанную на одной из рукописей, согласно которой вместо μερν читается μετρων (см.: Dieten, Bd. 6, S. 92, Anm. 229). 771 Архилох (греч. Αρχλοχος, до 680 – ок. 640 до н. э.) – древнегреческий сатирический поэт с острова Парос в Эгейском море. 772 Обезьяна, персонаж басни Архилоха, символизирует выскочку и хвастуна, демонстрирующего лишь собственную глупость (см.: Archilochus, Fragmenta , в: Iambi et elegi Graeci, ed. M. L. West, vol. 1 (Ox­ford, 1971), Fr. 185, 187 (TLG 0232 001)). B схолии κ «Πρς Πλτωνα πρ τν τεττρων» Элия Аристида προ выражение «Архилохова обезьяна» говорится, что оно употребляется применительно к тем, кто «подражает философам, не будучи сам философом» (Scholia in Aelium Aristidem, Treatise Tett, Jebb pagëline-Hypothesis-Epigram 307, 8.3–4, в: Aristides , ed. W. Dindorf, vol. 3 (Leipzig, 1829; repr. Hildesheim, 1964) (TLG 5008 001)).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чудотворец Артемий Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. 1 ноября, 2013 Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. 2 ноября в Православной Церкви совершается память праведного святого Артемия Веркольского. Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. Не для того ли Господь забрал его к себе так рано, чтобы мы помнили важнейший Его завет: «Будьте как дети» (Матф. 18:3). ОТРОК АРТЕМИЙ Артемий родился в 1532 году в селе Веркола — на окраине Архангельской области. Его родители — Косьма по прозвищу Малый и Апполинария, были простыми крестьянами. Мальчик рос богобоязненным, был чужд простых детских игр. Тихий и кроткий, он не общался со сверстниками и беспрекословно слушал своих родителей. Всегда помогал отцу в полевых работах, сколько мог по своему здоровью и возрасту. 6 июля 1544 года, когда двенадцатилетний Артемий с отцом боронили землю, вдруг поднялась буря, началась невиданная доселе гроза, и в отрока попал разряд молнии. Артемий упал замертво… О происшествии много судачили, в итоге решили, что это — наказание Божие за какие-то тайные его грехи. В то время убитых молнией не принято было хоронить на кладбище. Тело так и осталось не отпетым — его положили прямо на землю в глухом лесу, сверху прикрыв хворостом и берестой, и поставили небольшой сруб. 32 года пролежал отрок не погребённым — пока Агафоник, дьячок Никольской церкви, в 1577 году не собрался в лес по грибы-ягоды. Углубившись в чащу, он заметил необычный свет и, когда приблизился, обнаружил нетленные мощи блаженного Артемия.

http://pravmir.ru/chudotvorec-artemij/

Ruhbach. Tübingen, 1965. Lietzmann H. Die älteste Gestalt der Passio SS. Carpi, Papylae et Agathonices//Festgabe für K. Müller zum 70. Geburtstag. Tübingen, 1922. S. 46–57=Lietzmann H. Kleine Schriften. Bd. I. Berlin, 1958. S. 239–250. The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. Atti e passioni dei martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen et al. Milano, 1987. Научная литература Den Boeft J., Bremmer J. Notiunculae Martyrologicae II//Vigilia Christianae. Vol. 36. 1982. P. 383–402. Jones C. Notes on the Acts of Carpus and some related Martyr-acts//Pignora Amicitiae. Scritti di storia antica e di storiografia offerti a Mario Mazza/A cura di M. Cassia et al. Acireale; Roma, 2012. T. 1. P. 259–268. Orbân A. P. Commento al «Martyrium Carpi, Papyli et Agathonicae»//Atti e passioni dei martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen et al. Milano, 1987. P. 384–390. Simonetti M. Alcune osservazioni sugli Atti di Carpo, Papilo e Agatonice//Simonetti M. Studi agiografici. Roma, 1955. P. 95–107. Лебедев А. П . Библиографические заметки по части новой иностранной литературы церковно-исторического содержания//Прибавления к Творениям св. Отцов. Ч. 43. Кн. 2.1889. С. 611–677. Розенблюм Е. М. «Акты Карпа, Папилия и Агафоники» как источник по истории православно-монтанистской полемики//Диалог со временем. 2014. 48. С. 216–224. Мученичество Птолемея и Луция Во 2-й главе II Апологии Юстина Мученика содержится рассказ о драматических событиях, произошедших в Риме в начале 50х гг. II в. Из-за того, что некая знатная римлянка приняла христианства и захотела развестись со своим мужем, был схвачен ее наставник в вере Птолемей. Он был осужден на смерть, а когда Луций и некий третий зритель суда выразили недовольство решением префекта города, то были казнены и они. Текст Юстина сохранился до нашего времени в трех рукописях: cod. Parisinus graecus 450 (сер. XIV в.), cod. Philippicus 3081 (1541 г.) и cod. Ottobonianus 274 (вторая пол. XVI в.) 296 . Перевод 1 . Одна женщина жила с мужем, предающимся распутству, и сама прежде тоже была распутной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 Annales duMusee Guimet, torn. XXV, pag. 120 (2-я коптская статья о Макарии Великом ). Еще подробнее рассказывается в житии Макария, составленном епископом Серапионом, Annales duMusee Guimet, torn. XXV, pag. 101–104. Здесь еще очень важна следующая подробность: после исцеления дочери Агафоника посланный им слуга предлагал Макарию большой подарок – 4 000 золотых монет; но Макарии отказался от денег, говоря, что дара Божия не продают и что ему не нужно ничего подобного. 10 Βιτμιος, Витимий. Очевидно, грек не мог произнести тот коптский звук, который мы произносим легко. Лат.: Vindemius. Vitae patrum, VI, 3, § 2. 11 ως πδ πλοτου=как бы от богатства. Какое сходство греческого и коптского выражения мысли! Очевидно, греческий текст есть перевод коптского текста. 12 В Копт. стоит цифра 9, а в самом переводе Амелино cinq – пять, как и в греческом и латинском изданиях и в русском переводе. 13 μαρτριον, martyrium=мученичество; место, где погребен мученик; храм – малый, в отличие от большого – εκκλησα 14 Αποφθγματα... Μκρ. 33. Достопамятные сказания... – Мкр. § 32. Vitae patrum, lib. III, § 195. Vitae patrum, VI, 3, § 2. Древний патерик, гл. 20, § 3, с. 395–396. 15 Αποφθγματα... Μκρ. 39. Достопамятные сказания... – Мкр. § 38. Vitae patrum, lib. III, § 127. 16 Αποφθγματα... Мкр. 13. Достопамятные сказания... – Мкр. § 13. Vitae patrum, V, 7, § 10. Древний патерик, гл. 7, § 15, с. 114. 18 hAI=πτον, ventilabrum (Peyronis. Lexicon copticum 326). Β ποφθγμα-τα читаем ντρο ν=селитру. 20 YIYWI =Σισης, Сисой. Грек не мог произнести такого коптского звука и заменил его несколько похожим звуком. 22 επτ ονματα ( Αποφθγματα). Но в Достопамятных сказаниях читаем: «чтобы сжать семь нив». Это не совсем верно: первое – «будучи всемером» – осмысленнее, чем «сжать семь нив». 23 «Αποφθγματα... Мкр. 7. Достопамятные сказания... – Мкр. § 7. Древний патерик, гл. 19, § 11, с. 385–386. 25 Αποφθγματα... Мкр. 27. Достопамятные сказания... Мкр. § 27: никого не обижай, никого не осуждай: соблюдай сие, и спасешься.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010